СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения
статья (старшая группа) на тему

Гришанович Елена Николаевна

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людей

В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед педагогами встает задача формирование у дошкольников основ экологической культуры. Формирование экологической воспитанности дошкольника предполагает решение следующих задач: Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней; Формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами; Накопление детьми эмоционально - позитивного опыта общения с природой. Наша задача на основе эмоционально-эстетического восприятия детей направлять их к познанию окружающей природы, формировать правильные представления, воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №8 общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию детей

Пушкинского района Санкт- Петербурга

Опыт работы на тему:

       «  Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения »

                 Составитель

                                                   Воспитатель высшей категории

ГБДОУ №8

                                           Гришанович Елена Николаевна

ГБДОУ №8

Санкт – Петербург

2012год

Дошкольное детство - ответственный период для формирования основ правильного отношения к окружающему миру.

       Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Одна из главнейших задач государства - рационально использовать природные ресурсы не только в интересах человека, но и природы.

          В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.
       Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед педагогами встает задача формирование у дошкольников основ экологической культуры.
       Формирование экологической воспитанности дошкольника предполагает решение следующих задач:

             Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней;

            Формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами;

           Накопление детьми эмоционально - позитивного опыта общения с природой.

       Наша задача на основе эмоционально-эстетического восприятия детей направлять их к познанию окружающей природы, формировать правильные представления, воспитывать бережное отношение ко всему живому.

              Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людей. Именно по этому, человечество должно быть заинтересованно в сохранении целостности, гармонии в природе, предотвращении нарушений биологического равновесия и взаимодействия её объектов. Человечеству необходимо осознать и помнить, что природа является не только объектом материального обогащения. Она – неиссякаемый источник обогащения духовного, нравственного, эстетического, неисчерпаемый источник развития интеллектуальной и познавательной сферы.

           Обострение экологической обстановки в стране и в нашей области обуславливается повышенным интересом к экологизации образования подрастающего поколения. В связи с этим интеграция экологических знаний с содержанием других предметов в ДОУ стала необходимостью и рассматривается сегодня как часть стратегии образования. Для организации

работы по экологическому воспитанию в детском саду необходимы определенные условия. Одно из главных - соответствующая эколого-развивающая среда.

             Эколого-развивающая среда, на наш взгляд, должна соответствовать следующим требованиям:

- познавательному развитию ребенка (создание условий для познавательной деятельности, экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; формирование интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);

- эколого-эстетическому развитию (привлечение внимания ребенка к окружающим природным объектам, формирование умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм; умение отдавать предпочтение объектам природы, а не искусственным предметам);

- оздоровлению ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; грамотное оформление, озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);

- формирования нравственных качеств ребенка (создание условий для регулярного ухода за живыми объектами и общения с ними, воспитания у детей чувства ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы);

- формированию экологически грамотного поведения (навыков рационального природопользования; ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе);

- экологизации различных видов деятельности ребенка (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование природного материала на занятиях по изодеятельности и т. п.);

               Среда должна быть удобной, информированной, настраивать на эмоциональный лад, обеспечивать гармоничные отношения между ребенком и окружающей природой.

             Работая в данном направлении,  МЫ (Инициативная группа: Гришанович Елена Николаевна, Сергеева Дина Николаевна, Каменьяр Светлана Ивановна)  используем метод экологического проектирования, который позволяет интегрировать экологическое воспитание дошкольников с различными разделами Программы воспитания и обучения детей.

 Цель моей работы - осуществление непрерывного педагогического процесса по экологическому образованию детей дошкольного возраста через создание единого эколого-развивающего пространства.

         Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения.

Эколого-развивающая среда ГДОУ №8  включает в себя следующие компоненты:

Уголки в группах                  (Приложение 1)

                  Необходимо помнить, что уголок природы – это место постоянного общения малыша с микромиром живой природы, представленной растениями и животными, учебными экологическими пособиями. Он вносит в жизнь детей разнообразие, обогащает их знания и, что очень важно, способствует формированию их эмоциональных и духовых чувств. В Уголках природы находятся временные объекты природы, например мини-город на окне - лук, чеснок, овес и др. культуры, выращиваемые в ящиках в холодное время года, животные – кролик, черепаха, наблюдение за аквариумными рыбками.

В каждом уголке природы есть два функциональных места - для выполнения трудовых операций.

           В уголке природы дети имеют возможность не только проводить интересные наблюдения за природными объектами, но и заботиться о них. В результате у детей формируется правильное представление о мире природы, воспитывается интерес к природе, наблюдательность, бережное отношение к растениям и животным, чувство ответственности за них, ценностное отношение к любому проявлению жизни. Исходя из этого, при организации работы в уголке природы следует обратить особое внимание на важность, значимость комплексного использования различных методов и реформ работы с детьми, таких как: системного, организация элементарных опытов, моделирование ситуаций, уход за объектами.
            Если говорить о
содержательном наполнении уголка природы, то его можно обустроить, разместив:

  1. Экспериментальные;
  2. Природы;
  3. Живые объекты ((рыбки в аквариуме, черепаха и т.д. временные объекты в группе); Оборудование для ухода за живыми объектами.))
  4. Комнатные растения;
  5. Календарь погоды и природы;
  6. Альбомы, гербарии, содержащие материал природоведческого характера;
  7. Выставочные: 
  8. Художественную литературу о природе;
  9. Дидактические игры природоведческого содержания;
  10. Различные природные материалы;
  11. Оборудование для организации труда в природе;
  12. Образование для организации опытнической деятельности;
  13. Модели, отображающие предметы и явления природы.

Минилаборатория             (Приложение 2)

В группах оборудованы  мини-лаборатории для детского экспериментирования. Здесь малыши под руководством воспитателя проводят опыты с различными объектами живой и неживой природы, наглядно знакомятся со свойствами и качествами материалов. Работа в мини-лаборатории позволяет детям самостоятельно проводить опыты, научиться обобщать, делать выводы. Мини-лаборатории оборудованы начиная с раннего возраста.

  1. Материалы для детского экспериментирования (стаканчики, палочки, пробирки, воронки, лупы, магниты и т.д.);
  2. Микроскоп;
  3. Природный материал.

Библиотека                        (Приложение 3)

С помощью родителей постоянно пополняется экологическая библиотека детского сада. Здесь находятся книги о природе, альбомы с фотографиями и иллюстрациями, аудиокассеты с записями голосов животных, звуков природы, видеокассеты с фильмами о природе, карты, глобус. Здесь же находится библиотека произведений о родном крае. Так же в помещении библиотеки хранятся рукописные книги, написанные детьми и их родителями. Экологическая библиотека выполняет познавательную функцию и воспитывает интерес к родной природе, прививает любовь к книге, чтению. Воспитатели проводят там занятия, беседы на экологическую тематику.

  1. Познавательная литература о природе;
  2. Литература по уходу за животными;
  3. Подбор картин и иллюстраций из жизни животных, растений, по сезонным изменениям, а также видеоматериалы, аудиоматериалы.

Аудиозаписи, презентации  для детей по темам.         

                                                     (Приложение 4)

 Презентации подбираются по возрасту, уровню развития детей в группе. Презентации используются, на занятии по экологии, с познавательной целью для детей, в досуговых мероприятиях,  в экологических праздниках.

Экологический музей "Уголок леса"

Экологический музей "Уголок леса " расположенный на третьем этаже, около Русской избы, несет в себе познавательную, эстетическую и обучающую функцию. Педагоги проводят здесь занятия, знакомят детей с отдельными компонентами леса, их обитателями. В музее постоянно проходят тематические выставки детских работ .

                                       (Приложение 5)

Зимний сад

               В соответствии с программными требованиями дети дошкольного возраста должны познакомиться не только с теми растениями (включая и комнатные растения), которые типичны или характерны для данной климатической зоны. Большое значение имеет ознакомление детей с экзотическими растениями, произрастающими в других климатических поясах.

  Эту задачу поможет решить организация зимнего сада. (Приложение 6)

Функциональная роль зимнего сада

  1. Интеллектуальная (реализуется через ознакомление детей с новыми растениями, а так же в процессе закрепления, уточнения, конкретизации и систематизации знаний);
  2. Познавательная (направлена на развитее устойчивой субъективной познавательной активности детей);
  3. Эмоционально-эстетическое (направлена на развитие у детей положительных эмоций и чувств посредством общения с растительными растениями);
  4. Деятельностно-практическая (направлена на формирование у дошкольников умений и навыков по уходу за растениями сообразно с их потребностями).

Территория детского сада:

Особое внимание уделяется организации экологического пространства на территории детского сада. Зеленый щит должен создает благоприятную среду, защищает от пыли, уменьшает попадание на территорию выхлопных газов, увеличивает процент кислорода в составе воздуха, делает его умеренно влажным. Кроме того, разнообразные растения интересны в познавательном плане и полезны в оздоровительном. Дети могут познакомиться с особенностями роста растений нашего региона, приобщиться к труду на земле, применять свои знания на практике.

В результате работы на участке ДОУ высажено разнообразные  породы деревьев, создана "Зона отдыха", оборудован цветник и огород, клумба с лекарственными растениями.

На территории детского сада создана экологическая тропа. Это "экологическое пространство" позволяет проводить с дошкольниками разнообразную эколого-педагогическую работу в летний период.

---Экологическая тропа           (Приложение 7)

  1. Различные породы деревьев, клумба с лекарственными растениями, цветущие растения детского сада.
  2. Игровые площадки для организации экологических праздников, экскурсий и игр;

             На всей территории детского сада расположены цветники - учреждение для маленьких детей должно быть действительно цветущим садом. Цветников много:

- при входе на территорию (бордюры, клумбы, газоны), чтобы у всех приходящих сразу поднималось настроение;

- на каждом групповом участке, чтобы дети видели, как растут цветы, ухаживали за ними и собирали семена, украшали ими свое помещение;

- на свободных местах газона, особенно тех, которые видны из окон, чтобы дети имели возможность наблюдать цветущий пейзаж.

          В цветниках представлены различные неприхотливые однолетние и многолетние растения.

----Огород, цветник                   (Приложение 8)

  1. Различные виды цветов, кустарники, овощные культуры (свекла, картофель, лук, горох, морковь), ягоды, (черная смородина, земляника, малина).

             

               

             Таким образом, создание стационарной эколого-развивающей среды в детском саду - это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию групповых пространств, ежедневное поддержание условий, необходимых для полноценной жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность приучает думать и систематически и реально заботиться о "братьях меньших", находящихся в одном жизненном пространстве с детьми.

            Ведь именно в старшем возрасте дети проявляют большой интерес к объектам природы и легко усваивают разнообразную информацию, если она их привлекает. Главные аспекты работы педагога с детьми - разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека. А это невозможно без создания в детском саду единого эколого-развивающего пространства.

Проведя диагностику по экологическому воспитанию детей  старшей группы, перед собой я поставила  следующие задачи: (Приложение 11)

  1. развитие способностей детей и реализация природного потенциала ребенка через общение с природой; формирование экологического мировоззрения;
  2. накопление знаний о взаимозависимости животных, растений, птиц, насекомых с внешним миром и развитие познавательных способностей детей;
  3. установление зависимости между объектами и явлениями природы, формирование знаний о росте и развитии живых существ; умение делать выводы и умозаключения;
  4. воспитание любви к природе родного города, города Санкт- Петербурга, города Пушкина

Пути реализации:

- использование программы «Юный эколог» С.Н.Николаевой, «Добро пожаловать в Экологию» О.А. Воронкевич.

 - разработка занятий для старших дошкольников по разделам:

Времена года;

Вода и воздух;

Деревья;

Животный мир;

Птицы;

Насекомые;

Травы;

Космос. Звезды. Вселенная;

- создание эмоционально-насыщенной атмосферы в дошкольном образовательном учреждении.

Организация работы проводится в два этапа.

1 этап. «Зависимость живой природы от определенных условий» – для детей 5-6 лет.

             На первом этапе дети рассматривают сезонные изменения в состоянии растительного и животного мира с позиции их удовлетворения в факторах среды. Условиями формирования у дошкольников динамических представлений являются: систематические наблюдения, фиксация результатов в календарях, позволяющих производить анализ и сопоставления меняющихся состояний растущего организма и его взаимоотношения с внешней средой.

          У детей формируются представления о закономерности изменений природных объектов, о протяженности этих изменений во времени. Происходит установление взаимосвязи растущего, развивающегося живого существа и факторов внешней среды, обеспечивающих его выживание.

2 этап. «Познание мира природы» – для детей 6-7 лет.

              На данном этапе детям демонстрируются наиболее сложная форма усвоенной ими зависимости: дети знакомятся со средообразующим влиянием самих растений, птиц, насекомых. На этой основе раскрываем зависимость сообществ, существующих совместно в природе.

             Конкретное растение, птица, насекомое рассматривается не только в связи с фактором неживой природы, но и с характером влияния других представителей сообщества.

          Важное место на данном этапе принадлежит моделирующей деятельности, разгадыванию кроссвордов, решению логических задач.

Организация работы.

С педагогами:

  1. педсоветы        «Человек и природа неотделимы»,

                                                                   «Экологическое образование: смена  

                                                                                            стереотипов»;

  1. семинары        «Экологическая тропа »;

                                  «Развивающая среда для экологического образования»;

  1. консультации         «Уголок природы  - сегодня»

«Экологические игры для детей»

        «Взаимодействие ДОУ с семьей по проблеме приобщения детей к природе»;

  1. тематические выставки        « Овощная ярмарка», «Я и природа», «Дары леса», «Вырастили сами»; «Дерево семьи»
  2. смотры-конкурсы        «Огород на окне», «Календарь природы», «Лесные фантазии».

С родителями:

       Анализируя свою работу, вскрывая причины не усвоения некоторыми детьми правил поведения в лесу, в парке, на участке детского сада, мы пришли к выводу, что необходим тесный контакт с семьёй. Это заставило нас активизировать свою работу с родителями это: родительские собрания, информационные листы, анкеты, дни открытых дверей, индивидуальные беседы .


       Родители не отказывают в посильной помощи, интересуются проводимой нами работой. Экологические акции очень объединяют педагогов, детей и родителей.
       Совместно мы провели акции "Посади дерево!", " Сохраним природу чистой". Планируем провести "Комнатное растение моего ребёнка", "Ёлочка зелёная иголочка", "Добрая зима", "Берегиня".

  1. групповые родительские собрания: «Берегите природу»,

        «Лекарственные растения на страже здоровья»; «путешествие по осеннему Екатерининскому парку»

  1. совместные акции        «Посади дерево»,

        «Не рубите елочку»;

                                          «Озеленение участка детского сада»

                                          «День птиц»

  1. оформление родительских уголков по сезонам, советы родителям об организации наблюдений с детьми;
  2. Консультации для родителей на экологические темы
  3. «День открытых дверей»;
  4. Конкурс плакатов «Береги природу».

С детьми:

  1. комплексные занятия;
  2. интегрированные занятия;
  3. подгрупповые занятия;
  4. индивидуальные занятия;
  5. экскурсии, туризм, походы;
  6. КВН, викторины, развлечения;
  7. коллективные просмотры презентаций на экологическую тему.

            В экологическом образовании ребенка через общение с природой большую роль играют методы работы, которые позволяют детям усвоить знания о разнообразных связях и зависимостях в природе. Это, прежде всего моделирование объектов природы; составление описательных рассказов по схематическим схемам о жизни птиц, животных, растений, насекомых; решение логических задач «Как вести себя в природе»; наблюдение в разное время года, опыты.

       

  Для успешного осуществления данной задачи в дошкольном учреждении созданы условия:

  1. оборудованы зоны природы в группах, живые уголки;
  2. открыта природоведческая библиотека;
  3. создана экологическая тропа;
  4. организована выставка детских работ;
  5. создание Уголка леса, Зимнего сада; Музей солнца, фито – бар, мини – ферма.
  6. организовано общение с природой ближайшего окружения;
  7. создана предметно-развивающая среда и эмоционально-насыщенная атмосфера.

Особенности работы заключается в следующем:

  1. решение задач осуществляется через общение ребенка с природой, что способствует развитию способностей и формированию экологического мировоззрения старшего дошкольника;
  2. в группах используются календари природы, где отражаются наблюдения за объектами и явлениями природы помесячно в течение сезона;
  3. проводится комплексное диагностирование знаний детей, что позволяет планировать дальнейшую работу;
  4. дети участвуют в разработке знаков «Советы друзьям природы», «Правила поведения в природе», что обеспечивает умение понимать и ценить природу(используем пособие Экологический светофор)             (Приложение 12)

Поставленные  передо мной задачи позволили:

  1. сформировать экологическое мировоззрение старших дошкольников;
  2. научить понимать и ценить природу;
  3. повысить умственные способности, что наблюдается в результатах диагностирования детей 

                                                              (Приложение 13)

  1. Пополнить материально-техническую базу уголков природы (глобусы, микроскопы, приобретение пособия « Лаборатория для малышей»);
  2. Создание кабинета - Экологическая лаборатория, комнаты «Живой уголок»
  3. Создание альпийской горки на территории детского сада


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации коррекционной работы с детьми в дошкольном образовательном учреждении

Моя исследовательская работаЗадачи исследования:Проанализировать нормативно-правовые основы логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении.Дать теоретическое обоснование условий и содер...

статья на тему: "Педагогические условия сопровождения детей с нарушениями слуха в дошкольном образовательном учреждении"

В статье рассмотрены организационно-педагогические условия сопровождениядетей с нарушениями слуха....

Круглый стол для педагогов «Современные подходы к организации работы с одаренными детьми в дошкольном образовательном учреждении»

Для уточнения своих знаний педагогам предлагается использовать методические пособия, соответствующую литературу, рекомендованную старшим воспитателем и педагогом-психологом по данной теме....

Статья "Условия успешной адаптации ребёнка раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению"

Условия успешной адаптации ребёнка  к дошкольному образовательному учреждению...

"Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в работе с детьми в дошкольном образовательном учреждении"

Взаимодествие педагога-психолога и учителя-логопеда в работе с детьми в ДОУ, очень важный момент в деятельности двух специалистов. В данной статье можно прослеть взаимосвязь между психологом и логопед...

СОЗДАНИЕ ДЕТСКОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, КАК ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЭКОВОЛОНТЁРСКИХ ДВИЖЕНИЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В статье описана деятельность дошкольной образовательной организации по созданию новой педагогической модели экологического образования, основанной на объединении детских эковолонтёрски...

Презентация. Музыкально-оздоровительная работа с детьми в дошкольном образовательном учреждении.

Музыкально-оздоровительная работа с детьми в дошкольном образовательном учреждении. ...


 

Комментарии

Алексеева Валентина Анатольевна

Отличный материал и подробный! Взяла на заметку некоторые моменты! Спасибо!