Статья " Экология и дошкольники"

Алдушина Елена Александровна
С ранних лет своей жизни ребенок начинает осмысленно познавать и анализировать окружающий его мир, формировать определенное мнение и отношение к людям. В дошкольном возрасте формируются экологические позиции, которые помогают малышу в дальнейшем определить свое отношение к природе, сопереживание ей и принятие активных действий в решении большинства экологических проблем, которыми сейчас богат наш мир. Впитывая как губка, ребенок получает знания от близких ему людей и развивается, учится правильно вести себя в природе, начинает осознавать, что можно делать, а что – нельзя. Работая над темой самообразования «Экологическое воспитание как часть познавательного развития» я использую разнообразные методы: традиционные: наглядный метод - наблюдения, экскурсии, иллюстрации, рассматривание картин, демонстрация кинофильмов, словесный метод – беседа, чтение художественной литературы, практический метод – игры, труд, опыты и инновационные (ИКТ, метод проекта). Важным источником знаний о природе являются наблюдения. Организовывая с детьми наблюдения за природой, я решала целый ряд задач: формировала у детей знания о природе, учила наблюдать, развивала наблюдательность, воспитывала эстетичность. Мы наблюдали за ростом и развитием комнатных растений. С целью формирования у детей целостных представлений о природе как живом организме, мною была разработана программа кружка «Юный эколог» где дети занимаются наблюдениями за живой и не живой природой, явлениями природы, деятельностью людей в природе, проводят совместно со мной опыты и эксперименты. Развивать личность ребенка, его познавательные и творческие способности помогает метод проектной деятельности. Мною был разработан и реализован экологический проект «Расти цветок». В ходе реализации проекта мы с детьми посадила семена цветов «бархатцы» и «скабиоза», проводили наблюдения за ростом семян и провели акцию «Дай жизнь цветку». Ходили на экскурсию в цветочный магазин. Был проведен ряд занятий: аппликация «Цветок из семян тыквы», рисование «Георгины», лепка «Цветик – семицветик». На участке детского сада выкопали и приготовили к зиме клубни георгин. С целью обобщения и распространения педагогического опыта я принимала участие на районном методическом объединении с показом непосредственно – образовательной деятельности «Путешествие в цветочное королевство» с использованием ИКТ. Современный подход к организации занятий (просмотр мультимедийных презентаций, прослушивание музыкальных произведений, рассматривание репродукций картин, просмотр видеороликов, использование здоровьесберегающих технологий, игры, художественное слово, наблюдения на прогулке), выбор разнообразных материалов помогли раскрыть внутренний потенциал детей с учётом их индивидуальности. Мои воспитанники принимали участие во Всероссийском конкурсе «Калейдоскоп» в номинации: декоративно – прикладное искусство» с работой «Цветочная поляна», заняли призовое место. Экологические акции это событийно – значимые мероприятия, направленные на сохранение окружающей среды. Чтобы формировать у воспитанников активную жизненную позицию, помочь убедить их в том, что от каждого человека зависит состояние окружающей среды, мною была проведена акция: «Кормушка для птиц». Родители изготовили кормушки, которые мы с детьми развесили на участке детского сада. На мой взгляд, правильно организованное экологическое воспитание дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка.