В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГУ.Программа профессионального саморазвития.

Баева Ираида Ильинична
Уважаемые коллеги! Программа профессионального саморазвития- это один из документов. который необходимо представлять во время прохождения процедуры аттестации. Представляю вашему вниманию мой вариант программы профессионального саморазвития по теме "Использование макетирования в экологическом образовании детей дошкольного возраста".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_prof.samo_razvitiya.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа профессионального саморазвития

Воспитателя

МАДОУ «Детский сад №450»

Пироговой Елены Анатольевны

ЛИЧНАЯ КАРТА  

Ф.И.О. воспитателя:

Пирогова Елена Анатольевна

 

Дата рождения:

17.05.1985

 

Образование (когда и какое учебное заведение окончил):

ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж» г. Нижний Новгород

Специальность по диплому:

«Дошкольное образование»

Место работы:

                МАДОУ «Детский сад №450»

 

Г. Нижний Новгород, пр. Кораблестроителей 32 А

Занимаемая должность:

Воспитатель

 

Педагогический стаж:

3 года

 

Квалификационная категория, дата присвоения:

Без категории

Тема саморазвития:

Использование макетирования в экологическом образовании детей дошкольного возраста.

Актуальность

В настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Экологические проблемы встают сегодня не только как проблемы сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня эколого-нравственной культуры, экологического и нравственного сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

Познание дошкольниками окружающего мира, явлений природы возможно не только посредством наблюдений - большую помощь в этом может оказать моделирующая деятельность. Многообразие природных явлений, составляющих непосредственное окружение детей, создает видимость их легкого познания в процессе наблюдений. Но пугливость и скрытый образ жизни многих животных, растянутая во времени изменчивость развивающихся организмов или сезонных явлений природы, незаметные для восприятия связи и зависимости внутри природных сообществ рождают объективные трудности для дошкольников, мыслительная деятельность которых находится в становлении. Это и вызывает необходимость моделирования некоторых явлений, объектов природы.

Кроме того моделирования имеет развивающее значение, так как открывает у ребёнка ряд дополнительных возможностей для развития его умственной активности, в том числе и при ознакомлении с окружающим миром.

Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие, в процессе моделирования.

Возрастающая потребность в экологической культуре человека делает  актуальным повышение профессиональной компетентности педагога в данном направлении.

Таким образом, программа разработана в силу особой актуальности проблемы повышения уровня экологического образования у детей дошкольного возраста и развития профессиональной компетенции педагога в обозначенном направлении.

Цель: повышение уровня профессионализма и педагогического мастерства, качества воспитательно-образовательного процесса в направлении использования макетирования в экологическом образовании детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Повышение профессионального уровня педагогического мастерства.
  2. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы и поиска информации в интернете.
  3. Разработать перспективный план работы с детьми, родителями и педагогами ДОУ.
  4. Создать дополнительную образовательную программу и организовать работу кружка «Волшебный мир природы».
  5. Создать в группе предметно-развивающую среду.
  6. Подготовить и провести консультации для педагогов и родителей.
  7. Подготовить творческий отчет для педагогического совета и родительского собрания об итогах реализации работы.

Перечень вопросов по саморазвитию:

  • изучение психолого-педагогической и методической литературы;
  • разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
  • исследовательская деятельность;
  • анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей;
  • продолжать изучать педагогический опыт других педагогов;
  • планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.

Предполагаемый результат:

Обогатить личный опыт по экологическому образованию дошкольников, пополнить среду в группе.

Способствовать развитию творческого познавательного мышления


Раздел плана

Срок

Содержание работы

Форма предоставления отчёта

2018 – 2019 учебный год

Изучение информационных источников по теме самообразования.

Сентябрь 2018 г.

1. Изучение нормативных документов.

2. Изучение научно-методической литературы:

Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей.

Посылкина Р.Ю. Использование метода моделирования в системе экологического образования детей старшего дошкольного возраста

Серебрякова Т.Л. Экологическое образование в дошкольном возрасте .

Князева О.Л. «Занятия в детском саду с использованием наглядного моделирования.

Составление картотеки литературы по теме.

Участие в разработке программно – методического обеспечения

образовательного процесса

Октябрь 2018 г.

Планирование работы по самообразованию.

• определение содержания работы по самообразованию;
• выбор вопросов для самостоятельного углублённого изучения.

Составление плана по самообразованию

Ноябрь

2018г.

Пополнение в течение  года.

Создание предметно – пространственной среды по экологии

Создание мини-лаборатории, музея природы. Разработка экологической тропы на участке

Декабрь

2018 г.

Подготовка и организация выставки: «Животные подводного мира» (использование природного и бросового материала)

Выставка: «Животные подводного мира»

Январь

2019 г.

Консультация для родителей.

Дать родителям информацию о прогулках в детском саду, мероприятиях и видах деятельности на улице, подвижных играх. Воспитывать желание активно с детьми проводить время на улице.

Стенгазета со стихами и фотографиями детей «Зимняя прогулка в детском саду!»

Февраль

2019 г.

Анкетирование родителей. «Нужна ли нам экология?»

Изготовление экологической газеты для родителей на тему: «Наш дом - планета Земля»

Выступление на педсовете: «Экологическое воспитание детей в детском саду».

Март

2019г.

Изготовление макета.

Работа с родителями, помощь в сборе информации к проекту «Тайны муравейника», помощь в оформлении макета.

Отчёт на рабочем месте, демонстрация предметно – пространственной среды.

Апрель

2019 г.

Пополнение в течение года

Изготовление дидактических игр, пособий по экологии.

Картотека дидактических игр для детей средней группы

Май

2019г.

Разработка памяток для родителей о важности активного отдыха на улице, участии родителей в играх, воспитывать заинтересованность к нуждам и потребностям ребёнка.

Консультация для родителей

«Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребёнка!»

Разработка памятки.

Участие в системе методической работы учреждения и района

В течение года

Написание статьи на тему: «Интересные формы работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников».

Статья в электронный сборник района

Участие в районных, областных, городских, межрегиональных, российских, международных  конкурсах.

Создание компьютерных презентаций по экологическому образованию дошкольников.

Размещение информации на личной странице в сети интернет.

Организация дополнительного образования детей

В течение года

Разработка конспектов занятий в средней группе.

Организация выставки, видео просмотр занятия.

2019 – 2020 год

Изучение информационных источников по теме самообразования.

Сентябрь 2018 г.

  1. Нормативно – правовая документация
  • ФГОС дошкольного образования.
  • ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-ФЗ»
  1. Интернет-ресурс: http://stranamasterov.ru
  2. Методическая литература:
  • Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству: обучение школьников технике аппликации и коллажа: методическое пособие. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002 г.
  • Калмыкова Н.В., Максимова И.А. Макетирование из бумаги и кар тона. Учебное пособие.  М.: Книжный дом «Университет», 2000 г.
  • Уроки детского творчества./ под ред. Г.Дюмина. М.: Внешсигма, АСТ, 2000г.
  • Борякова Н.Ю. «Моделирование в детском саду».

Составление картотеки литературы по теме.

Участие в разработке программно – методического обеспечения образовательного процесса

Пополнение в течение года

Составление картотеки методического демонстрационного, раздаточного материала по экологии.

Отчёт на рабочем месте, просмотр предметно – пространственной среды.

Октябрь

2019г.

Творческая мастерская.

Приобщать семьи к сотрудничеству с детским садом, приобщить родителей совместной продуктивной деятельности с детьми. Развивать творческие способности детей и родителей. (Изготовление поделок из природного материала.)

Оформление выставки «Дары осени»

Ноябрь

2019 г.

Составление картотеки дидактических игр по экологии для  старших дошкольников

Панорама педагогического материала.

Декабрь

2019 г.

Подбор презентаций по изучаемым темам.

Знакомство с животным и растительным миром родного края.

Мастер - класс для педагогов по работе с интерактивной доской.

Январь

2020 г.

Разработать методические рекомендации для воспитателей по теме «Труд в природе»

Панорама педагогического материала

Февраль

2020г.

Подбор материала для оформления картотеки по темам: «Деревья», «Растения», «Птицы», «Насекомые», «Цветы луговые», «Цветы садовые», «Дикие животные», «Домашние животные» и т.д.

Папка-передвижка «Природа - общий дом»

Март

2020 г.

Работа с педагогами

Круглый стол «Макетирование как средство экологического образования дошкольников»

Размещение информации в сети интернет на личной странице.

Апрель

2020 г.

Разработка памяток  для родителей «Мини огород дома»

Приобщить родителей к созданию в группе огорода на подоконнике, знакомство детей с растениями, уход за ними.

Оформление в группе огорода на подоконнике

Май

2020г.

Смотр – конкурс летних участков.

Привлечь родителей к подготовке группы, участка к летнему периоду работы. Дать возможность проявить единство, творчество и заинтересованность в благоустройстве участка.

Озеленение и благоустройство участков и территории совместно с родителями.

Участие в системе методической работы учреждения и района.

В течение года

Написание статьи на тему: «Интерактивная доска в экологическом образовании дошкольников».

Статья в электронный сборник района

Участие в районных, областных, городских, межрегиональных, российских, международных  конкурсах.

Участие в работе творческой группы учреждения.

Разработка методических рекомендаций по теме работы группы.

Обобщение материалов опыта

Размещение  информации на личной странице в сети интернет.

Организация дополнительного образования детей

В течение года

Разработка конспектов занятий в старшей группе.

Открытый показ занятия.

2020 - 2021

Изучение информационных источников по теме самообразования

Сентябрь 2018 г.

Методическая литература:

  1. Серебрякова Т.А. Формирование познавательной активности у детей дошкольного возраста в общении со взрослым.
  2. Социум как фактор экологического образования дошкольников: Материалы научно-практической конференции
  3. Зебзеева В.О. О формах и методах экологического образования дошкольников.
  4. Клюкина О.М. Модели в детском саду
  5. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога и др.

Составление картотеки литературы по теме.

Участие в разработке программно – методического обеспечения образовательного процесса

Сентябрь 2020

Разработка дополнительной общеобразовательной дополнительной общеразвивающей программы «Волшебный мир природы» для детей 6 – 7 лет.

Представление программы кружка на педагогическом совете

Проекты на формирование экологической культуры у детей:

Октябрь – ноябрь

«Кладовая природы»

Представление опыта работы в сети интернет на личной страничке

Март – апрель

-«Весна пришла»

В течение года

 «Экологические акции»

"Мои добрые дела - для твоей пользы, Земля", "Птичья столовая", «Зеленая елочка – живая иголочка», «Посади деревце»

Отчёт на рабочем месте

В течение года

Работа с родителями:

Досуги, экологические, народные праздники и развлечения как эффективное средство экологического воспитания дошкольников.

«Праздник Урожая», «Широкая Масленица», «День Земли», «День птиц», «День посадки деревьев», «Всемирный день охраны окружающей среды».

Отчёт на рабочем месте, совместное проведение мероприятий.

В течение года

Изготовление пособий, макетов, коллекций работ, фоторепортажи по вышеуказанным темам.

Панорама педагогического мастерства

Участие в системе методической работы учреждения и района

В течение года

Написание статьи на тему: «Родители как источник формирования экологической культуры у дошкольников».

Статья в электронный сборник района, социальная сеть работников образования.

В течение года

Участие в районных, областных, городских, межрегиональных, российских, международных  конкурсах.

Обобщение материалов опыта на тему экологического воспитания дошкольников.

Представление опыта работы на РМО для воспитателей групп старшего дошкольного возраста

В течение года

Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО

Прохождение курсовой подготовки

В течение года

Участие в работе творческой группы Учреждения

Разработка методических рекомендаций по теме работы группы.

Организация дополнительного образования детей

В течение года

Разработка конспектов занятий в старшей группе.

Открытый показ занятия.

Ожидаемый результат самообразования

  • Повышение своей компетентности в вопросах формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе проектной  деятельности.
  • Разработка и апробирование занятий по экологии, картотек экспериментов,  создание педагогических разработок по теме.
  • Выработка и проведение родительских собраний и консультаций с родителями, мини - проектов, выставок по исследуемой теме.
  • Сообщения, выступление на педагогическом совете.
  • Продвижение персональной страницы в сети Интернет, корректировка ее основных разделов, размещение на ней методических материалов.
  • Публикация опыта работы в виде написания статей, участия в интернет - конкурсах.
  • Участие в РМО
  • Участие в конкурсах профессионального мастерства.

Литература

1.   А.В.Запорожец и современная наука о детях: Тезисы конференции, посвященной 90-летию А.В.Запорожца.-М.,19952.   Артемова Л.В. Вчися граючись: Навколишній світ у дидактичних іграх дошкільників.-К.,1995

3.   Богданов В.В., Попова С.Н. История обыкновенных вещей.-М.,1992

4.   Венгер Л.А. и др.Воспитание сенсорной культуры ребенка.-М.,1988

5.   Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой.-М.,1980

6.   Виноградова Н.Ф. Умстенное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: Пособие для воспитателя детского сада.-М.,1982

7.   Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг.-М.,1993

8.   Дыбина-Артамонова О.В. Предметный мир как источник познания социальной действительности.-Самара,1997

9.   Жуковская Р.И. и др. Родной край.-М.,1990

10.   Зеньковский В.В. Психология детства.-Екатеринбург,1995