статья на тему: "Педагогические условия сопровождения детей с нарушениями слуха в дошкольном образовательном учреждении"
статья ( группа) на тему

Чулкова Марина Сергеевна

В статье рассмотрены организационно-педагогические условия сопровождениядетей с нарушениями слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 373

М. С. Чулкова воспитатель д/с №189

 «Спутник» г. Тольятти Российская федерация

О. В. Дьякова воспитатель д/с №189

«Спутник» г. Тольятти Российская федерация

Педагогические условия сопровождения детей с нарушениями слуха в дошкольном образовательном учреждении

Аннотация

В статье рассмотрены организационно-педагогические условия сопровождения детей с нарушением слуха. Изучены условия, способствующие максимально успешному включению детей с нарушениями слуха в дошкольные образовательные учреждения. А  также основные направления работы с семьями, имеющими детей с нарушениями слуха.

Ключевые слова

Организационно-педагогические условия, слухо-речевая среда, занятия, ПМПК, оборудование.

Важным условием при организации работы в группах с детьми с нарушением слуха является создание благоприятной предметно-развивающей среды, спокойного эмоционального фона, а также выполнение организационно-педагогических условий:

  • обязательное создание доброжелательной атмосферы общения педагога с детьми, детей между собой и с педагогами. В группах можно использовать «Дерево доброты», на котором вешаются листочки за хорошие поступки. Чем больше листьев, тем красивее дерево.
  • широкое использование на НОД с детьми игровых приёмов, сюрпризных моментов, дидактических игр с целью поддержания интереса к процессу деятельности и к получению заданного результата;
  • подбирать такие дидактические игры, которые несут положительную эмоциональную окраску, развивают интерес к новым знаниям, вызывают у детей желание заниматься умственным трудом.
  • построение индивидуальных маршрутов по спирали: на каждом следующем этапе усложняются задачи работы и в каждом виде деятельности навыки не только закрепляются, но и усложняются;
  • постепенное усложнение заданий для каждого ребёнка.

Развитие речи ребенка с нарушенным слухом в общеобразовательном учреждении требует создания специальной слухо-речевой среды.

Условия создания слухо-речевой среды формирование у детей потребности в речевом общении в процессе практической деятельности; поддержание всех проявлений речи ребенка, каким бы ни был их уровень и побуждение детей к активному применению речи; использование остаточного слуха как необходимого условия формирования устной речи и общения; контроль речи детей со стороны взрослых; соблюдение единых требований к речи взрослых.

Одним из важных требований при создании слухо-речевой среды является соблюдение единых требований к речи взрослых. Особенности речи педагога: при первых встречах с ребенком необходимо дать ему возможность привыкнуть к артикуляции взрослого, его манере общения. Громкость голоса не должна превышать естественную, разговорную. Воспитатель использует невербальные средства общения (мимику, естественные жесты), которые значительно облегчают понимание речи ребенком в ситуации на первом этапе.

На первых этапах (в зависимости от уровня развития ребенка) воспитатель может использовать простые нераспространенные фразы и предложения. Необходимо помнить, что при общении лицо и губы говорящего должны быть в поле зрения дошкольника: ребенок видит лицо взрослого, желательно на уровне своих глаз.

Специальные занятия по развитию речи в общеобразовательном детском саду может проводить логопед. Специалист должен учитывать следующее: занятия по развитию речи носят комплексный характер; тематический принцип - основа занятий; методы формирования речи: подражание речи педагога в различных видах предметной и игровой деятельности; дидактические игры, продуктивная деятельность детей (рисование, лепка, ручной труд); работа с картинками, специальные речевые упражнения и т. д.; речевой материал на занятиях связан с различными разделами программы (ознакомлением с окружающей средой, игрой, трудом), отрабатывается в разных видах речевой деятельности, уточняются его значение и структура, план понимания и активного использования.

Содержание занятий по развитию речи может включать:        

1. Развитие языковой способности детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха. 2. Формирование и специальная отработка различных форм речи на каждом этапе обучения. 3. Работа над значением слов в различных ситуациях общения и детской деятельности. 4. Специальные языковые наблюдения в целях уточнения значений слов; овладения звуко-буквенной составом слова; грамматической формой слов в составе целых предложений. 5. Формирование связной речи. Необходимо помнить, что глухие и слабослышащие дети могут иметь различное состояние слуха, уровень развития устной речи и общего психофизического развития, поэтому требования и содержание работы должны быть дифференцированные.

Обозначим некоторые условия, способствующие максимально успешному включению детей с нарушениями слуха в дошкольные образовательные учреждения:

1. Специальная подготовка воспитателей и специалистов как главное условие создания адаптированной образовательной среды. 2.  Обучение администрации для обеспечения условий развития адаптивной среды как необходимое условие организации взаимодействия между всеми участниками инклюзивного образовательного процесса, а также обеспечение связи воспитателей и специалистов по организационным и консультационным вопросам с ресурсным центром по инклюзивному образованию. 3. Широкое применение высокотехнологичных достижений современной медицины (адекватное слухопротезирование/кохлеарная имплантация), использование вспомогательных специфических технических средств (безбарьерная среда для лиц с нарушением слуха). 4. Комплексная диагностика и интенсивная коррекционно-развивающая работа педагогического коллектива образовательных учреждений совместно со специалистами ресурсных центров по развитию инклюзивного образования, сопровождение ими ребенка с нарушением слуха до полной социальной устойчивости (успешен и не чувствует себя чужим и неполноценным) в школьной среде, постоянный мониторинг успешности социальной адаптации и эмоционального благополучия.  5. Организованное психологами и педагогами участие родителей в воспитании и обучении ребенка. 6.  Партнерство специалистов и педагогов общеобразовательного учреждения в создании условий для адаптации ребенка с нарушенным слухом, включенного в среду детского сада.

Перечень необходимого оборудования для детей с нарушениями слуха в дошкольном образовательном учреждении:

1) звукоизолированный кабинет сурдопедагога для проведения индивидуальных занятий (не менее 8-10 кв. м). 2) FM-системы для индивидуальной и групповой работы (в условиях группы, зала).

Оборудование кабинета сурдопедагога:

1) FM-система. 2) индикатор звучания ИНЗ. 3) компьютерные программы Hear the World, Speech W и др. 4) сурдологопедический тренажер «Дэльфа-130» », «Дельфа-142». 5) компьютер c колонками. 6) магнитная доска. 7) фланелеграф. 8) наборные полотна разного размера. 9) музыкальный центр с набором аудиодисков со звуками живой и неживой природы, аудиокниги и др. 10) зеркало и освещение зеркала по СанПиН.

Перечень базового методического и дидактического материала необходимого для коррекционно-развивающей работы с глухими и слабослышащими в дошкольном образовательном учреждении:

1) диагностический набор для определения уровня слухового восприятия. 2) таблички, тексты, иллюстрированный материал по изучаемым темам. 3) набор игрушек и настольно-печатных игр. 4) набор музыкальных инструментов. 5) специальная литература по сурдопедагогике.

Еще одно условие сопровождения:

Постоянное взаимодействие специалистов и педагогов ДОУ в организации и проведении коррекционной работы с детьми с нарушением слуха.

Тесный контакт специалистов сопровождения и педагогов осуществляется и в рамках ПМПК.

С целью выявления особых образовательных потребностей детей проводится психолого-медико-педагогическое обследование, задача которого - выявить характер патологии, ее структуру, степень выраженности, индивидуальные особенности проявления, установить иерархию выявленных отклонений, а также наличие сохранных звеньев.

На основании данных, полученных каждым специалистом, на психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) ДОУ:

  • выносится коллегиальное заключение,
  • составляются рекомендации об образовательном маршруте ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей, в том числе и для педагогов,
  • разрабатываются планы совместной коррекционной деятельности специалистов и воспитателей,
  • анализируется промежуточный мониторинг динамики развития детей, их успешности в усвоении основной и индивидуальной коррекционной программы развития, куда в случае необходимости вносятся изменения.
  • в конце учебного года на консилиуме обсуждают результаты коррекционно-развивающего обучения каждого ребенка на основании динамического наблюдения, и делать вывод об эффективности выбранного образовательного маршрута.

Оптимизация взаимодействия педагогов с семьями, имеющих детей с нарушением слуха.

Сопроводительная коррекционная работа невозможна без активного участия в ней родителей воспитанников. Включение родителей в совместную с педагогами и специалистами коррекционную работу позволяет значительно повысить её эффективность.

Л.С. Выготский подчеркивал значимость адекватного семейного воспитания детей с ограниченными возможностями как залога социальной адаптации их в будущем.

Основными направлениями работы с семьями, воспитывающих детей с нарушением слуха являются:

  • создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
  • установление открытых, доверительных отношений в системе «педагоги – дети – родители».
  • объединение усилий семьи и специалистов с целью коррекции нарушений развития ребёнка;
  • соблюдение единых требований к ребёнку;

Все родители, имеющие детей с нарушением слуха, посещают 1 раз в месяц специалистов сопровождения. Изначально с ними заключен договор на психолого-медико-педагогическое сопровождение детей.

Педагоги детского сада должны проводить целенаправленную и систематизированную работу с семьей, в которой используют разнообразные формы сотрудничества, что способствует осознанию родителями своих функций и роли в воспитании ребенка.

Список используемой литературы

  1. Белова-Давид, Р.А. Нарушение речи у дошкольников [Текст] /Р.А. Белова-Давид. - М.: Логос, 2012.- 231 с.
  2.  Волкова, Г.А. Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи [Текст] /Г.А. Волкова.- С-Пб.: САЙМА, 2013 – 94 с.
  3. Жукова, Н.С. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников с нарушением слуха [Текст] /Н.С. Жукова, В.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева.- М.: АСТ, 2013. –96с.
  4. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с нарушением слуха [Текст] /Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб.: СОЮЗ, 2011. – 224 с.
  5.  Pay, Е.Ф. Исправление недостатков произношения у дошкольников с нарушением слуха [Текст] /Е.Ф. Рау, В.И. Рождественская.- М.: ИНФРА-М, 2011.-С. 267с.
  6. Токарева, О. В. Расстройства речи у детей с нарушением слуха [Текст] /О.в. Токарева, под ред. проф. С. С. Ляпидевского.- М.: Логос, 2013.-256с.
  7. Туманова, Т. В. Развитие словообразования у дошкольников с нарушением слуха [Текст] /Т.В. Туманова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2013. - № 6. - С. 54-58.

© М. С. Чулкова, О. В. Дьякова, 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Методическое сопровождение введения ФГОС в практику работы дошкольного образовательного учреждения как средство повышения профессионализма педагогов в условиях перехода на новые образовательные стандарты

В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особенно актуальными становятся вопросы методического сопровождения образовательной практики,...

Опыт работы по интегрированному обучению и воспитанию детей с нарушениями слуха в дошкольном учреждении компенсирующего вида

внедение в практику деятельности дошкольного образовательного учреждения всех видов  интеграции, при которой все воспитанники группы, вне зависимости от уровня психофизического и речевого развити...

Обеспечение комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха и тяжелыми множественными нарушениями речи в дошкольном образовательном учреждении

В дошкольном образовательном учреждении с функционирующими комбинированными группами для детей с ОВЗ  осуществляется формирование службы психолого-педагогического сопровождения. Задачами специали...

Статья "Психолого-педагогические условия соповождения детей с нарушениями речи в дошкольной образовательной организации"

Психолого-педагогическое сопровождение в дошкольной образовательной организации реализуется посредством создания системы условий, что в свою очередь способствует повышению эффективности образовательно...

Экологическое воспитание детей с нарушением слуха в дошкольном учреждении

- Все явления в природе происходят в определённой последовательности. Ежегодно в определённом порядке, одно за другим, идут времена года.- Одним из самых доступных способов понять окружающую действите...

Музыкальное воспитание детей с нарушениями интеллекта в дошкольном образовательном учреждении

В статье рассматривается проблема музыкального образования дошкольников с умственной отсталостью в условиях инклюзивного обучения. Педагоги-музыканты испытывают затруднения в связи с дефицитом разрабо...