СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ. Дерево ценят по плодам , а человека по делам

Баева Ираида Ильинична
Исключительно велико значение труда в нравственном воспитании детей. Многие педагоги связывали трудовую деятельность с развитием сознания дошкольников. В этой связи К.Д.Ушинский подчеркивал: "Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни".

На этой страничке наша педагогическая копилка по трудовому воспитанию дошкольников.

Средний дошкольный возраст

Конспект по ручному труду "Цветы для мамочки", ссылка 

Конспект проведения режимного момента "Оденем куклу на прогулку", ссылка

Конспект занятия по трудовой деятельности в природе "Уход за комнатными растениями", ссылка

Конспект ситуации общения в ходе трудовой деятельности "Научим Почемучку мыть посуду", ссылка

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ручному труду для детей среднего возраста

«Цветы для мамочки»

Составила Пирогова Е.А.- воспитатель МАДОУ «Детский сад № 450»

Форма организации труда: коллективная 

Цель: Учить детей изготовлению цветов из бумаги.

Задачи:

1. Развивать у детей целенаправленность в работе.

2. Приучать продумывать с помощью воспитателя организационную часть работы.

3. Закреплять освоенные и формировать вновь изучаемые навыки и способы изготовлению поделок из бумаги

4. Приучать к достижению цели и хорошего качества работы, оценивать результаты работы, с помощью педагога.

Оборудование:

• Иллюстрации цветов Тюльпаны;

• Цветная бумага, ножницы, зеленая соломинка для коктейля.

Предварительная работа: беседа с детьми о предстоящем празднике, чтение стихотворений, рассматривание картинок "Цветов", повторение правил безопасности при работе с ножницами.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, какой скоро будет праздник?

Дети: Праздник мам, 8 марта.

Воспитатель: Правильно. Праздник весны - женский день 8 марта. Послушайте стихотворение В. Берестова:

Праздник мам

Восьмое марта, праздник мам, —

Тук-тук! — стучится в двери к нам.

Он только в тот приходит дом,

Где помогают маме.

Мы пол для мамы подметём,

На стол накроем сами.

Мы сварим для неё обед,

Мы с ней споём, станцуем.

Мы красками её портрет

В подарок нарисуем.

— Их не узнать! Вот это да!

Тут мама скажет людям.

А мы всегда,

А мы всегда,

Всегда такими будем!

Воспитатель: А какие подарки чаще всего дарят?

Дети: Цветы, конфеты.

Воспитатель: Давайте с вами отгадаем загадку:

Их в Голландии найдёте,

Там везде они в почёте.

Словно яркие стаканы,

В скверах там цветы цветут ...

Дети: Тюльпаны.

Воспитатель: Давайте посмотрим на картинки.

Что изображено?

Дети: Цветы Тюльпаны.

Воспитатель: А послушайте еще одно стихотворение:

«Мамочке подарок»

Из цветной бумаги

Вырежу кусочек.

Из него я сделаю

Маленький цветочек.

Мамочке подарок

Приготовлю я.

Самая красивая

Мама у меня!

Воспитатель: Ребята! Давайте мы с вами сделаем для своих мамочек подарок «Цветок Тюльпана».

Дети: Да!

Воспитатель: С помощью несложной техники складывания бумаги,  можно сделать красивые тюльпаны. 

Ребята! Давайте разомнём свои пальчики и сделаем пальчиковую гимнастику «Цветок на поляне»

Пальчиковая гимнастика «Цветок на поляне»:

 Вырос высокий цветок на поляне,

(запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить)

Утром весенним раскрыл лепестки.

(развести пальцы рук)

Всем лепесткам красоту и питанье

(ритмично двигать пальцами вместе-врозь)

Дружно дают под землей корешки.

(ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести)

Воспитатель демонстрирует  готовый образец

 Воспитатель: Посмотрите, что нам понадобится для работы: Цветная бумага, ножницы, зеленая соломинка для коктейля.

Дети рассматривают заготовки, воспитатель объясняет последовательность работы.

Воспитатель:

Шаг 1. Вырежьте из листа цветной бумаги квадрат

Шаг 2. Сложите его пополам по диагонали.

Шаг 3. Теперь разверните лист бумаги и сложите квадрат пополам по другой диагонали.

Шаг 4. Снова разверните лист. Теперь сложите его так, чтобы треугольник, показанный на картинке, ушел вовнутрь. Точно также вовнутрь нужно сложить треугольник с противоположной стороны.

Шаг 5. У нас получится вот такой треугольный конвертик.

Теперь его нужно развернуть на 90 градусов. Для этого разверните его с боков. А та сторона, которая изображена на рисунке, сложится пополам и, в свою очередь, окажется внутри конвертика.

Шаг 6. Нижние углы треугольника заверните к верхнему углу. Получился квадрат.

Шаг 7. Переверните поделку на 180 градусов и проделайте то же самое с другой стороны.

Шаг 8. Теперь вам нужно развернуть получившуюся фигуру подобно тому, как мы это уже делали с вами.

Шаг 9. Осмотрите получившуюся фигуру. В верхней части она закрыта, а в нижней есть отверстие. Через него мы будем надувать тюльпан. А пока положите квадратик так, чтоб угол с дыркой оказался ближе к вам.

Заверните угол квадрата, как показано на рисунке. Край получившегося треугольника должен немного заходить за среднюю линию.

Шаг 10. Точно так же заверните к центру второй угол и засуньте его в кармашек, который имеется у первого треугольника.

Повторите действия, с квадратом с противоположной стороны поделки.

Шаг 12. Разверните лепестки тюльпана.

Шаг 13. Всуньте в отверстие, через которое вы надували поделку, соломинку от коктейля.

Воспитатель: Молодцы ребята! Красивые у вас получились цветы для ваших мамочек. Давайте посадим наши цветочки в вазочку.

Вот какой красивый подарок мы сделали для наших мам

Воспитатель:

Скоро праздник, Мамин День

Нам трудиться всем не лень

Будем праздник отмечать

Будем маму удивлять

Посмотри-ка милая

В праздник для тебя

Смастерил цветочек я.

Подведение итогов трудовой деятельности. Обязательно похвалить детей.

Воспитатель. Ребята, рады что сделали подарки для мам? (Эмоционально разделить радость детей.)

Кто расскажет как мы делали «Тюльпан»?(ответы детей)

Давайте обрадуем наших мам и подарим им память наши цветы.



Предварительный просмотр:

Конспект проведения режимного момента  для детей среднего возраста

«Оденем куклу на прогулку»

Форма организации труда: совместная

Цель: 

Совершенствовать у детей умения быстро, самостоятельно и в определенной последовательности одеваться на прогулку.

Задачи:

- закреплять знания о правильной последовательности при одевании;

- развивать элементарные навыки самообслуживания при одевании;

- закреплять умение по мере необходимости обращаться за помощью и оказывать возможную помощь другим детям.

- воспитывать опрятность, привычку следить за своим внешним видом;

Оборудование: кукла, наборы одежды для мальчика и для девочки, иллюстрации с одеждой

Предварительная работа: Заучивание потешек на тему "одевание", рассматривание картинок "Одежда", "Обувь", работа с детьми над последовательностью одевания.

Ход:

Организационный момент.

Воспитатель:

В небе солнышко гуляет,

С ясным днём нас поздравляет

Собирайтесь детвора,

Уж гулять давно пора.

Воспитатель: ребята сегодня к нам в гости пришла гостья зовут её Маша. Поздоровайтесь.

Дети: Здравствуй, Маша!

Воспитатель: Здравствуй Маша. Ты чем-то расстроена?

Кукла: "Я перепутал одежду и не могу найти свои вещи, а мне так хочется сходить на прогулку".

Воспитатель: (обращаясь к детям) Как же быть ребята? Давайте поможем Маше разобраться в вещах и одеться на прогулку.

- Маша у нас мальчик или девочка?

Дети: - Девочка.

Воспитатель: - Правильно девочка. Давайте разберёмся, что носят девочки, что носят мальчики.

(Педагог показывает иллюстрации с изображением одежды для мальчиков и для девочек, дети называют её.) (рубашка. Кто носит? и т.д)

Скажите ребята всё это, (показывая на иллюстрации) как называется одним словом?

Дети: - Одежда. (воспитатель просит повторить это слово нескольких детей)

Воспитатель: - Хорошо, молодцы, я рада, что вы умеете различать одежду. (показывает иллюстрацию с изображением обуви) А что изображено на этой картинке (дети перечисляют)

Как называется всё это одним словом?

Дети: - Обувь.

Воспитатель: - Правильно обувь! (повторить1-2-ребёнку)

А сейчас поиграем в игру "Подбери одежду". У меня на столе перепутана одежда для мальчика и для девочки. Кто поможет мне разобраться? (предлагает детям)

Дима выберет одежду для мальчика, а Даша для девочки (дети выполняют задание) (если дети путаются, воспитатель помогает им, обращаясь за помощью к другим детям)

Дети вешают выбранные вещи на стульчик, педагог обращает внимание детей, что одежду нужно вешать аккуратно, чтобы она не помялась и выглядела опрятно.

Читает четверостишье:

Если девочка опрятна,

На неё смотреть приятно.

Если мальчик аккуратный

Будет он всегда опрятный

- Молодцы, спасибо за помощь. Теперь мы знаем, что носят мальчики, а что девочки.

Давайте оденем Машу на прогулку.

(Воспитатель берёт куклу и с помощью детей начинает последовательно одевать)

Воспитатель: Посмотрите ребята, что уже надето на Маше

Дети: - шорты и рубашка.

Воспитатель: - Как вы думаете, Маша может так пойти гулять, если на улице холодно?

Дети: - Нет.

Воспитатель: Правильно она может простудиться и заболеть. Что мы ей ещё наденем?

Ответы детей

Воспитатель: Сначала мы наденем ей колготки. (надевая кукле колготки, читает стихотворение)

Для чего нужны колготки? - (ответы детей)

Чтобы ножки согревать.

У колготок есть изнанка (закрепить слово)

Та, что прячется внутри.

А лицо у них снаружи, (закрепить слово)

Удивись и посмотри!

У колготок есть секрет:

На чулочках швов-то нет

Зато сверху целых три

Посчитай-ка, посмотри!

Один спереди, два сзади (закрепить слова)

Ты дружок соображай,

Примеряй свои колготки

А потом уж надевай.

Собери чулок в гармошку

И надень его на ножку

До коленки натяни

И другой чулок возьми

Вот и всё теперь вставай

И штанишки надевай.

Как же быть нам без колготок?

Нам колготочки нужны.

Вот удобная одежда

И чулочки, и штаны!

Воспитатель: Вот мы и надели Маше колготки. Что дальше будем надевать?

Дети: (дети называют свой вариант, если последовательно, воспитатель соглашается и надевает, если дети ошибаются, поправляет их и надевает последовательно)

- брюки

- носочки

- кофту В: У Маши есть вот такая безрукавка, наденем её. Достаточно этого, чтобы пойти гулять в холодную погоду?

- шапку

- куртку

- шарф

Воспитатель: Для чего нужен шарф?

Дети: Чтобы не мёрзла шея (горло)

Воспитатель: - Соня расскажи нам потешку про шарф (Ребёнок рассказывает)

Завяжи потуже шарф,

Буду делать снежный шар.

Я шар покачу,

Гулять хочу.

Воспитатель: - Молодец. Что мы сейчас наденем Маше (ответы детей)

Воспитатель:- Мы наденем Маше обувь. Вот такие ботиночки.

- Готова Маша идти на прогулку?

Дети: - Готова.

Воспитатель: - Скажите ей до свидания, она пойдёт гулять. (выносит куклу за дверь) А мы с вами поиграем.

Физминутка. Игра "Зайка беленький сидит" (движения выполняются по тексту по тексту)

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит вот так, вот так

Зайке холодно сидеть

Надо лапочки погреть хлоп-хлоп

Зайке холодно стоять

Надо зайке поскакать прыг-прыг

Кто-то зайку испугал

Зайка прыг и убежал

(воспитатель обращает внимание детей, что Зайке холодно, поэтому он прыгает. греет лапки.)

- Скажите, ребята, какую обувь мы носим зимой (показывает валенки)

- Что это?

Дети:- Валенки.

Воспитатель: Правильно, в валенках очень тепло. Саша расскажи потешку про валенки (ребёнок рассказывает).

Наша Катя маленька,

Купим Кате валенки.

Наденем на ноженьки,

Пустим по дороженьке.

Будет Катенька ходить

Новы валенки носить.

Воспитатель: (хвалит ребёнка)- Валенки мы носим на ногах. А что мы носим зимой на руках

Дети: - Варежки.

Воспитатель: У вас у всех есть варежки. Вот они лежат на лавочках, давайте поиграем в игру "Найди свою пару" (дети подходят к одной лавочке, берут одну варежку и ищут ей пару на другой лавочке, затем садятся на место)

Воспитатель: - А теперь наденьте свои варежки на руки (у кого не получается помочь)

- В варежках все пальцы вместе в одном домике, только большой пальчик в отдельном.

У всех большой пальчик попал в свой домик? Молодцы. Мы ещё поучимся надевать варежки а сейчас снимите их и положите на колени.

- Покажите мне свои ладошки.

Пальчиковая игра. (стихотворение читают все дети и выполняют движения за воспитателем по тексту)

Маша варежку надела:

"Ой куда я пальчик дела

Нету пальчика, пропал

В свой домишко не попал

Маша варежку сняла

Посмотрите-ка нашла

Ищешь, ищешь и найдёшь

Здравствуй пальчик

Как живёшь?

Итог образовательной деятельности.

Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались.

Дети: Одевали Машу на прогулку

Воспитатель: ой, ребята мне кажется, что кто-то к нам пришёл (открывает дверь, берёт куклу Машу)

- Посмотрите Маша уже вернулся с прогулки (Маша: "Ребята за то, что вы помогли мне одеться я принесла вам угощение". Дети благодарят Машу, воспитатель раздаёт угощение.)



Предварительный просмотр:

Конспект трудовой деятельности (труд в природе) для детей среднего возраста

«Уход за комнатными растениями»

Форма организации труда: совместная

Цель: 

Способствовать воспитанию желания заботиться о комнатных растениях, понимания необходимости помощи живому существу.

Способствовать закреплению знаний детей о комнатных растениях группы: их названиях, отличительных особенностях внешнего вида и приемах ухода за ними используя условные обозначения;

Задачи:

1. Развивать у детей целенаправленность в работе. Углублять представления о том, что дети своим трудом помогают окружающим.

2. Приучать продумывать с помощью пооперационных карт организационную часть работы.

3. Закреплять освоенные и формировать вновь изучаемые навыки и способы ухода за комнатными растениями.

4. Приучать к достижению цели и хорошего качества работы, оценивать результаты работы, с помощью педагога.

Оборудование:

Схематические модели – карточки с условными обозначениями приемов ухода за растениями, пооперационные карты. Фартуки на каждого ребенка, орудия труда: тряпочки на каждого ребенка, таз с водой, лейки с водой, палочки для рыхления почвы, клеёнки, опрыскиватель.

Предварительная работа. Наблюдение за растением (знакомство с особенностями внешнего вида, строением, наблюдение за растениями в благоприятном и неблагоприятном состояниях (отсутствие влаги, серия опытов на выявление потребности растений во влаге, наблюдение за трудом воспитателя по поливу растений уголка природы (знакомство с моделью трудового процесса).

Ход занятия:

Проблемная ситуация с использованием игрового персонажа

Приходит игровой персонаж Карлсона, грустный. Здоровается с детьми.

Воспитатель. Что-то наш Карлсон грустный. Давайте спросим, что у него случилось.

Карлсон. Рассказывает свою историю, как он пролетал мимо д/сада и увидел за окнами на подоконниках такие красивые и ухоженные цветы. С ним на крыше живет его единственный цветок, который ему подарил его друг Малыш, но с ним что-то случилось, наверное, он заболел.

Мое любимое растение было таким красивым, как на картинке (показывает модель), а теперь стало вот каким (показывает растение)

Не знаю, что с ним случилось, жалко мне растение, поэтому я и плачу.

Воспитатель. Дети, а вам жалко растение? Давайте его пожалеем, скажем ему ласковые слова: хорошее, не плачь, мы тебе поможем, ты снова станешь красивым и здоровым.

Воспитатель. Почему растение Карлсона стало таким? Что нужно растениям чтобы они чувствовали себя хорошо? Послушайте, о чем просит растение. Карлсон, за твоим растением нужно ухаживать и оно поправится.

Карлсон. А я не умею ухаживать за растениями, и теперь, наверное, мое растение погибнет.

Воспитатель. А мы можем помочь Карлсону? Как? (Можем научить его ухаживать за растениями.) Будем учить Карлсона правильно ухаживать за растениями? (Будем;)

Беседа с детьми об основных потребностях комнатных растений и совместный труд детей, помощь воспитателя

Воспитатель. Мы хотим, чтобы растение как себя чувствовало? (Хорошо.) Чтобы оно стало каким? (С детьми проговаривается: чтобы растение себя чувствовало хорошо, чтобы листики смотрели вверх, чтобы стебелек смотрел вверх, чтобы земля была влажной.) Чтобы не забыть об этом, поставим картинку (модель — растение в хорошем состоянии)

Воспитатель. Какое растение сейчас? (Проводится обследование растения: состояние листьев, стебля, земли.) Чтобы не забыть, какое растение сейчас, поставим картинку (модель растение в неблагоприятном состоянии)

Растению нужно скорее помогать. Что же нам для этого ещё нужно? Для этого надо правильно выбрать инструменты, или предметы-помошники.

Карлсон. Я знаю, что нужно. (Приносит пустую лейку. Пустая лейка обследуется, обсуждается, почему ее нельзя использовать для полива.)

Воспитатель. Какую лейку нужно взять? В лейку вода набирается заранее, чтобы вода отстоялась и была комнатной температуры. А какие ещё предметы- помощники нам нужны, чтобы помочь нашим растениям? Дети называют остальные предметы. Чтобы не забыть, что нам нужно, поставим картинку (средства труда: лейка с водой, клеенка, таз с водой, тряпочки, палочка для рыхления почвы, опрыскиватель)

А теперь что будем делать?

Дети: А теперь мы будем ухаживать за растениями.

Воспитатель: Правильно, но для начала, мы должны рассмотреть выбранные нами для ухода растения (Кливия и Бальзамин) и определить, что любят наши растения и какой именно для каждого нужен уход. А помогут нам в это схемы-карточки которые приклеены к каждому горшку комнатного растения. (Рассматриваются растения, вспоминают название растения, отличительные особенности внешнего вида, определяются приемы ухода за ними используя условные обозначения.)

Карлсон: Ну, а теперь можно начать ухаживать за растениями?

Воспитатель: Да, но только для этого, нам нужно вспомнить с чего мы начнем, ведь уход за растением это не только его полив.

Дети: Сначала мы ухаживаем за листьями у кливии мы протираем листья, а у бальзамина опрыскиваем, затем мы протираем горшки, потом моем поддоны, после этого рыхлим почву в горшках и только в последнюю очередь поливаем растения. (Если дети затрудняются в определении последовательности способов ухода за растениями или что то забыли, обратить внимание детей на пооперационные карты)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо вспомнили все действия по уходу за растениями, теперь можно приступать к работе, только сначала нужно всем надеть фартуки и закатать рукава. Сейчас мы распределим кто, какую работу будет выполнять, я буду вам, помогать. (После распределения обязанностей, дети походят к столу с орудиями труда и выбирают себе предмет-помощник) А ты, Карлсон внимательно смотри и запоминай, что делают ребята.

Дети выполняют задания под наблюдением воспитателя, выполнение действий доходит до полива.

Карлсон. Я вспомнил, как поливать, можно я покажу? (Держит лейку одной рукой, льет воду на листья, под корень, хочет вылить сразу всю воду из лейки.)

Воспитатель. Почему нельзя поливать листья? Почему нужно поливать землю? (Дети объясняют и показывают, как нужно поливать правильно.)

Воспитатель. Сколько будем лить воды?

Карлсон. Пока вся не кончится! (Дети объясняют, лейку держать двумя руками, поставить носик на край горшка, лить по всей земле, понемногу, ждать, пока вода впитается и появится на поддоне. Дети, ориентируясь на модель трудового процесса, самостоятельно выполняют полив растений

Карлсон вместе с воспитателем наблюдает за трудом детей, задает уточняющие вопросы, В случае затруднений педагог приходит детям на помощь. В конце занятия воспитатель с игровым персонажем проверяют, как дети полили растения.)

Воспитатель. Каким станет растение, если мы за ним правильно ухаживали? (Дети объясняют.) Чтобы не забыть, поставим картинку (модель - растение в хорошем состоянии.

Подведение итога совместной деятельности.

Воспитатель. Карлсон, твоему растению мы помогли, научили тебя, как нужно ухаживать за комнатными растениями, теперь оно поправится. Мы показали тебе на некоторых растениях в нашей группы, как нужно ухаживать за растениями, какие условия требуются для разных растений и какой уход, чтобы они стали, как: на картинке. (Показывает модель - растение в хорошем состоянии.) Воспитатель. Скоро наши растения станут такими же красивыми, здоровыми, как на картинке. (Показывает модель растение в благоприятном состоянии.) Они будут хорошо себя чувствовать. Мы сегодня с вами сделали два добрых дела: помогли растениям (послушайте, что они вам говорят) и научили Карлсона ухаживать за его растением.

Карлсон. Спасибо вам, ребята, теперь моё растение всегда будут чувствовать себя хорошо. Я очень этому рад.

Воспитатель. Ребята, а вы рады, что помогли растениям? (Эмоционально разделить радость детей.) Давайте подарим Карлсону в память о нас вот это цветок – Кливию, чтобы его цветку было веселее, чтобы он был не один. А ты, Карлсон, не забывай ухаживать за своими растениями и прилетай к нам ещё! До свиданья! .



Предварительный просмотр:

Конспект проведения режимного момента, ситуация общения в ходе трудовой деятельности ,  для детей среднего возраста

Составила Пирогова Е.А.-

воспитатель МАДОУ «Детский сад № 450»

«Научим Почемучку мыть посуду»

Форма организации труда: совместная

Цель: 

Воспитывать самостоятельность, аккуратность, желание трудиться для общей пользы.

Задачи:

1.Учить детей мыть игрушечную посуду, правильно организуя и осуществляя трудовой процесс.

2. Формировать специальные трудовые умения: наливать воду, используя ковш; намыливать губку; оттирать губкой грязь; споласкивать; ставить сушиться на поднос.

3. Совершенствовать организационные умения: продолжать учить готовиться  к работе, заранее отбирать и рационально располагать оборудование, имея в виду те действия, для которых они потребуются; убирать рабочее  место.

4.Воспитывать желание овладеть трудовым процессом, умение добиваться промежуточных и итоговых результатов, формировать навыки  самоконтроля.

Оборудование

  • кукла  Почемучка,
  • 5 фотографий (18х24) с изображением основных трудовых действий процесса мытья посуды (девочка наливает воду, намыливает губку,  трет чашку губкой, споласкивает, ставит чашку на   поднос).
  • 2 таза, мыло  в мыльнице, ведро с теплой водой, ковш, губка, поднос, грязная чашка, полотенце для вытирания рук.
  • «лишние»  предметы - щетка для чистки одежды, графин и т.д.

Предварительная работа: Наблюдение за работой младшего воспитателя. Просмотр презентации со слайдами последовательности мытья посуды. Беседа

Ход занятия

Игровой момент

На столе воспитателя поднос с грязными игрушечными чашками и одной большой чашкой.

Воспитатель вносит  Почемучку, в руках у которого  кувшин с морсом

Почемучка: Здравствуйте, ребята. Вот хочу угостить вас морсом. Вот как раз и чашки стоят. Сейчас всем налью!

Дети: Нельзя наливать.

Почемучка: Почему нельзя наливать?

Дети: Чашки грязные.

Почемучка:  А что делать, если нет чистых чашек?  Вымыть? А я не умею мыть чашки…

Воспитатель: Ребята, давайте покажем Почемучке сначала на фотографиях, как надо мыть посуду. Разложим их по порядку и расскажем, что за чем следует делать.

(Воспитатель достаёт набор из 5 фотографий, на которых изображены основные трудовые действия процесса мытья посуды: девочка наливает воду, намыливает губку, трёт чашку губкой, споласкивает, ставит чашку на поднос. Под руководством взрослого дети рассматривают фотографии, называют трудовые действия, которые на них изображены.)

Воспитатель: Посмотрите внимательно, какую фотографию надо расположить первой. Вспомните, что нужно сначала сделать, если задумали вымыть посуду.  (Постепенно дети выстраивают все фотографии  в ряд.)

Почемучка: Я не очень хорошо понял, как мыть посуду. Покажите, пожалуйста.

Воспитатель: Хорошо, я буду показывать, а дети помогать мне. Как я должна подготовиться к работе?

Дети: Засучить рукава, надеть передник.

Почемучка: А зачем рукава засучивать?  Зачем передник надевать?

(Дети отвечают ему. Затем воспитатель дает задание  отобрать необходимое оборудование и расположить его так, чтобы воспитателю было удобно  работать)

Воспитатель: Все приготовлено  к работе. Что теперь нужно сделать?

Дети: Налить воду.

(Воспитатель наливает воду, обращая внимание на её количество.)

Воспитатель: Вода налита, что делать дальше?

Дети: Намочить и намылить губку.

Воспитатель: А теперь?

Дети: Тереть чашку губкой.

(Воспитатель выполняет действия, фиксируя внимание детей на том, что мыть надо внутри и снаружи. С помощью Почемучки вычленяет промежуточный результат)

Почемучка: Спасибо, вымыли чашку, давайте ее сюда, буду  морс наливать.

Воспитатель: Подожди. Дети, можно ли наливать морс?

Дети: Нет, чашка мыльная, её нужно сполоснуть в чистой воде.

(Воспитатель споласкивает чашку и предлагает детям проверить, не осталось ли мыла.)

Воспитатель: Что делать дальше?

Дети: Поставить чашку на поднос.

Воспитатель:  Почему надо ее  перевернуть донышком вверх?

Дети:  Чтобы стекла вода.

Воспитатель: Что у нас получилось?

Дети:  Чистая чашка.

Воспитатель: Приятно будет из этой чашки пить, когда она высохнет. Понял, Почемучка, как надо мыть посуду?

Почемучка: Понял, но у меня так много грязных чашек, мне одному все не вымыть. Что же мне делать?

Воспитатель: Поможем, вымоем посуду?

Самостоятельная деятельность детей

 Воспитатель предлагает  подготовиться к работе: надеть фартуки и отобрать необходимое оборудование.

 Вместе  с детьми определяет готовность каждого ребенка.  

В ходе работы контролирует последовательность выполнения трудовых действий, в случае необходимости обращает внимание ребенка на фотографии трудового процесса, осуществляет показ, даёт советы и указания, учит детей добиваться качественных результатов труда.

За 5 минут до окончания работы воспитатель предупреждает об этом, предлагает поставить подносы с вымытыми чашками на один стол, убрать за собой рабочее место.

Подведение итогов

 В конце занятия  воспитатель вместе с детьми и Почемучкой рассматривает вымытые чашки – не осталось ли грязи, мыла.

Почемучка благодарит детей. Похвалить детей о проделанной работе

Почемучка:  Спасибо, теперь я понял, как нужно мыть посуду.