Опыт работы на тему :«Формирование нравственных представлений у детей раннего дошкольного возраста на материале волшебной сказки»
методическая разработка (младшая группа)

Опыт работы. Ведущая педагогическая идея опыта заключается в разработке комплекса занятий, направленных на формирование у детей раннего дошкольного возраста нравственных представлений на материале волшебной сказки.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

«Алексеевского городского округа»

«Формирование нравственных представлений

 у детей раннего дошкольного возраста на

 материале волшебной сказки»

    Автор опыта:

     Коршикова Любовь Викторовна

    воспитатель

    муниципального бюджетного

    дошкольного образовательного

    учреждения «Детский сад

    комбинированного вида №2»            

    Алексеевского городского округа

г. Алексеевка 2019 год



Предварительный просмотр:

Коршикова Любовь Викторовна

Содержание:

 

  1.  Информация об опыте ………………………………………….с. 3

  1.  Технология опыта ………………………………………………с. 10

  1.   Результативность опыта ………………………………………..с. 14

 Библиографический список……………………………………. с. 15

      Приложение к опыту……………………………….…………..с. 16

Раздел  I

Информация об опыте

Условия возникновения и становления опыта

Более 7 лет автор опыта занимается педагогической деятельностью. В настоящее время свою деятельность осуществляет в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида №2» Алексеевского городского округа находящемся по адресу: Белгородская область, Алексеевский район, город Алексеевка, 2 переулок К. Маркса, 4. В детском саду функционирует 14 групп, с общим охватом 336 детей. Комплектование групп обусловлено возрастом и индивидуальными особенностями детей.

В условиях перехода на новые ФГОС дошкольного образования, определены и основные задачи духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста: формирование начал патриотизма и гражданственности; формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе; формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа; уважение к своей нации; понимание своих национальных особенностей; формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа; уважение к представителям других национальностей; формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений; воспитание уважительного отношения к труду

Но в процессе наблюдения за поведением детей, за особенностями взаимоотношений детей в детском саду: на занятиях, в свободной игровой деятельности, на прогулке, в трудовой деятельности и т.д., было замечено, что дети ведут себя не корректно в отношении других детей, часто дерутся, не делятся игрушками, кричат друг на друга и обзываются. Так же не соблюдают правила поведения в группе, на занятиях, не проявляют уважения к окружающим.    

Даная проблема вызывает интерес. Для более подробного ее изучения необходима диагностика. С этой целью было выделено несколько критериев, по которым можно было определить уровень сформированности нравственных качеств у детей раннего дошкольного возраста (исходя из рекомендаций по программе мониторинга с учетом примерной образовательной         программы «Детство») (Приложение №1):

- отношение к взрослым с добротой и заботой;

- доброжелательные взаимоотношения со сверстниками;

- употребление в речи вежливых слов;

- отрицательное отношение к грубости, жадности;

- оказание помощь другим детям, умение радоваться чужим успехам.

В исследовании участвовали 28 детей с письменного разрешения родителей.

В ходе мониторинга выяснилось, что большинство детей имеют низкий уровень нравственных качеств (28 детей), средний уровень у 4 детей. Детей с высоким уровнем развития нравственных качеств не выявлено.  

Результаты диагностики подтвердили наличие проблемы и определили направление работы, поскольку проблему духовно-нравственного развития необходимо решать уже в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте происходит накопление социального опыта ребенка, происходит первичная ориентация всей будущей жизни. Это воспитание его отношений с миром, с другими людьми, с самим собой, посредством одухотворения и гармонизации этих отношений.

В качестве средства воспитательного воздействия была выбрана сказка, как один из жанров устного народного творчества.

Актуальность опыта

Нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого необходимо сформировать человека с прочными идейными убеждениями, высокой моралью, культурой труда и поведения. Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды.

Социальные условия определяют содержание и направление воспитания, поэтому так важно выявить потенциальные возможности общественного окружения в процессе нравственного становления личности. Содержание нравственного воспитания объективно задано требованиями нашего общественного строя, это своего рода социальный заказ общества всем институтам воспитания: детскому саду, школе и прочим.

Общественная жизнь, явления, в ней происходящие, постоянно корректируют содержание нравственного воспитания. Именно поэтому конкретная разработка его всегда будет оставаться актуальной проблемой педагогики.

Содержание нравственного воспитания представляет собой свод этических норм, которые являются моральным кодексом и своеобразной энциклопедией педагогических знаний. Народ всегда прославлял такие нравственные качества как: преданность Родине; любовь к своему народу; героизм; скромность; доброта;  вежливость; правдивость; дружелюбие и др.

Значимость нравственного воспитания обоснована введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в котором одной из ведущих задач является объединение обучения и воспитания в целостную образовательную деятельность на основе духовно-нравственного развития и воспитания, учитывающего принятие дошкольниками моральных норм, нравственных установок и национальных ценностей.

Для того чтобы содержание воспитания было не только воспринято, но и принято ребенком, необходимы адекватные методы, средства, педагогические пути.

Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому, знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

Народные сказки содержат своеобразную программу нравственного воспитания. Наряду с поговорками и пословицами народные сказки являются важнейшим средством нравственного воспитания детей. Формируя у детей первые нравственные представления, воспитатель стремиться привить детям чувство прекрасного, ведь, понятия этики и эстетики в педагогическом процессе тесно взаимосвязаны.

Действительно, нельзя научить ребенка правде, добру, без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в природе и людях.

Роль сказки в современном мире заметно изменилась. Во многом этому способствуют современные книги и мультфильмы с упрощенным стилем, искажающим первоначальный смысл сказки, превращающим сказочное действие из нравственно-поучительного в развлекательное. Так же современные родители, в силу своей занятности не уделяют должного внимания чтению русских народных сказок, все чаще предлагают детям мультфильмы, гаджеты. Отсюда вытекает противоречие: огромное значение сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста и не достаточным использованием сказки и их потенциала в воспитании детей раннего дошкольного возраста, превращение сказки из нравственно-поучительной в развлекательную.

Актуальность проблемы определила выбор темы опыта: «Формирование нравственных представлений у детей раннего дошкольного возраста на материале волшебной сказки».

Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в разработке комплекса занятий, направленных на формирование у детей раннего дошкольного возраста нравственных представлений на материале волшебной сказки.

Длительность работы над опытом

Работа над опытом охватывает период с 2016 г. по 2019 г.

Ι этап: начальный - сентябрь. Данный этап характеризуется выявлением проблем, возникновением идеи опыта, определением целей, задач и выбор методов и средств их решения, отбор и анализ литературы по проблеме исследования, сбор информации, диагностика.

ΙΙ этап: основной (практический) октябрь - апрель – разработка на материале волшебной сказки комплекса занятий, направленный на формирование у дошкольников нравственных представлений, и апробация  в опытно-поисковой работе.

ΙΙΙ этап: заключительный (обобщающий) май - предусматривал систематизацию накопленного материала, обобщение и распространение опыта работы.

Диапазоном опыта

Диапазоном опыта является единая система «организованная образовательная деятельность + взаимодействие  взрослых и детей».

Педагогический опыт включает систему работы по организации занятий с младшими дошкольниками  на материале волшебной сказки.

Возможность внедрения данного опыта повышает эффективность работы дошкольного учреждения и представляет интересную область поиска для любого педагога.

Теоретическая база опыта

Проблема духовности и нравственности активно разрабатывается в философской и психологической литературе. Исследования духовности у детей дошкольного возраста тесно взаимосвязаны с исследованиями в области нравственного воспитания личности (Л.И. Божович, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Т.А. Репина, А.А. Рояк), а также с изучением взаимоотношений детей дошкольного возраста (Л.В. Артемова, В.С. Мухина, Е.О. Смирнова). Основываясь на исследованиях Рубинштейна Л.С., духовность трактуем как внутренний мир личности, а нравственность - как следование нормам поведения, принятым в обществе [9, 41].

Под духовно-нравственным развитием будем понимать осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом [3, 28].

Задачи духовно-нравственного развития детей связаны с развитием добродетелей, база которых заложена в дошкольном возрасте. Сюда следует отнести: опрятность, почтительность, любовь, правдивость,  благотворительность, молчание, терпение, скромность и др.

Проблему духовно-нравственного развития необходимо решать уже в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте происходит накопление социального опыта ребенка, происходит первичная ориентация всей будущей жизни.

Сфера нравственных представлений включает в себя знания о нормах и правилах поведения в социуме, о моральных качествах человека, имеющих особую ценность. В ходе освоения нравственных представлений дошкольник наиболее полно осмысляет содержание поступков, получает возможность понять необходимость выполнения норм и требований, что помогает сформировать нравственные оценки и мотивы его поведения [1, 43].

Сказка - одно из действенных средств нравственного воспитания дошкольников. Многочисленные ученые-педагоги минувшего и нашего времени указывали на ту значимую роль, которую играет сказка в нравственном формировании личности дошкольника. Согласно их взгляду, все самое ценное, отшлифованное на протяжении множества веков, может и должно быть использовано в образовательно-воспитательной работе детских садов. Сказка демонстрирует жизнь человека в обществе, особенности взаимоотношений между людьми. Передача нравственного поведения в них происходит через действия реальных героев, поведение которых значимо для ребенка. Волшебные сказки являются самым популярным и самым любимым детьми жанром художественной литературы.

Волшебные сказки до сих пор не имеют устоявшегося определения. Каждый исследователь этого вида сказок вводит свои признаки для их вычленения из сказочного массива.

В.П. Аникин считает основным признаком волшебной сказки наличие чудесного действия. Там встречаются страшные чудовища, чудесные предметы, происходят чудесные события, т.е. чудесный вымысел лежит в основе этого вида сказки. Природа вымысла в волшебных сказках, по мнению В.П. Аникина, связана с магическими понятиями и представлениями древнего человека. Магической силой в сказках наделены различные предметы, магией могут обладать слова, действия [2, 54].

В.Я. Пропп указал на закономерности для выделения волшебной сказки в ее поэтике: отличительным признаком волшебных сказок является их единообразие композиции [4, 64].

П.П. Бажов заметил, что волшебство в сказках, связано с народными наблюдениями над окружающим миром. По его мнению, отсутствие знаний о конкретном реальном явлении делает его в восприятии человека сказочным, необычным, не всякому доступным [6, 59].

Волшебные сказки имеют более сложную структуру, нежели другие виды. Но из-за точного следования данной структуре, сказки весьма схожи. В сказках всегда единый набор персонажей, между которыми распределены типичные роли. Но это не делает их менее увлекательными. Волшебство сказки достигается несколькими путями. Зачастую включаются вспомогательные магические предметы: меч – кладенец, путеводный клубок, скатерть-самобранка. В некоторых случаях определенные предметы играют ключевую роль: живая вода, яблоки молодости, ковер – самолет. На них построена завязка всего сюжета. Как правило, волшебные предметы попадают к главному герою за его хороший поступок, проявленное сострадание. Дарителями выступают как люди, так и животные, рыбы, птицы. Дополнительную магическую атмосферу сказки создает персонаж – антагонист, противоборствующий герою.

Система моральных ценностей, отраженных в волшебной сказке, воплощена в образах героев. Так как сюжет любой сказки построен на противопоставлении, конфликте, борьбе положительного и отрицательного начала, то существует и деление героев на «отрицательных» и «положительных», причем суть персонажа ясна с самого начала повествования. Персонаж волшебной сказки - всегда носитель определённых моральных качеств. Эти качества постоянны на протяжении всей сказки, положительные герои всегда положительны, отрицательные всегда отрицательны. Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сравнивая с идеалом собственные действия и поступки.  Идеал, приобретенный в детстве, в значительной мере определит его как личность [9, 43].

Волшебная сказка — это не только магические предметы и действия, это прежде всего магия слова. Волшебная сказка с ее стойкой композицией приучает ребенка мыслить логически: события в ней разворачиваются в строгой последовательности. Сказка захватывает динамикой сюжета. Чем ближе конец, тем острее и напряженнее становятся взаимоотношения персонажей.

Анализ нравственной проблематики сказки показывает, что она как жанр не только отражает и сохраняет в истории черты времени своего создания. Волшебная сказка является жанром, хранящим вечные ценности, такие, как добро, любовь, красота, преданность, и в этом ее непреходящий смысл.

Способами ознакомления детей с волшебными сказками может быть непосредственное чтение, театрализация сказок, и другие средства наглядности, организованные диалоги различной степени сложности. Можно использовать совместные игры с детьми на основе сказок, совместное рассматривание сказочных сборников, иллюстраций и картин к волшебным сказкам, ежедневное чтение сказок разнообразной тематики.

Маленьких детей, как правело, привлекает мир животных, поэтому им очень нравится сказки, в которых действуют звери и птицы. В сказке животные приобретают человеческие черты – думают, действуют, говорят. По существу, такие образы несут ребёнку знание о мире людей, а не о животных. В этом виде сказок обычно нет отчётливого разделения персонажей на положительных и отрицательных.

Таким образом, волшебная сказка является видом устного повествования с фантастическим вымыслом, наличием чудесного действия, формы которого исторически складывались в первоначальной связи с  мифологией и в художественно преображенном виде сделались неотделимым свойством этой фольклорной прозы.

Влияние волшебных сказок на нравственное развитие детей и формирования у них нравственных представлений заключается в том, что формирование гуманных чувств и социальных эмоций и последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному происходит в процессе дифференциации представлений о добре и зле.

Сопоставляя действия персонажей, их поступки, дети на примерах учатся эмоционально-чувственно осознать нравственных норм и ценности. Так, минуя рассудок (сознание), на рефлекторном уровне формируется система нравственных представлений и базовых ценностных ориентаций ребёнка. По мере взросления она подкрепляется работой разума, рефлексией [4, 46].

Новизна опыта

 Новизна опыта заключается в  разработке комплекса занятий, направленный на формирование нравственных представлений у детей раннего дошкольного возраста посредством сказки.

В комплекс занятий включено чтение, рассказывание сказок, театрализованные представления разных видов, и беседы по сказкам.

А также обогащена методическая копилка для родителей и педагогов-практиков.

Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта

Данный опыт может быть реализован как в различных типах дошкольных образовательных организациях, так и в организациях дополнительного образования, временных летних детских коллективах.

Успешность процесса формирование нравственных качеств у дошкольников посредством использования сказок зависит от:

- использования тщательно отобранных народных сказок в соответствии с возрастом детей;

- интеграция различных видов детской деятельности;

- методически грамотного сопровождения включения материалов волшебных сказок в процесс нравственного воспитания дошкольников.

Раздел II

Технология описания опыта

Цель: формирование нравственных качеств у детей раннего дошкольного возраста посредством приобщения их к русским народным сказкам.

Задачи: 

1. Создать условия для приобщения детей раннего дошкольного возраста к русским народным сказкам.

2. Формировать элементарные представления о том, что хорошо, что плохо, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.

3. Формировать доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем, учить жить дружно, вместе пользоваться игрушками, книгами, помогать друг другу.

4. Приучать детей к вежливости (учить здороваться, прощаться, благодарить за помощь).

5. Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым.

6. Учить испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок, извиняться перед сверстником за причиненную обиду.

7. Способствовать формированию личностного отношения ребенка к соблюдению (и нарушению) моральных норм.

8. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.

9. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в формировании нравственных качеств у детей дошкольного возраста.

В работе педагог руководствовался следующими принципами:

Принцип системности и организованности. Занятия и игры проводятся по намеченному плану и преследуют определённую цель, постепенно усложняются по мере освоения материала, ежедневно повторяются.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей.Число детей, участвующих в занятиях, зависит от целей. Занятия, где ведущая деятельность принадлежит зрительному и слуховому восприятию, проводим со всей возрастной группой. С некоторыми детьми проводим индивидуальные занятия, которые позволяют формировать необходимые умения: сохранять сосредоточенность и активность, выполнять определённые действия, слушать разъяснения взрослого, повторять движения.

Принцип координации деятельности педагогов. Осуществляем взаимодействие со специалистами ДОУ. Музыкальный руководитель в содержание отдельных занятий включает такие темы, как «сказка» и т.д.

Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи. Работа с родителями построена таким образом, что они могут не только продолжать беседы с ребенком на предложенные педагогами темы, но и выступать активными участниками педагогического процесса.

Организация учебно-воспитательного процесса

Первоначально была организована развивающая предметно-пространственная среда в группе в соответствии с подобранными сказками для детей младшего дошкольного возраста.

С помощью родителей был создан книжный и театральный уголок. В последствие работы театральный уголок пополнился  настольными театрами, масками, пальчиковыми и кукольными театрами, театром на магнитной доске.

В начале своей работы, были подобраны сказки, которые соответствуют возрасту (Приложение №3).

Сделана подборка игрушек по сюжетам волшебных сказок.

Далее происходило знакомство детей с русскими народными сказками.

Было замечено, что маленьким детям легче воспринимать рассказ, чем чтение, поэтому акцент был сделан больше на рассказывании и обыгрывании сказки. Обычно сказка детям рассказывалась много раз с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки, это не надоедало им, а с каждым разом они проявляли большой интерес к ней и вместе с детьми рассказывали, эмоционально передавая слова, песни, движения героев сказки. Обеспечивалась активность детей во время слушания:

- предлагалось выполнить имитационные движения (дети показывали, какая большая-пребольшая репка, как её тянут – потянут и т. д.);

- детей просили показать эмоциональное состояние героев сказки, использовала разнообразные наглядные пособия (показ картинок на магнитной доске, показ игрушек – героев сказки).

При рассказывании сказки дети активно принимали участие, называли героев сказки, подражали, сопереживали им, заинтересованно отвечали на вопросы, были увлечены происходящим. Например, Ответы детей: «Мышка пищит вот так: пи - пи - пи – пи»; «Пришел медведь и весь теремок сломал»; «Они все вместе построили новый теремок».

Если происходило чтение сказки, то необходимо было максимально выразительно читать, меняя интонацию голоса. Дети слушали с интересом, внимательно, переживали за героев сказки. Во время чтения книг детей учили аккуратности и бережному обращению с книгой.

Беседа по содержанию позволяет детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки. Так, дети давали свои оценки поступкам героев («Волк жадный», «А мне понравился Колобок») спорили по поводу поступков героев. После прочтение многие согласились, что надо делится и помогать другу.

Работа строилась таким образом, чтобы дети восприняли сказку, как задачу для себя: например, искали решение вместе с главным героем и анализировали взаимоотношения персонажей.

Во время рассказывания многих сказок применялся настольный театр. Так, при рассказывании сказки «Заюшкина избушка», целью являлось: знакомство детей с русской народной сказкой; учить внимательно, слушать сказку до конца, и следить за развитием сюжета; совершенствовать умение детей понимать вопросы, отвечать на них; вести простейший диалог со сверстниками; воспитывать стремление помочь ближнему. При рассказывании сказки дети называли положительных и отрицательных героев («Мне жалко зайчика», «А лиса хитрая»), сопереживали им, подражали, были увлечены происходящим, во время беседы заинтересованно отвечали на задаваемые вопросы.

Для работы с детьми использовались этюды, которые служили основой для создания множества вариантов на заданную тему. В ходе подготовки к этюдам вспоминали сказки, в которых герои обладают теми или иными качествами личности, или обсуждали и проигрывали ситуацию, произошедшую в группе. Они служили основой для моделирования переживаний героев сказки. Например, на занятиях по сказкам «Заюшкина избушка», «Волк и козлята» детям предлагалось изобразить героев, показать их характер с помощью мимики, движений. При изображении отрицательного качества проигрывали ту же ситуацию, но чтобы в ней была показана модель желательного поведения, а возможно, и несколько его вариантов, предложенных разными детьми. Необходимо обращать внимание на то, чтобы дети, имеющие склонность проявить жадность, эгоизм и т.д., проигрывали положительные варианты.

После проигрывания этюда происходило обсуждение его с детьми, задавались следующие вопросы: - Что ты чувствовал, когда тебе не помогли (не поделились, соврали и т.д.)? А потом, когда помогли? - Что ты чувствовал, когда жадничал (обманывал и т.д.)? А когда поделился? И т.д.

На закрепление знаний совместно рассматривали картинки, когда дети, глядя на иллюстрации, пересказывали сюжет сказок, задавала наводящие вопросы, на которые они отвечали, играли в дидактические игры такие как: «Собери и расскажи сказку», «Чья песенка», «Назови сказку» и т.п. Так, в ходе работы была собрана картотека дидактических игр по русским народным сказкам.

Регулярно проводились  беседы с детьми на темы: «Вежливость», «Что такое доброта», «Поговорим о доброте», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Зачем говорят – здравствуй», которые побуждают детей проявлять заботу о людях, быть внимательными, чуткими.

При повторении сказок акцент делался на обучении детей элементам драматизации. К концу младшего дошкольного возраста дети разыгрывали несложные представления по сказкам, а большую роль в подготовке детей играли родители, они разучивали роли с детьми, готовили костюмы. Это доставляло малышам огромную радость, несмотря на то, что охотно взяв на себя ту или иную роль, ребенок не редко забывал ее, не всегда согласовал свои действия с действиями партнера. Данная форма работы позволяет узнать, как дети поняли суть сказки, способствует не только развитию симпатии к героям, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

Выставки детских работ, такие как: «Мой любимый сказочный герой», «Моя любимая сказка» - помогают определить, поступки героев, каких сказок дети запомнили.

Использование материалов волшебных сказок в занятиях имеет свои неоспоримые преимущества, поскольку сказка является по своей сути игровым методом и игровой формой обучения. Сказка использовалась во многих видах непосредственной образовательной деятельности детей. Например, в процессе интегрированных занятий  «Поможем Петушку» и «Друзья приходят на помощь» использовались фрагменты из русских народных сказок, имеющие ярко выраженный нравственный смысл, способствующий формированию в сознании детей определенных норм и правил.

Реализуя направления «Социально-личностное развитие и «Познавательно-речевое развитие» дети знакомились с Конвенцией о правах ребенка. Так, герои сказки «Волк и семеро козлят» проиллюстрировали право на жизнь, свободу и благополучие. Таким образом, использование материалов волшебной сказки несет в себе не только воспитательную, но и обучающую функцию.

Знакомство со сказкой заканчивается продуктивной деятельностью: лепка персонажей сказки, построение нового дома для зверей, раскрашивание иллюстраций к сказкам и т.д.

Методы и приемы

Для реализации поставленных задач использовались различные формы работы с детьми и родителями.

Формы работы с детьми: совместная деятельность педагога и детей.

Формы работы с родителями: консультации, папки-передвижки, беседы, родительские собрания, совместное пополнение развивающей предметно-пространственной среды, мастер-классы.

Методы и приемы:

1. Словесные (чтение, обсуждение, рассказывание, разъяснение, объяснение, пояснение, вопросы, беседы).

2. Наглядные (иллюстрации, показ различных видов театра).

3. Практические (игровые действия, драматизация, инсценировка, дидактические игры).

Осуществление деятельности происходила посредством групповых и индивидуальных форм работы с детьми и родителями.

Раздел III

Результативность опыта

Эффективность работы формирование нравственных представлений у детей раннего дошкольного возраста на материале волшебной сказки, измерялась мониторингом на заключительном этапе реализации опыта.

Результаты оказались следующими (таблица 1).

   Таблица 1.

Результаты мониторинга детей раннего дошкольного возраста

за три года

Уровень развития

2016- 2017

2017-2018

2018-2019

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

Высокий

0

24 (86%)

2 (7%)

28 (100%)

1 (4%)

28 (100%)

Средний

4 (14%)

4 (14%)

6  (21%)

0

7 (25%)

0

Низкий

24 (86%)

0

20 (72%)

0

20 (71%)

0

Из таблицы видно, что имеется устойчивая положительная динамика на протяжении трех лет.

В ходе целенаправленного и системного использования материалов волшебной сказки у детей раннего дошкольного возраста заметно возросли положительные эмоции, желание быть в чем-то похожими на полюбившего героя, повысился интерес к слушанию книг, обсуждению прочитанного. Дети научились различать «что такое хорошо и что такое плохо» во взаимоотношениях и поступках людей.

В результате проделанной работы дети стали добрее, отзывчивее, внимательнее к окружающим. Все это является решающим фактором, обеспечивающим нравственное развитие дошкольников.

В ходе работы активно привлекались родителей. После реализации части работы: объяснения родителям огромной роли сказки в жизни ребенка и воспитания нравственных качеств, эмоциональном интересе детей, родители стали более отзывчивы к домашним заданиям, к консультациям. И в итоге это привело к повышению уровня показателей.

Благодаря этой работе удалось реализовать план взаимодействия с родителями (Приложение №4), план работы с детьми (Приложение №3), наладить тесный контакт с ними. Создать в группе более доброжелательную и комфортную обстановку. Достичь повышения уровня показателей формирования нравственных качеств с применением сказки.

Результатами проведенной работы поделилась с коллегами на педагогическом совете. Встал вопрос о продолжении работы над темой, о разработке и реализации проекта, который позволит продолжить работу над формированием нравственные качества детей на материале волшебных сказок для следующих возрастных групп.

Библиографический список

1. Аникин В.П. Русские народные сказки [Текст] /В.П. Аникин. - М.: Детская литература, 2002. - 208 с.

2. Богданова О.С. О нравственном воспитании детей [Текст] /О.С. Богданова, Л.И. Катаева. - М.: Просвещение, 2013. - 213 с.

3. Бунятова А.Р. Роль сказки в формировании духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста [Текст] /А.Р. Бунятова // Успехи современного естествознания. - 2010. - № 6. - С. 85-88.

4. Гайнутдинова Н. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольника средствами сказки (методические рекомендации) [Электронный ресурс]. URL: http://pandia.ru/text/78/601/5041.php (Дата обращения 24.08.2017).

5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Сказкотерапия [Текст] / Т.Д. ЗинкевичЕвстигнеева. - Екатеринбург: Издательство «Литур», 2011. - 50 с.

6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России // Городской методический центр URL: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoeobrazovanie/fgos/kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniyalichnosti-grazhdanina-rossii.html (дата обращения: 12.12.2016).

7. Литвинова М.Ф .Русские народные подвижные игры / М.Ф. Литвинова. - М., Изд.центр Академия, 2002. – 208 с.

8. Шаманская Л.Н., Козина Л.Ю. Путешествие по сказкам: нравственное развитие дошкольников / Л.Н. Шаманская, Л.Ю. Козина. — М.: ТЦ Сфера, 2010. - 213 с.

9. Шорохова О.А. Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников / О.А. Шорохова. - М.: ТЦ Сфера, 2006. – 208 с.

10. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста /Л.Б. Фесюкова. – М.: Фолио, АСТ,2000. – 200 с.

11. Ятченко, В. Сказка как средство формирования нравственных представлений у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. URL: http://www.maam.ru/detskijsad/formirovanie-nravstvenyh-kachestv-cherezskazku.html (дата обращения: 23.08.2017).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей "Воспитание патриотизма у детей старшего возраста через труд железнодорожника"...

Опыт работы на тему: "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность"

В статье представлен опыт работы по развитию детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность. Особое внимание уделяется способам и методам работы педагога с детьми по данной т...

Опыт работы по теме: « Развитие творческой личности детей старшего дошкольного возраста, через игры экологического содержания».

Опыт работы по теме:« Развитие творческой личности детей старшего дошкольного возраста,через игры экологического содержания».Содержание:Цель экологического содержания.Игровые приемы, проведение игр в ...

Опыт работы на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных материалов в процессе ручного труда"

Опыт разработан и посвящен решению проблемы, направленной на изучение вопроса художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности, как на специальных за...

Опыт работы по теме "Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в процессе формирования культурно-гигиенических навыков""

Представление опыта работыТема: «Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в процессе формирования культурно-гигиенических навыков»....

Опыт работы по теме: «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в «изо-сказке»

«В младшем возрасте ребенок учится мыслить, учась говорить, но также совершенствовать свою речь, учась мыслить».Е.И. Тихеева Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения,...

Педагогический опыт работы по теме: Формирование экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края посредством дидактических игр.

С самого раннего возраста ребенка знакомят с природой, воспитывают у него любовь к родному краю. Знакомство это начинается с малого: с места, где живет ребенок, с того, что его окружает. Но мало показ...