Задания для домашнего обучения по теме недели "Маленькие исследователи"

Вишняк Ольга Анатольевна

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по формированию звукопроизношения и обучению элементам грамоты в подготовительной группе  компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи на тему:

Тема: буквы Е, е в начале слова

и после гласных

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

     — познакомить с буквами Е, е;

     — учить соотносить букву и звуки.

     — обучать чтению слов с буквами Е, е в начале слова и после гласных;

      —        учить детей делить слова на слоги;

Коррекционно-развивающие:

     — развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;

     — совершенствовать звуко-буквенный анализ;;

     — упражнять в употреблении существительных—названий детенышей животных в единственном и множественном числе;

     — упражнять в употреблении  существительных в родительном падеже множественного числа;

     — развивать фонематические процессы;

     — формировать навык письма букв Е, е.

     — развивать зрительное восприятие.

Коррекционно-воспитательная:

     —        воспитывать  у детей  умение  внимательно слушать друг друга.

 воспитывать  у детей  умение  внимательно выслушивать товарищей, не перебивая их.

Оборудование: предметные картинки;  карточки для обозначения звуков и составления схем, буква Е, индивидуальные зеркала, тетради, «ягоды», надувные шарики, раскраски..

Ход занятия

1.        Организационный момент. Игра «У кого—кто?

     Выставляются картинки животных и их детенышей.

     — Посмотри на картинку и скажи, у кого кто?

У зайчихи—… (зайчонок)                   А это ? (Зайчата.)                        

У волчицы—… (волчонок)                  А это ? (Волчата.)      

У лосихи—… (лосенок)                       А это ? (Лосята.)                        

У медведицы—… (медвежонок)         А это ? (Медвежата.)                        

У ежихи—… (ежонок)                         А это ? (Ежата.)                        

У волчицы—… (волчонок)                  А это ? (Волчата.)                        

У лисицы—… (лисенок)                      А это ? (Лисята.)

 

2.     Развитие общей моторики.  "На водопой". Координация речи с движением, развитие творческого воображения и подражательности, закрепление в речи существительных с суффиксами –онок, -ёнок.

Жарким днем, лесной тропой

Звери шли на водопой        

Дети идут друг за другом

За мамой - слонихой топал слоненок

Топают

За мамой - лисицей крался лисенок

Идут тихо крадучись

За мамой - ежихой катился ежонок

Присели на четвереньки

За мамой - медведицей шел медвежонок    

Идут вперевалочку

За мамою - белкой скакали бельчата

Скачут вприсядку

За мамой зайчихой - косые зайчата

Скачут на прямых ногах

Волчица вела за собою волчат

Ползут на четвереньках

Все мамы и дети напиться хотят.

Имитируют лакание

3.        Массаж лица. Дети выполняют массаж лица перед зеркалом совместно с логопедом. Сначала логопед проводит поглаживание, а затем знакомит детей с зигзагообразными движениями:

Ходит пальчик по дорожке:

От середины лба к вискам.

Вверх — вниз, вверх — вниз,

Вокруг круговых мышц глаз (от переносицы к вискам).

Будут розовыми щечки:

По мышцам щек (от крыльев носа к вискам).

Вверх — вниз, вверх — вниз.

                                    Т. Куликовская

От середины подбородка к ушам.

Массаж заканчивается поглаживанием.

4.        Развитие артикуляционной моторики.

«Покусать верхнюю губу»

«Покусать нижнюю губу»

«Окошко» (рот) открыть — закрыть.

 5.         Объявление темы занятия.  Знакомство с буквой Е

     —        К нам в гости пришел зверек, а какой, вы сами угадаете.

Немытое в рот ни за что не возьмёт,
И ты будь таким, как чистюля…
(ЕНОТ)

     —        Правильно, Енот. Посмотрите, как пишется слово «ЕНОТ».

Логопед демонстрирует «ЕНОТ».

     —        Разделите слово ЕНОТ  на слоги. Назовите первый слог. Назовите второй слог. Рассмотрите схему. Прочитайте второй слог. А первый слог е обозначается буквой Е.

     — Рассмотрите буквы Е, е . Чем они похожи? Чем отличаются?

     —        Сколько элементов у большой буквы Е? Какие это элементы?

     —        Рассмотрите маленькую букву е. Сколько у нее элементов? Какие это элементы?

     — Прорисуйте  в воздухе  букву Е (Самостоятельно. Если ребенок не справился с заданием, прорисуйте рукой ребенка в воздухе заданную букву.)

     — Сложите  букву из палочек. (Помогите ребенку при необходимости.)

     — Прочитайте буквы в рамочке.

     —        Сколько букв Е (больших и маленьких) на рисунке?

     —        Мама Крошки Енота послала его за ежевикой.  Дорога будет дальняя. Крошка Енот приглашает нас в это путешествие. Согласны?

     —        Да!

     —        Ну,  тогда, в путь!

6.   Упражнение в произношении с повышением и понижением голоса.

     —        Сначала нам нужно пройти по мосту, через глубокую реку. Идем и поем песенку «Е».

     Буква Е поднимается и опускается по ступенькам.

     —        Когда вы пели песенку «Е», какие звуки вы произносили?

     —        [й] и [э].

     —        Правильно, Е состоит из двух звуков [й] и [э].  Если буква Е стоит в начале слова или после гласной, мы будем обозначать ее  прямоугольником зелено-красного цвета.

Зеленый цвет обозначает всегда мягкий согласный звук [й], а красный цвет—гласный звук [э].

     —        А сейчас мы подошли к болоту. Посмотрите, кочки на болоте разных цветов. Нам нужно перебраться на другую сторону болота, но наступать нужно только на кочки, обозначающие букву «Е». (Красно—зеленые.)

     Дети перепрыгивая с кочки на кочку перебираются на другую сторону болота.

7.   Формирование грамматического строя речи.  Употребление  существительных в родительном падеже множественного числа.

     —        Все перебрались? Молодцы! Каких животных вы видели?

     —        Лягушек, змей, цапель, лосей, журавлей, насекомых.

8.   Звуко-буквенный анализ.                                           

     —        Но  прежде, чем идти  дальше, нужно выполнить следующее задание: Прочтите слова. Рассмотрите схемы. Раскрасьте их.

  ем                    ели                         поехали                      енот                       воет      

      к  

з    

с

       к

з

    к

з

      к

с

      к

з

      к

с

      к

з

       к

з

       к

с

с

       к

с

       к

з

с

   

9. Развитие фонематического слуха. «Эхо».

     —        Далее наш путь проходит через ущелье в горах. В горах живет Эхо. Эхо очень любит играть с путешественниками.

     Проводится игра «Эхо».

     —        Я называю слово или букву, а вы повторяете только последний звук.

При произношении логопед утрированно выделяет последний звук.

Е…(Э-э-э)

Я…(А-а-а)

Ю…(У-у-у)

Ё…(О-о-о)

Новые (Э-э-э)

Моя  (А-а-а)

Качаю…( У-у-у)

Твоё (О-о-о)

10.   Упражнение для глаз.

     —        Молодцы! Справились с заданием. Далее наш путь пролегает через дремучий лес.

Угадайте, что за птица

Света яркого боится,

Клюв крючком, глаз пятачком?

                                              (Сова)

Сова летит,

Поморгать глазами.

Глазами вертит,

Обвести  глазами круг.

К нам подлетает

Посмотреть на нос.

Наших деток пугает.

Зажмурить, а потом широко открыть глаза.

     —        Что сова нам принесла? Тетради.

11.   Письмо (Рабочая тетрадь)  

а)  Написать печатную букву Е до конца строки.

б)  Обвести в кружок  только правильно написанную букву Е.

в) Развитие зрительного внимания. Буква Е «заболела», мы ее вылечим (допишем)

12.   Упражнение в произнесении.

— Произнесите чистоговорку о енотах

Ежевику мирно ели

Два енотика под елью.

13.   Развитие мелкой моторики:

     —        Поможем Крошке Еноту собрать ежевику?

     —        Да!

     Перед детьми рассыпаны «ягоды». Нужно собрать «ягоды» в лукошко беря  их большим  и указательным  пальцами, затем большим  и средним пальцами и т.д. сначала правой, затем левой рукой.

 14.    Работа над развитием дыхания и голоса.

     — Пора возвращаться обратно.  А возвращаться мы  будем на воздушных шариках, которые нам подарил крошка Енот. Но сначала их нужно надуть.

    Дети надувают воздушные шары. Логопед помогает их завязать.

15.     Итог занятия.

     — С какой буквой мы сегодня познакомились?

16.     Рефлексия

     Детям раздается раскраска енота.

     — Если вам понравилось путешествие, раскрасьте рисунок разноцветными карандашами, если путешествие не понравилось, раскрасьте рисунок серым карандашом.



Предварительный просмотр:

Игровые упражнения с буквой Ё.

Цель : изучаем букву Ё, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой Ё, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву Ё по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Оборудование: предметные картинки с буквой  Ё, загадки, пословицы, стихотворения.

Назови  картинки:

Ёрш             Ёлка            Ёж                           Ёлочные игрушки 

  1. На какую букву похожа буква Ё? Чем отличаются буквы Е и Ё?
  2. Повтори: ЁЖИК.
  3. Говори слово ЁЖИК, хлопай в ладоши и считай слоги.
  4. Сколько слогов в этом слове? Какой первый слог в слове ЁЖИК?

Буква Ё - гласная буква. Запомни это, пожалуйста.

Рассмотри букву Ё.  Нашили  букву Ё в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Продолжи фразу

Добродушен, деловит.
Весь иголками покрыт.
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель… (Ёжик).

За рекой росли,
Их на праздник принесли
На веточках - иголки.
Что же это? … (Ёлки.)

Всей семьёй идут гулять
Ночью вдоль дорожек
Еж-отец, ежиха-мать
И ребёнок … (Ёжик).

Шубка - иголки.
Свернётся он - колкий.
Рукой не возьмёшь.
Кто это? … (Ёж)

Ну и платье:
Сплошь иголки.
Его носят вечно… (Ёлки).

Колюч, да не ёж.
Кто же это? … (Ёрш.)

Серый ёж был очень тих
И ежиха тоже.
И ребёнок был у них -
Очень тихий … (Ёжик).

Сказка про букву Ё

Ежик и ёршик

Все звери легли спать на зиму, и ёжики улеглись в норе под ёлкой. А маленькому ёжику не спится.

Мам! Что это мы всё спим да спим… Можно, я схожу к своему другу ёршику?
- Да ты что? Замёрзнешь ещё. Спи!

Лежал-лежал ёжик, ёрзал-ёрзал, дождался, пока мама уснула, и вылез из норы. Вылез и удивился. Всё белым-бело, и снег на ёлках то на цыплёнка похож, то на ёжика и даже на ёршика!

Ой, как здорово! А ёршик-то сидит в реке, ничего этого не видит!

Прибежал к реке, а вместо реки - один лёд, и прорубь посередине.

Ерш, а ёрш! Я чего видел! Ну, ёрш!

Долго звал ёжик, замёрз весь. Наконец выплыл заспанный ёрш:

Ну, чего кричишь, спать не даёшь?
- А разве вы тоже спите?
- Ещё как. До самой весны. Шёл бы и ты, а?

Затрусил ёжик домой, в тёплую нору. Замёрз весь, съел мёду, чтоб не заболеть, и залёг спать до весны.

Загадки для детей на букву Ё

Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят.
Молока они хотят.
(Ёж)

На спинке иголки
Длинные и колкие,
А свернётся он в клубок.
Нет ни головы, ни ног.
(Ёж)

Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами.
(Ёж)

По тропинке идёт.
Лес на спинке несёт.
(Ёж)

Недотрога, весь в иголках,
Я живу в норе, под ёлкой.
Хоть открыты настежь двери,
Но ко мне не входят звери.
(Ёж)

Мастер шубу себе сшил,
Иглы вынуть позабыл.
(Ёж)
Я прихожу с подарками.
Блещу огнями яркими.
Нарядная, забавная.
На Новый год я главная.
(Ёлка)

Красавица какая -
Стоит, светло сверкая,
Как пышно убрана…
Скажите, кто она?
(Ёлка новогодняя)

Колюч, да не ёж.
(Ёрш)

Пословицы и поговорки на букву Ё

Не потрудишься - мёду не поешь.
Не разгрызёшь ореха - не съешь ядра.

Веселые стихи про букву Ё для детей

Расскажи-ка, Буква Ё,
Как твоё Житьё-бытьё?
Буква Ё
Даёт
Отчёт:
- Ничего житьё
Течёт.
Я - ударная всегда!
- Ой-Ё-Ёй,
Вот это - да!
(А. Шибаев)

Ёж морской на дне морском
Пел о ёжике лесном:
Ах ты, ёж, братец ёж.
Как без моря ты живёшь?
Ёж живёт в глуши лесной,
Ёлка - дом его родной…
(Б. Тимофеев)

Что-ж ты, ёж, такой колючий?
- Это я на всякий случай:
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи!
(Б. Заходер)

Ёжик
Как-то мне приснился сон.
Будто конный эскадрон,
Проходя по переулку.
Так стучал и топал гулко.
Что проснулось всё вокруг.
Я и сам проснулся вдруг.
Свет зажёг…
Я вижу - ёжик
Под кроватью - тук да тук!
От его коротких ножек
Этот топот,
Этот стук.
(А. Вольский)

А ёжик ночью убежал.
Его никто не обижал.
Он тосковал уже с утра,
Он тосковал ещё вчера.
Чего он, глупый, тосковал?
К нему никто не приставал.
Его мы так любили,
И гладили, и мыли.
Но он свернулся и дрожал.
А после взял и убежал…
Мы обыскали все кусты.
До самой тёмной темноты
И я кричал,
И брат кричал.
А ёж таился и молчал.
В траве сновали паучки,
Тихонько тренькали сверчки.
С родной природой в мире.
Еж был в своей квартире.
(Ю. Могутин)

Беспокойные соседки
Поглядите, поглядите:
Пять соседок в алфавите -
Буквы г, д, е, ё, ж -
Все горюют о еже.
Вечно думают:
«Где ёж?»
Не утешишь,
Не уймёшь…
(А. Шибаев)

Есть у ёжика и ёлки
Очень колкие иголки.
В остальном на ёлку ёж
Совершенно не похож.
(Г. Сатир)

Чем ёлка не похожа на волка?
Живут в еловой чаще волки.
Растут в еловой чаще ёлки.
Они нам кажутся похожими,
И запросто их спутать можем мы.
И волки ходят, сбившись в стаю,
И ёлки кучей вырастают.
Волк может поцарапать лапою,
И ёлки лапою царапают.
Волки ходят тихо, молча,
Такова повадка волчья.
И ёлка, если не скрипит.
Стоит молчит, как будто спит.
(Г. Копылов)

Маленькой ёлочке холодно зимой.
Из лесу ёлочку взяли мы домой.
Бусы повесили, встали в хоровод.
Весело, весело встретим Новый год.
(3. Александрова)

Елка в блёстках ледяных,
В тёплых слёзках смоляных.
Свежая, зелёная, солнцем озарённая.
(Е. Благинина)

Что растёт на ёлке?
Шишки да иголки.
Разноцветные шары
Не растут на ёлке.
Не растут на ёлке
Пряники и флаги,
Не растут орехи
В золотой бумаге.
(С. Маршак)

Ёлочка
Были бы у ёлочки ножки,
Побежала бы она по дорожке.
Заплясала бы она вместе с нами,
Застучала бы она каблучками.
Закружились бы на ёлочке игрушки -
Разноцветные фонарики, хлопушки.
Завертелись бы на ёлочке флаги
Из пунцовой, из серебряной бумаги.
Засмеялись бы на ёлочке матрёшки
И захлопали б от радости в ладошки.
Потому что нынче ночью у ворот
Постучался Новый год!
Новый, новый,
Молодой,
С золотою бородой!
(К. Чуковский)

Ира и ёж
Ира просит: «Ёжик, ёж!
Ты мне платьице сошьёшь?»
Ёж ответил из-под ёлки:
«Ниток нет - одни иголки».
(Ф. Бобылев)

Енот и ёж
Ёжик в бане вымыл ушки,
Шею, кожицу на брюшке.
И сказал еноту ёж:
- Ты мне спинку не потрёшь?
(Г. Виеру)



Предварительный просмотр:

Конспект НОД по обучению элементам грамоты в подготовительной группе  компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи на тему:

ЗВУК И БУКВА Е

Задачи: дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки в слогах и словах, по картинкам;

познакомить с буквой Е;

читать обратные и прямые слоги, слова;

составлять из букв разрезной азбуки слова.

Оборудование: картинки, буквы, карандаши, тетради.

1. Организационный момент. Игра «У кого—кто?

Выставляются картинки животных и их детенышей.

— Посмотри на картинку и скажи, у кого кто?

У зайчихи—… (зайчонок) А это? (Зайчата.)

У волчицы—… (волчонок) А это? (Волчата.)

У лосихи—… (лосенок) А это? (Лосята.)

У медведицы—… (медвежонок) А это? (Медвежата.)

У ежихи—… (ежонок) А это? (Ежата.)

У волчицы—… (волчонок) А это? (Волчата.)

У лисицы—… (лисенок) А это? (Лисята.)

2. Развитие общей моторики. "На водопой". Координация речи с движением, развитие творческого воображения и подражательности, закрепление в речи существительных с суффиксами –онок, -ёнок.

Жарким днем, лесной тропой

Звери шли на водопой Дети идут друг за другом

За мамой - слонихой топал слоненок Топают

За мамой - лисицей крался лисенок Идут тихо крадучись

За мамой - ежихой катился ежонок Присели на четвереньки

За мамой - медведицей шел медвежонок Идут вперевалочку

За мамою - белкой скакали бельчата Скачут вприсядку

За мамой зайчихой - косые зайчата Скачут на прямых ногах

Волчица вела за собою волчат Ползут на четвереньках

Все мамы и дети напиться хотят. Имитируют лакание

3. Объявление темы занятия. Знакомство с буквой Е

— К нам в гости пришел зверек, а какой, вы сами угадаете.

Немытое в рот ни за что не возьмёт,

И ты будь таким, как чистюля… (ЕНОТ)

— Правильно, Енот. Посмотрите, как пишется слово «ЕНОТ».

— Разделите слово ЕНОТ на слоги. Назовите первый слог. Назовите второй слог. Рассмотрите схему. Прочитайте второй слог. А первый слог е обозначается буквой Е.

— Сколько элементов у буквы Е? Какие это элементы?

«Лена гребнем причесалась,

В нем три зубчика осталось».

-Обратите внимание буква «Е» состоит из трех палочек,

Самая длинная - сверху вниз, вверху- слева направо.

В середине и внизу- слева направо.

— Прорисуйте в воздухе букву Е (Самостоятельно. Если ребенок не справился с заданием, прорисуйте рукой ребенка в воздухе заданную букву.)

— Сложите букву из палочек. (Помогите ребенку при необходимости.)

4.Закрепление буквы Е.

а) Обвести в кружок только правильно написанную букву Е.

б) Развитие зрительного внимания. Буква Е «заболела», мы ее вылечим (допишем)

5. Упражнение в произнесении.

— Произнесите чистоговорку о енотах

Ежевику мирно ели

Два енотика под елью.

6. Чтение слогов, слов с буквой Е.

7.Придумать слова, начинающиеся со звука Е (енот, ели, ежиха, ежата, единица, Егор, ежевика,)



Предварительный просмотр:

Конспект НОД по формированию звукопроизношения и обучению элементам грамоты в подготовительной группе  компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи на тему: 

Тема: «Звук и буква Ё»

Цель: Способствовать чтению слогов и слов с буквой [Ё]. стр.42

Задачи: Познакомить с буквой [Ё]. Учить писать печатную букву [Ё]. Продолжать знакомить с согласными МЬ,ЛЬ,РЬ,НЬ и их условными обозначениями- зелёный квадрат. Учить соотносить звук и букву. Учить читать слоги и слова.

Оборудование и материалы: картинки с изображением предметов, в названии которых есть Ё; карточка «Буква Ё вперемешку с другими буквами»; рабочая тетрадь; прямоугольная полоска бумаги, разделенная на 3 равных части, квадраты красного, синего и зеленого цвета; листочки с картинками, в названии которых есть буква ё и под картинкой схема;

Ход занятия:

Организационный момент:

Воспитатель:

Проверь, дружок,
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: “Будет интересно!

Сегодня на занятии, ребята, вас ожидает много интересных заданий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

Отгадайте загадку!

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной;

Иголок много – много

А ниток - ни одной.

- Кто же это? (Ёжик).

Лесом катится клубок,

У него колючий бок,

Он охотится ночами

За жуками и мышами. (Ёж)

Воспитатель демонстрирует игрушку ёжика.

В: Ёжик принес нам картинки, посмотрите на доску. Что изображено на этих картинках? (Ёж, лёд, ёлка, ёрш). Какой звук есть во всех этих словах? Правильно – Ё! Сегодня мы будем работать с этим звуком, а также узнаем, какой буквой он обозначается.

Характеристика звука:

В: Давайте вспомним, какие бывают звуки? (гласные и согласные). Какие звуки мы называем гласными? (Звуки, которые тянутся, поются, воздух при их произнесении проходит свободно). Каким цветом мы их обозначаем? (красным) Давайте с вами проверим, какой же у нас звук [ё]. Как мы его произносим – долго или коротко? – Долго. – Произнесем «Ёёёёёёёёё», есть ли преграда на пути? – Нет. – Значит, какой это звук – гласный или согласный? – Гласный. – Правильно. Каким цветом мы его будем обозначать? (Красным).

Игра «Кто внимательный?»

- Запомните как можно больше слов со звуком «Ё», которые встретятся в сказке.

                                               Ёжик и ёршик.

         Все звери легли спать на зиму, и ёжики улеглись в норе под ёлкой. А маленькому ёжику не спится. — Мам! Что это мы всё спим да спим... Можно, я схожу к своему другу Ёршику? — Да ты что? Замёрзнешь ещё. Спи! Лежал-лежал ёжик, ёрзал-ёрзал, ёрзал-ёрзал, дождался, пока мама уснула, и вылез из норы. Вылез и удивился. Всё белым-бело, и снег на ёлках то на цыплёнка похож, то на ёжика и даже на ёршика!

        Прибежал к реке, а вместо реки — один лёд, и прорубь посередине. — Ёрш, ёрш! Я чего видел! Ну, ёрш! — Выплыл заспанный ёрш: — Ну чего кричишь, спать не даёшь? — А разве вы тоже спите? — Ещё как, до самой весны. Шёл бы и ты, а? — Затрусил ёжик домой, в тёплую нору. Замёрз весь, съел мёду, чтоб не заболеть, и залёг спать до весны. (Г. Юдин.)

- Какие слова с Ё вы запомнили?

Садимся за столы.

Определение позиции звука в слове:

На доске прикреплена карточка – прямоугольная полоска бумаги, разделенная на 3 равных части, обозначающих начало, середину и конец слова. Это позволяет наглядно представить позицию звука в слове. Воспитатель произносит слова со звуком Ё в разных позициях, уточняет у детей местоположение звука и передвигает красный квадрат по карточке – в ее начало или конец. Это все дублируется на экране.

Слова: ёрш, лёд, копьё, ёлка, ёжик, мёд, ружьё, телёнок, пелёнка.

Воспитатель вызвать несколько детей к доске, что бы они сами определили позицию звука «ё».

В: Молодцы ребята, хорошо справились с заданием!

В: Послушайте меня! Одинаково ли произносятся согласные звуки в этих слогах?

ЛО – ЛЁ МО – МЁ НО – НЁ РО – РЁ (нет)

Объясните почему нет. Ответы детей.

В слогах ЛО МО НО РО согласные произносятся твердо Л М Н Р

А в слогах ЛЁ МЁ НЁ РЁ согласные произносятся мягко ЛЬ МЬ НЬ РЬ

От чего у нас зависит произношение согласных?

От того, какая гласная написана после них: если О, то согласный произносится твердо и обозначается синем цветом, если Ё, то согласный произносится мягко и обозначается зеленым цветом.

В: Давайте с Вами сыграем в игру «Узнай звук». У вас на столах листочки с картинками. Под каждой картинкой схема квадратов. Вам нужно правильно раскрасить схемы этих картинок. Первую картинку я помогу, а дальше вы сами. Что изображено на картинке? (лён) первый квадрат у нас какого цвета? (зеленый) Почему? Второй квадрат – красный, третий – синий. Далее работаем молча, работаем самостоятельно, работаем внимательно!!!

ЛЁН ЛУК МЕЛ

Знакомство с буквой Ё. Различение понятий «звук» и «буква»

В: Ребята, до этого мы с вами говорили о звуке [ё], а теперь поговорим о букве Ё. Каждый звук обозначается своей буквой. Будьте внимательны и запомните, что звук мы слышим и произносим, а букву мы видим и пишем.

В: Посмотрите, какая важная буква к нам пришла (воспитатель пишет на доске прописную букву Ё). На какую букву похожа Ё? Правильно, на Е.

       Е и Ё – родные сестры,

Различать сестер не просто,

Но у буквы Ё две точки,

Словно в лесенке гвоздочки.

Воспитатель: Послушайте сказку, как появилась буква Ё.

Однажды буква Е убежала в лес. Тут подул сильный ветер, закачались деревья. Букве Е стало страшно и она спряталась под ель. Но от ветра ель тоже начала качаться, и на букву Е упали  шишки, от которых у Е на голове образовались две шишки. От этого она превратилась в другую букву – букву Ё.

В: Ребята, я произношу «Ё-ё-ё-ё-ё», что это – звук или буква? – Звук. – Верно, потому что мы ее произносим и слышим. А вот это что (логопед указывает на написанную на доске букву)? – Это буква. – А почему? – Потому что мы ее видим и пишем. – Всё правильно.

«Пишем правильно»

В: Посмотрите, как я пишу букву Ё на доске. Сначала я пишу сверху вниз длинную палочку, потом, начиная с верхней, три коротких палочки слева направо. И наконец, ставлю над буквой две точки.

А теперь вы напишите букву Ё в воздухе.

У вас на столах лежат фишки. Изобразите с помощью них ту букву, с которой мы сегодня с Вами познакомились. (Имя ребёнка) какую букву ты изобразил? Прочти её.

Ответы детей.

Пальчиковая гимнастика:

-Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке,
Будут буквы писать.

В: Теперь открываем тетради и пишем букву Ё. Будьте внимательны и аккуратны! (Воспитатель контролирует правильность положения детей, держания ручки, написания). (Выполняем задание 2 из рабочей тетради)

Задание на внимательность:

В: У вас на столах лежит карточка с буквами. Посмотрите на нее внимательно и обведите красной ручкой букву, которую мы сегодня учили.

Выходим на ковер.

Преобразование слов: игра с мячом.

В: Сделайте «один» из «много»:

   Ерши – ёрш, ежи – ёж, ели – ёлка, ели - ёлочки

В: Предлагаю Вам сыграть еще в одну игру «Добавь звук». Я буду называть части слов, а вы должны в них добавить звук «Ё»:

…жик,

бель…,

тво…,

…лка,

мо…,

е…,

…рш,

чь….

…мкость

…лочка

Садимся за столы.

Игра «4 лишний». На экране.

Итог занятия:

- С какими буквой мы сегодня познакомились?

- Что нового вы сегодня узнали?

- Что больше всего вам понравилось на уроке?

Рефлексия  Детям раздается раскраски ёлки и ёжика.

В: Если вам понравилось занятие, раскрасьте рисунок разноцветными карандашами, не понравилось, раскрасьте рисунок серым карандашом.

                                       


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Ее»

Слайд 3

ЕЛ ЕН ЕР ЕМ ИЕ ОЕ ЫЕ АЕ ЛЕ НЕ РЕ МЕ [ й , ] [ э ] [ э ] [ й , ] [ л ] [ э ] [ л , ] [ и ]

Слайд 4

Вывод : 1. Буква « Ее » дает два звука [ Й ’] [ Э ] в начале слова и после гласной . 2. Буква «Ее» дает один звук [ Э ] и смягчает предшествующий согласный.

Слайд 5

На дворе такая жалость!- Наша лесенка сломалась, Наша лесенка сломалась, Буква Ее зато осталась.

Слайд 6

… ник П… мени Р… сы Аквар …ль Портф… Тонн… М… ник

Слайд 7

Молодцы, ребята!!! До новых встреч!!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

БУКВА "Ё ё"

Слайд 2

Ё

Слайд 3

ё ё ё ё ё Л М Н Р

Слайд 4

М Е Л

Слайд 5

Л Н Ё

Слайд 6

С Е В

Слайд 7

М Д Ё

Слайд 8

П осле согласного буква Ё обозначает один звук (о). УТ НОК Ё КОТ НОК Ё

Слайд 9

ЁЖИК Ползун по лесу ползёт, На иголках грибочки везёт.

Слайд 10

ШИТЬЁ Маленького роста я, Тонкая и острая. Носом путь себе ищу, За собою хвост тащу. Иголка с ниткой

Слайд 11

Ё жик ё жику сказал: " Ё лка - тоже ё жик!" " Ё лка - ё жик? Вот скандал - Ё жик без тр ё х ножек!"

Слайд 12

РАСКРАСЬ, ПОЖАЛУЙСТА! Распечатать

Слайд 13

П РЫШКО Ё ВЕР ВКА МЕТ ЛКА В ДРА ГН ЗДА Ё Ё Ё Ё

Слайд 14

Почему Ё всегда ударная? Из этой сказки вы узнаете, откуда взялись у буквы Ё две шишки – ой, нет – две точки. Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Букве Ё стало страшно, и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на букву Ё упало две шишки, от которых на голове у Ё образовались шишки. От этого она превратилась в другую букву – букву Ё. Вот, оказывается, почему Ё всегда ударная. СКАЗКА


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Буква Ё»

Слайд 2

Орг.момент . Игра «Сосчитай»

Слайд 3

Игра «Вспомни все картинки и назови их по порядку»

Слайд 4

Сообщение темы. Если отгадаете загадку, то узнаете кто к нам торопится в гости. Вот простой к загадке ключ, Словно кактус, он колюч. Ты, смотри, его не трожь , Ведь клубком свернулся Ёжик, спрашивает, а знаете ли вы чем отличаются гласные звуки от согласных звуков? Называйте буквы, которые будет показывать ёж. Какие звуки, согласные или гласные, обозначают эти буквы.

Слайд 5

Знакомство с буквой Ё. Ёжик хочет показать вам свою любимую букву. Бука Ё как буква Е, только очки на голове. Ёжик: Ребята, хотите узнать, откуда у буквы Ё взялись сверху две точки? Тогда слушайте.

Слайд 6

Одн ажды буква Е пошла в лес навестить своих друзей: енота Егора и ежиху Евдокию. Вдруг подул сильный ветер. Деревья закачались. Букве Е стало страшно и она спряталась под ель. Ель тоже качалась от ветра и вдруг на букву Е упали две шишки, от которых у неё образовались две шишки. И превратилась она в другую букву – букву Ё и закричала: «О-ё-ё-ё-й!». Вот почему Ё всегда ударная!

Слайд 7

Чтение слогов.

Слайд 8

Физминутка «Ёжик» Жил в лесу колючий ёжик, Был клубочком и без ножек, (Обнимают себя за плечи) Не умел он хлопать —Хлоп-хлоп-хлоп, (Хлопают в ладоши) . Не умел он топать —Топ-топ-топ. (Топают ногами). Не умел он прыгать — Прыг-прыг-прыг (Прыгают на двух ногах) . Только носом двигать – Шмыг-шмыг-шмыг А ребятки в лес пришли, Ёжика в лесу нашли, Научили хлопать — Хлоп-хлоп-хлоп, (Хлопают в ладоши) . Научили топать — Топ-топ-топ. (Топают ногами). Научили прыгать — Прыг-прыг-прыг, (Прыгают на двух ногах) . Научили бегать… Бегают на месте

Слайд 9

Игра «Прятки». Ёжик предлагает поиграть с ним в прятки с буквой Ё. Только будьте внимательны! Это буква большая хитрюга, она прячется за другими звуками. Ёлка – какой 1й звук?(Й-согласный, всегда мягкий) 2-й звук?(О-гласный). Слышим два звука, а пишем одну букву Ё.

Слайд 10

В слове ёрш один слог. Какой вы слышите 1й звук? (Й-согласный, всегда мягкий) Какой 2й звук?(О-гласный звук) Если в начале слова слышим два звука ЙО, то пишем одну букву Ё.

Слайд 11

В слове клён тоже один слог. Какой вы слышите первый звук? (К-согласны, твёрдый_ 2й?(Ль-согласный, мягкий) 3й?(о-гласный звук). Буква Ё командир мягкого чтения. Она смягчает согласные, которые стоят перед ней. Значит если после мягкого согласного слышим О, то пишем Ё.

Слайд 12

Пальчиковая гимнастика «Ёжик» (Работа в прописях) Ёжик маленький замёрз И в клубок свернулся . (сложить пальчики в кулачки- ёжик свернул иголки) Солнце ёжика согрело - Ёжик развернулся! (выпрямить пальцы – ёжик показал колючки)

Слайд 13

Звукобуквенный разбор слова клёпка

Слайд 14

Звукобуквенный разбор слова ёж

Слайд 15

Ребус В слове уж, первую букву У замените на Ё. Что получится?

Слайд 16

Итог. С какой буквой мы сегодня с вами познакомились? За какими звуками она прячется в начале слова? В середине слова?