Новые подходы к оздоровительной работе в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида.
статья по физкультуре по теме

Кузьмичева Надежда Александровна

   В ГБДОУ №13 базовой является программа " От рождения до школы". Программа нацеливает на последовательное обучение детей двигательным умениям и навыкам, воспитание физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости), развитие координации движений, пространственной ориентировки, равновесия, формирование способности оценивать качество выполнение движений, правил подвижной игры.

   Однако наблюдения показали, что эта программа не совсем подходит детям с речевыми нарушениями.

   В детском саду 8 речевых групп : 6 групп с диагнозом "ОНР" и 2 группы детей с диагнозом "заикание".У детей наблюдается задержка моторного развития, проявляется скованность в различных группах мышц, нарушено чувство ритма, темпа. Плохо развита ориентировка в пространстве, нарушена координация движений. У детей с аномалиями речевого развития на почве органических нарушений центральной нервной системы наблюдаются серьезные двигательные расстройства: гиперкинезы, парезы, нередко нарушен обмен веществ, отмечается физическая ослабленность.

   Группы заикания живут в определенном режиме. Учебный год подразделяется на 6 режимных моментов:режим молчания, режим шепотной речи, режим сопряженной , отраженной, вопросно-ответной и самостоятельной речи.

   Чтобы помочь таким детям необходим комплекс мероприятий направленных на укрепление нервной системы, коррегирование мелкой, общей и речевой моторики. В детском саду созданы все условия для успешного осуществления физического воспитания. Для создания оптимального двигательного режима мы пришли к следующей системе:Еженедельно в группах проводятся:

        - утренняя гимнастика

        - занятия по физической культуре

        - занимательная физкультура

       - индивидуальная работа

       - дыхательная гимнастика

      -  бодрящяя гимнастика

     -  физкультминутки

     -  контроль врача-невропотолога

 

   Это позволяет создать оптимальный двигательный режим. С первого дня пребывания в детском саду дети тщательно обследуются логопедом, воспитателем, психологом, невропотологом,музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре и другими педагогами.

   Физическое развитие каждого ребенка обследуется по следующим параметрам: основные движения, физические качества, психофизические качества. При этом выявляются физически ослабленные дети, с повышенной возбудимостью, отмечаются сопутствующие заболевания.На основании этих данных составляется план работы на квартал и деление групп на подгруппы.

   Утренняя гимнастика в детском саду проводится ежедневно, она должна создавать у детей хорошее настроение. Поэтому вместо стандартной гимнастики у нас введена ритмопластика под музыку, что для речевых детей просто необходимо. Учитывая специфику детского сада, физкультурные занятия в речевых группах проводятся в зале и на свежем воздухе. Группы делятся на 2 подгруппы с учетом физической подготовленности детей.

   Дети с диагнозом "заикание" работают по щадящему режиму. Учитываются все речевые режимные моменты, и работа начинается с режима шепотной речи. Занятия строятся так, чтобы основная часть выполнялась лежа на полу: упражнения на гибкость, мышцы спины, брюшного пресса, плечевого пояса , используя игры малой подвижности и упражнения на релаксацию.Этот режим длится в течении октября и ноября, когда уделяется повышенное внимание индивидуально каждому ребенку.

В дальнейшем, с переходом на режим сопряженной речи, содержание работы меняется. Чисто игровые занятия сменяют занятия спортивного характера, с частичным включением игры.

   Недостатки речи детей тесно связаны с нарушением общей моторики, в частности с нарушением работы мелких мышц пальцев рук. Нарушению мелкой маторики сопутствует нарушение координации движений. Для преодоления всех этих нарушений на занятиях используются основные движения, но особенно много времени отводится работе с мячами.

   На занятиях создается особый эмоционально-психологический фон, обьяснение идет плавно, нараспев, спокойно. Детям дается почувствовать, что они ловкие, сильные, красивые.

   В нашем детском саду дети любят играть в различные игры. Педагоги сами придумывают новые подвижные игры, игры под музыкальное сопровождение,ориентируясь на диагноз детей. Также проводится индивидуальная работа с детьми. Не все могут усваивать материал , по тем или иным причинам. С такими детьми проводится индивидуальные занятия. Работа проводится в тесном контакте с воспитателями, логопедами, родителями.

   Работа на протяжении ряда лет дала свои результаты: в подавляющем большинстве  , дети нормально развиты физически, уровень их владения основными движениями соответствует возрастным нормативам, дети овладевают спортивной терминологией, необходимой для школы. Снизилась заболеваемость ОРЗ.

   В заключении хочется подчеркнуть, что вся работа , которую проводит коллектив детского сада, направлена на решение задач физического воспитания, формирование интереса к физической культуре.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА

Состояние здоровья ребенка относится к ведущим факторам, в значительной мере определяющим его способность успешно справляться со всеми требованиями, предъявляемые к нему усло­виями жизни и воспи...

Особенности сотрудничества учителя-логопеда и родителей, имеющих детей с общим недоразвитием речи в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.

В статье рассказывается о трех этапах процесса сотрудничества логопеда и семьи в коррекционном обучении детей с ОНР. Ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в образов...

«Использование информационно-коммуникативных технологий в сочетании с технологиями здоровьесбережения в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида».

      В статье обозначена актуальность использования информационно-коммуникативных технологий в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида на современном этапе р...

Комплексная программа с использованием инновационных технологий в ходе интегрирования педагогических областей на занятиях по физической культуре, плаванию для детей 6-7 лет в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида

Этот возраст является важнейшим в развитии человека, так как он наполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Дошкольное детство играет решающую роль в становлен...

Рабочая программа педагога-психолога Государственного бюджетного муниципального дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида детский сад №44 Колпинского района Санкт-Петербурга Коваль Аллы Владимировны

Пояснительная запискаОдной из приоритетных задач современного дошкольного образования является охрана и укрепление психического здоровья детей.Работа педагога-психолога в ДОУ в первую очередь до...

Выступление-презентация учителя-логопеда «Построение образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида»

В работе представлен комплексный подход к организации  образовательно-воспитательного процесса в дошкольном  образовательном учреждении компенсирующего вида....