ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. Макетирование

Баева Ираида Ильинична
Познавательное развитие дошкольника  - это познание мира через органы чувств,  эмоции, через деятельность. Как говорил китайский философ Конфуций: "Скажи мне и я забуду, покажи мне- и я запомню,дай мне сделать и я пойму".Поэтому в своей работе по познавательному развитию дошкольников я стараюсь использовать практические методы и приемы: коллекционирование, макетирование, экспериментирование

 

МАКЕТИРОВАНИЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Макет- результат конструктивно-творческой деятельности, экологической деятельности и очень привлекательное игровое пространство. В нашей группе представлены разные виды макетов и составлены паспорта к ним.

Макет "Луг"

Макет луг

Макет "Пустыня"

Макет "Австралия"

Макет "Арктика"

Макет "Африка"

Макет "Саванна"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_maketa_lug.docx18.91 КБ
Файл pasport_maketa_pustynya.docx166.03 КБ
Файл pasport_maketa_avstraliya.docx504.22 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт макета «Летний луг»

Составила Пирогова Е.А.- воспитатель МАДОУ «детский сад № 450»

Цели макета:

· Расширение  представлений детей о луге как экосистеме (как о сообществе растений и животных в условиях конкретной среды).

· Формирование представления о значимости луга для жизни животных и человека, воспитывать бережное отношение к лугу.

В процессе работы с макетом решаются следующие задачи:

1. Закреплять знания детей о луге, как природном сообществе.

2. Расширять представление детей о насекомых, их внешнем виде, образе жизни, питании, жилищах, повадках, среде обитания.

3. Формировать коммуникативные навыки, доброжелательность, умение работать в коллективе.

4. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

5. Развивать творческое и логическое мышление посредством игровой деятельности.

6. Обогащать лексический словарь детей.

7. Воспитывать экологическую культуру детей.

Возрастная группа: дети дошкольного возраста 4-7 лет

Формы работы с макетом «Уголок луга»

        Методы и приёмы

 Содержание

Сопроводительный рассказ к макету

Луг – это безлесный участок земли, на котором растут только травянистые растения.

Каких животных можно встретить на цветущем лугу? На открытой местности с травяным покровом крупным животным негде спрятаться, поэтому на лугу они не живут. Зато мелких животных – множество: птицы, пресмыкающиеся, земноводные. А как разнообразен мир насекомых! Цветки облюбовали пчелы, шмели, цветочные мухи, муравьи. Каких только бабочек здесь нет! Кто поет крыльями? Кто слушает ногами? Это кузнечики. Если кузнечика не сразу увидишь, то его стрекотание услышишь наверняка. Как будто кто-то часто-часто стучит молоточками. Эти звуки он издает специальными приспособлениями. Поют, в основном, самцы, а вот «слушать» ногами могут и самцы и самки. В передних ногах у кузнечиков есть длинные щели, это и есть уши кузнечиков. На лугу живут жабы, ящерицы, они питаются насекомыми. Насекомые являются основной пищей для луговых птиц: перепелов, коростелей, трясогузок. Свои гнезда они устраивают на земле, среди травы. Хищные луговые птицы – канюк, пустельга, лунь – питаются мышами, полевками и мелкими птицами. В почве живут черви, бактерии, насекомые. Без них почва луга не была бы такой плодородной.

Как и в лесу, на лугу совместно обитают растения, животные, грибы, микробы. Они тесно связаны друг с другом. Вот поэтому луг и называют природным сообществом

Решение проблемных ситуаций  

-Персонаж одной климатической зоны (макета) оказался в другой климатической зоне? Что с ним случится? Как ему помочь?

-Из каких материалов лучше сделать бабочку (цветок, божью коровку) для макета?

Познавательно-исследовательская деятельность

Рассматривание насекомых через лупу (выделение цвета, формы, величины, количества крыльев, ножек)

Рассуждение о том, какая будет погода, если муравей спрятался (спрятать муравья на макете)

Мозговой штурм

- Я знаю пять названий насекомых

- «Кто лишний?» (Определение животного не той климатической зоны)

- Почему на макете не видно муравья, почему он спрятался?

Дидактические игры

- «Кто на лугу?» (назвать как можно больше обитателей сообщества)

-«Кто летает, бегает, прыгает» (приспособление животных к среде обитания)

-«Посчитай» согласование числительных с существительными

- «Угадай по описанию»

-«Слова - родственники»- образование родственных слов пчела- пчелиный, муравей- муравьиный

- «4-ый лишний»

Вариант 1 – заяц, еж, медведь, шмель

Вариант 2 - Воспитатель читает слова, а дети должны подумать, какие из них подходят муравью (шмелю…пчеле…).

Словарь :муравейник, зеленый, порхает, мед, увертливая, трудолюбивая, красная спинка, пассика, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река, стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.

Наблюдения

-Сравнение  природы двух климатических зон (макетов)

Сравнение муравья и бабочки, кузнечика и муравья

Найди на макете бабочек, занесенных в Красную книгу

Творческие задания к макетам

-Рисование  экологических знаков.

-Изготовление персонажей макета  из пластилина, бумаги, бросового материала.

-Сочинение  историй о персонажах макета (про бабочку, которая ждет солнышка, про муравья, который потерялся и т.п.).

- Включение макетов в режиссёрскую игру.



Предварительный просмотр:

Паспорт макета «Пустыня»

Составила Пирогова Елена Анатольевна – воспитатель МАДОУ «Детский сад № 450»

Цель:

Формирование представлений об особенностях  пустыни как климатической зоны

Задачи:

  • Активизировать в словаре названия животных пустыни, слова, характеризующие климат пустыни.
  • Развивать умение соотносить особенности внешнего вида животных со средой  обитания

Формы работы с макетом «Пустыня»

        Методы и приёмы

 Содержание

Сопроводительный рассказ к макету

Слово "пустыня" говорит само за себя: пустыня - значит, пусто. В пустыне нет ни морей, ни рек, ни озер, поэтому и дожди здесь идут крайне редко. Иногда в пустынях идут настоящие ливни, однако из-за жары вода быстро испаряется.

Но не следует думать, что там только солнце и песок. Пустыня полна растениями и животными. А уж если попадаешь в пустыню весной, то можно увидеть и зеленую травку, и цветы, услышать пение птиц. Но проходит время, и горячее солнце делает свою работу - высыхает трава, вянут цветы, вместо них появляются барханы - песочные волны. Под воздействием ветра песок пересыпается через гребни барханов, и создается впечатление, что они как будто ползут по пустыне. Смотришь на них - и кажется, что пустыня безжизненна. Но это не так.

Вот, например, дерево саксаул. Его листья такие маленькие, что на ветках их почти не видно. растет здесь и песчаная акация, листья которой превратились в колючки.

Есть в пустыне удивительное растение - кандым. Его еще называют "перекати-поле". В пушистом шарике растение прячет семена. Легкий шарик скачет по пустыне, а заодно и семена разбрасывает, из которых вырастут новые растения.

Корни у пустынных растений очень длинные. Это связано с тем, что вода здесь находится очень глубоко и растениям необходимо до нее добраться.

У животных пустынь имеются особенности присущие только им. Так, им присуща «пустынная» окраска — жёлтые, светло-бурые и серые тона; она делает животных незаметными на фоне песка. Чтобы укрываться от врагов и и прятаться от жары, у ряда животных сильно развиты приспособления для рытья в песке (например, у грызунов — острые коготки на передних лапках). Они роют норы или способны быстро закапываться в рыхлый песок (ящерицы, некоторые насекомые). Многие пустынные животные (ящерицы, змеи, копытные ) способны очень быстро передвигаться.

Недостаток влаги — одна из главных трудностей в жизни обитателей пустыни. Все они по-разному приспосабливаются к суровым пустынным условиям. Большая часть животных пустынь летом ведёт ночной образ жизни. Некоторые, например, суслики, летом, в период самого сильного зноя, впадают в спячку. Одни пустынные обитатели пьют регулярно и много и в связи с этим передвигаются в поисках воды на большие расстояния или на сухое время года переселяются ближе к воде. Другие совсем не пьют, ограничиваясь влагой, получаемой из пищи. Например, верблюд подолгу может обходиться без воды, теряя при этом до 40 веса тела. Добравшись до воды, верблюд, чтобы возместить потерю жидкости, может сразу выпить до 57 литров.

Ссылка на фильм, рассказывающий дошкольникам об обитателях пустыни

https://youtu.be/fZEQxOB30t4

Решение проблемных ситуаций  

-Персонаж одной климатической зоны (макета) оказался в другой климатической зоне? Что с ним случится? Как ему помочь?

-Из каких материалов лучше сделать растение перекати-поле, оазис  для макета?

Познавательно-исследовательская деятельность

Рассматривание насекомых пустыни через лупу (выделение цвета, формы, величины, количества крыльев, ножек)

Кто где находится - закреплять умение ориентироваться на плоскости, определяя местонахождение животного или предмета относительно себя, другого животного или другого предмета; активизировать в речи детей понятия "слава", "справа", "вверху", "внизу", "посередине", "в левом нижнем углу", "в правом верхнем углу" и т. д.

Примерный ход игры:

1. Педагог называет животное или предмет, а ребенок должен объяснить, где он расположен на макете.

2. Педагог называет месторасположение предмета на макете относительно других предметов, а ребенок должен найти и назвать этот предмет или животное, обосновывая свое мнение.

Мозговой штурм

- Я знаю пять обитателей пустыни

- «Кто лишний?» (Определение животного не той климатической зоны)

Дидактические игры

- «Мама - детеныш»

-«Кто летает, бегает, прыгает» (приспособление животных к среде обитания)

-«Посчитай» согласование числительных с существительными

- «Угадай по описанию»

- «4-ый лишний»

заяц, еж, медведь, верблюд

-«Продолжи ряд»

Наблюдения

-Сравнение  природы двух климатических зон (макетов)

-Писатель – составление описательного рассказа о пустыне и ее обитателях после рассматривания макета

Творческие задания к макетам

-Рисование  экологических знаков.

-Изготовление персонажей макета  из пластилина, бумаги, бросового материала.

-Сочинение  историй о персонажах макета (про верблюжонка, который путешествовал по пустыне.).

- Включение макетов в режиссёрскую игру.

Шаблоны для изготовления макетов с детьми

https://i.pinimg.com/736x/4e/56/a6/4e56a603c3dc5a3cb471ebf33d9d365e--cactus-pattern-cactus-template.jpg

Рисунок 1 кактус

https://superstencil.com/images/zhivotnye/verblud/trafarety-verblud-2.jpg

Рисунок 2 Верблюд

https://pcdn.meowcoloring.com/pic/raskraska-cherepaha-14.jpg

Рисунок 3 Черепаха

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=7867d9f385a2f52e6d949007ee77aa7a-l&n=13

Рисунок 4 Пальма



Предварительный просмотр:

Паспорт макета «Австралия»

Составила Пирогова Елена Анатольевна – воспитатель МАДОУ «Детский сад № 450»

Цель:

Формирование представлений об особенностях  пустыни как климатической зоны

Задачи:

  • Познакомить детей с материком Австралия, с животным и растительным миром.
  • Активизировать познавательный интерес к объектам живой природы.
  • -Расширять представление о планете Земля.
  • -Развивать познавательные и творческие способности у детей, инициативу.

Формы работы с макетом «Австралия»

        Методы и приёмы

 Содержание

Сопроводительный рассказ к макету

Австралия – это самый маленький материк на нашей планете, омывающийся Индийским и Тихим океанами. Ее территория занимает всего лишь небольшое количество суши. Это единственное государство, которое занимает целый континент, и называется полностью Австралийский Союз. Возле берегов расположился Большой Барьерный риф. Именно здесь был создан национальный морской парк. Теперь это Всемирное наследие.

Многообразие местной природы тесно переплетается с новыми возникшими мегаполисами. Несмотря на то, что почти вся территория занята пустынями, есть здесь и джунгли с лугами. Австралия словно дом, где поселились уникальные представители фауны и флоры.

Большую часть материка занимают равнины, но так же, встречаются здесь горные массивы. Австралийские Альпы – это самые высоки местные горы. Встречаются здесь так же плато, плоскогорья и различные хребты.

Австралия бедна на воду. Местные реки наполняются за счет дождей и талой воды. Многие озера, из-за отсутствия поступления воды, в жаркую погоду могут вообще высыхать и превращаться во впадины. Часть восточного побережья занял Водораздельный хребет. Здесь расположились старые, почти полностью разрушенные горы. Следует заметить, что в Австралии нет ледников и вулканов, и совсем не бывает землетрясений.

Животный и растительный мир Австралии удивителен и уникален, его просто трудно спутать с миром другой страны. Территорию Австралии заселяю абсолютно разные виды животных и растений, многие из них распространены только на этом континенте.

Именно здесь до наших дней сохранились древнейшие животные — ехидна и утконос. Здесь господствуют такие сумчатые животные как: кенгуру, коала, опоссум, вомбат. Так же в Австралии обитают различные виды птиц, крокодилы, живущие в болотистой местности, змеи, черные лебеди, пингвины, лирохвосты, кукубары и многие другие млекопитающие. Кенгуру –.это символ Австралии, который даже запечатлен на гербе.

Австралия это место, где сохранилось много интересного и удивительного.

Решение проблемных ситуаций  

-Из-за жаркого, сухого климата, аборигенам приходилось придумывать разные способы добычи воды. Какие способы добычи воды ты можешь придумать? (Например из корней деревьев, росы на листьях и даже из брюха лягушек.)

Экспериментально-исследовательская деятельность «Как из соленой воды добыть питьевую воду?»

Налейте вместе в глубокий таз воды, добавьте туда две столовых ложки соли, перемешайте, пока соль не растворится. На дно пустого пластикового стакана положите промытую гальку, чтобы он не всплывал, но его края должны быть выше уровня воды в тазу. Сверху натяните пленку, завязав ее вокруг таза. Продавите пленку в центре над стаканчиком и положите в углубление еще один камешек. Поставьте таз на солнце. Через несколько часов в стакане накопится чистая несоленая питьевая вода. Объясняется это просто: вода на солнце начинает испаряться, конденсат оседает на пленке и стекает в пустой стакан. 

Познавательно-исследовательская деятельность

Рассматривание животных Австралии (выделение цвета, формы, величины, характерных особенностей).

Кто где находится - закреплять умение ориентироваться на плоскости, определяя местонахождение животного или предмета относительно себя, другого животного или другого предмета; активизировать в речи детей понятия "слава", "справа", "вверху", "внизу", "посередине", "в левом нижнем углу", "в правом верхнем углу" и т. д.

Примерный ход игры:

1. Педагог называет животное или предмет, а ребенок должен объяснить, где он расположен на макете.

2. Педагог называет месторасположение предмета на макете относительно других предметов, а ребенок должен найти и назвать этот предмет или животное, обосновывая свое мнение.

Подвижная игра

«Пронеси детенышей в сумке»

Дети соединяют кисти опущенных вниз рук в замок, в который сажается мягкая игрушка. Затем ребенок с игрушкой проходит полосу препятствий.

«Кенгуру»

Участники зажимают мячики между коленками или щиколотками.

Удерживая ногами мяч, нужно наперегонки проскакать от одной линии до другой. Если мяч выскочит, участник должен остановиться, подобрать его и, снова зажав мячик ногами, начать прыжки с места вынужденной остановки.

Мозговой штурм

- Я знаю пять обитателей Австралии

- «Кто лишний?» (Определение животного не той климатической зоны)

Дидактические игры

- «Мама - детеныш»

-«Кто летает, бегает, прыгает» (приспособление животных к среде обитания)

-«Посчитай» согласование числительных с существительными

- «Угадай по описанию»

- «4-ый лишний»

заяц, еж, медведь, верблюд

-«Продолжи ряд»

Наблюдения

-Сравнение  природы двух климатических зон (макетов)

-Писатель – составление описательного рассказа о пустыне и ее обитателях после рассматривания макета

Творческие задания к макетам

-Рисование  экологических знаков.

-Изготовление персонажей макета  из пластилина, бумаги, бросового материала.

-Сочинение  историй о персонажах макета (про верблюжонка, который путешествовал по пустыне.).

- Включение макетов в режиссёрскую игру.

- Игры – путешествия (на чем можно добраться с одного континента до другого)

Шаблоны для изготовления макетов с детьми

 https://raskraskibesplatnyye.com/drawing/animals/coloring-kangaroo-9195.png

Рисунок 1 кенгуру

 https://www.coloringpagesfortoddlers.com/wp-content/uploads/2016/11/koala-and-babies-coloring.jpg

Рисунок 2 Коала

 https://uploads.5068.com/allimg/1809/196-1P9101P059.jpg

Рисунок 3 Утконос

 https://pluspng.com/img-png/echidna-png-black-and-white-file-echidna-1-psf-jpg-2312.jpg

Рисунок 4 Ехидна

https://mycoloring-pages.com/images/birds/Emu/Emu-birds-coloring-pages-6.jpg

Рисунок 5 Эму