Формирование навыков самообслуживания, как один из аспектов оздоровительной работы в дошкольном учреждении компенсирующего вида.
статья (средняя группа) на тему

Левина Ирина Владимировна

Статья содержит практические рекомендации для  повышения эффективности процесса формирования навыков самообслуживания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon levina_1_doc.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Авторы:   Левина  Ирина Владимировна   –     воспитатель    

МДОУ  дет.сад № 209 г. Ярославль

Формирование навыков самообслуживания,  как один из аспектов оздоровительной  работы в дошкольном учреждении компенсирующего вида.

                                         

    В современном мире здоровье является базовой потребностью человека. Поэтому для педагогов дошкольного образования приоритетной становится  задача  оздоровления  детей. В образовательном учреждении компенсирующего вида  оздоровительная  работа  включает два аспекта:

  1. создание условий для укрепления и сохранения здоровья воспитанников и формирования культурно – гигиенических навыков;
  2. формирование мотивации быть здоровым, вести здоровый образ жизни и сформировать  элементарных представлений о значении здоровья в жизни человека.

          Анализ образовательных  программ  позволил сделать вывод, что одной из основных задач обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями  является достижение наиболее высокой степени самостоятельности. Первым шагом в работе по решению этой задачи становится формирование навыков самообслуживания.

          Вся педагогическая работа, направленная на формирование  навыков самообслуживания  у детей с умеренной степенью нарушения интеллекта,  строится с учетом  индивидуальных особенностей и возможностей детей. А значит, педагоги должны выработать у каждого ребенка автоматизированные  подконтрольные действия,  которые будут направлены на соблюдение гигиенических  правил,  на заботу о чистоте тела, о порядке в одежде, готовность сделать для этого все необходимое и желательно без требований извне, а из внутренней потребности.

         Необходимо отметить, что особого внимания заслуживает деятельность педагогов по данному направлению в процессе работы с детьми, имеющими умеренную степень интеллектуальной недостаточности.

        Воспитание ребенка с умеренной степенью интеллектуальной недостаточности начинается в «бытовой» деятельности: в сменяющихся процессах умывания, приема пищи, одевания, раздевания.

        При формировании навыков самообслуживания необходимо использовать не только естественные бытовые ситуации, но и  специально организованную среду, которая позволит  успешно формировать  навыки самообслуживания.

        Участие ребенка в процессе обучения должно сопровождаться положительными эмоциями, игровыми действиями, стимулирующими интерес  к обучению.        

   Например, такими приемами могут быть:

          - хоровод «Вот какие малыши», который заканчивается коллективным обниманием;

          - коллективное одобрение получившегося результата каждого ребенка со словами «Ура,  Егор – молодец!» и хлопаньем в ладоши.

          Процесс  обучения  должен сопровождаться  дидактическими играми  целью которых является формирование представлений о частях тела, о половой идентификации ребенка, о функциях анализаторов.

        Дидактическая  игра: «Я – ребенок». Цель: формирование представлений о частях тела, половой идентификации. Условия  игры предполагают рассматривание частей тела у куклы, соотнесение  с собственными,  а затем  на плоскостном наглядном материале.

       Дидактическая игра:  «Что для чего?» (части тела). Цель: формирование представлений  об анализаторах. Условия игры предполагают выбор необходимых объектов окружающего мира и соотнесение с органом чувств.

        Дидактическая игра:«Что для чего?» (предметы личной гигиены). Цель: формирование представлений и знаний о предметах личной гигиены, посуды, постельные принадлежности,  их назначении и использовании.

       Дидактические игры,  направленные на формирование знаний о сервировке  стола к чаепитию, обеду, а также правил поведения за столом.

«Накроем стол к обеду», «Угости зайчика морковкой», «Утро в сказке Три медведя».

      Дидактические игры, целью которых является формирование представлений об элементах одежды, последовательности одевания и раздевания.: «Оденем куклу Катю на прогулку», «Наряди Машу», «Оденем кукол к празднику» и другие.

     Дидактическая игра «Будь здоров». Цель игры – формировать правильное отношение к здоровью. Условия игры предполагают формирование знаний о поведении направленном на охрану здоровья: зрения, слуха, уход за зубами.

     Необходимо отметить, что вся работа по формированию навыков самообслуживания  строится  в три этапа:

  1. обучающие действия с объемными предметами;
  2. закрепление и развитие знаний на плоскостном наглядно – печатном материале;
  3. закрепление полученных знаний, умений и навыков в отобразительных, ролевых играх, в самостоятельной деятельности детей.

       Нельзя также забывать и о таком, важном компоненте педагогической деятельности, как работа с родителями. Для  закрепления полученных в детском саду знаний, умений и навыков в домашних условиях педагоги нашей группы подготовили: информационные листовки: «Как правильно мыть руки», «Как не надо кормить ребенка»;   «Памятка для родителей»; буклет  «Я – ребенок».

      Вся вышеперечисленная деятельность по формированию навыков самообслуживания позволяет  повысить уровень самостоятельности детей  и заложить основу для формирования мотивации быть здоровым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы к оздоровительной работе в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида.

В ГБДОУ №13 базовой является программа " От рождения до школы". Программа нацеливает на последовательное обучение детей двигательным умениям и навыкам, воспитание физических качеств (ловк...

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА

Состояние здоровья ребенка относится к ведущим факторам, в значительной мере определяющим его способность успешно справляться со всеми требованиями, предъявляемые к нему усло­виями жизни и воспи...

Организация семейного клуба в дошкольном учреждении компенсирующего вида

В статье представлен опыт клубной работы с родителями дошкольников с ограниченными возможностями здоровья....

Система методической работы с педагогами по вопросам развития речи детей в дошкольном учреждении компенсирующего вида

Представленный материал содержит описание основных направлений , форм методической работы с педагогами ДОУ по вопросам развития речи детей дошкольного возраста. Приведены примеры возможных задач годов...

Реализация здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении компенсирующего вида.

В статье обозначена актуальность проблемы реализации  здоровьесберегающих технологий в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида на современном этапе развития российского образо...

Опыт работы по интегрированному обучению и воспитанию детей с нарушениями слуха в дошкольном учреждении компенсирующего вида

внедение в практику деятельности дошкольного образовательного учреждения всех видов  интеграции, при которой все воспитанники группы, вне зависимости от уровня психофизического и речевого развити...

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ В ИНКЛЮЗИВНОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Статья посвящена исследованию формирования навыков взаимодействия детей друг с другом в инклюзивном дошкольном учреждении. Автором обозначена актуальность и практическая значимость выбранной темы. Рас...