Обобщенный педагогический опыт работы воспитателя Матвеевой Светланы Анатольевны "Формирование творческого воображения у детей дошкольного возраста с ОНР в дидактических играх"
проект по теме

Матвеева Светлана Анатольевна
  Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходи-мость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать  новые жизненные проблемы. В связи с этим перед учреждением встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь  требует совершенствования учебного процесса с учетом психологических  закономерностей всей системы познавательных процессов.
   В педагогической  психологии вопросы, непосредственно связанные с про-блемами формирования  и развития творческого воображения у дошкольников различных возрастов, мало разработаны, недостаточно проведено исследований по изучению возможностей учебных предметов в плане развития творческого воображения дошкольников. А эта область представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и восприятии. Это и послужило основанием выбора темы исследования.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл педагогический опыт работы62.28 КБ

Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ИГРА

«На  что  похоже?»

Дидактическая  задача:  

Учить  детей  связывать  определенное  содержание  с  произвольным  символом,  видеть  в  отдельных  предметах  собирательные  символы  класса  других  предметов.

Игровые  правила:

Назвать  как  можно больше предметов.

Игровые  действия:

Не  повторять  названия  предметов  других  детей.

Материал:

Набор  цветных  форм.

Ход  игры:

Дети  садятся  в  круг, а  воспитатель  показывает  детям  цветные  формы  по  одной  и  просит  вспомнить  как  можно  больше  предметов  их  напоминающих.  Надо  дать  возможность  каждому  ребенку  ответить  первому.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ИГРА

«Веселая  зарядка»

Дидактическая  задача:

Учить  детей  осуществлять  переводы  из  одной  системы  (графических  знаков)  в  другую  (язык  движений).

Игровые  правила:

Правильно  повторить  упражнение.

Игровые  действия:

Действовать  по  образцу.

Материал:

Набор  из  6  карточек  размером  6х6 см  с  пиктографическими  изображениями  физкультурных  упражнений.

Ход  игры:

Воспитатель  последовательно  показывает  детям  карточки  и  просит  повторить  то  упражнение, которое  делает  человечек.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ИГРА

«Какая  игрушка?»

Дидактическая  задача:

Учить  детей  придумывать  разнообразные ответы,  основываясь  на  одном  и  том же  схематическом  изображении  предмета.

Игровые правила:

Назвать  как  можно больше предметов.

Игровые  действия:

Не  повторять  названия  предметов  других  детей.

Материал:

Набор  из  10  карточек,  на  каждой  из  которых  нарисована  фигурка,  которая  представляет  собой  схематическое  изображение  несколько  игрушек.

Ход  игры:

Воспитатель  предлагает  детям,  глядя  на  картинку,  придумать  на какую  игрушку  похожа  изображенная на  ней  фигура.

Воспитатель  показывает  первую  картинку  из  набора.  Спрашивает  детей  по  очереди,  на  какую  игрушку  она  похожа.  Обращает  внимание  на  то,  чтобы  дети  не  повторяли  ответов  друг  друга.  При  предъявлении  каждой  следующей  картинки  воспитатель  спрашивает  ребенка,  который  не  отвечал  первым.

      ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ИГРА

«Что  это  такое?»

Дидактическая  задача:

Учить  детей  на  основе  восприятия  заместителей предметов создавать  в  воображении  новые  образы.

Игровые  правила:

Назвать  как  можно больше предметов.

Игровые  действия:

Не  повторять  названия  предметов  других  детей.

Материал:

Круги  разных  цветов,  полоски  разной  длины,  мяч.

Ход  игры:

Дети  встают  в  круг.  Воспитатель  показывает  один  из  цветных  кружков, кладет  его в  центр  и  предлагает  рассказать,  на  что  он  похож.  Отвечает  тот  ребенок,  к  которому  взрослый  прикатит  мяч.  Возможные  ответы  детей  про  красный  кружок:  помидор,  цветок,  праздничный  флажок  и  т.п.  Они  не  должны  повторять  друг  друга.  Затем  детям  показывается  кружок  другого  цвета,  игра  продолжается.

Примечание:  воспитатель  должен  отметить  оригинальность  ответов  детей,  обратить  на  это  внимание  остальных.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ИГРА

«Дети  на  прогулке»

Дидактическая  задача:

Учить  детей  на  основе  восприятия  схематических  изображений  создавать  новые  образы.

Игровые  правила:

Назвать  как  можно больше предметов.

Игровые  действия:

Не  повторять  названия  предметов  других  детей.

Материал:

Несколько  картинок  такой  величины,  чтобы  они  хорошо  были  видны  всем  детям.  На  каждой  картинке  изображен  мальчик  или  девочка,  в  руке,  у  которого  неопределенный  предмет  (например,  палочка,  полукруг,  веревочка).  Картинки:  шарик,  флажок,  цветок,  мороженое,  машинка,  собака,  лодка,  корзинка,  сумка,  портфель,  ведро,  удочка,  сачок,  ружье,  мяч.

Ход  игры:

Воспитатель  показывает  детям  картинку.  Объясняет:  “Художник нарисовал мальчика, который идет на  прогулку,  но  не  успел  дорисовать  то,  что  у  него  в  руках”.  Педагог  предлагает  детям  самим  придумать,  что  мальчик  взял  с собой  на  прогулку.  Например,  если  на  картинке  изображен  мальчик  с  палочкой,  то  можно  сказать, что  он идет  на  прогулку с  флажком,  шариком,  цветком,  мороженым.  Каждый  ребенок  должен  дать  свой  ответ,  отличающийся  от  ответов  товарищей.  Если  дети  затрудняются,  воспитатель  сам  предлагает  несколько  вариантов  ответов.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ИГРА

«Запоминалки»

Дидактическая  задача:

Формировать  у  детей  умение  использовать  знаковые  средства  для  организации  собственной  мнемонической  деятельности.

Игровые  правила:

Назвать  предметы,  совпадающих  по  форме с  образцами.

Игровые  действия: 

Подобрать  картинку,  соответствующую  геометрической  фигуре.

Материал:

  1. 4  набора  картинок  для  запоминания:  а) морковь,  неваляшка,  часы; б) помидор,  лампочка,  пирамидка;  в) огурец,  мяч,  ящик; г)  слива,  батон,  коробка  карандашей;                                                                                                                            2)  3-4  плотные  бумажные  ширмы  (по  числу играющих  детей);                                              3)  набор  из  5  разноцветных  плоскостных  геометрических  фигур,  вырезанных  из  плотного цветного  картона  (по 5 каждого  “играющего”  цвета – оранжевого,  красного,  белого,  зеленого,  фиолетового, желтого  и  по  2  нейтральных  цветов – серого,  черного,  коричневого).

Ход  игры:

Воспитатель  предлагает  детям  игру – соревнование:  кто  лучше  запомнит  нарисованные  на  картинках  предметы.  На  середину  игрового  стола  ставится  коробка  с  5  отделениями,  в  которые  помещают  геометрические  фигурки  (их  цвет  должен  быть  обозначен  с  обеих  сторон).  Воспитатель  показывает  все  формы,  вместе  с  детьми  выясняет,  что  они  похожи  на  разные  предметы.  Надо  побудить  детей  назвать  несколько  предметов,  совпадающих  по  форме  с  образцами.  Затем  воспитатель  ставит  перед  каждым  ребенком  ширму,  за  которую  кладет  3 карточки  с  изображениями  предметов.  Детей  просят  внимательно  рассмотреть  картинки  и  за  ширмой  подобрать  к  каждой  из  них  соответствующую  геометрическую форму.  Воспитатель наблюдает  за  индивидуальной  работой  детей,  при  необходимости  помогает  им.  Когда  работа  выполнена, воспитатель  убирает  картинку  и  ширму,  оставляя  перед  ребенком  только  подобранные  геометрические  формы.  В  конце  игры  детей  просят  вспомнить  картинки,  которые  у  них  были,  опираясь  на  выбранные  формы  и,  объясняя,  чем  запоминаемый  предмет  похож  на  подобранную форму.  Игру  можно  повторить,  поменяв  детям картинки.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ИГРА

«Угадайка»

Дидактическая  задача:

Формировать  умение  моделировать  целостный  образ  по  его  схематическому  изображению.

Игровые  правила:

Угадать  больше  предметов  по  первой  картинке.

Игровые  действия:

Угадывание  картинки  по  его схематическому  изображению.

Материал:

  1. наборов  по  3  карточки  с  изображениями  птицы,  рыбы,  солнца,  ножниц, веника,  очков,  шляпы,  кувшина,  человека  и  цветка  (по  3  карточки  на  каждый  предмет).  На  1-й  карточке  каждого  набора  изображение  выполнено  в  форме  графического  символа,  на  2-й  карточке – в  виде  схематизированного  рисунка  того  же  предмета.  На  3-й  карточке  выполнено  конкретное  натуралистическое цветное  изображение.  Таким  образом,  в  каждой  серии  картинок  предмет  изображен  с  разной  степенью  условности.

Ход  игры:

Воспитатель  предлагает  детям поиграть  в  «Угадайку» и  объясняет  условия  игры:  на  картинках  нарисованы  ответы  на  вопрос-загадку  “Что  это  такое?”;  картинок  три,  но отгадки  нарисованы  по-разному – так,  что  можно  угадать  с  первого  раза,  со  второго  или  с  третьего;  выигравшим  считается  тот,  кто  угадает  больше  предметов  с  первого  раза  (по  первой  картинке).  Затем  поочередно  показывают  изображения  предметов  во  всех  10  сериях.  Показывая  символ  (1-ю  карточку  любой  серии),  воспитатель  спрашивает, кто  догадался,  что  здесь  изображено.  Если  кто-то  из  детей  отвечает,  воспитатель  вместе  с  ним  объясняет  другим,  как  он  догадался,  и  другие  изображения  в  этой  серии  уже  не  показывается.  Если  по  символу  дети  не  определяют  предмет,  им показывается  схематический  рисунок  (2-я  карточка  серии),  и вся  процедура  повторяется.  Если  нет  ответа  при  рассматривании  схемы,  детям  показывают  последнее,  конкретное  изображение.  В  последнем  случае  перед  детьми  нужно  разложить  все  три  картинки  и обратить  их  внимание  на  то,  как  по-разному  можно  изобразить  один  и  тот  же  предмет.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ИГРА

«Веселые  перевертыши»

Дидактическая  задача:

Учить  детей  моделировать  отношения  противоположности.

Игровые  правила:

Игровые  действия:

Материал:

Набор  вопросов   для  моделирования  противоположностей  (хорошо – плохо).

  1. Конфеты:  хорошо или  плохо?

Хорошо:  они  вкусные.

Плохо:  если  съесть  много,  могут заболеть  зубы  и их  придется  лечить.

  1. Лекарство:  хорошо  ил  плохо?

Хорошо:  оно  помогает  вылечиться  от  болезни.

Плохо:  много  таблеток – яд.

  1. Музыка:  хорошо  или  плохо?

Хорошо:  можно  под нее  петь  и  танцевать.

Плохо:  если  работаешь,  она  мешает;  от  слишком  громкой  могут заболеть  уши  и  голова.

  1. Уколы:  хорошо  или  плохо?

Хорошо:   помогают вылечиться  от  болезни.

Плохо:  больно,  когда колют.

  1. Дождь:  хорошо  или  плохо?

Хорошо:  помогает  расти  урожаю.

Плохо:  если  вымокнешь,  можешь простудиться.

  1. Кошка:  хорошо  или  плохо?

Хорошо:  приятно  мурлычет,  с  ней  можно играть.

Плохо:  может  больно  оцарапать.

  1. Солнце:  хорошо  или  плохо?

Хорошо:  тепло,  можно  загорать,  помогает  расти  растениям. 

Плохо:  если  перегреться,  можно  получить  солнечный  удар.

8.Мороженое:  хорошо  или  плохо?

Хорошо:   вкусное,  сладкое,  лакомство.

Плохо:  если  много  или  быстро  съесть,  может  заболеть  горло.

9.  Нож:   хорошо  или  плохо?

Хорошо:  можно  тонко  нарезать,  рубить,  намазывать  масло.

Плохо:  можно обрезаться.

  1. Огонь:  хорошо  ил  плохо?

Хорошо:  дает  тепло,  приготовить  пищу.

Плохо:  может  случиться  пожар.

  1. Вода:  хорошо  или  плохо?

Хорошо:  когда  хочется  пить,  дает жизнь  всему  живому.

Плохо:  можно  утонуть,  если  не  умеешь  плавать.

Ход  игры:

Воспитатель  делить  играющих  детей  на  две  команды:  одна  команда  называется “Хорошо”,  а  другая – “Плохо”.  Воспитатель  обсуждает  с  детьми  тот  факт,  что  во  всем  можно  найти  как  хорошее,  так  и  плохое.  В  игре  первые  2 – 4  вопроса  можно  использовать  как  тренировочные примеры.  Затем  начинается  игра:  воспитатель  называет  слово,  а  дети  из  обеих  команд  по  очереди  пытаются  придумать,  что  в  предмете,  им  обозначенным,  хорошо,  а  что – плохо.  Затем  команды меняют  свое  название,  чтобы  все  дети  смогли  искать  в  вещах  как  “хорошее”,  так  и  “плохое”.  В  игре  детям  можно  подсказывать  и  помогать.

   

ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ИГРА

«Построим  домик»

Дидактическая  задача:

Учить  детей  моделировать  части,  исходя  из  конструкции  целого.

Игровые  правила:

Построить  из  геометрических фигур домик  по  схеме.

 Игровые  действия:

Подбор  геометрических фигур.

Материал:

1) 12  карточек  размером  10х5 см, изображающих  зачерненные  силуэты  домиков.  Карточки  объединены  в  три серии  по  мере  усложнения  конструкции  домиков;                                                                                                                                    2)  2  набора  из  4  геометрических  фигур (первый  в  два  раза  больше  второго  по  размерам) – по  16  штук  каждой  фигурки.

Первый  набор:

Второй  набор:

Ход  игры:

Воспитатель  рассказывает  детям,  что прежде, чем  строить  дом,  строители  смотрят  на чертеж,  схему,  в  которой  указано, каким  должен  быть  дом.  Схемы  могут  быть  разными,  воспитатель  показывает  несколько  игровых  схем-силуэтов.  На  примерах  первой  серии  воспитатель  объясняет  детям,  что  нужно  мысленно  разделить  силуэт домика  на  части,  исходя  из  тех  геометрических  фигур,  которыми  можно  пользоваться  при  “строительстве”.  Все  части  (геометрические фигурки).  Затем  детям  даются  индивидуальные  наборы  разных  геометрических  фигур,  и  начинается  игра. Детям  даются  индивидуальные  схемы  2 – 3  серий.  Если  ребенку удается  собрать  конструкцию  одним  способом,  а  возможен  второй,  воспитатель  указывает  на  это.  В  игре  детям  нужно  помогать  и  подсказывать,  какие  части могут  быть  использованы  при  создании  конструкции  домика.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ИГРА

«Игрушки  из  проволоки»

Дидактическая  задача:

Учить  детей  моделировать  целостный  образ  по  схематичной  (“скелетной”) конструкции.

Игровые  действия:

Назвать  как  можно больше предметов  и  набрать  как  можно  больше  фишек.

Игровые  правила:

Не  повторять  названия  предметов  других  детей.

Материал:

1) набор  из  15  изогнутых  фигур  из  толстой  проволоки;                                              2) набор  цветных  фишек.

Ход игры:

Воспитатель  предлагает  детям  игру-соревнование  с  призом:  кто  больше  придумает  предметов,  “скелетом”  которых  является  изогнутая  определенным  образом  проволока. За  каждый  удачный  ответ  ребенок  будет  получать  цветную  фишку.  

ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ИГРА

«Отгадай,  что  мы  задумали?»

Дидактическая задача:

Учить  детей  операции  анализа  и  синтеза  признаков.

Игровые  действия:

Отгадать задуманный  предмет.

Игровые  правила:

Правильно  подобрать  признаки  предмета.

Ход  игры:

Воспитатель  и  дети  выбирают  водящего – того,  кто  будет  отгадывать  задуманное.  Он  выходит  за  дверь,  а  оставшиеся  дети  вместе  с  воспитателем  загадывают  какой-нибудь  предмет  и  договариваются,  что  каждый  из  детей  будет  называть только  1  признак  загаданного  предмета  по  очереди.  Водящего  приглашают  в комнату,  он  становится  в  круг  детей.  Дети  по  кругу  называют  разные  признаки  загаданного  предмета.  Например,  задуман  мяч.

Дети  по  кругу  говорят  водящему:  “Он красный”,  “он большой”,  “он круглый”,  “он  катится” и  т.д.  Водящий  может  назвать  предмет  после  любого  названного признака.  Тогда  тот,  на  ком произошло угадывание, становится  водящим,  и  игра  начинается  снова.  Если  на  первом  кругу  водящий  не  может  отгадать  задуманное,  то он  может  пройти  2-й  круг.  На  2-м  кругу  дети  называют  признаки  задуманного  предмета  снова,  но  теперь  с  частицей  “не”:  например,  “он  никогда  НЕ  бывает  квадратным”,  “он  НЕ  тонет  в  воде”,  “его  НЕ  делают  из  металла”  и  т.п.  Тот,  на  ком  произошло  угадывание,  сам  становится  водящим.  Все  дети  должны  побывать  как  называющими  признаки,  так  и  водящим.  Сферу  загадываемых  предметов  следует  ограничить  игровой  комнатой,  домом  и т.п.,  чтобы  ребенок  в  принципе  мог  отгадать  задуманное. Воспитатель не  должен  руководить  перечислением  признаков,  указывая  на  них  детям,  нужно  добиваться,  чтобы  каждый  ребенок  делал  это самостоятельно, даже  если и  не  очень  удачно.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ИГРА

«Разные  сказки»

Дидактическая  задача:

Учить  детей  воображать  различные  ситуации,  используя  в  качестве  плана  наглядную  модель.

Игровые  действия:

Составить  сказку  по  плану.

Игровые правила:

Не  повторять  сказку  других  детей.

Материал:

Три  рамочки  из  бархатной  бумаги,  которые  могут  быть расположены  на  фланелеграфе.  Две  стрелки  из  бархатной  бумаги,  которые располагаются  между  рамочками.  Фигурки-силуэты, которые  размещаются  в  рамочках  (два  стоящих  человека,  два  бегущих  человека,  три  дерева,  домик).

Ход  игры:

Дети  рассаживаются  перед  фланелеграфом.  Воспитатель  объясняет  задание:  надо  составить  сказку,  но  не  просто  придумать  ее,  а  использовать  для  подсказки  фланелеграф.  Педагог  размещает  на  фланелеграфе  три  рамочки,  между  ними  две  стрелки,  а  внутри  отдельные  фигурки:  в  первой  рамочке  домик,  во второй- два  стоящих  человечка,  в  третьей  три  дерева  и  два  бегущих  человека.  Объясняет,  что  глядя  на  фланелеграф,  надо  суметь   “прочитать”  сказку.  Каждый  должен  сделать  это  по-своему.

Если  дошкольники  испытывают затруднение  при  составлении  сказок,  взрослый  предлагает  образец:  “В  одном  домике  жил-был  мальчик.  Однажды  он  вышел  погулять  и  встретил  другого  мальчика.  Они решили вместе  пойти  погулять  в  лес.  В  лесу  дети  бегали,  играли  в  прятки,  а  потом  разошлись  по  домам”.  (желательно,  чтобы  образец  был  детализирован, например,  можно  описать,  как  выглядел  домик,  как  звали  мальчиков,  кого  они  встретили  в  лесу и т.п.).

Затем  свои  сказки  рассказывают  трое-четверо  детей.  Воспитатель отмечает,  соответствует  и  изложенная  ситуация  картинке,  как  оформлен  сюжет,  отличаются  ли  сказки  друг  от  друга.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ИГРА

«Сказки  наизнанку»

Дидактическая  задача:

Учить  детей  элементам  свободной,  эвристической  логики  фантазирования.

Игровые  действия:

Поменять  характеры  и  поступки  персонажей  на  противоположные.

Игровые  правила:

Ход  игры:

Воспитатель,  посадив  детей  в  круг,  предлагает  вспомнить  какую-нибудь  знакомую  сказку,  вместе  с  ними  он  разбирает  характер и поступки  персонажей (например,  Красная  Шапочка – добрая,  волк – злой.  Мальчик-с пальчик – умный,  сообразительный,  Иванушка – смелый,  находчивый  и  т.д.).  Затем  он  предлагает  рассказать  какую-нибудь  сказку  “наизнанку”: в  ней  все  персонажи  должны  поменять  свои  характеры  и  поступки  на  противоположные  (например, Красная  Шапочка – злая,  капризная  девочка,  а  волк – добрый  и  наивный,  Баба-яга – ласковая пожилая  старушка,  а  Иванушка – вредный  и  противный  подросток).  Задача  воспитателя – участвовать  в  игре  наравне  с  детьми,  направляя  логику  “изнаночного  сочинительства.  Результатом  работы  должна  получиться  новая  история.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ИГРА

«Представь  и  нарисуй»

Дидактическая  задача:

Учить  детей  выражать  произвольно  графическими  средствами  метафорические  конструкции.

Игровые  действия:

Представить  и  нарисовать  ситуацию,  иллюстрирующую  выражение.

Игровые  правила:

Не  повторять  рисунки  детей.

Материал:

1)  бумага – по 1-2  листа  на  каждого  играющего  ребенка:  2)  цветные  карандаши  и  фломастеры:  3)  список  из  10  метафорических  шаблонов.

  • «от  удара  искры из  глаз  посыпались»
  • «дождь  льет  как  из  ведра»
  • «похожи,  как  две  капли  воды»
  • «искать  иголку  в  стоге  сена»
  • «продрог  до  костей»
  • «вымок  до  нитки»
  • «заморить  червячка»
  • «от  страха мороз  по  коже»
  • «дружные – водой  не  разольешь»
  • «не  имей  сто  рублей,  а имей  сто  друзей»

Ход  игры:

Воспитатель  вместе  с  детьми  обсуждает,  что означают  перечисленные  метафоры,  просит  подобрать  примеры  к  некоторым  из  них.  Затем  каждый  ребенок  получает лист  бумаги,  карандаши  и  фломастеры.  Воспитатель  предлагает  им  представить и  нарисовать  ситуацию,  иллюстрирующую  то  или  иное  выражение.  Каждый  ребенок  получает  индивидуальное  задание.  Когда  рисунок  закончен,  воспитатель  просит  ребенка  прокомментировать  его.  Рисунки  подписываются,  на  обороте  воспитатель  фиксирует  пояснения,  которые  смог  дать  ребенок  к  своему  рисунку.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ИГРА

«Вещи  из  волшебной  страны»

Дидактическая  задача:

Учить  детей  моделировать  произвольные  связи  между  именем  вещи  и  классом  ее  принадлежности.

Игровые  действия:

Описать  вещи,  животных,  жителей волшебной  страны.

Игровые  правила:

Не  повторять  ответы  других  детей.

Материал:

Список  названий  “волшебных” предметов:                                                                               1  серия – волшебные  животные:  гацун,  челап,  рипкис,  сельбон,  зупарка.

  1. серия – волшебные  предметы:  букиза,  крипс,  молинг,  ополо.
  2. серия – волшебная  еда:  мурник,  кропач,  вертихонг, старз.
  3. Серия – волшебная  одежда:  иратуп, шупан,  пуляска,Ж  корсушки.

5.  Серия – волшебные  жители  страны:  глокая  куздра,  хливкий  шорек,  лахутый  кардизон,  перкулий  мюмзик.

Ход  игры:

Воспитатель  предлагает  детям  представить,  что  они  очутились  в  волшебной  стране,  где  много  незнакомых, самых  разнообразных  и  фантастических  предметов – одежда,  еда,  да  и сами  жители  тоже  волшебные.  Он  просит  детей  попытаться  представить  эти  вещи,  животных,  жителей  по  их  названиям  и  постараться  описать,  какие  они,  как  выглядят  и  т.д.  

ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ИГРА

«Геометрическая  семья»

Дидактическая  задача:

Учит  детей  создавать  новые  образы  из  стандартного  материала.

Игровые  действия:

Нарисовать  семью  из  геометрических  фигур.

Игровые  правила:

Не  повторять  рисунки  других  детей.

Материал:

1) карточка  размером  12х10  см с  изображением  трех  геометрических  фигур произвольного  размера  примерно  одинаковых  по  площади – круга,  треугольника  и  квадрата;                                                                                                              2)  бумага – по  1  альбомному  листу  на  каждого  играющего;                                                3) простые  карандаши  - 5   штук;                                                                                                                4) несколько  образцов  “геометрических  людей”.

Ход  игры:

Воспитатель  показывает  детям  карточку  с  тремя  геометрическими  фигурами  и  образцы  “геометрических  людей”,  поясняя,  как  из  этих  фигур  можно  составить  человечков.  Затем  каждый  ребенок  получает  карандаш  и  бумагу  (листья  должны  быть  подписаны  с  оборота)  с  просьбой  нарисовать  семью  из  четырех  человек  (папы,  мамы,  сына  и  дочки),  составляя  их  из  геометрических  фигур. Если  работа  выполняется  быстро,  можно  предложить  составить  таким  же  способом  фигуры  бабушки,  дедушки,  кошки,  собаки.  

    ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ИГРА

«Поможем  художнику»

Дидактическая  задача:

Учить  детей  воображать  предметы  на  основе  заданной  им  схемы.

Игровые  действия:

Закончить  картину.

Игровые  правила:

Рисовать  вместе  с  педагогом.

Материал:

Большой  лист  бумаги,  прикрепленный  к  доске  или  большому  фланелеграфе,  с  нарисованным  на  нем  схематическим  изображением  человека.  Цветные  карандаши  или  краски.

Ход  игры:

Воспитатель  рассказывает,  что  один художник  не  успел  дорисовать  картину  и  попросил  ребят  помочь  ему  закончить.  Педагог  показывает  схематическое  изображение  человека  и  говорит,  что  сейчас  они  все  вместе  эту  картину  закончат.  Дети  будут  придумывать,   как  это  лучше  сделать, а  он  будет  рисовать  все,  что  ребята  придумают.

Воспитатель  спрашивает  у  детей:  “Кто здесь  нарисован  (мальчик  или  девочка)?  Какого  цвета  глаза?  Какого  цвета  волосы?  Как  он  (она)  одет(а)?”  Дети  дают  разные  варианты  ответов.  Вместе  с  педагогом  обсуждают  их  и  выбирают  наиболее  удачные. Самые  интересные  ответы  воспитатель  “воплащает”  в  картинке:  постепенно  дорисовывает  схему,  превращая  ее  в  рисунок.  Дети  могут  помогать  воспитателю.

    ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ИГРА

«Сто  вопросов»

Дидактическая  задача:

Учит  детей  извлекать  максимальное  количество  информации  путем  постановки вопросов.

Игровые  действия:

Задать  как  можно  больше  вопросов.

Игровые  правила:

Не  повторять  вопросы других  детей.

Материал:

1)  5-6  обычных,  знакомых  детям  предметов  (например:  шишка,  яблоко,  ложка,  книга,  ремень  и  т.п.);                                                                                     2)  набор  из  50  фишек.

Ход  игры:

Игра  проводится  как  соревнование.  Воспитатель  по  одному  показывает  детям  предметы  и  просит  их  по  очереди  задавать  любые  вопросы об  этом  предмете.  Вопросы  могут  быть  даже  смешные  и  невероятные – главное,  чтобы  их было  как  можно  больше.  За  каждый  заданный  вопрос  ребенок  получает  1  фишку.  Выигрывает  тот,  кто  наберет  больше  фишек.  Если  ребенок  пропускает  свой  ход,  не  задавая  вопроса,  он  должен,  наоборот отдать  одну  из  накопленных  фишек.  Тот,  у  кого  не  остается  ни  одной  фишки,  выбывает  из игры.

     ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ИГРА

«Сочиняем  сказку»

Дидактическая  задача:

Учить  детей  создавать  ситуации,  основываясь  на  использовании  отдельных  заместителей  предметов.

Игровые  действия:

Сочинить  сказку  по  кружкам.

Игровые  правила:

Сказки  должны  быть  разными.

Материал:

Разноцветные  кружки  (каждому  ребенку  по  3  кружка  разных  цветов;  отдельные  цвета  у  детей  могут  повторяться).

Ход  игры:

Воспитатель  раздает  детям  цветные  кружки:  при первом  проведении  упражнения  по  два,  при  следующих – по  три.  Кружки  у  всех  детей  разного  цвета,  например,  у  одного – красный,  коричневый  и желтый,  у  другого – синий,  зеленый  и  желтый,  у  третьего – белый,  красный,  зеленый  и  т.д.

Взрослый  говорит детям,  что  они  сейчас  будут  сочинять  сказки,  причем  каждый  сочинит  сказку  про своего  героя.

Каждому  ребенку  надо  посмотреть  на  свои  кружки,  придумать, кого  они  могут  обозначать,  и  сочинить  про  них  историю.  При этом следует  подчеркнуть,  что  кружки  у  всех  разные  и  сказки  тоже  должны  быть  разными.  

Воспитатель  дает  дошкольникам на  обдумывание  5-7  минут  и  начинает  опрос.  Выслушивает  всех  детей,  поощряет  за  оригинальность  ответа,  но  при  оценке  учитывает,  соответствуют  ли  выбранные  персонажи  цвету  кружков.

Если  дети  затрудняются  при  выполнении  задания,  педагог  дает  образец  сказки,  обращает  внимание  на  соответствие  персонажей  цвету  кружков,  на  соблюдение  структуры  сказки  (зачин,  кульминация,  развязка),  на  оригинальность  происходящих  событий.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ИГРА

«Кому  что  нужно?»

Дидактическая  задача:

Учить  создавать  в  воображении  образы  предметов  и  ситуации  на  основе  восприятия  схематических  изображений  отдельных  предметов.

Игровые  действия:

Составить  рассказ.

Игровые  правила:

Использовать  предмет,  нарисованных  внизу.

Материал:

Несколько  больших  картин  со  схематически  изображенной  ситуацией.  Под  каждой  ситуацией  несколько  схематически  изображенных  предметов.  Например:

  1. Мальчик,  сидящий  за  столом.  Под  этим  изображением  нарисованы  круг,  прямоугольник,  палочка,  человечек.
  2. Двое  детей.  Под этим  изображением  нарисованы  круг,  палочка,  животное,  человечек.
  3. Девочка  в  лесу.  Внизу – схематическое  изображение  домиков,  животного  гриба.
  4. Мальчик  в  доме.  Внизу – схематическое  изображение  животного,  человека,  машины, книги.
  5. Девочка  во  дворе.  Внизу – схематическое  изображение  машины,  челове  

     ка,  шарика.

Ход  игры:

Воспитатель  показывает  детям  одну  картину  и  говорит:  “Перед  вами  неоконченная  картина.  Надо  придумать  и  рассказать,  кто  здесь  нарисован,  что  делает.  Для  этого  надо  использовать  какой-нибудь  предмет  из  нарисованных  внизу”.

Дети  по  очереди  выбирают  одно  из  маленьких  схематических  изображений  под  картиной,  придумывают,  что  это  такое  и  составляют  рассказ.  Например:  если  ребенок  выбирает  в  первой  картине  изображение  круга,  то  он  может  рассказать,  что  мальчик  сидит  за  столом,  перед  ним  тарелка  и  т.д.

Педагог  ориентирует  детей  на  создание  разных историй  по  одному  и тому  же  схематическому  изображению  под  картиной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игры – драматизации в развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста». Консультация для воспитателей.

Дошкольник живет в мире фантазии. В его в его сознании переплетаются реальное и вымышленное, жизнь и сказка. На основе воссоздающего воображения складывается творческое. Грамотное обучение в дош...

Консультация для воспитателей: «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста».

Данная консультация будет полезна для воспитателей, работающих в системе развития творческого воображения у детей дошкольного возраста...

Обобщенный педагогический опыт на тему: «Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. В стенах детского сада происходит пер...

Обобщение педагогического опыта работы по теме: "Волонтёрская деятельность как средство социализации детей дошкольного возраста. Проект "Маленький волонтёр"

Мы растим новое поколение российских граждан. Пройдет время, и они начнут на различных уровнях управлять общественными и государственными процессами, открывать новые горизонты в науке, технике, искусс...

Педагогический опыт работы "Пластилинография как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста"

Одной из образовательных областей основной образовательной программы ДОУ  в  соответствии с ФГОС ДО является «художественно-эстетическое развитие», которое предполагает не только...

Опыт работы «Развитие связной речи и творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии «сторителлинг»

Технология «Сторителлинга» позволяет: разнообразить образовательную деятельность с детьми; заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии; научить воспринимать и перераба...