Главные вкладки

    Обобщенный опыт работы по теме: "Формирования представлений о форме предметов у детей дошкольного возраста"
    статья (подготовительная группа) по теме

    Представлен обобщенный опыт работы по "Формирования представлений о форме предметов у детей дошкольного возраста" в младшем, среднем, старшем дошкольном возрасте.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc58.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Приступая к систематическому изучению темы  « Формирования представлений о форме предметов у детей дошкольного возраста»

    необходимо понять причины значительно возросшей ответственности дошкольных учреждений за подготовку детей к успешному усвоению школьной программы по математике.

    Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения. Современное содержание  математического образования направленно главным образом на интеллектуальное развитие, формирование самостоятельности мышления. Данный аспект является главным в развитии личности ребенка, так как мышление влияет на воспитанность человека. Достаточная подготовленность к мыслительной деятельности снимает психологические нагрузки в учении, предупреждает неуспеваемость, сохраняет здоровье.

    «Программа воспитания в детском саду» предполагает формирование у детей дошкольного возраста понятие о форме.

    Форма – это один из отличительных признаков пространственных признаков любого предмета. Не выделив и не опознав  форму, ребенок не смог бы различить предметы окружающей действительности.

    Изучение данной  темы:   « Формирования представлений о форме предметов у детей дошкольного возраста» позволило сделать вывод о необходимости ознакомления дошкольников с геометрическими формами предметов для их сенсорного и интеллектуального развития, для совершенствования различных видов деятельности продуктивно-творческого характера (рисование, лепка, конструирование и др.) для последующего усвоения математического материала в школе.

    В начале своей работе с детьми использовала типовую программу В.А. Васильевой, не стала перегружать детей, исходя из профиля детского сада « с туберкулезной интоксикацией», так как дети ослабленные. Постепенно увеличивала объем программного материала и повышала степень его сложности. С детьми младшего возраста начинала  освоение формы предмета с простого манипулирования кубиками. Затем в четырехлетнем  возрасте, учились распознавать геометрические фигуры по цвету, форме, размеру, с тем  чтобы в последствии (в старшем возрасте)  дети могли правильно оперировать геометрическими понятиями,  классифицировать предметы по разным признакам.

    В старших группах  использовала программу «Детство» - это программа отличается от В.А. Васильевой более сложным абстрактным материалом.

    Одна из основных целей программы «Детство» развитие познавательных способностей у детей. Освоение представлений о форме предметов происходило в несколько этапов.

    На первом этапе развивала и совершенствовала умения детей классифицировать предметы на «абстрактном» дидактическом материале. Детям предлагала игры на классификацию предметов по заданным свойствам: цвету, форме, размеру: «Заполни аквариумы»,  «Бабочки», «Садовники».

    Результатом 1 этапа стало развитие у детей умения классифицировать абстрактный материал по разным свойствам зрительно и при помощи осязания, умения комментировать свои действия.

    На втором этапе совершенствовала умения детей классифицировать предметы на «жизненном» дидактическом материале. Дети классифицировали «жизненный» материал (рыбок, бабочек, цветы и т.д.).  Например, в игре «Садовники» давала материал,  который включал набор цветов, отличающихся окраской,  формой лепестков,  размером,  наличием серединки.  Давала задание

    рассадить на клумбы в соответствии с заданными свойствами.

    Результатом 2 этапа стало развитие у детей умения классифицировать по заданным свойствам (одному, двум, трем) на «жизненном» материале и отражать свои действия в речи.

    На 3 этапе развивала у детей умения подбирать и изготавливать дидактический материал, подлежащий классификации. На этом этапе предлагала придумать содержание дидактического материала и самостоятельно подбирать основание для классификации.  Предлагала изготовить игру «Построй дом». Данная методика позволила успешно развивать операцию классификации  у старших дошкольников,  способствовало познавательному развитию.

    Работая в средних, старших и подготовительных группах заинтересовала программа «2100» использовала в своей работе элементы Л. Г. Петерсон  «Игралочка».  Заданное в программе содержание и предлагаемые  к использованию методы и приемы, дидактические средства позволили  развить восприятие и мышление, внимание и память, самостоятельность и инициативность.

    Кроме того,  в практике своей работы использовала разработки Т.И. Ерофеевой, Л. Н. Павловой, В.П. Новиковой.

    Перспективным методом обучения дошкольников на современном этапе является моделирование: оно способствует усвоению специфических предметных действий, лежащих в основе понятия форма.

    Дети использовали модели (заместители) при воспроизведении такого же количества предметов, покупали в магазине шапок столько сколько кукол. Строили дом такой же высоты как образец. В ходе работы с детьми проводили элементарные опыты. Предлагала детям переливать воду из бутылочек разной величины в одинаковые сосуды, чтобы определить объем  воды и т.д.

    Необходимым и определяющим условием интеллектуального и духовного  развития ребенка, является организация самостоятельной поисковой деятельности.

    Поэтому я начала работу по формированию представлений о форме предметов детей  с создания в группе особой предметно-развивающей среды. Потому что первые сведения о геометрических фигурах дети получают  в играх.  С созданием в группе «сенсорной зоны», где был представлен весь сенсорный материал  (кубики и шарики разных размеров и цветов, пирамидки, мозаики,  игры с блоками Дьенеша, палочки Къюизенера, квадрат Воскобовича, нетрадиционные игры с пластиковыми крышками от бутылочек: «Сухой аквариум»,  «Наполни бутылочку», «Составь узор».

    При проведении «сенсорных игр» предоставляла детям самостоятельность в выборе пособия.  Показывала как обращаться с материалом в том случае, если ребенок выбрал его впервые и не знает, как им пользоваться. Если ребенок научился пользоваться материалом, предлагала ему придумать свою игру (творческие игры).

    В начале  учебного года, приступив к ежедневной работе с детьми второй младшей группы, установила уровень  сформированности знаний  детей о геометрических фигурах. Для этого была проведена индивидуальная диагностика. Обследование проводила в любые свободные отрезки времени: в утренние,  вечерние,  в дидактических и подвижных играх.

    Не все дети справились с заданием, многим требовалась помощь на протяжении всего выполнения задания. Выяснилось,  что многие дети не знают геометрические фигуры, испытывают трудности в определении  квадрата и треугольников. Часто дети затруднялись найти нужный предмет в окружающей обстановке только на основе зрительного анализа и справлялись с заданием после того, как мы вместе с ребенком полностью обследовали все предметы.

    Проводя первоначальное обследование детей, я сделала вывод, что с детьми необходимо провести работу по усвоению знаний о геометрических формах предметов.

    Эту работу начала с того, что внимательно изучила методическую литературу, посвященную разделу «Формирование представлений о форме». Такую как «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» под редакцией А.А. Столяра, « Дидактические игры-занятия в ДОУ «младший возраст» Е.Н. Пановой, «Учимся конструировать» Л.А. Ремезова, «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет»  Л.А. Венгер.

    Затем разработала «Перспективный план по формированию представлений о форме предметов у детей второй младшей группы».

    Познавательный материал старалась давать не в виде готовых заданий, а виде проблем, побуждающих к поиску «открытию». Так, например, ребенку предлагала прокатить два предмета через ворота. Дети самостоятельно приходили к выводу, что шар катится, потому что он круглый  без углов, а кубу мешают углы.  

    Использовала игры Л.А. Венгера и  Э.Г. Пилюгиной « Воспитание сенсорной культуры ребенка». Например: «Подбери по форме, цвету», «Что лежит в мешочке», «Геометрическое лото», Сложи узор», «Назови цвет и форму».

    В работе использовала дидактические игры с народными игрушками вкладыши (матрешки, кубы, пирамидки). Обращала внимание, что в большую матрешку можно поставить маленькую. В этих играх нужно учитывать принцип величины. С помощью этих игр дети упрощались в нанизывании, вкладывании, собирании целого из частей. Они получали практический, чувственный опыт различия величины, цвета, формы, учились обозначать эти качества словом.

              Дидактические игры использовались и как для  сообщения новых знаний «Одевание кукол», « Покажи, что больше и что меньше». « Три медведя»,          « Палочки в ряд», « Продолжи ряд», « Наоборот», « Чего не стало», « Узнай по описанию». Игры с блоками Дъенеша «Найди фигуры по форме», «Цепочка», Кто быстрее соберет блоки», «Заселим домики» и тд., игры палочками Къюизенера, предлагала детям игры с квадратом Воскобовича, кубиками Никитина.

              Научившись правильно действовать с сенсорным материалом, дети использовали в самостоятельных ролевых играх отражающих бытовые явления. Например, коробочки с запахами и вкусовые баночки были включены в оборудование «Аптеки»; цветовые (хроматические) таблицы использовались в играх «Поликлиника», «Таксопарк» для проверки зрения, « Кондитерская фабрика» - разнообразие форм конфет, « Магазин», « Детский сад».

              Предлагала дидактические игры основанные на сериационных рядах «Найди противоположное», « Найди одинаковое», «Разложи по порядку».

    В самостоятельных играх « Что изменилось», «Верно, неверно», где преднамеренно нарушала сериацию, предлагала детям обнаружить ошибку.

    Часто использовала кукольный персонаж, например: Незнайку, Петрушку, «Что перепутал Незнайка», «Помоги Незнайке найти ошибку», «Научи Незнайку расставлять цилиндры (кубики, геометрические фигуры и основания к ним).

     Проводила игры-упражнения не только индивидуально, но и небольшими группами: «Общая башня - игры с кубиками», «Радуга», «Солнце», игры с цветовыми табличками.

               Предоставляла для самостоятельных игр во всех возрастных группах деревянные конструкции, включающие геометрические формы. Дети с удовольствием сооружали здания, замки, города по образцам и по «условиям». Например в игре «Зоопарк» строителям нужно было построить такие помещения, что в них можно било бы уместить определенное количество животных.

               Использовала в своей работе «Конструктивные треугольники» вместе с детьми придумывали игровые ситуации «Чудесные превращения треугольника», «Загадочные превращения квадрата ( ромба, прямоугольника)», «Великий квадрат не имеет предела», - «Путешествие в мир оригами» .

               Знакомила детей с простейшими геометрическими фигурами на примере LEGO – конструктора и элементов цветной мозаики, где дети находили сходства и различия.

                Конструируя предмет, выкладывая на плате геометрические фигуры, повторяя предложенный алгоритм, дети самостоятельно учатся оперировать простейшими математическими понятиями быстрее осваивают сенсорные эталоны. Это прекрасный материал, который дает огромные возможности для поисковой экспериментально-исследовательской деятельности ребенка.

               Игры: «Какого цвета фигура», «Найди недостающую фигуру», «Светофор», «Красивая салфетка» и т.д. Л.И Тиханова «Математика в играх с LEGO – конструктором».        

               Только в игре качественно закрепляются знания полученные на занятиях.

               В предметно-развивающую зону вносила изменения и видоизменяла ее. В средней и старшей группе вносила игры с материалами Монтессори «Перекладывание бусинок», «Письмо на манке», «Волшебное превращение воды», « Разбирание гороха и фасоли», «Шершавый – гладкий».                        

               Отводила место зоне – экспериментирования, где оборудовали небольшую лабораторию. Прежде всего положили приборы - помощники - это  увеличительные стекла, микроскоп, часы, градусник, линейки, весы, компасы, пробирки, магниты, ситечки, резиновые груши. Кроме того, мы поместили и природный материал( камешки, песок, землю, шишки, ракушки). Предлагала игры с водой, знакомство с термометром, знакомили с физическими свойствами воды ( жесткость – пар – лед). Знакомила с растворимостью различных веществ путем фильтрации и отстаивании. Учили измерять объем, массу, температуру. Дети всегда с большим удовольствием занимались в зоне – экспериментирования. Играли в игры «Тонет – не тонет», «Магнитит – не магнитит». Сначала дети выясняли что «прицепляется» к магниту, а что не прицепляется, почему два магнита то прицепляются, то отталкиваются друг от друга.

              Вместе с детьми изготавливаем компас и т.д.

              Работая над изучением темы не ограничивалась только занятиями, а старались работать в контексте всех видах деятельности: игра, рисование, лепка, прогулки. Занятия старались проводить таким методом, что задания давала детям не в готовом виде, а чтобы дети сами находили ответ путем самостоятельного анализа, сопоставляя существенные признаки.

              В занятиях включала разнообразные приемы активизации умственной активности детей: фронтальная работа с демонстрационным материалом, самостоятельная поисковая работа детей с раздаточным материалом, постановка и разрешение проблемных ситуаций, включение сюрпризных моментов, выполнение нетрадиционных заданий и игровых упражнений.

    На этих занятиях дети рисовали, лепили, выполняли аппликации, работали с ножницами, линейкой, со счетными палочками, конструировали из бумаги, путешествовали с геометрическими фигурами в мир сказок «Воспитание сказкой» (разработки прилагаются). Таким образом старалась, чтобы была тесная связь и с другими разделами программы: развитие речи, рисование, лепка, конструирование, естествознание.

             Проводила занятия с использованием фланелеграфа в игровой форме с подгруппами из шести-восьми детей и индивидуально. Учила детей выкладывать фигуры, ориентироваться на плоскости, упражняла в симметричном расположении предметом или в чередовании их по цвету, форме, величине. Это работа была подготовительной для декоративного рисования и аппликации в последующих возрастных группах. Игры «Грибочек», «Домик».

             Первичное знакомство с игрой «Танграм» проходило на занятиях. Эта игра очень интересна детям своей занимательностью и поиском решения. Затем в свободное время дети с большим желанием использовали в самостоятельной деятельности.

            Процесс формирования знаний о геометрических представлений осуществляла не только на занятиях, но и в свободное время. Знакомила с математическими понятиями в обычной реальной жизни, чтобы ребенок видел, что математическое понятие описывает реальный мир, а не существует сам по себе.

            Вводя детей в мир математики, показала присутствие чисел, форм, в мире природы и культуры, старалась наполнить живыми ассоциациями. Знакомя детей с формой, добивалась не только запоминания названий геометрических фигур, но и давала представление о многообразии и красоте форм в природе и искусстве, видеть примеры симметрии в природе, линии, цвета. Например: при рассматривании  листьев, деревьев, овощей, явлений в живой и неживой природы.

             Во время индивидуальной работы использовала ситуацию одевания, прогулки, приготовления к обеду форма тарелки и бокала, салфетки.

             Спрашивала сколько пуговиц на рубашке, какой формы, цвета, какой шарф длиннее (шире).

             На занятиях и в самостоятельной деятельности детей проводила подвижные игры математического содержания: «Медведь и пчелы», «Воробушки и автомобиль», «Ручейки», «Найди свой домик», «В лес за дерево». Дети с большим интересом принимали участие в составлении математических сказок, загадок. Это помогало ребенку проявлять свою любознательность, смекалку, учить детей рассуждать логически и мыслить.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы по формированию элементарных навыков чтения и письма у детей дошкольного возраста с ОНР

    Опыт работы по формированию элементарных навыков чтения и письма у детей с ОНР. Конспекты фронтальных логопедических занятий для детей подготовительного к школе возраста с ОНР.Темы: "Ударный слог";"Уд...

    Обобщенный педагогический опыт работы воспитателя Матвеевой Светланы Анатольевны "Формирование творческого воображения у детей дошкольного возраста с ОНР в дидактических играх"

    Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходи-мость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать  новые жизненные...

    Проект по теме: «Формирование представлений о форме предметов у детей среднего возраста".

    Ознакомление с геометрическими фигурами важно для общего математического и психического развития дошкольника. Это объясняется тем, что психологическая особенность детей дошкольного возраста — преоблад...

    Консультация для родителей на тему: "Формирование представлений о нормах морали у детей дошкольного возраста".

    Развитие ребенка дошкольного возраста во многом зависит от социального окружения. Воспитание и развитие - способы передачи этических норм старшего поколения младшему. На развитие у ребенка представлен...

    Обобщенный опыт работы по теме "Формирование мелкой моторики посредством продуктивной творческой деятельности детей"

    Идея опыта: «Развивать мелкую моторику детей используя техники пластилинографии, оригами, изонити»....

    Презентация по теме: "Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста"

    laquo;Формирование у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью»Детский сад и семья призваны в дошкольном детстве заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы.В...

    Анкета для педагогов ДОУ по проблеме формирования представлений о правильном питании у детей дошкольного возраста

    Анкетирование педагоговЦель – анализ и обобщение опыта работы педагогов по  формированию представлений о правильном питании у детей старшего дошкольного возраста и организации сотрудничеств...