План кружка Волшебный мир природы
учебно-методический материал по окружающему миру

Баева Ираида Ильинична

Представляем вашему вниманию план работы кружка "Волшебный мир природы", цель которого развитие познавательного интереса к окружающему миру природы  у детей дошкольного возраста посредством макетирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_volshebnyy_mir_prirody.doc218.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №450 «Рябинка»

Принята на                                                            

педагогическом совете № 4

«10» апреля 2018 г.

Утверждено

Приказом заведующего МАДОУ «Детский сад №450 «Рябинка»

От «12 » апреля  2018г. №101

____________________ Ю.Ю. Казакова

Дополнительная общеобразовательная

дополнительная общеразвивающая

программа

«ВОЛШЕБНЫЙ МИР ПРИРОДЫ»

Возраст детей: 4 – 6 лет

/в группах общеразвивающей направленности/

Срок реализации программы: 2 года

Автор:

Кузмина Е.С. – старший воспитатель

Пирогова Е.А. – воспитатель МАДОУ «Детский сад №450»

г. Нижний Новгород

2018


Содержание программы

  1. Паспорт Программы …………………………………………………..………….3
  2. Пояснительная записка…………………………………………..……………….4
  3. Цель и задачи Программы………………………………………………………..5
  4. Ожидаемые результаты освоения Программы……………………...……....5 – 6
  5. Определение результативности освоения Программы…………………………7
  6. Учебно – тематический план занятий………………………………………...….8
  7. Перспективный план занятий с детьми 4 – 5 лет……………………….….9 – 12
  8. Перспективный план занятий с детьми 5 – 6 лет…………………………13 – 16
  9. Методическое обеспечение Программы…………………………………..17 – 18
  10.  Литература……………………………………………...………………………..19

1. Паспорт программы

Вид образовательной программы

Дополнительная общеобразовательная

Направленность образовательной программы

Дополнительная общеразвивающая

Автор программы

Кузмина Е.С. – старший воспитатель

Пирогова Е.А. – воспитатель

Возраст детей, участвующих в реализации программы

4 – 6 лет

Срок реализации

2 года

Место реализации программы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №450 «Рябинка»

Цель программы

Развитие познавательного интереса к окружающему миру природы  у детей дошкольного возраста посредством макетирования.

Ожидаемые результаты

  • Повышение уровня любознательности.
  • Подбор оборудования для создания разнообразных макетов.
  • Развитие познавательной активности детей, проявляющейся в увеличении количества детских вопросов.
  • Формирование гуманно-ценностного отношения к природе.
  • Обогащение замысла и сюжета игровой деятельности.
  • Обогащение представлений детей о природе родного края.

Нормативно – правовая база программы

  • Новый закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ;
  • ФГОС дошкольного образования от 17.10.2013 №1155
  • Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.1.3049-13 (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №26)

2. Пояснительная записка

Воспитание любви к природе – одна из главных задач современного дошкольного учреждения. Природа способствует гармоничному развитию личности ребенка, в связи с чем закладываются основы воспитания к окружающему миру, желание любить и понимать природу.

Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к ней.

Познание дошкольниками окружающего мира, явлений природы возможно не только посредством наблюдений - большую помощь в этом может оказать моделирующая деятельность. Многообразие природных явлений, составляющих непосредственное окружение детей, создает видимость их легкого познания в процессе наблюдений. Но пугливость и скрытый образ жизни многих животных, растянутая во времени изменчивость развивающихся организмов или сезонных явлений природы, незаметные для восприятия связи и зависимости внутри природных сообществ рождают объективные трудности для дошкольников, мыслительная деятельность которых находится в становлении. Это и вызывает необходимость моделирования некоторых явлений, объектов природы.

Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению (выбору и конструированию моделей). Цель моделирования обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию.

Самостоятельное построение детьми различных моделей в середине и в конце года способствует развитию их творческих способностей, зарождению и реализации собственных замыслов при создании фантастических «живых миров».

Цель работы: развитие познавательного интереса к окружающему миру природы  у детей дошкольного возраста посредством макетирования.

Основные задачи:

  1. Обогащать представление детей о природе родного края и различных природных зон.
  2. Развитие устойчивого познавательного интереса к объектам и явлениям окружающего мира.
  3. Воспитывать доброжелательность, отзывчивость к миру природы бережное отношение к ней
  4. Развивать умение применять полученные знания в разных видах деятельности (речевой, игровой, конструктивной)

Форма работы с детьми:

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятий составляет 20 - 25 минут.

Срок реализации программы  2 года.

Ожидаемые результаты работы с детьми среднего дошкольного возраста:

  • Повышение уровня любознательности.
  • Подбор оборудования для создания разнообразных макетов.
  • Развитие познавательной активности детей, проявляющейся в увеличении количества детских вопросов.
  • Формирование гуманно-ценностного отношения к природе.
  • Обогащение замысла и сюжета игровой деятельности.
  • Обогащение представлений детей о природе родного края.

Ожидаемые результаты работы с детьми старшего дошкольного возраста.

  • Максимальное включение детей в процесс обыгрывания макетов.
  • Обогащение представлений детей о природе различных природных зон.
  • Умеют обозначать конкретную цель в игре, самостоятельно дополняя сюжет по своему желанию, применяя продуктивную деятельность.
  • Умеют придумывать новые сюжеты, объединяя 2-3 макета.
  • Рост познавательной активности детей: желание искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения.
  • Формирование гуманно-ценностного отношения к природе.

Подведение итогов: осуществляется в виде создания плоскостных и объемных макетов, использование их в игровой и познавательной деятельности.

Особенности программы: программа направлена на обеспечение более глубокого и успешного освоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

5. Определение результативности

Младший дошкольный возраст с 4 – 5 лет

Представления

Познавательные и речевые умения

Практические умения

Отношение к природе

живое

Связь растений и животных со средой обитания с неживой природой

Рост размножение животных и растений

Места произрастания и обитания растений и животных

человек

с

д

а

с

д

а

с

д

а

с

д

а

с

д

а

с

д

а

с

д

а

с

д

а

к

Старший дошкольный возраст 5 – 6 лет

Представления

Познавательные и речевые умения

Практические умения

Отношение к природе

Живое, растение, животное, человек

Потребности растений, животных, людей

Различные среды обитания

Сезонные изменения

Рост, развитие, размножение живых существ

Взаимосвязь и взаимодействие живых организмов в экосистеме

с

д

а

с

д

а

с

д

а

с

д

а

с

д

а

с

д

а

с

д

а

с

д

а

с

д

а

к

Оценка педагогического процесса:

+ (плюс) материал усвоен полностью, ребёнок выполняет все параметры критерия самостоятельно

О (круг) стадия освоения материала, ребёнок выполняет все параметры критерия с частичной помощью воспитателя.

- (минус) точка роста, ребёнок не может выполнить все параметры критерия, помощь взрослого не принимает.

6. Учебно–тематический план занятий (для детей  4-5 лет)

№ п/п

Разделы

Количество занятий

1.

Предварительная работа (создание проблемной ситуации для подведения детей к теме макета)

3

2.

Беседа-обсуждение по теме макета

3

3.

Чтение художественной литературы (в т.ч. загадок, пословиц, поговорок)

3

4.

Просмотр презентаций

3

5.

Планирование частей макета

3

6.

Подготовка материала (конструктивных частей макета)

9

7.

Сбор частей макета в единое целое. (доработка мелких деталей)

6

8.

Игровая деятельность с макетом

6

ИТОГО:

36 занятий

Учебно–тематический план занятий (для детей 5-6  лет)

№ п/п

Разделы

Количество занятий

1.

Предварительная работа (создание проблемной ситуации для подведения детей к теме макета)

1

2.

Самостоятельный поиск информации по теме макета совместно с родителями.

2

3.

Беседа-обсуждение по теме макета

3

4.

Чтение художественной литературы (в т.ч. загадок, пословиц, поговорок)

3

5.

Просмотр презентаций

3

6.

Планирование частей макета

3

7.

Подготовка материала (конструктивных частей макета)

9

8.

Сбор частей макета в единое целое. (доработка мелких деталей)

6

9.

Игровая деятельность с макетом

6

ИТОГО:

36 занятий

7. Перспективный план занятий с детьми 4 – 5 лет

Тема

Месяц

Программное содержание

Темы занятий

Макет «Домашнее подворье»

Сентябрь

  1. Формировать у детей представление о домашних животных и их детенышей, учить называть и сравнивать их по величине.
  2. Развивать любознатель-ность, память, внимание, речь; обогащать словарный запас.
  3. Воспитывать любовь к домашним животным, их значимости в жизни человека, любознательности.

1. Беседа: «Животные, проживающие в деревне и в городе»

2. Чтение худ. литературы:

  • В.А.Степанов «Животный мир России»
  • Русской народной сказки «Кот - серый лоб, козел да баран
  • К.Ушинский «Спор животных», М.Пришвин «Жулька»
  • Загадывание загадок о домашних животных.
  • Чтение пословиц и поговорок о животных

3. Беседа-обсуждение «Ставим проблемные вопросы».

4. Беседа «Во что одеты животные?»

Октябрь

  1. Формировать умение предварительно договариваться, распределять обязанности, отбирать материал, планировать процесс изготовления макета.
  2. Умение работать дружно в коллективе.

1. Сбор материала для будущего макета (привлечение родителей)

2. Планирование макета

3,4 Создание макета

Ноябрь

  1. Формировать умение описывать домашнее животное; закреплять знания детей о домашних животных и их детёнышах, умение их различать и правильно называть.
  2. Развивать умение сочинять, фантазировать, комбинировать разные события сюжета игр, способствовать детскому общению.

Дидактические игры:

  • «Узнай животных по описанию»
  • «Кто где живет?»,
  • «Кто какую пользу приносит?»,
  • «Чьи это детки?»
  • «Кто я и как я кричу?»
  • Самостоятельные игры с макетом.

Макет «Подводный мир»

Декабрь

  1. Познакомить детей с понятиями «подводный мир, подводные жители».
  2. Сформировать простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, наличие особенностей: плавников, щупалец, клешни), способах передвижения (лазит по дну, плавает), знать о пользе, которую приносят природе.
  3. Формировать представление детей о том, что для каждой водной среды (моря, реки, океана) характерен свой подводный мир и подводные жители.

1. Рассматривание иллюстраций, фотографий, энциклопедий по теме «Подводный мир», «подводные жители» реки, моря, океана.

2. Беседа

  • «Речные рыбы».
  • «Что растет на дне водоема?»
  • «Польза от речных и морских рыб»

3. Чтение худ. литературы:

  • «Кит и кот» Б.В.Заходера.
  • «Первая рыбка» Е.А.Пермяка.

4. Мультимедийная презентация «Опасности под водой»

Январь

  1. Формировать умение применять ранее освоенные приемы и способы лепки при работе с пластилином.
  2. Умение конструировать изображение пейзажной композиции (подводное дно из камешков, подводных растений, морских жителей.
  3. Желание проявлять дружелюбие и чувство ответственности при коллективных работах.

1,2. Сбор материала и конструирование из бумаги:

  • «Разноцветные рыбки»
  • «Золотая рыбка»
  • «Рыбки из диска»

3. Лепка (совместная работа детей и родителей)

  • «Осьминог»
  • «Черепаха»
  • «Чудесные рыбки»

4. Сбор всех частей аквариума.

Февраль

  1. Формирование умения описывать, сравнивать, повествовать о явлениях и объектах природы.
  2. Закреплять такие математические понятия как пространство, количество, размер, счет в пределах 10
  3. Развивать внимание, усидчивость, старательность, аккуратность.
  4. Формировать чувство прекрасного, гордость за собственную работу.

Дидактические игры:

  • «Растения и обитатели».
  • «Кто где живет»
  • «Сосчитай»
  • «Друг за другом»
  • «Большие и маленькие»

Макет «Тайны муравейника

Март  

  1. Формировать у детей представление о муравьях
  2. Углублять и расширять знания об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях;
  3. Формировать умение различать насекомых по внешнему виду, расширять знания о многообразии насекомых.
  4. Формировать представление детей о роли маленького муравья в экосистеме леса.
  5. Развивать любознатель-ность, память, внимание, речь; обогащать словарный запас.
  6. Воспитывать любовь к насекомым, их значимости в жизни человека и окружающей среды.

1. Беседа: «Как живут муравьи? «Что такое муравейник?»

2. Чтение худ. литературы:

В.Г. Сутеев «Под грибом»

В.В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»

И.А Крылов «Стрекоза и муравей»

Загадывание загадок о муравьях.

Чтение пословиц и поговорок о муравьях.

3. Беседа-обсуждение

«Как устроен муравейник? Какие в нем есть «помещения»?

4. Беседа «Чем питаются муравьи? Почему муравьев называют «санитарами леса»?

Апрель  

Способствовать развитию продуктивного творчества детей;

- применение ранее полученных знаний в решении практических задач;

- развитие мелкой моторики руки;

- получение новых представлений и навыков в процессе работы с макетом;

- наиболее глубокое понимание детьми принципов работы и строения оригиналов с помощью моделей.

1. Сбор материала для будущего макета (привлечение родителей)

2. Планирование макета.

(Заготовки частей будущего макета)

3,4 Сбор заготовок в единый макет.

Май

  1. Формировать умение  сравнивать насекомых, узнавать их по описанию. Закрепить знания детей о жилище насекомых
  2. Воспитывать бережное, гуманное отношения к природе родного края;
  3. Приобщать к правилам безопасного поведения в мире природы;
  4. Развивать положительные нравственные качества, побуждающие детей к соблюдению норм поведения в природе и обществе.

Дидактические игры:

«Похож – не похож»

«Найдите, что опишу».

«Кто живет в домике»

«Угадай по описанию».

Сюжетно-ролевая игра «Весёлый муравейник»

8. Перспективный план занятий с детьми 5 – 6 лет

Тема

Месяц

Программное содержание

Темы занятий

Макет климатической зоны лесов

Сентябрь

  1. Закреплять знания о диких животных, о растениях леса.
  2. Расширять кругозор
  3. Формировать умение наглядно представлять среду обитания животных, целостную картину мира.
  4. Формировать интерес и любовь к животным, растениям.

1. Рассматривание иллюстраций, фотографий, энциклопедий.

2. Наблюдение на прогулках

разгадывание загадок о деревьях, животных.

3. Чтение худ. литературы

  • В.Бианки «Лесные домишки»
  • М.Пришвин «Этажи леса»
  • Н.Сладков «Рассказы о животных»

2. Беседа

«Что мы знаем о диких животных, растениях?»

«Дикие животные наших лесов»

Октябрь

  1. Развивать умение самостоятельно анализировать ситуацию, создавать идею будущего продукта и план ее реализации (что нужно, какие материалы будем использовать и т.д.);
  2. Вовлекать детей, родителей и педагогов в совместную деятельность, показать ценность и значимость совместного творчества детей и родителей;

  1. Составление плана работы.
  2. Изготовление деревьев
  3. Лепка из пластилина птиц, животных (лиса, волк), насекомых 
  4. Сделать основание макета.
  5. Расставить детали.

Ноябрь

  1. Формировать умение составлять описательный рассказ о природной зоне.
  2. Формировать умение отмечать характерные признаки животных, растений. Умение сравнивать, находить сходства и различия.
  3. Формировать умения договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих.

Дидактические игры:

  • «Узнай по описанию»
  • «Кто я?»
  • «Найди хищника или травоядного животного»
  • «Обитатели леса»

Сюжетная игра «Лес»

Макет климатической зоны арктической пустыни

Декабрь

  1. Расширять представление детей о различных материках.
  2. Формировать интерес к животному миру и особенностям климатических условий Арктики.
  3. Создать условия для развития познавательно – исследовательской деятельности детей.
  4. Предоставление родителям информации о проекте, включение их в оформлении макета.

1. Рассматривание картин:

  • «Белые медведи»
  • «Северное сияние»

2. Беседы:

«Птичий базар»

 «Зимующие птицы тундры – белая сова и белая куропатка»

3. Чтение худ. литературы:

  • Д.Хармс «Как тюлень стал тюленем».
  • А.Васильева «Белый медведь»

4. Просмотр презентаций:

  • «Путешествие по Арктике»
  • «Тундра и ее обитатели»

Январь

  1. Развитие тонкой моторики рук при конструировании постройки и работе с разными материалами.
  2. Содействовать развитию индивидуальных творческих и художественно-эстетических способностей детей, а также внимания, мышления, сенсорного восприятия, памяти.

1. Лепка из соленого теста: « Хозяин белой пустыни»

2. Оригами: «Белый медведь».

3. Рисование: «Полярный медведь»,  «Арктический пейзаж», «Северное сияние»;

4. Коллективная аппликация: «Животные Арктики», коллаж «Арктика бескрайняя».

Февраль

  1. Формирование понимания необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно - эстетическом и практическом значении для человека.
  2. Закрепление знаний о животных Арктики.
  3. Развитие фантазии.
  4. Закрепление представлений детей о многообразии окружающего мира: о взаимозависимости живых организмов от среды обитания, особенностях приспособления к климатическим условиям.

Дидактические игры

«Кто где живёт»

«Что я за зверь?»

«Что я за зверь»

«Четвертый лишний» 

Макет климатической зоны пустыня

Март

  1. Расширять представления детей о пустыне, ее растительном и животном мире.
  2. Формировать представление о приспособлении растений к выживанию в условиях пустыни.
  3. Обогащать словарный запас и формировать связную речь детей;
  4. Формировать навыки работы по алгоритму решения проблемной ситуации.

1. Беседа:

«Что помогает растениям выжить в условиях пустыни?», «Какие должны быть растения, чтобы выжить в пустыне?»

2. Чтение рассказа, игра-драматизация «Верблюжья варежка» Г. Снегирев.

3. Чтение сказки и беседа по содержанию сказки «Почему у верблюда горб» Р. Киплинга.

4. Опыт «Определение возможности проживания верблюдов в пустыне, неделями обходясь без воды».

Апрель

  1. Освоить действия построения модели, отражающей взаимосвязь растений, животных и условий жизни;
  2. Воспитывать интерес к совместной работе, учить определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, затем самостоятельно;
  3. Формировать предпосылки поисковой деятельности у дошкольников;

1. Сбор материала для будущего макета (привлечение родителей)

2. Планирование макета.

(Заготовки частей будущего макета)

3 Сбор заготовок в единый макет.

Май

  1. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, формулировать выводы;
  2. Воспитывать осознанное отношение к природе.
  3. Развивать представления о животных, живущих в разных природных зонах и их занятиях.

Дидактические игры:

«Такая разная страна»

«Животный мир планеты».

«Что лишнее на макете? Объясни почему?»

«Загадай нам объект на макете, а мы отгадаем?»


9. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы:

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • словесные;
  • наглядные
  • практические

Техническое оснащение занятий:

Достаточно просторное помещение для занятий с хорошим дневным освещением. Есть место для размещения выставочных работ, шкаф для хранения инструментов, материалов, образцов готовых изделий. Есть в наличии мультимедийный проектор для демонстрации иллюстративного материала, фотоаппарат для фотографирования работ.

Формы работы: 

  • игровая;
  • коммуникативная;
  • трудовая;
  • продуктивная;
  • познавательно-исследовательская;
  • чтение художественной литературы

Наглядные пособия:

  • иллюстрации
  • презентации

Необходимые материалы:

  • цветная бумага, цветная двухсторонняя бумага;
  • цветные салфетки;
  • крупы, пластилин, соленое тесто;
  • цветной картон;
  • гофрированная бумага;
  • клеёнки;
  • ткань;
  • нитки;
  • вата;
  • ножницы с тупыми концами;
  • клей ПВА, клеящий карандаш;
  • кисточка, карандаш, линейка, фломастеры.
  • бусинки: округлые, овальные бусинки от старых бус;
  • крышки большого размера от ёмкостей из-под шоколадной пасты, майонеза и т.д.

10. Список использованной литературы:

  1. Интернет-ресурс: http://stranamasterov.ru
  2. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству: обучение школьников технике аппликации и коллажа: методическое пособие. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002 г.
  3. Калмыкова Н.В., Максимова И.А. Макетирование из бумаги и кар тона. Учебное пособие.  М.: Книжный дом «Университет», 2000 г.
  4. Уроки детского творчества./ под ред. Г.Дюмина. М.: Внешсигма, АСТ, 2000 г.
  5. Белоусова Р.Ю., Понамарева О.А Теория и практика использования метода моделирования в системе экологического воспитания старших дошкольников. Методическое пособие./ Н. Новгород – 2007 г.
  6. Давыдова М.А., Агапова И.А. «Поделки из бумаги: оригами и другие игрушки из бумаги и картона», М.: ООО “ЛАДА”, 2008 г.
  7. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. /Н. Новгород, 2004 г.
  8. Серебрякова Т.А. Формирование познавательной активности у детей дошкольного возраста в общении со взрослым. /Н. Новгород: НГПУ, 2002 г.
  9. Социум как фактор экологического образования дошкольников: Материалы научно-практической конференции. – Н. Новгород, 2016 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План кружка "Волшебный узелок"

План кружка "Волшебный узелок"...

План кружка "Волшебная ромашка"

Формирование у ребёнка навыков правильного поведения в нестандартных: опасных ситуациях на дороге, в транспорте. дома....

Перспективный план кружка "Волшебные краски" 2 младшая группа

Сентябрь.№ Тема занятия Нетрадиционные техники Программное содержание Совместная деятельность1.«Разноцветный ковер»./Разработан/Рисование пальчиками.Познакомить с нетрадиционной техникой рисован...

Перспективный план кружка "Волшебные краски" средняя группа

Сентябрь.№ Тема занятия Нетрадиционные техники Программное содержание Совместная деятельность 1. «Краски на занятии и на отдыхе». (разработан) Рисование кистью, по-мокрому....

Перспективный план кружка "Волшебные краски" подготовительная группа

Сентябрь. № Тема занятия Нетрадиционные техники Программное содержание Совместная деятельность1.«Пейзаж у озера»./Г.Н. Давыдова,Нетрадиционные техники рисования в детском саду, ч. 1, стр. 37 – 4...

Перспективный план кружка волшебные пальчики для детей старшего и подготовительного возраста

Перспективный план кружка волшебные пальчики для детей старшего и подготовительного возраста...