Опыт работы по теме "Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста"
классный час по окружающему миру (старшая группа) по теме

Павлова Гульнара Разифовна
Консультация для воспитателей "Воспитание патриотизма у детей старшего возраста через труд железнодорожника"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons.docx354.14 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад является первой важной ступенью подготовки будущих железнодорожников, несмотря на то, что многим кажется странным такое раннее решение проблемы профориентации. Я осуществляю систематическую работу по ознакомлению детей с железнодорожным транспортом, профессиями железнодорожников. Возможность  работы по ранней профориентации обусловлена следующими факторами:

  1. Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к железнодорожным профессиям.
  2. Родители воспитанников работают на предприятиях ОАО "РЖД", а для детей этого возраста естественен интерес к работе родителей, желание стать такими, как папы и мамы

В дошкольном учреждении определены два самых важных  направления деятельности детского сада - работа по ранней профориентации на железнодорожные профессии  и работа по воспитанию здорового дошкольника.
Вот  основные пути реализации  данной  работы, которые реализуются в нашей группе :

  1. Формирование личности воспитанника с учетом особенностей физического, психического развития, индивидуальных возможностей;
  2. Выявление интересов и наклонностей детей;
  3. Внедрение современных обучающих программ;
  4. Знакомство с ведущими железнодорожными профессиями, посещение железнодорожных предприятий;
  5. Расширение деятельности  уголков железнодорожного транспорта;
  6. Проведение конкурсов детского творчества на железнодорожную тематику;

 Я считаю, что знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней  профессиональной ориентации.
При разработке содержания, форм и методов  работы по ранней профориентации на железнодорожные профессии  я  руководствовалась дидактическими принципами: системности, последовательности, доступности, научности, наглядности, преемственности.
В работе по реализации данного направления мне пришлось столкнуться с некоторыми сложностями.
Профориентация дошкольников - это новое, малоизученное направление в дошкольном воспитании. В "Программе воспитания и обучения дошкольников" М.Васильевой, В. Гербовой,
Т. Комаровой  которую мы используем в своей работе, ознакомление с трудом взрослых и ознакомление с окружающим, куда можно отнести это направление работы, занимает микроскопически малое место. А  я понимала, что профориентация на железнодорожные профессии  требует планомерности, систематизации и углубленной работы.Родители наших воспитанников работают на железной дороге, поэтому мы прививаем детям уважение к труду железнодорожника, знакомим с железнодорожным транспортом, с правилами поведения на железной дороге, с трудом родителей.

Я начала  свою работу с создания условий для развития профессиональных игр на железнодорожную тематику.

Составила план-проект на тему:  « Воспитание патриотизма у дошкольников старшего возраста,  через труд  железнодорожника. Где были запланированы экскурсии: на вокзал, к паровозу, в  музей на базе школы № 25. Созданы фотоальбомы «Экскурсия на вокзал» « Путешествие к паровозу». В ноябре запланирован и проведен спортивный конкурс « Мама, папа, я- железнодорожная семья»( создан фотоальбом.)При этом обогащала знания детей через все формы работы: просмотры видеоматериала на железнодорожную тематику, чтение художественной литературы , приготовление макетов вокзала «Превращение волшебной коробочки»,  рисование  и аппликации на железнодорожную тему.(созданы альбомы «Вагончики стучат», «Грузовой поезд» , «Поезд с Простоквашино»),  Во время наблюдений  за играми детей на железнодорожную тематику, я увидела ,что дети  показывают манипуляцию с предметами, отражение некоторых  действий    взрослых.( машинист сидит за пультом, проводник проверяет билеты и т.д.) Проявление творчества было слабым, отношения между детьми были неустойчивыми. Сделала для себя вывод: дети мало знакомы с трудом железнодорожника. Для  выявления знаний у детей о труде железнодорожника составила диагностику результатов работы по ранней профориентации детей в своей группе:

Результат:

  1. Высокий уровень знаний 22,83 %Дети легко отвечают на вопросы хорошо знакомы с трудом железнодорожника.
  2. Средний уровень 53,12% Дети  знакомы с трудом взрослых, но не называют для чего нужен труд железнодорожника, затрудняются  ответить на вопрос как надо вести себя в вагоне,на перроне,на вокзале.
  3. Низкий уровень 23,79%  Дети отвечают на вопросы с помощью взрослого, не могут назвать профессии железнодорожника.

Моей целью стало :

  1. Закрепить знания детей о железнодорожном транспорте. ( поезда перевозят  грузы, людей, почту и т.д.)
  2. Познакомить детей с трудом железнодорожника, с профессией машинист, билетный кассир, дежурный по вокзалу.
  3. Дать детям возможность почувствовать  гордость за профессиональную принадлежность своих родителей.
  4. Пробудить интерес детей к работе железнодорожного транспорта и железнодорожной специальности.

Для реализации этих условий были выбраны три направления в работе        

  1. Информационное – разработка и переработка теоритического  материала.
  2. Технологическое - разработка методик, организация занятий и дидактических игр.
  3. Организационное - создание предметно-развивающей среды

Основываясь на эти условия  использовала различные формы работы.  

  1. Выставка рисунков «Паровозик с Простоквашино» « Вокзал»  «Вагончики стучат» и другие.
  2. Составление генеалогического древа железнодорожной династии   «Схема родственных связей»
  3. Экскурсии «На вокзал» « К паровозу» ,в музей «Железная дорога» (на базе школы №25).
  4. Спортивный конкурс « Мама, папа я – железнодорожная семья» проведенный совместно с педагогом по физическому воспитанию.
  5. Подбор видеоматериала на железнодорожную тематику.
  6. Совместно с родителями изготовлены атрибуты к сюжетно-ролевым играм,  «Путешествие на поезде».  «Ремонт железнодорожного полотна»
  7. Изготовлена дидактическая кукла «Железнодорожник»

Я считаю тесное взаимодействие педагога  и семьи является неотъемлемой частью воспитательной и профориентационной работы.  И одной из главных задач дошкольных железнодорожных  учреждений образования является вовлечение детей в продолжение династических традиций своих семей- выбор профессии железнодорожника .

Результатом профориентационной работы  является возросший интерес детей к железнодорожным профессиям. Дети гордятся работой своих родителей, понимают важность их труда. Многие из них выражают желание, когда вырастут, стать такими, как их родители и пойти работать на железную дорогу.

В будущем планирую провести игру викторину « Правила знай!»  

Сюжетно-ролевую игру « Путешествие на поезде»

Встреча с интересными людьми « Билетный кассир» ( совместно с родителями) « Машинист» (чествование ветеранов).

Исследовательская работа

Опыт 1

Цель. Показать, что в почве есть воздух.

Оборудование и материалы. Образцы почвы (рыхлой); банки с водой (на каждого ребенка); большая банка с водой у воспитателя.

Проведение опыта. Напомнить о том, что в Подземном царстве - почве - обитает много жильцов (дождевые черви, кроты, жуки и др.). Чем они дышат? Как и все животные, воздухом. Предложить проверить, есть ли в почве воздух. Опустить в банку с водой образец почвы и предложить понаблюдать, появятся ли в воде пузырьки воздуха. Затем каждый ребенок повторяет опыт самостоятельно и делает соответствующие выводы. Все вместе выясняют: у кого воздушных пузырьков оказалось в воде больше.

Опыт 2

Цель. Показать, что в результате вытаптывания почвы (например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе.

Оборудование и материалы. Для образца почвы: первый - с участка, который редко посещают люди (рыхлая почва); второй - с тропинки с плотно утрамбованной землей. Для каждого образца банка с водой. На них наклеены этикетки (например, на банке, в которую вы будете опускать образец почвы с тропинки, вырезанный из бумаги силуэт человеческого следа, а на другой - рисунок любого растения).

Проведение опыта. Напомните детям, откуда взяты образцы почвы (лучше отобрать их вместе с детьми на участках, которые хорошо им знакомы). Предложите высказать свои гипотезы (где воздуха в почве больше - в местах, которые любят посещать люди, или там, где редко ступает нога человека), обосновать их. Выслушайте всех желающих, обобщите их высказывания, но не оценивайте, ибо в верности (или неверности) своих предположений дети должны убедиться сами в процессе проведения опыта.

Одновременно опустите образцы почв в банки с водой и наблюдайте, в какой из них больше воздушных пузырьков (в образце рыхлой почвы). Спросите детей, где подземным обитателям легче дышать? Почему воздуха "под тропинкой" меньше? (Возможно, на этот вопрос детям будет непросто ответить, но пусть они хотя бы попытаются это сделать. Важно, чтобы они учились делать выводы на основе проведенных опытов.) Когда мы ходим по земле, то "давим" на ее частички, они как бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше.

Опыт 3

Цель. Показать, что при сжимании комочка земли из него как бы "уходит" воздух. (Проводится как дополнительный к предыдущему.)

Оборудование и материалы. Образцы почвы - комочки рыхлой, влажной земли (на каждого ребенка).

Проведение опыта. Раздайте детям комочки земли. Пусть они рассмотрят их и запомнят, как они выглядят. Обратите их внимание на то, что внутри комочков есть "пустые места" - там и "прячется" воздух. Затем предложите сжать комочек земли в руке. Что с ним произошло? Каким он стал? Он увеличился или уменьшился? Почему уменьшился? Комочек стал меньше, потому что "пустых мест" между частичками земли стало меньше, они "прижались" друг к другу, а воздух "ушел": для него не осталось места. Точно так же под тяжестью нашего тела сжимается земля на тропинках, дорогах, а воздух "уходит".

После проведения опыта задайте вопросы.

 В лесах, парках, скверах много тропинок. Где можно обнаружить больше живых существ - в земле под тропинками или на участках, которые люди не посещают? Почему?

 Что произойдет с подземными жителями, если люди в лесу будут ходить не по тропинкам, а всюду, где им захочется?

 На газонах можно увидеть таблички, призывающие не ходить по ним, но люди часто не внимают этим призывам. Что происходит с подземными жителями, обитающими в этих местах?

Выслушайте предположения детей (они должны основываться на осмыслении результатов проведенных опытов) и обобщите их: чем больше мест в лесу, в парке будут вытаптывать люди, тем меньше подземных жителей там останется. На некоторых участках они вообще могут исчезнуть, что и происходит сейчас во многих местах отдыха.

Задача педагога - подвести детей к выводу о необходимости экологически грамотного поведения в лесу, парке:

желательно ходить по дорожкам, стараться не топтать все вокруг; тем самым можно сберечь "дома" и даже жизнь многих подземных обитателей. Хорошо, если дети сами придумают правила и отображающие их знаки-символы.

Опыт 4

Цель. Показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого.

Оборудование и материалы. Две стеклянные банки с почвенными образцами и две прозрачные емкости с водой; в одной - чистая вода, в другой - грязная (раствор стирального порошка или мыла, чтобы хорошо была видна пена).

Проведение опыта. Предложите детям рассмотреть воду в обеих емкостях. Чем они отличаются? Скажите, что в одной чистая дождевая вода; в другой грязная вода, которая осталась после стирки. Такую воду в домашних условиях мы выливаем в раковину, а за городом просто выплескиваем на землю. Предложите детям высказать свои гипотезы: что будет с землей, если ее полить чистой водой? А если грязной? Полейте почву в одной банке чистой водой, в другой - грязной. Что изменилось? В первой банке почва стала влажной, но осталась чистой: она сможет напоить дерево, травинку. А во второй банке? Почва стала не только влажной, но и грязной: появились мыльные пузыри, потеки. Поставьте банки рядом и предложите сравнить образцы почв после полива. Задайте детям следующие вопросы.

 Если бы они были на месте дождевого червяка или крота, какую бы почву выбрали для своего дома?

 Что бы они почувствовали, если бы им пришлось жить в грязной земле?

 Что бы они подумали о людях, которые загрязнили почву? О чем попросили бы их, если бы умели говорить?

 Видел ли кто-нибудь, как грязная вода попадает в почву?

Сделайте вывод: в жизни, как и в сказках, есть "живая вода" (она попадает в землю вместе с дождем, талым снегом; она поит растения, животных), но есть и "мертвая" вода - грязная (когда она попадает в почву, подземным жителям приходится худо: они могут заболеть и даже погибнуть). Откуда берется "мертвая" вода? Она стекает по заводским трубам, попадает в землю после мойки автомобилей (покажите соответствующие иллюстрации или на прогулке отыщите такие места в ближайшем окружении, естественно, не забывая о правилах безопасности). Во многих местах на нашей планете земля-почва загрязняется, "болеет" и уже не может кормить-поить растения чистой водой, и животные не могут жить в такой почве. Что из этого следует? Нам необходимо бережно относиться к Подземному царству, стараться сделать так, чтобы в нем всегда было чисто. В заключение обсудите, что могут для этого сделать дети (каждый из них), их родители, воспитатели. Расскажите о том, что в некоторых странах научились "лечить" почву - очищать ее от грязи.

Работа на приусадебном участке

Во время работы на огороде обратите внимание детей на то, что семена растений сажают в почву, потому что именно она будет давать им воду и пищу.

Задайте детям вопросы.

 Какая на грядках земля: песчаная, глинистая?

 Есть ли в ней комочки? Какого они размера? На что похожи?

 Чем пахнет земля? Всегда ли она пахнет одинаково?

 Когда она бывает влажной, а когда - сухой?

 Много ли воздуха в этой почве?

 Для чего ее надо периодически рыхлить?

Используйте любую возможность обратить внимание детей на обитателей Подземного царства. Не забывайте о бережном к ним отношении:

если решили кого-нибудь рассмотреть (жучка, червяка), обязательно затем верните на прежнее место.

Очень часто у педагогов возникает вопрос: как относиться к кроту? Его по традиции считают "вредителем". Помните? "Роет землю старый крот, разоряет огород". Подобные вопросы задают и дети. Но, во-первых, крот - насекомоядное животное, в огороде он поедает личинок жуков, которых мы считаем "вредными"; во-вторых (и это главное!), с позиций экологии в природе нет вредных и полезных. Каждый живой организм выполняет свою роль, в том числе и крот. (Если же вы все-таки считаете, что кроту не место на вашем участке, постарайтесь его поймать и выпустить где-нибудь на опушке леса или парка. Причем сделать это желательно вместе с детьми.) Если вы всерьез занимаетесь экологическим воспитанием, то используйте кротовины в качестве объектов экологической тропы.

                                Детский сад № 209 ОАО «РЖД»

Занятие - Солнце, Земля и другие планеты

Неживая природа. Конспект занятий для старшей .Программное содержание. Дать де тям первоначальные представления о строении Солнечной системы, о том, что Земля - уникальная планета, наш общий дом, который надо любить и беречь. 

Материал.
Модель Солнечной систе мы, глобус, теллурий, три пластилиновых человечка. Ширма «Круговорот воды в природе», книга «Земля» из серии «Окно в твой мир», географический атлас «Мир человека», кассета с записью песни «Об лака» (муз. В. Шаинского, сл. С. Козлова).

Ход занятия

Педагог. Я вам загадаю загадку.

Круглое и яркое,
Дарит всем тепло,
Встало утром рано,
По небу пошло.

Закатилось вечером
За леском.
Угадайте, дети,
Говорю о ком?

Дети. Это Солнце.

Педагог. Что вы знаете о Солнце? Вер но, оно дает нам тепло и свет. В какое время суток мы можем увидеть Солнце? Правильно, днем, утром. В какое время года Солнце дольше всего бывает на не бе? Молодцы! Весной, летом. А можно ли ночью увидеть Солнце? Нет. А что мы с вами можем увидеть на чистом вечернем небе в хорошую погоду? (Звезды, луну) Так что такое Солнце? Большая звезда, огромный раскаленный шар, который имеет очень высокую температуру и по сылает во все стороны большое количе ство тепла и света. Мы живем на Земле, на одной из планет Солнечной системы. Солнце постоянно вращается вокруг се бя. Вокруг Солнца вращаются планеты. Они тоже огромные, но значительно меньше Солнца. Их всего девять, а еще в Солнечной системе есть астероиды (ма лые планеты), кометы, метеориты.

Каждая планета вращается вокруг Солнца по своей орбите (показывает на модели). Ближе всех к Солнцу располо жен Меркурий, затем идут (по мере уда ления от Солнца) Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон.

Солнце оказывает большое влияние на планеты. Та, что ближе к Солнцу, получает больше тепла. На планетах, отдаленных от Солнца, тепла меньше - там холоднее. Посмотрите еще раз на модель Солнеч ной системы и скажите: все ли планеты одинаковые по размеру? Правильно, пла неты по размеру разные, но все они - по вторим! - значительно меньше Солнца. У каждой планеты, за исключением Мерку рия и Венеры, есть спутники. Какой спутник у Земли? Правильно, Луна является естественным спутником Земли. А сейчас давайте поиграем. Игра называется «Най ди свое место в Солнечной системе».

На полу нарисована схема Солнечной системы. Каждой орбите присвоен свой номер. Дети берут модели планет, у каждой такой же номер, как у орбиты. Дети-планеты находят свои орбиты и начинают вращаться вокруг Солнца.

Педагог. Покажите, пожалуйста, третью от Солнца планету. Как она назы вается? Верно, Земля. Это единственная планета в Солнечной системе, на кото рой есть жизнь. Земля - уникальная пла нета, на ней есть воздух, вода, достаточ но тепла и света. Земля - наш с вами дом, который надо любить и беречь. Послу шайте мой рассказ. Давным-давно жил-был большой огненный шар. Он носился в пространстве по кругу и все время вер телся. Со временем он остыл. Так появи лась наша планета. Она состоит из суши и воды, окружена воздухом. С высоты Земля кажется голубой, поэтому ее и на зывают голубым шаром. Жизнь на Земле зависит от воды и воздуха (показывает ширму «Круговорот воды в природе»). Под воздействием солнечных лучей вода нагревается, превращается в пар, подни мается вверх, а затем в виде осадков опять возвращается на Землю. Благодаря этому поддерживается жизнь в нашем общем доме. На Земле достаточно воды, воздуха, тепла. Как думаете: может чело век жить на Луне? (Ответы) Нет, не мо жет. На Луне нет воздуха, воды и тепла.

Сегодня мы рассмотрели строение Солнечной системы. Подумайте и ска жите-. Земля движется или стоит на мес те? Правильно, Земля за год совершает полный оборот вокруг Солнца.

Это движение приводит к смене вре мен года. Какие времена года вы знаете?

Дети. Зима, весна, лето, осень.

Педагог. Какое время года сейчас?

Дети. Сейчас зима.

Педагог. Кто знает, как происходит смена дня и ночи? Вот посмотрите, пе ред вами теллурий, глобус и лампа - мо дель Солнца. Скажите, где сейчас на гло бусе день, а где ночь? Правильно, на ос вещенной части глобуса - день, а другая часть находится в тени, там ночь. В ка кой стране мы живем? Покажите ее на глобусе. Как называется наш родной го род? Покажите его на глобусе.

У меня в руках игрушечный мальчик Его зовут Ваня. Ваню мы поставим на мо дели в наш с вами город, в Москву. Какое время суток сейчас в Москве? Что делает Ваня? А теперь? (Поворачивает Землю в тень от Солнца) Что Ваня делает сей час? (Спит) А теперь? (Поворачивает глобус другой стороной.) В Северной Америке располагается другое государ ство — Соединенные Штаты Америки. Сюда мы тоже поставим игрушечного мальчика и назовем его Джон. Я начинаю вращать глобус, а вы мне скажите: где ночь, а где день? Что будет делать Джон, а что Ваня? Что делает Джон? (Он играет, у него утро) А что делает Ваня? (Он спит, у него ночь, а теперь Джон спит, Ваня играет) Значит, за сутки Земля соверша ет полный оборот вокруг себя. Это дви жение и приводит к смене дня и ночи. Вращаясь, планета подставляет солнеч ным лучам то одну, то другую свою сто рону. На освещенной половине земного шара день, а на неосвещенной - ночь.

А сейчас вы все превращаетесь в об лака и отправляетесь путешествовать по голубому небу (звучит песня «Облака», дети выполняют движения под музы ку). В заключение нашего путешествия по Солнечной системе я предлагаю вам нарисовать рисунки на тему «Моя голу бая планета Земля».

Занятие - Неживая природа. Камни

Неживая природа. Конспект занятий для старшей Программное содержание. Разви вать интерес к камням, умение обследо вать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяже лый, блестящий, красивый и др.). Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими (речные камни имеют разную форму, иногда острые углы;

мор ские камни всегда округлой формы, глад кие), что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко использу ют в строительстве зданий, мостов, дорог и др. Познакомить с ценными камнями, которые используются для украшений построек и изготовления памятников, су вениров (гранит, мрамор), показать изде лия из драгоценных камней.

 

Камни

Материал. Наборы речных и мор ских камней, мрамор, гранит (на подно сах), сосуды с водой. Лупы, салфетки (на каждого ребенка). Учебные наборы «Из чего состоит гранит» (кварц, слюда, по левой шпат) и «Из чего состоит мра мор» (известняк). Кусочек дерева, гвоз ди, молоток. Слайды: памятник А.С. Пуш кину, могила Неизвестного солдата, станция метро «Кропоткинская», набе режная реки Москвы, Красная площадь. Письмо в конверте от Хозяйки Медной горы. Коробка зеленого цвета, розовая лента, записка с загадкой о камнях.

Ход занятия

Педагог. Мне передали письмо. Как проверить, действительно ли оно пред назначено нам? Верно, по адресу. Кто зна ет адрес нашего детского сада? Кто по мнит номер нашего детского сада? (От веты.) Значит, письмо предназначено нам (вскрывает конверт, достает пись мо, читает его). «Здравствуйте дорогие дети! Я отправляю вам посылку. Она прямоугольной формы, зеленого цвета, пе ревязана розовой лентой. Надеюсь, что посылка уже у вас в группе. Надо ее найти. До встречи в моем царстве! Хозяйка Мед ной горы». Посылку действительно надо найти. Вы запомнили, какая она?

Дети. Она зеленая, прямоугольной формы, перевязана розовой лентой.

Педагог. Тогда пошли искать ее. (Де ти ищут посылку, находят зеленую ко робку, перевязанную розовой лентой.) Вот она! Смотрите, здесь записка. Да вайте ее прочтем (читает).

«Открыть меня вы сможете только тогда, когда отгадаете загадку.

В сережках у мамы огнем он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий —
в ладошке лежать.
Тяжелый, большой -
одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?

(В. Мирясова)

Дети. Это камень. Это разные камни.

Педагог. Давайте проверим, пра вильно ли мы отгадали загадку (откры вает посылку). Смотрите, в посылке камни. Значит, мы с вами правильно от гадали загадку. Давайте теперь о камнях и побеседуем.

Дети садятся за столы. На них под носы (по одному на двоих детей) с кам нями, деревянный брусочек, сосуд с во дой, салфетки.

Педагог. Сейчас я включу музыку. Вы закроете глаза, будете внимательно ее слушать и представите картинку, кото рую вам подскажет музыка. (Деты слу шают) Что ты услышал? А ты? Какие картинки пронеслись перед вашими глазами? (Ответы.) Давайте еще раз по слушаем музыку. Слышите, как шумит море, как волны, набегая на берег, пере катывают камни с места на место, как они стучат друг о друга? Кто из вас был на море? Что вы там видели?

Дети. На берегу моря много камуш ков, море красивое...

Педагог. Найдите на подносе мор ские камни и положите их перед собой на салфетку. Посмотрите на камни и скажите: какие они? Какой формы, цве та, какая у них поверхность, какие края?

Дети. Камни гладкие, разной формы - овальные и круглые, твердые, холод ные, красивые, разного цвета.

Морские камни

Педагог. Почему они такие? (Отве ты?) Да, такими гладкими их сделали морские волны. В морской воде камни бьются друг о друга, вода обтачивает их края, и они становятся гладкими-глад кими - без единого уголка. А теперь найдите речные камушки и положите их рядом с морскими. Потрогайте их. Что можете сказать про речные камни? Какие они?

Дети. Шершавые, неровные, разной формы, с острыми углами.

Речные камни

Педагог. Так чем же морские камни отличаются от речных? (Ответы?) Возь мите камень в руку и сожмите крепко-крепко. Изменил он форму? Верно, нет. Почему? (Он твердый?) Как вы думаете, он тверже дерева? Давайте проверим. Я возьму молоток, гвоздь и брусочек из де рева. И попробую вбить гвоздь в дерево. Что получилось? (Гвоздь вошел в дерево.) А сейчас я попробую вбить гвоздь в ка мень. (Забивает - не получается, пред лагает двум—трем детям попробовать сделать то же.) Давайте я еще раз по пробую. Что получается? (Гвоздь гнется, но не вбивается?) Ну что, смогли мы за бить гвоздь в камень? Что случилось с гвоздем? А как вел себя камень? (Отве ты.) Какой можно сделать вывод?

Дети. Камень тверже дерева.

Педагог. А как камень и дерево будут себя вести в воде? Перед вами сосуд с во дой, попробуйте опустить дерево в воду. Что с ним произойдет? (Дерево плавает?) Давайте осторожно опустим камень в во ду. Что произошло с ним? (Камень то нет?) Почему? (Он тяжелее воды?) А по чему плавает дерево? (Оно легче воды.) Обратите внимание на камень, который лежит в воде. Достаньте его. Какой он? (Мокрый?) Сравните с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются? (Цветом. Мокрый камень темнее?) Где можно увидеть камни? Верно, в реке, в море, на дороге. А есть ли камни в нашей группе? (В аквариуме?) Как вы думаете, нужен ли камень человеку? Использует ли человек для своих нужд камень? Как? (Ответы-предположения.) Я хочу позна комить вас с одним интересным камнем. Называется он гранит. Внимательно по смотрите на него (показывает). Найдите такой же на своем подносе и возьмите в руки. Потрогайте и скажите: какой он?

Дети. Шершавый, неровный, разно цветный.

Гранит

Педагог. Возьмите лупы и рассмотри те гранит. Гранит — это горная порода. Если внимательно его рассмотреть, мож но увидеть, что камень словно состоит из зерен. Они разные по цвету и разного ви да. В состав гранита входят три разных камня (показывает их): сверкающий кварц, темная слюда и цветной полевой шпат. Из гранита строят набережные, из готовляют постаменты для памятников. Но есть у гранита и соперник - это мра мор. Мрамор - тоже горная порода (по казывает). Найдите у себя мрамор и возьмите в руки. Что вы можете сказать об этом камне? Какой он?

Дети. Гладкий, блестящий, красивый.

Педагог. Мрамор, как и гранит, неод нороден: он состоит из кальцита, изве стняка и примесей, которые придают ему разную окраску (показывает состав мрамора). Посмотрите на мрамор через лупу. Что вы видите? (Ответы?) Мрамор - главный отделочный матери ал. Самым ценным является белый мра мор (показывает его). Настоящее цар ство мрамора можно увидеть в метро. А сейчас давайте рассмотрим слайды.

Мрамор

1 -й слайд - памятник АС. Пушкину. Кому установлен этот памятник? Пра вильно, А.С. Пушкину. Он находится в центре Москвы. Сделан из бронзы. По смотрите, какой памятник красивый. А постамент для него выполнен из гранита.

2-й слайд - могила Неизвестного сол дата в Александровском саду. Кому по священ этот памятник? Да, солдатам, ко торые погибли, защищая нашу Родину. И этот памятник украшен мрамором.

3-й слайд - набережная реки Москвы. Эта набережная реки Москвы. Она гра нитная. И не боится ни сырости, ни хо лода: гранит - очень прочный камень.

4-й слайд - Красная площадь. Что вы видите на этом слайде? Правильно, это главная площадь нашей страны. И в ее убранстве тоже использованы камни.

Педагог. Вот сколько интересного мы узнали про камни! Одни помогают нам в строительстве зданий, мостов, другие используются при изготовлении памятников, для украшения станций метро... А еще есть драгоценные камни.

Драгоценные камни

Как вы думаете, что это за камни и где их используют? (Ответы?) На Руси из давна из них изготавливали украшения. Давайте посмотрим выставку женских украшений. (Дети подходят к столу, на котором разложены женские украше ния?) Что вам понравилось? Какие укра шения есть у вас дома? Дома вместе с ро дителями рассмотрите их и определите камни, из которых они изготовлены.

Украшения из драгоценных камней

Т. ЗЕНИНА, А.ТУРКИНА,
детский сад № 403, Москва

Ключевые понятия: экологическое занятие, неживая природа, камни, речные камни, морские камни, ценные камни, гранит, мрамор, горная порода, отделочный материал, драгоценные камни, украшения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по проекту "Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через труд железнодорожника"

материал  для воспитателей, которые работают по тематике "Железная дорога для дошкольников"...

Опыт работы на тему: "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность"

В статье представлен опыт работы по развитию детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность. Особое внимание уделяется способам и методам работы педагога с детьми по данной т...

Опыт работы по теме: « Развитие творческой личности детей старшего дошкольного возраста, через игры экологического содержания».

Опыт работы по теме:« Развитие творческой личности детей старшего дошкольного возраста,через игры экологического содержания».Содержание:Цель экологического содержания.Игровые приемы, проведение игр в ...

Опыт работы на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных материалов в процессе ручного труда"

Опыт разработан и посвящен решению проблемы, направленной на изучение вопроса художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности, как на специальных за...

Опыт работы по теме "Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста"

Представлен опыт работы в организации и развитии детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности, роль педагога, методические приемы. Подробно описаны психологические ситуации для  реш...

Перспективное планирование по теме «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом - Рубцовском».

Перспективное планирование по краеведению в подготовительной группе по теме нравственно-патриотического воспитания.  Цель: Создавать условия   для воспитания патриотизма у детей ст...

Опыт работы по экологическому воспитанию с родителями детей старшего дошкольного возраста

Работа с семьей - важная и очень сложная сторона деятельности воспитателя....