обобщение опыта "Волонтерская деятельность, как средство социализации детей дошкольного возраста"
рабочая программа (подготовительная группа)

Татьяна Викторовна Субботина

Обобщение опыта "Волонтерская деятельность, как средство социализации детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx70.24 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы

Волонтерская деятельность как средство социализации детей дошкольного возраста

Воспитателя МБДОУ д.с.№14

Субботиной Т.В.

Стаж работы 15лет

1 категория

Введение

Человек – существо социальное. С первых дней своей жизни он окружен себе подобными. С самого начала своего пути он включен во взаимодействия. В процессе взаимодействия человек приобретает социальный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. Процесс социализации неразрывно связан с общением, совместной деятельностью людей, приносящей пользу обществу.

В настоящее время большое значение в социальном обществе уделяется добровольческому труду. Институт волонтерства широко распространен во многих странах. Причем труд добровольцев с каждым годом становится все более значимым в городах России.

Проблема: 

Отсутствие опыта у детей дошкольного возраста в проявлении социально нравственной позиции связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Цель: 

развитие дошкольного волонтёрского движения в ДОУ, главной целью которого, является воспитание духовно нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Объект исследования: процесс социализации детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: волонтерская деятельность детей дошкольного возраста.

С учетом поставленной цели мною были определены следующие

задачи:

1. рассмотреть процесс организации волонтерства в детском саду.

2. Определить уровень сформированности у детей дошкольного возраста социально - значимых личностных качеств, как коммуникативной личности, сопереживание, сорадование, сочувствие; закрепить понятие о доброте, сформировать понятие слова «заботливость».

3. Разработать и внедрить комплекс педагогических мероприятий работы с детьми по организации волонтерского движения:

- воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к гармоничному взаимодействию с другими людьми;

- развитие самостоятельности и ответственности у дошкольников, навыков общения в разновозрастном коллективе;

- привлечение детей старшего дошкольного возраста к работе в среде сверстников;

- создание условий для самореализации дошкольников и повышения их социальной активности, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) в естественной среде от старших к младшим;

- пропаганда здорового образа жизни (при помощи акций, тематических выступлений, конкурсов и др.).

 

 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЛОНТЕРСТВА

  1. Становление и развитие волонтерства

 

История волонтерства, благотворительности, бескорыстной помощи нуждающимся, думается, ничуть не короче истории самого человечества. Особенную актуальность эти идеи получили в связи с распространением христианства, где заповедь о милосердии, о любви к ближнему является одной из центральных.

В Византии, в неделю Ваий (праздник Входа Господня в Иерусалим) и в другие крупные церковные праздники император выходил на улицы и сам раздавал милостыню нищим. Разумеется, его примеру следовало большинство состоятельных граждан империи. В Византии же появились первые богадельни, дававшие приют беспомощным старикам.

В Древней Греции – это была деятельность врачей-путешественников, лечивших бедных граждан и проводивших профилактические меры против эпидемий холеры и чумы. На Руси бытовали различные формы милосердной помощи или, иначе говоря, призрения «сирых и убогих», например праздник братчина, на котором раздавали пропитание и одежду. В странах Востока появились зачатки филантропии. Во всем этом мы видим прообразы волонтёрства.

Французское «volontaire» восходит к общеиндоевропейскому корню, означающему стремление, желание: латинское «voluntas» и славянское «воля» из той же парадигмы. Волонтерами в XVII-XVIII веках во Франции, Англии и других странах называли людей, добровольно идущих на военную службу. В то время всеобщей воинской повинности в Европе еще не существовало, и при объявлении войны стране и королю шли служить добровольцы. Так складывалось понятие волонтерства за границей, хотя и в России в XVIII веке бытовал термин «волентир» или «вулентёр» с тем же значением. Современное, более широкое понимание слово «волонтер» получило лишь в ХХ столетии.

Развитие волонтерства на Руси начинается вскоре после 988 года, с принятием христианства. В русской православной среде издавна и до сих пор существует традиция работы во славу Божию, когда добровольцы приходят потрудиться в монастыри. Еще при Ярославе Мудром, повелевшем отдавать всех талантливых детей без различия сословий в

«книжное учение», существовали сиротские училища, которые содержались за счет милостыни, собиравшейся с соседних деревень. К слову сказать, ныне сбор пожертвований или фандрайзинг - один из наиболее распространенных видов волонтерства за рубежом.

История волонтерства в допетровской России неразрывно связана с принципами христианской добродетели. Как в мирное, так и в военное время Церковь вдохновляла свою паству на бескорыстное служение, помощь и поддержку ближнего. Наше крестьянство вплоть до Октябрьской революции бережно хранило древние традиции взаимопомощи. Когда у кого-то случалась беда, ему помогали всем миром.

Одна из самых ярких страниц истории волонтерства нашей страны, и, в частности, волонтерства в Москве, связана с русско-турецкой войной. В конце 1870-х годов монахини московской Свято-Никольской обители стали первыми в мире сестрами милосердия, которые добровольно отправились на фронт для оказания помощи раненым бойцам. К началу Первой мировой войны это добровольческое движение распространилось среди женщин-волонтеров и за рубежом (Красный Крест). Конечно, волонтерство в России было не только организованным. Всегда находились деятельные одиночки, жаждавшие помочь угнетенным и обездоленным, ведь это - в самом характере русского человека.

После октября 1917 года волонтерство в России приобрело «добровольно-принудительный» характер. Инициативу, ранее принадлежавшую общественным организациям и частным лицам, полностью взяло в свои руки государство. Последняя негосударственная волонтерская организация, российский филиал Международного Красного креста, была закрыта в 1930-е годы.

В начале 90-х годов прошлого века добровольчество в нашей стране постепенно начинает возрождаться, на каждом шагу сталкиваясь с множеством проблем.

Волонтерство в Москве, волонтерство во многих других городах России возрождается и продолжает развиваться. К сожалению, на сегодняшний день общая численность добровольцев в России очень низкая.

Таким образом, на основе анализа истории волонтерства в России и за рубежом, можно сделать следующие выводы:

идею о истории волонтерства можно сравнить с появлением христианства, как любовь и милосердие к ближнему

· история волонтерства в Византии - это бескорыстная помощь нуждающимся

· во Франции в 17 веке волонтерами называли людей, добровольно идущих на военную службу

· в России история волонтерства начинается с церкви, которая вдохновляла, на помощь и поддержку ближнему.

 

Сущность и основные характеристики волонтерства

 

Современное понятие «волонтерства» в России начало формироваться в 90-е годы, одновременно с зарождением различных некоммерческих, общественных и благотворительных организаций, которые занялись просветительской деятельностью, созданием условий для добровольцев и благотворительностью как таковой.

В наше время в России волонтерская деятельность поднимается на качественно новый уровень. В большинстве случаев волонтеры успешно работают в тех проблемных областях, которые не всегда под силу охватить государственным организациям. Вклад волонтерского движения настолько ощутим, что 2001 год был объявлен ООН Годом Волонтера.

Последние десятилетия стали наиболее активным этапом развития волонтерской деятельности. За это время российский добровольческий сектор стремительно развивался и своему нынешнему состоянию во многом обязан социальной активности молодежи, ее стремлению оказать поддержку нуждающимся, что и является основой добровольчества.

Международный день добровольцев, который отмечается 5 декабря, был провозглашен Организацией Объединенных Наций 17 декабря 1985 г. С 1995 года добровольцы России начали отмечать этот день вместе с другими странами мира. В нашей стране с этого времени сложилась новая гражданская традиция отмечать Международный день добровольцев проведением Недели добровольцев, которая сначала объединяла две даты: 3 декабря - Всемирный день инвалидов, 5 декабря - Всемирный день добровольцев. Затем неделя дополнилась несколькими датами: 1 декабря -Всемирный день борьбы со СПИДом, 10 декабря - Всемирный день защиты прав человека и 12 декабря - День Конституции РФ.

По указу Президента России 2018 год был объявлен Годом добровольца (волонтером).

Волонтёр (фр. volontaire - доброволец) — любое физическое лицо, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, которое вносит свой вклад в развитие волонтёрства, осуществляя волонтерскую деятельность.

Волонтёрская деятельность — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение.

Волонтерство основывается на добровольном труде, не требующем оплаты. Следовательно, его мотивы - не в материальном поощрении, а в удовлетворении социальных и духовных потребностей.

Добровольцы, с точки зрения закона Российской Федерации - физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности). Работа волонтера сплачивает людей в единственном стремлении - стремлении делать добро.

Потапенко О.В. называет волонтером человека осуществившего сознательный, самостоятельный выбор, занимающегося каким-либо делом по собственному желанию и убеждению.

Так, например, у Н.Ю. Слабжанина читаем: «Доброволец - человек, занимающийся на безвозмездной добровольной основе (без какого-либо принуждения) деятельностью по разрешению социально значимых проблем».

Работа волонтеров очень разнообразна. Крайне сложно найти область социальной сферы, в которой в настоящий момент не участвовали бы добровольцы. Безусловно, это связано с основной целью работы добровольцев - помощью людям. Наиболее полно цели деятельности благотворительных организаций, которыми и являются все волонтерские и добровольческие клубы, организации, объединения, перечислены в Федеральном законе о благотворительной деятельности и благотворительных организациях от 11.08.1995 г. №135 ФЗ: «Благотворительная деятельность осуществляется в целях:

- подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

- оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;

- содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;

- содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;

- содействия защите материнства, детства и отцовства;

- содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;

- содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;

- содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;

- охраны окружающей среды и защиты животных;

- охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;

- подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

- социальной реабилитации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;

- содействия добровольческой деятельности;

- участия в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- содействия развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи;

- содействия патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи;

- поддержки общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций;

- содействия деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы;

- содействия профилактике социально опасных форм поведения граждан».

Большинство волонтерских организаций выбирает для себя приоритетные направления деятельности и в их рамках реализует различные проекты. Причем выбор направления может зависеть как от формы помощи, так и от целевой группы.

Слова «доброволец» и «волонтер» используются в практике некоммерческих организаций как синонимы. Это вполне естественно, поскольку общепринятое значение этих слов одинаково: доброволец (волонтер) - человек, который добровольно, то есть, не будучи обязанным, взялся выполнять какую-то работу.

Волонтером может быть любой человек, желающий посвятить свое свободное время добровольному труду, приносящему пользу обществу в целом или конкретным людям. Но нужно понимать, что доброволец не является работником организации, в которой он выполняет какую-то работу. Он в больше степени является участником проекта, который взял на себя реализацию одной из задач. Он не вступает с организацией в трудовые отношения и не получает оплату за труд, на него не распространяются нормы трудового законодательства. Разделение одних ценностей с организацией, в которую приходит волонтер, является основой их взаимодействия.

Итак, основными выводами данной главы являются:

Волонтерство - это понятие, которое возникло с появлением человечества, на основе благотворительности, бескорыстности и помощи нуждающимся. Оно обретало новые формы на протяжении многих веков.

В современном мире волонтерство - это добровольный труд, осуществляемый людьми на безвозмездной основе и направленной на достижение социально значимых целей и решение проблем общества.

Волонтерская деятельность может стать одним из продуктивных видов деятельности, которые помогают достичь личностных результатов, таких как активное участие в общественной деятельности, проявляют гражданскую активность, способны к социальным преобразованиям, а так же обладают возможностью самостоятельного выбора принципов, норм, образцов мышления формируют собственную точку зрения, творческий подход к делам и нестандартное решение ситуации.

 

Исследование проблемы волонтерской деятельности как фактора социализации детей дошкольного возраста

Основные направления волонтёрства

 

Перед волонтёрами стоит выбор, в какое направление волонтёрства пойти. На самом деле, не все знают о том, какие направления волонтёрства вообще существуют.

Первое направление – это социальное волонтёрство, оно самое известное. Это помощь одиноким ветеранам, помощь детям, работа с той категорией людей, которую принято называть социально незащищёнными. Социальное волонтёрство – это исторически сложившееся направление. Сейчас очень много благотворительных фондов и волонтёрских организаций занимаются именно социальным волонтёрством. Зачастую, когда человек приходит к мысли о том, что он хочет стать волонтёром, первое, о чём он думает – это, как правило, вот о таком социальном аспекте.

Второе и по степени развитости, и по степени узнаваемости направление – это спортивное волонтёрство. Спортивное волонтёрство имеет свои отличия, поскольку здесь важны особые компетенции волонтёра – например, знание иностранного языка, поскольку зачастую крупные спортивные события предполагают участие разных стран в соревнованиях. Это знание определённого вида спорта, особенно если это волонтёрство на чемпионате, посвящённом определённому виду спорта. Это некая толерантность, открытость к миру, желание общаться с разными людьми.

Третье направление – это культурное волонтёрство. Это и помощь при реставрации архитектурных памятников, и работа по пополнению экспозиционного фонда музеев, и организация экскурсий, и работа с туристическими группами, последнее особенно востребовано в дни проведения крупных спортивных и культурных праздников. Ярким примером волонтерства в этой области стало участие волонтеров в зимней сочинской олимпиаде.

Четвертое направление – экологическое волонтёрство. Уборка мусора, патрулирование в пожароопасный период, посадка деревьев. Чаще организуются субботники, дни чистоты, когда социально-ответственные граждане выходят на уборку парков, лесов, берегов водохранилищ.

 Однако экологическое волонтерство этим не ограничивается. Еще есть проекты по раздельной утилизации мусора, сбор средств на очистку водоемов. В таких акциях принимают участие различные молодежные организации и студенческие союзы, и это направление волонтерства становится все более популярным в наши дни.

Пятое направление, которое тоже можно считать классическим – это донорство. Очень многие хотят стать донорами и становятся ими. Но если рассматривать донорство как волонтёрство, не только как сдачу крови напрямую, но и как большой просветительский блок – то конечно волонтёры здесь очень нужны. Когда люди начинают узнавать и понимать предмет, они начинают по-другому к нему относиться. У нас очень часто не хватает доноров именно потому, что люди либо боятся, либо не знают о донорстве.

Шестое направление – это событийное волонтёрство, или эвент-волонтёрство. Это волонтёры, которые участвуют в крупных событиях – фестивалях, форумах, каких-то больших городских проектах, к примеру, День Города. Такие формы благотворительных мероприятий служат не только для популяризации деятельности организаций и сбора пожертвований, они также позволяют укрепить отношения волонтерских организаций с существующими волонтерами и привлечь новых.

Седьмое направление - это корпоративное волонтерство. Это участие сотрудников в добровольной работе в различных социальных программах при поддержке организации, в которой они работают. Зачастую в акциях участвуют не только сами сотрудники, но привлекаются также партнеры и члены семей сотрудников.

Восьмое направление – это виртуальное волонтерство (или онлайн-волонтерство)

Дает возможность проявить социальную активность тем, кто не всегда может пожертвовать своим временем. Такой вид волонтерской деятельности близок особенно тем, чей профессиональный опыт или стиль жизни связан с Интернет-средой, а также людям с ограниченными физическими возможностями и тем, у кого есть проблемы с передвижением. Еще одним важным качеством виртуального волонтерства может служить его использование в качестве сравнительно недорогого способа увеличения вовлеченности жителей в развитие местного сообщества.

Существует много направлений волонтёрской деятельности. Об основных я сейчас рассказала. Возможно, в будущем направлений волонтёрства станет ещё больше. Виды, направления, формы волонтерства - это теория, а на практике волонтеры просто делают то, что делает окружающий мир лучше.

 

 Развитие волонтерства в детском саду

 

Актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни.

А жизнь – это не только академические знания. Это развитие -определенных жизненных качеств:

-ответственности;

-милосердия;

-самостоятельности;

-умение общаться с разными социальными группами людей;

-личностный позитивизм.

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование стало самостоятельным уровнем общего образования, что значительно повышает предъявляемые к нему требования.

В федеральном государственном стандарте дошкольного образования указано, что педагогическое взаимодействие ребенка и воспитывающих взрослых должно быть ориентировано на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: «. ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и в другом; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности». (п. 4.6.)

Детство - время активного социального "развертывания" растущего человека и освоения им социокультурных достижений и ценностей, период пробы и самоопределения в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах.

Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.

Наша задача не дать иссякнуть маленькому источнику тепла, мягкости, терпения и любви. Дети рано начинают чувствовать любовь и справедливость взрослых, а также сверстников, они чутко реагируют на малейшие проявления недоброжелательности и пренебрежения.

Очень важно, чтобы гуманные чувства дети распространяли не только на себя, а еще и умели бы сострадать взрослым, своим сверстникам, «братьям нашим меньшим»- животным. Что такое милосердие? Само слово говорит само за себя – иметь доброе, милое сердце. Быть готовым всегда помочь кому-нибудь, не посмеяться над чьей-то бедой, а суметь пожалеть, помочь, простить, просто из чувства сострадания и человеколюбия.

На современном этапе одним из направлений развития и образования детей является социально - коммуникативное развитие.

Социально-коммуникативное развитие направленно на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Сейчас много говорят о том, что подрастающее поколение проявляет негативное отношения друг другу. Поэтому задача педагогов - направить свои усилия для успешной социализации ребенка и его социально - личностного развития.

Социализация — это становления личности в процессе усвоения знаний, ценностей и норм социалистического общества. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации.

Уже с первых дней жизни ребенок является существом социальным, так как его потребности не могут быть удовлетворены без помощи и участия другого человека.

Современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях, чем их ровесники 20 лет назад. Занятость родителей, разрыв поколений, технологизация детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, отчужденность, изолированность выдвигают на первый план задачу социализации детей.

Задача может быть решена при одновременной реализации таких условий, как создание благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их возможностей и особенностей развития, тесное сотрудничество педагогов группы, специалистов и родителей.

Несмотря на то, что технология «Дети - волонтеры» удивительно простая в использовании давно входит в работу с дошкольниками, ее реализация ранее проходила эпизодически, так как мы не видели, в чем могут быть преимущества данного подхода. Однако с введение ФГОС ДО, (п.2.6.) «становление самостоятельности, целеустремленности и саморегуляции собственных действий» - одна из задач социально-коммуникативного развития ребенка, пришлось пересмотреть подход, к организации условий развития ребенка - дошкольника.

Слово " Волонтер" иностранное, переводится как «доброволец» или «желающий». Это люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку.

Волонтерство - это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство - прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.

Волонтерство - это бесплатная помощь, в результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения.

Существует много форм работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников. Наш детский сад выбрал – волонтерское движение.

 

 Опыт работы волонтерства

для возникновения волонтерского движения в детском саду стал просмотр мультипликационного фильма «Цветик - семицветик». У детей возник интерес к одному отрывку, там где девочка тратит единственный лепесток на желание - это помочь мальчику, который, не мог ходить. Вот тогда ко мне пришла идея о создании волонтёрского движения в детском саду. Начала работу в марте 2020 года. Я представила детям мультфильмы, презентации, в которых объяснялось, кто такие волонтёры, чем они занимаются, и какую работу они выполняют. У детей загорелись глаза, многие ребята выразили желание стать добровольцами – волонтёрами! Ведь мы будем помогать людям, нашим братьям меньшим, животным и птицам, беречь родную природу, быть примером для всех. Нести всем, только добро. Так сформировалась команда.

Наиболее высокая активность детей происходила в период разработки атрибутов волонтёрского движения. Единым голосованием было придумано название команды «Добро». Придумали свой девиз. В разработку правил волонтера, создание значка эмблемы, девиза команды вовлекли своих родителей. Родители подготовили галстуки. Эмблема получилась яркая. Множество ладошек означало - "мы", то что мы все разные, но ведем совместную работу и связаны одним делом.

 Тянущиеся вверх руки, говорят о готовности оказать помощь всем кто в ней нуждается. И крупными буквами надпись "волонтеры" говорит о том, что помощь оказывается безвозмездно, от души. Девиз так же отражает сплоченность, выносливость, стойкость команды, ее решительные действия.

Создав группу волонтерского движения, определив уровень сформированности социально - значимых личностных качеств детей - волонтеров, мной были определены следующие задачи:

- формирование позитивных установок на добровольческую деятельность;

- формирование практических навыков участия в волонтерском движении;

- воспитание духовно - нравственной личности с активной жизненной позицией;

- развитие коммуникативных навыков.

В процессе работы придерживалась таких принципов:

- добровольности;

- партнерства и сотрудничества;

- творчества и соавторства;

- развития и самореализации;

- создания ситуации успеха.

Организация волонтерства осуществлялась в три этапа:

I этап - социально-психологическая подготовка волонтёров;

II этап - развитие волонтёрского движения, проведение акций и мероприятий;

III этап – определение перспектив дальнейшего развития волонтёрского движения.

Практика показала, что дети не могут сразу оказывать помощь другим, не имея в запасе знаний и коммуникативных навыков, поэтому задача первого этапа заключалась в обучении детей – волонтеров. Для тренировки эффективной коммуникации и развитии уверенности в себе, обучение осуществляла по двум направлениям:

1.информационно-познавательный (получение информации с последующим обсуждением).

2. мотивационно-поведенческий (апробация способов желательных типов поведения).

Ребята общались со школьниками – волонтерами, но не до конца осознавали суть волонтерского движения. Поэтому в более доступной для детей форме постаралась раскрыть понятие "волонтер", дала представление о роли добровольческого движения в современном обществе. С этой целью провела беседы о том, кто такие волонтеры, чем они занимаются, какими обладают качествами, что значит волонтерская деятельность.

В процессе бесед ребята отвечали на такие вопросы: что значит "добрые пожелания?", "добрые слова?", "добрые поступки?", "добрые дела?", "добрые люди?", "в какой помощи могут нуждаться дети, взрослые?", "чему старшие дети могут научить малышей?". Чтение художественной литературы (Г. Сапгир «Самые слова», К. Дольто-Толич "Вежливо- не вежливо", М. Плашковский "Уроки дружбы", А. Барто "Особое поручение", "Не смей обижать" и др.) помогло на примере литературных героев проанализировать и даже ассоциировать с реальными жизненными примерами и поступками людей в разных проблемных ситуациях. Нередко в ходе просмотра видеороликов со стихами о беспомощных, бездомных и брошенных животных на глазах ребят выступали слезы.

Чтобы развивать способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей использовала в работе игры, упражнения, тренинги ("Как бы ты поступил?", "Тренинг эмоций", "Подарок на всех" и т. д.). Игровое моделирование проблемных ситуаций помогает принять детям правильное решение в жизненных поступках.

Чтобы команда действительно была сплоченная, проводила игры, направленные на сплочение коллектива и развитие коммуникативных способностей детей, такие как: "Овации", "Снежный ком", "Передай свое настроение", "Как сказать, чтоб не обидеть" и др.

Первой акцией "Волонтеры - друзья малышей", стал поход в младшую группу. Ребята подготовили и показали малышам театрализованное представление сказку « Колобок, поиграли с ними в игры. На протяжении всего времени волонтерской работы старшие дошкольники систематически посещают малышей, стремятся использовать каждый режимный момент для оказания помощи, научить чему-то младших детей: играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать.

Я отметила, что помогая младшим дошколятам, у детей - волонтёров формируется ощущение взрослости, возникает стремление к решению новых более сложных задач, у детей повысилась самооценка, уверенность в себе.

В процессе работы с детьми - волонтерами старалась создать такие условия, при которых повышалась бы социальная значимость их деятельности. Чтобы интерес у детей к волонтерской деятельности не угасал, использовала такие формы работы, как проектная деятельность, мастер - класс, участие в акциях.

Для того чтобы не упустить ничего важного, учесть все нюансы, разрабатывался план работы на месяц или более, в зависимости от сложности выбранной ребятами деятельности. В процессе составления плана учитывались интересы, возможности, социальный опыт, выдвинутые предложения детей.

Совместно с ребятами в течение месяца разработали и осуществили три проекта.

Для формирования у дошкольников патриотических чувств личности разработали проект "Этот день Победы". К этому событию мы отнеслись с большой ответственностью. Были изготовлены различные открытки, записывали песни, стихи. С помощью родителей изготавливали макет «Привал», были сделаны макет танка, машины, макет полевой кухни, лепили из пластилина солдат, изготовили окоп. Так же было участие в акциях «Бессмертный полк», «Окна Победы».

Приняли участие в проекте «Эколята – дошколята» Мы с ребятами считаем, что бережное отношение к окружающей среде поможет избежать экологических проблем в будущем. Высадили деревья на территории детского сада, также проводилась акция «Сад дома».

В знак глубокого уважения и внимания к людям старшего поколения в новом учебном году первого октября прошла акция "День пожилых людей". Волонтеры своими руками сделали открытки с пожеланиями здоровья и благополучия и вручили своим бабушкам и дедушкам. Проявляя заботу и внимание, волонтеры своим бабушкам и дедушкам почитали им стихи.

 Для волонтеров участие в такой социально-значимой акции стало прекрасной возможностью подарить пожилым людям частичку душевного тепла и внимания. Наблюдения показали, ребята стали более вежливо и внимательно относиться к людям старшего возраста.

Так же помимо запланированных проектов были различные акции, в которых дети – волонтеры с интересом принимали участие со своими родителями.

Для отслеживания всех процессов в деятельности волонтеров завели «Книжку волонтера", в которой дети не только отмечали свое участие в разных формах работы, но и анализировали: красным кружком отмечали, если работа сделана хорошо, ну а если что - то не совсем получилось - желтым. Обсуждение проделанной работы, умение увидеть какие - либо ошибки, как их в следующий раз не допустить, учили детей не стесняться своих неудач.

Проанализировав "Книжку волонтеров" выяснила, что 10% детей, входящие в команду, не принимают участия в волонтерской деятельности. Поэтому, с целью мотивации желания как можно больше проявлять активность, создала "Паровозик добрых дел", вагончики которого за каждую проделанную работу пополнялись смайликами. Всем хотелось, чтобы их вагончики были наполнены "добрыми делами". Это побудило малоактивных детей быть инициативными, а застенчивых - более решительными.

Так как у дошкольников - волонтеров недостаточно опыта и умений, а возникло желание решать более глобальные проблемы.

Проведя сравнительный анализ итогов диагностики полученных на начальном и завершающих этапах проектов, сделала вывод, что может ребята еще и не стали настоящими волонтерами, но в процессе волонтерской деятельности у них сформировались: личностная и нравственная саморегуляция, моральные суждения и оценки, понимание общественного смысла нравственной нормы. Дети понимают переживания других, проявляют заботу, отзывчивость, взаимопомощь, сочувствие, адекватно реагируют на удачи и неудачи других.

Некоторые ребята уже могут самостоятельно провести мастер - класс. А разнообразные формы работы помогают поддерживать интерес к волонтерской деятельности. Сравнительные показатели на начало проекта и на конец проекта представлены в таблице 1.

https://files.1urok.ru/images/0dff8973aacd9c6b84c993478c648968767ebb5a.png

Таблица 1.- Сравнение участников на начало проекта и на конец проекта.

Заключение

Таким образом, теоретическое и практическое исследование позволило сформулировать следующие выводы согласно поставленным задачам:

На основе анализа психолого-педагогической литературы было определено, что:

- История становления волонтерского движения в России и за рубежом начинается с появлением человека, человеческих отношений и трансформировалась от раздачи милостыни нищим и развитии богаделен, приютов к расширению международного волонтерского движения во всем мире.

- Принципы, лежащие в основе деятельности волонтеров: добровольность, безвозмездность, социальная значимость, уважение индивидуальности каждого человека, объединение людей, воспитание лидерских качеств, повышение гражданской активности, добросовестность и законность.

- Сущность и содержание волонтерской деятельности способствует процессу социального развития и адаптации волонтеров.

- Социализация - понятие, характеризующее образование личности, которая предполагает не только сознательное усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку (совместно с взрослыми и сверстниками) собственного социального опыта, ценностных ориентации, своего стиля жизни.

Практическая часть исследования заключалась в организации опытно-экспериментальной работы, которая показала, что школьники-волонтеры демонстрируют активное участие в общественной деятельности, проявляют гражданскую активность, сочувствие, уважение.

Итак, в ходе теоретической и опытно-экспериментальной работы поставленная цель достигнута, и задачи исследования решены.

                                     

Список литературы

 

  1. Бодренкова, Г.И. Добровольчество / Г.И. Бодренкова // Социальная работа. - 2006. - №1. - С. 135-153.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование / Божович Л.И. - М., 2008. - 115 с.
  3. Бачинин В.А. История философии и социологии права: Для студентов юридических, социологических и философских специальностей / В.А. Бачинин. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2001. - 335 с.
  4. Городецкая, И. Добровольческое движение в США / И. Городецкая // Мировая экономика и международные отношения. - 2001. - №1, 2. - С. 78-86.
  5. Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Взаимодействие образовательного учреждения с социумом / Сост.- М.: АРКТИ, 2003. - 111 с.
  6. Силенко, Ю. Основные виды волонтерства / Ю.Силенко // Основы волонтерства.-2013. №5.-С.14-16.
  7. Слабжанин, Н.Ю. Как эффективно работать с добровольцами / Н.Ю. Слабжанин. - М.: Наука, 2011 - С. 38.
  8. Циткилов П.Я. Информационно-методические материалы по организации работы с волонтерами / П.Я. Циткилов // Социальная работа. - 2007. - №5. - С. 58-60.
  9. Чижмакова В. И., Кудряшова Н. А., Костина С. Б. Технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников // Молодой ученый. — 2018. — №46.2. — С. 106-111.
  10. Шилова М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе // Красноярск: РИО КГПУ, 2002. - С. 194.

Этап

Содержание этапа

I этап

подготовительный: сентябрь 2020 года.

-определение цели и задач проекта;

-планирование работы с детьми, родителями, социальными партнерами;

-предварительная работа по сбору информации;

- анкетирование родителей;

-изучение литературы, интернет-ресурсов, опыт работы других ДОУ

Работа с педагогами ДОУ

-разработка механизма внедрения технологии «волонтёрское движение»

-консультация для педагогов: «Что такое волонтёрство?»

-организация центра волонтёрского движения «Рука к руке»

-подготовка различных атрибутов для работы в центре волонтёрского движения (презентации, значки, эмблема, футболки, галстуки, смайлики)

Работа с родителями

-консультации для родителей: «Волонтёрское движение в детском саду», «Волонтёры: история и современность»

Работа с детьми

-кастинг детей для вступления в ряды волонтёрского движения;

-знакомство детей с волонтёрами, с волонтёрской деятельностью.

-просмотр видео-презентации «Дети – волонтеры».

- чтение детской художественной литературы о добрых делах, о взаимопомощи.

II этап

Практический, основной: октябрь- май2020-2021

Октябрь

Работа с педагогами ДОУ/ Работа с родителями

-акция «День пожилого человека»

- размещение на сайте ДОУ информаии по созданию волонтёрского движения в детском саду

Работа с детьми

- торжественное мероприятие «Рука к руке»

(принятие в ряды волонтерского движения)

- оформление стенда «Рука к руке»

-акция «День пожилого человека»

-изготовление подарков пожилым людям детьми, совместно с родителями и педагогами

- неделя помощи «Спешите делать добрые дела»

- трудовой десант «Убираем листья»

Ноябрь

Работа с педагогами и родителями

- выпуск и распространение буклетов «Волонтёр – это актуально»

- акция «День матери»

- благотворительная акция «Твори добро»

Работа с детьми

- акция «День матери»

- изготовление подарков для мам

- беседа «Помогаю маме» – добрые дела дома

- выставка рисунков «Как я помогаю маме»

-неделя добра – помогаем малышам

- благотворительная акция «Твори добро»

Декабрь

Работа с педагогами

Работа с родителями

-оформление фотоальбома в рамках проекта «Наши добрые дела»

Работа с детьми

- акция «Мешок Деда Мороза» - подарки для малышей

- неделя помощи «Спешите делать добрые дела»

- чтение детской художественной литературы о добре, о внимании и заботе о близких

- рефлексивные круги (чем я могу помочь и как на самом деле помогаю)

Работа с социальными партнёрами

Приглашение в детский сад волонтёров-школьников. Совместная деятельность, презентации.

Январь

Работа с педагогами

Работа с родителями

-творческий марафон «Мы – волонтёры!»

- акция «Покормите птиц зимой!»

Работа с детьми

- помогаем малышам

- неделя добрых дел

- акция «Покормите птиц зимой!»

- квест-игра совместно с родителями «Дорогою добра»

- оформление стенда «Рука к руке» новыми рубриками

Февраль

Работа с педагогами

Работа с родителями

- неделя добрых дел

-акция «Доброе сердце» - оказание посильной помощи больным и нуждающимся

Работа с детьми

-презентация промо-ролика «Мы - волонтёры»

-неделя добрых дел

- акция «Доброе сердце» - оказание посильной помощи больным и нуждающимся

- чтение художественной литературы о добре и зле

-акция «Книжка заболела»

Работа с социальными партнёрами

- Публикация в СМИ «Даурская новь» одеятельности волонтёрского движения в детском саду

- Экскурсия в школу № 240, встреча с волонтёрами-школьниками

Март

Работа с педагогами Работа с родителями

-Неделя волонтёрства в ДОУ

- акция «Женщины планеты»

Работа с детьми

-игровая и театрализованная деятельность:

«Мама для мамонтёнка», «Наши бабушки»

-художественно-творческая работа: рисунки детей к Дню 8 марта

-игры по развитию эмоциональной сферы детей, коммуникации

- оформление стенда «Рука к руке» новыми рубриками

- фотоотчёт «Мои добрые поступки и дела»

- неделя добрых дел

Работа с социальными партнёрами

Экскурсия в социальный центр «Топаз»

Апрель

Работа с педагогами

Работа с родителями

- акция «День Земли»

- акция «Подари книгу детскому саду»

Работа с детьми

- акция «День Земли»

- трудовой десант «Убираем мусор»

- неделя добрых дел

-квест-игра «Путешествие в мир добрых дел и поступков»

-акция «Подари книгу детскому саду»

- репортаж «Мы – волонтёры»

Работа с социальными партнёрами

-квест-игра «Путешествие в мир добрых дел и поступков» (приглашение родителей, социальных партнёров)

Май

Работа с педагогами

Работа с родителями

- акция «Георгиевская ленточка»

Работа с детьми

-акция «Георгиевская ленточка» - помощь ветеранам, подарки, экскурсия на мемориал

- акция «Посадицветок»

-неделя добрых дел

-акция «Игрушка на память»

- оформление стенда «Рука к руке», фотоотчёт

Работа с социальными партнёрами

- совместный выход на мемориал со школьниками

- публикации в СМИ, на сайте ДОУ о работе волонтёрского движения в рамках проекта

III этап

аналитический:

май 2021 г.

- Анализ результатов работы по внедрению волонтёрского дижения в ДОУ

- На основе данных анализа разработка дальнейшего

плана действий.

- Распространение опыта через СМИ, Интернет –

ресурсы, участие во Всероссийских конкурсах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Социализация - это комплекс социальных и психических процессов, благодаря которым человек усваивает знания, нормы и ценности, определяющие его как полноценного члена общества. Это непрерывный процесс ...

Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме "Волонтерская деятельность как средство социализации детей дошкольного возраста" от 13.03.2018 г.

Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме "Волонтерская деятельность как средство социализации детей дошкольного возраста" от  13.03.2018 г....

Статья "Здоровьесберегающие технологии театрализованной деятельности, как средство социализации детей дошкольного возраста."

В данной статье раскрыта театральная деятельность, как средство социализации детей дошкольного возраста...

Статья "Конструктивная деятельность как средство социализации детей дошкольного возраста"

Позитивная социализация ребёнка возможна только на основе разнообразных и разнонаправленных видов детской деятельности. В деятельности дошкольники осваивают предметный мир и мир отношений между людьми...

Волонтерская деятельность как средство социализации детей дошкольного возраста. Рекомендации, технологии использования. Этапы организации волонтёрской деятельности.

Статья о реализации волонтерской деятельности в ДОУ. Содержит информацию об этапах организации деятельности, опыт работы ДОУ....

Обобщение педагогического опыта работы по теме: "Волонтёрская деятельность как средство социализации детей дошкольного возраста. Проект "Маленький волонтёр"

Мы растим новое поколение российских граждан. Пройдет время, и они начнут на различных уровнях управлять общественными и государственными процессами, открывать новые горизонты в науке, технике, искусс...

«Волонтерская деятельность как средство социализации детей дошкольного возраста»

laquo;Волонтерская деятельность как средство  социализации детей дошкольного возраста»...