Педагогическая находка «Развитие связной речи и воображения у детей посредством инновационной технологии сторителлинг с использованием «Кубиков историй»
материал (старшая группа)

  1. Педагогическая находка «Развитие связной речи и воображения у детей посредством инновационной технологии сторителлинг с использованием «Кубиков историй»
  2. Свое выступление я хочу начать словами Джанни Родари:

«Именно в игре ребенок свободно владеет речью,

говорит то, что думает, а не то, что надо.

Не поучать и обучать, а играть с ним,

фантазировать, сочинять, придумывать —

вот, что необходимо ребенку».

  1. Актуальность

Проблема развития речи - одна из самых острых в современном образовании. Отсюда, задача педагога – выбрать оптимальные методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые направлены на развития личности дошкольника. Это и подтолкнуло меня на поиск более эффективных путей и способов, облегчающих путь познания.

image

  1. Мой практический опыт работы с детьми показывает, что связная речь детей дошкольного возраста недостаточно сформирована, приходится иногда сталкиваться с некоторыми трудностями у детей. Возможно, причинами является отсутствие свободного времени у родителей, засилье гаджетов, что приводит к дефициту речевого общения с детьми и как результат - негативное влияние на эмоциональное состояние детей, неуверенность в себе. В связи с этим передо мной встал вопрос: «Как повысить уровень речевого развития дошкольников?». Ответ был очевиден – посредством игры, самым любимым видом детской деятельности.

Проблема

не очень хорошо развито воображение,

они затрудняются составлять различного рода рассказы (по картине, по серии картин, на заданную тему и т. д.),

с трудом высказывают свои мысли,

затрудняются в придумывании рассказов, сказок, окончание историй

  1. Наблюдая за игрой своих воспитанников обратила внимание на то, как часто они используют в игре кубики, а совсем недавно я познакомилась с новым интерактивным методом - сторителлинг. Он заинтересовал меня тем, что помогает не только развить речь ребёнка, но и раскрывает его творческие способности, развивает познавательный интерес, помогает поверить в себя, уверенно чувствовать среди сверстников.

image

  1. Для чего детям нужны сказки, истории, мультики и фильмы? В первую очередь для того, чтобы передавать практический опыт, рассказывать о различных действиях их последствиях, совершенствовать воображение и пробуждать эмоции. Это необходимо для развития человека. По сути, любая из этих форм повествования является направлением сторителлинга.

Задачи сторителлинга :

• обосновать правила поведения в той или иной ситуации, кто и зачем создал эти правила;

• систематизировать и донести информацию;

• обосновать право каждого быть особенным, не похожим на других;

• наглядно мотивировать поступки героев;

• сформировать желание общаться.

Метод сторителлинга позволяет :

• разнообразить образовательную деятельность с детьми;

• заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии;

• научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию;

• обогатить устную речь дошкольников;

• облегчить процесс запоминания сюжета.

  1. Таким образом целью моей педагогической находки стало:

Цель: развитие связной речи и воображения у детей посредством инновационной технологии сторителлинга с использованием «Кубиков историй»

Для решения цели были определены задачи

- учить детей составлять предложение, рассказ с опорой на картинки;

- учить составлять совместный рассказ, соблюдая структуру высказывания;

- стимулировать мыслительную и речевую активность и творческое

воображение;

- развивать умение внимательно слушать товарища;

- развивать связную речь, внимание, мышление;

- учить детей работать сообща, помогать друг другу;

- воспитывать доброжелательность, отзывчивость, доброту, культуру речевого

общения.

  1. Чтобы повысить интерес детей и привлечь их внимание к новому игровому пособию первые кубики мы изготовили совместно с детьми и родителями. Сначала детям и родителям были предложены ряд картинок для раскрашивания, после чего из готовых карточек мы собрали кубики. Такой вид деятельности оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Помимо этого, совместная творческая деятельность – интересное и увлекательное времяпровождение.

       фото

  1. Как у каждой игры у «Кубиков историй» есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми. Сначала выбираем историю, учитывая детский интерес, программную тематику, выбираем главного героя, а также жанр рассказа (фантастика, сказка или смешная история). Увлечь воспитанника в процесс рассказывания легко и непринужденно. Рассказ, совмещенный с показом сюжетной картинки, помогает более выразительно построить свой монолог, помогает избавиться ребенку от так называемого «страха говорения».

Игра для одного ребенка. Бросить 9 кубиков на стол, разделить их на 3 части – начало истории, середина и развязка. Опираясь на кубики, ребёнок рассказывает историю.

Игра для трёх детей. Бросить все 9 кубиков на стол, разделить их на 3 части – начало истории, середина и развязка. Один ребёнок начинает рассказывать, опираясь на первые 3 кубика, остальные продолжают.

Когда играет больше трёх человек – кубики кидают по очереди и продолжают друг за другом историю.

Можно воспитателю начать историю, а дети будут продолжать её рассказывать, бросая кубики.

  1.  Особое внимания я уделяю индивидуальной работе с детьми. Эта работа строится по итогам педагогического мониторинга. На первом этапе использовались игры типа «Что общее», «Ассоциации», «Лучшее предложение».

фото

  1. Для работы с кубиками историй была подобрана картотека игр и упражнение. (папка)
  2. «Кубики историй» нельзя в полной мере назвать настольной игрой. Игра в них не предполагает победителей и проигравших, их главная задача — пробудить воображение, развить фантазию и обогатить речь.

фото

  1. В течение полугода мы с детьми работали по данной технологии. На начало учебного года из 28 детей: средний уровень речевого развития показали 35,5%, с низким уровнем – 64,5%. Данная работа дала положительные результаты, что и показывает промежуточная педагогическая диагностика, проведенная на основе наблюдений (в: 4р-14,2%, ср: 12д-42,9%, н: 12д-42,9%. 

Сочиняя, дети «проживают» истории, у них появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах.

  1. Перспектива

- реализовать проект с участием родителей «Пишем сказки вместе», по итогам которого планирую составить альбом детских рассказов и сказок,

- продолжить работу над развитием речи с использованием карточек историй

  1. Рассказка

              Дело было вечером, делать было нечего

              Все сидели во дворе. И сказала вдруг всем Инна: А у нас….

  1. Мы общаемся при помощи слов, но думаем образами и картинками. Именно сторителлинг использует связь между изображениями, ассоциациями, образами и словами, помогая нам придумывать интересные истории.

Спасибо

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл storitelling-tekst.docx192.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Педагогическая находка «Развитие связной речи и воображения у детей посредством инновационной технологии сторителлинг с использованием «Кубиков историй»
  2. Свое выступление я хочу начать словами Джанни Родари:

«Именно в игре ребенок свободно владеет речью,

говорит то, что думает, а не то, что надо.

Не поучать и обучать, а играть с ним,

фантазировать, сочинять, придумывать —

вот, что необходимо ребенку».

  1. Актуальность

Проблема развития речи - одна из самых острых в современном образовании. Отсюда, задача педагога – выбрать оптимальные методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые направлены на развития личности дошкольника. Это и подтолкнуло меня на поиск более эффективных путей и способов, облегчающих путь познания.

  1. Мой практический опыт работы с детьми показывает, что связная речь детей дошкольного возраста недостаточно сформирована, приходится иногда сталкиваться с некоторыми трудностями у детей. Возможно, причинами является отсутствие свободного времени у родителей, засилье гаджетов, что приводит к дефициту речевого общения с детьми и как результат - негативное влияние на эмоциональное состояние детей, неуверенность в себе. В связи с этим передо мной встал вопрос: «Как повысить уровень речевого развития дошкольников?». Ответ был очевиден – посредством игры, самым любимым видом детской деятельности.

Проблема

не очень хорошо развито воображение,

они затрудняются составлять различного рода рассказы (по картине, по серии картин, на заданную тему и т. д.),

с трудом высказывают свои мысли,

затрудняются в придумывании рассказов, сказок, окончание историй

  1. Наблюдая за игрой своих воспитанников обратила внимание на то, как часто они используют в игре кубики, а совсем недавно я познакомилась с новым интерактивным методом - сторителлинг. Он заинтересовал меня тем, что помогает не только развить речь ребёнка, но и раскрывает его творческие способности, развивает познавательный интерес, помогает поверить в себя, уверенно чувствовать среди сверстников.

  1. Для чего детям нужны сказки, истории, мультики и фильмы? В первую очередь для того, чтобы передавать практический опыт, рассказывать о различных действиях их последствиях, совершенствовать воображение и пробуждать эмоции. Это необходимо для развития человека. По сути, любая из этих форм повествования является направлением сторителлинга.

Задачи сторителлинга :

• обосновать правила поведения в той или иной ситуации, кто и зачем создал эти правила;

• систематизировать и донести информацию;

• обосновать право каждого быть особенным, не похожим на других;

• наглядно мотивировать поступки героев;

• сформировать желание общаться.

Метод сторителлинга позволяет :

• разнообразить образовательную деятельность с детьми;

• заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии;

• научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию;

• обогатить устную речь дошкольников;

• облегчить процесс запоминания сюжета.

  1. Таким образом целью моей педагогической находки стало:

Цель: развитие связной речи и воображения у детей посредством инновационной технологии сторителлинга с использованием «Кубиков историй»

Для решения цели были определены задачи

- учить детей составлять предложение, рассказ с опорой на картинки;

- учить составлять совместный рассказ, соблюдая структуру высказывания;

- стимулировать мыслительную и речевую активность и творческое

воображение;

- развивать умение внимательно слушать товарища;

- развивать связную речь, внимание, мышление;

- учить детей работать сообща, помогать друг другу;

- воспитывать доброжелательность, отзывчивость, доброту, культуру речевого

общения.

  1. Чтобы повысить интерес детей и привлечь их внимание к новому игровому пособию первые кубики мы изготовили совместно с детьми и родителями. Сначала детям и родителям были предложены ряд картинок для раскрашивания, после чего из готовых карточек мы собрали кубики. Такой вид деятельности оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Помимо этого, совместная творческая деятельность – интересное и увлекательное времяпровождение.

       фото

  1. Как у каждой игры у «Кубиков историй» есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми. Сначала выбираем историю, учитывая детский интерес, программную тематику, выбираем главного героя, а также жанр рассказа (фантастика, сказка или смешная история). Увлечь воспитанника в процесс рассказывания легко и непринужденно. Рассказ, совмещенный с показом сюжетной картинки, помогает более выразительно построить свой монолог, помогает избавиться ребенку от так называемого «страха говорения».

Игра для одного ребенка. Бросить 9 кубиков на стол, разделить их на 3 части – начало истории, середина и развязка. Опираясь на кубики, ребёнок рассказывает историю.

Игра для трёх детей. Бросить все 9 кубиков на стол, разделить их на 3 части – начало истории, середина и развязка. Один ребёнок начинает рассказывать, опираясь на первые 3 кубика, остальные продолжают.

Когда играет больше трёх человек – кубики кидают по очереди и продолжают друг за другом историю.

Можно воспитателю начать историю, а дети будут продолжать её рассказывать, бросая кубики.

  1.  Особое внимания я уделяю индивидуальной работе с детьми. Эта работа строится по итогам педагогического мониторинга. На первом этапе использовались игры типа «Что общее», «Ассоциации», «Лучшее предложение».

фото

  1. Для работы с кубиками историй была подобрана картотека игр и упражнение. (папка)
  2. «Кубики историй» нельзя в полной мере назвать настольной игрой. Игра в них не предполагает победителей и проигравших, их главная задача — пробудить воображение, развить фантазию и обогатить речь.

фото

  1. В течение полугода мы с детьми работали по данной технологии. На начало учебного года из 28 детей: средний уровень речевого развития показали 35,5%, с низким уровнем – 64,5%. Данная работа дала положительные результаты, что и показывает промежуточная педагогическая диагностика, проведенная на основе наблюдений (в: 4р-14,2%, ср: 12д-42,9%, н: 12д-42,9%.  

Сочиняя, дети «проживают» истории, у них появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах.

  1. Перспектива

- реализовать проект с участием родителей «Пишем сказки вместе», по итогам которого планирую составить альбом детских рассказов и сказок,

- продолжить работу над развитием речи с использованием карточек историй

  1. Рассказка

              Дело было вечером, делать было нечего

              Все сидели во дворе. И сказала вдруг всем Инна: А у нас….

  1. Мы общаемся при помощи слов, но думаем образами и картинками. Именно сторителлинг использует связь между изображениями, ассоциациями, образами и словами, помогая нам придумывать интересные истории.

Спасибо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие связной речи и воображения у детей посредством инновационной технологии сторителлинг с использованием «Кубиков историй»

Термин «сторителлинг» пришел к нам из английского языка и в переводе звучит как «рассказывание истории», но в русском языке этому термину имеется весьма хороший синоним &ndash...

Презентация "Развитие связной речи и воображения у детей посредством инновационной технологии сторителлинг"

Захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории....

Методическая разработка «Развитие связной речи у дошкольников с ТНР посредством инновационных технологий»

Методическая разработка по теме "Развитие связной речи у дошкольников с ОНР через использование инновационных технологий"....

Мастер-класс на тему « Использование дидактического пособия «Кубики историй» как средство развития связной речи и воображения детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Ни для кого не секрет, что проблема развития речи одна из самых острых в современном образовании, отсюда задача педагога выбрать оптимальные методы обучения и формы организации работы с детьми.Кубики ...

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИННОВАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ СТОРИТЕЛЛИНГ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ «КУБИКОВ ИСТОРИЙ»

В статье рассматривается возможность эффективного применения инновационной технологии сторителлинг с использованием «Кубиков историй» для развития связной речи детей старшего дошкольного в...

Опыт работы «Развитие связной речи и воображения у детей посредством инновационной технологии сторителлинг с использованием «Кубиков историй»

laquo;Развитие связной речи и воображения у детей посредством инновационной технологии сторителлинг с использованием «Кубиков историй»....