Обобщение педагогического опыта работы по теме: "Волонтёрская деятельность как средство социализации детей дошкольного возраста. Проект "Маленький волонтёр"
проект (старшая группа)

Твердова Надежда Вениаминовна

Мы растим новое поколение российских граждан. Пройдет время, и они начнут на различных уровнях управлять общественными и государственными процессами, открывать новые горизонты в науке, технике, искусстве. Но будут ли они физически и духовно подготовленными к такой деятельности? Это зависит от нас взрослых, от того насколько мы сможем сформировать у них духовно – нравственные принципы и стабильный интерес к здоровому образу жизни, желание общаться  и помогать другим. Ведущая педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОУ способствует позитивной социализации дошкольника через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении и выявлению результатов, на основе которых будет расти у детей самоуважение к себе. И от того, насколько в нем будут сформированы, еще с детства, ответственность, неравнодушие, активность, умение думать и анализировать, будет зависеть и будущее нашей страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchyonnyy_pedagogicheskiy_opyt_raboty_po_teme.docx58.32 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщённый педагогический опыт работы  по теме:

«Волонтерская деятельность  как средство социализации детей дошкольного возраста. Проект «Маленький волонтёр»

Автор: Твердова  Надежда  Вениаминовна,

воспитатель высшей квалификационной категории  МК ДОУ детский сад № 4

 «Золотой петушок» (с.Пригородное)

Родники 2022

Содержание опыта:

1. Пояснительная записка________________________________________3

1.1 Ключевые положения инновационного продукта, актуальность.

 Глоссарий ____________________________________________________3

1.2Необходимое ресурсное обеспечение при применении

инновационного продукта ________________________________________7

1.3 Технология внедрения инновационного продукта __________________8

1.4Описание эффектов, достигаемых при использовании

 инновационного продукта _______________________________________9

1.5Возможные сложности при использовании инновационного

продукта и пути их преодоления ___________________________________10

2.Инновационный продукт ______________________________________11

Библиографический список ______________________________________20

1.Пояснительная записка

1.1 Ключевые положения инновационного продукта, актуальность , глоссарий

«Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра»

Л.Н. Толстой.

В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025г.» приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества.

Федеральный государственный  стандарт дошкольного образования   определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: «…ребёнок овладевает основными культурными способами

деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах

деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и в другом; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности» (п. 4.6.)

Сейчас много говорят о том, что подрастающее поколение проявляет негативное отношения друг другу. Повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, отчужденность, изолированность выдвигают на первый план задачу социализации детей. Задача может быть решена при одновременной реализации таких условий, как создание благоприятной социокультурной развивающей среды, гибком  сочетании разных форм и методов работы с детьми с учетом их возможностей и особенностей развития, тесное сотрудничество педагогов группы, специалистов и родителей, партнерство с другими социальными институтами.

Поэтому меня, как педагога, заинтересовало волонтерское движение, как одно из эффективных средств социализации  детей. Среди подростков движение широко распространено, а в дошкольном возрасте начинает зарождаться, поэтому возникла идея сотрудничества между дошкольниками и ребятами  - студентами, как старшими наставниками. Волонтёрство  как технология эффективной социализации - компенсирует дефициты развития, поддерживает самостоятельность и инициативу.

В основе детского волонтерства лежит принцип взросления. Общаясь и помогая младшим дошколятам, пожилым людям, животным приюта,  и даже решая вместе со своими старшими товарищами серьезные проблемы родного города,  дети - волонтеры ощущают себя взрослыми, у них возникает стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.

 Волонтерское движение в нашем  детском саду  -  это посадка цветов, кустов и деревьев, шефство над прилегающим к детскому саду парку, помощь младшим дошкольникам, помощь животным, просветительские беседы, благотворительные концерты и театральные выступления,  экологические акции, уборка мусора и загрязнений, пропаганда здорового образа жизни, выступления агитбригады и др.  

Нормативной правовой базой, на которой основана деятельность Добровольческих объединений и организаций в Российской Федерации:

  • Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);
  • Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
  • Всеобщая Декларация Добровольцев, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (Амстердам, январь, 2001 г., Международный Год добровольцев) при поддержке Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и Международной ассоциации добровольческих усилий IAVE);
  • Конституция Российской Федерации (ч. 4 и 5 ст. 13, ч. 2 ст.19, ст. 30);
  • Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 117);
  • Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 1054-р;
  • Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Документы, регламентирующие деятельность волонтерского движения в старшей группе «Непоседы» МК ДОУ детский сад № 4 «Золотой петушок»:

  • Основная образовательная программа МК ДОУ детский сад № 4 «Золотой петушок»;
  • Перспективный план работы волонтерского отряда «Добрые ладошки»  в  сотрудничестве со студенческим отрядом «Пульс» Родниковского политехнического колледжа.

Актуальность инновационного продукта.

Приоритетной задачей дошкольного учреждения является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Развитие личности, которая опиралась бы  на систему духовно нравственных ценностей, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро стремление к исполнению нравственного долга перед собой, своей семьей и своим Отечеством. Согласно целевым ориентирам ФГОС ДО, духовно-нравственная культура складывается из установки на положительное отношение к миру, на понимание того, что все люди равны , вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных верований, физических и психических особенностей, на проявление патриотических чувств, на знание традиций своей семьи и своей Родины. Мы растим новое поколение российских граждан. Пройдет время, и они начнут на различных уровнях управлять общественными и государственными процессами, открывать новые горизонты в науке, технике, искусстве. Но будут ли они физически и духовно подготовленными к такой деятельности? Это зависит от нас взрослых, от того насколько мы сможем сформировать у них духовно – нравственные принципы и стабильный интерес к здоровому образу жизни, желание общаться  и помогать другим. Ведущая педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОУ способствует позитивной социализации дошкольника через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении и выявлению результатов, на основе которых будет расти у детей самоуважение к себе. И от того, насколько в нем будут сформированы, еще с детства, ответственность, неравнодушие, активность, умение думать и анализировать, будет зависеть и будущее нашей страны.

Поэтому работу в данном направлении считаю очень важной и актуальной.

По данным Департамента образования Ивановской области  в регионе насчитывается более 500 объединений патриотической направленности, созданных при образовательных учреждениях. В Родниковском районе таких отрядов и объединений более 20.  Первый волонтерский отряд в Родниковском районе появился почти 20 лет назад на базе вечерней школы и назывался «Добровольный орден милосердия».

Глоссарий:

Волонтёр (от лат. voluntarius — добровольно) или Доброволец— человек, добровольно занимающийся какой-либо деятельностью. С точки зрения закона РФ — физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности).

Волонтёрство или Волонтёрская деятельность (от лат. voluntarius — добровольно) — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение. Социализация – это усвоение человеком морали, нравственных норм и ценностей, а также правил поведения в обществе, которое его окружает. Духовно-нравственное воспитание - это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей. Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины

Проблема: отсутствие опыта у детей старшего дошкольного возраста в проявлении социально нравственной позиции связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Новизна темы состоит в том, что организация волонтерского движения предполагается в условиях детского сада с вовлечением  в него всех участников образовательного процесса, в том числе социальных партнёров.

1.2 Необходимое ресурсное обеспечение при применении инновационного продукта

Организационные ресурсы:

• Консультирование педагогов, родителей (законных представителей) по развитию инициативы и самостоятельности у дошкольников.

 •Организация семинаров, мастер-классов, акций, мероприятий. Материально-техническое обеспечение

 Оснащение предметно-пространственной развивающей среды группы игровым оборудованием и пособиями для оптимизации формирования у детей навыков инициативы и самостоятельности:

 • «Сундучок  добрых дел»;

 • «Центр нравственно-патриотического воспитания дошкольников»;

•  Картотека игр «Давайте жить дружно»;

• Альбом «Добро своими руками»;

• Дидактические и развивающие игры, обогащающие социальный опыт дошкольников: «Хорошо - плохо», «Для кого что нужно», «Объятия», «Комплименты», «Аплодисменты по кругу», «Тропинка», «Гномики», «Пирамида любви» и т.д.

• Библиотека «добрых книг»

 • Подборка аудио и видео файлов

• Магнитофон, DVD плэйер, видеокамера

• Мультимедийное оборудование

• Информационно-наглядный материал для родителей (законных представителей)

1.3 Технология внедрения инновационного продукта

Технология эффективной социализации носит практико ориентированный характер: представлены методы деятельности с дошкольниками по развитию инициативы и самостоятельности, толерантного и социально-коммуникативного развития, разработанные в соответствии с ФГОС ДО.

 Технология эффективной социализации - волонтёрское движение направлено на: создание оптимальной социальной ситуации развития дошкольника, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) от старших к младшим и развитие инициативы и самостоятельности в естественной среде. Волонтерское движение в детском саду при активном участии педагогов, родителей (законных представителей),  социальных партнёров– это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка, на развитие его нравственных качеств. Волонтёрское движение – гарантия того, что дети  вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.

 Технология эффективной социализации адресована:  воспитателям, педагогам начальной школы, социальным партнерам, заинтересованным родителям (законным представителям).

 Внедрение предполагает реализацию инновационного продукта в воспитательно-образовательный процесс детей старшего дошкольного возраста. Пробудить в детях инициативу, элементарную самостоятельность, желание совершать хорошие поступки, проявлять осознанную заботу о живых существах осуществляла как в ходе всего образовательного процесса, так и на специальных занятиях, экскурсиях, акциях, где дети переживали различные эмоциональные состояния, знакомились с опытом сверстников, а также с художественной литературой.

1.4Описание эффектов, достигаемых при использовании инновационного продукта

Получены положительные результаты  от функционирования  волонтёрского движения в ДОУ:

- волонтерское движение помогло детям освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить – коммуникативную;

 - дошкольники научились вступать в контакт, как с взрослыми, так и с детьми раннего возраста, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника;

 - позитивные отклики детей, родителей (законных представителей), педагогов и школьников, общественности;

 - дети - волонтёры осознают свою важную миссию – считают себя старшими помощниками, готовыми прийти на помощь;

 - педагоги учат дошкольников проявлять инициативу, у них формируется потребность в её проявлении по выбору мероприятий и их количеству;

- педагоги и родители, объединив усилия, по воспитанию у детей милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности – повысили свою педагогическую компетентность;

- дети  - дошкольники получили колоссальный опыт от совместной деятельности  с ребятами – волонтерами из политехнического колледжа, приобщились, по мере возможности,  к решению сложных задач на уровне муниципального образования.

1.5Возможные сложности при использовании инновационного продукта и пути их преодоления

Родители воспитанников.

Сложности: не достаточная осведомленность родителей (законных представителей) о волонтерском движении, непонимание родителями (законными представителями) необходимости формирования духовно-нравственных качеств у детей.

Пути преодоления: открытые мероприятия, консультации, беседы, акции, экскурсии, просмотр видеоматериалов, информационнопросветительские материалы - создание возможности приобретать новые знания.

 Дети.

Сложности: боязнь вступать в контакт с незнакомыми людьми, частое проявление эгоистических качеств.

Пути преодоления: интегрированный педагогический процесс (беседы, просмотр фильмов, чтение художественной и документальной   литературы ) Воспитатели

Сложности: не достаточен уровень педагогической компетенции воспитателей групп по вопросам волонтёрского движения. Загруженность воспитателей.

Пути преодоления: обучение на семинарах, мастерклассах, изучение нормативной базы. Мотивация педагогов к внедрению и реализации системы работы.

Социальные партнёры

Сложности: недостаток очного общения в период пандемии

Пути решения: виртуальное общение, онлайн – встречи и экскурсии

II. Инновационный продукт. Проект «Маленький волонтер».

Современные условия ФГОС ДО дали толчок к поиску инновационных «не раскрытых», интересных и развивающих методов и технологий в работе с детьми дошкольного возраста, обеспечивающих всестороннее развитие в условиях ДОУ. Это привело меня к использованию в своей педагогической деятельности такой технологии как «волонтерское движение».

 Цель: формирование  дошкольного волонтерского движения в  детском  саду, развитие  сотрудничества дошкольного учреждения  с другими социальными институтами

 Задачи:

1.Создать условия для формирования  представления о волонтерском движении у детей старшего дошкольного возраста;

2. Развивать  у детей  практические навыки участия в волонтерском движении;

3.Продолжать формировать у  детей желание  оказывать помощь тем, кто нуждается;

4. Воспитывать у детей самостоятельность, инициативность, ответственность, доброжелательность;

5.Продолжать развивать навыки общения детей с другими участниками образовательного процесса;

6.Создать условия для формирования взаимодействия между волонтерами – дошкольниками и волонтерами  - студентами Родниковского политехнического колледжа

7.Создать условия для самореализации дошкольников, повышения их социальной активности.

В основе реализации задач лежат следующие принципы организации и деятельности:

-включение дошкольников в добровольческую деятельность;

- поддержка общественных инициатив;

- сотрудничество;

- равенство возможностей;

- свобода выбора;

- социальная активность.

В своей работе по организации волонтерского движения в условиях детского сада я выделила 3 этапа:

 1 этап – изучение материала по теме волонтерства в ДОУ, привлечение к сотрудничеству законных представителей и социальных партнёров, разработка проекта по волонтерской деятельности в старшей группе «Непоседы» МК ДОУ детский сад №4 «Золотой петушок»(с.Пригородное), создание развивающей  среды, подготовка методической базы.

2 этап – интенсификация сочувствия, сопереживания у детей старшего дошкольного возраста, поиск ответов на поставленные вопросы, участие в мероприятиях различного уровня под наставничеством старших  товарищей – волонтеров  Политехнического колледжа

3 этап – обобщение результатов работы, вручение благодарственных писем партнёрам по реализации проекта, планирование дальнейшего сотрудничества между участниками проекта «Маленький волонтер».

Работа на 1 этапе  предполагала знакомство с понятиями: «волонтер», «волонтерское движение». Задачей первого этапа являлось мотивирование детей на волонтерскую деятельность, организацию команды. С воспитанниками были проведены беседы о том, кто такие волонтеры, чем занимаются волонтеры, какими они обладают качествами, что значит волонтерское движение.

В ходе бесед я предлагала детям ответить на вопросы: Что значит «добрые слова», «добрые пожелания», «добрые поступки», «добрые дела», «добрые люди»? В какой помощи могут нуждаться взрослые, дети, животные? Чему старшие дети могут научить малышей? Ребята сделали вывод, что у них уже есть некоторый опыт волонтерской деятельности, ведь при реализации предыдущих проектов «Мы – за чистое село!» и «Малыши играют в шахматы» было немало моментов добровольческой направленности.

 Были просмотрены мультипликационные фильмы по знакомым произведениям: В. Катаев «Цветик-семицветик»; К. Чуковский «Айболит»; В. Сутеев «Палочка-выручалочка», а также авторские мультфильмы о волонтерстве, презентации.

Также в ходе предварительного этапа был изучен передовой опыт добровольческих отрядов города Родники, определён социальный партнёр для ведения совместной деятельности. Им стал один из лучших волонтерских отрядов города  - волонтерский отряд «Пульс» Родниковского политехнического колледжа. Отряд был сформирован в 2009 году и имеет колоссальный опыт волонтерской деятельности. Сотрудничество с ребятами – дошкольниками для него было в новинку, это  имело  большое практическое значение  и дополнило опыт его работы.  

 Из воспитанников, выразивших желание участвовать в волонтерском движении, сформировалась команда. С родителями ребят в ходе предварительного этапа был проведён онлайн –конкурс на название, эмблему и девиз будущего волонтерского отряда дошколят. В домашней обстановке дети вместе с родителями (законными представителями) придумывали эскизы будущей эмблемы. Все работы были помещены на стенд в холле дошкольного учреждения. Были разработаны правила и кодекс волонтёра, гимном движения стала песня «Дорогою добра». На педагогическом часе мной был представлен перспективный план мероприятий по развитию волонтерского движения в ДОУ.

 Важным моментом в организации волонтерского движения считаю обучение волонтеров, ведь ребенок не может сразу взять и пойти учить других, не имея в запасе знаний и коммуникативных навыков. Постоянное освоение новых волонтерских умений является важным моментом технологии волонтерства. На заседании творческой группы ДОУ была поставлена цель и определены задачи работы волонтерского отряда «Добрые ладошки».

Ярким и запоминающимся для всех стал праздник «Посвящение в волонтёры», на который пришли ребята  - волонтёры отряда «Пульс» Родниковского политехнического колледжа (руководители Яблокова О.Н., Марова А.Л.). Они рассказали дошколятам о своих добрых делах, поиграли с малышами, а затем торжественно приняли наших ребят в ряды волонтёров и наметили план совместной деятельности.

Некоторые мероприятия и акции  носили единичный характер, но большинство стало доброй  традицией.

В рамках волонтерского движения 1-2 раза в неделю дети – волонтёры традиционно  приходят   к малышам, чтобы сделать доброе дело (играют  в различные игры: сюжетно-ролевые, музыкальные, театрализованные, подвижные, участвуют   в праздниках и развлечения, помогают   собраться на прогулку, дойти до участка, раздеться и т.д.).  Очень понравился малышам кукольный спектакль ко Дню защиты животных, который показали им волонтёры отряда «Добрые ладошки»  и акция «Корзинка радости», когда ребята собрали и подарили малышам игрушки и книги из своей группы.  После посещения младших групп, дети приходят  удовлетворенные тем, что они помогали, занимались, играли с малышами как взрослые, проявляя к ним заботу. Приходя в группу, рассказывали сверстникам, где они были, чем занимались, тем самым они постепенно вызывали интерес и желание других детей попробовать, а потом тоже активно включались в волонтерское движение.

По итогам волонтерского движения в конце каждого дня подводились  итоги, а в специальный «Сундучок добрых дел» ребята складывали символические сердечки  -  «добрые дела» воспитанников.

«Кормушка для пичужки» - экологическая акция проводилась с целью экологического воспитания дошкольников, формирования экологической компетентности и культуры у детей  через организацию практической деятельности по защите окружающей среды и оказанию помощи птицам. Воспитанники вместе с родителями (законными представителями), изготавливали кормушки из разных материалов и вывесили их на территории ДОУ. Каждый день воспитанники  следили за тем, чтобы кормушки не были пустыми.

«Мы вас любим» -  традиционная  акция , когда дети  -    волонтёры к празднику Пожилого человека готовят  подарки и выходят к близлежащим домам с поздравлением. Это способствовало формированию у детей потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность. Также открытки были переданы одиноким пожилым людям, которые не имеют возможности выйти на улицу  через социального работника Любимову Е.Е., маму Дениса и в дом для инвалидов и  престарелых в г.Родники. Перед проведением акции наши маленькие волонтёры провели мастер – класс для детей младшей группы по изготовлению открытки для бабушек и дедушек.

«Подарки для Барбоскиных» - очень важная  акция , когда  дети-волонтеры вместе с родителями (законными представителями), волонтерами – студентами отряда «Пульс» и их родителями, педагогами  посетили  приют «Добрый дом» в г.Вичуга, куда приехали с подарками для животных.

Также ребята изготовили коллажи «Им нужен дом» и разместили информацию о животных, нуждающимся в родном доме, в социальных сетях, магазинах, фойе детского сада. Общение с живой природой и братьями нашими меньшими гармонизирует эмоциональное состояние каждого ребенка, способствует формированию позитивного мировосприятия, а также несет в себе значительный воспитательный потенциал - помогает развитию нравственно-этических качеств милосердия, сочувствия и эмпатии, а также формирует ответственность за братьев наших меньших. Эта акция была важна и для меня лично, потому что я являюсь волонтером данного приюта и часто там бываю, о чем непременно рассказываю своим ребятам, провожу виртуальные экскурсию по нему, а директор приюта Шибанова А.А. традиционно проводит с ребятами онлайн – беседы о любви  к братьям нашим меньшим.

«Наш чистый парк» - традиционная  экологическая акция ребят – волонтеров отряда «Добрые ладошки», которые взяли шефство над парком, прилегающим  к детскому саду, следят за чистотой и порядком в нем, весной и осенью проводят трудовой десант, убирают мусор и следят за сохранностью агитационных щитов, которые были изготовлены их родителями.

Традиционными стали акции по пропаганде здорового образа жизни: шахматные турниры между ребятами группы, спортивные развлечения с привлечением законных представителей и социальных партнёров, ежегодные спортивные встречи на районном празднике «Здоровое сердце» на центральной площади города с волонтерами отряда «Пульс». Также ребята с нетерпением каждый год ждут  акции ко Дню Победы «Георгиевская ленточка»,  «Бессмертный полк», в которых участвуют вместе с родителями и социальными партнёрами. Не всегда это общение проходит в очном формате. В условиях пандемии часто приходится общаться онлайн, следить за новостями на сайте волонтерского отряда «Пульс», проводить виртуальные встречи и экскурсии.

Особой значимой акцией стала совместная работа волонтерских отрядов детского сада и политехнического колледжа по привлечению внимания к плачевному состоянию исторического места в городе Родники –  святому источнику Параскевы Пятницы.  

Данный вопрос рассматривался на уровне администрации города .Как раз здесь большое значение имел проект наших коллег – волонтеров Родниковского политехнического колледжа «Родники серебряные».

Не раз волонтеры – студенты из отряда «Пульс» выходили на акции по уборке территории вокруг родника Параскевы, подняли вопрос о внесении родника в план по благоустройству города .

Ребята  - дошкольники из отряда «Добрые ладошки» тоже отставать не захотели, ведь Родники – их малая Родина , а про родник Параскевы  они знают еще с проекта «Родникам – 100» и не раз бывали на этом историческом месте. Маленькие волонтёры подготовили трогательное  театрализованное представление в защиту родничка, выступили с агитбригадой на этом историческом месте, а затем поделились этими материалами с волонтерами отряда «Пульс», которые и представили их на уровне родниковской администрации.  По итогам двух серьезных проектов : «Родники серебряные» волонтерского отряда «Пульс» и «Маленький волонтёр» МК ДОУ детский сад №4 «Золотой петушок» и опросу жителей района волонтерами города, родник Параскевы Пятницы внесен в список объектов на реконструкцию в 2022 году. А это наша уже не маленькая, а большая совместная победа, и ребятам дошкольникам очень радостно, что в этой победе есть и их маленькая заслуга. Дети растут, уходят в школу, и мне очень отрадно, что уходя, они обещаю присматривать за родником и дальше и продолжать делать добрые дела.

 Результаты реализации проекта:

1.Высокие показатели социально-коммуникативных компетентностей у дошкольников: готовность прийти на помощь, милосердие, внимательность, волевые качества, инициатива.

2.. Развитие умения детей ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом.

3. Расширение связи с родителями и социальными партнёрами города в совместной деятельности в рамках проекта.

Риски, негативные последствия реализации проекта и механизмы их устранения.

Полученные  продукты:

1. Разработан комплекс мер по созданию условий в ДОУ по реализации проекта:

а) создан стенд волонтёрского движения в детском саду «Добрые ладошки»

2. Разработаны методы, приемы, формы организации работы по внедрению волонтерского движения в ДОУ  

педагогический процесс волонтёрского движения:

а) создан банк презентаций, художественной литературы по формированию у детей милосердия, добра, заботы о людях, о природе;

б) разработаны сценарии квест-игр, мероприятий в рамках проекта;

г) разработаны и изготовлены дидактические игры, творческие       задания, психотехнические упражнения по развитию эмоциональной сферы детей, коммуникации.

Перспективы распространения Проекта:

В дальнейшем, проект может быть представлен на региональном уровне, выход на федеральный уровень (педагогические сайты, конкурсы, форумы) – в качестве руководства по организации совместной деятельности взрослых и детей, основанной на волонтёрском движении в детском саду – перспективном направлении в деятельности детей, которое дает огромные возможности для нравственного воспитания. Распространение и трансляция опыта работы в рамках проекта через публикации и статьи в СМИ, через участие в образовательных инициативах различного уровня, через электронные отчёты на сайте

Возможности дальнейшего развития проекта:

Продолжить работу волонтёрского движения в условиях детского сада. Привлекать новых социальных партнёров.

Я считаю, что идея организации волонтерского движения в детском саду способствует позитивной социализации дошкольников. И, надеемся, что и в школьном возрасте ребята продолжат заниматься волонтерской деятельностью. А родители,  активно принимавшие участие в волонтерской работе, будут своих детей поддерживать и помогать им.

«Самое прекрасное зрелище на свете - вид ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь»

Конфуций

Список литературы:

1.Амирова Р. И. Волонтерство как инновационная практика в России //Научная мысль XXI века: результаты фундаментальных и прикладныхисследований : материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Самара, 2017. –С. 80-81

2.Гришаева Н.. П. Анализ социальных проблем дошкольного воспитания// Управление в дошкольном образовании. 2002 № 5.

3.Микляева В.Н. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2013г.

4.Хулин А. А. Добровольчество как вид благотворительности / А. А. Хулин Социальная работа. - 2003. - №3. - С. 51-54.

5. Ильина И. Волонтерство в России // Интернет советы - http://www.isovet.ru/

6. Майорова Н.П. Обучение жизненно важным навыкам. СПб, 20011

7. Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе. М., 2003.

8. Железная Т.С., Елягина Л.Н. Программа воспитания и социализация обучающихся детей в контексте ФГОС нового поколения: Методические рекомендации по разработке программы. – Уфа: Издательство ИРО РБ, 2011.

 9. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие - М: Генезис 2002.

 10. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие / Н.П.Гришаева. - М.: Вентана - Граф, 2011.

 11. Слабжанин Н.И. «Как эффективно работать с волонтерами» «Питер», СПб. 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта работы по проекту: «Театрализованная деятельность как средство развития творческого воображения детей 6-7 лет»

   Осуществляя программные задачи по музыкальному развитию на занятиях, праздниках, в развлечениях и других видах деятельности, я обратила внимание на то, что дети охотно, с удовольст...

Обобщение педагогического опыта по теме самообразования «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Обобщение педагогического опыта по теме самообразования.Презентация  на тему «Формирование начал экологической культуры  у детей дошкольного возраста»...

Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме "Волонтерская деятельность как средство социализации детей дошкольного возраста" от 13.03.2018 г.

Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме "Волонтерская деятельность как средство социализации детей дошкольного возраста" от  13.03.2018 г....

Обобщение педагогического опыта музыкального руководителя на тему: Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста на основе элементарного музицирования

Речь идёт о новых, скажем точнее, новейших тенденциях музыкальной жизни общества, позволяющих  говорить о качественном уровне насыщения «звуковой среды», в которой формируется личност...

обобщение опыта "Волонтерская деятельность, как средство социализации детей дошкольного возраста"

Обобщение опыта "Волонтерская деятельность, как средство социализации детей дошкольного возраста"...

Волонтерская деятельность как средство социализации детей дошкольного возраста. Рекомендации, технологии использования. Этапы организации волонтёрской деятельности.

Статья о реализации волонтерской деятельности в ДОУ. Содержит информацию об этапах организации деятельности, опыт работы ДОУ....