Проекты

Борисова Оксана Викторовна

Предварительный просмотр:

Проект по формированию ЗОЖ  

"Малыши - Крепыши" 

 

 

                                                                                Участники проекта:

                                                                                          воспитанники                                                                 группы  

                                                                                        воспитатели, родители 

                                                                                      Выполнила:                                                                                                            Воспитатель

      Борисова О.В.

 

 

 

Нижневартовск 2022г.

Информационная карта проекта 

Полное название проекта: «Малыши-Крепыши»

Автор проекта: Борисова Оксана Викторовна

Сроки реализации: краткосрочный проект (2 недели).

Участники проекта: педагоги, дети, родители.

Тип проекта: познавательно-игровой.

Вид проекта: информационно-творческий.

Цель проекта: формирование культуры здоровья у детей 2-3лет; сохранение и укрепление здоровья детей; приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни.

Актуальность проекта 

Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Здоровый ребёнок характеризуется гармоничным, соответствующим возрасту физическим, интеллектуальным, эмоционально-волевым, нравственным и социальным развитием. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.

Проблема 

К сожалению, в России здоровый образ жизни не занимает пока первое место в шкале потребностей и ценностей человека. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы станем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, только в этом случае можно будет надеяться, что будущие поколения будут более здоровыми и развитыми не только интеллектуально, духовно, но и физически.

Таким образом, проблема формирования у дошкольников культуры здоровья очень важна. От её решения зависит будущее нации и государства.

Задачи проекта: 

Образовательные: 

  1. Дать представление о здоровом образе жизни.
  2. Продолжать знакомить с правилами личной гигиены.
  3. Способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий.

Развивающие: 

  1. Развивать культурно-гигиенические навыки у детей.
  2. Закрепить представления о правилах личной гигиены; уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур.
  3. Развивать у детей умения выполнять правильно дыхательные гимнастики и упражнения.

Воспитательные: 

  1. Воспитывать интерес детей к здоровому образу жизни.
  2. Воспитывать у детей желание заниматься физкультурой, спортом, закаляться, заботиться о своем здоровье, заботливо относиться к своему телу и организму.
  3. Воспитывать у детей желание выглядеть чистым, аккуратным и опрятным. 4. Укрепить связи между детским садом и семьей, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.

Ожидаемые результаты: 

  • Сохранение и укрепление здоровья детей через систему комплексной физкультурно-оздоровительной работы.
  • Совершенствование навыков самостоятельности у детей при соблюдении культурно-гигиенических процедур.
  • Формирование желания и стремления вести здоровый образ жизни.
  • Дети и родители имеют элементарные представления о ценности здоровья.

Форма работы с детьми и родителями: - Индивидуальная;

- Групповая.

 

I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП 

  1. Подборка методического и дидактического материала.
  2. Подборка художественной литературы.
  3. Оформление папок-передвижек, консультаций, буклетов для родителей по теме проекта.
  4. Подбор пословиц, поговорок, загадок по теме проекта.
  5. Подборка дидактических, подвижных, сюжетно - ролевых игр по теме проекта и атрибутов к ним.
  6. Разработка анкеты для родителей: «Здоровый образ жизни в вашей семье» 7. Привлечение родителей к реализации проекта.

 

II. ОСНОВНОЙ ЭТАП Ежедневная работа с детьми: 

  • Утренняя гимнастика.
  • Артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастика
  • Гимнастика пробуждения. Хождение по «Дорожке здоровья»
  • Физкультминутки
  • Закаливающие процедуры
  • Подвижные игры в группе, на улице
  • Воспитание культурно-гигиенических навыков. • Воспитание культуры поведения за столом.

 

Содержание работы по образовательным областям: 

 

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» • Ситуативный разговор о пользе утренней гимнастики.

  • Дидактическая игра «Правила чистюли».

Цель: закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причёсывание), учить показывать эти движения при помощи мимики и жеста и отгадывать по показу.

  • Д/и «Уложим куклу спать».

Цель: уточнить последовательность раздевания и развешивания одежды; закрепить представление о том, что сон полезен для здоровья.

  • Д/и «Назови части тела и лица».

Цель: формировать представление о своём теле.

 

  • Беседа «Безопасность в группе».

Цель: рассмотреть с детьми различные ситуации, обсудить, какие места в группе и предметы могут быть опасными. Формировать у детей основы культуры безопасности.

  • Сюжетно-ролевая игра «Больница»
  • Сюжетно-ролевая игра «Котенок Тимка заболел»

Цель: учить детей в игре отражать знания о профессии врача, формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре; воспитывать дружеские взаимоотношения в игре; использовать во время игры медицинские инструменты и называть их.

 

 

  • Сюжетно-ролевая игра «Полезный завтрак»

Цель: формировать у детей представления о полезных продуктах, формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре.

 

  • Трудовое поручение «Поможем няне накрыть на столы». Цель: воспитывать желание помогать взрослым.

 

Образовательная область «Физическая культура» 

  • Подвижные игры в группе и на улице
  • Физкультминутки, артикуляционные, пальчиковые, дыхательные гимнастики
  • Физкультурные занятия
  • Утренняя гимнастика
  • Гимнастика пробуждения, хождение по «Дорожке здоровья» Цель: развивать физические качества; накапливать и обогащать двигательный опыт детей; формировать у детей потребность к двигательной активности.

 

Образовательная область «Познавательное развитие» 

  • Экскурсия по детскому саду «Кто заботится о детях в детском саду». Цель: уточнить знания о работе сотрудников детского сада, закрепить названия профессий: воспитатель, помощник воспитателя, медсестра, прачка»; дать понятие о том, что все взрослые в детском саду заботятся, чтобы детям было весело и интересно, чтобы они были здоровыми.
  • Ситуативный разговор «Где живут витамины?»

Цель: рассказать детям о витаминах в доступной форме и их пользе для здоровья, уточнить знания детей о полезных продуктах, их значении для здоровья.

  • Д/и «Угадай на вкус».

Цель: закреплять знания об овощах и фруктах, умение определять их на вкус.

  • Рассматривание «Алгоритма умывания» при КГН

Цель: формировать умение пользоваться алгоритмом при умывании, проговаривать действия.

  • Рассматривание картинок «Предметы личной гигиены»

Цель: закреплять название и функции различных гигиенических предметов

  • Игра-лото «Здоровый малыш»  

Цель: знакомить детей с правилами личной гигиены и правильным, бережным отношением к своему здоровью.

  • Лото «Овощи, фрукты и ягоды»

Цель: закреплять знание названий овощей, фруктов и ягод; пополнять словарный запас детей; развивать память, концентрацию внимания.

  • Разрезные картинки «Способы закаливания»

Цель: формировать представления о закаливающих мероприятиях; развивать эмоционально-положительное отношение к закаливающим процедурам.

Образовательная область «Речевое развитие» 

  • Отгадывание загадок о гигиенических принадлежностях, о полезных и вредных продуктах.

Цель: развивать воображение, мышление, речь; закреплять знания о пользе тех или иных продуктов.

  • Беседа: «Кто такие микробы и где они живут?»

Цель: формировать осознанное отношение к необходимости вести здоровый образ жизни.

  • Беседа: «Солнце, воздух и вода мои лучшие друзья»

Цель: Знакомить детей с понятием «здоровье», «здоровый человек»; воспитывать желание быть здоровым, стремление к соблюдению режима и чистоты.

  • Д/И «4-й лишний» (овощи, фрукты, ягоды, посуда, предметы личной гигиены)

Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать. Закреплять названия предметов и продуктов, полезных для здоровья.

  • Рассматривание иллюстраций «Правила гигиены»

Цель: формировать у детей навыки ответа на простые вопросы «Кто? Какой? Что делает?»; ознакомить детей с предметами личной гигиены; формировать привычку заботиться о чистоте рук и тела.

  • Чтение: А.Барто «Девочка чумазая», К. Чуковского «Мойдодыр», «Доктор Айболит», «Федорино горе», С.Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала», И.Демьянова «Замарашка», Н.Павловой «Света любит шоколадки…», Т.Тониной «Мамин фартук».
  • Проговаривание потешек во время КГН: «Водичка-водичка», «Мыли мылом ушки, мыли мылом ручки», «Давай-ка с тобой закаляться, холодной водой умываться!», «Носик, носик! Где ты, носик?», «Кран откройся! Нос, умойся!» «Доктор, доктор, как нам быть: уши мыть или не мыть?» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» • Аппликация «Витаминный компот».
  • Рисование «Огурцы в банке».
  • Рисование по трафарету овощей и фруктов (карандашами, фломастерами)

Цель: закреплять знания о полезных продуктах, развивать мелкую моторику рук.

  • Рассматривание иллюстраций к произведениям: «Мамин фартук», «Про девочку, которая плохо кушала», «Замарашка», «Света любит шоколадки…», «Девочка чумазая».

Работа с родителями

  • Анкетирование родителей «Здоровый образ жизни в вашей семье». Цель: выявление отношения родителей к здоровому образу жизни, соблюдению принципов здорового образа жизни в семье. • Консультация «Как правильно одеть ребёнка на прогулку».

Цель: формировать представления у родителей о том, как правильно одевать ребёнка в холодное время года.

  • Создание рубрики в родительском уголке «Если хочешь быть здоров» Цель: ознакомление родителей со способами оздоровления детей в семье.

 

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП 

Итоговое мероприятие 

  • Выставка семейных фотогазет "Мы за здоровый образ жизни". Цель: приобщать родителей к ведению здорового образа жизни к семье.

 

Заключение 

  • Воспитательная ценность: У детей значительно повысился интерес и желание заниматься гимнастикой, физкультурой, принимать участие в закаливающих процедурах, ухаживать за собой.
  • Познавательная ценность: У детей и их родителей повысились знания о сохранении и укреплении здоровья, значимости здорового образа жизни. Расширилось представление о закаливающих мероприятиях, о полезных продуктах питания.
  • Перспектива: С целью повышения интереса к здоровому образу жизни необходимо продолжать систематическую работу в данном направлении через совместные мероприятия по формированию культуры здоровья у детей, сохранению и укреплению их здоровья, и использование интегрированного подхода в этом направлении.

 

 

 

Список используемой литературы: 

  • Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. «Организация сюжетной игры в детском саду» Изд.: Москва Линка – Пресс 2009 г.
  • Нищева Н. В. «Картотека подвижных игр, физминуток, пальчиковой гимнастики». Изд.: Санкт – Петербург Детство – Пресс 2010 г.
  • Черенкова Е. Ф. «Развивающие игры с пальчиками». Изд.: Москва Рипол Классик Дом 21 век 2010 г.
  • Теплюк С. Н. Занятия на прогулке с малышами. Изд. Мозаика-Синтез, Москва 2010 г.
  • Бабенкова Е. А. Как помочь детям стать здоровыми. Методическое пособие М., 2004 г.
  • Дик Н. Ф., Жердева Е. В. Развивающие занятия по физической культуре и укреплению здоровья для дошкольников. Ростов-на-Дону, Феникс, 2005 г.
  • Оздоровление детей в условиях детского сада. Под редакцией Л. В. Кочетковой. М., 2007 г.
  • Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. Изд. Мозаика-Синтез, Москва 2010 г.
  • Савельева Н. В. Организация оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. Ростов-на-Дону, Феникс, 2005 г. 

 


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение г. Нижневартовска детский сад № 5 «Мечта»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект «Этот загадочный космос» подготовительная группа.

 

 

 

 

 

                                                                 Выполнила воспитатель:                                                                 Борисова О.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тип проекта: информационно-познавательный, творческий.

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.

Время реализации: апрель 2022г.

Проблемы проекта Современные дошкольники любят смотреть на вечернее небо, на звёзды. Кто - то просто восхищается их красотой, кто - то о чём - то мечтает, кто - то хочет разгадать загадки, которые таит в себе космос. Поэтому дети задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, очень интересует детей. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.

Цель: 

  • сформировать у детей представление о космическом пространстве, Солнечной системе и её планетах, освоении космоса людьми.
  • способствовать развитию познавательных и интеллектуальных способностей детей, созданию условий для развития познавательной речевой активности дошкольников, стремления к самостоятельному познанию.

Задачи 

  1. Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса. Рассказать об интересных фактах и событиях космоса.
  2. Дать знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на земле. продолжить знакомство с первым лётчиком-космонавтом Ю. А. Гагариным.
  3. Развивать         творческое         воображение,         фантазию,         умение импровизировать; воспитывать взаимопомощь, доброжелательное отношения друг к другу,
  4. Расширять кругозор и активизировать словарь дошкольников.
  5. Воспитывать уважение и любовь к Земле, дающей всё необходимое для жизни. Чувство гордости за свою Родину, историю своей планеты, за достижения учёных, космонавтов.
  6. Привлечь родителей к совместной деятельности.

Ожидаемые результаты:

Дети: 

  • Усвоение детьми знаний, представлений о космосе, космическом пространстве; эмоциональное, ценностное отношение к людям, работа которых связана с освоением космоса.
  • Воспитания патриотического чувства дошкольника, желание быть смелым, сильным и выносливым.
  • Повышение уровня мотивации к занятиям.
  • Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.

Родители: 

  • Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребёнком.
  • Обмен опытом семейного воспитания педагогов и родителей.
  • Становление партнёрских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

Педагоги: 

  • Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно - исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности.
  • Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий.

Этапы реализации проекта: 

1 этап Подготовительный (организационный) Определение темы проекта; Формулировка цели и определение задач; Обсуждение целей и задач с воспитателями, детьми, родителями. Подбор материалов по теме проекта (подбор наглядных материалов: фото - и видео материалов, мультимедийных презентаций, тематических картин и иллюстраций о космосе, планетах, космонавтах, подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительно чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта и т. п. ; подготовка материалов для организации продуктивной и познавательно исследовательской деятельности: материалы для изготовления творческих работ по теме проекта (картинки, трафареты, краски, глина, пластилин) и т. п.). Составление плана основного этапа проекта. 2 Основной этап. 

Социально-коммуникативное развитие: 

Сюжетно – ролевые игры: «Космическое путешествие», «Космонавты», «Больница для космонавтов»;

Беседы «Завтрак космонавта», «Поведение за столом и питание космонавтов».

Познавательное развитие: беседы «Что такое космос», «12 апреля –

День космонавтики», «Что такое Солнечная система», «Семья планет», «Голубая планета – Земля», «Луна – спутник земли», «Белка и Стрелка – животные космонавты», «Первый в космосе»; ситуативные разговоры: «Особенности защиты человека в космосе», «Завтрак космонавта», «Если был бы я космонавтом», «Какие предметы нельзя брать в космос и почему?», «Почему солнце светит и греет», «Почему днем не видно звезд» ,«Кого берут в космонавты?» «Почему Луна не падает на Землю»; ОД ФЦКМ «Космос» ,«Высоко к звёздам», «Земля – наш дом во вселенной», «Земля – живая планета», Дидактические игры : «Разложи планеты на орбитах», «Угадай созвездие», «Устрани пробоину», «День, ночь – сутки прочь», «Разрезные картинки», «Собери ракету по частям», «Что сначала, что потом», «Найди свою планету», «Найди лишнее», «Правильно расставь планеты», «Найди тень», «Подбери словечко», «Что лишнее и почему», «Почему в космос летают на ракете», «В обсерватории», «Планеты», лото «Космос». Конструирование: Конструирование из строительного материала из строительного материала: Ракета, «Самолёты»,«Космодром»; Оригами – ракеты,; рассматривание иллюстраций, видео, посещение планетария, чтение познавательной литературы, рассматривание энциклопедий о космосе., игры – лабиринты о космосе. Викторина «Что мы знаем о космосе»; Просмотр мультфильмов "Тайна третей планеты", "Белка и Стрелка«, просмотр презентаций «Космос», «Планеты солнечной системы», выкладывание картинок из счетных палочек, собирание пазлов на тему: «Космос».

Речевое развитие: ОД «Космос», Чтение художественной литературы : «Первый в космосе» В. Бороздин. Любовь Талимонова "Сказки о созвездиях», Албанская сказка «Как солнце и луна друг к другу в гости ходили», Сказка народов Сибири «Небесный олень», «Дедал и Икар»- древнегреческий миф, загадки о космосе. Д/И по развитию речи «Найди картинке место», «Составь рассказ», «Пойми меня», «Распространи предложение», «Кто больше назовёт действий», индивидуальная работа по развитию речи игра «Скажи наоборот»

Художественно-эстетическое развитие: Рисование «Звёздное небо», «Жители других планет», рисование на песке, манной крупе, «Космический сон», «Лунный пейзаж»; Лепка «Космонавты», «Планеты солнечной системы», Аппликация «Звёзды и кометы», «Космос» – коллективная работа. Слушание музыки о космосе, слушание песен «Трава у дома», «Притяжение Земли»;

Физическое развитие: Пальчиковые игры: «Космонавт», «Космос», «Мы космический отряд», «Будем в космосе летать», Подвижные игры: «Космонавты», «Самолёты», «Солнце и планеты», «Ждут нас быстрые ракеты», «Невесомость», «Ракетодром», «Космическая эстафета»

Работа с родителями: Поместить в уголок для родителей тему и задачи проекта. Привлечь родителей в создании предметно-пространственной среды в группе (книги, картинки, стихи, загадки о космосе) ; Проведение консультации по темам: «Знакомим ребёнка с космосом»; Оформление папки – передвижки: «12 апреля Международный День Космонавтики», «Первые космонавты» Итог проекта:

  • Коллективная работа «Космос»,
  • Выставка детского творчества «Космос глазами детей»
  • Викторина «Что мы знаем о космосе»

В результате планомерной, систематической работы над проектом дети получили возможность показать все свои знания и умения, которые приобрели в ходе проекта, могут проявить фантазию и творчество, выдумку. В процессе реализации проекта у детей обогатился и словарный запас, расширились знания и представления о космосе.

 

 



Предварительный просмотр:

логотип

Муниципальное автономное образовательное учреждение г. Нижневартовска

детский сад № 5 «Мечта»

Познавательно-исследовательский проект

в подготовительной группе общеразвивающей направленности №5 для детей дошкольного возраста от 6 до 8 лет

«Эта удивительная соль»

Подготовила:

                                                                                        воспитатель

  Борисова О.В.

г. Нижневартовск 2022г.

Информационная карта проекта

1. Название проекта: «Эта удивительная соль»

2. Автор проекта и руководитель Борисова О.В.

воспитатель подготовительной группы

3. Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий, групповой.

4. Сроки реализации проекта: февраль-апрель 2021г.

5. Участники проекта: воспитатель, воспитанники в возрасте 6-7 лет, родители.

6. Цель проекта: изучить, расширить, закрепить и обобщить знания детей о соли; где и как добывают соль; её свойствах, пользе и вреде; формировать представления о соли как о необходимом продукте для человека.

7. Задачи проекта:

1). Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, форма и видах соли. Уточнить и закрепить знания детей о соли, её значении в природе, в жизни человека. Развивать мышление, любознательность, наблюдательность.

2). Развивать познавательные способности детей: умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации.

3). Развивать интерес к экспериментальной деятельности, творческие способности, воспитывать аккуратность, самостоятельность.

8. Форма проведения: в рамках воспитательно-образовательного процесса, выполнение работ детьми в свободное время, дома с родителями.

9. Предполагаемый результат:

1). Дети получат представления о соли; о свойствах, видах, способах добычи: её пользе и вреде.

2). Дети научатся находить информацию в разных информационных источниках.

3). У детей обогатится опыт проведения опытно-экспериментальной деятельности.

4). Дети научатся выполнять творческие работы в нетрадиционной технике.

5). Пополнится детская лаборатория образцами соли, обогатится предметно-пространственная развивающая среда.

10. Методы и приемы:

  • Практические: опыты с солью, выставка поделок из соли, «насыпушки», дидактические игры, физминутки.
  • Наглядные: презентации, мультфильм, иллюстрации, наблюдение.
  • Словесные: беседы, чтение сказок, рассказ воспитателя, рассказ детей, загадки, объяснение, обсуждение, анализ работы.

- Выставка работ: «Поделки из соленого теста»,

- Мастер-класс: «Эта удивительная соль».

- Занятие НОД: «Выращивание кристаллов из соли»

      - Опытно-экспериментальная работа: «Выращивание кристаллов из поваренной соли»

- Презентация: «Эта удивительная соль»

 - Работа с родителями: буклет «Как вырастить кристаллы соли дома», консультация «Цветная соль. Как это сделать?»,

11. Актуальность проблемы:

Окружающий мир ребенка не дает ему покоя. Малыш стремится поскорее всё узнать, потрогать, попробовать на зуб, сделать свое собственное открытие, заглянуть за пределы досягаемого. А мы наоборот, стали искать необычное рядом. Оказывается, есть продукт, без которого нельзя приготовить ни одного блюда. Это соль. Мы решили пополнить знания о ней.

12. Содержание проекта.

Своё исследование начали с поисков литературы и информации в сети Интернет по теме «Соль». Происхождение слова соль связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь.

«Хлеб – соль!» – так на Руси встречали гостей. Это – пожелание добра. Наши предки верили, что соль защищает от враждебных сил.

Соль – это символ дружбы. «Делить хлеб и соль» – значит дружить.

В далёкие времена соль считалась драгоценностью, ценилась, как золото. Её хранили в особых ларцах, меняли на товары, даже на землю. Отсюда народная примета: соль просыпать – к ссоре, к неудаче.

Люди с древних времен используют соль в пище. Откуда она берётся? Из литературы мы узнали, что источниками соли являются моря и океаны. Соль добывали в залежах Мёртвого моря, оно считается самым солёным в мире. Также соль находится в природе, в виде залежей минерала галита, это – «каменная соль».

Старая русская пословица «Без соли не проживёшь» справедлива и в наши дни. Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу, без многих удаётся обойтись. Без соли – нет. Человек может выдержать без соли не более десяти суток, так как прекращается пищеварение. Животным тоже нужна соль. Хищники получают её с мясом и кровью добычи, травоядные ищут выступы соли и лижут их. Мы узнали, что в больших количествах соль вредна. И наоборот, бессолевая диета применяется только в лечебных целях и проводится под наблюдением врача.

- Соль нужна для производства лекарств, бумаги, ткани, мыла, стекла и ещё многого другого.

- Для детской лаборатории мы собрали образцы соли.

-  Сколько же соли нужно человеку в день?

- Приготовленная пища, любое растение, молочные продукты – всё содержит соль. Суточная норма потребления соли 5 – 6 граммов (примерно 1 чайная ложка).

- В названиях городов, которые возникли в местах добычи соли, появился корень «соль». Солью покрыты все берега, на них нет растительности. Мы узнали, что самым солёным в России является озеро Баскунчак.                    

 - Чем больше мы читали о соли, тем сильнее возрастал интерес к этой теме. Сначала изучили свойства соли. Выяснили, что соль твёрдая и состоит из кристаллов, на вкус солёная, белого цвета, не имеет запаха, растворяется в жидкостях. Тогда мы решили узнать, из чего состоит соль с научной точки зрения.

Мы провели опыт:

1). Опустили сырое яйцо в баночку с пресной водой, оно сразу же опустилось на дно. В другой банке навели крепкий соленый раствор, опустили туда наше яйцо. Оно стало плавать по поверхности. В эту банку потихоньку начали подливать пресной воды. Яйцо стало опускаться в низ, оно не утонуло. Оно плавало в середине раствора, но при этом казалось большим и круглым.

Вывод: в пресной воде яйцо тонет, а в соленой нет.

2). Мы провели эксперимент и вырастили кристаллы соли.

Возникли вопросы:

• Что такое кристаллы?

• Как получить кристаллы соли в домашних условиях?

Мы узнали, что при испарении солёной воды образуются кристаллы. Для выращивания кристаллов нам потребовалось: кувшин с 2 литрами горячей воды, 1 кг пищевой соли, палочки от мороженого на нитке и короткие тесемочки. В горячей воде мы растворили соль и подвесили наши палочки и тесьму таким образом, чтобы они не касались дна и стенок кувшина. Кувшин поставили на окно и стали наблюдать в течении недели. В конце недели мы вытащили из кувшина палочки и тесьму, на них выросли красивые кристаллы.

- Очень интересными оказались творческие работы детей с применением соли, особенно создание арт-обьектов, и лепка из соленого теста.

13. Этапы работы над проектом

1. Подготовительный этап:

  • Определение темы проекта.
  • Формулировка цели и задач.
  • Составление плана основного этапа проекта.

2. Основной этап:

  • Сформулирован основополагающий вопрос:

- Может ли человек обойтись без соли?

  • Сформулированы проблемные вопросы:

- Что такое соль? Как появилась соль? Как добывают соль? Какая бывает                        соль?

  • Сформулированы обучающие вопросы:

- Какая польза и вред от соли для человека? Что можно сделать из соли?

3. Рефлексивный этап:

Выставка продуктов художественной деятельности детей.

4. Основной этап - исследовательский

  • Образовательная область проекта 

- Вид детской деятельности

- Непосредственно образовательная деятельность

-  Деятельность, осуществляемая детьми

- Познание Познавательная деятельность

- Презентации «Эта удивительная соль»

  • Познание Экспериментальная деятельность

- Опыты и эксперименты:

«Рассматривание соли через лупу»,

«Растворение соли в холодной и горячей воде»,

«Плавающее яйцо»,

«Выращивание кристаллов из соли»,

«Незамерзающая соль»,

«Соль-чистящее средство».

Дети высказывают свои предположения, опытным путем подтверждают или опровергают предположения, делают выводы.

  • Познание Познавательная деятельность

- Просмотр мультфильма «Как казаки соль покупали».

Внимательно смотрят, задают вопросы по содержанию мультфильма, эмоционально реагируют на смешные моменты.

  • Коммуникация

- Беседы: «Что такое соль?», «Как добывают соль», «Почему море соленое?», «Соленые города», «Как используют соль?», «Соль в народных приметах и поверьях», «Соль в русских народных традициях».

Вступают в диалог, рассказывают о том, что видели дома, по телевизору или в интернете. Умеют правильно произносить слова, грамотно строят предложения, используют средства интонационной выразительности в процессе общения.

  • Художественное творчество Продуктивная

- Рисование акварелью + соль

- Лепка из соленого теста

Интересным занятием является лепка из соленого теста, мы пригласили сотрудника столовой для изготовления теста, лепили с детьми в детском саду, а потом подготовили выставку для родителей «Поделки из соленого теста» и показали мастер-класс «Эта удивительная соль».

  • Чтение художественной литературы

- Восприятие художественной литературы

«Соль дороже золота» - словацкая сказка,

«Сказка о сахаре и соли» - русская народная сказка, загадки, пословицы, поговорки.

С удовольствием слушают художественное произведение в исполнении взрослого.

Умеют ответить на вопросы взрослого по содержанию произведения, отгадывают загадки, объясняют смысл пословиц и поговорок.

  • Труд

Красят соль гуашевыми красками в разные цвета. Размешивают краску с небольшим количеством воды, смешивают с солью, выкладывают на газету сушиться. (После высыхания воспитатель измельчает соль с помощью скалки).

  • Физкультура

- Игровая Физ. минутка «Солим капусту».

Мы капусту рубим- рубим,

Мы морковку трём-трём

Мы капусту мнём- мнём,

Мы капусту солим-солим,

Мы сахар сыпем-сыпем,

Мы капусту жмём-жмём,

А теперь попробуем – ммм!

(Ребрами ладони стучим по коленям.

Имитируют движения.

Мнут капусту).

  • Социализация

- Сюжетно-ролевая игра «Повара»

Согласуют творческие индивидуальные замыслы с партнерами-сверстниками. Проявляют доброту, внимание, заботу. Могут включиться в совместную деятельность со взрослыми и сверстниками, не мешая своим поведением другим.

5. Рефлексивный этап.

В ходе исследования мы узнали, что моря и океаны – неисчерпаемые источники соли, что соль добывается из недр Земли. Соль – пищевой продукт. Мы доказали, что в обращении с солью следует, как и во всём, соблюдать норму. В больших количествах соль вредна, но без соли жизнь живых организмов невозможна.

14. Результат проекта:

Таким образом, в результате реализации проекта были созданы благоприятные условия, позволяющие изучить, расширить и обобщить знания детей о соли. Дети узнали много нового об особенностях соли, её свойствах и качествах, о пользе и вреде для организма человека. Дети научились искать и собирать информацию, анализировать полученные результаты, отвечать на вопросы, устанавливать причинно-следственные связи. Научились самостоятельно проводить опыты, познакомились со способом выращивания кристаллов соли. У детей появились навыки взаимовыручки, тесного общения между сверстниками и взрослыми. Повысился интерес к познанию окружающего мира.

Литература:

- Детская энциклопедия «Почемучка».- Москва, «Росмэн», 2005г.

- Интернет-ресурсы:

https://nsc.1september.ru Малахова Елена, Мельник Ольга, «Обыкновенное чудо», журнал «Начальная школа», №3 2008

https://ljubimyj-detskij.ru/zagadki/71-detyam-zagadki-pro-sol.html

       


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 5 »Мечта» Детский исследовательский проект «Эта удивительная соль» Руководитель: Борисова О.В. Участники: Группа № 5 2018

Слайд 2

Цель проекта : Узнать как можно больше о соли и её свойствах. И доказать, что соль – не только необходимый продукт, но и интересный материал для проведения опытов и творчества . Задачи проекта: Расширять знания детей о соли: определить свойства соли, как её добывают, где применяется. Формировать у детей исследовательские навыки. Развивать у детей познавательный интерес к исследовательской деятельности.

Слайд 3

Соль

Слайд 4

Морская соль Добыча соли со дна соленого озера

Слайд 5

Добыча соли в соляной шахте Каменная соль

Слайд 6

Поваренная соль

Слайд 7

Озеро Развал в городе Соль-Илецк

Слайд 8

ДЛЯ ЧЕГО СОЛЬ НУЖНА?

Слайд 9

Соль- это кристалл

Слайд 10

« Выращивание кристаллов» За кристаллами очень интересно наблюдать Кристаллы растут медленно

Слайд 11

Наши работы

Слайд 12

Лепка из соленого теста

Слайд 13

Лепка из соленого теста

Слайд 14

Наши поделки

Слайд 16

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

МАДОУ г. Нижневартовска детский сад № 5 «Мечта»логотип

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников

Конспект занятия в подготовительной группе № 5

«Выращивание кристаллов соли»

Подготовила:

воспитатель

Борисова О.В.  

                                                                                                                     

Нижневартовск 2022г.

Тема: «Выращивание кристаллов соли»

Програмное содержание:

- Познакомить детей с понятием «кристалл»;

- Изучить условия образования кристаллов;

- Учить детей в бытовых условиях выращивать кристаллы из поваренной соли;

- Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умения сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования;

- Систематизировать представления детей о соли и ее свойствах;

- Развивать умение действовать по алгоритму, делать не сложные выводы и умозаключения.

- Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности, вызывать радость открытий, полученных из опытов;

- Обогащать словарь (сл. игра «Что бывает солёным, сладким»);

- Формировать грамматический строй речи ( согласование существительных с прилагательными: словарная игра «Скажи наоборот»);

- Развивать диалогическую речь (беседа по вопросам).

Материал и оборудование:

- стеклянный сосуд с водой;

- соль;

- сахар;

- лупы по количеству детей;

- 2 стеклянные баночки пустые;

- разные виды соли;

- одноразовые стаканчики на каждого ребёнка;

- тарелочки с солью на каждого ребёнка:

- ложечки для каждого ребёнка;

- спринцовка для воспитателя;

- пипетки для детей;

- нить;

- иллюстрации;

Предварительная работа:

- Загадывание загадок про соль и сахар;

- Рассматривание иллюстраций «Как добывали соль раньше»;

- Беседы о применение соли в медицине, кулинарии, косметологии;

- Посещение соляной пещеры;

- Заучивание пословиц и поговорок о соли.

Словарная работа:

- Соляная пещера;

- Сталактиты;

- Морская соль;

- Кристаллы соли;

- Эксперимент, опыт.

Ход занятия:

Организационный момент:

В круг широкий, вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся.

Улыбнёмся, подмигнём,

И к гостям здороваться пойдём!

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся, подойдём к гостям и прикоснёмся ладошками к их ладошкам.

- У гостей ладошки тёплые? Наши гости добрые и поделились своим теплом с нами.

Воспитатель:

- Ребята, давайте представим, что наша группа превратилась в научную лабораторию, в которой проводятся разные опыты, эксперименты.

- А кто работает в лаборатории? (Ответы детей).

- Чем они занимаются?

Проходите в нашу лабораторию.

Загадки про соль и сахар:

- Белый он, как снег колючий. Как песок сухой, сыпучий.

Сладкий – сладкий, словно мёд. Чай с ним часто муха пьёт (сахар)

- В воде родиться, а воды боится (соль)

- Какая нота и продукт называются одинаково (соль)

- Бел как снег, в чести у всех, в рот попал – там и пропал (сахар)

- Белый камень из горы всегда стоит на столе. Кто его не ест, тот вкуса не знает (соль)

- Что же это за песочек, сладок с ним у нас чаёчек.

В каждой кухне проживает, всем хозяйкам угождает (сахар)

- Отдельно я не так вкусна, но в пище каждому нужна (соль)

Воспитатель:

- Ребята, мне нужна ваша помощь. Я знаю, что на одной тарелочки соль, на другой сахар. А как понять? Где и что? Предлагаю описать свойства соли и сахара ( варианты ответов детей: по цвету, по форме, по запаху, по вкусу и т. д., если не назовут, предлагаю сама по форме, по цвету и т. д.)

- Молодцы вы всё правильно назвали. Вот в этой тарелочке соль. Давайте мы сейчас с вами уберём сахар, он сегодня больше нам не понадобится.

Опыты с солью :

- Посмотрите перед вами стоят тарелочки с солью. Проводим с детьми опыты для выяснения свойств соли. Дети выполняют работу самостоятельно.

1)посмотрим через увеличительное стекло (похожи на зёрнышки, кристаллики)

2) сделаем игрушечный ветер (разлетаются, соль сыпучая).

3) в баночку с солью налить немного воды, куда она делась? (она впиталась)

4) налить много воды, что теперь? (соль растворилась).

Воспитатель:

Определили, что вещество полностью растворилось в воде, цвет и запах не изменился, но изменились вкусовые качества воды – она стала соленой.

Вывод:

соль растворяется в воде, вода меняет свои вкусовые качества.

Воспитатель:

- Ребята, а у меня к вам вопрос, откуда взялась соль кто знает?

(ответы детей).

Воспитатель:

- Расскажу я вам, ребята сказку про Ивана – купца, как ходил он со своим товаром за тридевять земель по морю – океану. Много стран повидал, торговал – бревнами, тесом да лесом. Вот поднялась в море, буря сильная, выбросило корабль на остров невиданный. Отправился Иван земли разведывать, да набрел на гору великую. Смотрит в той горе не песок, не камень, а чистая русская соль. Вернулся к берегу, приказал работникам нагрузить корабль солью. Долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли – приплыл корабль к городу. Отправился Иван к королю, чтобы позволил тот торговать солью по вольной цене. А король про соль, не слыхивал: во всем его государстве соли - то не ели. Говорит он Ивану с усмешкою«Да это просто белый песок, за него у нас денег не дают». Опечалился Иван. Вздумалось ему как-то раз посмотреть, как кушанья королю готовят. Стоит на кухне - приглядывает, вот улучил минутку, взял да и всыпал соли, сколько надобно, во все яства да приправы. Наступило время обед подавать: король попробовал, так вкусно ему показалось, как никогда прежде. Приказал король поваров наградить, а те на Ивана – дескать, он что-то в кушанье добавлял. Привели Ивана к королю. И позволил тогда король Ивану солью торговать. И по сей день люди в пищу добавляют соль.

- Как только люди узнали вкус соли, они стали ею дорожить. Местности, где встречались ее залежи, быстро заселялись и делались собственностью какого-нибудь племени. В обмен на соль приобретались различные предметы. Со всех сторон приходили люди за солью. В некоторых местах существовали соляные каменные копи, где добывали соль в больших количествах.

Воспитатель:

- Ребята соль-полезное ископаемое. У нас в Алтайском крае тоже добывают соль в Славгородском районе, в селе Бурсоль. (показываю фото)

Соль - природный элемент. В молотом виде она представляет собой мелкие кристаллы белого цвета. (показ иллюстрации).

Производится соль в разных видах: очищенная, крупного, мелкого помола, йодированная, морская (показать виды соли).

Воспитатель:

- Ребята, как вы думаете, важна ли соль в жизни человека и почему?

Высказывание ребёнка:

Да, конечно, соль придает блюдам особый вкус, но не только за вкусовые качества ее употребляет человек. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани, (показ картинки с пачкой соли).

Воспитатель:

- Как вы думаете, где можно использовать соль?

Высказывание детей с показом иллюстраций

1. При ангине кристаллы хорошо разогревают на сковородке, после чего больной дышит под простынею этим горячим воздухом. Дышать при ангине лучше ртом. Если же вас замучил насморк – дышите носом.

2. Также помогает при ангине полоскание горла соленым раствором, когда на стакан теплой воды берется чайная ложка кристаллов.

3. Промывают солёным раствором нос при насморке. Удобно для этого использовать бутылочку из-под капель, или просто пипетку.

4. Хорошо горячая соль вытягивает гной, поэтому если у вас появился фурункул или нарыв, нагрейте пару ложек кристаллов, заверните в тканевый мешочек и приложите к больному месту.

5. Если вам надуло ухо, также прикладывайте компресс с солью, он снимет боль и воспаление.

6. Облегчить состояние при насморке можно с помощью теплого компресса, который прикладывают к переносице.

Соль применяют в косметологии:

Ускорить рост волос может массаж с солеными крупинками. С его помощью улучшается кровообращение в коже головы, волосяные луковицы получают больше питания и, волосы, начинают быстрее расти.

В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания. Она необходима для усиления вкусовых качеств пищи, (картинка с колбасой)

В консервировании овощей : соль в жизни людей была важным продуктом. Без соли многие продукты безвкусны. Заурядный огурец, умело посоленный на зиму, становится деликатесом. Поэтому соль применяется при засолке овощей, так как соль сохраняет продукты длительное время, (банка солёных огурчиков)

На улице: На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.

Посещение соляных пещер (показ картинки)

Соленая пещера заложена в толще каменной соли. Соляные сталактиты образуют причудливые формы, фантастические фигуры. Соляные пещеры используют в лечебных целях. Воздействие соляной пещеры облегчает дыхание, улучшают состояние кожи, успокаивает нервы, нормализует давление.

Воспитатель:

- Назовите пословицы, и поговорки о соли.

Пословицы и поговорки про соль:

«Соль не жалей, так и есть веселей»

«Кто раз соль попробует, тот за нее все отдаст»

«Без соли не вкусно, без хлеба не сытно».

Воспитатель:

- Молодцы! Сколько интересного вы знаете о соли. Мы с вами через лупу видели кристаллы соли, (показ иллюстраций кристаллов соли).

- Ребята давайте сейчас сами вырастим кристаллы. Для выращивания нашего кристалла нам понадобится :

• вода;

• два стеклянных сосуда;

• соль;

• нитка.

(Воспитатель проводит опыт, дети наблюдают).

Наполняем два сосуда водой, добавляем соли до тех пор, пока она не перестанет растворяться, т. е. пока на дне сосудов не появится осадок из кристалликов соли.

Затем ставим наши сосуды на теплое место с постоянной температурой, опускаем один кончик нитки в один сосуд другой кончик в другой, как бы соединяя наши сосуды «мостиком» из нитки.

Теперь необходимо ждать. Мы будем наблюдать каждый день в нашей лаборатории, как растут кристаллы соли.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Опытно-экспериментальная работа «Выращивание кристаллов из поваренной соли»

Составила и подготовила: Борисова Оксана Викторовна

Работая с детьми в направлении художественно – эстетического развития, используя нетрадиционные техники, мне пришла в голову идея, разнообразить и расширить их познания в окружающем мире - показать им как выращивают самые настоящие кристаллы. Выращивание кристаллов – это довольно увлекательное занятие, и прививание интереса к естественным наукам, а дети дошкольного возраста по природе своей - пытливые исследователи окружающего мира. Чудесные превращения, которые будут происходить на глазах, обязательно заинтересуют ребенка.

Для выполнения работы нам понадобится:

- Относительно большое количество поваренной соли.

C:\Users\User\Desktop\20230413_165119.jpg

При этом среди этого количества должен быть хотя бы один большой кристалл, который будет служить нам «затравкой».


- Ниточка или веревочка - это будет основанием кристалла.        

- Основание в виде палочки или карандаша, на которую будут привязывать нитку.

- Жаропрочный стакан-ложка, чтобы размешивать соль.

- Бумажная салфетка.

- Горячая вода.


https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-72024-1452014224.jpg

Итак, начинаем:

1. Делаем насыщенный раствор соли в наших емкостях. Примерно 3-4 столовых ложки соли на 200 мл воды. Тщательно размешиваем и добавляем соль до тех пор, пока на дне не будет виден осадок из кристалликов соли

2. Далее готовим наш держатель и основу, на которой и будут расти кристаллы

3. Опускаем нитку в стакан таким образом, чтобы конец не задевал дна

4. По желанию можно добавить в раствор пищевой краситель. Это добавит еще больший интерес и эмоции у детей

5. Накрываем все салфеткой, делаем дырочку, для того чтобы происходило испарение. Ведь главное в этом опыте - это процесс испарения. При котором и образуются великолепные кристаллы. И ждем!

Уже через пару дней наши ниточки и палочки стали покрываться наростами. А через неделю на них образовались вот такие замечательные кристаллы.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-116583-1620384249.jpg
https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-72024-1452014386.jpg

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-351447-1434390809.jpg

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-351447-1434390825.jpg  

В ходе исследовательской работы дети выяснили, что такое соль и каким образом она попадает на наш стол. Узнали много нового об особенностях соли, ее свойствах и качествах. Самостоятельно провели много интересных опытов с солью, познакомились с одним из способов выращивания кристаллов. Усиленно работали в творческой мастерской: красили соль восковыми мелками и декорировали ими баночки, лепили из солёного теста и рисовали с помощью соли. Из маленьких детей они превратились в маленьких исследователей. Существенно повысился их познавательный интерес на занятиях. А также убедились, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными!

Соль –не только необходимый продукт, но и интересный материал для проведения опытов и творчества.

C:\Users\User\Desktop\20230407_200408.jpg


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА  ДЕТСКИЙ САД  № 5 «Мечта"

Проект: «Наши соседи – насекомые»

группа младшего дошкольного возраста

                                                                                     Участники проекта:

                                                                                      воспитанники

                                                                                 группы младшего возраста

                                                                                      воспитатели, родители

                                                                                     Выполнили:                         

                                         

                                                              Воспитатели:  

                                                                                     Борисова О.В.

 

Экологический проект

«Наши соседи – насекомые»

Вид проекта: краткосрочный с 20. деятельности: Поисково-познавательный, коммуникативный, художественно-эстетический, экологический.

Участники: дети, родители, воспитатели.

Цель проекта: развивать познавательные и творческие способности детей и родителей в процессе реализации проекта.

Задачи:

- формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, кузнечик), их строении, способах передвижения;

- воспитывать бережное отношение к живому;

- развивать эмоциональную отзывчивость;

- развивать коммуникативные навыки;

- формировать навыки исследовательской деятельности.

Актуальность темы: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.

Предполагаемый результат:

- дети должны знать и называть насекомых (бабочка, муравей, жук, кузнечик);

- иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет), где и как зимуют насекомые;

- знать о вреде или пользе, которую приносят людям и растениям насекомые;

- находить сходства и различия;

- владеть обобщающим понятием «насекомые»;

Предварительная работа:

- поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Насекомые»;

- знакомство с литературными произведениями: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», К. Чуковский «Муха-Цокотуха»;

- разучивание стихов о насекомых

- пальчиковая гимнастика «Жук», «Оса», «Бабочка», «Насекомые», «Паучок»

- загадывание загадок.

Сотрудничество с семьёй:

- Консультации: «Как привить любовь к природе».

Выставка родителей «Божья – коровка».

Форма работы

Содержание деятельности

Подбор литературы о насекомых, подбор картинок с изображением насекомых.

Закреплять знания о насекомых, учить называть и находить их на картинках

Беседа «Какие бывают насекомые». Аппликация «бабочка»

Закреплять представления детей о насекомых, учить выделять их главные признаки, формировать знания о том, как насекомые защищаются от врагов, развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные особенности насекомых.

Занятие

«Путешествие в мир насекомых».

Расширить и уточнить знания детей о насекомых, их разнообразии и характерных признаках.

Наблюдение на прогулке.

Учить видеть признаки насекомых, их строение, форму, цвет, умение рассказать об увиденном

Занятие лепка

«Божья коровка».

Продолжать учить детей наносить пластилин на поверхность тонким слоем. Учить самостоятельно украшать изделие. Развивать внимание.

Чтение сказок К.И. Чуковского «Тараканище»,

«Муха – цокотуха».

Рассказы В. Бианки « Приключение муравьишки»,

«Зеленый пруд» , В. Д. Берестов

«Честное гусеничное»,

«Как найти дорогу».

Учить понимать и оценивать поступки героев, воспитывать любовь к природе, насекомым.

Рисование насекомых(Гусеница)

Развивать творческие способности детей, умение выражать свое собственное отношение к насекомым через рисунок.

Занятие во второй младшей группе на тему:

«Путешествие в мир насекомых».

Цель: Расширение и уточнение знаний детей о насекомых, их разнообразии и характерных признаках.

Задачи:

Социализация: воспитывать бережное отношение к насекомым.

Коммуникация: формирование умения отчётливо произносить слова и короткие фразы, вовлекать детей в разговор во время рассматривания иллюстраций.

Безопасность: приобщение к правилам безопасного поведения в мире природы.

Физическая культура: способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности в двигательной деятельности.

Материал: иллюстрации с изображением бабочки, божьей коровки, муравья, пчелы, ; цветы из цветного картона; звукозапись; лепестки с изображением цветов, насекомых, ; магнитная доска.

Ход работы:

Воспитатель: Ребята сегодня мы отправимся в путешествие в Страну насекомых.

Воспитатель предлагает рассмотреть экологическую тропу.

-Выберете и назовите насекомых на картинках.

-Чем похожи все насекомые?

- Чем питаются насекомые?

- Почему насекомые легко прячутся?

(ответы детей)

Воспитатель: Давайте закроем глазки, и представим что мы в весеннем лесу (звучит музыка «Вальс цветов). Ой, посмотрите, какая красивая полянка. А как много здесь цветов.

Воспитатель: К нам в гости сегодня придёт, а кто, вы узнаете когда отгадаете загадку.

Под соснами, под ёлками

Лежит мешок с иголками. (Ёжик)

Воспитатель: Ребята, ёжик пригласил нас в гости. Но что бы попасть к нему на поляну нам нужно отгадать загадки.

В лугах без устали летает,

Нектар цветочный собирает.

Немного времени пройдет,

И приготовит вкусный мед.

(пчела)

Воспитатель: Это пчела летит собирать сладкий сок с первых цветов. Чтобы потом у нас был вкусный, очень полезный мед. Пчела ярко окрашена. Как вы думаете, почему? Пчела как бы говорит: «Не подходи! Ужалю!»( показывает картинку с изображением пчелы)

Воспитатель: Давайте немного поиграем и вспомним, как разговаривают некоторые насекомые.

Игра

Жу-жу-жу – жужжит пчела, - Дети расставляют руки в стороны,

Я лечу издалека. Ритмично помахивают руками.

Зу-зу-зу – комар пищит - Указательные пальцы выставляют

Укусить скорей спешит вперед, остальные поднимают, делают ритмичные выбросы рук попеременно вперед.

Уф-уф-уф – как паровоз, - ритмично притоптывают ногами.

Шмель пыхтит, - пыльцу повез.

Жук гудит: гу-жу, гу-жу. - делают ритмичные хлопки.

Я любого разбужу.

Надевает эта крошка

Платье красное в горошек.

И летать умеет ловко.

Это … (божья коровка).

Воспитатель: - А почему божья коровка такая яркая? Ведь ее хорошо видно на зеленом листе, ее любая птица заметит. Оказывается, эта малышка умеет хорошо защищаться. В минуту опасности она выделяет жидкость белого цвета, похожую на молоко, которая плохо пахнет. Она-то и отпугивает врагов( показывает картинку с изображением божьей коровки)

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я поймать его хотел –

Он вспорхнул и улетел (бабочка).

Воспитатель: У бабочки длинный тонкий изогнутый хоботок, который она опускает внутрь цветка и пьет сладкий сок. Любит бабочка открытые цветки, чтобы сесть на них и видеть, что вокруг происходит.

Физкультурная минутка
Дети изображают бабочек, легко «летают» по группе и затем «садятся на цветы»

(приседают на корточки). Воспитатель пытается поймать бабочек, но они

«вспархивают» у него из-под руки.

Воспитатель:

Кто они? Откуда! Чьи?

Льются чёрные ручьи:

Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке. (муравьи)

Воспитатель: В самом начале весны муравейник больше похож на кучу сора и старой хвои, чем на муравейник: ни одного муравья рядом не видно. Но как только сойдет снег, муравьи вылезут погреться на солнышке. После долгого зимнего сна они совсем обессилели и лежат – не шевелятся. У них даже нет сил отстреливаться от непрошеных гостей едкой муравьиной кислотой. Но пройдет еще несколько дней и муравьи примутся за работу.
( картинка с изображением муравья)

( Появляется Ёжик)

Ёжик: Какие вы молодцы. У меня есть необычный цветок, который состоит из отдельных лепестков. На лепестках рисунки. ( Детям предлагается собрать цветок. Каждый ребенок выбирает себе круглую карточку – середину цветка. Игра проводится по принципу лото. Каждый участник собирает цветок, на лепестках которого изображены отдельные представители, относящиеся к понятиям: цветы, насекомые).

Воспитатель: Спасибо тебе Ёжик, но нам пора возвращаться в детский сад. (дарим букет из собранных цветов и возвращаемся в группу)

Воспитатель: Как много мы с вами сегодня увидели! И божью коровку, и пчелу, и бабочку, и муравья. Они все такие разные! Давайте сравним божью коровку и бабочку.
-Чем они непохожи?
- Что у них одинаково?
- Что одинаково у муравья и пчелы?
У них у всех по три ноги с каждой стороны. Всего шесть ног. И все они называются 
насекомыми.

Беседа на тему «Насекомые»

Цель:

закрепить представления детей о насекомых, учить выделять их главные признаки (членистое строение тела, шесть ног, крылья, усики), формировать знания о том, как насекомые защищаются от врагов; развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых; воспитывать любознательность.

Ход беседы:

Воспитатель предлагает отправиться в лес, на поезде.

— Поезд едет «чух-чух-чух». Остановка на поляне, на которой много цветов и насекомых. Что мы видим вокруг? — Назовите цветы, которые вы знаете. Кого вы видите рядом с цветами? (глядя на картинки с насекомыми, дети называют тех, кого они знают). Сейчас я вам расскажу, по каким признакам можно определить, что это насекомое. Их тело состоит как бы из нескольких частей, почти у всех насекомых по 6 ножек, есть крылышки и усики.

Воспитатель предлагает детям еще раз назвать каждое насекомое и о каждом зачитывает стишок. Затем воспитатель предлагает поиграть в подвижные игры про насекомых. После игр воспитатель сообщает детям, что на прогулке они будут наблюдать за насекомыми.

Подвижные игры:

Подвижная игра «Поймай комара»

Количество игроков: любое. Дополнительно: веревка длиной 0,5 метра, платочек. К верёвочке привязывают платочек - "комар". Веревку с комаром можно прикрепить к прутику, а можно держать в руке. Взрослый держит веревочку так, чтобы "комар" находился на 5-10 см. выше поднятой руки ребёнка. Ребёнок, подпрыгивая, старается прихлопнуть комара ладонями. Вариант: вместо веревки с платочком можно использовать бубен. Ребёнок, подпрыгивая, стучит ладонью в бубен.

Подвижная игра «Превращения»

Теперь, дети, мне хочется поколдовать: «Раз, два — вот и фея теперь я». А вас я превращу волшебной палочкой в насекомых. Дети-насекомые летают, прыгают, порхают, издают характерные звуки, присущие комару («з-з-з»), пчеле («ж-ж-ж»), мухе («з-з-з»), шмелю («ж-ж-ж»).

Наблюдение за насекомыми на прогулке

Во время прогулки воспитатель обращает внимание детей на бабочек, которые порхают с цветка на цветок. Отмечает и сообщает детям, что бабочка умеет складывать свои крылышки, и что если потрогать крылья бабочки пальцами, то она может уже больше не полететь, потому что на ее крылышках сотрется тоненькая пыльца, и они будут болеть. Воспитатель призывает детей не ловить бабочек, а любоваться ими. Затем предлагает детям понаблюдать за насекомыми в траве; рассмотреть их внешний вид, как передвигаются. Воспитатель просит детей, которые найдут божью коровку, взять ее на ладошку и прочитать закличку: «Божия коровка, улети на небо, принеси нам хлеба: черного и белого, только не горелого!»

Муравей

Он работник настоящий,

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом.

Пчела

Сок цветов душистый пьет,

Дарит нам и воск, и мед,

Людям всем она мила,

А зовут ее пчела.

Бабочка

Она легка, красива,

Изящна, легкокрыла,

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок.

Жук

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь.

Божья коровка

Всех жучков она милей,

Спинка алая на ней.

А на ней кружочки,

Черненькие точки.

Комар

Не зверь,- не птица,

Нос как спица;

Летит — кричит,

Сядет — молчит.

Кто его убьет,

Свою кровь прольет.

Конспект НОД по лепке во второй младшей группе «Бабочка»

Цель: Продолжать учить детей наносить пластилин на поверхность тонким слоем. Учить самостоятельно украшать изделие. Развивать внимание.

Материал: картинки бабочек, пластилин, ракушки, доска для лепки, шаблон бабочки, поляна цветов.

Ход:

- Загадать загадку:

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

(Бабочка).

- Ребята, кто из вас видел бабочек? Какие они? (рассматривание картинок, Бабочки похожи на маленькие цветы. Смотреть на них одно удовольствие. У бабочек есть голова, грудь, брюшко, усики, хрупких крылышка, с помощью которых бабочка порхает с цветка на цветок.

Дотронуться хотела я руками

До самого красивого цветка.

А он, взмахнув своими лепестками,

Вспорхнул и улетел под облака!

(Т. Нестерова)

- Сегодня мы с вами сделаем бабочку, для этого нам понадобится пластилин. А украшать их мы будем ракушками.

-Показ образца работы.

-Самостоятельное выполнение работы.

Физминутка «Бабочка»

Спал цветок и вдруг проснулся (туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел (туловище в перед, назад.)

Шевельнулся, потянулся (руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел (руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружится, вьется (покружиться)

Умницы! Наши с вами бабочки очень любят отдыхать на лепестках цветов. Давайте мы их рассадим на лепестки цветов.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«КАК ПРИВИТЬ РЕБЕНКУ ЛЮБОВЬ К ПРИРОДЕ?»
Общение с природой — прекрасная школа воспитания у детей доброты, чуткости и отзывчивости. Бережное отношение ко всему красивому воспитывается лучше всего тогда, когда дети сами ухаживают за растениями и животными. Хорошо, если в доме есть кошка, собака, рыбки, черепаха, хомячок. Жизнь и труд на лоне природы способствуют и физическому развитию детей. Чистый воздух, солнце, вода укрепляют их здоровье.

Земля – это наш дом и о ней нужно заботиться. Только если с самого раннего детства учить человека любить природу, он будет ценить ее, беречь и лелеять.

Даже самых маленьких детей нужно постепенно знакомить с природой, с растениями и животными, с птицами и насекомыми. Сначала в этом помогут книги с красочными картинками, мультфильмы про зверушек и птичек. Детям в возрасте 5-7 лет будут полезны познавательные энциклопедии на природоведческую тематику. Детям старше 4-5 лет вполне по силам кормить рыбок в аквариуме или давать корм хомячку. Они могут поливать цветы или опрыскивать их листочки. Ребенок может ухаживать за домашними животными, комнатными растениями, оказывать посильную помощь родителям в саду или на огородном участке.

Лучший пример для ребенка – это его родители. Если мама и папа сами не уважают природу, рвут и ломают растения, разбрасывают мусор, то о воспитании у ребенка бережного отношения к природе говорить не приходится. Зато если родители каждый день личным примером показывают ребенку, с каким уважением они сами относятся к природе, ребенок очень быстро усваивает такую модель поведения

Природа оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка дошкольного возраста. Наша с вами основная задача заключается в том, чтобы маленький человек научился понимать природу, чувствовать её красоту, мы обязаны научить ребенка любить и беречь природу. 

Именно поэтому, так необходимо как можно раньше начинать детей знакомить с природой, прививать к ней любовь с самых ранних лет, Можно сказать, что всё это составляет единую цепочку: мы формируем с ранних лет у детей экологическую культуру, следовательно, они, когда вырастут, будут любить, понимать и самое главное беречь природу, и тогда не будет экологических проблем не планете.

Ребенка с самого детства отличает стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения - исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития.
Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех, что получены репродуктивным путем. Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. 
Для развития познавательно-исследовательской деятельности в природе создайте для ребенка благоприятные условия. Оборудуйте дома мини «Научный центр», где разместите различные природные материалы, например: стол-поддон для опытов с песком (водой), а так же с водой можно проводить эксперименты в ванной комнате, увеличительные стекла, создайте коллекции растений, камней, перьев, срезов деревьев, шишек и т.д., мерные стаканчики, пульвизатор, лейка, энциклопедии с изображением животных, видео пособия, и т.д.. Если ваш ребенок задает вопросы «Что это? Как? Почему?», не старайтесь сразу дать на них ответ, по мере возможного привлекайте их самих к решению различных вопросов. Например, «Почему на крыше появляются сосульки?» задают вопрос дети. Вместо ответа на этот вопрос можно организовать длительное наблюдение за возникновением и изменением сосулек. Активное участие детей в разрешении поставленных вопросов развивает у них любознательность и делает интерес к природе более устойчивым. Гуляя на улице, обратите внимание на то, что снег белый. Пусть ребенок сам догадается, что такого быть не должно – ведь снег это твердое состояние воды, а вода не имеет цвета. 

Итак, как привить крохе любовь к природе? Несколько полезных советов родителям:
• Вместе с малышом заботьтесь о братьях наших меньших. Если у вас есть свой домашний питомец, это замечательно. Но если его нет, это не беда. Вы можете кормить бездомных кошек и собак, а также голубей и других птичек. Можно вместе с малышом сделать скворечник, кормушку или поилку для птичек и посмотреть, как они будут всё это использовать.

• Насекомые – тоже природа. Конечно, брать в руки тараканов и пауков не стоит. Если такие насекомые обитают у вас дома, то либо ликвидируйте их незаметно, либо отлавливайте и отпускайте на улицу. Малыш должен понимать, что все букашки, божьи коровки, жучки и прочие представители – это тоже часть природы и живые существа, которые хотят жить и наслаждаться жизнью.
• Если малыш хочет сорвать цветок, не стоит ему позволять это делать. Объясните, что цветок будет гораздо более красивым, свежим и ароматным, если он будет расти в земле и радовать всех. А если растение сорвать, то оно просто умрёт. 
• Посадите своё растение. Устройте дома мини-сад. Одно растение (лучше самое неприхотливое) подарите чаду, поручите поливать его, заботиться о нём. А если цветок в итоге распустится, сообщите, что так он проявляет свою благодарность за доброту и заботу.
• Чаще выезжайте с крохой на природу. Отправляйтесь в красивые живописные места, чтобы малыш смог увидеть, насколько красивой бывает природа и как приятно наслаждаться такой красотой. Так что гуляйте по лесам, берегам рек, полянам и прочим подобным местам. Во время таких прогулок рассказывайте малышу о природе, о животных. Например, можно рассказать историю какой-нибудь реки, перечислить её обитателей, рассказать о пользе.
• Читайте вместе книги о природе и животных, смотрите мультфильмы. 



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА  ДЕТСКИЙ САД  № 5 «Мечта"

Информационно – познавательный краткосрочный проект

 «День народного единства»


             

               Участники проекта:

                                                                                       воспитанники

                                                                     младшего возраста

                                                                                       воспитатели, родители

                                                                                                                                Выполнили:                                                                                   Воспитатели:

Борисова О.В.

Проект «День народного единства»

Вид проекта: познавательный, групповой

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя) 2022 год

Участники: дети группы, воспитатели, родители воспитанников.

Актуальность проекта: Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результату его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общественным праздникам. Проведение мероприятий патриотического направления очень важно в воспитании подрастающего поколения, ведь формирование отношения к своей стране начинается с детства.

Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему. Эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.

Цель проекта: Расширение представлений детей о национальных праздниках. Формирование у детей представлений о героическом прошлом и настоящем русского народа.

Задачи проекта: 

  • Дать представление о празднике «День народного единства».
  • Пробудить в детях чувство любви к своему селу, краю, уважение к его традициям и обычаям.
  • Воспитание чувства гордости за силу России, уважение к русским воинам, национальным героям, желание им подражать. 
  • Способствовать развитию детской речи (чтение стихов, составление рассказов о русских богатырях).
  • Развивать коммуникативные навыки детей.

Ожидаемые результаты: 

 -Совершенствование уровня знаний детей о своей стране.

 - Формирование у детей первых чувств патриотизма: гордости за свою Родину, уважение традиций.

 -Проявление интереса детей к событиям, происходящим в стране.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:
 - выбор педагогических технологий, обеспечение методической литературой, пособиями и наглядным материалом;

 - планирование работы по реализации проекта;

 - разработка методов и приемов работы по теме проекта

 - подбор материала.

Практический этап:

Работа с родителями:

 - Консультация для родителей «Что можно рассказать о Дне народного единства».

 - Беседа с родителями « Воспитываем патриота».

 -Изготовление родителями стенгазеты

Совместная работа воспитателя с детьми:

- Рассматривание флага России;

- Рассматривание иллюстраций, репродукций по теме;

 -Беседа: «Что означает – народное единство»;

 -Сюжетно-ролевая игра: «Семья»;

 -Подвижные игры «Сильные, ловкие, смелые»,  «Что спрятано?»;

 -Дидактические игры «Покажи флаг России », « Найди цвета флага России», разрезные картинки «Сложи флаг»;

 -Чтение А. Прокофьев «Родина», З. Александрова «Родина»;

- Чтение стихов о Дне народного единства.

Заключительный этап:

 Изготовление с детьми стенгазеты « Дети России за Мир».

Презентация плаката родителей « Голубь Мира»

 Результат:

Дети приобрели  знания о празднике «День народного  единства». Проявляют  интерес к событиям жизни страны  и отражают свои впечатления в продуктивной деятельности.  Родители активные и заинтересованные участники проекта. Педагог повышает профессиональный уровень, реализует свои творческие умения.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

  Детский сад №5 «Мечта»

Педагогический Проект

«Моя семья и семейные ценности»

разработала:

 воспитатель Борисова О.В.

 

г. Нижневартовск 2022 г.

Педагогический проект в средней группе «Моя семья и семейные ценности»

Цель проекта: сформировать у детей понятие «Семья», показать её ценность и значимость, способствовать закреплению интереса к своей семье воспитывая любовь к своим близким родственникам и привлечь родителей к сотрудничеству с детским садом.

Актуальность: сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится важным и определяется той огромной ролью, которую играет семья в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка. Данная тема даст возможность поделиться впечатлениями, личным опытом и сформировать у детей понятие «Моя семья».

Гипотеза:

Если будут созданы необходимые условия для ознакомления дошкольников семейными традициями, на основе взаимодействия детей и родителей, то это не только объединит семью, но и окажет позитивное влияние на развитие духовно - нравственных качеств детей дошкольного возраста.

Внедрение проекта обеспечит оптимальные условия для изучения детьми традиций своей семьи, возрастет интерес к семье, ее прошлому и настоящему. У детей появится желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявится эмоционально–положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Чаще возникнет желание реализовать знания о семье в собственной деятельности (рассказы, рисунки).

Методы и технологии:

- знакомство с семейными традициями;

- анкетирование;

- наглядный;

- практический.

Необходимые условия реализации проекта:

- интерес детей;

-  материальное обеспечение проекта;

-  методические разработки.

Интеграция образовательных областей в проекте:

- «Социально-коммуникативное развитие»;

- «Познавательное развитие»;

- «Речевое развитие»;

- «Художественно-эстетическое развитие»;

- «Физическое развитие».

Семья

Очень люблю, когда все собираются.

Белою скатертью стол накрывается.

Бабушка с мамою,

Папа и я,

Мы называемся вместе – семья. (О. Высотская)

Настольно – печатная игра «Где чей дом?»

Как-то летом на опушке,
Собрались в кружок зверушки,
Стали рассуждать о том,
У кого же лучше дом.
Спор ваш этот ни о чём. –
Дорог каждому свой дом!».

Дидактическая игра «Чей малыш?»

В любой семье на свете есть взрослые и дети: 
У людей – ребята, а у зверей — зверята!

Дидактические игры «Профессии»

Все профессии нужны,
Все профессии важны.
Каждый делу верно служит,
Чтобы было лучше жить.

«Букет для родных»

Из цветной бумаги, сделаю цветы.

Соберу в букетик, подарю родным.

Как же это здорово —
Что у меня есть вы!


Предварительный просмотр: