«Как использовать дидактические игры для формирования представлений о форме и величине у детей четвёртого года жизни?»
презентация к уроку по математике (средняя группа)

Кулебакина Юлия Николаевна

Уважаемые родители!

Дидактическая игра – явление сложное, но очень интересное. Одним из элементов подобной игры является дидактическая задача. Вторым элементом является игровая задача, побуждающая детей к игре. Третьим элементом игры являются правила. Они определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей. Четвертый элемент – игровые действия, поступки, которые совершает каждый участник игры для достижения результата. Они активизируют интерес к дидактической игре. Пятый элемент – результат, показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, и развитие умственной деятельности, взаимоотношений.

Какое же значение имеет дидактическая игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекаясь, дети не замечают, что познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Для детей четвёртого года жизни игра имеет исключительное значение – это способ познания окружающего мира.

В отличие от других видов деятельности дидактическая игра содержит цель в самой себе; посторонних и отдельных задач в игре ребенок не ставит и не решает. Однако, если для воспитанника цель – в самой игре, то для взрослого, который организовывает игру, есть и другая цель – развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности.

Дидактическая игра лишь отчасти отвечает требованиям полной системности знаний: иногда это – «взрыв удивления» детей от восприятия чего-то нового, неизведанного; иногда игра – это «поиск и открытие», и всегда игра – это радость, путь детей к мечте. Наполненность обучения эмоционально-познавательным содержанием – особенность дидактической игры.

При использовании дидактических игр для формирования представлений о форме и величине у детей четвёртого года жизни широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме. Вот некоторые примеры подобных дидактических игр:

1. Игры с предметами: «Собери пирамидку», «Собери матрешку», «Построй башенку» и т. п.

2. Игры для закрепления формы предмета: «Какой это формы?», «Круг, Квадрат», «Заплатки для коврика», «Заштопай штанишки» и т. п. В подобных играх дети учатся различать, группировать предметы по форме, вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.

3.  Игры для закрепления величины предмета: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше», «Угостим мишку» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.

Важно отметить, что каждая дидактическая игра дает упражнения полезные для умственного развития детей четвёртого года жизни и их воспитания. Благодаря подобным играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже самых несобранных детей четвёртого года жизни. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у младших дошкольников очень велика. Они помогают ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_femp_papka_peedvizhka.pptx361.44 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация для родителей «Возможности дидактических игр для развития представлений о форме и величине у детей четвёртого года жизни »

Слайд 2

«Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В. А. Сухомлинский. Уважаемые родители! Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. Игра для школьников – способ познания окружающего. Дидактическая игра – явление сложное, но очень интересное. Одним из элементов подобной игры является дидактическая задача. Вторым элементом является игровая задача, побуждающая детей к игре. Третьим элементом игры являются правила. Они определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей. Четвертый элемент – игровые действия, поступки, которые совершает каждый участник игры для достижения результата. Они активизируют интерес к дидактической игре. Пятый элемент – результат, показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, и развитие умственной деятельности, взаимоотношений.

Слайд 3

Каждая дидактическая игра, с целью закрепления у детей знаний о форме, величине, нахождении сходства и различия между предметами, может принести пользу только в том случае, если будет заранее продумана последовательность усложнения дидактической задачи и правил игры. Например, знакомя детей с формой, вначале предлагаем детям простую задачу, подобрать предметы одинаковой формы (круглой или треугольной) и сложить их в коробку. Выбирая из определенного количества разнообразных по форме фигур только фигуры указанной формы, ребенок, путем одинаковых, много раз повторяемых правил игры, закрепляет представление о форме. Второе задание в игре дается с усложнением – на другом материале подобрать для кукол мячи, соответствующие их величине (большой кукле – большой мяч), и т.п.

Слайд 4

При использовании дидактических игр для формирования представлений о форме и величине у детей четвёртого года жизни широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме. Вот некоторые примеры подобных дидактических игр: 1. Игры с предметами: «Собери пирамидку», «Собери матрешку», «Построй башенку» и т. п. 2. Игры для закрепления формы предмета: «Какой это формы?», «Круг, Квадрат», «Заплатки для коврика», «Заштопай штанишки» и т. п. В подобных играх дети учатся различать, группировать предметы по форме, вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия. 3. Игры для закрепления величины предмета: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше», «Угостим мишку» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.

Слайд 5

Мама делает много открытий о своем ребенке, что он знает, что не умеет, в чем больше преуспевает; сама же она незаметно для ребенка многому его обучает. Время проходит быстро, а самое главное, с большей пользой для обоих : мать видит, как развивается ее ребенок, а ему интересно играть с мамой. Он незаметно для себя учиться думать, говорить, общаться. Родителям необходимо внимательно изучать индивидуальные особенности своего ребенка, поскольку зная их родителям легче будет руководствоваться при организации игр. Дидактическая игра "Кто в домиках живет"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование представлений о труде взрослых у детей шестого года жизни через знакомство с профессиями. Проект "Все работы хороши"

Дети знакомятся с профессиями взрослых через проект "Все работы хороши ", что позволяет им усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, ин...

Обобщенный опыт работы по теме: "Формирования представлений о форме предметов у детей дошкольного возраста"

Представлен обобщенный опыт работы по "Формирования представлений о форме предметов у детей дошкольного возраста" в младшем, среднем, старшем дошкольном возрасте....

Проект по теме: «Формирование представлений о форме предметов у детей среднего возраста".

Ознакомление с геометрическими фигурами важно для общего математического и психического развития дошкольника. Это объясняется тем, что психологическая особенность детей дошкольного возраста — преоблад...

Домашняя игротека: игры на формирование представления о форме

Домашняя игротека: игры на формирование представления о форме...

Игры для формирования представлений об окружающем мире у детей

Игры для формирования представлений об окружающем мире у детей...

Дидактические игры для формирования представлений о форме

Дидактические игры для формирования представлений о форме...

Особенности формирования представлений о родном городе у детей пятого года жизни

Воспитание у детей патриотизма и любви к Отечеству требует комплексного подхода (Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова). Бессмысленно рассуждать о воспитании любви к Родине, если дети не владеют знаниями о н...