Диссеминация опыта

Борисова Оксана Викторовна

Диссеминация опыта

- Выступление на педагогическом совете.  Отчет "Профессиональный стандарт педагога", 2019 год

- Выступление на педагогическом совете. "Принципы развивающей педагогики оздоровления", 2020 год

- Выступление на педагогическом совете. "Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадицирнные техники", 2022 год

- Открытое занятие с использованием нетрадиционной техники рисования "Узоры на тарелочке", 2023 год

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕлоготип

УЧРЕЖДЕНИЕ Г. НИЖНЕВАРТОВСКА

ДЕТСКИЙ САД № 5 «МЕЧТА»

Отчет

Профессиональный стандарт педагога

        

                                                                                                Подготовила:

Воспитатель Борисова О.В.                                                                                                          

        

Нижневартовск 2019г.

Стандарт является инструментом реализации стратегии образования в меняющемся мире

  • Стандарт - инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.

  • Стандарт - объективный измеритель квалификации педагога.

  • Стандарт - средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.

  • Стандарт - основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.

Основная цель вида профессиональной деятельности

  • Оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение).

Функции профессионального стандарта педагога

  • Преодоление технократического подхода к оценке труда педагога
  • Обеспечение координированный рост свободы и ответственности педагога за результаты труда
  • Мотивация педагога на постоянное повышение квалификации.

Характеристика стандарта

  • В нем определяются основные требования к квалификации педагога
  • Может дополнятся региональными требованиями
  • Может быть дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения
  • Является уровневым, учитывающим специфику работы педагогов дошкольного учреждения
  • Отражает структуру профессиональной деятельности педагога
  • Выдвигает требования к личностным качествам педагога.

Область применения профессионального стандарта педагога

  • При приеме на работу в образовательное учреждение на должность «педагог»

  • При проведении аттестации региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования

  • При проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий.

Цель применения профессионального стандарта

  • Определять необходимую квалификацию педагога

  • Обеспечить подготовку педагога для получения высоких результатов его труда

  • Обеспечить осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях

  • Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.

Содержание профессионального стандарта в области ОБУЧЕНИЕ

  • Иметь высшее или среднее специальное образование по направлению деятельности в образовательной организации

  • Знать программы обучения

  • Уметь планировать и анализировать работу

  • Владеть формами и методами обучения – стандартными и инновационными.

  • Использовать специальные подходы, чтобы охватить всех детей

  • Уметь объективно оценивать возможности детей, используя разные формы и методы контроля

  • Владеть ИКТ-компетенциями (информационно коммуникационные технологии).

Содержание профессионального стандарта в области ВОСПИТАНИЕ

  • Владеть формами и методами воспитательной работы

  • Владеть организационными формами и методами

  • Уметь общаться с детьми, защищать их интересы и достоинство

  • Поддерживать уклад, атмосферу и традиции учреждения, внося в них свой положительный вклад.

Содержание профессионального стандарта в области РАЗВИТИЕ

  • Готовность принять всех детей

  • Выявлять разнообразные проблемы детей, оказывать адресную помощь

  • Готовность к взаимодействию с другими специалистами

  • Уметь отслеживать динамику развития ребенка.

Профессиональные компетенции воспитателя, отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования

Педагог должен:

  • Знать специфику дошкольного образования

  • Знать общие закономерности развития детей

  • Уметь организовывать ведущие виды деятельности

  • Владеть теорией и методиками развития детей дошкольного возраста

  • Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми

  • Уметь планировать и корректировать образовательные задачи по результатам мониторинга

  • Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей

  • Владеть ИКТ-компетенциями.

Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога

Профессиональная деятельность воспитателя оценивается только комплексно. Высокая оценка включает:

  • Сочетание показателей динамики развития интегративных качеств ребенка

  • Положительное отношение к детскому саду

  • Высокой степени активности и вовлеченности родителей в жизнь детского сада.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В статье «Строительство справедливости. Социальная политика для России» В.В. Путин обратил внимание на необходимость выхода на ЭФФЕКТИВНЫЙ КОНТРАКТ с педагогическими работниками. Одним из ключевых направлений государственной политики является развитие педагогического кадрового потенциала Эффективный контракт МАМАДОУ г. Нижневартовска ДС № 5 »Мечта» МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 5 »Мечта» Подготовила: Борисова О.В.

Слайд 2

«…ошибочно представлять программу кадрового развития как простое повышение зарплат по принципу всем сестрам по серьгам, то есть всем поровну, без учёта квалификаций и реального вклада каждого работника . В каждой организации (медицинской, образовательной, научной) должна быть сформирована собственная программа развития и кадрового обновления» В.В. Путин Эффективный контракт

Слайд 3

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА Приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» Зарегистрирован Минюстом России 6 декабря 2013 года.

Слайд 4

Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире. Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень. Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога. Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.

Слайд 5

Стандарт должен: Соответствовать структуре профессиональной деятельности педагога. Не регламентировать деятельность педагога. Избавить педагога от несвойственных функций Побуждать к поиску нестандартных решений Соответствовать международным нормам и регламентам Соотносится с требованиями профильных министерств и ведомств, от которых зависят исчисление трудового стажа, и т.д.

Слайд 6

ХАРАКТЕРИСТИКА СТАНДАРТА в нем определяются основные требования к квалификации педагога. Может дополнятся региональными требованиями Может быть дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения Является уровневым, учитывающим специфику работы педагогов дошкольного учреждения и школы Отражает структуру профессиональной деятельности педагога Выдвигает требования к личностным качествам педагога

Слайд 7

ФУНКЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА Преодоление технократического подхода в оценке труда педагога Обеспечение координированный рост свободы и ответственности педагога за результаты труда Мотивация педагога на постоянное повышение квалификации

Слайд 8

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА при приеме на работу в образовательное учреждение на должность «педагог» при проведении аттестации региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования При проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий.

Слайд 9

Цель применения профессионального стандарта Определять необходимую квалификацию педагога Обеспечить подготовку педагога для получения высоких результатов его труда. Обеспечить осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования

Слайд 10

Содержание профессионального стандарта в области ОБУЧЕНИЕ Иметь высшее образование Знать программы обучения Уметь планировать и анализировать работу Владеть формами и методами обучения – стандартными и инновационными. Использовать специальные подходы, чтобы охватить всех детей Уметь объективно оценивать возможности детей, используя разные формы и методы контроля Владеть ИКТ-компетенциями.

Слайд 11

Содержание профессионального стандарта в области ВОСПИТАНИЕ владеть формами и методами воспитательной работы Владеть организационными формами и методами Уметь общаться с детьми, защищать их интересы и достоинство Поддерживать уклад, атмосферу и традиции учреждения, внося в них свой положительный вклад.

Слайд 12

Содержание профессионального стандарта в области РАЗВИТИЕ Готовность принять всех детей Выявлять разнообразные проблемы детей, оказывать адресную помощь Готовность к взаимодействию с другими специалистами Уметь отслеживать динамику развития ребенка

Слайд 13

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯ, ОТРАЖАЮЩИЕ СПЕЦИФИКУ РАБОТЫ НА ДОШКОЛЬНОМ УРОВНЕ ОБРАЗОВАНИЯ Педагог должен : Знать специфику дошкольного образования Знать общие закономерности развития детей Уметь организовывать ведущие виды деятельности Владеть теорией и методиками развития детей дошкольного возраста Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми Уметь планировать и корректировать образовательные задачи по результатам мониторинга Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей Владеть ИКТ-компетенциями

Слайд 14

Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога Профессиональная деятельность воспитателя оценивается только комплексно. Высокая оценка включает: сочетание показателей динамики развития интегративных качеств ребенка Положительное отношение к детскому саду Высокой степени активности и вовлеченности родителей в жизнь детского сада

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕлоготип

УЧРЕЖДЕНИЕ Г. НИЖНЕВАРТОВСКА

ДЕТСКИЙ САД № 5 «МЕЧТА»

        

ДОКЛАД
«ПРИНЦИПЫ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ»

                                                                              Подготовила:

Воспитатель

      Борисова О.В.                                                                                                          

        

Нижневартовск 2020г.

Введение

"Я тело и душа", - так говорит ребенок. И почему не говорить как дети? Но пробудившийся, знающий говорит: я - тело, только тело и ничто больше; а душа есть только слово для обозначения чего-то в теле.

Фридрих Ницше

В современных условиях комплексная проблематика здоровья детей приобретает глобальный характер. Разнообразные медицинские, демографические, социологические  и др. данные, отражающие динамику состояния здоровья российских детей в последние годы, свидетельствуют о том, что так называемая «гуманитарная катастрофа» - уже не тревожащая перспектива, а суровая реальность наших дней. Сложившиеся «ведомственные» - узко-медицинские и узко-методические подходы к определению стратегии построения оздоровительной работы не отвечают подлинной сложности и масштабам соответствующих задач.

Одна из возможностей их решения связана с гуманитаризацией всей  проблематики психического и физического здоровья современного ребенка-дошкольника и разработкой на этой базе комплексных, междисциплинарных методов анализа и способов проектирования источников детского развития в норме и патологии. Исходя из этого может быть намечен комплекс эффективных лечебно-профилактических мер, создана система надежных средств психолого-педагогического сопровождения психофизического развития на протяжении всего дошкольного детства. Здоровье и основанная на нем жизненная целостность организма призваны стать точкой приложения усилий не только медиков, но также педагогов и психологов, т.е. - предметом проектирования, а не просто воздействия на наличное состояние. ДОУ зачастую «консервируют» и «воспроизводят» детскую заболеваемость именно потому, что по традиции или поневоле отдают предпочтение второй позиции (воздействию на наличное состояние). Не выправляет положения и принятая в массовой практике дошкольного воспитания система профилактических мер, поскольку она ориентируется на ту же позицию. В любом случае специалист как бы ставится перед фактом заболевания или его отсутствия.

Развивающая педагогика оздоровления

На принципы комплексного гуманитарного подхода опирается особое междисциплинарное научно-практическое направление. Это направление сегодня постепенно складывается на «стыке» возрастной физиологии, педиатрии, педагогики, детской психологии. В его фундаменте - идеи представителей различных дисциплин: физиологов А.А.Ухтомского и Н.А.Бернштейна, психологов А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, В.П.Зинченко, философа Э.В.Ильенкова, педиатра и педагога Ю.Ф.Змановского и др. Назовем те черты, которые характеризуют это направление в общем и целом:

а) В его центре лежат представления о здоровом ребенке, понимаемом как идеальный эталон и практически достижимая норма детского развития.

б) Здоровый ребенок рассматривается  в  качестве  целостного телесно-духовного организма.

в) Оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей. Иными словами, «охрана здоровья» утрачивает смысл, если она не опирается на его развитие.                                                                                                                                По-другому это можно назвать принципом единства развивающей (образовательной) и оздоровительной работы с детьми. Оздоровительная работа становится приоритетом и внутреннем звеном развивающего образовательного процесса.  Развитие психически и физически здоровой личности становится не только условием, но и закономерным эффектом развивающего образования

г) Работа по развитию здоровья не может полноценно вестись исключительно медицинскими методами. Эффективность применения последних возрастает при условии их дополнения психолого-педагогическими методами.                    Ключевым принципом оздоровительно-развивающей работы с детьми является индивидуально-дифференцированный подход.

Положение о необходимости комплексного применения оздоровительных мер в ДОУ общеизвестно. Стремление к комплексности оправданно и понятно, тем более - в таком деле, как оздоровительная работа. Вместе с тем педагогические и медицинские задачи порой хорошо «состыковываются» лишь на страницах программно-методических документов. В действительности же педагоги нередко затрудняются найти общий язык с медицинскими работниками. Таким образом, в массовой практике на фоне декларирования «комплексности» оздоровительной работы последняя фактически утрачивает необходимую целостность, а значит - и не отвечает своему предмету.

Общий выход из ситуации видится следующим. Оздоровительно-коррекционные средства должны стать средствами медико-педагогического и психологического проектирования, расширения и обогащения перспективы телесно-психических (психосоматических) возможностей ребенка - как ближайшей, так и более отдаленной.  Формирование самой телесности человека - разумного существа, всего ансамбля специфически человеческих органов, их физиологических функций во многом (но конечно, не во всем!) является производной его психического развития, душевного и духовного роста. А не наоборот, как подсказывает здравый смысл и «озвучивающая» его традиционная наука, которой в массе своей нас учили со студенческой скамьи.  

Этим, думается, будет  преодолено и противостояние медицинского и педагогического подходов к рассматриваемой проблеме. При такой постановке проблемы нуждаются в уточнении критерии основного результата оздоровительно-коррекционной работы. Этот результат должен заключаться в том, что эффект отдельной оздоровительной меры закрепляется в виде устойчивого,  целостного психосоматического состояния, которое далее может воспроизводится в режиме саморазвития. Это, собственно, и есть прижизненно сформированное здоровье - здоровье, которое педагогически и психологически культивируется на базе определенного медицинского обеспечения.

Все высказанные выше положения находят свою конкретизацию в методических рекомендациях и пособиях к ней. Именно совместная творческая деятельность педагога и детей, протекающая в форме их живого насыщенного эмоционального контакта, является внутренним основанием единства телесного и духовного в жизни ребенка.

Принципы развивающей педагогики оздоровления

      Первый принцип оздоровительно-развивающей работы с детьми - это развитие творческого воображения - главного психологического завоевания дошкольного возраста. Развитие воображения становится необходимым внутренним условием при построении и проведении оздоровительной работы с дошкольниками.

Через развитие воображения, осмысленной моторики, эмоциональной ткани и экспрессии движений, сопереживания другому человеку, широкого круга коммуникативных способностей нужно помочь ребенку выработать адекватное отношение к своему одушевленному телу, к своему психосоматическому здоровью. Этого более чем достаточно. Тогда вся морфофизиология будет созревать вовремя и развиваться в адекватных формах. Работа с детским воображением становится надежным психокоррекционным и психотерапевтическим средством.  

       

Второй  принцип оздоровительно-развивающей работы  тесно связан с первым (впрочем, как и все остальные), это - формирование осмысленной моторики. Осмысленная моторика лежит и в основе навыков рационального дыхания. Она, как уже отмечалось,  связана с работой детского воображения. Поэтому особую ценность имеют дыхательные упражнения, выполнение которых предполагает его активизацию: «рисование» дыханием в воздухе воображаемых фигур,  дыхание в контрастном ритме с изображением различных объектов и ситуаций (короткие и прерывистые вдохи и выдохи - «паровозик», медленные и размеренные - «океанский лайнер») и др.    

Эффект развития осмысленной моторики может быть усилен, если ребенок вступает в своеобразный диалог с органами собственного тела  как самостоятельно действующим «лицами».  

Предположим, ребенок испытывает существенные трудности при выполнении определенных движений, например, при подбрасывании мячика одной рукой и попытке его поймать - другой.  «Не получается? Ничего страшного, - говорит ему педагог. - Ты пока немножко отдохни, а руки пусть поработают вместо тебя. Ты только наблюдай за ними. Дай им имена. Они сестры или подружки? Во что они любят играть? Сколько им лет - пять, шесть? ... Какие они умелые, ловкие! Похвали их, погладь. Они могут и тебя научить так здорово подбрасывать и ловить мячик...» (старшая группа). Аналогичные ситуации мы используем и на других - нефизкультурных занятиях (по изобразительной деятельности,  творческому конструированию, подготовке к письму м т.д.),  где так или иначе «задействована» моторика мелких мышц руки.

Здесь ребенок в условном плане как бы вводится в зону ближайшего развития своих собственных двигательных возможностей. Но  такое условное введение сравнительно быстро начинает способствовать изменению целостного психосоматического состояния ребенка, в результате чего заметно повышается уровень этих возможностей.

В подобные «диалоги» можно вступать не только с руками, но и сердцем, желудком, другими частями тела. Вступая в них, ребенку предстоит научиться «слушать», понимать, уважать и любить свое тело.  Благодаря этому ценность здоровья будет воспринята ребенком не как внешняя словесная декларация, исходящая от взрослого, а как изнутри осмысленная жизненная норма.

Третий принцип оздоровительной работы  - создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности. Этот приоритет реализуется благодаря многофункциональности развивающих форм оздоровительной работы. Например,  на нефизкультурных занятиях в старшей и подготовительной группах используется  игровое упражнение «Лепим умелую и уверенную руку». Ребенку предлагается побывать в роли скульптора, который воплощает в материале свои представления о таких человеческих качествах, как умелость и уверенность. «Материалом» же является рука самого ребенка (правая или левая - соответственно для правшей и левшей). Другая рука выполняет «ваятельские» функции.

«Ваятель» разминает глину, добиваясь пластичности «материала» (руки). Затем, работая с каждым пальцем (разминая, разглаживая его), он придает ему особый «характер». Большой палец должен быть сильным, добрым, выступающим основой и опорой для всех остальных (это - «папа»). Указательный палец - строгий, следящий за порядком, контролирующий (это - «мама»). Средний палец - главный помощник родителей - «старший брат». Безымянный палец - кроткая, немногословная, но очень трудолюбивая «сестричка». Мизинец - маленький помощник всех остальных членов семьи, хотя иногда довольно непослушный (это - «младший братик»).

Только такая крепкая семья может решать сложные задачи, уверенно преодолевать возникающие при этом трудности. После того, как «скульптор» поработал с пальчиками, он оценивает свое «творение» в целом (ощупывает, поглаживает не только пальцы, но и ладошку, тыльную сторону руки и др.).

Данное упражнение одновременно способствует развитию осмысленной моторики мелких мышц руки, воображения, уверенности в себе в ходе решения каких-либо новых задач, созданию положительного эмоционального настроя, эмпатии (сопереживания),  чувства психологической защищенности (благодаря актуализации «семейного контекста») и вместе с тем - активизации биологически активных точек кожи, расположенных на руке путем ее своеобразного массажа,  психомоторной релаксации  и т.д. Его рекомендуется применять на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию, при обучении игре на музыкальных инструментах, овладении элементарными навыками письма - преимущественно в тех случаях, когда детям для усвоения предлагается новый материал.

Не только в этом случае, но и при проведении других игр с элементами массажа происходит целенаправленное воздействие на биологически активные точки кожи (БАТК). Однако в отличие от ситуаций применения широко известного  метода  лечения  (акупунктуры)  ребенок здесь не просто «работает», а играет с собственным телом. Он мнет, разглаживает, «лепит» тело, словно ваятель, как бы заново создавая его «по законам красоты». Определенные участки тела становятся своего рода психосоматическими «голограммами» - массируя их, ребенок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он действительно творит нечто новое и прекрасное, способствует развитию у ребенка чувства любви к своему телу, внимательного и бережного отношения к нему.

   Четвертый принцип  - формирование у детей способности к содействию и сопереживанию.

Делая массаж друг другу, дети обмениваются  «тактильными посланиями». Массаж становится своеобразной формой невербального общения детей, где каждое прикосновение, каждое движение носит смысл адресованного обращения  одного ребенка к другому. Через тактильный контакт, - который так редок или весьма формализован в массовом ДОУ («Взялись за руки!»), - ребенок выражает свое внутреннее состояние, отношение к товарищу и рассчитывает получить «ответ» на свое обращение.

 

Занятия по приобщению к физической культуре целесообразно проводить по подгруппам, состоящим из 6-10 детей (в зависимости от наполнености группы в момент проведения занятия).

Параметры детских движений

           В процессе творческого приобщения дошкольников к физической культуре педагогу необходимо ориентироваться на ряд важнейших общих параметров детских движений 

- проектно-конструктивные,

-когнитивные (познавательные),

-исполнительные,

-экспрессивно-коммуникативные и

-эмоционально-эстетические.

 Кратко раскроем их.

Проектно-конструктивные параметры - это способность проектировать и конструировать способы выполнения двигательного действия применительно к условиям нестандартных предметных ситуаций.

Когнитивные (познавательные) параметры - это умение мысленно расчленять целостное действие на компоненты и заново интегрировать их в целое, прослеживая их связь, способность обобщать разнообразные представления о мире движений и относится  к  движению как к способу жизнедеятельности.

Исполнительные параметры  -  это  умение  гибко использовать двигательный образец и свободно производить  коррекцию  моторного действия в меняющейся ситуации, способность к двигательной импровизации. (Обратим внимание: эта исполнительная двигательная деятельность также является творческой по своей внутренней сути.)

Экспрессивно-коммуникативные параметры - это умение "превращать" физическое движение в выразительное - адресованное другому человеку (педагогу, ребенку), т.е. выражать через телесные движения собственные внутренние состояния, представления, образы и т.д.

Эмоционально-эстетические параметры - способности переживать эмоциональный подъем и эстетическое наслаждение, проявлять артистизм при выполнении движений.

По большому счету, цель системы РПО – создать все зависящие от нас  условия для того, чтобы помочь  каждому ребенку быть (стать) телесно и психически здоровым, многогранно способным, радостным и счастливым.  Ведь РПО это – не просто «программа и технология», а образ жизни дошкольного учреждения.  

Литература:

  1. Змановский Ю.Ф. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении. М., 1996.
  2. Развивающее образование в системе дошкольного воспитания / Под ред. В.Т.Кудрявцева и Н.А.Смирновой. Дубна, 1995.
  3. Крючков В.В., Зубов В.Н. Методические рекомендации по формированию школьной зрелости у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания. Орехово-Зуево, 1992.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Подготовила: Борисова О.В. МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 5 «Мечта»

Слайд 2

" Я тело и душа", - так говорит ребенок. И почему не говорить как дети? Но пробудившийся, знающий говорит: я - тело, только тело и ничто больше; а душа есть только слово для обозначения чего-то в теле. Фридрих Ницше

Слайд 3

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Слайд 4

Цель здоровьесберегающих технологий : развитие осмысленности, эмоциональной регуляции и произ­вольности тех движений и действий ребенка, формирование которых осуществляется на данном занятии; обогащение творческого потенциала детей, прежде всего - возможностей их воображения; создание и закрепление целостного позитивного психосомати­ческого состояния при выполнении различных видов деятельности; культивирование у детей ценностного отношения к своим и чужим психическим и физическим возможностям, формирование осозна­ния их значимости и уникальности .

Слайд 5

Развивающая педагогика оздоровления а) В его центре лежат представления о здоровом ребенке, понимаемом как идеальный эталон и практически достижимая норма детского развития. б) Здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма. в) Оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей. Иными словами, «охрана здоровья» утрачивает смысл, если она не опирается на его развитие. г ) Ключевым принципом оздоровительно-развивающей работы с детьми является индивидуально-дифференцированный подход.

Слайд 6

Принципы развивающей педагогики оздоровления Первый принцип оздоровительно-развивающей работы с детьми - развитие творческого воображения Второй принцип - формирование осмысленной моторики. Третий принцип - создание и закрепление целостного позитивного психосомати­ческого состояния при выполнении различных видов деятельности. Четвертый принцип - формирование у детей способности к содействию и сопереживанию.

Слайд 7

Параметры детских движений - проектно-конструктивные, -когнитивные (познавательные), -исполнительные, - экспрессивно-коммуникативные, -эмоционально-эстетические.

Слайд 8

« Забота о здоровье – это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность занятий, вера в свои силы». В.А . Сухомлинский. « Будьте здоровы!»



Предварительный просмотр:

МАДОУ г. Нижневартовска детский сад № 5 «Мечта»

Доклад

«Рисование с детьми дошкольного возраста.

Нетрадиционные техники»

                                                       Подготовила:

                                                            Борисова О.В. - воспитатель

Нижневартовск 2022г.

Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

Цели:

- Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;

- Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;

- Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;

-   Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.

Задачи:

- расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;

 - формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;

 - формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;

 - развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;

 - совершенствовать технические умения и навыки рисования;

- воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

 

Актуальность темы:

 «Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.

Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Рисование нетрадиционными техниками - важнейшее дело эстетического воспитания. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина, О. В. Недорезова, В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова и другие. За время пребывания в группе дети успевают изучить различные технологии изображения такие как: тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками, оттиск пробкой, восковые мелки + акварель, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, кляксография с ниточкой, набрызг, тычкование, монотипия пейзажная.

Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы). Происходит развитие наглядно - образного, и словесно - логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я еще могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша, создаются условия для развития общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных: кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику " кляксография". Созданию сложного симметричного изображения способствует техника " монотипия".

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.

Способность созерцать, любоваться и восхищаться – щедрый дар, данный природой человеку. Он не только получает эстетическое наслаждение от гармонии мира, но и импульс к собственному творчеству.

        Все дети любят рисовать. Творчество для них – это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза, руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновение», отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.

        Творчество не может существовать под давлением и насилием. Оно должно быть свободным, ярким и неповторимым. Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.

        Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься таким интересным делом.

Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. И совсем не страшно, если ваш маленький художник перепачкается, главное – чтобы он получал удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.

        Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребенку возможность удивиться и порадоваться миру.

Волшебные ладошки

Рисование с помощью ладошек — одно из любимых детских занятий. Оно не только дарит радость творчества, увлекает и удивляет, но и всякий раз убеждает детей в том, что их ладошки необыкновенные, волшебные.

Предлагаем некоторые приемы такого рисования: с помощью ладошек можно делать отпечатки на бумаге и превращать их в разные образы. Например, если нарисовать ствол дерева на бумаге, а затем намазать ладонь зеленой краской, можно быстро напечатать крону дерева, изобразить стройную сосну, пальму или раскидистый куст. Можно напечатать траву, накладывая отпечатки в ряд, а затем подрисовать сверху на образовавшиеся лепестки цветочки. Ребром ладони можно напечатать брюшко бабочки, а крылья — ладошками с двух сторон. Если на ладони нарисовать колобка и приложить ее к бумаге, то на ней отпечатается веселый колобок. Портрет любого зверюшки можно изображать таким способом. На ладони нарисовать кружок и намазать краской указательный и безымянный пальцы — получится зайчик, а если намазать только часть пальцев, то это уже будет киска. Красивые аппликации получаются из обведенных на цветной бумаге и вырезанных изображений ладошек в сочетании с аппликацией. Это и листья, и цветы, и птицы, и осьми-ножки.

Удивительные, фантастические образы получаются из обведенных фломастерами ладошек с подрисованными элементами. Особенно эффектны изображения диковинных птиц, рыб, растений, украшенные декоративными узорами с помощью фломастеров или стержневых авторучек.

Формы организации эстетического развития детей очень разнообразны и важны, и результативность этой работы проявляется во всех видах деятельности ребёнка – дошкольника.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пальчиковая живопись «Волшебные ладошки» Подготовила: воспитатель Борисова О. В МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 5 «Мечта»

Слайд 2

Цели : - Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве; - Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками; - Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности; - Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации .

Слайд 3

Задачи : - расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования; - формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования; - формировать эстетический вкус, творчество, фантазию; - развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение; - совершенствовать технические умения и навыки рисования; - воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

Слайд 4

Актуальность темы: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.

Слайд 5

Рисуем ладошками Все маленькие дети - большие фантазеры. В общении с окружающим миром они свободны и раскованы. Посмотрите эти забавные картинки, которые нарисовали ребята. Все они получились из обведенных карандашом на бумаге детских ладошек.

Слайд 6

Во что превращаются наши ладошки? Смотрите, ведь это же птички в окошке. Немножко они за стеклом посидели, Склевали зерно и опять улетели.

Слайд 7

Ладошку-другую прижмем по порядку, Добавим кружочков, раскрасим их снова. И вот уже бабочка наша готова.

Слайд 8

Большая медуза плывет по волнам. Ее из ладошки я сделаю сам. Медузики - крошки за мамой спешат И всех обитателей моря смешат.

Слайд 9

Так мы занимаемся

Слайд 12

Поздравляем наших мам

Слайд 13

Пальчики – палитра Под рукой нет кисточки? Не беда! Один палец обмакнем в красную краску, другой – в синюю, третий – в желтую… Чем не палитра!..

Слайд 14

Примерные темы для рисования в этой технике Младший возраст: Разноцветный дождь Подарим маме ткань на платье Падает пушистый снег Украсим елку к Новому году Расцвели одуванчики Соберем ягоды Веселые цыплята Мимоза

Слайд 15

Старший возраст: Рассыпались мамины бусы Подарим маме цветы Посыпался веселый горох Гроздья спелой рябины Кто здесь прошел Радужная рыбка

Слайд 16

Работа на выставку

Слайд 17

Вот так пальчики!

Слайд 18

Наши работы Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: