Методическое сопровождение введения ФГОС в практику работы дошкольного образовательного учреждения как средство повышения профессионализма педагогов в условиях перехода на новые образовательные стандарты
статья на тему

 

В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особенно актуальными становятся вопросы методического сопровождения образовательной практики, поскольку переход на ФГОС ДО требует от руководителей и педагогов  специальных знаний, специальной подготовки и достаточного уровня педагогической квалификации.  Сейчас как никогда нужно позаботиться о педагоге – создать условия для переподготовки, продумать, как устранить перегрузку, подготовить его к новой миссии и профессионально, и морально, чтобы не «сломать» его или, наоборот, не оставить его с мыслью, что ничего особенно не изменяется.

В связи с этим в нашем дошкольном учреждении возникла потребность в выстроенной системе непрерывного образования. Важная роль в этом направлении отводится нами, конечно, курсам повышения квалификации для педагогических кадров с целью обновления содержания подготовки воспитателей и специалистов, которым предстоит работать по новым стандартам. Однако было бы опрометчиво недооценивать возможности образовательного учреждения, исключить из структуры непрерывного образования методическую работу с педагогами в самом ДОУ. При этом мы понимали, что необходима переориентация методической работы, изменение подходов к её организации, смена целей и приоритетов.

Сочетание формальных (Советы педагогов, методические часы, обучающие семинары и т.п.), неформальных (творческие группы, тренинги, конкурсы, мастер-классы и пр.) и информальных (индивидуальная познавательная деятельность, реализуемая за счет собственной активности педагога в культурно-образовательной среде, самообразование)  форм образования, организуемого силами образовательного учреждения с планомерным образованием через институты повышения квалификации, дистанционным обучением, на наш взгляд, позволит повысить уровень готовности педагогов к введению ФГОС ДО.

С целью изменения профессиональной позиции педагога и совершенствования опыта его практической деятельности в соответствии с новой образовательной программой мы разработали проект «Методическое сопровождение введения   ФГОС ДО в практику работы дошкольного образовательного учреждения как средство повышения профессионализма педагогов в условиях перехода на новые образовательные стандарты».

В   основу   нашего    проекта   положены  практические рекомендации по профессиональному развитию кадров Натальи Васильевны  Немовой, а также современные тенденции в повышении квалификации педагогов:

·          проектно-деятельностный характер повышения квалификации, который заключается в выборе интерактивных, деятельностных форм, предполагающих активность педагога;

·         повышения профессиональной компетентности в условиях практико-ориентированной деятельности;

·         адресность оказания образовательных услуг (методическое сопровождение основывается на образовательных потребностях педагогов);

·         мотивированность самообразования педагогов;

·         рефлексия собственной деятельности – обязательное условие саморазвития личности.

Проект направлен на подготовку педагога как субъекта профессиональной деятельности, субъекта личностной самореализации,  самоактуализации и самоорганизации в условиях введения образовательного стандарта.

На первом этапе нами был подготовлен пакет нормативных документов, обеспечивающих деятельность ДОУ по реализации проекта, проведён анализ состояния готовности дошкольного учреждения в целом и каждого педагога в частности к введению ФГОС ДО. Неподготовленность воспитателей и специалистов к переходу на ФГОС вызвала необходимость разработки и реализации  специальной план-программы методического сопровождения педагогов на основе их самооценки, запросов и потребностей. Приоритет отдавался использованию активных форм и методов обучения персонала, формированию значимых профессиональных компетенций.  

Содержание 2 этапа проекта включало в себя заочное  обучение (7 воспитателей являются студентами БПК № 1, 1 – ФГБОУ ВПО БрГУ, 1 - филиала Иркутского государственного университета в г. Братске), повышение квалификации педагогов через курсовую подготовку (с ноября 2013 года прошли КПК по ФГОС 13 педагогов, из них 8 – в дистанционном формате, получили диплом о профессиональной переподготовке 3 педагога). В соответствии с план-программой методического сопровождения педагогов в ДОУ проводились постоянно действующий семинар «Содержание и организация образовательной деятельности на основе ФГОС ДО», в ходе которого педагоги пополнили свой багаж знаний о совокупности требований, обеспечивающих реализацию образовательной программы, изложенных в ФГОС ДО, а также ряд мероприятий, направленных на совершенствование методического инструментария основной деятельности педагогов (обучающий семинар «Современные педагогические технологии в образовательном пространстве ДОУ», диспут «Обновление системы дошкольного образования», групповое и индивидуальное консультирование «Организация образовательной деятельности в свете ФГОС ДО», «Требования к условиям реализации ООП ДО», «Взаимодействие семьи и детского сада как средство реализации ФГОС ДО», «Целевые ориентиры дошкольного образования», «Дифференцированный подход при организации образовательной деятельности с детьми в условиях современного ДОУ. Индивидуализация дошкольного образования»,  дискуссии «Оценка индивидуального развития детей», «О некоторых подходах к мотивации детей к совместной деятельности со взрослым», деловые игры «Несколько шагов навстречу ФГОС ДО», «Правильный ответ», «Знатоки образования» и т.д.).

В ходе заседаний творческой группы были разработаны диагностические  материалы (анкеты, карты, опросники и др.), позволяющие оценивать продвижение в развитии компетентности педагогов в реализации образовательного процесса в соответствии с требованиями стандарта, составлены нормативные карты развития детей, разработана форма индивидуального плана профессионального развития педагога, направленного на освоение и работу по образовательному стандарту, который заменил устаревшую форму написания планов по самообразованию. В структуре  плана выделены  семь разделов, и в совокупности они отражают разнообразные направления деятельности педагога, актуальные для введения ФГОС ДО.

Мы считаем, что реализация проекта поможет педагогам определить необходимые изменения в образовательных целях, в содержании образовательной программы дошкольного образования, в технологиях обучения и воспитания, повысит их информационную, методическую и технологическую готовность для работы с детьми в новых условиях, расширит их возможности и потребности в повышении своей профессиональной компетентности, что, несомненно, приведёт к повышению качества образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vvedeniya_fgos.docx76.51 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ

«ДСОВ № 108»

_______________Машукова Л.П.  

« ____» _______________ 2013 г.

ПРОЕКТ

Методическое сопровождение введения ФГОС в практику работы

 дошкольного образовательного учреждения
как средство повышения профессионализма педагогов
в условиях перехода на новые образовательные стандарты

Тип проекта: административный

 

Паспорт проекта

Наименование проекта        

Методическое сопровождение введения ФГОС ДО в практику работы дошкольного образовательного учреждения как средство повышения профессионализма педагогов в условиях перехода на новые образовательные стандарты

Основания для разработки

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Цель проекта

Изменение профессиональной позиции педагога и совершенствование опыта практической деятельности в соответствии с новой образовательной программой в условиях введения ФГОС ДО.

Задачи проекта

 1. Определить степень  готовности педагогов, ДОУ к введению Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования и выявить профессиональные затруднения.

2. Разработать систему педагогических мероприятий (план-программу) методического сопровождения педагогов, реализующих ФГОС ДО.

3. Организовать методическое сопровождение педагогов, реализующих ФГОС ДО.

4. Оценить результативность проекта и определить перспективы дальнейшей деятельности по подготовке педагогов к переходу на ФГОС ДО  в ДОУ.

Структура проекта

- Содержание проблемы (актуальность).

- Цели и задачи проекта.

- Концепция решения проблемы.

- Ресурсное обеспечение проекта.

- Анализ возможных рисков и способы их преодоления.

- Управление реализацией проекта.

- Этапы реализации.

- Ожидаемые результаты реализации проекта.

- Критерии оценки результата.

Сроки и этапы реализации

1 этап.  Организационно-подготовительный.

(ноябрь 2013-декабрь 2013)

2 этап. Внедренческий (январь 2014 года – май 2014 года)

3 этап. Обобщающий (июнь-август 2014 года)

Назначение проекта

Проект является целеполагающим документом деятельности МБДОУ «ДСОВ  №108»  на 2013-2014 г.

Ожидаемый конечный результат реализации проекта

Профессиональная готовность педагогов ДОУ  к реализации ФГОС ДО.

Система организации контроля за исполнением проекта

Контроль в рамках проекта осуществляет  заведующий ДОУ.

Актуальность

        Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми. Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания. В связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового  «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования, хотя и остаётся в отличие от общего образования необязательным.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), генеральными линиями которого являются индивидуализация и социализация ребёнка, впервые разработанный в истории дошкольного образования России, является поистине революционным, потому что коренным образом меняет наше представление о системе дошкольного образования в целом, меняет отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка. Стандарт не только учитывает индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, но и акцентирует внимание на то, что в образовании малыша участвуют два социальных института: семья и детский сад, являющихся партнёрами в общем деле.

Помимо требований к образовательным программам дошкольного образования, стандарт определяет требования к условиям реализации образовательной программы (психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим, финансовым). Соответственно необходима работа не только по изучению вопроса как реализовать ФГОС ДО, но и работа с теми, кто будет его реализовывать. Сейчас как никогда нужно позаботиться о педагоге – создать условия для переподготовки, продумать, как устранить перегрузку, подготовить его к новой миссии и профессионально, и морально, чтобы не «сломать» его или, наоборот, не оставить его с мыслью, что ничего особенно не изменяется.

1. Цель и задачи проекта:

        Изменение  профессиональной позиции педагога и совершенствование опыта практической деятельности в соответствии с новой образовательной программой в условиях введения ФГОС ДО.

Задачи:

1. Определить степень  готовности педагогов, ДОУ к введению Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования и выявить профессиональные затруднения.

2. Разработать систему педагогических мероприятий (план-программу) методического сопровождения педагогов, реализующих ФГОС ДО.

3. Организовать методическое сопровождение педагогов, реализующих ФГОС ДО.

4. Оценить результативность проекта и определить перспективы дальнейшей деятельности по подготовке педагогов к переходу на ФГОС ДО  в ДОУ.

2. Концепция решения проблемы:

          В основу проекта положены:

- содержание Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования  (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155);

- современные тенденции в повышении квалификации педагогов:

  • проектно-деятельностный характер повышения квалификации, который заключается в выборе интерактивных, деятельностных форм, предполагающих активность педагога;
  • повышения профессиональной компетентности в условиях практико-ориентированной деятельности;
  • адресность оказания образовательных услуг (методическое сопровождение основывается на образовательных потребностях педагогов);
  • мотивированность самообразования педагогов;
  • рефлексия собственной деятельности – обязательное условие саморазвития личности.

- практические рекомендации по профессиональному развитию кадров Н. В. Немовой.

        Основополагающие идеи: 

переход на Федеральный  государственный образовательный стандарт дошкольного образования потребует от руководителей и педагогов  специальных знаний, специальной подготовки и достаточного уровня педагогической квалификации. Потребуются изменения в нормативной базе ДОУ, корректировка ОП ДО, выстраивание в ДОУ системы непрерывного образования, включающей в себя формальное, неформальное, информальное образование (Приложение 5).

Основные  принципы:

1. Управленческие:

-  начиная новое дело,  заботиться о том, чтобы в его основании находился прочный ценностный фундамент.

-  прежде чем приступить к освоению нового, потратить достаточно времени для того, чтобы все его участники понимали смысл вносимых изменений не на уровне отдельных действий, а на глубоком уровне ценностей и целей.

2. Принципы обучения взрослых (по Н. В. Немовой):

-  обучение тому, что необходимо в практике;

-  обучать через деятельность;

-  для того чтобы освоить содержание, необходимо соблюдение цикла: теоретическая подготовка – практика – самообразование – профессиональное общение.

            3. Принцип сетевого взаимодействия педагогов.

               Неподготовленность педагогов к переходу на ФГОС вызвала необходимость разработки специальной план-программы – системы последовательных мер по их подготовке (Приложение 1). План-программа разрабатывалась исходя из реального уровня готовности  педагогов к введению ФГОС ДО на основе их самооценки, запросов, потребностей, а также условий развития образования в муниципалитете. При подготовке план-программы были использованы  теоретические и научные рекомендации, принципы и идеи, предшествующий результативный опыт практической методической работы педагогов ДОУ.

План-программа  состоит из 3 разделов:  

       

  1. Информационная поддержка педагогов ДОУ;
  2. Поддержка формирования и развития кадрового потенциала;
  3. Поддержка нормативного обеспечения внедрения ФГОС ДО.

Реализация план-программы поможет педагогам:

- глубже переосмыслить сущность, цели и задачи современного дошкольного образования;

- овладеть новыми педагогическими технологиями, обеспечивающими личностно-ориентированный  подход;

 - проанализировать  методическое обеспечение с позиций требований к реализации ФГОС в ДОУ;

- выбрать программы, учебно-методические  пособия;

- расширить возможности личностного саморазвития и самореализации педагогов.

Основные  формы, используемые в ходе реализации проекта:

- мастер-классы;

- методические часы;

- обучающие семинары;

- семинары-практикумы и др.

            

Реализация проекта является приоритетным направлением в деятельности коллектива МБДОУ «ДСОВ №108»  на переходный период  в 2013-2014  учебном году.


3. Ресурсное обеспечение проекта:

Ресурсы

Особенности  

Способ получения ресурса

1. Материально-техническое обеспечение проекта

- Наличие нормативных локальных актов по введению ФГОС ДО в ДОУ

- Отсутствие методических рекомендаций, примерных образовательных программ  затрудняет работу руководителя, зам. зав. по ВМР и педагогов по введению  ФГОС ДО.

- Недостаточная МТБ

2. Трудовые ресурсы

- Несоответствие квалификации 52 %  педагогических работников квалификационным характеристикам (33% - нет педагогического образования, 19 % - имеют квалификацию «учитель»)

- Наличие опыта, мотивированности и теоретической подготовки педагогов, на основе которого и будет выстроена работа.

- Привлечение специалистов, занимающихся повышением квалификации кадров.

- Организация курсовой подготовки педагогов и руководителей ДОУ;

- Организация переподготовки педагогических кадров;

- Обучение отдельных педагогов на семинарах  и организация трансляции их опыта.

3.Информационные ресурсы

- Имеется  выход в Интернет, стационарная  и сотовая  телефонная связь, электронная почта.

-  Официальный сайт  ДОУ:  ds108.edubratsk.ru

Введение в стимулирующие показатели оплаты труда ответственного работника регулярности работы с сайтом, электронной почтой.


4. Анализ возможных рисков и способы их преодоления:

Планируемый риск

Возможный способ преодоления

- сопротивление отдельных педагогов нововведениям, связанные с неприятием идеологии ФГОС ДО, консервативным мышлением в силу возраста или профессиональной усталости, давлением стереотипов, недостаточным уровнем теоретико-методологической подготовки и пр.

- снижение мотивации педагогов вследствие отсутствия стимулов

- реализация современных педагогических методов при подготовке педагогических кадров к работе в новых условиях

- моральное и материальное  стимулированию педагогов по вовлечению их в инновационную практику

- часть педагогов формально принимают стандарты, но на деятельность это не выходит;

- часть педагогов не вникают в суть предстоящих изменений

практическая реализация основных мероприятий, заложенных план-программой.

увеличение временных затрат на самообразовательную деятельность педагогов

 возможность предоставления методических часов/дней педагогам ДОУ

образовательные потребности педагогов могут превышать возможности методического сопровождения

привлечение специалистов извне за счет образовательных учреждений

широкий спектр деятельности педагогов может снизить качество предоставляемых образовательных услуг

рациональное распределение обязанностей

5. Управление реализацией проекта

Заведующий:

-  руководит реализацией проекта, координирует деятельность сотрудников по реализации проекта;

- осуществляет контроль за ходом реализации проекта.

Заместитель заведующего по ВМР, старший воспитатель:

- являются основными участниками реализации проекта;

- выполняют функции методической поддержки и консультирования по своему направлению работы, функции информационно-аналитической деятельности;

- организуют работу методической службы в ДОУ: проведение  методических часов,  семинаров, мастер-классов, круглых столов и др.;

- занимаются информационным сопровождением проекта – поиском и подбором информационных ресурсов в сети Интернет, периодической печати, литературе;

- наполняют сайт ДОУ информацией по введению ФГОС в образовательное пространство ДОУ

6. Этапы реализации проекта:

1 этап.  Организационно-подготовительный (ноябрь 2013-декабрь 2013)

Содержание этапа:

1.1.  Подготовка нормативных документов, обеспечивающих деятельность по реализации проекта.

1.2. Анализ состояния готовности  ДОУ и педагогов к внедрению ФГОС ДО:

- анкетирование педагогов ДОУ «Готовность к введению ФГОС» (Приложение 2);

-  заполнение диагностической карты «Критерии готовности педагога к введению ФГОС» (Приложение 3);

- создание информационного банка данных о готовности образовательного учреждения к введению ФГОС ДО (карта самообследования)

- определение путей совершенствования методической работы с педагогами.  

1.3. Разработка план-программы методического сопровождения педагогов по введению ФГОС дошкольного  образования в практику ДОУ.

2 этап. Внедренческий  (январь 2014 года – май 2014 года)

Содержание этапа:

2.1. Реализация план-программы:

- повышение квалификации педагогов через курсовую подготовку, на обучающих и постоянно действующих семинарах внутри ДОУ;

- ознакомление с новинками педагогической, методической, научно-популярной литературы;

- практико-ориентированная деятельность проблемных групп;

- проведение консультаций для педагогов (индивидуальные консультации, разработка индивидуального плана профессионального развития педагогов);

- профессиональные смотры педагогического мастерства (мастер- классы, деловые, ролевые и ситуативные педагогические игры, открытые просмотры непосредственно-образовательной деятельности);

- обновление страниц «Методическая копилка», «ФГОС ДО» на сайте ДОУ;

- создание модели методического сопровождения педагогов ДОУ в условиях введения ФГОС ДО.

2.2. Контроль за соблюдением графика проведения мероприятий план-программы.

3 этап. Обобщающий (июнь-август 2014 года)

Содержание этапа:

3.1. Мониторинг эффективности реализации план-программы по всем направлениям.

3.2. Выявление, обобщение  педагогического опыта в условиях введения ФГОС ДО в практику ДОУ.

3.3. Определение путей совершенствования методической работы, обеспечивающей сопровождение внедрения ФГОС ДО в ДОУ

7. Ожидаемые результаты реализации проекта:

  • Определены необходимые изменения в образовательных целях, в содержании образовательной программы дошкольного образования, в технологиях обучения и воспитания, в способах и механизмах оценки результатов образовательного процесса;
  • Обеспечена информационная, методическая, технологическая готовность педагогов для работы с детьми  по  ФГОС ДО.
  • Повышен уровень сформированности мотивационно-профессиональной компетентности педагогов ДОУ: выработаны новые ценности, принципы взаимодействия и общения с дошкольниками.
  • В ДОУ созданы условия, обеспечивающие реализацию основной образовательной программы дошкольного  образования согласно ФГОС ДО.
  • Расширены возможности и потребности педагогов в повышении своей профессиональной компетентности за счет использования разных форм повышения квалификации.
  • Повышение качества образования.

8. Критерии оценки результата.

Критерии

Показатели

1. Готовность педагогов использовать технологии, отвечающие требованиям ФГОС ДО.

Составлен и реализуется педагогами индивидуальный план профессионального развития педагога (Приложение 4).

2. Решение проблемы выбора программ, учебно-методических  пособий с учетом интересов всех субъектов образователь-ного процесса

Определен список программ, учебно-методических  пособий, которые будут использоваться в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ДО.

3. Уровень профессиональной компетентности педагогов

1) 80 % педагогов прошли курсовую подготовку на курсах повышения квалификации или обучение на семинарах.

2) повышение уровня сформированности мотивационно-профессиональной компетент-ности педагогов.


Приложение 1.

План-программа методического сопровождения педагогов, реализующих ФГОС ДО.

Цель:  методическое сопровождение педагогов  при переходе ДОУ  на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Задачи:

  1. Привести нормативно-правовую базу в соответствие с требованиями ФГОС ДО.
  2. Создать единое информационное пространство, обеспечивающее переход ДОУ на ФГОС ДО.
  3. Разработать основную образовательную программу дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
  4. Включить педагогов  в процесс освоения механизма реализации личностно-ориентированного подхода.

Раздел

Содержание

Формы

Планируемый результат

Информационная поддержка педагогов и руководителей ДОУ.

1. Организация  обучения педагогов ДОУ по вопросам, связанным с введением ФГОС ДО, повышение квалификации.

-  Курсы повышения квалификации

- Семинары

- Дистанционное обучение

- Очно-заочное обучение

Заведующий  ДОУ, зам. заведующего:

- Наличие единых подходов при переходе на ФГОС ДО.

- Повышение эффективности управления ДОУ, готовности к обновлению

Педагоги:

- Знание содержания  и структуры ФГОС ДО

- Принятие  идеологии ФГОС дошкольного  образования

2. Подготовка банка информационных материалов, обеспечивающих введение ФГОС ДО и организацию образовательной деятельности

- Совещания

- Семинары

- Круглые столы

- Интернет-сообщества

- Сайт

Поддержка формирования и развития кадрового потенциала

1. Освоение нового опыта работы, направленного на развитие личностно-ориентированного подхода.

- Постоянно-действующий семинар «Содержание и организация образовательной деятельности на основе ФГОС ДО»

- Заседания творческих групп ДОУ

- Мотивированность педагогов на саморазвитие;

- Освоение новых подходов, методов и технологий обучения;

- Повышение качества разработанных педагогами инновационных проектов, программ;

- Использование комплексного подхода к оценке индивидуального развития детей

2. Совершенствование методического  инструментария основной деятельности педагогов.

1. Обучающие семинары:

- «Проектный метод в реализации ФГОС ДО»

- «Современные педагогические технологии в образовательном пространстве ДОУ»

2. Консультирование:

- «Организация образовательной деятельности в свете ФГОС ДО»

-  «Содержание образовательных областей, их реализация»

- «Требования к условиям реализации ОП ДО»

- «Взаимодействие семьи и  детского сада как средство реализации ФГОС ДО»

3. Семинар-практикум в форме методического театра «Планирование тематической недели»

3.  Разработка и внедрение в практику работы ДОУ критериев педагогической диагностики с целью оценки индивидуального развития детей

1. Дискуссия «Оценка индивидуального развития детей»

2. Консультация «Целевые ориентиры дошкольного образования»

Поддержка нормативного обеспечения введения ФГОС ДО

1. Приведение  нормативной базы в соответствие с ФГОС ДО

- Заседания административной команды

- Наличие пакета документов, регламентирующих деятельность ДОУ по переходу на ФГОС ДО

2. Оказание методической  помощи в определении методического обеспечения в соответствии с ФГОС ДО

- Индивидуальная консультационная работа

- Методические рекомендации

- Заседания творческих групп ДОУ

- Определение списка методических пособий, используемых в образовательной деятельности  в соответствии с ФГОС ДО

3. Оказание методической помощи педагогам  в выборе и/или разработке программ в  части ООП ДО, формируемой участниками образовательных отношений

- Семинар – практикум «Разработка программы в соответствии с ФГОС ДО»

- Курсы повышения квалификации

- Методические рекомендации

- Заседания творческих групп ДОУ

- Приведение образовательной программы ДОУ в соответствие с требованиями ФГОС ДО;

- Определение  модели организации образовательной деятельности, обеспечивающей развитие детей в одной или нескольких образовательных областях и т.п., реализацию национально-регионального компонента


Приложение 2.

Диагностическая карта
«Критерии готовности педагога к введению ФГОС»

Уважаемые педагоги, просим вас заполнить диагностическую карту. Отметьте знаком «+» те критерии готовности к введению ФГОС, которые вам соответствуют.

Критерий

Самооценка педагога

Оценка руководителя

Когнитивный аспект

Знание роли и значения введения ФГОС ДО в дошкольном образовании

 

 

Знание основных документов, связанных с введением ФГОС ДО:

• Закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

 

 

• ФГОС, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного  образования»

 

 

Знание роли педагога в процессе введения и реализации ФГОС ДО

 

 

Мотивационный аспект

Понимание значения ФГОС ДО для современного дошкольного образования

 

 

Активность участия в обсуждении вопросов, связанных с проблемами введения и реализации ФГОС ДО

 

 

Самостоятельность в постановке и решении педагогических проблем

 

 

Настойчивость в преодолении затруднений

 

 

Активность в саморазвитии, стремлении узнать, освоить больше, чем предполагает программа повышения квалификации педагогов

 

 

Личностный аспект

Умение выстраивать субъект-субъектные отношения

 

 

Демократический стиль общения с воспитанниками

 

 

Индивидуальный подход к воспитанникам

 

 

Толерантность

 

 

Технологический аспект

Умение провести отбор материала для организации  образовательной деятельности с точки зрения наличия в нем:

• элементов воспитывающего, ценностно-смыслового характера;

 

 

• элементов развивающего характера;

 

 

• проблемы (противоречий);

 

 

• возможности организовать исследовательскую деятельность;

 

 

• вариативности

 

 

Умение работать над формированием отдельных компонентов учебной деятельности старших дошкольников:

• способность дошкольников действовать по образцу;

 

 

• умение слушать и выполнять инструкцию;

 

 

• умение оценивать свою работу и работу других детей;

 

 

• умение работать в коллективе сверстников

 

 

Умение организовать исследовательскую деятельность

 

 

Умение организовать проектную деятельность

 

 

Умение предоставлять самостоятельность воспитанникам

 

 

Умение использовать разные формы организации деятельности воспитанников (групповая, парная, индивидуальная)

 

 

Умение предоставлять выбор воспитанникам (выбор материала, уровня задания, формы работы и т. д.)

 

 

Умение включать воспитанников  в диалог (полилог)

 

 

Анализ результатов диагностики

Обработка результатов диагностики осуществляется по двум направлением:

  • определение готовности педагогов к введению ФГОС ДО на основе их самооценки (наиболее ярко отражает уровень когнитивной и мотивационной готовности педагогов);
  • сравнительный анализ ответов педагогов и руководителя, выявление адекватности самооценки педагогов (наиболее ярко отражает уровень развития рефлексивных навыков педагогов).

По итогам диагностики разработана система выявления уровня готовности педагогов к введению ФГОС ДО по тому или иному аспекту (например, соответствие педагога пяти критериям мотивационного аспекта свидетельствует о высоком уровне мотивационной готовности педагогов к введению ФГОС ДО, трем – среднем, менее одного – низком). При этом учитывается уровень адекватности самооценки педагога, который определяется совпадением отметок педагога  и руководителя.

Приложение 3.

Анкета для педагога
«Готовность к введению ФГОС»

Уважаемые педагоги! Просим вас принять участие в анкетировании по вопросам введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС). Выберите один из предложенных вариантов ответа на вопрос или запишите свой.

1. Считаете ли вы, что введение ФГОС положительно скажется на развитии личности детей дошкольного возраста?

а) да;                  б) нет;                  в) затрудняюсь ответить.

2. Считаете ли вы, что введение ФГОС положительно скажется на материально-технических, финансовых и иных условиях реализации образовательных программ в дошкольном образовательном учреждении?

а) да;                  б) нет;                  в) затрудняюсь ответить.

3. Как вы считаете, какие положительные изменения произойдут в дошкольных образовательных учреждениях с введением ФГОС?

4. Сформулируйте основные отличия ФГОС ДО  от федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре и условиям реализации ООП ДО.

5. Как бы вы определили роль участников образовательных отношений при организации перехода на ФГОС?

6. По вашему мнению, в чем состоит готовность педагогов к введению ФГОС?

7. На ваш взгляд, готовы ли вы к введению ФГОС?

а) да;                  б) нет;                  в) затрудняюсь ответить.

8. Какие педагогические затруднения, связанные с введением ФГОС, вы испытываете?

9. Какую помощь по преодолению педагогических затруднений вы хотели бы получить?

10. На ваш взгляд, готово ли ваше образовательное учреждение к введению ФГОС?

а) да;                  б) нет;                  в) затрудняюсь ответить.

Благодарим за участие в анкетировании!

Приложение 4.

Индивидуальный план профессионального развития педагога

 (по Н. В. Немовой)

При работе с кадрами по введению федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) в ДОУ разработана форма индивидуального плана профессионального развития педагога, направленного на освоение и работу по новым стандартам.

План – это прогнозирование профессионального роста, развития, это средство, помогающее педагогу подняться над повседневностью, очертить новые границы, определить перспективы, обозначить будущие профессиональные достижения. Индивидуальный план отличается от общего  тем, что в нем полнее отражаются личные образовательные потребности педагога. Большее место здесь отводится самообразованию, обучению на рабочем месте, и педагог предстает уже сформировавшимся субъектом собственного профессионального развития.

Задача  руководителя и методической службы состоит в том, чтобы планирование профессионального развития постепенно становилось для педагога не только обязанностью, но и внутренней потребностью, помогало продвигаться вперед, самостоятельно решать новый задачи. Педагогам необходимо подсказать, что можно использовать для приобретения нужных знаний и умений при работе по новому стандарту,  какими возможностями системы методической работы ДОУ, муниципальной службы и региональной системы ДППО стоит  воспользоваться. Важно, чтобы сама процедура разработки индивидуального плана не была забюрократизирована и не приобрела   формальный характер. У многих педагогов еще сохранились в памяти не вызывающие положительных эмоций планы самообразования.  

Все планы повышения квалификации обсуждаются и утверждаются Советом педагогов ДОУ. Предварительно планы просматриваются  заместителем заведующего по ВМР, старшим воспитателем, которые помогут внести поправки, дать рекомендации по их доработке.  

В структуре  плана семь разделов, и в совокупности они отражают разнообразные направления деятельности педагога, актуальные для введения ФГОС ДО. Однако это не означает, что по каждому из них должна быть обязательно спланирована определенная работа. Нужно исходить из реальных задач, потребностей и возможностей педагога и ДОУ.

В плане предусматриваются специальные меры управления его  реализацией: формы представления промежуточных и итоговых результатов и отчетность  по ним. В конце отчетного периода в плане делается запись  о его выполнении и степени подготовленности педагога к работе по ФГОС ДО. Отчетные материалы и сам план могут собираться, систематизироваться  и храниться в портфолио педагога  в электронном виде и на бумажных носителях.

Целесообразно разрабатывать план на один учебный год  и конкретно указывать в нем сроки выполнения запланированной деятельности. Однако могут быть разработаны планы или их отдельные разделы на перспективу.  Даже хорошо разработанные планы не исключают корректировку, которая осуществляется  по мере их выполнения,  так как ситуация в работе педагога по истечении определенного времени может меняться.

Индивидуальный план

профессионального развития педагога

Структура плана

Цели  профессионального  развития

Цель  1. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель 2.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель 3.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель 4.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Разделы плана

1. Изучение литературы, связанной с проблемами реализации ФГОС ДО

В этом разделе указывается следующее: по каким вопросам реализации ФГОС ДО будет изучаться литература, работы каких авторов  будут прочитаны педагогом  (называются основные труды).

Формой представления отчета могут быть доклад, аналитическая статья, аннотации к прочитанным книгам. Результаты изучения литературы могут использоваться в других формах отчетности.

Вопросы введения ФГОС ДО

Литература, нормативные правовые документы

Задачи использования литературных источников

Сроки

Форма отчетности

Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы

Начало

Окончание

2. Разработка методических материалов, обеспечивающих введение ФГОС ДО и осуществление образовательной деятельности

Здесь представлено то, что будет разрабатываться педагогом для осуществления образовательной деятельности по ФГОС ДО: авторские программы, комплексно-тематическое планирование, конспекты педагогических мероприятий. Сюда могут войти  картотеки разнообразных игр и упражнений, дидактического материала, планы воспитательной работы, планы работы кружков, сценарии мероприятий и пр.

 В качестве отчета могут быть  представлены сами разработанные материалы или рекомендации по их использованию для своих коллег.

Задачи или содержание деятельности

Сроки

Форма представления результатов работы

Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы

Начало

Окончание

3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности

Третий раздел предлагает педагогу обобщить свой опыт введения ФГОС ДО. В план обобщения опыта включаются действия по систематизации накопленного материала, анализу  опыта, осуществлению дополнительных разработок. Возможна подготовка сообщений, передача обобщенного опыта своим коллегам в форме мастер-класса, открытых мероприятий, семинаров и др. Обобщенный опыт также может быть  представлен в виде статьи, рекомендации, доклада либо методических разработок.

Задачи или содержание деятельности

Сроки

Форма представления результатов работы

Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы

Начало

Окончание

4. Участие в системе методической работы ДОУ

В данном разделе указываются  методические мероприятия ДОУ, осуществляемые в рамках введения ФГОС ДО, в которых предполагает участвовать педагог, и выполняемые им задачи.

Мероприятие

Сроки

Выполняемые виды работ                        (решаемые задачи)

Форма представления результатов работы

Начало

Окончание

5. Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне ДОУ

Пятый раздел предлагает темы курсов по вопросам, связанным с реализацией ФГОС ДО (программ, модулей), которые хотел бы окончить педагог. Отчетом о прохождения курсов служат курсовые работы, рефераты, выполненные задания и др.

Темы курсов

Место  прохождения курсов

Форма прохождения курсов ПК

Сроки

Форма отчета о результатах подготовки

Начало

Окончание

6. Руководство повышением квалификации других педагогов

Данный раздел поможет в работе по подготовке  других педагогов ДОУ к введению ФГОС ДО: наставничество над молодыми специалистами, мастер-класс по проблеме, связанной с введением ФГОС ДО,  консультации работа  с информационными ресурсами сети Интернет и пр.

Отчетом о работе служит число подготовленных педагогов и методические разработки проведенных с ними мероприятий.

Организационные формы работы  с педагогами ДОУ

Тематика мероприятий или перечень задач по подготовке кадров

Сроки

Количество учителей

Начало

Окончание

7. Работа в составе органов управления ДОУ и  рабочей группы по введению ФГОС ДО

В разделе указываются органы управления ДОУ, в составе которых работает педагог, виды выполняемых им работ, сроки выполнения и результаты.

Отчетом служат продукты, выполненные в рамках проекта введения ФГОС: программы,  консультации, рекомендации и др., обеспечивающие работу всего педагогического коллектива ДОУ.

Органы разработки и реализации проекта

Виды выполняемых работ

Сроки исполнения работ

Результаты

Начало

Окончание

Оценка результатов подготовленности педагога к реализации  ФГОС ДО

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 5.

Система непрерывного образования

Литература:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155

3. Журнал «Дошкольное воспитание», № 1, 2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Методическое сопровождение введения ФГОС ДО» Старший воспитатель Атяшева Вера Дмитриевна ГБОУ СОШ (ОЦ) с.Челно-Вершины СП детский сад "Ромашка"

ЦЕЛЬ: Повышение профессионального уровня  педагогических кадров в контексте  введения ФГОС ДО. Обеспечение  постоянного роста и  компетентности  педагогического коллектив...

О системе мероприятий по анализу и оценке профессиональной деятельности педагогов в условиях перехода к реализации профессионального стандарта и ФГОС ДО в дошкольном образовательном учреждении

В статье показана система мероприятий по анализу и оценке профессиональной деятельности педагогов в условиях перехода к реализации профессионального стандарта и ФГОС ДО в дошкольном образовательном уч...

методический проект "Методическое сопровождение введение ФГОС ДО в практику дошкольного образовательного учреждения"

     Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в ду...

Актуальные вопросы методического сопровождения введения ФГОС ДО

Актуальные вопросы методического сопровождения введения ФГОС ДО...

Информационно-коммуникационная компетентность педагога в условиях перехода на новые стандарты

Сегодня информационно-коммуникационные технологии занимают все более прочные позиции во всех сферах жизни общества. Представить дошкольное образование вне этих процессов уже просто невозможно. Ускорен...

Доклад «О методическом сопровождении введения ФГОС ДО, способствующем повышению общих и профессиональных компетенций педагогов».

Методическое сопровождение, как способ повышение общих и профессиональных компентенций педагогов....

План работы. Тема: «Использование современных образовательных технологий в условиях перехода на новые образовательные стандарты»

Тема:  «Использование современных образовательных технологий в условиях перехода на новые образовательные стандарты» Цель деятельности: создание условий для регулярного осуществл...