Опыт работы «Развитие связной речи и творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии «сторителлинг»
статья (старшая группа)

Борькина Светлана Васильевна

Технология «Сторителлинга» позволяет: разнообразить образовательную деятельность с детьми; заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии; научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию; обогатить устную речь дошкольников; облегчить процесс запоминания сюжета. Сам прием не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время. Эффективен в процессе рассуждения, потому что импровизированные рассказы вызывают у детей большой интерес, развивают фантазию, логику.

Таким образом, многофункциональность, многообразие и возрастная адекватность игровой технологии «Сторителлинг» позволяет использовать ее для коррекции и формирования речевых способностей детей старшего дошкольного возраста.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в повышении эффективности работы по развитию речи у старших дошкольников в педагогическом процессе, путём включения технологии 

«Сторителлинг» в комплексную работу педагогов МБДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы

«Развитие связной речи  и творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством использования  технологии «сторителлинг»

https://www.maam.ru/images/users/avatars/efcc8f475baa899b5b3f26abd5b43f96.jpgБорькина Светлана Васильевна

В ФГОС ДО речевое развитие выделено в отдельную образовательную область и это не случайно, так как дошкольный возраст – это сенситивный период развития речи детейРазвитие связной речи является первым и важным условием полноценного развития ребенка. Именно грамотное, логически оформленное изъяснение своих мыслей является одним из показателей умственного развития. Только в связной речи в диалоге, монологе, рассказывании и пересказе можно четко проследить все основные аспекты, характеризующие нашу речь. Успехи в овладении детьми связной речью обеспечивают определённую успешность в овладении новыми знаниями и последующем их применении.

Именно поэтому речевое развитие, занимает важное место в Федеральных государственных стандартах ДОУ.

Для выявления уровней речевой готовности у детей старшего дошкольного возраста использовалась методика Градусова Л. В. Левшина. Н. И. Дементьева И. С.

Таким образом, анализ полученных результатов позволил определить проблемы и содержание работы. Возникла необходимость поиска наиболее эффективных подходов и технологий по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста.

Отсюда, задача - выбрать оптимальные методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые направлены на развития личности дошкольника. Это и подтолкнуло меня на поиск путей и более эффективных способов развития связной речи дошкольников.

Обоснование выбора темы.

Через развитие речи закладывается воспитание полноценной личности ребенка, основы благоприятных социальных контактов и общения.

Мой практический опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста показывает, что связная речь детей  недостаточно сформирована. Рассказы детей даже на близкую им тему нередко отличаются недостаточной содержательностью,непоследовательностью.

Предложения в основном простые, неполные. Отсутствие или слабость логичной связи дети компенсируют навязчивым повторением одних и тех же слов или использованием в начале предложений союза «и». Проблема развития правильной речевой деятельности детей  остается одной из актуальных проблем на сегодняшний день. Как показывает моя практика развитие именно связной речи, вызывает у детей особую сложность. Ведь не секрет, что для успешного обучения в школе у выпускников ДОУ должны быть сформированы умения связно и самостоятельно высказывать свои мысли, составлять рассказы, пересказывать тексты и т. д.

Детям нашей группы нравится деятельность, в которой они вместе со взрослыми совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать свое мнение. Значительная часть детей любознательны, им интересно получать новые знания, слушать разнообразные произведения. Однажды я обратила своё внимание на такую технологию, как «сторителлинг». Реализация новых подходов служит эффективным дополнением к общепринятым классическим технологиям и методикам.

Технология «Сторителлинга» позволяет: разнообразить образовательную деятельность с детьми; заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии; научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию; обогатить устную речь дошкольников; облегчить процесс запоминания сюжета. Сам прием не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время. Эффективен в процессе рассуждения, потому что импровизированные рассказы вызывают у детей большой интерес, развивают фантазию, логику.

Таким образом, многофункциональность, многообразие и возрастная адекватность игровой технологии «Сторителлинг» позволяет использовать ее для коррекции и формирования речевых способностей детей старшего дошкольного возраста.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в повышении эффективности работы по развитию речи у старших дошкольников в педагогическом процессе, путём включения технологии 

«Сторителлинг» в комплексную работу педагогов МБДОУ.

Согласно данной педагогической идее, обучающий процесс должен строиться на комбинировании личностно ориентированного,

 развивающего, деятельностного подходов с использованием игровых форм работы. Я выделила следующие этапы работы:

Начальный этап включал в себя:

- обнаружение противоречия, подбор диагностического материала;

- рассмотрение игрового материала, новинок методической литературы изучением практического применения материала:

- подбор программно-методического материала по деятельности;

- адаптация игр и игровых упражнений технологии «Сторителлинг» к условиям детского сада;

- составление перспективного плана работы с использованием программного и развивающего игрового материала;

- создание предметно-развивающей среды : подбор игрового и дидактического оборудования.

2) основной этап (создание необходимых условий для развития речи у старших дошкольников с использованием игровой технологии «Сторителлинг», отслеживание результативности в начале и конце каждого учебного года 

3)заключительный этап – итоговая диагностика, систематизация накопленного материала, обобщение и распространение опыта работы.

Целью сторителлинга является управление вниманием и чувствами слушателя, расставление правильных и нужных акцентов. Это необходимо для того, чтобы история осталась в памяти на долгое время. Происходит это через формирование психологических взаимосвязей, или ассоциаций.

Задачи:

обосновать правила поведения в той или иной ситуации, кто и зачем создал эти правила;

научиться умственному восприятию и переработке информации;

развивать красивую грамотную речь, творческое мышление, воображение;

обосновать право каждого быть особенным, не похожим на других;

наглядно мотивировать поступки героев;

сформировать желание общаться.

Теоретическая база опыта.

Слово «сторителлинг» в переводе с английского звучит как «рассказывание историй». А в русском языке ему соответствует, на мой взгляд, наиболее подходящий замечательный синоним «сказительство», т. е. повествование сказок, былин, притч, мифов и т. п.

Выделяют три вида педагогического сторителлинга : классический, активный, цифровой.

В классическом сторителлинге реальная ситуация из жизни или вымышленная история рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию. Такой прием применим в работе с детьми младшего и среднего возраста, когда воспитатель берет на себя ведущую роль рассказчика.

Цифровой сторителлинг - формат сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется визуальными компонентами (видео, инфографика).

Активный сторителлинг - в нём педагогом задается основа события, формируются ее проблемы, цели и задачи. А слушатели стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй. Применим для старшего дошкольного возраста.

Выделяют несколько принципов хороших историй :

- простота;

- неожиданность;

- конкретность (персонажи, истории должны быть знакомы и понятны дошкольникам;

- реалистичность (самая лучшая история не понравится и не запомнится, если дети в неё не поверят).

С дошкольниками для развития речи можно использовать следующие виды сторителлинга :

1. Сторителлинг на основе реальных ситуаций. В качестве примера применяются жизненные ситуации, которые следует решить. Так достаточно просто учить правила поведения (может быть классическим и активным).

2. Сторителлинг на основе повествования. Информацию, которую нужно донести до детей, представляет герой. Например, «к нам сегодня на занятие пришёл Незнайка, и у него.» что-то произошло. Таким образом повышается интерес ребёнка (классический сторителлинг).

3. Сторителлинг на основе сценария. Ребёнок становится частью истории и достигает различных результатов в зависимости от того, какие решения принимает. Это подходит для закрепления материала, так как позволяет применить ранее приобретённые знания и опыт. Такие занятия могут строиться по типу квестов (активный сторителлинг).

4. Сторителлинг на основе проблемных ситуаций. Поиск способа решения проблемы с наилучшим результатом (активный сторителлинг).

Метод сторителлинга позволяет :

• разнообразить образовательную деятельность с детьми;

• заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии;

• обогатить устную речь дошкольников;

• облегчить процесс запоминания сюжета.

Структура сторителлинга :

В структуру техники сторителлинг входят следующие элементы:

1. Вступление.

Оно должно быть коротким, здесь дети входят с ситуацию и знакомятся с героем.

Варианты вступления:

• Когда-то давным-давно…

• Садитесь поближе, я вам расскажу…

• Однажды…

• В некотором царстве, в некотором государстве.

• Жили-были…

• Это произошло темной и дождливой ночью…

• Наш герой понятия не имел, что его ждет…

2. Развитие событий.

Здесь выявляются сюжетные направления и нравы персонажей. Эта часть дает возможность основательнее проникнуть в проблему или в конфликт, о котором рассказывается в вступлении. Герой погружается в ситуацию, которая не становится разрешенной, а наоборот, становится все напряжённее.

3. Кульминация.

Именно здесь происходит накал всех страстей. В этой части герой выходит чемпионом (или нет). Это тот момент, где находятся все ответы на вопросы, появляется решение поставленной проблемы. Тайна раскрыта!

4. Заключение.

Заключение должно быть кратким, которое подытоживает рассказ одним предложением. Как в басне - мораль.

Сам прием не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время. Эффективен в процессе рассуждения, потому что импровизиро-ванные рассказы вызывают у детей большой интерес, развивают фантазию, логику.

Новизна опыта работы заключается в том, что проблему речевого развития детей я решаю в процессе дополнения традиционных приемов обучения нетрадиционной техникой сторителлинга с использованием «Кубиков историй».

Описание опыта работы.

Я несколько сузила область применения этой техники и адаптировала её для своих детей, решила использовать на практике игру «Кубики историй».

Свою работу в этом направлении я начала с изучения литературы и изготовления кубиков. Взяв за идею оригинальную версию игры, я решила сделать свои «Кубики историй». С воспитателями изготовили наборы кубиков историй следующих типов :

- набор, где каждый из кубиков содержит картинки только одной категории (на одном изображены только волшебные предметы, на другом - сказочные герои, на третьем - погодные явления и др.);

- разноплановые кубики, на гранях которых нанесены изображения из разных категорий;

- тематические кубики (например, по темам «Игрушки»

«Осень»«Сказки» и т. д.).

Как у каждой игры у неё есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми. Сначала им сложно было придумать развитие событий, хотя была опора на кубики, я упрощала задачу, т. к. не у всех детей в достаточной степени развиты коммуникативные способности, поэтому мы начали с составления историй по очереди. Например, первый кубик бросает ребёнок, а следующий - педагог, и т. д. Таким образом, я могу направлять и корректировать сюжетную линию в нужном направлении. Чем больше мы знакомились с этой технологией, тем больше она нас захватывала. Дети довольно быстро учатся. Уже после нескольких игр они могли составлять небольшие истории, понимая, как интерпретировать и связать картинки в сюжетную линию, как начинать и заканчивать повествование.

Существует несколько способов игры с «Кубиками историй».

1. Для  замкнутых, молчаливых детей  можно использовать «Кубики историй» первого типа для обучения составлению фразы из 2-4 слов в качестве элементов «Фразового конструктора».

Например, для заполнения пробелов в схеме «кто - ест - что», используются кубики с картинками из категорий «Семья» и «Продукты питания». Ребенку предлагается встряхнуть кубики и бросить на стол. Выпавшие картинки поставить в соответствующие окошечки и рассказать, что у него получилось. Так как кубики ассоциируются у детей, прежде всего, с игрой, то они делают процесс обучения связному высказыванию увлекательным, веселым и незаметным для ребёнка.

2. Второй способ игры эффективен на начальных этапах, при ознакомлении детей с правилами игры с данным пособием, а также для обучения составлению коротких рассказов (из нескольких предложений) воспитанников с тяжелыми нарушениями речи. Для него используются только кубики с картинками из одной категории, так как на выпавших гранях мы увидим один персонаж, одно место действия, один предмет и т. д. Педагог складывает отобранные кубики (3 или 6 штук) в «Волшебный сундучок» и высыпает кубики на стол. Затем помогает детям определить, о ком будет этот рассказ, где развернуться события, при каких обстоятельствах. Взрослый вместе с детьми отбирает кубики для вступления, основной части и конца, помогает выбрать подходящие слова для начала рассказа или сказки. В процессе составления рассказа педагог задает наводящие вопросы, помогает связать выпавшие картинки в единую историю. Важно то, что взрослый подбирает категории картинок приемлемые именно для данных детей.

Ведущий предлагает составить сначала короткий рассказ из 3-х кубиков (персонаж, место действия, предмет, затем усложним задачу - возьмем 6 кубиков (волшебник, персонаж, волшебный предмет, место действия, действие).

3. Берем «Волшебный сундучок» с кубиками второго типа высыпаем содержимое на стол. Обычно для игры используют 9 кубиков, но можно соединить 2-3 разных набора, т. е. до 27 кубиков. Бросая кубики второго типа можно получить, например, два места действия, два описания погоды, два предмета и т. д., что значительно осложняет сочинение истории, но делает сам процесс еще более увлекательным и непредсказуемым. Взрослый помогает детям отобрать для каждой из 3-х частей истории по 3 кубика. Предлагает детям договориться, кто начнет, продолжит и закончит рассказ. При необходимости, напоминает несколько вариантов слов, с которых можно начать историю. Затем ребенок выбирает первый кубики и начинает рассказ. Другие игроки продолжают рассказ, стараясь связать остальные картинки в одну историю. Педагог осуществляет корректирующую и направляющую помощь, помогая детям остаться в русле истории.

Чем больше я применяла эту технологию, тем больше она меня захватывала. Сейчас дети могут придумывать истории в любом месте и в любое время. Могут сами выбрать главного героя, мы договариваемся, о чем будет история, а также выбираем жанр рассказа (фантастика, детектив или смешная история). Во время этого процесса проходит воспитание качеств личности - общительность, вежливость, приветливость, гуманное отношение к живому, патриотизм и уважение к старшим. Очень помогает воспитателям данная технология во всех видах деятельности. Например, в группу на продуктивные виды деятельности приходят разные герои, которым дети с воспитателем дают имена, наделяют чувствами, чтобы ребёнок мог ему сопереживать, а также, придумывают действия, которые он выполнит, а воспитатель, тем самым, решает программные задачи.

Технику сторителлинг я применяю как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях, где каждая лексическая тема может раскрываться историей в картинках.

Перспективность.

Я считаю, что представленный мною опыт работы можно использовать в педагогической практике, так как:

> Сторителлинг - отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.

> Техника сторителлинга имеет форму дискурса, потому что рассказы представляют большой интерес, а также развивают фантазию, логику, творческое мышление, воображение.

> Детям сторителлинг помогает научиться умственному восприятию и переработке внешней информации, развивает красивую, грамотную устную речь, помогает запомнить материал.

> Сторителлинг способствует раскрытию талантов и самовыражению, развивает уверенность в выступлениях на публике.

> Сторителлинг может успешно использоваться в проектной и совместной деятельности детей.

> Сторителлинг - это замечательный метод преподавания любого материала.

Результативность опыта.

На заключительном этапе работы был проведен анализ динамики уровня речевого развития у старших дошкольников за два года, с целью определения эффективности проделанной работы.

В ходе работы наблюдается положительная динамика формирования речевого развития у старших дошкольников. Дети стали чаще употреблять разные части речи точно по смыслу, использовать в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением слова. Правильно согласовывать существительные с числительными, прилагательными и местоимения с существительными. Научились образовывать однокоренные слова, задавать вопросы и отвечать на них. Стали лучше владеть диалогической и монологической речью, употреблять больше предложений разных видов. Большинство детей овладели умением составлять рассказы о предмете, картине, серии сюжетных картинок, небольшие рассказы из личного опыта, рассказы творческого характера и сказки. У детей улучшилась точная передача наглядного сюжета, присутствовало смысловое обобщение сюжетной ситуации.

Таким образом, мониторинг, показал эффективность использования игровой технологии «Сторителлинг» в развитии речи.

Метод сторителлинга позволил :

• разнообразить образовательную деятельность с детьми, заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии;

• научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию;

• обогатить устную речь дошкольников;

• облегчить процесс запоминания сюжета.

Технология «сторителлинг» способствовала обогащению активного словаря и развитию речи, внимания, мышления, воображения, памяти наших детей. Каждый ребенок научился рассказывать истории с позиции своего жизненного опыта, наделяя героев своими эмоциями, чувствами, мечтами, страхами. Сочиняя, дети «проживали» истории, приобретая способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. Застенчивые дети раскрепощались, робкие становились смелыми, молчаливые - разговорчивыми. У детей повышалось настроение, потому что сочинять истории — это не только полезно, но еще и очень увлекательно!

Игры и упражнения с речевыми кубиками:

Ноябрь

1. «Построй башню для рыцаря».

Цель: развитие слухового внимания, восприятия, моторики, автоматизация поставленного звука. 

Описание игры: на гранях кубиков найти картинки, содержащие в названии закрепляемый звук, например, звук «Р». Из отобранных кубиков построить башню (или дом) для рыцаря (либо для какого-нибудь героя на определенный звук).

В этом доме получилось 5 этажей. Предложите ребёнку назвать, что на первом этаже, на втором и т.д. Можно запомнить картинки и назвать их по-памяти, чётко проговаривая звук «р».

Аналогичную работу проводим с другими звуками (с, ш, з, ц, ж, л, ль, ч, щ, с гласными звуками).

Играть могут 2 ребёнка: один находит слова со звуком «ш», другой – со звуком «с». И т.п.

 

«Дом для Лунтика». Ребёнок отбирает картинки со звуком «л» в названии, строит из кубиков

дом. Называет чётко каждую картинку и придумывает рассказ о том, как Лунтик будет использовать предметы в доме. Например: ложкой он будет есть варенье из яблок, иголкой будет зашивать скатерть на столе, молоком и шоколадом будет угощать своих друзей: Пчелу и Слонёнка, голубей накормит семечками подсолнуха, юлой и балалайкой играть вечерами с друзьями и т.п.

 

2. «Строитель».

Цель: развитие фонематического восприятия, моторики, звукопроизношения.

Описание игры: на гранях кубиков найти картинки, в названии которых нет закрепляемого звука. Из этих кубиков построить дом для героя… или гостя занятия. Предложите ребёнку разделить каждое слово на слоги. Усложненный вариант: на первом этаже должны быть картинки, в названии которых один слог; на втором этаже – с двумя слогами, и на третьем – с тремя и т.д. 

 

3. «Прохлопай и построй».

Цель: развитие моторики, навыка деления слов на слоги.

Описание игры: отобрать кубики с картинками, названия которых содержат по 2 слога. Построить из них дом. Рядом с этим домом построить другой дом, названия картинок которых должны содержать 3 слога. Запомнить картинки и назвать по-памяти. Ответить на вопросы: - Про какой предмет я спрошу кто это? или что это?  

 

4. «Скажи наоборот» (твердый-мягкий/легкий-тяжелый/высокий-низкий).

Цель: учить подбирать слова противоположные по смыслу, развитие внимания, моторики.

Описание игры: отобрать картинки, на которых нарисованы только легкие (либо тяжелые, твердые, мягкие) предметы, а затем подобрать к ним слова, обозначающие предметы противоположные по качеству.  Построить из этих кубиков башни.

Другой вариант: ребенок кидает кубик, называет выпавший предмет, называет его качество, а затем подбирает к нему слово противоположное по смыслу (либо другой ребенок подбирает).

 

5. «Кто? или Что?».

Цель: уточнить знания детей о живых и неживых предметах, о животных, насекомых и птицах, учить соотносить с ними вопросы: Кто? Что?

Описание игры: найти на гранях кубиков картинки с изображением живых и неживых предметов. Объяснить свой выбор, обобщить понятия.

Предложите ребёнку четко назвать каждого животного, насекомого на первом, втором, третьем этаже. Пофантазируйте с малышом: кто к кому пойдёт в гости? (ёрш к дельфину, белка к обезьяне, лягушка к змее и т.д.).

 

6. «Я – покупатель».

Цель: закрепить знания детей о том, что можно купить в магазине, подбирать слова на заданный звук (можно на определённый звук, либо по определенному цвету, категории и т.д.), автоматизация звуков, развитие монологической речи.

Описание игры: сначала ребёнок находит предметы, которые можно купить в магазине на определенный звук, затем строит «магазин», т.е. полочки в магазине, на которых будут лежать предметы. Закрепляем понятия: нижняя полочка, верхняя и т.д. Далее ребёнок образовывает фразу: - Я купил виноград. Из винограда мама сварит виноградное варенье. –Я купил расчёску. Расчёской я буду причесывать волосы. И т.д.

 

Декабрь

 

7. «Самый внимательный».

Цель: закрепление в речи обобщающих понятий, развитие внимания, моторики.

Описание игры: отобрать кубики, на которых нарисована посуда, одежда, овощи, фрукты, транспорт, животные, птицы и др. Может играть один, два или три ребёнка. У каждого своё задание. Можно предложить детям проверить друг у друга правильность выполнения задания. Запомнить картинки и назвать по памяти.

 

8. «В лесу».

Цель: уточнить знания детей о лесе, развивать воображение, моторику.

Описание игры: на гранях кубиков найти те предметы, которые можно увидеть в лесу. Объяснить свой выбор. Чётко проговаривать слова, фразы.

- Я в лесу видел … или Я в лесу нашёл…

 

9. «Мой-моя-мои».

Цель: учить детей согласовывать местоимения с сущ-ми в роде, числе, развивать внимание, мышление, моторику. Автоматизация звуков в речи.

Описание игры: найти картинки, на которых нарисованы предметы, про которые можно сказать «он мой», «она моя», «они мои». Построить 3 башни или разложить кубики в ряд. Могут играть 3 человека. Обязательно каждый ребёнок проговаривает «Моя белочка», «Мой зонт», «Мои шишки». И т.п.

     

     10. «Летает – не летает».

Цель: закрепить в словаре детей названия того, что летает, и не летает. Различать понятия: кто? и что? Развивать внимание, моторику, речь.

Описание игры: на гранях кубиков найти предметы, про которые можно сказать «летает» и «не летает». Могут играть 2 ребёнка. Каждый рассказывает о том, что нашёл.

 

11. «Один – много».

Цель: употребление в речи единственного и множественного числа сущ-х. Автоматизация звуков, фраза. Развитие моторики, памяти, внимания.

Описание игры: один ребёнок отбирает картинки с одним предметом, другой ребёнок с несколькими предметами.

Ребенок, глядя на верхнюю грань куба говорит: «У меня две морковки», - затем переворачивает его любой другой гранью и передает его следующему ребенку, со словами «А у тебя?». «У меня три яблока» и т. д.

 

12. «Какой? Какая? Какое? Какие?».

Цель: закрепить согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. Уточнение и закрепление основных и оттеночных цветов.

Описание игры: сначала можно брать кубик и называть предмет в цвете, какой он.

Логопед (воспитатель), глядя на верхнюю грань кубика, говорит: «У меня   синий пиджак, - переворачивая куб на другую грань и передавая его ребенку спрашивает, - «А у тебя?». Затем предложить ребёнку найти предметы определённого цвета, или такого цвета, которого эти предметы могут быть. Например, найти предметы, которые могут быть красного, жёлтого или   

зелёного цвета.

 

Январь

 

13. «Что растёт?».

Цель: закрепить в словаре детей глагол «растёт», развивать внимание, мышление, речь. Автоматизация звука «р» и «с».

Описание игры: у педагога в руке кубик. Он выбирает предмет на гранях, про который можно сказать «растёт». Он говорит: «Яблоко растет на яблоне, в саду». Каждому ребенку предлагает на своих кубиках найти то, что растёт, и рассказать, где это растёт. 

 

14. «Цепочка слов».

Цель: развивать слуховое восприятие, навык звукового анализа слов, учить детей слышать первый и последний звуки в словах. Моторика.

Описание игры: начинает педагог: в центр стола кладёт кубик. На верхней грани картинка. Называет картинку и определяет последний звук в слове. Дальше дети по-очереди кладут кубики, образовывая звуковую цепочку. Т.е. по последнему звуку находят слово на этот звук. Например: лисА-АрбуЗ-ЗаяЦ-Цыплята- Автобус и т.д.

 

      15. «Подбери похожее по смыслу слово».

Цель: учить детей подбирать слова похожие по смыслу.

Описание игры: ребенок кидает кубик и подбирает синоним к выпавшему слову, обозначенному картинкой.

 

      16. «Найди нужный звук».

Цель: закреплять навыки четкого различения и произношения заданного звука в словах.

Описание игры: дети берут по 1 кубику из мешочка. Задание: найти на гранях кубиков слова, в которых есть звук «о», «у», «м» и т.д.

Картинки можно трактовать по-разному. Например, как можно изменить слово на этой картинке так, чтобы оно начиналось с буквы «И»? (дерево-ива, девочка-Ирина и т.п.)

 

       17. «Определи, где стоит звук».

Цель: учить определять место заданного звука в слове: в начале, середине, конце.

Описание игры: ребенку дается определенный звук, нужно найти его в названиях картинок на гранях кубиках так, чтобы данный звук в одном слове находился в начале, в другом – в середине и в третьем – в конце слова.

 

       18. «Кто больше?»

Цель: закреплять умение подбирать слова на заданный звук.

Описание игры: ребенок кидает кубик. Нужно назвать как можно больше слов, начинающихся с первого звука слова на картинке, выпавшей на гранях кубика.        

Например, дверь-двор, дорога, дебри, друг, дача и т.д. 

 

Февраль 

 

       19. «Длинное – короткое слово».

Цель: развивать умение определять на слух длинные и короткие слова.

Описание игры: дети берут кубики из мешочка, находят на гранях самое короткое и самое длинное слово.

 

        20. «Найди общий признак».

Цель: учить детей выделять и классифицировать предметы по общему признаку.

Описание игры: выберите из мешка по очереди по одному кубику, рассмотрите кубик и назовите общий признак, который связывает все картинки вашего кубика.

        

        21. «Алфавит».

Цель: учить подбирать слова на заданный звук, и слова, связанные одной тематикой с заданным.

Описание игры: найдите по очереди картинки на букву «А», букву «Б» и т.д., используя не только прямое значение, например, «телескоп» может быть не только на букву «Т», но и на букву «Н»- небо или «З» звёзды.

     

         22. «Гласный звук».

Цель: закреплять знание гласных звуков, учить находить заданный звук в слове, подбирать картинки с изображением предметов, в названиях которых есть заданный звук.

Описание игры: воспитатель называет любой гласный звук, дети находят картинки с изображением предметов на заданный звук и называют их (можно в середине слова, в конце слова).

    

          23. «Третий лишний».

Цель: развивать умение слышать в слове определенный звук.

Описание игры: воспитатель перед детьми выкладывает ряд кубиков, из нескольких картинок на верхних гранях кубиков, дети должны выбрать ту, в названии которой нет звука Ш (С, Р, М и др.)

 

 

Игры и упражнения с кубиками историй:

Ноябрь

1. «Что общее?»

Цель: учить выделять сходства и различия между предметами.

Описание игры: ребенок бросает два кубика и сравнивает две картинки: находит общее или отличия.

Что общего между рыбкой и волшебной палочкой?

 

2. «Ассоциации».

Цель: формировать родовые понятия по развитию речи, развивать речь, уметь составлять логические цепочки.

Описание игры: ребенок вытягивает кубик и подбирает слово, ассоциирующееся с картинкой на выпавшей грани этого кубика. Например, «пчела» - летать, жало, крылышки, полоски, насекомое, испуг, глаз и т. д.

 

3. «Словарь».

Цель: обогащать словарь детей, за счет увеличения объема накопленных детьми знаний об окружающем мире.

Описание игры: ребенок собирает всю информацию о слове, обозначенном картинкой (по возрасту). Например: Что? «фонтан» - существительное, глагол (что делает) - «плещется, струится», прилагательное (какой) - «серебристый, шумный, музыкальный» и т. д.

4.«Рифмы».

Цель: развивать фонематический слух, умение подбирать слова схожие по звучанию.

Описание игры: один ребенок бросает кубик, а второму ребенку нужно придумать рифму к выпавшему слову.

Если не получается подобрать рифму к выпавшей картинке, слово можно поменять, например, не автомобиль, а машина, машинка, и т.д.

 

5. Триз-игра «Изобретение».

Цель: учить пользоваться приемом соединения, придумывать новый предмет их 2-х разных, объединяя в нем признаки каждого.

Описание игры: игрокам нужно выбрать две любые картинки на кубиках. Что получится, если объединить эти два предмета, какое нужное и полезное изобретение получится? (на экране пример детей).

Например, самолет-лягушка, который умеет не только летать, но и прыгать на большие расстояния.

 

6. «Пословицы и поговорки».

Цель: пополнять активный словарный запас детей пословицами и поговорками, уточнять значение.

Описание игры: вспомнить пословицы и поговорки по картинкам на кубиках.

Декабрь

 

7. «Лучшее предложение».

Цель: учить детей составлять предложения по картинкам на гранях кубиков, правильно подбирая глаголы, прилагательные, развивать связную речь.

Описание игры: дети выкладывают ряды кубиков, нужно составить предложения по этим картинкам.

 

8. «Башня» или «Вертикальная история».

Цель: упражнять в умении рассказывать в определенной последовательности, логически связывая одну картинку с другой.

Описание игры: ребенок выбирает по кубику и сочиняя историю, складывайте кубики один на другой. Посмотрите, какую высокую башню получится построить!

 

9. «Сочини свою историю».

Цель: формировать умение составлять рассказ, логически связывая выпавшие картинки.

Описание игры: бросить все 9 кубиков, выбрать один из них как точку старта и рассказать историю, сочетающую все выпавшие элементы.

 

10. «Я начну, а ты продолжи».

Цель: развивать умение продолжить начатую мысль, объединяя каждое последующее предложение в один связный рассказ.

Описание игры: раздать кубики всем играющим. Один начинает. По очереди каждый бросает кубик и продолжает историю на основании выпавшей картинки.

 

11. «Главный герой».

Цель: развитие связной речи, образной памяти.

Описание игры: сочините образ главного героя, выбрав три кубика. Может получиться индейское прозвище или имя и фамилия, и место, откуда герой родом или особенность внешности.

 

12. «Помощники».

Цель: развивать умение видеть в предметах и выделять общий заданный признак.

Описание игры: выберите только те картинки, которые обладают общим качеством, например, «помогают людям».

 

Январь

 

13. «Парочки».

Цель: учить подбирать признаки к разным предметам, логически их связывая.

Описание игры: подберите к выпавшей картинки с предметом (цветок) признак (пришелец), получится «неземной красоты цветок».

 

14. «Энциклопедия».

Цель: расширять кругозор детей, обогащать словарь.

Описание игры: выбери картинку и «расскажи 10 фактов о...»

 

15. «История…»

Цель: упражнять в умении рассказывать с точки зрения какого-либо лица или предмета.

Описание игры: бросьте кубик и запомните картинку. Бросьте кубики снова и расскажите историю по картинкам, но с точки зрения первого выпавшего лица или предмета.

 

16. «Вспомни и назови».

Цель: развивать память, связную речь.

Описание игры: бросьте кубики и рассмотрите их все 30 секунд. Прикройте кубики и постарайтесь вспомнить картинки через минуту. Секрет: картинки легче запомнить, связав их мысленно в историю.

 

17. «Реклама».

Цель: развивать воображение, связную речь, через сочинение небольших историй о каких-либо предметах.

Описание игры: сочините рекламную историю с целью похвалить или продать свой "продукт" (картинку на кубике, которую вытянули).

 

18 «Подвижные кубики».

Цель: развивать речевое творчество, связную речь с использованием кубиков историй, развивать двигательную активность детей.

Описание игры: детям нравится так бросать кубики, что они разлетаются в разные стороны. Используйте этот момент, а заодно и дайте возможность подвигаться! Пусть игроки добираются до разлетевшихся кубиков разными способами (пятятся задом, допрыгивают на одной ножке, ползут) - от одного кубика к другому и сочиняют историю!

 

Февраль

 

19. «Короткая история».

Цель: учить сочинять короткие сказочные истории при помощи метода «Сторителлинга».

Описание игры: постарайтесь сочинить максимально короткое грамматически правильное предложение, связав все выпавшие картинки, даже если оно будет нелогичным и смешным. 

 

20. «Расскажи наоборот».

Цель: развивать навыки связной речи, выдумки, фантазии.

Описание игры: «И жили они долго и счастливо» - сочините историю наоборот!

 

21. «Что, где, когда».

Цель: формировать умение составлять рассказ, опираясь на наводящие вопросы.

Описание игры: для игры потребуется дополнительный кубик, на котором нужно написать наводящие вопросы: кто? что? когда? где? почему? как? Сначала игрок бросает кубик с вопросом, а потом бросает сюжетный кубик и сочиняет историю.

 

22. «Цветные улицы города».

Цель: развитие воображения, связной монологической речи, мышления, моторики, закрепление в словаре детей названия цветов: красный, жёлтый, зелёный, синий.

Описание игры: - В нашем городе кубиков есть разные улицы. Сегодня мы построим зелёную улицу. Ребёнок отбирает только зелёные кубики. Ставит их в ряд, любыми картинками вверх. На гранях мы видим 6 картинок. С этими картинками нужно придумать короткий рассказ, чтобы все эти 6 слов были в одном рассказе.

Аналогичная работа проводится и с кубиками других цветов. Задание можно усложнить: например, на красных кубиках найти предметы, которые могут быть красного цвета, на жёлтых – жёлтого, на синих – синего и на зелёных – зелёного.

 

23. «Распространи предложение».

Цель: развивать у детей умение строить предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.

Описание игры: дети кидают 2 кубика и составляют по выпавшим картинкам простое предложение. Затем ребенку предлагается распространить предложение, добавить признаки, предметы, действия.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством флористики»

Презентация  «Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством флористики»...

Буклет для педагогов и родителей "Развитие логического мышления и творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством игр с конструкторам Artec Blocks"

Логические игры с конструктором Artec Blocks  способствуют развитию разных видов мышления у дошкольников (наглядно-действенного; наглядно-образного; словесно-логического; абстрактно-логического; про...

Мастер- класс «Развитие логического мышления и творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством игр с конструкторам Artec Blocks».Практикум для педагогов города Лабытнанги в рамках работы СОК "Кванториум"

Цель: способствование повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по формированию логического мышления  и творческого воображения дошкольников.За...

"Развитие логического мышления и творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством игр с конструкторам Artec Blocks".Практикум для педагогов города Лабытнанги в рамках работы сетевой образовательной команды «Кванториум ДОО»

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем ...

Формирование навыков творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ технологий

Современные преобразования в обществе ставят перед педагогами новые задачи, они диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно ...

План работы по теме самообразования «Развитие способностей и творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста посредствам технологии нетрадиционных методов рисования».

Актуальность работы заключается в следующем: изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способн...

«Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством игры»

Творческое воображение является важнейшей стороной жизни ребенка. Усвоить образовательную программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вм...