Роль дидактических игр в экологической работе с детьми четвёртого года жизни.
статья на тему

Михайлова Светлана Владимировна

Анализ лиетратуры по экологическому воспитанию детей четвертого года жизни через дидактические игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_didakticheskih_igr_v_ekologicheskoy_rabote.docx25.36 КБ

Предварительный просмотр:

Роль дидактических игр в экологической работе
с детьми четвёртого года жизни.

    Широко известно философское изречение: практика – критерий истины. Кроме того, как установлено психолого-педагогическими исследованиями, ребёнок дошкольного возраста успешно развивается благодаря вовлечению его в процесс активной содержательно насыщенной деятельности, непосредственного взаимодействия с окружающей действительностью. Вместе с тем с позиций современной психолого-педагогической науки использование практических методов в системе работы с детьми дошкольного возраста рассматривается как введение в практику работы с детьми элементов развивающего обучения.

  Что же можно отнести к практическим методам экологического образования дошкольников?

  Если мы исходим из того, что ребёнок-дошкольник развивается в активной деятельности, то одним из важнейших практических методов экологического образования детей и её основных форм необходимо рассматривать игру.

  Игра – это наиболее эмоционально насыщенная деятельность, а положительный эмоциональный фон, как уже отмечалось, имеет для экологического развития дошкольников большое значение.

  Какова же роль игры в системе экологического образования дошкольников?

  В первую очередь необходимо говорить о влиянии игр на расширение диапазона знаний, представлений о мире природы. Играя, дети познают природное окружение, их знания об объектах, предметах, явлениях природы заметно расширяются и конкретизируются.

  Далее, игровая деятельность способствует развитию способностей ребёнка видеть эстетическую красоту и неповторимость природного окружения, учит любоваться её своеобразием.

  Игровая деятельность оказывает также влияние на развитие у детей гуманных чувств по отношению к природе и познавательного к ней отношения.

  Для успешного осуществления этой деятельности необходимо, чтобы во время экологических занятий с детьми использовались все виды игр дошкольников – как с готовым содержанием и правилами, так и требующие творческих подходов.

  Особое место и значение в системе экологического образования дошкольников занимают дидактические игры. Это игры, в которых процесс обучения детей осуществляется опосредованно, через различные элементы занимательного и одновременно познавательного материала, с которым взаимодействуют дети.  Дидактические игры – это игры с готовым содержанием и правилами. В процессе дидактической игры дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют, систематизируют имеющиеся у них представления о природе. Вместе с тем дидактическая игра оказывает влияние на развитие мыслительных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, сериация и пр.), развивает память и внимание. Нельзя не отметить и то, что дидактические игры способствуют становлению личностных качеств детей (способность играть вместе, договариваться в процессе игры и пр.).

  В процессе экологического образования дошкольников используются следующие виды дидактических игр:

  - предметные;

  - настольно-печатные;

  - словесные;

  - творческие.

  Предметные игры. Это игры с использованием различных предметов природы (листья, шишки, семена, камешки и т. д.). предметные игры рекомендуется использовать с целью уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах объектов природы. Предметные игры учат детей обследовать, развивают сенсорику ребёнка. Как пример предметных игр можно привести – «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «С чьей ветки детки» и т.д.

  Настольно-печатные игры. Это игры типа лото, домино, разрезных картинок («Ботаническое лото», «Ягоды и фрукты», «Грибы», и пр.). Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы. Большое влияние они оказывают на развитие логического

мышления дошкольников, развивают способность быстро, мобильно использовать имеющиеся знания в новой ситуации.

  Словесные игры. Это игры, не требующие никакого наглядного материала. Их содержанием являются устные вопросы относительно уже имеющихся у детей представлений о мире природы. Примером словесных игр могут быть ответы на различные вопросы: «Кто летает, кто бегает, а кто прыгает?», «Когда это бывает?», «Кто живёт в воде, кто летает в воздухе, кто живёт на земле?» и пр. Словесные игры проводятся с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений о мире природы. Они являются эффективным средством развития внимания, памяти, сообразительности дошкольников, хорошо развивают речь детей. данный вид игр не требует специальных условий, его можно организовать как в помещении, так и на прогулке.

  Дидактические игры необходимо использовать как системный компонент занятий по экологическому образованию. Как пример таких игр можно привести – «Узнай и назови», «Что есть у животных?», «Одуванчик», «Времена года», «Живое –неживое», «Помоги Медвежонку», «Оживи растение»,»Животные и растения родного края» и т.д.

  Однако для того, чтобы использование дидактических игр было эффективным, необходимо целенаправленно обучать детей.

  В младшем дошкольном возрасте на первом этапе воспитатель выступает активным участником игры. Проигрывая игру вместе с детьми, он сообщает одно правило. Правило это должно быть несложным. В процессе повторения игры сообщается дополнительное правило. На втором этапе воспитатель руководит игрой уже со стороны. Не являясь активным участником игры, тем не менее он направляет игру, следит за выполнением детьми правил, помогает им. На третьем этапе, когда игровые правила и действия хорошо усвоены, дети играют самостоятельно. Воспитатель только наблюдает за действиями детей со стороны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевых игр детей четвёртого года жизни»

Сюжетно — ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности педагога с детьми четвёртого года жизни по познавательному развитию «Путешествие в осенний лес».

Формирование элементарных математических представлений у детей четвёртого года жизни. С использованием развивающих игр В.В.Воскобовича и блоков Дьенеша....

Конспект досуга родителей с детьми четвёртого года жизни по социально-коммуникативному развитию на тему « Я дружу со светофором».

Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми.  Закрепление умения применять полученные знания в играх и повседневной жизни....

«Как использовать дидактические игры для формирования представлений о форме и величине у детей четвёртого года жизни?»

Уважаемые родители!Дидактическая игра – явление сложное, но очень интересное. Одним из элементов подобной игры является дидактическая задача. Вторым элементом является игровая задача, побуждающа...

Рабочая программа освоения детьми четвёртого года жизни основной образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности

Рабочая программа освоения детьми четвёртого года жизни основной образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности...

Система дидактических игр, направленных на формирование сенсорной культуры детей четвёртого года жизни.

Игры и упражнения, предлагаемые нами для детей четвёртого года жизни, рассчитаны главным образом на первоначальное ознакомление с шестью цветами спектра, пятью геометрическими формами, отношениями трё...