Макетирование в экологической работе с детьми
статья по окружающему миру (старшая группа)

Баева Ираида Ильинична

В статье представлен практический материал по созданию  с детьми макетов , а также игры с макетами, направленные на формирование экологических представлений о природных зонах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pirogova_e.a._madou_detskiy_sad_no_450.docx92.03 КБ

Предварительный просмотр:

МАКЕТИРОВАНИЕ В ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Пирогова Елена Анатольевна

Россия, г. Нижний Новгород

e-mail:ryabinka-m@yandex.ru

Аннотация

В статье представлен материал по использованию макетов в экологической работе с дошкольниками: этапы создания макетов, подбор дидактического игрового материала по включению макетов в совместную образовательную деятельность с детьми.

Экологическое воспитание детей в дошкольном возрасте имеет большое значение как начальная ступень системы экологического образования.  Усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно именно в этом возрасте, т.к. ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними.

 Согласно требованиям Федеральных государственных стандартов дошкольного образования, предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала. Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность. Такими материалами являются макеты. Макетирование мы рассматриваем как экологически ориентированный вид деятельности, который способствует закреплению представлений о мире, позволяет трансформировать полученные знания в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя детское творчество [1].

Н.Н. Поддъяков и Л.Я Парамонова на результатах психологических и педагогических исследований разработали систему, направленную на обучение детей разным видам конструирования, включая и макетирование как средство построения собственной деятельности. Авторы рекомендуют находить возможности для «погружения» детей в удивительное царство природы [2].

Мы считаем, что макетная деятельность способствует воспитанию у детей стремления быть в гармонии с природой, которая его окружает, поддержанию и развитию положительной мотивации деятельности в природе, формированию познавательного интереса.

В процессе создания макетов и игр с ними, мы решаем следующие задачи:

  • Воспитание эмоциональной отзывчивости, желание оберегать и сохранять природу.
  • Закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме.
  • Развитие речи (развитие монологической и связной речи, активизация лексической речи, формирование навыков сочинительства).
  • Развитие общей и мелкой моторики рук.
  • Развитие логического мышления, памяти, внимания.
  • Развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе.

Макет- результат конструктивно-творческой деятельности, экологической деятельности и очень привлекательное игровое пространство. Период изготовления макета обладает самоценностью и сам по себе является процессом обучения. [3].

Работу по созданию макета ведём в три этапа:

1 этап - предварительная работа

  • Обогащение личного опыта детей (проводим беседы, рассматриваем картины, иллюстрации, используем интерактивный проектор для просмотра познавательных передач по теме, прогулки и экскурсии, читаем художественную литературу и т.д).
  • Подготовка и сбор материала для создания макета.

2 этап- изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом. В работу на данном этапе включаем элементы конструирования и художественно-изобразительного творчества в виде скульптурного моделирования из пластических материалов, формируем представления о природных и культурных ландшафтах, искусстве архитектуры. Персонажи, дополнительные элементы, антураж, которые являются неотъемлемой частью макета и позволяют превратить его в игровое пространство, изготавливаем в процессе совместной продуктивной деятельности с детьми из бумаги, картона, проволоки, пластилина, солёного теста, природного и бросового материалов. В процессе создания макета каждый ребёнок может выбрать наиболее привлекательный для него вид деятельности (конструирование, моделирование, лепку, аппликацию и т.д.). К работе по созданию макетов также приобщаем родителей воспитанников, эффективность образовательного процесса зависит от их непосредственного участия. Предложили родителям подобрать материал и изготовить макет в домашних условиях для участия в конкурсе «Лучший семейный макет».

3 этап – процесс развития и активизации игры с макетом.

На основе готовых макетов проводим экологические занятия, посвящённые ознакомлению детей с различными биоценозами. В нашей группе созданы макеты: «Антарктида» (рис.1), «Лес» (рис.2), «Горы», «Пустыня»(рис.3), «Австралия», «Мир насекомых», «Океан», «Мир динозавров» и др.

      Рис.1.-Макет Антарктида

                               

                          Рис.2.-Макет Лес                                                     Рис.3.-Макет Пустыня

 При планировании игр с макетами мы ставим следующие задачи  [4]:

  • На основании имеющегося макета с предметами (фигурки, макеты пространства, предметы, помогающие производить действия) придумать сюжет и развить его одному или с партнёрами.
  • Для игры с макетом подбирать предметы-заместители, обогащая предметную среду игры.
  • Совместно с детьми создавать предметную среду макетов, обогащая сюжет.
  • Придумывать новые сюжеты, объединяя несколько макетов, соединяя в сюжет реалистические и фантастические события.

В таблице ниже приведен  ряд интересных заданий, методов и приемов, которые можно использовать при  работе с макетами.

Таблица 1

        Методы и приёмы

 Содержание

Тематическая беседа «Уроки доброты»

«Что значит быть добрым?»

«Чем красив цветок»

«Гармония красок» (звуков)

«Чем удивительна лягушка?»

«Что рассказала тебе природа» и др.

Решение проблемных ситуаций  

-Персонаж одной климатической зоны (макета) оказался в другой климатической зоне? Что с ним случится? Как ему помочь?

- Из гнезда выпал птенец. Какие действия ты предпримешь?

-Как лучше расположить персонажей макета (например, травоядные животные и хищники)

-Из каких материалов лучше сделать тот или иной макет.

Задания – рассуждения

-Ягоды по одной собирать в лесу долго. Проще наломать ветки с ягодами. Можно ли так поступать?

-Дети принесли домой маленького и беспомощного зайчонка. Что ты скажешь им. Вырази своё отношение к их поступку. и т.д.

-Почему белого медведя занесли в Красную книгу?

Мозговой штурм

«Почему у ёлки зелёные иголки?»

«Почему волка называют санитаром леса?» и т.д.

- «Огонь- друг, огонь- враг»

- «Как помочь сломанному деревцу?»

- «Кто съел беличьи запасы?» и т.п.

- «Что сначала, что потом» (рост и развитие живых организмов)

- «Выбери правильно дорогу» (правила поведения в природе).

- «Кто лишний?» (Определение животного не той климатической зоны).

Дидактические игры

- «Кто где живёт?»

- «Летает, бегает, прыгает» (приспособление животных к среде обитания)

- «У кого какой дом?» (знание экосистем)

Наблюдения

-Сравнение  природы двух климатических зон (макетов)

-Сравнение  животных севера и пустыни (приспособленность животных к среде обитания)

Творческие задания к макетам

-Рисование  экологических знаков.

-Изготовление персонажей макета  из пластилина, бумаги, бросового материала.

-Сочинение  историй о персонажах макета (про пингвинёнка, который потерялся; про обезьянку, которая искала друзей и т.п.).

- Включение макетов в режиссёрскую игру.

Созданное игровое пространство постоянно пополняется  новым игровым материалом, используются предметы-заместители. Совместно с детьми придумываем рассказы и сказки, которые в дальнейшем служат игровыми сюжетами. Используемые нами макеты являются многофункциональными, являются средством вовлечения, которое формирует целостное представление детей о природе, способствует пониманию детьми взаимосвязей в природе и с природой, вызывает интерес и любовь к природе.

Библиографический список

1.Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. -М.,1995

2.Серебрякова Т.Л. Экологическое образование в дошкольном возрасте.- М., 2006

3.Каменева А.А. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детского сада.- М., 1983

4.Зебзеева В.О. О формах и методах экологического образования дошкольников //Дошкольное воспитание 1998,  №7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая работа с детьми в учебно-воспитательном процессе.

   Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются самые лучшие человеческие каче...

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Формы экологической работы с детьми -фото

Формы экологической работы с детьми - фото...

Прогулки-походы в природу в системе экологической работы с детьми старшего дошкольного возраста

Формой экологической работы с детьми, которая  позволит в полной мере и объеме обеспечить удовлетворе­ние всего спектра когнитивных, аффективных и поведенческих по­требностей ребенка являются про...

Роль дидактических игр в экологической работе с детьми четвёртого года жизни.

Анализ лиетратуры по экологическому воспитанию детей четвертого года жизни через дидактические игры...

"Игра в системе экологической работы с детьми дошкольного возраста"

Методическая разработка по игре в экологическом воспитании детей дошкольного возраста...

Моделирование – как метод экологической работы с детьми 5-6 лет

Моделирование – как метод экологической работы с детьми 5-6 лет...