Главные вкладки

    СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения
    статья (старшая группа) на тему

    Гришанович Елена Николаевна

    Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людей

    В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед педагогами встает задача формирование у дошкольников основ экологической культуры. Формирование экологической воспитанности дошкольника предполагает решение следующих задач: Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней; Формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами; Накопление детьми эмоционально - позитивного опыта общения с природой. Наша задача на основе эмоционально-эстетического восприятия детей направлять их к познанию окружающей природы, формировать правильные представления, воспитывать бережное отношение ко всему живому.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Государственное дошкольное образовательное учреждение

    Детский сад №8 общеразвивающего вида

    с приоритетным осуществлением деятельности

    по физическому развитию детей

    Пушкинского района Санкт- Петербурга

    Опыт работы на тему:

           «  Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения »

                     Составитель

                                                       Воспитатель высшей категории

    ГБДОУ №8

                                               Гришанович Елена Николаевна

    ГБДОУ №8

    Санкт – Петербург

    2012год

    Дошкольное детство - ответственный период для формирования основ правильного отношения к окружающему миру.

           Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Одна из главнейших задач государства - рационально использовать природные ресурсы не только в интересах человека, но и природы.

              В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.
           Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед педагогами встает задача формирование у дошкольников основ экологической культуры.
           Формирование экологической воспитанности дошкольника предполагает решение следующих задач:

                 Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней;

                Формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами;

               Накопление детьми эмоционально - позитивного опыта общения с природой.

           Наша задача на основе эмоционально-эстетического восприятия детей направлять их к познанию окружающей природы, формировать правильные представления, воспитывать бережное отношение ко всему живому.

                  Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людей. Именно по этому, человечество должно быть заинтересованно в сохранении целостности, гармонии в природе, предотвращении нарушений биологического равновесия и взаимодействия её объектов. Человечеству необходимо осознать и помнить, что природа является не только объектом материального обогащения. Она – неиссякаемый источник обогащения духовного, нравственного, эстетического, неисчерпаемый источник развития интеллектуальной и познавательной сферы.

               Обострение экологической обстановки в стране и в нашей области обуславливается повышенным интересом к экологизации образования подрастающего поколения. В связи с этим интеграция экологических знаний с содержанием других предметов в ДОУ стала необходимостью и рассматривается сегодня как часть стратегии образования. Для организации

    работы по экологическому воспитанию в детском саду необходимы определенные условия. Одно из главных - соответствующая эколого-развивающая среда.

                 Эколого-развивающая среда, на наш взгляд, должна соответствовать следующим требованиям:

    - познавательному развитию ребенка (создание условий для познавательной деятельности, экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; формирование интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);

    - эколого-эстетическому развитию (привлечение внимания ребенка к окружающим природным объектам, формирование умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм; умение отдавать предпочтение объектам природы, а не искусственным предметам);

    - оздоровлению ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; грамотное оформление, озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);

    - формирования нравственных качеств ребенка (создание условий для регулярного ухода за живыми объектами и общения с ними, воспитания у детей чувства ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы);

    - формированию экологически грамотного поведения (навыков рационального природопользования; ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе);

    - экологизации различных видов деятельности ребенка (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование природного материала на занятиях по изодеятельности и т. п.);

                   Среда должна быть удобной, информированной, настраивать на эмоциональный лад, обеспечивать гармоничные отношения между ребенком и окружающей природой.

                 Работая в данном направлении,  МЫ (Инициативная группа: Гришанович Елена Николаевна, Сергеева Дина Николаевна, Каменьяр Светлана Ивановна)  используем метод экологического проектирования, который позволяет интегрировать экологическое воспитание дошкольников с различными разделами Программы воспитания и обучения детей.

     Цель моей работы - осуществление непрерывного педагогического процесса по экологическому образованию детей дошкольного возраста через создание единого эколого-развивающего пространства.

             Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения.

    Эколого-развивающая среда ГДОУ №8  включает в себя следующие компоненты:

    Уголки в группах                  (Приложение 1)

                      Необходимо помнить, что уголок природы – это место постоянного общения малыша с микромиром живой природы, представленной растениями и животными, учебными экологическими пособиями. Он вносит в жизнь детей разнообразие, обогащает их знания и, что очень важно, способствует формированию их эмоциональных и духовых чувств. В Уголках природы находятся временные объекты природы, например мини-город на окне - лук, чеснок, овес и др. культуры, выращиваемые в ящиках в холодное время года, животные – кролик, черепаха, наблюдение за аквариумными рыбками.

    В каждом уголке природы есть два функциональных места - для выполнения трудовых операций.

               В уголке природы дети имеют возможность не только проводить интересные наблюдения за природными объектами, но и заботиться о них. В результате у детей формируется правильное представление о мире природы, воспитывается интерес к природе, наблюдательность, бережное отношение к растениям и животным, чувство ответственности за них, ценностное отношение к любому проявлению жизни. Исходя из этого, при организации работы в уголке природы следует обратить особое внимание на важность, значимость комплексного использования различных методов и реформ работы с детьми, таких как: системного, организация элементарных опытов, моделирование ситуаций, уход за объектами.
                Если говорить о
    содержательном наполнении уголка природы, то его можно обустроить, разместив:

    1. Экспериментальные;
    2. Природы;
    3. Живые объекты ((рыбки в аквариуме, черепаха и т.д. временные объекты в группе); Оборудование для ухода за живыми объектами.))
    4. Комнатные растения;
    5. Календарь погоды и природы;
    6. Альбомы, гербарии, содержащие материал природоведческого характера;
    7. Выставочные: 
    8. Художественную литературу о природе;
    9. Дидактические игры природоведческого содержания;
    10. Различные природные материалы;
    11. Оборудование для организации труда в природе;
    12. Образование для организации опытнической деятельности;
    13. Модели, отображающие предметы и явления природы.

    Минилаборатория             (Приложение 2)

    В группах оборудованы  мини-лаборатории для детского экспериментирования. Здесь малыши под руководством воспитателя проводят опыты с различными объектами живой и неживой природы, наглядно знакомятся со свойствами и качествами материалов. Работа в мини-лаборатории позволяет детям самостоятельно проводить опыты, научиться обобщать, делать выводы. Мини-лаборатории оборудованы начиная с раннего возраста.

    1. Материалы для детского экспериментирования (стаканчики, палочки, пробирки, воронки, лупы, магниты и т.д.);
    2. Микроскоп;
    3. Природный материал.

    Библиотека                        (Приложение 3)

    С помощью родителей постоянно пополняется экологическая библиотека детского сада. Здесь находятся книги о природе, альбомы с фотографиями и иллюстрациями, аудиокассеты с записями голосов животных, звуков природы, видеокассеты с фильмами о природе, карты, глобус. Здесь же находится библиотека произведений о родном крае. Так же в помещении библиотеки хранятся рукописные книги, написанные детьми и их родителями. Экологическая библиотека выполняет познавательную функцию и воспитывает интерес к родной природе, прививает любовь к книге, чтению. Воспитатели проводят там занятия, беседы на экологическую тематику.

    1. Познавательная литература о природе;
    2. Литература по уходу за животными;
    3. Подбор картин и иллюстраций из жизни животных, растений, по сезонным изменениям, а также видеоматериалы, аудиоматериалы.

    Аудиозаписи, презентации  для детей по темам.         

                                                         (Приложение 4)

     Презентации подбираются по возрасту, уровню развития детей в группе. Презентации используются, на занятии по экологии, с познавательной целью для детей, в досуговых мероприятиях,  в экологических праздниках.

    Экологический музей "Уголок леса"

    Экологический музей "Уголок леса " расположенный на третьем этаже, около Русской избы, несет в себе познавательную, эстетическую и обучающую функцию. Педагоги проводят здесь занятия, знакомят детей с отдельными компонентами леса, их обитателями. В музее постоянно проходят тематические выставки детских работ .

                                           (Приложение 5)

    Зимний сад

                   В соответствии с программными требованиями дети дошкольного возраста должны познакомиться не только с теми растениями (включая и комнатные растения), которые типичны или характерны для данной климатической зоны. Большое значение имеет ознакомление детей с экзотическими растениями, произрастающими в других климатических поясах.

      Эту задачу поможет решить организация зимнего сада. (Приложение 6)

    Функциональная роль зимнего сада

    1. Интеллектуальная (реализуется через ознакомление детей с новыми растениями, а так же в процессе закрепления, уточнения, конкретизации и систематизации знаний);
    2. Познавательная (направлена на развитее устойчивой субъективной познавательной активности детей);
    3. Эмоционально-эстетическое (направлена на развитие у детей положительных эмоций и чувств посредством общения с растительными растениями);
    4. Деятельностно-практическая (направлена на формирование у дошкольников умений и навыков по уходу за растениями сообразно с их потребностями).

    Территория детского сада:

    Особое внимание уделяется организации экологического пространства на территории детского сада. Зеленый щит должен создает благоприятную среду, защищает от пыли, уменьшает попадание на территорию выхлопных газов, увеличивает процент кислорода в составе воздуха, делает его умеренно влажным. Кроме того, разнообразные растения интересны в познавательном плане и полезны в оздоровительном. Дети могут познакомиться с особенностями роста растений нашего региона, приобщиться к труду на земле, применять свои знания на практике.

    В результате работы на участке ДОУ высажено разнообразные  породы деревьев, создана "Зона отдыха", оборудован цветник и огород, клумба с лекарственными растениями.

    На территории детского сада создана экологическая тропа. Это "экологическое пространство" позволяет проводить с дошкольниками разнообразную эколого-педагогическую работу в летний период.

    ---Экологическая тропа           (Приложение 7)

    1. Различные породы деревьев, клумба с лекарственными растениями, цветущие растения детского сада.
    2. Игровые площадки для организации экологических праздников, экскурсий и игр;

                 На всей территории детского сада расположены цветники - учреждение для маленьких детей должно быть действительно цветущим садом. Цветников много:

    - при входе на территорию (бордюры, клумбы, газоны), чтобы у всех приходящих сразу поднималось настроение;

    - на каждом групповом участке, чтобы дети видели, как растут цветы, ухаживали за ними и собирали семена, украшали ими свое помещение;

    - на свободных местах газона, особенно тех, которые видны из окон, чтобы дети имели возможность наблюдать цветущий пейзаж.

              В цветниках представлены различные неприхотливые однолетние и многолетние растения.

    ----Огород, цветник                   (Приложение 8)

    1. Различные виды цветов, кустарники, овощные культуры (свекла, картофель, лук, горох, морковь), ягоды, (черная смородина, земляника, малина).

                 

                   

                 Таким образом, создание стационарной эколого-развивающей среды в детском саду - это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию групповых пространств, ежедневное поддержание условий, необходимых для полноценной жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность приучает думать и систематически и реально заботиться о "братьях меньших", находящихся в одном жизненном пространстве с детьми.

                Ведь именно в старшем возрасте дети проявляют большой интерес к объектам природы и легко усваивают разнообразную информацию, если она их привлекает. Главные аспекты работы педагога с детьми - разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека. А это невозможно без создания в детском саду единого эколого-развивающего пространства.

    Проведя диагностику по экологическому воспитанию детей  старшей группы, перед собой я поставила  следующие задачи: (Приложение 11)

    1. развитие способностей детей и реализация природного потенциала ребенка через общение с природой; формирование экологического мировоззрения;
    2. накопление знаний о взаимозависимости животных, растений, птиц, насекомых с внешним миром и развитие познавательных способностей детей;
    3. установление зависимости между объектами и явлениями природы, формирование знаний о росте и развитии живых существ; умение делать выводы и умозаключения;
    4. воспитание любви к природе родного города, города Санкт- Петербурга, города Пушкина

    Пути реализации:

    - использование программы «Юный эколог» С.Н.Николаевой, «Добро пожаловать в Экологию» О.А. Воронкевич.

     - разработка занятий для старших дошкольников по разделам:

    Времена года;

    Вода и воздух;

    Деревья;

    Животный мир;

    Птицы;

    Насекомые;

    Травы;

    Космос. Звезды. Вселенная;

    - создание эмоционально-насыщенной атмосферы в дошкольном образовательном учреждении.

    Организация работы проводится в два этапа.

    1 этап. «Зависимость живой природы от определенных условий» – для детей 5-6 лет.

                 На первом этапе дети рассматривают сезонные изменения в состоянии растительного и животного мира с позиции их удовлетворения в факторах среды. Условиями формирования у дошкольников динамических представлений являются: систематические наблюдения, фиксация результатов в календарях, позволяющих производить анализ и сопоставления меняющихся состояний растущего организма и его взаимоотношения с внешней средой.

              У детей формируются представления о закономерности изменений природных объектов, о протяженности этих изменений во времени. Происходит установление взаимосвязи растущего, развивающегося живого существа и факторов внешней среды, обеспечивающих его выживание.

    2 этап. «Познание мира природы» – для детей 6-7 лет.

                  На данном этапе детям демонстрируются наиболее сложная форма усвоенной ими зависимости: дети знакомятся со средообразующим влиянием самих растений, птиц, насекомых. На этой основе раскрываем зависимость сообществ, существующих совместно в природе.

                 Конкретное растение, птица, насекомое рассматривается не только в связи с фактором неживой природы, но и с характером влияния других представителей сообщества.

              Важное место на данном этапе принадлежит моделирующей деятельности, разгадыванию кроссвордов, решению логических задач.

    Организация работы.

    С педагогами:

    1. педсоветы        «Человек и природа неотделимы»,

                                                                       «Экологическое образование: смена  

                                                                                                стереотипов»;

    1. семинары        «Экологическая тропа »;

                                      «Развивающая среда для экологического образования»;

    1. консультации         «Уголок природы  - сегодня»

    «Экологические игры для детей»

            «Взаимодействие ДОУ с семьей по проблеме приобщения детей к природе»;

    1. тематические выставки        « Овощная ярмарка», «Я и природа», «Дары леса», «Вырастили сами»; «Дерево семьи»
    2. смотры-конкурсы        «Огород на окне», «Календарь природы», «Лесные фантазии».

    С родителями:

           Анализируя свою работу, вскрывая причины не усвоения некоторыми детьми правил поведения в лесу, в парке, на участке детского сада, мы пришли к выводу, что необходим тесный контакт с семьёй. Это заставило нас активизировать свою работу с родителями это: родительские собрания, информационные листы, анкеты, дни открытых дверей, индивидуальные беседы .


           Родители не отказывают в посильной помощи, интересуются проводимой нами работой. Экологические акции очень объединяют педагогов, детей и родителей.
           Совместно мы провели акции "Посади дерево!", " Сохраним природу чистой". Планируем провести "Комнатное растение моего ребёнка", "Ёлочка зелёная иголочка", "Добрая зима", "Берегиня".

    1. групповые родительские собрания: «Берегите природу»,

            «Лекарственные растения на страже здоровья»; «путешествие по осеннему Екатерининскому парку»

    1. совместные акции        «Посади дерево»,

            «Не рубите елочку»;

                                              «Озеленение участка детского сада»

                                              «День птиц»

    1. оформление родительских уголков по сезонам, советы родителям об организации наблюдений с детьми;
    2. Консультации для родителей на экологические темы
    3. «День открытых дверей»;
    4. Конкурс плакатов «Береги природу».

    С детьми:

    1. комплексные занятия;
    2. интегрированные занятия;
    3. подгрупповые занятия;
    4. индивидуальные занятия;
    5. экскурсии, туризм, походы;
    6. КВН, викторины, развлечения;
    7. коллективные просмотры презентаций на экологическую тему.

                В экологическом образовании ребенка через общение с природой большую роль играют методы работы, которые позволяют детям усвоить знания о разнообразных связях и зависимостях в природе. Это, прежде всего моделирование объектов природы; составление описательных рассказов по схематическим схемам о жизни птиц, животных, растений, насекомых; решение логических задач «Как вести себя в природе»; наблюдение в разное время года, опыты.

           

      Для успешного осуществления данной задачи в дошкольном учреждении созданы условия:

    1. оборудованы зоны природы в группах, живые уголки;
    2. открыта природоведческая библиотека;
    3. создана экологическая тропа;
    4. организована выставка детских работ;
    5. создание Уголка леса, Зимнего сада; Музей солнца, фито – бар, мини – ферма.
    6. организовано общение с природой ближайшего окружения;
    7. создана предметно-развивающая среда и эмоционально-насыщенная атмосфера.

    Особенности работы заключается в следующем:

    1. решение задач осуществляется через общение ребенка с природой, что способствует развитию способностей и формированию экологического мировоззрения старшего дошкольника;
    2. в группах используются календари природы, где отражаются наблюдения за объектами и явлениями природы помесячно в течение сезона;
    3. проводится комплексное диагностирование знаний детей, что позволяет планировать дальнейшую работу;
    4. дети участвуют в разработке знаков «Советы друзьям природы», «Правила поведения в природе», что обеспечивает умение понимать и ценить природу(используем пособие Экологический светофор)             (Приложение 12)

    Поставленные  передо мной задачи позволили:

    1. сформировать экологическое мировоззрение старших дошкольников;
    2. научить понимать и ценить природу;
    3. повысить умственные способности, что наблюдается в результатах диагностирования детей 

                                                                  (Приложение 13)

    1. Пополнить материально-техническую базу уголков природы (глобусы, микроскопы, приобретение пособия « Лаборатория для малышей»);
    2. Создание кабинета - Экологическая лаборатория, комнаты «Живой уголок»
    3. Создание альпийской горки на территории детского сада


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Возможности использования виртуальной экологической тропы «INVITA» в работе с родителями воспитанников дошкольного образовательного учреждения

    В нашем дошкольном образовательном учреждении (ГБДОУ №83) Красносельского района Санкт - Петербурга, был произведен мониторинг среди родителей воспитанников по вопросам создания экологической...

    Особенности организации коррекционной работы с детьми в дошкольном образовательном учреждении

    Моя исследовательская работаЗадачи исследования:Проанализировать нормативно-правовые основы логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении.Дать теоретическое обоснование условий и содер...

    статья на тему: "Педагогические условия сопровождения детей с нарушениями слуха в дошкольном образовательном учреждении"

    В статье рассмотрены организационно-педагогические условия сопровождениядетей с нарушениями слуха....

    Организация летней воспитательной оздоровительной работы с детьми в дошкольных учреждениях.

    Методические рекомендации педагогам дошкольных учреждений по организации и проведению воспитательно-образовательной работы с детьми в летний период....

    Круглый стол для педагогов «Современные подходы к организации работы с одаренными детьми в дошкольном образовательном учреждении»

    Для уточнения своих знаний педагогам предлагается использовать методические пособия, соответствующую литературу, рекомендованную старшим воспитателем и педагогом-психологом по данной теме....

    Статья "Психолого-педагогические условия соповождения детей с нарушениями речи в дошкольной образовательной организации"

    Психолого-педагогическое сопровождение в дошкольной образовательной организации реализуется посредством создания системы условий, что в свою очередь способствует повышению эффективности образовательно...


     

    Комментарии

    Алексеева Валентина Анатольевна

    Отличный материал и подробный! Взяла на заметку некоторые моменты! Спасибо!