Самообразование

Борисова Оксана Викторовна

Самообразование

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное образовательное учреждение г. Нижневартовска детский сад № 5 «Мечта»  

План по самообразованию педагога

                               

Борисовой Оксаны Викторовны

              18 лет                                                                                                                                             __Без категории__________________

(стаж работы)                                                                                                                                                                              (кв. категория)

Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного

возраста через нетрадиционную технику рисования»

Группа ОРН среднего дошкольного возраста № 5

                                                             2019-2020 уч. г.

Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

Цель: - Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;

- Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;

- Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;

-   Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.

Задачи: - расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;

 - формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;

 - формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;

 - развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;

 - совершенствовать технические умения и навыки рисования;

- воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

-научить детей находить новые способы для художественного изображения;

-сформировать  активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности;

-повысить самооценку детей их уверенность в себе;

Актуальность темы:

 «Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.

Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Рисование нетрадиционными техниками - важнейшее дело эстетического воспитания. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина, О. В. Недорезова, В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова и другие. За время пребывания в группе дети успевают изучить различные технологии изображения такие как: тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками, оттиск пробкой, восковые мелки + акварель, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, кляксография с ниточкой, набрызг, тычкование, монотипия пейзажная.

Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы). Происходит развитие наглядно - образного, и словесно - логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я еще могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша, создаются условия для развития общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных: кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику " кляксография". Созданию сложного симметричного изображения способствует техника " монотипия".

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.

 Распределение техники по возрастным группам.

 С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

 рисование пальчиками;

 оттиск печатками из картофеля;

рисование ладошками.

 Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

- тычок жесткой полусухой кистью.

- печать поролоном;

- печать пробками;

- восковые мелки + акварель;

- свеча + акварель;

- отпечатки листьев;

- рисунки из ладошки;

- рисование ватными палочками;

- с помощью ватных дисков;

- кляксография с трубочкой .

 А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

 рисование песком;

 рисование мыльными пузырями;

 рисование мятой бумагой;

 кляксография с трубочкой;

 монотипия пейзажная;

 печать по трафарету;

 монотипия предметная;

 кляксография обычная;

 пластилинография.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

 Представление опыта работы:

Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании в младшей группе. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Нетрадиционные подходы к организации образовательной деятельности «Художественное творчество», вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, уверенными, у них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь.

Дети ощущают положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

 Работу проводила поэтапно:

- На первом этапе – репродуктивном, велась активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.

 - На втором этапе – конструктивном, велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.

 Мною были использованы следующие средства:

 - совместная деятельность воспитателя с детьми;

 - самостоятельная деятельность детей;

          Применяла такие методы:

 - словесные,

 - наглядные,

 - практические,

 - игровые.

Мероприятие

Сроки

Форма отчета, ожидаемый результат

Самообразование

1

Разработала перспективный план на сентябрь – май «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

В течении года

Представление на заседании аттестационной комиссии

2

Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете.

Апрель

Выступление на педсовете.

3

Подготовила рекомендуемый материал в центре творчества

Банк данных по оборудованию предметно – развивающей среды.

Работа с обучающимися

1

1.Непосредственно образовательная деятельность «Ласковое солнышко»

2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Веселые шары»

3.Игровая деятельность: Дидактическая игра «Какого цвета предмет?»

Сентябрь

Конспект занятия.

Конспект занятия.

Проведение игры.

2

1.Непосредственно образовательная деятельность «В саду созрели яблоки и груши»

2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Осеннее дерево»

3.Игровая деятельность: Дидактическая игра «Веселые мухоморы?»

Октябрь

Выставка рисунков.

Конспект занятия.

Конспект игры.

3

1.Непосредственно образовательная деятельность «Веселые кляксы»

2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Гроздь рябины»

3. Игровая деятельность: Дидактическая игра «Дорисуй предмет»

Ноябрь

Конспект занятия.

Конспект занятия.

Конспект игры.

4

1.Непосредственно образовательная деятельность «Снежинки»

2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Веселый снеговик»

3. Игровая деятельность: Дидактическая игра «Наряжаем ёлочку»

Декабрь

Конспект занятия.

Конспект занятия.

Конспект игры.

5

1. Непосредственно образовательная деятельность «Собачка»

2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Морозный узор»

Январь

Конспект занятия.

Оформление выставки совместно с детьми «Зимушка – зима

6

1. Непосредственно образовательная деятельность «Конфеты в подарок для Мишутки»

2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Галстук для папы»  

3. Игровая деятельность: Дидактическая игра «Составь узор»

Февраль

Конспект занятия.

Конспект занятия.

Конспект игры

7

1. Непосредственно образовательная деятельность «Узоры на тарелочке»

2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Подарок для мамы»

3. Игровая деятельность: Дидактическая игра «Собери бусы»

Март

Конспект открытого занятия.

Конспект занятия.

Конспект игры

8

1. Непосредственно образовательная деятельность «Сказочное царство подводного мира»

2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Звездное небо»

3. Игровая деятельность: Дидактическая игра «Составь букет»

Апрель

Конспект занятия.

Оформление выставки совместно с детьми «Творим вместе»

Конспект игры

9

1.Развлечение «В гостях у Весны»

2. Закрепление пройденного материала с детьми.

Оценка уровня овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям.

Май

Оформление альбома с творческими работами «Вот как мы можем!»

Заполнение таблицы наблюдения за детьми и выявление индивидуального уровня овладения изобразительной деятельностью по разным направлениям на конец учебного года.

Работа с родителями

1

Провела открытое занятие с детьми для родителей по теме самообразования «Узоры на тарелочке».

Октябрь

Фотоотчет

2

Создала выставку детских работ для родителей

Декабрь

Фотоотчет

3

Подготовила консультацию для родителей «Почему ни каждый ребенок любит рисовать»

Май

Протокол родительского собрания

Работа с педагогами (диссеминация опыта)

1

Подготовила памятки для педагогов: «Пластилинография - нетрадиционная художественная техника изобразительного  искусства».

Сентябрь

Распространение педагогического опыта в рамках педагогического сообщества

2

Подготовила доклад с презентацией по нетрадиционной технике рисования «Искусство мозаики»

Январь

Выступление на педсовете

3

Подготовила консультацию для воспитателей по теме самообразования «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники».

Апрель

Представление на заседании аттестационной комиссии

Информационно-аналитический этап работы над темой самообразования:

 Изучение методической литературы по теме:

 1. А. А. Фатеева "Рисуем без кисточки""

 2. Т. Н. Давыдова "Рисуем ладошками"

 3. Г. Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М. 2007г.

 4. И. А. Лыкова "Цветные ладошки"

 5. Журналы "Дошкольное воспитание", " Воспитатель".

 6. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»

 7. И. А. Лыкова - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений».

  8. Р.Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста».

Вывод:

Дети, находящиеся под воздействием развивающей среды в основном обладают высоким уровнем познавательного и личностного развития. Характеризуются проявлением непосредственной детской пытливости, любознательности, индивидуальных возможностей (без принуждения и натаскивания); способностью познавать увиденное, услышанное и эмоционально откликаться на различные явления, события в жизни; стремлением к творческому отображению накопленного опыта восприятия, познании в играх, общении.

Цели и задачи на следующий учебный год.

1.  Пополнить центры учебно-дидактическим материалом.

2.  Насыщать   и   реорганизовывать: заменять часть материалов, переставлять оборудование.

3.  Привлекать   родителей   к   оснащению   предметно-развивающей   среды: изготовление атрибутов, сюжетно-ролевым играм.

Перспектива работы на следующий учебный год

1.  Использовать новые формы взаимодействия педагогов и родителей.

2.  Создать фотоколлаж на тему «Мир – глазами детей».

3.  Обогащение центра творчества – задействовать родителей.

4.  Оформление центра творческого развития.        

5.   Продолжать работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования.



Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное образовательное учреждение г. Нижневартовска детский сад № 5 «Мечта»  

План по самообразованию педагога

                               

Борисовой Оксаны Викторовны

              19 лет                                                                                                                                             __Без категории__________________

(стаж работы)                                                                                                                                                                              (кв. категория)

Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного

возраста через нетрадиционную технику рисования»

Старшая группа № 5

 

2020 - 2021 уч.  год  

Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

Цель: - Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;

- Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;

- Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;

-   Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.

Задачи: - расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;

 - формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;

 - формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;

 - развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;

 - совершенствовать технические умения и навыки рисования;

- воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

-сплотить детский коллектив.

Актуальность темы:

  Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.

  Все дети в детстве рисуют, но это получается не у всех детей одинаково, одному ребенку достаточно небольшой помощи, а другому требуется длительная тренировка. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия. Сложной для дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Далеко не все дети справляются с поставленной перед ними задачей. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведет к детской неуверенности. Решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы рисования.

  Многолетняя практика показала, что использование нетрадиционных техник хорошо способствует правильному составлению сюжетного рисунка детьми дошкольного возраста. Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослый должен помогать ему.

  Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствуют развитию воображения, фантазии. А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно!

  Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребенок любит быстро достигать результата в своей работе. Во время рисования пальцами рук ребенок получает необыкновенно чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.

  Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:

  • мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного    восприятия;
  • внимания и усидчивости;
  • изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.

  При организации работы по формированию творческих способностей важно уделять внимание социально - эмоциональному развитию. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.                  

  Нетрадиционные методы рисования я использую не только на занятиях по изобразительной деятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время. Работая по той методике, отметила, что у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложить им тему рисования.

  Проводя цикл занятий с использованием разнообразных техник для выявления способностей детей за пройденное время, видно, что у детей, имеются способности к работе красками с использованием нетрадиционных техник. У детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой, и способность к цветовосприятию. С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах.

  Таким образом, актуальность темы заключается в том, что изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Овладение техникой изображения доставляет детям истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей.

Распределение техники по возрастным группам.

 С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

 рисование пальчиками;

 оттиск печатками из картофеля;

рисование ладошками.

 Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

- тычок жесткой полусухой кистью.

- печать поролоном;

- печать пробками;

- восковые мелки + акварель;

- свеча + акварель;

- отпечатки листьев;

- рисунки из ладошки;

- рисование ватными палочками;

- с помощью ватных дисков;

- кляксография с трубочкой .

 А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

 рисование песком;

 рисование мыльными пузырями;

 рисование мятой бумагой;

 кляксография с трубочкой;

 монотипия пейзажная;

 печать по трафарету;

 монотипия предметная;

 кляксография обычная;

 пластилинография.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании в младшей группе. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Нетрадиционные подходы к организации образовательной деятельности «Художественное творчество», вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, уверенными, у них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь.

Дети ощущают положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

 Работу проводила поэтапно:

 - на первом этапе – репродуктивном, велась активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.

 - на втором этапе – конструктивном, велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.

 Мною были использованы следующие средства:

 - совместная деятельность воспитателя с детьми;

 - самостоятельная деятельность детей;

 Применяла такие методы:

 - словесные,

 - наглядные,

 - практические,

 - игровые.

Представление опыта работы:

Мероприятие

Сроки

Форма отчета, ожидаемый результат

Самообразование

1

Составила рабочую программу, перспективный план на сентябрь – май по всем возрастам и планирую внедрить в этом учебном году: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного

           возраста через нетрадиционную технику рисования»

Сентябрь

Диагностика.

Выявить уровень освоения детьми программного материала по изобразительной деятельности (рисования).

2

Разработала таблицы наблюдения за детьми и выявление индивидуального уровня овладения изобразительной деятельностью по разным направлениям.

В течении года

Статьи по теме самообразования

3

Подготовила рекомендуемый материал в центре творчества для всех возрастных групп.

В течении года

Выступление на педсовете.

4

Отчёт по теме самообразования на

итоговом педсовете

Май

Выступление на педсовете.

5

Собран дополнительный материал по нетрадиционным техникам рисования для детей дошкольного возраста из Интернет – источников.

В течении года

Работа с обучающимися

1.

Экскурсия

рисование по замыслу

Нарисуй, что хочешь. Посвящение в художники

Сентябрь

Определение уровня готовности детей к работе в ИЗО студии.

2

Рисование  экспериментирование с цветом

Краски осени.

Октябрь

Заполнение листа.

Выполнение мазков кистью в одном направлении.

Вливание цвета в цвет.

3

Аппликация + рисование нетрадиционная техника – набрызг

Светофор. Снегопад на дороге.

Ноябрь

Закрепление  расположения сигналов светофора. Вырезывание круга из квадрата путём срезания углов.

Двигательная координация рук и глаз.

4

Рисование

с элементами аппликации.

нетрадиционная техника – постукивание

Ёлочка нарядная.

Декабрь

Создание праздничного настроения в процессе подготовки к Новому году. Передача  выразительного образа пушистой ёлочки новым приёмом - «тычок» (постукивание). Вырезывание круга, срезая углы квадрата.

5

Аппликация сюжетная

Снегирь на ветке.

Январь

Создание образа птицы.

Вырезывание круга и овала.

6

Рисование

нетрадиционная техника - набрызг.

Летят самолёты.

Февраль

Умение работать с трафаретом. Согласованность движений рук.

7

Рисование

Во что превращаются наши ладошки?

Март

Умение видеть образ  в отпечатке кисти руки. Развитие фантазии и творчества.

8

Рисование

Рисуем сказку.

Апрель

Диагностика.

Выявить уровень освоения детьми программного материала по изобразительной деятельности (рисования).

9

Аппликация

нетрадиционная техника - мозаика

Голубь.

Май

Знакомство с искусством. Создание образа голубя – птицы мира.

Наклеивание мелких круглых деталей по линии контура.

Работа с родителями

1

Создала выставку детских работ для родителей. «Кедровая шишка – богатство Сибири» (Пластилинография)

Ноябрь

Фотоотчет

2

Подготовила консультацию для родителей «Необыкновенное рисование»

Январь

Статьи по теме самообразования

Работа с педагогами (диссеминация опыта)

1

Подготовила памятки для педагогов «Как работать кистью».

Декабрь

Представление на заседании аттестационной комиссии

2

Подготовила доклад по нетрадиционной технике рисования «Во что превращаются наши ладошки. Пальчиковая живопись»

Февраль

Презентация

3

Подготовила консультацию для воспитателей по теме самообразования «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники».

Май

Доклад на педагогическом совете

 

Информационно-аналитический этап работы над темой самообразования:

 Изучение методической литературы по теме:

  • 1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Ч. 1. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 80 с.
  • 2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Ч. 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72 с.
  • 3. Денисова М. Ю. Чудесные ладошки: развиваем художественно-творческие способности, мышление и воображение дошкольников: пособие для педагогических учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. – Мозырь: Белый ветер, 2011. – 45с.
  • 4. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2005. – 155 с.
  • 5. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М: ТЦ Сфера, 2004.
  • 6. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду –СПб: "КАРО” 2007.
  • 7. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: планирование, конспекты занятий: пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.– СПБ.: КАРО, 2008.– 90 с.
  • 8. Немешаева Е. Рисуем пальчиками. Первые уроки рисования. Для самых маленьких – М.: ООО Астрель, 2012. – 80 с.
  • 9. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004.

Вывод:

Дети, находящиеся под воздействием развивающей среды в основном обладают высоким уровнем познавательного и личностного развития. Характеризуются проявлением непосредственной детской пытливости, любознательности, индивидуальных возможностей (без принуждения и натаскивания); способностью познавать увиденное, услышанное и эмоционально откликаться на различные явления, события в жизни; стремлением к творческому отображению накопленного опыта восприятия, познании в играх, общении.

 Цели и задачи на следующий учебный год.

1.  Пополнить центры учебно-дидактическим материалом.

2.  Насыщать   и   реорганизовывать: заменять часть материалов, переставлять оборудование.

3.  Привлекать   родителей   к   оснащению   предметно-развивающей   среды: изготовление атрибутов, сюжетно-ролевым играм.

        

 Перспектива работы на следующий учебный год

Я намерена дальше продолжать работу в этом направлении, так как нетрадиционные техники рисования открывают огромные возможности развития у детей творческих способностей, фантазии, воображения.



Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное образовательное учреждение г. Нижневартовска детский сад № 5 «Мечта

План по самообразованию педагога

Борисовой Оксаны Викторовны

                             

              20 лет                                                                                                                                             __Без категории__________________

(стаж работы)                                                                                                                                                                              (кв. категория)

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

Подготовительная к школе группа № 5

2021-2022 учебный год.

Тема самообразования: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

«Здоровый дух в здоровом теле - вот краткое, но полное
описание счастливого состояния в этом мире».
Джон Локк

Введение

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду - это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

  • приобщение детей к физической культуре;
  • использование развивающих форм оздоровительной работы.

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, считаю невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.

Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Актуальность
Тема здоровья детей на современном этапе считается не только актуальной, но и общечеловеческой. Здоровье детей, его охрана и обогащение является приоритетным направлением не только образовательных и медицинских учреждений, но и всего общества в целом, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом заниматься разными видами деятельности, обучаться, развиваться. Только полноценное здоровье способствует становлению гармонически развитой личности.
Исследования социологов выявили следующие факты:
1. Если лечить заболевание (временное, приобретённое), то здоровье сохранится на 8-10%
2. Идеальные условия проживания сохраняют и улучшают здоровье на 20-25%
3. 50% здоровья целиком и полностью зависит от образа жизни, его правильном воспитании с детства, стремления беречь и умножать своё здоровье, активно заниматься оздоровительными видами деятельности.

Сбережение здоровья детей – приоритетное направление деятельности ДОО, так как детский сад посещают дети с ослабленным иммунитетом. Здоровье детей зависит не только от физических особенностей и возможностей. Прежде всего здоровье ребенка с первых дней жизни зависит от того микроклимата, который его окружает. Это обстоятельство налагает на членов семьи, и в первую очередь на родителей, особую ответственность.

Здоровьесберегающая технология — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Цель:

создание комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей и воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Задачи: 

- дать детям общее представление о здоровье, как о ценности;

- сохранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие, повышать свойства организма, улучшать физическую и умственную работоспособность;

- развивать основные физические способности (силу, быстроту, ловкость и др.), приобщать детей к спорту;

- способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта;

- усвоить правила питания и закрепить представление о пользе овощей и фруктов;

- закреплять представления о влиянии природных факторов окружающей среды на здоровье;

- формировать потребность в двигательной активности, навыки здоровьесбережения;

- учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов здоровьесбережения (различные виды массажа, самомассажа, комплексы общеразвивающих упражнений, физкультминутки, ритмические танцы, подвижные игры ит.д.).

Предполагаемый результат:

  • создание образовательной среды, формирующей здоровую, физически развитую, социально-адаптированную, увлечённую спортом личность, сознательно использующую знания о здоровом образе жизни;
  • снижение показателей заболеваемости;
  • положительная динамика показателей физического развития детей;
  • овладение детьми навыками ЗОЖ;
  • стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.
  • повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников.

Используемая литература:

1. Шукшина С.Е. Я и мое тело: пособие для занятий с детьми с практическими заданиями и играми. – М.: Школьная Пресса, 2004г.

2. Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М.: АРКТИ, 2002г.

3. Карепова Т.Г. «Формирование здорового образа жизни у дошкольников». Волгоград: Учитель,2009.

4. Брязгунов И.П. «Научите детей не болеть» -Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004г.

5. Яковлева Т. С. «Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду» — М.: Школьная Пресса, 2006г.

6. Кулик Г.И. «Школа здорового человека» - М: Просвещение,2008.

План

работы над темой самообразования

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Д

И

А

Г

Н

О

С

Т

И

Ч

Е

С

К

И

Й

Определение целей и задач темы.

Реализация поставленных задач, знакомство с различными формами и методами работы.

Выявление уровня профессиональной компетентности педагога и их потребности в инновационных педагогических знаниях по данному направлению.

Просвещение родителей,  формирование мотива сотрудничества.

сентябрь

Изучение  психолого – педагогической литературы:

Сбор информации для выбора направления работы с детьми.

Создание условий для сохранения  стимулирования здоровья.

Изучение индивидуальных особенностей ребенка.

П

Р

А

К

Т

И

Ч

Е

С

К

И

Й

Оформление картотеки игр, пальчиковых гимнастик, гимнастик для глаз, релаксационных упражнений

Проведение бесед:

«Сундучок здоровья»

«Быть здоровым – здорово! »

Оформление стендов «Поговорим про зрение»

октябрь

Предоставление педагогической информации родителям по данной теме.

Формировать потребность в двигательной активности, развивать умение сознательно вырабатывать полезные привычки.

Проведение динамических пауз во время занятий (в течение года).

Проведение релаксации (в течение года).

Проведение утренней гимнастики (каждый день).

Проведение пальчиковой гимнастики (ежедневно).

ноябрь-апрель

В качестве профилактики утомления.

В качестве профилактики непропорциональной нагрузки на мышцы.

В целях укрепления организма.

Рекомендуется всем детям для развития моторики.

О

Б

О

Б

Щ

А

Ю

Щ

И

Й

Мониторинг с целью выявить сформированность умений детей в использовании здоровьесберегающих технологий в повседневной жизни.

Собрание с родителями.

Распространение опыта своей работы

май

Подведение итогов эффективности использования современных здоровьесберегающих технологий.

Подведение итогов работы. Анализ результатов совместной деятельности.

Презентация проекта.

                                   Личный перспективный план

по самообразованию на 2021-2022 учебный год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

1. Шукшина С.Е. Я и мое тело: пособие для занятий с детьми с практическими заданиями и играми. – М.: Школьная Пресса, 2004г.

2. Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М. :АРКТИ, 2002г.

3. Карепова Т.Г. «Формирование здорового образа жизни у дошкольников». Волгоград: Учитель,2009.

4. Брязгунов И.П. «Научите детей не болеть» -Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004г.

5. Яковлева Т. С. «Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду» — М.: Школьная Пресса, 2006г.;

6. Кулик Г.И. «Школа здорового человека» - М: Просвещение,2008

Работа с детьми

Сентябрь

«Питание и здоровье»

Познакомить с полезными продуктами – овощами и фруктами (лук, капуста, яблоко, груша, зелень и др.).

Рассказать детям о пользе для человека овощей и фруктов. Объяснить, что организму требуется пища, богатая витаминами, которых много во фруктах, овощах, зеленом луке и т.д.; познакомить с витаминами, их значением.

1.Беседа: «Овощи и фрукты- полезные продукты».

2. Игры: «Что разрушает здоровье, что укрепляет?», «Сделай правильный выбор», «Отгадай-ка», «Угадай витамин», «Назови полезный продукт», Витаминное угощение.

3. Чтение стихотворения «Про девочку, которая плохо кушала»

4. Загадки о фруктах и овощах

Октябрь

Закрепить представление о пользе употребления овощей и фруктов.

Ознакомить с правилами питания.

Продолжать знакомить с полезными продуктами

1. Коллективная аппликация «Витаминки для Маши»

2. Обсуждение с детьми «Законов питания».

3. Раскрашиваем продукты, полезные для здоровья.

Ноябрь

«Чистота и здоровье»

Рассказать о значении для здоровья санитарно-гигиенических процедурах. Рассказать о микробах.

Значение здоровья зубов для здоровья всего организма. Уход за зубами и полостью рта.

Закрепить представление о важности для здоровья санитарно-гигиенических процедур.

Продолжать знакомить с санитарно-гигиеническими процедурами.

1. Беседа «Как правильно мыть руки и лицо».

2. Загадки про брови, глаза, нос, зубы, язык, руки, пальцы.

3. Игры: «Угадайка», «Найди правильный ответ».

4. Беседа «Зачем человеку зубная щетка».

Декабрь-Январь

«Здоровье и болезнь»

Рассказать детям о здоровье и болезненном состоянии человека; раскрыть причину некоторых заболеваний, вызванных несоблюдением санитарно-гигиенических правил. Напомнить детям о микробах и среде их обитания. Рассказать о микробах, как причина некоторых заболеваний.

Закреплять представления о признаках здоровья и болезни.

Закрепить навыки правильного мытья рук используя игровые ситуации

1. Беседы по темам.

2. Дидактические игры: «Назови предметы», «Доктора природы», «Вопросы-ответы»

3. Зарядка «Чтобы нам не болеть».

4. Чтение стихотворений: «Грипп», «Животик», «Аллергия», «Насморк», «Ангина», «Горло», «Айболит»

Февраль- март

«Физкультура и здоровье»

Рассказать о пользе физической подвижности.

Формировать представления детей о возможности укрепления здоровья с помощью физических упражнений.

Закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр.

Продолжать заниматься физическими упражнениями и спортом

1.Физкультминутки: «Жираф», «Осьминог», «Птица», «Обезьяна», «Лошадь», «Аист», «Кошка».

2. Пальчиковая гимнастика: «Дом», «Гости», «Горшок», «Комар», «Котик», «Апельсин».

3. Игры: «Несколько секретов о самом себе», «Здоровье в порядке, спасибо зарядке», «Делаем зарядку».

4. Спортивные развлечения. «Мы растем сильными и смелыми», «Зимние радости», «Кто быстрее?».

Апрель-Май

«Здоровье и окружающий мир»

Особенности жизни в большом городе.

Рассказать о факторах угрозы здоровью (шум, загрязнение окружающей среды, интенсивные транспортные потоки, много людей).

Формировать представление детей о факторах окружающей среды большого города, оказывающих влияние на здоровье человека.

Расширить и закрепить представление о значении растений для жизни человека.

1. Беседы по теме.

2. Беседа «Растения в городе».

3. Дидактические игры: «Группировка предметов», «Как вырасти здоровым?», «Различия и сходство предметов», «Что изменилось?», «Назови по порядку», «Разложи по порядку», «Что сначала, что потом», «Городок здоровья».

4. Выставка детских работ по изобразительной деятельности «Здоровый образ жизни».

Работа с родителями

Сентябрь

Консультация «Роль семьи

в формировании здорового образа жизни»

Октябрь

Консультация «Применение здоровьесберегающих технологий в повседневной жизни детей дошкольного возраста»

Папка передвижка для родителей "Здоровое питание – главное лекарство"

Декабрь

Консультации родителей о профилактики заболеваний.

Февраль

Папка-передвижка "Советы инструктора ФК"

Апрель

Рекомендации родителям во время прогулки понаблюдать за движением транспорта на улице. Обратить внимание на загрязненность зеленых насаждений вблизи дорог.

Май

Консультация на тему: «Система здоровьесберегающих технологий в ДОО».

Выставка детских работ по изобразительной деятельности «Здоровый образ жизни».

Самореа-

лизация

Май

Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете.

Оформление картотек: «Гимнастика для глаз», «Дыхательная гимнастика», 

«Подвижные игры», 

«Физкультминутки



Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное образовательное учреждение г. Нижневартовска детский сад № 5 «Мечта

План по самообразованию педагога

Борисовой Оксаны Викторовны

              21 год                                                                                                                                             __Без категории__________________

(стаж работы)                                                                                                                                                                              (кв. категория)

Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».

           

2022 – 2023 учебный год

                                        Пояснительная записка

Проблеме сенсорного развития детей раннего возраста всегда привносилось первостепенное значение, занималось ей большое количество педагогов и психологов, так как развитие восприятий и ощущений создает необходимые условия для возникновения более сложных познавательных процессов (мышления, памяти, воображения). Логика исследования предполагает рассмотреть суть ведущего понятия исследования и тех понятий, которые с ним взаимосвязаны. В психологическом словаре «сенсорное развитие» трактуется как развитие чувств и восприятия человека, формирование представлений об особенностях предмета (форму, цвет, размера, положение в пространстве), т.е. о сенсорных эталонах. А. В. Запорожец при разработке теории развития восприятия путем формирования перцептивных действий, предложил термин «сенсорные эталоны», что означало выработанные человечеством представления об основных разновидностях каждого вида свойств и отношений: цветы, формы, величины и т.д. Так же, «сенсорное развитие» является целенаправленным развитием ощущений и восприятий, благодаря которым дети начинают познавать окружающий мир.

        Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

         Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

         Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.         Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений, у ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он может «рассказывать пальцами» целые истории.      Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

         Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого помочь ему в этом, дать необходимый стимул развития. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста.  В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.  Детям полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками, с различного вида конструкторами, когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша. В результате вышесказанного актуальность программы «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности» необходима и продиктована временем.

           Актуальность выбранной темы:

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя не состоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.

Наряду с развитием мелкой моторики развивается память, внимание, а также словарный запас. Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой? Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой и усилится контроль над выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

         Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей раннего возраста посредством различных видов деятельности. Повышение своего профессионального мастерства и компетентности.

        Задачи:

 - Повысить собственный уровень знаний путем изучения научно-методической литературы по данной теме.

  - Совершенствовать условия для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста, используя современные направления.

 - Улучшить координацию и точность движений, и гибкость рук;

- Улучшить мелкую моторику пальцев и кистей рук;

- Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание,

зрительное и слуховое восприятие.

- Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

- Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр, о нетрадиционных формах работы с детьми.

Основные направления работы с детьми на занятиях.

пальчиковая гимнастика, физкультминутки. Ведь в совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев. Эффективность и интерес к этой деятельности повышался, когда упражнения сопровождались чтением стихов, потешек.

- пальчиковый театр (использовала во время совместной и самостоятельной деятельности детей). Он дает ребенку уникальную возможность быть одновременно сценаристом, режиссером, постановщиком и актером).

- игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок)

- игры с мозаикой.

- игры с прищепками.

- завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.

- работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, вырезание

- работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий). 

- нетрадиционные техники рисования: пальчиками, ладошками, тычкование, рисование на крупе; 

-лепка из пластилина: отщипывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание

Формы работы:

-совместная деятельность воспитателя с детьми

-индивидуальная работа с детьми

- самостоятельная деятельность самих детей.

                      План работы на 2022/2023 учебный год

месяц

                 Формы работы

сентябрь

Изучить литературу по данной теме

октябрь

Внедрить в работу с детьми массаж кистей.

Ноябрь

Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук.

Пальчиковая гимнастика ежедневно.

Декабрь

Консультация для родителей: «Значение развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста» Ручной труд: нанизывание бус, шнуровки. Рисование по трафаретам, штриховки.  

Январь

Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности. Рисуем нетрадиционным способом. Пазлы, мозаика, работа со счетными палочками.

Февраль

Разучивание новых пальчиковых игр, повторение старых. Консультация для родителей: «Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей».

Март

Использование нетрадиционных методов в работе: лепка с использованием природного материала, самомассаж кистей пальцев рук.

Апрель

 Рекомендации для родителей «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка дома.»

Май

Повторение пальчиковых игр. Применение всех ранее используемых  

Перспективный план работы совместной деятельности воспитателя  с детьми в ходе режимных моментов на 2022-2023 учебный год

                                           

Месяц

Содержание

       Задачи

Сентябрь

Д/и «Построй пирамидку»

Упражнять детей в нанизывании колец на

 стержень. Развивать глазомер. Знакомить

 с цветом.  

Пальчиковая гимнастика «Сел на ветку снегирек»

Упражнять детей в поглаживании тыльной и ладонной поверхностей кисти рук

подушечками 2-5 пальцев.

Пальчиковая гимнастика «Семья»

Выполнять круговые движения по

ладони левой рук указательным пальцем

правой руки, по очереди загибать все

пальчики, кроме большого.

Д/и «Оденем куклу на прогулку»

Упражнять детей в одевании и

раздевании кукол.

 

Октябрь

Д/и «Чудесный мешочек»

Определять на ощупь предметы,

развивать тактильные ощущения.

Пальчиковая гимнастика «Капуста»

Упражнять в выполнении различных

 имитационных движений.

«Накорми Мишку фасолькой»

Формировать умения действовать

 по указанию педагога - брать большим и

указательным пальцем фасоль.

 Развивать гибкость пальцев.

Д/и «Найди рыбку в бассейне»

Развивать умения находить мелкие

игрушки в «сухом бассейне» из крыжек.

Д/и «Ежик»

Способствовать формированию умений

пользоваться прищепками, держать

прищепку тремя пальцами , сжимать и

 разжимать ее.

   

Ноябрь

Самомассаж «Ручки греем».

Развивать умения выполнять движения по внешней стороне ладони.

Подвижная игра «У медведя дом большой»

Упражнять детей в выполнении движений,

согласно тексту.

Упражнение «Цветок из пуговиц для мамы»

Формировать умения детей выкладывать

 простейший узор из пуговиц.

Игра «Я рисую на песке»

Развивать умения рисовать с помощью

 волшебной палочки или пальчиком на песке.

 

Декабрь

Пальчиковая гимнастика «Новогодняя елочка»

Упражнять в поочередном соединении

 большого пальчика с остальными левой

и правой рукой вместе.

Конструирование «Башенку для котика»

Привлекать детей к конструированию

 башенки. Строим из картонных коробок.

Д/и «Рисуем на крупе снежинки»

Укреплять и развивать мелкую

моторику пальцев рук.

Настольная игра «Мозаика»

Развивать координацию движений

пальцев ведущей руки.

Подвижная игра «Воробышки и собачка»

Упражнять в выполнении движений,

согласно тексту.

   

Январь

Игра «Веселый карандаш»

Формировать умения раскатывать

карандаш между ладошками.

Улучшать координацию движений

кисти, движения пальцев рук.

Конструирование из палочек «Заборчик около дома», «Дорожка в огороде».

Упражнять детей выкладывать из

 счетных палочек по образцу.

Игра «Лепим снежки»

Развивать умения скатывать шарики

 разного размера из салфеток.

Графическое упражнение «Спрячь зайку от волка»

Формировать умения проводить линию

 от одной картинки к другой.

Февраль

Д/и «Массажный мячик для пальчиков»

Развивать сгибательные и разгибательные

 мышцы кистей рук. Отрабатывать

слаженность движений обеих рук.

Пальчиковая гимнастика «Пять пальчиков»

Упражнять детей в поочередном

 касании пальчиков, начиная с большого,

 запоминать названия каждого из них.

Самомассаж «Солим Капусту»

Формировать умения энергично

растирать ладони друг о друга.

Конструирование из палочек «Лесенка для зайки»

Упражнять детей выкладывать из

 счетных палочек по образцу.

Д/и «Кукла хочет спать»

Упражнять в закреплении

навыков раздевания.

Март

Пальчиковое рисование «Цветы для мамы»

Развивать умения детей

 рисовать пальчиками, ладошкой.

Пальчиковая гимнастика «Моя семья.»

Формировать умения

поочередно разгибать пальчики.

Конструирование «Машина из картонных коробок»

Развивать умение сооружать машину,

И подобрать по размеру коробочки, из крышек колеса

Самомассаж «Колобок»

Развивать умения имитировать

скатывание колобков.

«Одень юбочку на куклу Олечку»

Формировать умения детей

 просовывать пуговицу в большое отверстие.

Апрель

Рисование «Дорисуй дождь»

Развивать умения правильно

 держать карандаш.

Конструирование  «Построим шоссе для машин из картона и дерева»

Развивать умения детей сооружать дорожку,

 знакомить с деталями строительного материала.

Игра «Спрячь в ладошке мышку»

Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

Упражнение «Обведи рыбку»

Развивать умения детей левой рукой крепко

 прижимать шаблон к бумаге, а правой

 обводить его карандашом.

Упражнение «Фонарики»

Формировать умение сжимать и

разжимать кулачок.

Май

Игра «Собери бусы из крышек»

Упражнять детей в нанизывании

крупных деталей на шнурок.

Пальчиковая гимнастика «Пальчик, пальчик, как живешь? »

Формировать умения детей соединять

 поочередно пальчики одной ладони с другой,

начиная с большого пальчика.

Игра «Шарики - комарики»

Упражнять в соединении большого

и указательного пальцев на обеих руках.

Игра «Где же, где же наши ручки?»

Развивать умения подражать

 движениям взрослого.

«Покормим поросенка»

Формировать умения бросать

мелкие предметы в бутылочку,

 у которой узкое горлышко.

                                  Работа с родителями:

месяц

Вид деятельности

Сентябрь

Анкетирование родителей на тему «Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет»

Октябрь

Консультация для родителей «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»

Ноябрь

Памятка «Пальчиковые игры для малышей»

Декабрь

Новогодние поделки: «Зимняя сказка»

Январь

Рекомендации для родителей «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка дома.»

Февраль

Индивидуальные беседы: «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания»

Март

Фотовыставка «Руки мамы и мои»

 Апрель

Совместное творчество детей и родителей «Книжка своими руками»

Январь-май

Вместе с родителями создаем пальчиковый театр по мотивам русских народных сказок

Ожидаемые результаты:

- кисти рук должны приобрести хорошую подвижность, гибкость, постепенно исчезает скованность движений, должна улучшится навыки самообслуживания;

 - повысить творческую активность воспитанников;

- улучшить логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие.

- повысить компетентность родителей по данной проблеме, привлечь родителей к изготовлению оборудования и дидактического материала для группы, использование данных пособий и в домашних условиях,                      

- обогатить среду группы различными элементами игр и пособий на развитие мелкой моторики, способствующими развития интегративных качеств дошкольников.

          Список литературы

1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.

2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

5. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

6. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

7. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.

8. Кольцова М.М «Развитие моторики»

9. Елена Данилова «Пальчиковые игры»

10. Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»