Проект «Методическое сопровождение введения ФГОС ДО» Старший воспитатель Атяшева Вера Дмитриевна ГБОУ СОШ (ОЦ) с.Челно-Вершины СП детский сад "Ромашка"
методическая разработка на тему

Атяшева Вера Дмитриевна

ЦЕЛЬ: Повышение профессионального уровня  педагогических кадров в контексте  введения ФГОС ДО. Обеспечение  постоянного роста и  компетентности  педагогического коллектива.

Задачи:

1.   Проанализировать владение воспитателями знаний о педагогических технологиях.

2.   Разработать систему педагогических мероприятий, направленных на систематизацию знаний о педагогических технологиях.

3.  Внедрение технологии проектной деятельности  в работу ДОУ через партнерское взаимодействие воспитанников, педагога и родителей.

Проект: на 2013-2014 учебный год

Проблема

  1. Недостаточный уровень профессиональной  компетентности педагога в рамках  введения  ФГОС ДО;

  1. Низкий уровень мотивации и психологической готовности педагогов к изучению и внедрению педагогических технологий;

  2. Неумение педагогов осознать и определять свои профессиональные

 возможности и находить им применение в работе со всеми участниками образовательного процесса.

  1. Не умение самообразовываться и работать с научной литературой и новыми техническими средствами.

Гипотеза:

  • Повышение  профессионального уровня педагогов в овладении современными образовательными технологиями.

  • Обеспечение постоянного профессионального роста и  компетентности педагога.

  • Современные образовательные технологии как ресурс повышения качества дошкольного образования

Основные направления:

1. Содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;

2. Формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

3. Соответствия условий, требований, методов возрасту  и особенностям развития.

Целевые ориентиры:

  1. Ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности- игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;

  2. Ребенок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, стараться разрешать конфликты;

  3. Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности. Способность ребенка к фантазии, воображению, творчеству, интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;

  4. Творческие способности ребенка проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т.д. Ребенок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;

  5. У ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т.п.;

  6. Ребенок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело. Может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;

  7. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно- следственными связями (как?, почему? Зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметах, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет. Знаком с художественной культурой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п. У ребенка складываются предпосылки грамотности, он склонен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах деятельности.

Принципы, упитывающиеся при планировании образовательного процесса в ДОУ

  1. Партнерские взаимоотношения детей и взрослых;

  2. Развитие инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности;

  3. Включение ребенка в различные виды деятельности;

  4. Взаимодействие ребенка с людьми, культурой и окружающим миром.

Содержание взаимоотношений с детьми должно обеспечивать развитие личности, способностей и мотивации детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области:

-  социально-коммуникативное развитие;

-  познавательное развитие;

-  речевое развитие;

-  художественно-эстетическое развитие;

 - физическое развитие.

Вариант модели образовательного процесса  (по проекту ФГОС ДО)

 

Совместная деятельность взрослого и ребенка (взаимодействие детей   с взрослых в разных видах деятельности и культурных практиках)

Самостоятельная деятельность детей (создание развивающей предметно- пространственной среды)

Взаимодействие с семьей

Виды детской деятельности

Предметы, объекты окружающего мира, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую  активность детей

Формы работы с семьей, в том числе посредством совместных образовательных технологий

                                 План проектной деятельности.

 

Этапы

Срок

Задачи

         1 этап

организационный

октябрь 2013 -

декабрь 2013

- Изучение образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов при изучении ФГОС ДО  - для разработки плана  повышения квалификации педагогов.

- Анкетирование педагогов  владения знаниями о современных педагогических технологиях.

- Разработать систему педагогических мероприятий, направленных на систематизацию знаний о педагогических технологиях.

    2 этап

реализации

декабрь 2013 –

май 2014

- Ведение проектной деятельности в условиях партнёрского взаимодействия взрослого и детей в процессе различных видов детской деятельности.

3 этап Результативный

Январь 2014 –

май 2014

- Создание и апробация  проектов:

- Распространение  и использование данных проектов для повышения профессионального роста других педагогов.

- Размещение на сайте

 

I Этап.  Организационный

1.1. Педагогические технологии

     Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений. Инновационная деятельность в ДОУ  направлена «на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий». Сегодня мы поговорим о педагогических технологиях и их эффективном использовании в дошкольном учреждении. Вначале давайте узнаем, что же означает сам термин «технология» - от греческого это искусство, мастерство, умение, совокупность приёмов и способов получения, обработки и переработки сырья, материалов. В педагогической литературе и в лексиконе прочно вошло понятия: педагогическая технология, образовательная технология, технология обучения. Они соотносятся, также как и категории: педагогика, образование и обучение. Самым широким является понятие педагогическая технология, оно охватывает процессы образования, обучения и воспитания. Образовательная технология связана с организацией модернизации образовательных систем и образовательных учреждений. Технология обучения и технология воспитания описывают деятельность педагога и  воспитанников соответственно в  воспитательном процессе. Наиболее близким к нашему пониманию технологии обучения является рассмотрение технологии как процедуры деятельности всех участников педагогического процесса. Технология обучения – это законосообразная педагогическая деятельность, реализующая научно обоснованный проект дидактического процесса и обладающая значительно более высокой степенью эффективности, надежности. Педагогическая технология в таком понимании требует научных оснований для описания учебно-воспитательного процесса, выделение которых даст возможности управлять им, действительно приходить к заданному образовательному результату. Роль таких оснований должны играть не принципы обучения (воспитания), сформулированные на основе многовекового педагогического опыта. В российском образовании провозглашен принцип вариативности, который даёт возможность педагогическим коллективам выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели. В этом направлении идёт и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.

•    личностно - ориентированные технологии - ставят в центр образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития;

•    гуманно - личностные технологии - исповедуют идеи всестороннего уважения и любви к ребёнку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергают принуждение;

•   технологии сотрудничества - реализуют демократизм, равенство, партнёрство в отношениях педагога и ребёнка;

•   технологии свободного воспитания - делают акцент на предоставлении ребёнку свободы выбора и самостоятельности, осуществляя выбор, ребёнок заявляет свою позицию.

         Сегодня быть компетентным педагогом нельзя без изучения всего арсенала педагогических технологий. Выделим наиболее используемые педагогические технологии:

 

Педагогическая технология

Содержание

Результат

1.

Личностно-ориентированные технологии

Личностно-ориентированные технологии, содержащиеся в виде элементов различные виды творческой, исследовательской, поисковой деятельности детей. Содержание образования представляет собой среду, в которой происходит становление и развитие личности ребенка.

Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества

2.

Игровая технология

По определению, игра – это вид деятельности. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно - рекреактивными возможностями. В том состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

В процессе сюжетно-ролевых, ситуативных, и других видов, образовательных, развивающих, творческих   игр. Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие разных форм умений и навыков.

3.

Проблемная технология 

Реализация педагогом модели "обучение через открытие". Под проблемным обучением понимается такая организация деятельности, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей, основано на создании особого вида мотивации – проблемной, для этого дидактическое содержание материала должно быть представлено как цепь проблемных ситуаций. Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.

- Коммуникативная (дискуссионная)  Наличие дискуссий, характеризующихся   различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.

   - Имитационного моделирования (игровая).  Моделирование жизненно важных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения

   - Психологическая (самоопределенческая).

 -  Самоопределение (выбор) ребенка по выполнению той или иной деятельности.

  -Деятельностная.  Способность ребёнка проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом

  -Рефлексивная.  Осознание ребёнком деятельности: каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что при этом он чувствовал

Создание в деятельности с детьми проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности дошкольников, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

4.

Технология проектной деятельности

“Проект” – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей. Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое, способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника. Проектная деятельность, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

 Результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Этот метод актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.

5.

Исследовательские технологии

Цель – получение ответа на вопрос, почему существует то или иное явление, и как оно объясняется с точки зрения современного знания.

- Настоящая исследовательская задача никогда не может быть решена прямым действием и предполагает анализ пространства возможного.

- Ребенок должен осознать и сформулировать для себя и других причину, по которой он включается в исследование.

Необходимо сразу ориентировать ребенка на определение аудитории, которой будет предъявляться проект.

Дает возможность детям самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого дошкольника.

6.

Технология организации совместной деятельности

Дидактическая игра, создающая мотивацию к деятельности

Актуализация знаний и умений детей по предполагаемой теме

Затруднение в игровой ситуации:

Мы это не знаем, мы это еще не умеем.

Выявляем детские вопросы и вместе с детьми определяем тематику обсуждений, будущей деятельности.

Вместе ищем выход из затруднительной ситуации

Открытие нового знания или умения

Педагог с помощью подводящего диалога на основе предметной деятельности приводит детей к открытию нового знания или умения.

Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ действия.

 Воспроизведение нового в типовой ситуации

На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение.

В конце создается игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала.

Происходит самооценка ребенком своей деятельности по освоению нового: дети или убеждаются в том, что они справились с заданием, или исправляют свои ошибки.

Повторение и развивающие задания

Результат: Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти от желаний и потребностей ребенка к знаниям, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок,

опираясь на зоны ближайшего развития ребенка.

Направлена на организацию детского опыта (детских открытий)

7.

Система инновационной оценки усвоения знаний, умений, навыком дошкольника

«Портфолио».

- Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые воспитанником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других, и является важным элементом практико-ориентированного, деятельного подхода к образованию.  Использование такой формы оценки достижений, как Портфолио дошкольника, позволяет воспитателю создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха.

Систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребенка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопление субъективного опыта.

8.

Здоровьесберегающие технологии

Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

- приобщение детей к физической культуре

-использование развивающих форм оздоровительной работы.

Результат должен заключаться в том, что эффект одной оздоровительной меры закрепляется в виде устойчивого, константно-целостного

психосоматического состояния, которое дает начало воспроизведения в режиме саморазвития. С точки зрения

 современных подходов к педагогике, совместная творческая деятельность детей и педагога, является внутренним основанием единства телесного и духовного в жизни ребенка.

Обеспечивает повышение уровня здоровья дошкольнику. Воспитывает культуру осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, позволяют дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.

9.

Информационно-коммуникационные технологии

  ИКТ – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. На данный момент это:  компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук, видеомагнито- фон, телевизор. А также принтер, сканер, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера.

 Сегодня ИКТ позволяет:

- Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника - игре.

- В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.

- Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими.

- Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.

- Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.

   Использование ИКТ в дошкольном образовании дает возможность расширить творческие способности самого педагога, что оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников.

Изменение и неограниченное обогащение содержания и подачи материала детям, использование  специальных программ, доступ в интернет.

 

II. Этап. Реализация

В ДОУ проводится работа по внедрению в практику работы с детьми и родителями инновации: образовательные технологии. Такая деятельность  позволяет осуществлять интегрированный метод обучения, направленный на личностное развитие ребенка,  развитие его познавательных и творческих способностей. Исходя из проведенных мероприятий, можно сказать, что выбор тематики мероприятий не случаен и объясняется возросшими требованиями к качеству дошкольного образования, технологичности образовательного процесса, острой потребностью в обязательном предвидении результатов и перспектив развития. Реализация современных целей педагогического процесса определяет использование в деятельности воспитателя современных педагогических  технологий, обладающих жесткой системой предписаний, гарантированно ведущих к достижению ожидаемого результата.

На установочном  педагогическом совете был представлен проект ФГОС дошкольного образования.

Цель: Знакомство с формами и методиками работы по использованию инновационных педагогических технологий в образовательном процессе ДОУ в условиях перехода на новый  образовательный стандарт.

Задачи:

  1. Познакомить педагогов с инновационными технологиями в условиях перехода на новый образовательный стандарт;

  2. Повысить компетентность педагогов в реализации педагогических технологий о образовательный процесс ДОУ;

  3. Содействовать формированию мотивации к применению полученных теоретических и практических знаний в профессиональной деятельности.

III. Этап. Результативный

Полученные результаты (разработанные проекты) демонстрируют повышение уровня умений воспитателей, которые приблизили педагогов к современным критериям     дошкольного образования.

Зафиксирован прогресс заинтересованности педагогов в овладении современными педагогическими технологиями и информационными умениями. У детей появился устойчивый интерес к творческой, поисково-исследовательской деятельности; сформирован ряд навыков самостоятельного творческого мышления.

Вовлечены родители в педагогический процесс ДОУ, что укрепляет  их заинтересованность в сотрудничестве с детским садом; была более полная и рационально использована предметно-игровая среда ДОУ.

Данные, полученные при анализе введения в образовательный процесс современных педагогических технологий, подтвердили правомерность положенной в основу гипотезы. Методическая работа в ДОУ при условии постоянного учета актуальных потребностей воспитателей в педагогических знаниях, учета трудностей воспитателей и рациональной координации их работы; введения разнообразных форм и интерактивных методов работы с воспитателями; включения инновационных педагогических технологий в образовательный процесс ДОУ  будет эффективно способствовать  повышению профессиональной компетентности воспитателей.

Приложение. Изучение образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов.

 

Разделы

Затруднения педагогов

Итого

1.

Структура основной образовательной программы ДО

3

3

2.

Условия реализации основной образовательной программы ДО

3

3

3.

Требования к психолого- педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

3

3

4.

Требования к предметно- пространственной среде

-

-

5.

Организация предметно - развивающей среды в соответствии ФГОС ДО

-

-

6.

Требования к материально- техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

2

2

7.

Требования к результатам освоения основной образовательной программе ДО

-

-

8.

Требования  пересмотра и формы  планирования

5

5

Результат: Исходя из данных полученных путем опроса, можно сделать вывод, что большинство педагогов мало имеют проблемы и ряд вопросов  по изучению и введению ФГОС ДО.

Анкета по знаниям современных педагогических технологий

 

Педагогическая технология

Владею, могу поделиться опытом

Имею представление

Не владею

1

Личностно- ориентированная технология

-

7

 

2

Игровые технологии

4

7

 

3

Проблемного обучения

-

7

 

4

Технология проектной деятельности

3

4

 

5

 Технология исследовательской деятельности

2

5

 

6

Технология организации совместной деятельности

-

7

 

7

Портфолио дошкольника

 

7

 

8

Информационно- коммуникационные технологии

 

7

 

9

Здоровьесберегающие

-

7

 

Результат: Опираясь на данные анкетирования педагогов, видно, что 77% педагогов имеют представление о педагогических технологиях. Только 3 педагога владеют и могут поделиться опытом работы по технологиям проектной деятельности , 2 педагога по исследовательской деятельности, 4 педагога по игровой  деятельности.

План  мероприятий, направленных на повышение педагогической компетентности педагогов по  внедрению современных образовательных технологий в деятельность взрослых и детей.

 

Содержание

Сроки

Ответственные

Выступление по теме: «Инновационные педагогические технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях перехода на новые образовательные стандарты»

Октябрь2013г

Старший воспитатель

 

Технология проектной деятельности по теме: - Социально - коммуникативное развитие;

- Познавательное развитие;

- Речевое развитие

Декабрь 2014г

 

Воспитатели всех возрастных групп

Игровые технологии - Речевое развитие;

- Социально - коммуникативное развитие;

 

Январь 2014г

Воспитатели Бундеева И.Л.,

Сидорова В.И.

Здоровьесберегающая технология

- Физическое  развитие

- Познавательное развитие;

Февраль2014г

Инструктор по физическому воспитанию Махмутова Э.В.

Организация предметно - пространственная развивающая среда ДОУ в контексте ФГОС.

Март 2014г

Воспитатель Деревянкина А.В.

      Подведение итогов

    Анкета для воспитателей 1.«Готовность к введению ФГОС ДО».

2.Самоанализ «Характеристика изменений в деятельности педагога, реализующего требования  ФГОС ДО».

 

3. Самоанализ

«Характеристика  изменений в деятельности  воспитанника в соответствии с  ФГОС ДО»

 

Май2014г

Старший воспитатель

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_fgos_do.doc143 КБ

Предварительный просмотр:

Проект  «Методическое сопровождение введения ФГОС ДО»

ЦЕЛЬ: Повышение профессионального уровня  педагогических кадров в контексте  введения ФГОС ДО. Обеспечение  постоянного роста и  компетентности  педагогического коллектива.

Задачи: 

1.   Проанализировать владение воспитателями знаний о педагогических технологиях.

2.   Разработать систему педагогических мероприятий, направленных на систематизацию знаний о педагогических технологиях.

3.  Внедрение технологии проектной деятельности  в работу ДОУ через партнерское взаимодействие воспитанников, педагога и родителей.

Проект: на 2013-2014 учебный год

Проблема

  1. Недостаточный уровень профессиональной  компетентности педагога в рамках  введения  ФГОС ДО;
  1. Низкий уровень мотивации и психологической готовности педагогов к изучению и внедрению педагогических технологий;
  2. Неумение педагогов осознать и определять свои профессиональные 

 возможности и находить им применение в работе со всеми участниками образовательного процесса.

  1. Не умение самообразовываться и работать с научной литературой и новыми техническими средствами.

Гипотеза:

  • Повышение  профессионального уровня педагогов в овладении современными образовательными технологиями.
  • Обеспечение постоянного профессионального роста и  компетентности педагога.
  • Современные образовательные технологии как ресурс повышения качества дошкольного образования

Основные направления:

1. Содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;

2. Формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; 

3. Соответствия условий, требований, методов возрасту  и особенностям развития.

Целевые ориентиры:

  1. Ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности- игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;
  2. Ребенок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, стараться разрешать конфликты;
  3. Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности. Способность ребенка к фантазии, воображению, творчеству, интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;
  4. Творческие способности ребенка проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т.д. Ребенок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;
  5. У ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т.п.;
  6. Ребенок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело. Может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;
  7. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно- следственными связями (как?, почему? Зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметах, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет. Знаком с художественной культурой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п. У ребенка складываются предпосылки грамотности, он склонен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах деятельности.

Принципы, упитывающиеся при планировании образовательного процесса в ДОУ

  1. Партнерские взаимоотношения детей и взрослых;
  2. Развитие инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности;
  3. Включение ребенка в различные виды деятельности;
  4. Взаимодействие ребенка с людьми, культурой и окружающим миром.

Содержание взаимоотношений с детьми должно обеспечивать развитие личности, способностей и мотивации детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области:

-  социально-коммуникативное развитие;

-  познавательное развитие;

-  речевое развитие;

-  художественно-эстетическое развитие;

 - физическое развитие.

Вариант модели образовательного процесса  (по проекту ФГОС ДО)

Совместная деятельность взрослого и ребенка (взаимодействие детей   с взрослых в разных видах деятельности и культурных практиках)

Самостоятельная деятельность детей (создание развивающей предметно- пространственной среды)

Взаимодействие с семьей

Виды детской деятельности

Предметы, объекты окружающего мира, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую  активность детей

Формы работы с семьей, в том числе посредством совместных образовательных технологий

                                 План проектной деятельности.

Этапы

Срок

Задачи

         1 этап

организационный

октябрь 2013 -

декабрь 2013

- Изучение образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов при изучении ФГОС ДО  - для разработки плана  повышения квалификации педагогов.

- Анкетирование педагогов  владения знаниями о современных педагогических технологиях.

- Разработать систему педагогических мероприятий, направленных на систематизацию знаний о педагогических технологиях.

    2 этап

реализации

декабрь 2013 –

май 2014

- Ведение проектной деятельности в условиях партнёрского взаимодействия взрослого и детей в процессе различных видов детской деятельности.

3 этап Результативный

Январь 2014 –

май 2014

- Создание и апробация  проектов:

- Распространение  и использование данных проектов для повышения профессионального роста других педагогов.

- Размещение на сайте

I Этап.  Организационный

1.1. Педагогические технологии

     Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений. Инновационная деятельность в ДОУ  направлена «на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий». Сегодня мы поговорим о педагогических технологиях и их эффективном использовании в дошкольном учреждении. Вначале давайте узнаем, что же означает сам термин «технология» - от греческого это искусство, мастерство, умение, совокупность приёмов и способов получения, обработки и переработки сырья, материалов. В педагогической литературе и в лексиконе прочно вошло понятия: педагогическая технология, образовательная технология, технология обучения. Они соотносятся, также как и категории: педагогика, образование и обучение. Самым широким является понятие педагогическая технология, оно охватывает процессы образования, обучения и воспитания. Образовательная технология связана с организацией модернизации образовательных систем и образовательных учреждений. Технология обучения и технология воспитания описывают деятельность педагога и  воспитанников соответственно в  воспитательном процессе. Наиболее близким к нашему пониманию технологии обучения является рассмотрение технологии как процедуры деятельности всех участников педагогического процесса. Технология обучения – это законосообразная педагогическая деятельность, реализующая научно обоснованный проект дидактического процесса и обладающая значительно более высокой степенью эффективности, надежности. Педагогическая технология в таком понимании требует научных оснований для описания учебно-воспитательного процесса, выделение которых даст возможности управлять им, действительно приходить к заданному образовательному результату. Роль таких оснований должны играть не принципы обучения (воспитания), сформулированные на основе многовекового педагогического опыта. В российском образовании провозглашен принцип вариативности, который даёт возможность педагогическим коллективам выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели. В этом направлении идёт и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.

•    личностно - ориентированные технологии - ставят в центр образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития;

•    гуманно - личностные технологии - исповедуют идеи всестороннего уважения и любви к ребёнку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергают принуждение;

•   технологии сотрудничества - реализуют демократизм, равенство, партнёрство в отношениях педагога и ребёнка;

•   технологии свободного воспитания - делают акцент на предоставлении ребёнку свободы выбора и самостоятельности, осуществляя выбор, ребёнок заявляет свою позицию.

         Сегодня быть компетентным педагогом нельзя без изучения всего арсенала педагогических технологий. Выделим наиболее используемые педагогические технологии:

Педагогическая технология

Содержание

Результат

1.

Личностно-ориентированные технологии

Личностно-ориентированные технологии, содержащиеся в виде элементов различные виды творческой, исследовательской, поисковой деятельности детей. Содержание образования представляет собой среду, в которой происходит становление и развитие личности ребенка.

Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества

2.

Игровая технология

По определению, игра – это вид деятельности. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно - рекреактивными возможностями. В том состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

В процессе сюжетно-ролевых, ситуативных, и других видов, образовательных, развивающих, творческих   игр. Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие разных форм умений и навыков.

3.

Проблемная технология 

Реализация педагогом модели "обучение через открытие". Под проблемным обучением понимается такая организация деятельности, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей, основано на создании особого вида мотивации – проблемной, для этого дидактическое содержание материала должно быть представлено как цепь проблемных ситуаций. Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.

- Коммуникативная (дискуссионная)  Наличие дискуссий, характеризующихся   различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.

   - Имитационного моделирования (игровая).  Моделирование жизненно важных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения

   - Психологическая (самоопределенческая).

 -  Самоопределение (выбор) ребенка по выполнению той или иной деятельности.

  -Деятельностная.  Способность ребёнка проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом

  -Рефлексивная.  Осознание ребёнком деятельности: каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что при этом он чувствовал

Создание в деятельности с детьми проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности дошкольников, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

4.

Технология проектной деятельности

“Проект” – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей. Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое, способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника. Проектная деятельность, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

 Результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. 

Этот метод актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.

5.

Исследовательские технологии

Цель – получение ответа на вопрос, почему существует то или иное явление, и как оно объясняется с точки зрения современного знания.

- Настоящая исследовательская задача никогда не может быть решена прямым действием и предполагает анализ пространства возможного.

- Ребенок должен осознать и сформулировать для себя и других причину, по которой он включается в исследование.

Необходимо сразу ориентировать ребенка на определение аудитории, которой будет предъявляться проект.

Дает возможность детям самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого дошкольника.

6.

Технология организации совместной деятельности

Дидактическая игра, создающая мотивацию к деятельности

Актуализация знаний и умений детей по предполагаемой теме

Затруднение в игровой ситуации:

Мы это не знаем, мы это еще не умеем.

Выявляем детские вопросы и вместе с детьми определяем тематику обсуждений, будущей деятельности.

Вместе ищем выход из затруднительной ситуации

Открытие нового знания или умения

Педагог с помощью подводящего диалога на основе предметной деятельности приводит детей к открытию нового знания или умения.

Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ действия.

 Воспроизведение нового в типовой ситуации

На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение.

В конце создается игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала.

Происходит самооценка ребенком своей деятельности по освоению нового: дети или убеждаются в том, что они справились с заданием, или исправляют свои ошибки.

Повторение и развивающие задания

Результат: Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти от желаний и потребностей ребенка к знаниям, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок,

опираясь на зоны ближайшего развития ребенка.

Направлена на организацию детского опыта (детских открытий)

7.

Система инновационной оценки усвоения знаний, умений, навыком дошкольника

«Портфолио».

- Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые воспитанником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других, и является важным элементом практико-ориентированного, деятельного подхода к образованию.  Использование такой формы оценки достижений, как Портфолио дошкольника, позволяет воспитателю создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха.

Систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребенка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопление субъективного опыта.

8.

Здоровьесберегающие технологии

Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

- приобщение детей к физической культуре

-использование развивающих форм оздоровительной работы.

Результат должен заключаться в том, что эффект одной оздоровительной меры закрепляется в виде устойчивого, константно-целостного

психосоматического состояния, которое дает начало воспроизведения в режиме саморазвития. С точки зрения

 современных подходов к педагогике, совместная творческая деятельность детей и педагога, является внутренним основанием единства телесного и духовного в жизни ребенка.

Обеспечивает повышение уровня здоровья дошкольнику. Воспитывает культуру осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, позволяют дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.

9.

Информационно-коммуникационные технологии

  ИКТ – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. На данный момент это:  компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук, видеомагнито- фон, телевизор. А также принтер, сканер, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера.

 Сегодня ИКТ позволяет:

- Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника - игре.

- В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.

- Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими.

- Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.

- Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.

   Использование ИКТ в дошкольном образовании дает возможность расширить творческие способности самого педагога, что оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников.

Изменение и неограниченное обогащение содержания и подачи материала детям, использование  специальных программ, доступ в интернет.

II. Этап. Реализация

В ДОУ проводится работа по внедрению в практику работы с детьми и родителями инновации: образовательные технологии. Такая деятельность  позволяет осуществлять интегрированный метод обучения, направленный на личностное развитие ребенка,  развитие его познавательных и творческих способностей. Исходя из проведенных мероприятий, можно сказать, что выбор тематики мероприятий не случаен и объясняется возросшими требованиями к качеству дошкольного образования, технологичности образовательного процесса, острой потребностью в обязательном предвидении результатов и перспектив развития. Реализация современных целей педагогического процесса определяет использование в деятельности воспитателя современных педагогических  технологий, обладающих жесткой системой предписаний, гарантированно ведущих к достижению ожидаемого результата.

На установочном  педагогическом совете был представлен проект ФГОС дошкольного образования.

Цель: Знакомство с формами и методиками работы по использованию инновационных педагогических технологий в образовательном процессе ДОУ в условиях перехода на новый  образовательный стандарт.

Задачи:

  1. Познакомить педагогов с инновационными технологиями в условиях перехода на новый образовательный стандарт;
  2. Повысить компетентность педагогов в реализации педагогических технологий о образовательный процесс ДОУ;
  3. Содействовать формированию мотивации к применению полученных теоретических и практических знаний в профессиональной деятельности.

III. Этап. Результативный

Полученные результаты (разработанные проекты) демонстрируют повышение уровня умений воспитателей, которые приблизили педагогов к современным критериям     дошкольного образования.

Зафиксирован прогресс заинтересованности педагогов в овладении современными педагогическими технологиями и информационными умениями. У детей появился устойчивый интерес к творческой, поисково-исследовательской деятельности; сформирован ряд навыков самостоятельного творческого мышления.

Вовлечены родители в педагогический процесс ДОУ, что укрепляет  их заинтересованность в сотрудничестве с детским садом; была более полная и рационально использована предметно-игровая среда ДОУ.

Данные, полученные при анализе введения в образовательный процесс современных педагогических технологий, подтвердили правомерность положенной в основу гипотезы. Методическая работа в ДОУ при условии постоянного учета актуальных потребностей воспитателей в педагогических знаниях, учета трудностей воспитателей и рациональной координации их работы; введения разнообразных форм и интерактивных методов работы с воспитателями; включения инновационных педагогических технологий в образовательный процесс ДОУ  будет эффективно способствовать  повышению профессиональной компетентности воспитателей.

Приложение. Изучение образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов.

Разделы

Затруднения педагогов

Итого

1.

Структура основной образовательной программы ДО

3

3

2.

Условия реализации основной образовательной программы ДО

3

3

3.

Требования к психолого- педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

3

3

4.

Требования к предметно- пространственной среде

-

-

5.

Организация предметно - развивающей среды в соответствии ФГОС ДО

-

-

6.

Требования к материально- техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

2

2

7.

Требования к результатам освоения основной образовательной программе ДО

-

-

8.

Требования  пересмотра и формы  планирования

5

5

Результат: Исходя из данных полученных путем опроса, можно сделать вывод, что большинство педагогов мало имеют проблемы и ряд вопросов  по изучению и введению ФГОС ДО.

Анкета по знаниям современных педагогических технологий

Педагогическая технология

Владею, могу поделиться опытом

Имею представление

Не владею

1

Личностно- ориентированная технология

-

7

2

Игровые технологии

4

7

3

Проблемного обучения

-

7

4

Технология проектной деятельности

3

4

5

 Технология исследовательской деятельности

2

5

6

Технология организации совместной деятельности

-

7

7

Портфолио дошкольника

7

8

Информационно- коммуникационные технологии

7

9

Здоровьесберегающие

-

7

Результат: Опираясь на данные анкетирования педагогов, видно, что 77% педагогов имеют представление о педагогических технологиях. Только 3 педагога владеют и могут поделиться опытом работы по технологиям проектной деятельности , 2 педагога по исследовательской деятельности, 4 педагога по игровой  деятельности.

План  мероприятий, направленных на повышение педагогической компетентности педагогов по  внедрению современных образовательных технологий в деятельность взрослых и детей.

Содержание

Сроки

Ответственные

Выступление по теме: «Инновационные педагогические технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях перехода на новые образовательные стандарты»

Октябрь2013г

Старший воспитатель

Технология проектной деятельности по теме: - Социально - коммуникативное развитие;

- Познавательное развитие;

- Речевое развитие

Декабрь 2014г

Воспитатели всех возрастных групп

Игровые технологии - Речевое развитие;

- Социально - коммуникативное развитие;

Январь 2014г

Воспитатели Бундеева И.Л.,

Сидорова В.И.

Здоровьесберегающая технология

- Физическое  развитие

- Познавательное развитие;

Февраль2014г

Инструктор по физическому воспитанию Махмутова Э.В.

Организация предметно - пространственная развивающая среда ДОУ в контексте ФГОС.

Март 2014г

Воспитатель Деревянкина А.В.

      Подведение итогов

    Анкета для воспитателей 1.«Готовность к введению ФГОС ДО».

2.Самоанализ «Характеристика изменений в деятельности педагога, реализующего требования  ФГОС ДО».

3. Самоанализ

«Характеристика  изменений в деятельности  воспитанника в соответствии с  ФГОС ДО»

Май2014г

Старший воспитатель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТЧЕТ о работе опорной (экспериментальной) площадки на базе структурного подразделения детский сад «Ромашка» ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины в 2013-2014 учебном году

Название экспериментальной площадки  «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа»...

Программа экспериментально-опытной деятельности ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины структурное подразделение детский сад «Ромашка» по теме «Игровые технологии в рамках духовно-нравственного воспитания дошкольников» на 2015-2016 учебный год

Программаэкспериментально-опытной деятельности ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины структурное подразделение  детский сад «Ромашка» по теме «Игровые технологии в рамках  духовно-нравственного...

Аналитическая справка о результатах тематического контроля в структурном подразделении детский сад «Ромашка» ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины Тема: « Cистематичность и результативность работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию детей

Аналитическая справка о результатах тематического контроляв структурном подразделении детский сад «Ромашка» ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины Тема: « Cистематичность и результативность работы...