Конспект непосредственно-образовательной деятельности педагога с детьми четвёртого года жизни по познавательному развитию «Путешествие в осенний лес».
план-конспект занятия по математике (младшая группа) на тему

Комарова Елена Леонидовна

 Формирование элементарных математических представлений у детей четвёртого года жизни. С использованием развивающих игр В.В.Воскобовича и блоков Дьенеша.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2015_konspekt_nod_18.11.15.docx24.8 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект

непосредственно-образовательной деятельности педагога

 с детьми четвёртого года жизни по познавательному развитию

«Путешествие в осенний лес».

        Составитель: Комарова Елена Леонидовна

 воспитатель ГБДОУ –20 Кировского района

 Санкт-Петербурга.

Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей четвёртого года жизни.

Задачи:

  1. Учить детей определять геометрические фигуры по двум признакам: цвету, форме.
  2. Формировать умения объединять геометрические фигуры по одному общему признаку: цвету или форме.
  3. Закреплять представления детей о количественном и порядковом счёте в пределах 4.
  4. Формировать умение составлять фигуру по образцу (модель автомобиля); закреплять представления о размере: большой, маленький.
  5. Развивать память, воображение. Развивать интерес к природе родного края.
  6. Расширять словарь детей: бельчонок,  стемнело. Учить правильному согласованию числительных и существительных.
  7. Воспитывать чувство сопереживания и эмоциональной отзывчивости.

Интеграция образовательных областей:

- познавательное развитие

-социально-коммуникативное развитие

-физическое развитие

-речевое развитие.

Методы и приёмы:

  1. Создание  игровой проблемной  ситуации:

      -рассказ воспитателя;

      -демонстрация слайдов.

2. Игровая деятельность с блоками Дьенеша и развивающими играми В.В. Воскобовича:

      -конструирование автомобиля с опорой на модель;

      -конструирование моста;

      -игра с обручами (круги Луллия);

      -Игра «Включи фонарик».

3. Вопросы воспитателя.

4.Анализ детских работ.

5.Физкультминутка «Медвежата».

6.Прослушивание фонограммы «Наши ножки топ-топ-топ».

Материал:

  1. Электронная презентация: «Путешествие в осенний лес».
  2. Игрушки: бельчонок, белка.
  3. Игры В.В.Воскобовича «Фонарики» (по кол-ву детей).
  4. Блоки Дьенеша ( по кол-ву детей).
  5. Модели «автомобили».
  6. Карточки – символы (форма, цвет).
  7. 4 обруча.
  8. Картинки животных: заяц, медведь, лиса, белка.
  9. Карточки с изображением символа геометрических фигур (форма, цвет).
  10. Лента голубого цвета.
  11. Фонограмма Е. и С. Железновы «Наши ножки топ-топ-топ».

Предварительная работа

  1. Рассматривание иллюстраций об осени.
  2. Во время прогулок наблюдение за погодными изменениями осенью.
  3. Рассматривание иллюстраций диких животных. Формирование понятия – дикие животные.
  4. Разучивание физкультминутки «Медвежата».

Содержание НОД.

Демонстрация слайда №1  - ДЕТСКИЙ САД

(Скрипнула дверь)

Воспитатель: Ребята, мне кажется, кто-то скребётся за дверью. Как вы думаете, кто там?

(рассуждения детей)

Ой, да это маленький бельчонок.

Бельчонок: Здравствуйте, дети! Я потерялся. Прыгал по веткам и потерял маму. Без мамы мне очень плохо. Как мне её найти? (плачет)

Воспитатель: Ребята, что же делать? Сможем мы помочь бельчонку?  Где может быть его мама?  ( ответы детей : в лесу) Я думаю, одному бельчонку идти в лес страшно и опасно. Может,  мы его проводим в осенний лес?

На чём можно отправиться в лес?

(Ответы детей.  Подвести к тому, что можно отправиться в лес на машине.)

Воспитатель: А у нас есть чертежи автомобилей.  Мы их сами можем сделать из геометрических фигур.

( Работа детей со схемами и блоками Дьенеша.)

В процессе детской деятельности бельчонок уточняет цвет, размер, форму , местонахождение геометрических фигур относительно друг друга.

Демонстрация слайда №2 – ОСЕННИЙ ЛЕС

Воспитатель: Как красиво в осеннем лесу! Но прохладно! Давайте погреемся.

(Музыкальная разминка:  Екатерина и Сергей Железновы  «Мы ногами топ-топ-топ»)

Демонстрация слайда №3 – ЗАЯЦ

Воспитатель: Пока мы с вами грелись, разворошили листья. Смотрите, кто под листьями! Здравствуй, заяц! Бельчонок потерялся. Ты маму бельчонка не встречал в лесу?

Ребята, заяц говорит, что видел её, но далеко в лесу, за речкой. Отправляемся дальше. Спасибо, заяц. До свидания!

(подходим к речке)

Воспитатель: Ребята, перед нами река. Вода осенью  холодная, река глубокая, широкая. Как нам перебраться на другой берег?

 (Ответы детей.  Подвести к тому, чтобы дети предложили построить  мост.)

Воспитатель: Мы можем  построить мостики  из геометрических фигур. Какие геометрические фигуры вы знаете?

 Каждый сможет построить свой особенный мостик. Кто-то захочет построить мостик из круглых фигур. Кто-то из квадратных, треугольных или прямоугольных.  На карточках разные фигуры. Выбирайте форму  будущего моста – и за работу.

(Работа с блоками Дьенеша.)

В процессе детской деятельности, бельчонок уточняет признаки геометрических фигур : цвет, форму, размер.

Вопрос для каждого ребёнка: Какого цвета фигуры ты взял для постройки моста? А какого размера? Какой формы?

(Переходим через речку.)

Демонстрация слайда №4 -  МЕДВЕДЬ

Воспитатель: Здравствуй, медведь! Мы ищем маму бельчонка в лесу. Подскажи нам , где её искать.

Ребята, медведь не знает, где мама белка. Но думает, что нам сможет помочь  его подружка – хитрая лисичка. Она скоро будет мимо пробегать. У неё и спросим. Спасибо, тебе мишка за подсказку.  Ребята, давайте покажем мишке игру «Медвежата»!

Физкультминутка «Медвежата»:

Медвежата в чаще жили головой своей крутили 
Вот так, вот так   головой своей крутили                               (круговые движения головой) 
Медвежата мед искали дружно дерево качали 
Вот так, вот так, дружно дерево качали.
                                                                  (поднять руки вверх и делать наклоны вправо и влево) 
А потом они ходили  и из речки воду пили.                                             (ходьба по-медвежьи) 
Вот так, вот так, и из речки воду пили.                                       (наклоны туловища вперед)
А потом они плясали ,  лапы выше поднимали .
                                                                      (пружинка с поворотом туловища влево и вправо) 
 Вот так, вот так, лапы выше поднимали                          (прыжки, хлопая руками вверху) 

Демонстрация слайда №5 – ЛИСА

Воспитатель: А вот и лисичка! Здравствуй, лиса! Мы ищем маму бельчонка. Ты можешь нам сказать, где она.

Лиса расскажет нам, где белка, но просит нас о помощи. Поможем лисе? (да).

Её детки, шустрые лисята, играли в цветные камешки и разбросали их на полянке. Давайте поможем навести порядок. А для этого надо разложить камешки по своим местам. А картинки нам помогут.

(Работа с блоками Дьенеша.  Дети группируют  геометрические фигуры по двум признакам, используя обручи и карточки-символы г.ф.)

В процессе детской деятельности бельчонок подсказывает и  помогает детям разложить фигуры по двум признакам ( по цвету и форме) в обручи.

Воспитатель: Ребята, лиса благодарит вас за помощь и подсказывает, что видела  белку  за высоким деревом с разноцветными листьями.

(Подходим к дереву. Находим белку.)

Воспитатель: Здравствуй, белочка!

Белка: Здравствуйте, дети! Спасибо, что помогли бельчонку найти меня!

Воспитатель: Белочка, без помощи твоих друзей мы бы не справились. Ребята, давайте, покажем белке, кто нам помогал в лесу.

(Демонстрация изображения животных на коврографе.)

Вопросы к детям:

 Кого мы встретили в лесу первым?  (зайца)

  Кого мы встретили в лесу вторым? (медведя)

Кого встретили третьим? (лису)

А кого встретили последним? (белку)

Сколько всего животных мы встретили в лесу? (4)

До свидание белочка и бельчонок! Нам пора в детский сад.

Демонстрация слайда №6 – ОСЕННИЙ ЛЕС ВЕЧЕРОМ

Воспитатель: Ребята, пока мы путешествовали по осеннему лесу,  наступил вечер, стемнело. Давайте, включим «ФОНАРИКИ».

(Воспитатель подводит детей к дидактическим играм В.В.Воскобовича «Фонарики»)

Воспитатель: Покажите большой, круглый « фонарик». Какого он цвета? (ответы детей)

                        -Покажите маленький, круглый красного цвета.

           -А теперь большой, треугольный «фонарик». Какого он цвета? (ответы детей).

            -А теперь выберите любой «Фонарик». Он нам будет освещать дорогу.

Демонстрация слайда №7 – ОСЕННИЙ ЛЕС

Как стало светло в лесу. Можно возвращаться в детский сад.

Демонстрация слайда №8 – ДЕТСКИЙ САД

Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествовать и помогать бельчонку? Предлагаю пройти к детям в соседнюю группу и рассказать о наших приключениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми по реализации образовательной области "Познавательное развитие" "Путешествие в страну "Математика"

Конспект занятия  совместной образовательной деятельности с детьми по реализации образовательной области "Познавательное развитие"   "Путешествие в страну "Математика" (с использованием игро...

Роль дидактических игр в экологической работе с детьми четвёртого года жизни.

Анализ лиетратуры по экологическому воспитанию детей четвертого года жизни через дидактические игры...

Конспект досуга родителей с детьми четвёртого года жизни по социально-коммуникативному развитию на тему « Я дружу со светофором».

Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми.  Закрепление умения применять полученные знания в играх и повседневной жизни....

Конструкт непрерывной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности с детьми седьмого года жизни

Конструкт непрерывной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности с детьми седьмого годаТема: "Мой город Краснотурьинск"...

Рабочая программа освоения детьми четвёртого года жизни основной образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности

Рабочая программа освоения детьми четвёртого года жизни основной образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми 6-7 лет по познавательному развитию "Путешествие по России"

НОД по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Путешествие по России» Цель:Развитие патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:- обобщить и систе...