Волонтерская деятельность как средство социализации детей дошкольного возраста. Рекомендации, технологии использования. Этапы организации волонтёрской деятельности.
статья

Стаднюк Ирина Викторовна

Статья о реализации волонтерской деятельности в ДОУ. Содержит информацию об этапах организации деятельности, опыт работы ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл волонтерская деятельность в ДОУ27.1 КБ

Предварительный просмотр:

Волонтерская деятельность как средство социализации детей дошкольного возраста. Рекомендации, технологии использования. Этапы организации волонтёрской деятельности.

 

Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Социализация — это становления личности в процессе усвоения знаний, ценностей и норм социалистического общества. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации. Уже с первых дней жизни ребенок является существом социальным, так как его потребности не могут быть удовлетворены без помощи и участия другого человека.

Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности. Дети рано начинают чувствовать любовь и справедливость взрослых, а также сверстников, они чутко реагируют на малейшие проявления недоброжелательности и пренебрежения. Очень важно, чтобы гуманные чувства дети распространяли не только на себя, а еще и умели бы сострадать взрослым, своим сверстникам, «братьям нашим меньшим»- животным. Были готовы всегда помочь кому-нибудь, не посмеяться над чьей-то бедой, а суметь пожалеть, помочь, простить, просто из чувства сострадания и человеколюбия.

Сейчас много говорят о том, что подрастающее поколение проявляет негативное отношения друг другу. Поэтому задача педагогов - направить свои усилия для успешной социализации ребенка и его социально - личностного развития.

Эта задача может быть решена при одновременной реализации таких условий, как создание благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их возможностей и особенностей развития, тесное сотрудничество педагогов группы, специалистов и родителей.

Социально-коммуникативное развитие направленно на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Как воспитать у дошкольника духовно-нравственные качества? – Как научить детей ориентироваться в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им? –Что могут сделать педагоги в условиях детского сада?

Ответы на эти актуальные вопросы может дать одна из форм реализации создания благоприятной социокультурной развивающей среды в ДОУ, а именно, технология «Дети - волонтеры», удивительно простая в использовании, она давно входит в работу с дошкольниками, но ее реализация ранее проходила эпизодически. Однако в настоящее время пересмотрен подход к организации волонтерской деятельности в ДОУ. Волонтёрское движение уже показало свою жизнеспособность и эффективность, как активная форма общения, при которой ребенок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов. А в основе волонтерского движения стоят принципы: «хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому», «сам захотел, и сам выбрал что делать». Работа волонтера сплачивает людей в единственном стремлении – стремлении делать добро. В теории и методике воспитания прослеживается идея о том, что детское движение, объединяющее детей, является важным фактором развития личности, ее социализации, истоком гражданственности, развития творческого потенциала в обществе. А волонтерское движение — это такая организация, где в совместных делах ребята могут приобрести позитивный опыт социального взросления и социальной ответственности.

В нашем детском саду о понятии «волонтёрство» стали говорить год назад (реализация волонтёрского проекта «Помощь в пополнении библиотеки» группа «Ромашки»), но традиция помогать ближним существует уже много лет. Например, в нашей группе «Капитошка» уже много лет существует традиция передачи игрушек выпускниками группы младшим детям. В прошлом году у нас прошла акция «Кормушка». Вместе с родителями ребята смастерили кормушки, принесли корм для птиц. Кормушек было так много, что вначале была организованна выставка, которая поразила своим разнообразием. На участке группы состоялось открытие «птичьей столовой». Также два раза в год родители и воспитанники каждой группы нашего детского сада принимают участие в облагораживании территории участков, сборе мусора, обновлении песочниц. На добровольной основе осуществляется уход за клумбами и высадка деревьев. Например, выпускники группы «Гномики» высадили кедры на территории прогулочного участка.

Примеры волонтерских проектов и акций из опыта сторонних ДОУ:

1) акция «Мир один на всех» концерт для ребят с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

2)«Дом, в котором я живу» акция-призыв к жителям района сделать дома, дворы чистыми и уютными, соблюдать чистоту и порядок в подъездах.
3) «Подари улыбку другу». Передавая свое тепло окружающим, мы делаем людей добрее.

4) Копилка добрых дел акция «Покормите птиц зимой».

5) Акция с активным участием родителей воспитанников «Быть здоровым – это модно».
6) «Трудовой десант» - помощь в наведении порядка на участках детского сада, уход за клумбами в ДОУ и др.

7) в рамках акции «Бессмертный полк» - музыкально-литературный вечер «Память бережно храним», где дети пели и слушали военные песни, танцевали, читали стихи.

Рассмотрим подробнее этапы подготовки организации волонтерской деятельности в детском саду:

  1. Постановка цели деятельности. Например: развитие дошкольного волонтёрского движения в ДОУ, главной целью которого, является воспитание духовно нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
  2. Определение задач. Например:

1. рассмотреть процесс организации волонтерской деятельности в детском саду.

2. Определить уровень сформированности у детей дошкольного возраста социально - значимых личностных качеств, как коммуникативной личности, сопереживание, сочувствие; закрепить понятие о доброте, сформировать понятие слова «заботливость», «милосердие».

3. Разработать и внедрить комплекс педагогических мероприятий работы с детьми по организации волонтерского движения:

-

- воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к гармоничному взаимодействию с другими людьми;

- развитие самостоятельности и ответственности у дошкольников, навыков общения в разновозрастном коллективе;

- привлечение детей старшего дошкольного возраста к работе в среде сверстников;

- создание условий для самореализации дошкольников и повышения их социальной активности, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) в естественной среде от старших к младшим;

- пропаганда здорового образа жизни (при помощи акций, тематических выступлений, конкурсов и др.);

- формирование позитивных установок на добровольческую деятельность;

- формирование практических навыков участия в волонтерском движении;

- развитие коммуникативных навыков.

Этапы организации волонтёрской деятельности.

1. Подготовительный. Социально-психологическая подготовка волонтеров. На первом этапе работы над проектом у педагогов и родителей воспитанников формируются представления о роли и месте добровольчества в современном обществе, а детям дается определение понятия «волонтер». Здесь проходит развитие навыков коммуникации, уверенности в себе, разработка атрибутов волонтерского движения. Практика показала, что дети не могут сразу оказывать помощь другим, не имея в запасе знаний и коммуникативных навыков, поэтому задача первого этапа заключается в обучении детей – волонтеров. Для тренировки эффективной коммуникации и развитии уверенности в себе, обучение осуществляется по двум направлениям:

а)информационно-познавательный (получение информации с последующим обсуждением). Чтение художественной литературы (Г. Сапгир «Самые слова», К. Дольто-Толич "Вежливо - не вежливо", М. Плашковский "Уроки дружбы", А. Барто "Особое поручение", "Не смей обижать" и др.), просмотр видеороликов, обсуждение поступков литературных героев и  ассоциация с реальными жизненными примерами и поступками людей в разных проблемных ситуациях.

б)мотивационно-поведенческий (апробация способов желательных типов поведения). Чтобы развивать способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей используются в работе игры, упражнения, тренинги ("Как бы ты поступил?", "Тренинг эмоций", "Подарок на всех" и т. д.) Игровое моделирование проблемных ситуаций помогает принять детям правильное решение в жизненных поступках.

2. Организационный. Формирование волонтерского движения, т.е. объединение группы добровольцев волонтерского движения. Совместно с детьми возможна разработка «правил волонтера», отвечающих запросам и личностным качествам участников. Например:

1. Найди того, кто нуждается в твоей поддержке и помоги ему.

2. Доведи начатое дело до конца.

3. Если ты волонтер, не будь равнодушным к проблемам окружающих.

4. Умеешь сам – научи другого.

5. Уважай мнение других.

6. Будь настойчив в достижении целей.

3. Практический. Путешествие в мир добрых дел и поступков. Развитие волонтерского движения, проведение акций и мероприятий. На третьем этапе происходит подготовка и проведение просветительско-профилактических мероприятий, привлечение общественности родительского и педагогического контингента к поддержке развития волонтерского движения. Наиболее очевидным и доступным способом реализации волонтёрских инициатив является деятельность по социальному проектированию. Соответственно, результатом социального проектирования является создание социальных проектов, реализация которых должна служить разрешению актуальных, позволяющих успешно строить настоящую и будущую жизнь общества. Любая проектная деятельность сопровождается процессом принятия решения. Участие в процессе принятия решений – это возможность выразить свою точку зрения, быть услышанным и повлиять на результат в решении вопросов, затрагивающих интересы. Это процесс, который помогает и детям, и взрослым,  не только услышать мнения и пожелания друг друга, но и построить систему партнёрских взаимоотношений, организовать совместную работу и добиться высокого уровня ответственности за решения, которые принимаются совместно.

4.Перспективный - определение перспектив дальнейшего развития волонтёрского движения.

Я считаю, что идея организации волонтерского движения в детском саду способствует позитивной социализации дошкольников. В ходе реализации технологии «Дети-волонтеры» у детей формируется ощущение взрослости, возникает стремление к решению новых более сложных задач, повышается самооценка, уверенность в себе, повышается социальная значимость их деятельности. Дети обучаются личностной и нравственной саморегуляция, пониманию общественного смысла нравственной нормы, моральных норм, могут оценивать свои поступки и поступки других людей. Дети понимают переживания других, проявляют заботу, отзывчивость, взаимопомощь, сочувствие, адекватно реагируют на удачи и неудачи других.


Литература и информационные сайты:

  1. Бодренкова, Г.И. Добровольчество / Г.И. Бодренкова // Социальная работа. - 2006. - №1. - С. 135-153.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование / Божович Л.И. - М., 2008. - 115 с.
  3. Бачинин В.А. История философии и социологии права: Для студентов юридических, социологических и философских специальностей / В.А. Бачинин. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2001. - 335 с.
  4. Городецкая, И. Добровольческое движение в США / И. Городецкая // Мировая экономика и международные отношения. - 2001. - №1, 2. - С. 78-86.
  5. Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Взаимодействие образовательного учреждения с социумом / Сост.- М.: АРКТИ, 2003. - 111 с.
  6. Силенко, Ю. Основные виды волонтерства / Ю.Силенко // Основы волонтерства.-2013. №5.-С.14-16.
  7. Слабжанин, Н.Ю. Как эффективно работать с добровольцами / Н.Ю. Слабжанин. - М.: Наука, 2011 - С. 38.
  8. Циткилов П.Я. Информационно-методические материалы по организации работы с волонтерами / П.Я. Циткилов // Социальная работа. - 2007. - №5. - С. 58-60.
  9. Чижмакова В. И., Кудряшова Н. А., Костина С. Б. Технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников // Молодой ученый. — 2018. — №46.2. — С. 106-111.
  10. Шилова М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе // Красноярск: РИО КГПУ, 2002. - С. 194.

https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2021/10/28/obobshchenie-opytahttps://dohcolonoc.ru/stati/14783-opyt-raboty-volonterskaya-deyatelnost.html

https://www.maam.ru/detskijsad/tema-detskoe-volonterstvo-kak-sredstvo-yefektivnoi-socializaci-doshkolnikov.html

https://moluch.ru/archive/232/54106/

https://edu.dobro.ru/upload/uf/e1d/e1da6c2661e8f8c856211395f7c14be7.pdf

http://kdobru.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Социализация - это комплекс социальных и психических процессов, благодаря которым человек усваивает знания, нормы и ценности, определяющие его как полноценного члена общества. Это непрерывный процесс ...

Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме "Волонтерская деятельность как средство социализации детей дошкольного возраста" от 13.03.2018 г.

Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме "Волонтерская деятельность как средство социализации детей дошкольного возраста" от  13.03.2018 г....

Статья "Здоровьесберегающие технологии театрализованной деятельности, как средство социализации детей дошкольного возраста."

В данной статье раскрыта театральная деятельность, как средство социализации детей дошкольного возраста...

обобщение опыта "Волонтерская деятельность, как средство социализации детей дошкольного возраста"

Обобщение опыта "Волонтерская деятельность, как средство социализации детей дошкольного возраста"...

Обобщение педагогического опыта работы по теме: "Волонтёрская деятельность как средство социализации детей дошкольного возраста. Проект "Маленький волонтёр"

Мы растим новое поколение российских граждан. Пройдет время, и они начнут на различных уровнях управлять общественными и государственными процессами, открывать новые горизонты в науке, технике, искусс...

«Волонтерская деятельность как средство социализации детей дошкольного возраста»

laquo;Волонтерская деятельность как средство  социализации детей дошкольного возраста»...

Реферат : «Волонтерская деятельность как средство социализации детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст считается периодом интенсивной социализации. Но в наше время нелегко привить идеи добровольчества, так как у многих людей существует стереотип, что человек, занимающийся честным тру...