Опыт работы «Развитие связной речи и воображения у детей посредством инновационной технологии сторителлинг с использованием «Кубиков историй»
учебно-методическое пособие по развитию речи (старшая группа)

Федорук Наталья Константиновна

«Развитие связной речи и воображения у детей посредством инновационной технологии сторителлинг с использованием «Кубиков историй».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы. Тема:

«Развитие связной речи и воображения у детей посредством инновационной технологии сторителлинг с использованием

«Кубиков историй»

https://astrates212.ru/wp-content/uploads/2020/06/DSC02187-2048x1150.jpg

Тема педагогического опыта:

«Развитие связной речи и воображения у детей посредством инновационной технологии сторителлинг с использованием «Кубиков историй».

Актуальность темы. 

Современные дети требуют современных идей. Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у наших детей завтра…

Реформы в сфере образования и модернизации современного общества учат нас, педагогов, совершенствовать свои знания, пересматривать взгляды и искать новые формы, приемы, технологии при организации образовательного процесса с детьми. Проблема развития речи - одна из самых острых в современном образовании. Отсюда, задача педагога – выбрать оптимальные методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые направлены на развития личности дошкольника. Это и подтолкнуло меня на поиск путей и способов более эффективных, облегчающих путь познания. Обоснование выбора темы. 

Через развитие речи закладывается воспитание полноценной личности ребенка, основы благоприятных социальных контактов и общения. Мой практический опыт работы с детьми показывает, что связная речь детей дошкольного возраста недостаточно сформирована. Рассказы детей даже на близкую им тему нередко отличаются недостаточной содержательностью, непоследовательностью. Предложения в основном простые, неполные. Отсутствие или слабость логичной связи дети компенсируют навязчивым повторением одних и тех же слов или использованием в начале предложений союза «и». Проблема развития правильной речевой деятельности детей остается одной из актуальных проблем на сегодняшний день. Как показывает моя практика развитие именно связной речи, вызывает у детей особую сложность. Ведь не секрет, что для успешного обучения в школе у выпускников ДОУ должны быть сформированы умения связно и самостоятельно высказывать свои мысли, составлять рассказы, пересказывать тексты .

Детям нашей группы нравится деятельность, в которой они вместе со взрослыми совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать свое мнение. Значительная часть детей любознательны, им интересно получать новые знания, слушать разнообразные произведения. Наблюдая за игрой дошкольников, я выяснила, что кубики являются самой интересной игрушкой для детей. Это натолкнуло меня на мысль о возможности использования кубиков в работе, в совместной и самостоятельной деятельности. Совсем недавно я обратила своё внимание на такую технологию, как «сторителлинг». «Сторителлинг» - это интерактивный метод работы с детьми дошкольного возраста. Он заинтересовал меня тем, что позволяет расширить возможности для развития и обогащения связной речи, воображения, коммуникативных качеств детей. «Сторителлинг» - это искусство увлекательного рассказа.

 Целью сторителлинга является управление вниманием и чувствами слушателя, расставление правильных и нужных акцентов. Это необходимо для того, чтобы история осталась в памяти на долгое время.

Задачи: 

  • научиться умственному восприятию и переработке информации;
  • развивать красивую грамотную речь, творческое мышление, воображение;
  • обосновать право каждого быть особенным, не похожим на других;
  • наглядно мотивировать поступки героев;  
  • сформировать желание общаться.

Теоретическая база опыта. Слово «сторителлинг» в переводе с английского звучит как «рассказывание историй». А в русском языке ему соответствует, на мой взгляд, наиболее подходящий замечательный синоним «сказительство», т. е. повествование сказок, былин, притч, мифов и т. п.

Выделяют три вида педагогического сторителлинга: классический, активный, цифровой.

В классическом сторителлинге реальная ситуация из жизни или вымышленная история рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию. Такой прием применим в работе с детьми младшего и среднего возраста, когда воспитатель берет на себя ведущую роль рассказчика.

Цифровой сторителлинг - формат сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется визуальными компонентами (видео, инфографика).

Активный сторителлинг - в нём педагогом задается основа события, формируются ее проблемы, цели и задачи. А слушатели стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй. Применим для старшего дошкольного возраста.

Специалисты выделили несколько принципов хороших историй:

- простота;

- неожиданность;

- конкретность (персонажи, истории должны быть знакомы и понятны дошкольникам;

- реалистичность (самая лучшая история не понравится и не запомнится, если дети в неё не поверят).

С дошкольниками для развития речи можно использовать следующие виды сторителлинга:

1. Сторителлинг на основе реальных ситуаций. В качестве примера применяются жизненные ситуации, которые следует решить. Так достаточно просто учить правила поведения (может быть классическим и активным).

2. Сторителлинг на основе повествования. Информацию, которую нужно донести до детей, представляет герой. Например, «к нам сегодня на занятие пришёл Незнайка, и у него…» что-то произошло. Таким образом повышается интерес ребёнка (классический сторителлинг).

 3. Сторителлинг на основе сценария. Ребёнок становится частью истории и достигает различных результатов в зависимости от того, какие решения принимает. Это подходит для закрепления материала, так как позволяет применить ранее приобретённые знания и опыт. Такие занятия могут строиться по типу квестов (активный сторителлинг).

 4. Сторителлинг на основе проблемных ситуаций. Поиск способа решения проблемы с наилучшим результатом (активный сторителлинг).

Метод сторителлинга позволяет: 

  • разнообразить образовательную деятельность с детьми;

∙  заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии;

∙  обогатить устную речь дошкольников;

∙  облегчить процесс запоминания сюжета.

Структура сторителлинга:

В структуру техники сторителлинг входят следующие элементы:

1. Вступление.

Оно должно быть коротким, здесь дети входят с ситуацию и знакомятся с героем. Варианты вступления:

• Когда-то давным-давно….

• Садитесь поближе, я вам расскажу…

• Однажды…

• В некотором царстве, в некотором государстве…

• Жили-были….

• Это произошло темной и дождливой ночью…

• Наш герой понятия не имел, что его ждет…

2. Развитие событий.

Здесь выявляются сюжетные направления и нравы персонажей. Эта часть дает возможность основательнее проникнуть в проблему или в конфликт, о котором рассказывается в вступлении. Герой погружается в ситуацию, которая не становится разрешенной, а наоборот, становится все напряжённее.

3. Кульминация. Именно здесь происходит накал всех страстей. В этой части герой выходит чемпионом (или нет). Это тот момент, где находятся все ответы на вопросы, появляется решение поставленной проблемы. Тайна раскрыта!

4. Заключение. Заключение должно быть кратким, которое подытоживает рассказ одним предложением. Как в басне – мораль.

Сам прием не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время. Эффективен в процессе рассуждения, потому что импровизированные рассказы вызывают у детей большой интерес, развивают фантазию, логику.

Новизна опыта работы заключается в том, что проблему речевого развития детей я решаю в процессе дополнения традиционных приемов обучения нетрадиционной техникой сторителлинга с использованием «Кубиков историй».

Описание опыта работы.

Я несколько сузила область применения этой техники и адаптировала её для своих детей, решила использовать на практике игру «Кубики историй». Свою работу в этом направлении я начала с изучения литературы и изготовления кубиков. Взяв за идею оригинальную версию игры, я решила сделать свои «Кубики историй». Затрат больших не потребовалось, а игра получилась интересная и эффективная и использоваться может в любом месте и в любое время. Для изготовления игры «Кубики историй» мне понадобились простые пластмассовые кубики, клей, ножницы и картинки. Я подобрала красочные предметные и сюжетные картинки и обклеила ими грани кубиков.

Мы изготовили наборы кубиков историй следующих типов:

- набор, где каждый из кубиков содержит картинки только одной категории (на одном изображены только волшебные предметы, на другом - сказочные герои, на третьем - погодные явления и др.);

- разноплановые кубики, на гранях которых нанесены изображения из разных категорий;

 тематические кубики (например, по темам «Игрушки», «Осень», «Сказки» и т.д.).

Как у каждой игры у неё есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми. Сначала им сложно было придумать развитие событий, хотя была опора на кубики, я упрощала задачу, т. к. не у всех детей в достаточной степени развиты коммуникативные способности, поэтому мы начали с составления историй по очереди. Например, первый кубик бросает ребёнок, а следующий - воспитатель, и т.д. Таким образом, я могу направлять и корректировать сюжетную линию в нужном направлении. Чем больше мы знакомились с этой технологией, тем больше она нас захватывала. Дети довольно быстро учатся. Уже после нескольких игр они могли составлять небольшие истории, понимая, как интерпретировать и связать картинки в сюжетную линию, как начинать и заканчивать повествование. Существует несколько способов игры с «Кубиками историй».

  1. Для детей младшего дошкольного возраста можно использовать «Кубики историй» первого типа для обучения составлению фразы из 2-4 слов в качестве элементов «Фразового конструктора».

Например, для заполнения пробелов в схеме «кто - ест - что», используются кубики с картинками из категорий «Семья» и «Продукты питания». Ребенку предлагается встряхнуть кубики и бросить на стол. Выпавшие картинки поставить в соответствующие окошечки и рассказать, что у него получилось. Так как кубики ассоциируются у детей, прежде всего, с игрой, то они делают процесс обучения связному высказыванию увлекательным, веселым и незаметным для ребёнка.

2.  Второй способ игры эффективен на начальных этапах, при ознакомлении детей с правилами игры с данным пособием, а также для обучения составлению коротких рассказов (из нескольких предложений) Для него используются только кубики с картинками из одной категории, так как на выпавших гранях мы увидим один персонаж, одно место действия, один предмет и т.д. Педагог складывает отобранные кубики (3 или 6 штук) в «Волшебный мешочек», трясет его и высыпает кубики на стол. Затем помогает детям определить, о ком будет этот рассказ, где развернуться события, при каких обстоятельствах. Взрослый вместе с детьми отбирает кубики для вступления, основной части и конца, помогает выбрать подходящие слова для начала рассказа или сказки.

В процессе составления рассказа педагог задает наводящие вопросы, помогает связать выпавшие картинки в единую историю. Важно то, что взрослый подбирает категории картинок приемлемые именно для данных детей.

Ведущий: предлагаю составить сначала короткий рассказ из 3-х кубиков (персонаж, место действия, предмет), затем усложним задачу – возьмем 6 кубиков (волшебник, персонаж, волшебный предмет, место действия, действие).

  1. Берем «волшебный мешочек» с кубиками второго типа, хорошенько трясем его и высыпаем содержимое на стол. Обычно для игры используют 9 кубиков, но можно соединить 2-3 разных набора, т.е. до 27 кубиков. Бросая кубики второго типа можно получить, например, два места действия, два описания погоды, два предмета и т.д., что значительно осложняет сочинение истории, но делает сам процесс еще более увлекательным и непредсказуемым. Взрослый помогает детям отобрать для каждой из 3-х частей истории по 3 кубика. Предлагает детям договориться, кто начнет, продолжит и закончит рассказ. При необходимости, напоминает несколько вариантов слов, с которых можно начать историю. Затем ребенок выбирает первый кубики и начинает рассказ. Другие игроки продолжают рассказ, стараясь связать остальные картинки в одну историю. Педагог осуществляет корректирующую и направляющую помощь, помогая детям остаться в русле истории.

Чем больше мы применяли эту технологию, тем больше она нас захватывала. Сейчас дети могут придумывать истории в любом месте и в любое время. Могут сами выбрать главного героя, мы договариваемся, о чем будет история, а также выбираем жанр рассказа (фантастика, детектив или смешная история). Во время этого процесса проходит воспитание качеств личности – общительность, вежливость, приветливость, гуманное отношение к живому, патриотизм и уважение к старшим. Очень помогает нам данная технология во всех видах деятельности. Например, к нам на продуктивные виды деятельности приходят разные герои, которым мы даем имена, наделяем чувствами, чтобы ребёнок мог ему сопереживать, а также, придумываем действия, которые он выполнит, а мы, тем самым, решая программные задачи.

Технику сторителлинг я применяю как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях, где каждая лексическая тема может раскрываться историей в картинках.

Перспективность. 

Я считаю, что представленный мною опыт работы можно использовать в педагогической практике, так как:  

  • Сторителлинг – отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти¬ подход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.  
  • Техника сторителлинга имеет форму дискурса, потому что рассказы¬ представляют большой интерес, а также развивают фантазию, логику, творческое мышление, воображение.  
  • Детям сторителлинг помогает научиться умственному восприятию и¬ переработке внешней информации, развивает красивую, грамотную устную речь, помогает запомнить материал.  
  • Сторителлинг способствует раскрытию талантов и самовыражению,¬ развивает уверенность в выступлениях на публике.  
  • Сторителлинг может успешно использоваться в проектной и¬ совместной деятельности детей.
  • Сторителлинг – это замечательный метод преподавания любого¬ материала.

Результативность. Технология «сторителлинг» способствовала обогащению активного словаря и развитию речи, внимания, мышления, воображения, памяти наших детей. Каждый ребенок научился рассказывать истории с позиции своего жизненного опыта, наделяя героев своими эмоциями, чувствами, мечтами, страхами. Сочиняя, дети «проживали» истории, приобретая способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. Застенчивые дети раскрепощались, робкие становились смелыми, молчаливые – разговорчивыми. У детей повышалось настроение, потому что сочинять истории — это не только полезно, но еще и очень увлекательно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие связной речи и воображения у детей посредством инновационной технологии сторителлинг с использованием «Кубиков историй»

Термин «сторителлинг» пришел к нам из английского языка и в переводе звучит как «рассказывание истории», но в русском языке этому термину имеется весьма хороший синоним &ndash...

Презентация "Развитие связной речи и воображения у детей посредством инновационной технологии сторителлинг"

Захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории....

Методическая разработка «Развитие связной речи у дошкольников с ТНР посредством инновационных технологий»

Методическая разработка по теме "Развитие связной речи у дошкольников с ОНР через использование инновационных технологий"....

Педагогическая находка «Развитие связной речи и воображения у детей посредством инновационной технологии сторителлинг с использованием «Кубиков историй»

Педагогическая находка «Развитие связной речи и воображения у детей посредством инновационной технологии сторителлинг с использованием «Кубиков историй»Свое выступление я хочу начать...

Опыт работы «Развитие связной речи и творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии «сторителлинг»

Технология «Сторителлинга» позволяет: разнообразить образовательную деятельность с детьми; заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии; научить воспринимать и перераба...

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИННОВАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ СТОРИТЕЛЛИНГ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ «КУБИКОВ ИСТОРИЙ»

В статье рассматривается возможность эффективного применения инновационной технологии сторителлинг с использованием «Кубиков историй» для развития связной речи детей старшего дошкольного в...