Игрушки в жизни ребенка

Алдушина Елена Александровна
Невозможно представить дошкольное детство без игры и игрушки. Здесь формируются все стороны личности ребёнка. Этим объясняются воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника. Игра — важное средство умственного воспитания ребёнка. В ней умственная активность детей всегда связана с работой воображения, которое проявляется и развивается в поиске средств для выполнения задуманного. Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребёнок будет плохо развиваться, станет вялым, если он будет лишён увлекательной игры. Как не возможно представить ребенка вне игры, так почти ни одна игра не обходится без игрушки. Она помогает уточнять, осмысливать представления ребенка об окружающем и способствует развитию ее сюжета. Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельностью. Игрушка выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия с которыми, надлежит ребёнку. Игра, как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребёнка, его личности. Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, иной раз, требует для развития новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями, родителями или самими детьми. У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой-игрушкой. Игрушка – это специально предназначенный предмет детских игр, она помогает ребенку осуществить свой замысел, приближает ребенка к действительности. Чтобы вообразить себя мамой, ребенку нужна кукла, врачом – халат и атрибуты для игры, шоферу минимум как руль. Игрушка должна быть такой, чтобы ребенок мог с ней активно действовать, выразительно разыгрывать сою роль. Правильно подобранная игрушка – серьезное дело. Игрушка для ребёнка должна быть источником радости, мотивом для игры. Она должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества. Современные же игрушки не оставляют места для домысливания сюжета. Все игрушки, независимо от их классификационной принадлежности, нужно группировать так, чтобы они своими размерами соответствовали друг другу, росту ребенка и тому предметному стационарному окружению, в котором ребенок играет. Так, например, сидя за столом, ему удобнее играть маленькими игрушками, устойчивыми, хорошо обозримыми со всех сторон. Для игры на полу нужны более крупные игрушки соразмерные с ростом ребенка в положении сидя и стоя. Подвижные игры во дворе требуют игрушек крупных, а для игр в песке лучше средние по размеру; мелкие игрушки для двора не годятся. Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, а также нравственного воспитания ребенка, с его стремлениями к игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно с другими детьми. Для детей трех лет нужны игрушки, которые позволяли бы по возможности точно отображать близкие им жизненные ситуации. Поэтому, если купили куклу, то и кровать для неё должна быть, и стул, и стол, и чашка из которой ребёнок сможет «напоить» её чаем. Все игрушки, которые ребёнок использует в сюжетно - обозрительной игре, обязательно должны быть похожи на настоящие предметы и соотноситься одна с другой по величине в соответствии со своими жизненными прототипами. Желательно, чтобы новые игрушки вносил в игру взрослый. Он заинтересовывает ребёнка сюжетом совместной игры и побуждает его к "общению" с новой игрушкой. Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребёнка верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей, весёлой игры ребёнку нужна хорошая игрушка. Выбирайте её обдумано для своего ребёнка. Родителям необходимо помнить о главном правиле при выборе игрушки: «Игрушки нужно выбирать, а не собирать». Попробуем разобраться и определить главные критерии нужных игрушек. Игрушки необходимо выбирать в соответствии возрасту ребенка. Если игрушка окажется слишком сложной, тогда ребенок не получит нужного развивающего эффекта и просто перестанет с ней играть. Если же окажется слишком простой, то малыш не сможет научиться новым движениям, действиям и не узнает о новых качествах предмета. Вам, уважаемые родители, помогут подсказки от производителей. На современных игрушках обычно пишут рекомендованный возраст «+2», «+3» и т. д. Важнее, чтобы в игрушках сочетались загадка и подсказка. Наблюдая, как играют дети, пришла к выводу, что большие игрушки не пользуются спросом. Их неудобно держать в руках, да и места занимают много. Игрушка должна быть прочной, сделанной из безопасного материала, и самое главное – привлекательной для малыша. Игрушка для ребёнка должна быть источником радости, мотивом на игру. И в тоже время должна развивать ребёнка и давать возможность для самостоятельного творчества. Обратите внимание, какие игрушки вы покупаете детям. Куклы – чудовища, роботы-киборги, чему они могут научить ребёнка, какие чувства в нем зародят? А вот полезная игрушка ставит перед собой задачу - учить добру и красоте, мудрости и состраданию. На мой взгляд, у каждого малыша должна быть игрушка, которой он может пожаловаться, поругать, пожалеть и утешить. В группе у нас много игрушек, но тем не менее у каждого есть самая любимая. Дети охотно делятся игрушками друг с другом и играют сообща. Я не против, если мальчики поиграют с куклами, а девочки покатают машинки. Для детей двух лет подойдут мягкие, пушистые игрушки и куклы, так как они предполагают общение и обращение с ними как с живыми персонажами. А значит такие игрушки способствуют развитию речи у малышей. Собирая самостоятельно игрушки, дети быстрее приучаются к самостоятельности. К трём годам набор игрушек расширяется. В этом возрасте хороши «бытовые» игрушки: посуда детская, наборы доктора и парикмахерская и т. д. Ещё дети проявляют интерес к настольно-печатным играм. Рассказывая и показывая как играть, дети учатся слушать правила игры, аккуратному обращению с игрой. Они способствуют развитию сообразительности, внимания. Учат быстро ориентироваться в форме, цвете и величине. Уважаемые, родители! Необходимо помнить, что на покупке «умных» игрушек родительская забота не заканчивается. Если ребёнок не умеет играть, если у него нет желания думать, отсутствует воображение, то ни какая новая игрушка ему не поможет и не разовьёт его способности. Мой вам совет: играйте со своими малышами, помогайте им, подсказывайте, когда это необходимо и фантазируйте.