Главные вкладки

    Опыт работы по интегрированному обучению и воспитанию детей с нарушениями слуха в дошкольном учреждении компенсирующего вида
    консультация по коррекционной педагогике на тему

    Козулева Татьяна Николаевна

    внедение в практику деятельности дошкольного образовательного учреждения всех видов  интеграции, при которой все воспитанники группы, вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединялись со здоровыми детьми

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon doklad_po_integrirovannomu_vospitaniyu_kozulevoy_t.n.doc36 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 24 «Кук чэчэк» г. Альметьевска», Республика Татарстан

    Опыт работы по интегрированному обучению и воспитанию детей с нарушениями слуха в дошкольном учреждении компенсирующего вида

    Т.Н.Козулева

    В современной педагогической науке и практике интеграция в образовании, иначе называемая «инклюзия», предполагает создание нового типа образовательной среды, в которой для полноценного развития детей с особыми образовательными возможностями и потребностями создаются наиболее благоприятные условия.                                                

    Система коррекционной помощи детям с нарушением слуха постоянно совершенствуется. Закономерным этапом её развития является интегрированное воспитание и обучение. Особо следует подчеркнуть, что именно период дошкольного детства наиболее благоприятен для проведения целенаправленной работы по интеграции детей с нарушением слуха в коллектив слышащих сверстников. Это связано с рядом обстоятельств: во-первых, маленькие дети легко принимают ребенка с ограниченными возможностями здоровья, они не очень обращают на его дефект, часто просто не замечают, а во-вторых, ни над ребенком, ни над учителем-дефектологом, оказывающим ему коррекционную помощь, ни над воспитателями массовой группы «не висит» домоклов меч цензового школьного образования.        Интеграция должна быть систематической и целенаправленной, а не спонтанной и стихийной. И прежде чем выбирать полезную и возможную «долю» интеграции, необходимо провести наблюдение за уровнем развития каждого ребенка, за изменениями в нем. Необходимо отметить социальное поведение ребенка, степень снижения слуха, уровень умственного развития, возможности восприятия речи на слухозрительной и слуховой основе, особенности памяти, желание учиться и проявлять интерес к образовательной деятельности.

            Мы с первых дней своей работы стремилась внедрить в практику деятельности дошкольного образовательного учреждения временную интеграцию, при которой все воспитанники группы, вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединялись со здоровыми детьми. На прогулке проводили совместные игры: подвижные, сюжетно-ролевые. В весеннее - летний период проходила совместная трудовая деятельность в цветнике, на огороде. Объединяли детей для проведения физкультурно - оздоровительной деятельности, спортивных, музыкальных развлечений и соревнований. Старались обеспечить каждому ребенку доступную и полезную для развития форму интеграции, цель которой максимально приблизить их по уровню общего и речевого развития с нормально слышащими сверстниками.                  

            В ходе коррекционной работы мы видели, что часть детей уже на первом году обучения начинали отличаться от основного контингента глухих детей более высоким уровнем речевого интеллектуального развития. Вторым шагом в нашей работе был переход к частичной интеграции. У нас были дети, которые не могли овладеть общим образовательным стандартом, но по уровню развития они были на порядок выше, чем другие. Поэтому мы таких детей отводили в первой половине дня на занятия по изодеятельности, развитию речи и формированию элементарных математических представлений в логопедическую группу, а остальной отрезок времени дети находились в группе для детей с нарушением слуха.                                                Дети с нарушением слуха представляли собой разнородную группу, характеризующуюся степенью и характером понижения слуха, временем, в котором произошло нарушение слуха; уровнем речевого развития; наличием или отсутствием дополнительных отклонений в развитии. Некоторые дети хорошо понимали обращенную к ним речь, сами говорили достаточно внятно, была развита фразовая речь. Поэтому мы поставили вопрос о целесообразности перевода этих детей для постоянного посещения логопедической группы, с оказанием коррекционной помощи логопедом и сурдопедагогом.

            Потенциальные возможности детей с нарушением слуха крайне невелики. Они не становятся слышащими, так как у медицины нет возможности без операции вернуть физический слух. С появлением в нашей группе детей с кохлеарным имплантом была проведена большая работа с коллективом нашего учреждения с целью, убедить о целесообразности интегрирования части детей с недостатком слуха, имеющих высокий уровень общего и речевого развития в массовую среду.  На очередном педагогическом совете мы по результатам обследования составили индивидуальную карту развития на каждого ребенка по всем разделам программы. Объединили усилия двух специалистов: логопеда и сурдопедагога, так как сурдопедагог, прежде всего, концентрирует свою деятельность на развитие у ребенка слухового восприятия и её понимания, а логопед больше внимания уделяет развитию произносительных навыков, что крайне важно для имплантированных детей.                                                Врачи, после операции по вживлению кохлеарного импланта, рекомендуют детям находиться в речевой среде, но с обязательным сопровождением сурдопедагога. В порядке эксперимента, заручившись согласием родителей, как здоровых, так и слабослышащих, мы организовали интегрированную группу, куда входили трое имплантированных детей и здоровые дети с хорошей речью. Два года наши дети находились в речевой среде, что благоприятно сказалось на их развитии. Мы создали доброжелательную обстановку, проводили совместные занятия, игры, развлечения, трудовую деятельность. В процессе всех видов деятельности, дети почувствовали и поняли, что они   ни  в чем не уступают и не отстают от других детей. Это очень мотивировало детей на дальнейшую деятельность, у них появилась уверенность в своих силах.                                                 Мы постоянно проводили работу с родителями, с целью выявления их заинтересованности в интеграции ребенка в среду слышащих, возможности и желания оказывать постоянную, повседневную помощь своему ребенку. Знакомили родителей с возможными формами интеграции, объясняли, для каких детей будет эффективна частичная, временная или полная интеграция, давали советы и рекомендации. Благодаря совместным усилиям педагогического коллектива и родителей наши воспитанники с кохлеарным имплантом обучаются в массовом образовательном учреждении.                        Вся наша работа строится с учетом психофизического состояния детей, степени потери слуха и недоразвития речи. Создание доброжелательной обстановки, создание адекватного отношения к окружающим, правильного поведения в коллективе, а так же на развитие нравственных, этических представлений детей - важнейшая задача нашей работы. Мы внимательно относимся к психическому состоянию каждого ребенка, отмечаем все положительные изменения, стараемся в образовательной деятельности, приносить малышу чувство удовлетворения от собственных успехов.   Благодаря этому происходит постепенная перестройка отношения ребенка к своему дефекту, к себе, окружающим, меняется в лучшую сторону его характерологические черты.                                                                Положительный опыт нашей группы в воспитании слабослышащих детей совместно с семьёй продолжает воплощаться как в специальных, так и в общеобразовательных школах. Мы не теряем связь с семьями выпускников, продолжаем общение, интересуемся их дальнейшей судьбой.        Выстраивание определенного пути в среде сверстников (детский сад – школа – профессиональное образование – работа или социальные проекты занятости), на который может рассчитывать каждый ребенок, не зависимо от тяжести нарушений его развития, делает  жизнь таких людей более интересной и полной, способствует их развитию и востребованности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ (АМБЛИОПИЯ И КОСОГЛАЗИЕ) В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

    Методические указания к использованию «Программы воспитания в детском саду» в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями зрения (амблиопия и косоглазие) созданы впервые и предназначены для заведую...

    Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта в семье

    ОЛОГИФРЕНИЯ – (от греч. «oligos» – немногий + «phren» – ум) что это и как жить с таким диагнозом....

    Особенности обучения и воспитания детей с нарушением речи в условиях ДОУ общеразвивающего вида.

    Низкие показатели состояния речи у старших дошкольников объясняются как биологическими факторами, так и социально- психологическими условиями развития, воздействующими на личность ребенка в цел...

    Развитие и воспитание детей с нарушением слуха в семье

    Методические рекомендации для родителей...

    Методические рекомендации по организации интегрированного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях.

    Данное пособие содержит методические рекомендации по  организации  интегрированного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях, осуществлению психолого-медико-педагогического сопров...

    Обучение и воспитание детей с кохлеарной имплантацией в условиях группы компенсирующей направленности.

    Дети с КИ проходят длительную реабилитацию. Им необходима речевая среда не только дома, но и в учебном заведении. Они нуждаются в особых условиях и индивидуальном подходе. Как обеспечить все это в дош...