Формирование навыков творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ технологий
статья (старшая группа)

 Современные преобразования в обществе ставят перед педагогами новые задачи, они диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы, мыслить креативно в любой жизненной ситуации. Очевидно, что первой ступенькой развития творческого потенциала подрастающего поколения является детский сад. Именно в дошкольном возрасте появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка.

      Технология ТРИЗ способна помочь научить детей фантазировать, придумывать, исследовать, помочь им почувствовать радость от маленьких, но самостоятельно сделанных открытий.

Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование навыков творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ технологий

 Современные преобразования в обществе ставят перед педагогами новые задачи, они диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы, мыслить креативно в любой жизненной ситуации. Очевидно, что первой ступенькой развития творческого потенциала подрастающего поколения является детский сад. Именно в дошкольном возрасте появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка.

      Технология ТРИЗ способна помочь научить детей фантазировать, придумывать, исследовать, помочь им почувствовать радость от маленьких, но самостоятельно сделанных открытий.

Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

ТРИЗ технология является универсальным инструментом, который можно использовать практически во всех видах деятельности, что позволяет формировать правильную, гармоничную, научно обоснованную модель мира в понимании ребёнка-дошкольника. Используя ТРИЗ технологию, ребенок получает взаимообмен итогами решения и результат одного ребёнка стимулирует мысль другого, расширяется диапазон воображения, стимулируется его развитие, создаётся ощущение успеха. ТРИЗ технология имеет большой арсенал методов и приёмов работы, которые уже показали свою эффективность в работе и адаптированы для дошкольников.

Методы и приемы ТРИЗ дают возможность избавиться от барьеров в общении, от боязни неизведанного, научиться относиться к жизненным и учебным проблемам ни как к непреодолимым препятствиям, а как к очередным задачам, которые нужно решать.

Метод мозгового штурма. Он представляет собой эффективный метод решения проблемы, основанный на стимулировании творческой деятельности. Участникам обсуждения предлагают высказать как можно больше вариантов решений. Результатом является единогласно принятое решение. Метод морфологического анализа эффективно используется для развития творческого воображения, преодоления стереотипов, фантазии.

Сутью данного метода является, комбинирование разных вариантов оценок одного объекта для создания нового образа данного объекта.

Метод фокальных объектов. Заключается в перенесении свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать речь, воображение, фантазию, но и управлять своим мышлением. При этом техника применения проста и инвариантна. Ещё одним преимуществом МФО считается содействие развитию ассоциативного мышления.

Метод системного анализа дает возможность посмотреть на мир как на систему, состоящую из взаимосвязанных элементов. Методика системного анализа разрабатывается, чтобы организовать процесс принятия решения в сложных проблемных ситуациях.

Метод каталога. В большей степени он направлен на обучение дошкольников творческому рассказыванию. Метод используется для снятия психологической инерции и ломки стереотипов. Придумывание сказочных героев, их действий и описания места действия.

Круги Луллия. В процессе работы с данным методом у детей формируется познавательная активность, возникает понимание к процессу комбинирования информации.

Метод моделирование маленькими человечками или ММЧ. Этот метод дает возможность осуществлять моделирование процессов, происходящих в естественном и рукотворном мире. Метод помогает представить модель системы или процесса. Замена элементов, находящихся в области возникновения задачи, живыми существами, раскрепощает мышление, делает его более свободным. Возникает возможность, хотя бы мысленно, совершать самые фантастические действия.

Метод Золотой рыбки (МЗР) - метод обоснования новых идей. Суть заключается в накручивании слоев реальности вокруг фантастической идеи. Метод снимает слои реальности и выявляет ту центральную идею, которая легла в основу необъяснимого фантастического процесса или явления. Метод Золотой рыбки помогает преодолеть психологическую инерцию в случаях, когда решение кажется не возможным.

Мышление по аналогии - когда выделяется сходство предметов и явлений по каким-либо признакам. Детям предлагают использовать разные приёмы волшебства: разделение-объединение, увеличение-уменьшение, оживление оцепенение, видоизменение признаков времени, специализация-универсализация и т.д.

Благодаря применению ТРИЗ технологий в работе с дошкольниками, происходит стимулирование детей к поиску истины и сути, совместному решению проблематичных ситуаций. Во время игровой деятельности происходит формирование и развитие воображения у дошкольников, поэтому необходимо наблюдать за игровой деятельностью ребенка и не перегружать его. Игры и игровые материалы, использованные воспитателями на занятиях с детьми необходимо предоставить родителям. Это даст возможность обучить детей использовать игровые пособия для стимуляции фантазирования. С развитием более высокого уровня воображения предыдущие этапы бесследно не исчезают, поэтому следует под особым контролем держать системность занятий и их очередность при переходе от простых приемов воображения к более сложным.

Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку её девиз - творчество во всем: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала. В ней нет методов, в привычном смысле слова, есть инструмент, с помощью которого воспитатели и родители сами изобретают свою педагогику, озарённые светом детских идей. Нет и воспитания в привычном его значении, есть способ овладения навыками, которые позволяют жить интересно, всем вместе и творить себя: и воспитателю, и родителям, и детям

Таким образом, -ТРИЗ позволяет развивать воображение, фантазию детей,

-ТРИЗ позволяет преподносить знания в увлекательной и интересной для детей форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию,

-ТРИЗ стимулирует развитие мышления дошкольников, проявление творчества как детьми, так и педагогами.

-ТРИЗ работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира.

  Учиться должно быть интересно. Сегодня это утверждение не требует доказательств. Главным условием развития личности ребенка является наличие привлекательных видов детской деятельности, предоставление ребенку возможности самостоятельно проявить инициативу, творчество. Одним из средств, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс обучения, бесспорно, является система творческих заданий на основе методов и приемов ТРИЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством флористики»

Презентация  «Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством флористики»...

Буклет для педагогов и родителей "Развитие логического мышления и творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством игр с конструкторам Artec Blocks"

Логические игры с конструктором Artec Blocks  способствуют развитию разных видов мышления у дошкольников (наглядно-действенного; наглядно-образного; словесно-логического; абстрактно-логического; про...

Мастер- класс «Развитие логического мышления и творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством игр с конструкторам Artec Blocks».Практикум для педагогов города Лабытнанги в рамках работы СОК "Кванториум"

Цель: способствование повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по формированию логического мышления  и творческого воображения дошкольников.За...

"Развитие логического мышления и творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством игр с конструкторам Artec Blocks".Практикум для педагогов города Лабытнанги в рамках работы сетевой образовательной команды «Кванториум ДОО»

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем ...

Проект "Формирование навыков творческого воображения и мыслительной активности детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ технологий"

Актуальность     Современные преобразования в обществе ставят перед педагогами новые задачи, они диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способно...

«Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством игры»

Творческое воображение является важнейшей стороной жизни ребенка. Усвоить образовательную программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вм...

Опыт работы «Развитие связной речи и творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии «сторителлинг»

Технология «Сторителлинга» позволяет: разнообразить образовательную деятельность с детьми; заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии; научить воспринимать и перераба...