Организация семейного клуба в дошкольном учреждении компенсирующего вида
статья по теме

Клепикова Татьяна Анатольевна

В статье представлен опыт клубной работы с родителями дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация семейного клуба в дошкольном учреждении компенсирующего вида

                

Работа по организации взаимодействия с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной и значимой в современной специальной педагогике (Е.А.Стребелева, А.В.Закрепина). Под взаимодействием с родителями понимается помощь в исполнении родителями (законными представителями) родительских функций.

Современная семья развивается в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. Обстановка нестабильности создаёт дисфункцию семьи, которая становится неспособной к полноценной реализации прав детей, предъявленных Всеобщей Декларацией и Конвенцией по защите прав детей, Конституцией Российской Федерации, Семейным кодексом, Законом Российской Федерации «Об образовании», выполнению функций семьи.

В настоящее время наблюдается количественный рост детей с тяжелыми или отягощенными нарушениями в развитии и вариабельность нарушений у детей с интеллектуальной недостаточностью. На протяжении трех последних лет более половины воспитанников МКДОУ № 119 к нарушению интеллекта имеют «дополнительные» нарушения зрения, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы. Рождение ребёнка с недостатками в развитии оказывает деформирующее воздействие на семью. Поэтому семья, где воспитывается малыш с патологией, требует особой заботы и внимания. Согласно исследованиям семейной системы с нетипичным ребёнком (Д.В. Зайцев), к общепринятым функциям семьи (воспитательно – образовательной, аффективной, социализирующей, самоидентификации, рекреационной, экономической) добавляются специфические функции: абилитационно – реабилитационная, коррегирующая, компенсирующая. Однако в условиях дошкольного учреждения компенсирующего вида без ведущей роли педагогов данные «специфичные» функции семьи не выполняются в силу различных причин:

- неприятие «особого» ребенка со стороны одного (либо обоих) родителей,

- непонимание особенностей развития, воспитания ребенка с особыми образовательными потребностями, что не позволяет выстраивать конструктивные взаимоотношения взрослых и детей (проявления гиперопеки или, наоборот, отвержение),

- незнание и неумение применять на практике методы и приемы коррекционно-развивающей работы для проведения коррекции и компенсации нарушенных функций.

                Все это вызывает затруднения как в организации и проведении коррекционно-развивающей работы с детьми, так и трудности в организации работы с родителями. Данная ситуация обозначила необходимость включения новых форм эффективного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения компенсирующего вида, в частности, возникла идея создания клуба по интересам.

Для оказания квалифицированной помощи родителям по реализации функций в семье с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья, повышения ответственности родителей за воспитание, развитие детей, а также с целью объединения усилий родителей и педагогов по реализации десяти образовательных областей основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, был создан семейный клуб «Семейная академия», его девизом стали слова «Давайте вместе». Работа клуба обеспечивает взаимодействие дошкольного учреждения и всех членов семьи по воспитанию здоровых и счастливых детей, что отмечено в законе Российской Федерации «Об образовании», Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении, федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации.

                Для достижения данной цели были сформулированы следующие задачи:      

  1. Привлечь всех членов семьи к активному участию в жизни детского сада через различные формы работы.
  2. Обеспечить преемственность и единство коррекционных методов и приемов воспитания в семье и детском саду в ходе реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
  3. Создать благоприятные условия для воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья за счет обогащения предметно-развивающей среды по 10 образовательным областям в дошкольном учреждении и в семье.
  4. Распространить передовой опыт семейного воспитания.

        Реализация проекта проходит в несколько этапов.

        В ходе ценностно-ориентировочного этапа были определены проблемы, цели, задачи с помощью анкетирования родителей и бесед с ними. В ходе изучения семей обозначились следующие трудности в семейном воспитании: некомпетентность родителей в области развития, воспитания ребенка с особыми образовательными потребностями и связанные с этим нарушения взаимоотношений детей с ограниченными возможностями здоровья; отсутствие благоприятного психологического климата и взаимопонимания между родителями и детьми. Анализ результатов дал представление об особенностях семей воспитанников, уровне педагогических знаний родителей, о том, что им интересно, в каких беседах и консультациях нуждаются. Определился круг участников клуба: дети с ограниченными возможностями здоровья старшей группы, все члены семей воспитанников, воспитатели, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

        На этапе планирования и принятия решений (конструктивный этап)  были выбраны в качестве форм работы в рамках деятельности клуба: беседы, круглые столы, мастер – классы, практикумы, театрализованные представления, обмен опытом, просмотр видеозаписей, участие в совместных досуговых мероприятиях, организация и проведение экскурсий, организация выставок, конкурсов, организация трудового десанта. Разработан план работы семейного клуба на три года, с учетом периода посещения детьми дошкольного учреждения.

План работы на 2010-2011 учебный год.

№ п/п

Наименование мероприятий

Формы работы

Сроки

Участники

1.

«Скоро в школу мы пойдем»

Экскурсия

Сентябрь

 Воспитатели, родители, дети

2.

 «Моя семья» (история семей в картинках и фотографиях)

Выставка

Октябрь

 Воспитатели, родители, дети

3.

«Оформление сенсомоторного уголка»

Смотр-конкурс

Ноябрь

 Воспитатели, родители

4.

«Путешествие

в Новогоднюю сказку»

Участие родителей  в новогоднем  утреннике (исполнение ролей Деда Мороза, Снегурочки)

Декабрь

 Воспитатели, музыкальный руководитель, родители, дети

5.

«Все работы хороши -

выбирай на вкус»

Практикум (изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре)

Январь

Воспитатели, родители

6.

 «Мой папа – защитник Отечества»

Выставка рисунков и фотографий

Февраль

Родители – мамы, воспитатели

7.

«Первые подснежники»

Участие родителей в утреннике

(исполнение роли Феи)

Март

Воспитатели, музыкальный руководитель,  родители, дети

8.

 «Чукоша»

Конкурс чтецов

Апрель

Воспитатели, родители, дети

9.

«Этот волшебный квадрат» Учите детей мастерить

Семинар - практикум

Май

Воспитатели, родители

План работы на 2011-2012 учебный год.

№ п/п

Наименование мероприятий

Формы работы

Сроки

Участники

1.

«Мы едем, едем, едем...»

Трудовой десант

(постройка деревянной машины)

Сентябрь

Воспитатели, родители

2.

 «Букеты  из осенних листьев»:

учимся делать цветы

Практикум - мастерская

Октябрь

 Воспитатели, родители, дети

3.

 «Зимние забавы»

Смотр-конкурс зимних участков

Ноябрь- Декабрь

Воспитатели, родители, дети

4.

 «Мастерская деда Мороза»

Выставка

Январь

Воспитатели, родители, дети

5.

 «Мамочка милая»

(папы рисуют портреты мам)

Выставка

Февраль

Родители – папы, воспитатели, дети

6.

Выход в кукольный театр

Экскурсия

Март

Родители, воспитатели, дети

7.

Областной конкурс

«Солнечный лучик»

Выступление

детей и родителей

Апрель

Родители, воспитатели

8.

 «Соломенный бычок»

Трудовой десант

Май

Воспитатели, родители

План работы на 2012-2013 учебный год.

№ п/п

Наименование мероприятий

Формы работы

Сроки

Участники

1

 «Безопасность детей дома»

Беседа

Выставка поделок

Сентябрь

 Воспитатели, родители, дети

2.

«Знакомство  со светофором

и дорожными знаками»

Экскурсия к Октябрьскому проспекту

Октябрь

 Воспитатели, родители, дети

3.

«Пожарные машины»

Экскурсия в пожарную часть

Ноябрь

 Воспитатели, родители

4.

«Выручаем Деда Мороза»


Участие родителей утреннике (роли Бабы Яги, Деда Мороза).

Декабрь

 Воспитатели, музыкальный руководитель родители, дети

5.

 «Новогодние снежинки»

Мастер-класс

Декабрь

Родители, дети

6.

 «Фабрика игрушек «Весна»

Экскурсия

Январь

Воспитатели, родители, дети

7.

 Сказка «Маша и медведь»

для детей 4-6 лет.

Театрализованное представление родителями

Январь

 Воспитатели, музыкальный руководитель родители, дети

8.

 «Папа, мама, я – спортивная семья» (олимпиада).

Спортивный праздник


Февраль

 Воспитатели, инструктор по физической культуре, родители, дети

9.

«Бусы для мамы»

Мастер-класс (изготовление подарков к 8 марта)

Март

Родители-папы, дети

10.

 «Нестандартное спортивное оборудование»

Конкурс-выставка

Апрель

Родители, дети

11.

 Мультимедийная презентация результатов проекта семейного клуба «Давайте вместе»

Круглый стол

Май

Воспитатели, родители

        Работа над проектом показала, как в ходе совместных мероприятий родители включаются в деятельность, преодолевают трудности в общении, учатся видеть своего ребенка по-новому и переживают его пусть небольшие, но продвижения вместе. Ребенок видит своего родителя в необычной роли или ситуации и испытывает настоящую гордость. Родителям такие мероприятия (конкурс «Папа, мама, я - спортивная семья», участие в новогоднем утреннике, театрализованном представлении по сказке «Маша и медведь»), позволяют войти в мир детства, увидеть запросы ребенка, его интересы, и на мгновение самому стать ребенком. Важно научить родителей понимать и чувствовать особенности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, принимать и любить его таким, какой он есть, воспитывать собственным положительным примером.

            Оценочно-рефлексивный этап реализации проекта позволил сделать положительные выводы о работе семейного клуба и определить перспективу: создание системы наблюдения за развитием детей со сложными нарушениями дома и в детском саду, разработка современных проектов по подготовке детей со сложными нарушениями к дальнейшему обучению в школе.

        На локальном уровне критерии оценки эффективности работы с родителями включают в себя:

  1. Формирование атмосферы творческого сотрудничества детей и родителей в ходе реализации образовательной программы (1 место в смотре-конкурсе «Оформление сенсомоторного уголка» детского сада, 3 место в смотре-конкурсе зимних участков «Зимние забавы» и благодарность администрации детского сада, дипломы участников городского детского творческого конкурса «Как бы жили мы без книг?», дипломы лауреатов Второго и Третьего открытого  фестиваля-конкурса «Солнечный лучик», свидетельства участников областной выставки «Дети рисуют воздушные шары», дипломы областного музыкально-театрального фестиваля  «Музыка наших сердец» и др.).
  2. Удовлетворённость родителей качеством и количеством форм взаимодействия с детским садом (анкетирование).
  3. Рост родительской компетентности, обогащение родительской копилки форм взаимодействия с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья.
  4. Коррекция семейных отношений, создание положительных условий для воспитания ребёнка в подавляющем большинстве семей (изучение внутрисемейных отношений и стиля воспитания по Л.И.Аксеновой).

                                                   

Дифференциация семей по типу внутрисемейных отношений и стилю воспитания

(по Л.И.Аксеновой)

2011-2012 учебный год

2012-2013 учебный год

В ходе проведенной работы изменилось отношение к дефекту ребёнка; родители стали более спокойны и участвуют в реализации индивидуальных программ помощи собственному ребёнку; значительно улучшились показатели взаимоотношений по типу гиперопеки, отвержения, симбиоза; изменился стиль воспитания в положительную сторону. Значительное количество семей (75%) адекватно оценивают и воспринимают ребенка с проблемами в развитии, родители настроены на сотрудничество с педагогами. Количество родителей, прислушивающихся к мнению педагогов детского сада, требующих от ребенка выполнения заданий, но имеющих установку на авторитарную позицию без учета индивидуальных особенностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья снизилось до 13%. Для 10% семей проблема ребенка не осознается вследствие проявления сверхзаботы о ребенке.

Результативность  работы за 3 года

Стиль воспитания.

2010-2011 учебный год

2011-2012 учебный год

2012-2013 учебный год


        Как показала практика, вся система работы с родителями в рамках клуба  оказалась эффективной. У родителей повысился интерес к вопросам воспитания, обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья. У большинства членов семьи четко стали появляться единые требования по отношению к ребенку с ограниченными возможностями здоровья. Созданы благоприятные условия для воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья. На участке появились новые постройки для решения задач по социализации, развитию физической культуры (машина, козлик), обогащено нестандартное физкультурное оборудование, приобретена новая удобная детская  многофункциональная мебель для сюжетно-ролевых игр, художественного творчества.

        Отмечена включенность в коррекционно-развивающую работу по реализации  основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и активность не только родителей (законных представителей), но и всех членов семей (бабушки, дедушки, братья и сестры являются участниками различных мероприятий). Каждое совместное мероприятие способствовало не только реализации образовательной области, но социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

        Таким образом, работа клуба оказала влияние на развитие специфических функций семьи (абилитационно – реабилитационной, коррегирующей, компенсирующей) и способствовала успешной реализации всех образовательных областей образовательной программы детского сада.

Список литературы.

  1. 1. Федеральный закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 (с изменениями и дополнениями).

2. «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2011г. N 2562) «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении».

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

4. Стребелева Е.А., Закрепина А.В. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии // Дефектология.- 2005. - №1. - с. 3.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система методической работы с педагогами по вопросам развития речи детей в дошкольном учреждении компенсирующего вида

Представленный материал содержит описание основных направлений , форм методической работы с педагогами ДОУ по вопросам развития речи детей дошкольного возраста. Приведены примеры возможных задач годов...

Организация Семейного клуба для родителей детей компенсирующей группы в условиях детского сада

В статье предоставлен опыт работы по организации семейного клуба для родителей, у которых дети посещают группу компенсирующей направленности детского сада....

Реализация здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении компенсирующего вида.

В статье обозначена актуальность проблемы реализации  здоровьесберегающих технологий в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида на современном этапе развития российского образо...

Формирование навыков самообслуживания, как один из аспектов оздоровительной работы в дошкольном учреждении компенсирующего вида.

Статья содержит практические рекомендации для  повышения эффективности процесса формирования навыков самообслуживания....

Опыт работы по интегрированному обучению и воспитанию детей с нарушениями слуха в дошкольном учреждении компенсирующего вида

внедение в практику деятельности дошкольного образовательного учреждения всех видов  интеграции, при которой все воспитанники группы, вне зависимости от уровня психофизического и речевого развити...

Организация развивающей предметно – пространственной среды в о дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида

В презнтации раскрыта суть организации развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ, обеспечивающей реализацию принципа свободы выбора деятельности детей....