Педагогический опыт работы по теме: Формирование экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края посредством дидактических игр.
статья (средняя группа)

Клопова Елена Сергеевна

С самого раннего возраста ребенка знакомят с природой, воспитывают у него любовь к родному краю. Знакомство это начинается с малого: с места, где живет ребенок, с того, что его окружает. Но мало показать красоту родного края, надо научить детей наблюдать, беречь все в природе, привить им чувство ответственности за окружающее. Влияние природы на детей огромно, и впечатления детства остаются на всю жизнь. Общение с природой расширяет кругозор, развивает речь, воспитывает чувство прекрасного. Чем больше дети будут узнавать природу своей Родины, тем больше они будут любить её.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_ekologii_klopova_e._s.docx21.52 КБ

Предварительный просмотр:

       

Педагогический опыт работы по теме:

Формирование экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края посредством дидактических игр.

Клопова Е.С., воспитатель МБДОУ детский сад «Ручеёк» №3 р.п. Варнавино

 

 «Умейте открывать перед ребенком в окружающем мире,

что-то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед ребенком

 всеми красками радуги, оставляйте всегда что–то недосказанное,

чтобы ребенку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

В.А. Сухомлинский 

       Что может быть ближе и роднее, чем природа родного края?

      С самого раннего возраста ребенка знакомят с природой, воспитывают у него любовь к родному краю. Знакомство это начинается с малого: с места, где живет ребенок, с того, что его окружает. Но мало показать красоту родного края, надо научить детей наблюдать, беречь все в природе, привить им чувство ответственности за окружающее. Влияние природы на детей огромно, и впечатления детства остаются на всю жизнь. Общение с природой расширяет кругозор, развивает речь, воспитывает чувство прекрасного. Чем больше дети будут узнавать природу своей Родины, тем больше они будут любить её.

      Ввести ребёнка в мир природы, воспитать способность видеть красоту родной природы, привить любовь к ней - задача дошкольного учреждения. Многие дети не знают названия цветов, деревьев, растений, насекомых, животных, которых могут встретить. 

      Одним из эффективных и наиболее интересных способов формирования экологической культуры являются дидактические игры. В настоящее время дидактической игре придаётся большое значение. Она способствует развитию познавательных способностей, получению новых знаний, их обобщению и закреплению. С помощью дидактической игры дети накапливают чувственный опыт и творчески осваивают приобретённые знания, уточняют, закрепляют и расширяют свои представления о явлениях природы, растениях, животных.

      Именно поэтому я занялась экологическим воспитанием детей посредством дидактических игр. Главной задачей моей работы является -сформировать у детей осознанно-правильное отношение к представителям живой природы; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.

      Учитывая, что реализовать  экологическое воспитание, не организовав  соответствующей предметно-пространственной среды невозможно, в нашей группе мы создали её так, чтобы она способствовала формированию у ребёнка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения.

      У нас имеется природоведческая литература, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, мною разработаны дидактические игры: «Очистим реку «Ветлугу» от мусора», «Засадим делянку деревьями», «Животные нашего края», «Кто живёт в реке «Ветлуга»», «Размести растения (животных) на карте Варнавинского края», «Найди по описанию»и т.д.

      Проводились игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камешки, ракушки).Эти игры позволяют закрепить знания детей об окружающей их природной среде, формируют мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация). Я организовывала такие игры во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, листьями, семенами.

     Игры с дидактическими игрушками, природным материалом, картинками, способствуя накоплению чувственного опыта, вместе с тем помогают эстетическому воспитанию детей.

     С целью формирования у детей интереса к жизни лесных животных и растений, особенностям их приспособления к лесному образу обитания, воспитания умения правильно вести себя в лесу и бережно относиться к природе провожу игры – путешествия: «Путешествие на луг», «Прогулка в лес», «В подводном царстве » и др. Дошкольники посещают новые места, знакомятся с новыми явлениями в роли путешественников, туристов, экскурсантов и т. д. Это такой вид игры, сюжет и роли которой допускают прямое обучение детей, передачу им новых знаний.

     Руководя играми необходимо учитывать возможности детей. Ребенку свойственны любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному: ему хочется самому отгадать загадку, найти правильное решение задачи, высказать собственное суждение. С расширением объема знаний происходят изменения и в характере умственной деятельности. Поэтому при отборе игр главное внимание обращается на степень трудности игровых правил и действий. Последние должны быть такими, чтобы при их выполнении дети проявляли умственные и волевые усилия.

      В группе создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, так же в нём осуществляется наблюдение за сезонными изменениями.

      Проводятся сезонные выставки семейных поделок, конкурс «Кормушки для пернатых», конкурс рисунков «Береги природу!». Совместно с родителями и детьми изготавливали дидактические игры.

      Подводя итог выше сказанному, хочется ещё раз обратить внимание на то, что усвоение знаний о природе при помощи дидактической игры, не может не оказать влияния на формирование у них бережного отношения к объектам растительного и животного мира. А экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут её содержанием, будут лучше восприняты, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сферу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: "Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края: «Стань природе другом!»

.Формирование   экологической культуры у  детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой  родного края...

«Игра, как средство формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края».

Статья о значении дидактических игр по формированию у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры...

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»

Базой данного курса, адресованного  дошкольникам  3 – 7 лет, является программа экологического воспитания в детском саду С.Н.Николаевой «Юный эколог». Данная программа...

Тема самообразования: «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность» на 2021-2022 год

laquo;Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность»Цель:Изучение особенностей экологического воспитания детей среднего возраста.Продолжать повыша...