Система методической работы с педагогами по вопросам развития речи детей в дошкольном учреждении компенсирующего вида
методическая разработка по теме

Светлых Ирина Сергеевна

Представленный материал содержит описание основных направлений , форм методической работы с педагогами ДОУ по вопросам развития речи детей дошкольного возраста. Приведены примеры возможных задач годового плана, методических тем учреждения, темы и планы  педагогических советов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_metodicheskoy_raboty_s_pedagogami.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая работа с педагогами

 по вопросам развития речи детей

 в дошкольном учреждении компенсирующего вида

   Методическая работа в ДОУ – это целостная система взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива, на совершенствование образовательного  процесса, достижение оптимального уровня образования и развития воспитанников. Данная система основана на  достижениях науки , передового педагогического  опыта и на анализе результатов мониторинга качества образовательного  процесса в ДОУ. Без акцента на проблемах, актуальных для каждого конкретного педагогического коллектива, даже самое богатое содержание  методической работы не вдохновит педагогов на творчество, не будет способствовать совершенствованию учебно–воспитательной работы.

    Для педагогического коллектива ДОУ с наличием групп компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи актуальными, безусловно,  являются проблемы развития речи детей дошкольного возраста. Содержание методической работы вытекает из задач, стоящих перед педагогами ДОУ.

Основные задачи образовательной работы:

- обеспечение дошкольникам с нарушениями речи комфортных условий развития, воспитания и обучения, создание среды психолого– педагогической и речевой поддержки ребенка;

- проведение необходимой работы по профилактике и коррекции недостатков речевого развития у детей, обеспечение их эффективной общей и речевой подготовки к школе;

- повышение психолого–педагогической культуры  и воспитательной компетенции родителей.

Исходя из задач образовательной работы, можно выделить следующие

 основные направления методической работы в ДОУ компенсирующего вида:

  1. Методическая подготовка педагогов

    Планомерная работа по углублению знаний педагогов в области коррекционной педагогики, по вопросам речевого развития детей,                      по освоению  обновленного содержания образования и воспитания в детском саду способствует повышению эффективности образовательного процесса.

  1. Психолого – физиологическая подготовка педагогов

    Современному педагогу необходимы знания по психологии, физиологии детей и подростков, дошкольной гигиене, а также основанные на этих знаниях практические умения и навыки. Педагогам, работающим  в ДОУ компенсирующего вида,  необходимо знание конкретных особенностей психологического и физиологического развития  детей                     с нарушениями речи.  

  1. Этическая подготовка педагогов

    Педагогический коллектив – достаточно сложная социальная система. Поведение педагогов в системах отношений «педагог – воспитанник»,            « педагог – педагогический коллектив»,  «педагог – родители» зависит от знаний важнейших принципов педагогической этики.

  1. Общекультурная подготовка педагогов

    Огромная социальная ответственность педагога как воспитателя новых поколений делают актуальной проблему постоянного повышения общего культурного уровня педагогов. Педагогам логопедических групп необходимо целенаправленно влиять на процесс развития речи ребенка. Педагогическое влияние прежде всего выражается в создании соответствующей возрасту детей активной речевой среды: правильная, чистая речь взрослых, чтение произведений художественной литературы, посещение театральных представлений, выставок, концертов и т.п. Педагогам дошкольного учреждения необходимо вести просветительскую работу с родителями воспитанников. Качественно справиться с этими задачами может  только педагог  с высоким уровнем общей культуры.

Формы организации методической работы в ДОУ

    Разнообразие форм методической работы определяется стоящими перед ней целями и конкретными условиями, в которых находится дошкольное образовательное учреждение.

    Как уже отмечалось, педагог, работающий с детьми, имеющими нарушения речи, должен обладать знаниями в области коррекционной педагогики, понимать связь речевой и неречевой симптоматики в структуре речевого дефекта, уметь применять данные знания в практической деятельности. Успех  коррекционно–воспитательной работы в логопедических группах определяется  также тесным взаимодействием  учителя-логопеда и воспитателя (при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы).

     Итак, формы методической работы отражают специфику организации деятельности детского сада компенсирующего вида:

  1. Работа над единой методической темой дошкольного учреждения

      Это одна  из самых важных  форм методической работы. Эта работа организует, объединяет все другие формы. Выбирая единую методическую тему детского сада, мы руководствуемся следующими принципами:

- тема должна быть актуальной для педагогического коллектива;

- тема должна быть созвучна современным педагогическим идеям;

- выбор темы должен проводиться коллегиально, с учетом мнения наиболее авторитетных членов коллектива;

   Одна из методических тем, разрабатываемых нашим педагогическим коллективом в течение учебного года, обязательно связана с проблемами развития речи детей.  (Приложение 1).

  1. Педагогические советы

      Педагогический совет, как высший орган коллективного руководства  детского сада, призван решать важнейшие проблемы повышения мастерства педагогов. На заседаниях педсовета заслушиваются теоретические сообщения, выступления по обмену опытом, творческие отчеты педагогов. Интересны педагогические советы, проводимые в активной форме: круглый стол, деловая игра. Тематика одного из педагогических советов в учебном году соответствует методической проблеме по вопросам развития речи детей. (Приложение 2)

  1. Психолого – педагогические семинары

       На семинарах педагоги знакомятся с новыми достижениями психолого – педагогической науки, передовым опытом коллег. Полезна взаимосвязь теории и практики на занятиях семинара. Психолого - педагогические семинары повышают профессиональную квалификацию педагогов, общую и педагогическую культуру коллектива.

  1. Школа передового опыта. Групповое наставничество.

       В каждом педагогическом коллективе ДОУ трудятся педагоги – мастера педагогической профессии, чей передовой опыт следует перенимать другим педагогам. Наиболее опытные педагоги являются наставниками для коллег. Члены  педагогического коллектива посещают открытые мероприятия наставников,  знакомятся с  методическими материалами, разработанными опытными педагогами (конспектами занятий, совместной образовательной деятельности с детьми, планами образовательной деятельности, картотеками игр, упражнений и т.д.).

  1. Групповые, индивидуальные консультации, собеседования

      Эта форма широко применяется руководителями ДОУ, а также наиболее опытными педагогами в работе с коллегами, испытывающими затруднения в решении педагогических проблем. Помощь конкретным педагогам может носить разовый характер или являться долговременной. Содержание консультаций , собеседований вытекает из материалов наблюдений за деятельностью педагогов, анализа результатов образовательной работы, результатов анкетирования педагогов.

  1. Открытые занятия, мероприятия

      Эта форма методической работы направлена на то, чтобы педагог продемонстрировал практические  умения перед коллегами.  Открытые мероприятия педагоги посещают с целью ознакомления с методикой работы  коллег, дающей высокий конечный результат. Очень важно получить обучающий эффект от посещений открытых мероприятий. В нашем учреждении традиционными стали  открытые занятия учителей-логопедов, открытые мероприятия по теме самообразования педагогов,  открытые просмотры  театрализованных игр.

Приложение1

Методическая тема

Задача годового плана

Тема педагогического совета

Развитие лексико грамматического строя речи детей

Систематизировать работу педагогического коллектива по развитию лексико-грамматического строя речи детей с ТНР.

Осуществление взаимосвязи в работе педагогов ДОУ по формированию лексико-граматичекого строя речи детей с ТНР

Развитие диалогической речи детей

Совершенствовать работу педагогов по созданию психолого-педагогических условий для развития диалогической речи детей.

Развитие диалогической речи

у детей с ТНР

Формирование и развитие различных типов общения у детей дошкольного возраста

Повысить уровень профессионализма педагогов по вопросам формирования и развития различных типов общения детей.

Формирование навыков речевого общения у детей дошкольного возраста                           с ограниченными возможностями здоровья

Приложение 2

Тема педагогического совета

План педагогического совета

Осуществление взаимосвязи в работе педагогов ДОУ по формированию лексико-грамматического строя речи

.

  1. Использование игр и игровых упражнений на развитие лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.

Учитель-логопед

  1. Формирование лексико-грамматического строя речи детей в процессе конструктивной деятельности.

                                    Воспитатель

  1. Система работы музыкального руководителя над развитием речи детей.

Музыкальный руководитель

Развитие диалогической речи

у детей с ТНР

  1.  Значение развития диалогической речи              для социализации детей с ТНР.

Учитель-логопед

  1. Психологические проблемы социализации детей с нарушением способности к диалогу

Педагог-психолог

  1. Особенности развития диалогической речи у детей с ТНР

Учитель-логопед

  1. Приёмы активизации речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Учитель-логопед

Воспитатель

Формирование навыков речевого общения у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

  1. Типы речевого общения детей дошкольного возраста

Зам. зав. по УВР

  1. Формирование навыков эмоциональногообщения у детей дошкольного возраста

Педагог-психолог

  1. Особенности нарушений понимания речи у детей с ограниченными возможностями здоровья (ТНР, системное нарушение речи)

Учитель-логопед

Учитель-дефектолог

  1. Значение ролевого поведения детей с ТНР для формирования и развития разных типов общения

Учитель-логопед


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация семейного клуба в дошкольном учреждении компенсирующего вида

В статье представлен опыт клубной работы с родителями дошкольников с ограниченными возможностями здоровья....

Организация методической работы по формированию профессионально – личностной готовности педагогов дошкольного учреждения к решению проблем развития креативности дошкольников

1. Организация методической работы по формированию профессионально – личностной готовности педагогов дошкольного учреждения к решению проблем развития креативности дошкольников/8.Современный этап разв...

Реализация здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении компенсирующего вида.

В статье обозначена актуальность проблемы реализации  здоровьесберегающих технологий в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида на современном этапе развития российского образо...

Формирование навыков самообслуживания, как один из аспектов оздоровительной работы в дошкольном учреждении компенсирующего вида.

Статья содержит практические рекомендации для  повышения эффективности процесса формирования навыков самообслуживания....

Опыт работы по теме: «Система методической работы по художественно-эстетическому развитию детей в дошкольном образовательном учреждении»

В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического развития как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умств...

Опыт работы по интегрированному обучению и воспитанию детей с нарушениями слуха в дошкольном учреждении компенсирующего вида

внедение в практику деятельности дошкольного образовательного учреждения всех видов  интеграции, при которой все воспитанники группы, вне зависимости от уровня психофизического и речевого развити...

Опыт работы «Современные подходы в повышении профессиональной компетентности педагогов учреждений компенсирующего вида»

Раскрыты особенности работы в ДОУ по развитию профессиональных компетенций у педагогов....