Круглый стол для педагогов «Современные подходы к организации работы с одаренными детьми в дошкольном образовательном учреждении»
учебно-методический материал

Для уточнения своих знаний педагогам предлагается использовать методические пособия, соответствующую литературу, рекомендованную старшим воспитателем и педагогом-психологом по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol.docx28.2 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол для педагогов

«Современные подходы к организации работы с одаренными детьми в дошкольном образовательном учреждении»

Цель: осмысление участниками принципов работы с одарёнными детьми, выявление  педагогических основ и эффективных методов развития одаренных детей, грамотное построение выбора форм и методов в воспитании личности активной, творческой, любознательной.

Организация:

   Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это прежде всего связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Не случайно в основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который, среди множества планируемых результатов, предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества;

 -построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования;

 -создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка.

      Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей — это особо важная задача обучения одаренных детей.

       Сегодня мы обсудим эту тему и попробуем дать ответы на следующие  вопросы:

1.Что такое одаренность

2.Виды одаренности.

3.Методы выявления одаренных детей.

4.Условия успешной работы по развитию детской одаренности.

        Прошу вас выполнить следующее упражнение, мысленно ответьте на ряд вопросов:

1.Вы считаете, что талантам помогать не надо – если талант есть, то он и сам пробьется.

2.Если ребенок показывает свои способности, то это останется для него свойственным на всю оставшуюся жизнь.

3.Если ребенок неуспевающий, может ли идти речь о наличии у него какой-

то одаренности?

4.Если ребенок явно способен, то ему нужно давать больше учебного материала и потруднее, и проблема его обучения будет решена.

      А теперь перед вами лежит шкала, крайние значения которой - эти две точки зрения.

Одаренность встречается крайне редко ._____________________________. Одаренными являются все дети

Отметьте пожалуйста на шкале, где находится ваша точка зрения.

Наиболее популярной современной концепцией одаренности является теория известного американского специалиста в области обучения одаренных детей Джозефа Рензулли. Он считает, что поведение одаренного человека отражает взаимодействие между 3 основными группами качеств:

  • общие или специальные способности выше среднего,
  • высокий уровень включенности в задачу,
  • высокий уровень креативности.

      Принципиально важно то, что Д. Рензулли предлагает считать одаренным не только того, кто по всем трем основным параметрам превосходит сверстников, но и того, кто демонстрирует высокий уровень хотя бы по одному из них. Таким образом, контингент одаренных существенно расширяется, по сравнению с тем небольшим процентом детей, которых обычно выявляют при помощи тестов интеллекта, креативности или по тестам достижений.

Итак, что такое одаренность?

    Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

     Педагоги, работающие с одаренными детьми, должны быть достаточно осведомлены и вооружены педагогическими знаниями в этой области. Я предлагаю вам, работая в группах, разгадать кроссворд, в котором представлены качества личности, виды детской деятельности, определения.

Кроссворд.

  1.  Процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, как один из методов работы с одарёнными детьми (проектирование от лат. projectus, буквально — брошенный вперёд).
  2. Неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа,

человека, в качестве особенного, характеризующего данную единичность в её качественных отличиях. (Индивидуальность - от лат. individuum—неделимое).

  1. Составляемый исследователями, аналитиками опросный лист со списком вопросов, ответы на которые позволяют провести экономическое, социологическое обследование, изучить общественное мнение; 2) опросный лист. (АНКЕТА от франц. Enquete).
  2.  Ведущий вид деятельности дошкольника, заключающийся в психологической вовлеченности в некий процесс. (Игра).
  3. Способность мышления, рационального познания, в отличие от таких, например, душевных способностей, как чувство, воля, интуиция… (Интеллект - от лат. intellectus — познание, понимание, рассудок).
  4. Способность удивлять, порой даже шокировать (синоним - оригинальность, самобытность). (Неординарность)
  5. Наивысшие достижения в какой-либо деятельности. (Успех)
  6. Высокий уровень развития способностей, проявляющихся в творческих достижениях и в различных областях культуры. Определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта. (Талант).
  7.  Стремление к приобретению всё новых знаний. Живой интерес ко всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления.
  8.  Творческие способности, характеризующие готовность к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления (Креативность)
  9.  Процесс перехода из одного состояния в другое или степень сознательности, просвещенности, культурности (Развитие)

Виды одаренности

   Согласно методике экспертных оценок по определению одаренных детей А.А.Лосева существует 10 сфер, в которых ребенок может проявлять свои таланты. Давайте вместе вспомним их.

1 Интеллектуальная сфера

2. Сфера академических достижений

3 Творчество

4 Литературные сферы

5 Артистическая сфера

6 Музыкальная сфера

7.Техническая сфера

8.Двигательная сфера

9 Сфера художественных достижений

10 Общение и лидерство

   В нашем ДОУ была разработана программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ, в неё вошли методы, формы, приёмы работы. А также педагогический инструментарий, методики работы с одарёнными детьми. В условиях детского сада работа с одаренными детьми осуществляется на основе принципов дифференциации и индивидуализации: по индивидуальным образовательным маршрутам, организации работы секций, кружков. При условии, что каждый педагог пройдёт курсы повышения квалификации по дополнительному образованию.

   Существует такой распространенный стереотип, что учить одаренных детей - одно сплошное удовольствие, и общение с ними легко и приятно. Да, работать с такими детьми значительно интереснее, что же до легкости и приятности - это вопрос спорный. Вам предложен список личностных качеств, которые мы встречаем у своих воспитанников. Отметьте знаком «+» те качества, которые вам нравятся в детях, а знаком «-» то, что не нравится:

  • Дисциплинированный.
  • Неровно успевающий.
  • Организованный.
  • Выбивающийся из общего темпа.
  • Эрудированный.
  • Странный в поведении, непонятный.
  • Умеющий поддержать общее дело (коллективист).
  • Выскакивающий во время занятия с нелепыми замечаниями.
  • Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
  • Занятый своими делами (индивидуалист).
  • Быстро, на лету схватывающий.
  • Не умеющий общаться, конфликтный.
  • Общающийся легко, приятный в общении.
  • Иногда тугодум, не может понять очевидного.
  • Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
  • Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству.

Надеюсь, для многих из вас коллеги не будет потрясением то, что именные «четные» качества чаще всего характеризуют одаренных детей, одаренных особым образом - творчески.

   Одаренные дети очень разные: очень живые, даже иногда просто нахальные, и тихони, еле слышно произносящие ответ невероятно сложной задачи. Очень обаятельные, очаровательные и неловкие, стеснительные, оттаивающие лишь к концу встречи с незнакомым человеком (и то, если этот человек им понравился).

  Поэтому одаренность, особенно творческая одаренность - большое счастье и большое испытание и для обладателей этого Дара, и для педагогов и родителей.

Готовы ли вы работать с одарёнными детьми?

      Немало важно,  у педагога должно быть такое качество, как  гибкость в поведении, мышлении, эмоциональном реагировании. Развитию таких качеств способствуют игры, рассчитанные на повышение креативности, основанные на следующих принципах: научить человеческий мозг, во-первых, задавать необычные вопросы, во-вторых, искать неожиданные ответы и экспериментировать с образами и идеями.

Игра  «Сумасшедший архитектор».

Задание: необходимо нарисовать дом. Для этого вам понадобится, прежде всего, произвольно выбрать любых 10 слов  (можно из словаря, можно наугад назвать).

Задача такая: вы архитектор, к вам обратился заказчик, который готов заплатить большие деньги за эскиз своего жилья. Его условие: в эскизе должны быть представлены… (далее следует 10 выбранных слов). Например: «Кастрюля» - отлично, дом будет иметь форму кастрюли. «Ворона»… пусть крыльцо будет черным, как ворона. «Кресс – салат»? Отведем комнату под зимний сад и посадим там полезное растение. Рисуя, пусть схематично, старайтесь одновременно представлять, как это могло бы быть в действительности.

     Вернемся к шкале и узнаем, изменилось ли ваше мнение к концу круглого стола.

Отметьте,  пожалуйста на шкале, где сейчас находится ваша точка зрения.

     В заключение хотелось бы услышать ваши впечатления об увиденном и услышанном, я прошу вас оставить ваш отзыв в виде пятистишья "Синквейн", алгоритм написания которого представлен в таблице

1-я

Кто? Что? – существительное, выражающее главную тему

2-я

Какой? – 2 прилагательных, выражающих главную тему

3-я

Что делает? - 3 глагола, описывающие действия в рамках темы

4-я

Фраза – несущая определенный смысл

5-я

Заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Актуальность изучения проблемы одаренности, прежде всего, обусловлена своей сложностью и загадочностью, а также потребностью современного общества в неординарной творческой личности. Неопределенность ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Актуальность изучения проблемы одаренности, прежде всего, обусловлена своей сложностью и загадочностью, а также потребностью современного общества в неординарной творческой личности. Неопределенность ...

Новые подходы к организации методической работы с педагогическими кадрами в дошкольном образовательном учреждении

Использование нетрадиционных форм взаимодействия с педагогами способствует повышению уровня их мастерства. Таким образом данные формы занимают приоритетное направление деятельности методической работы...

Организация системы выявления и работы с одаренными детьми в дошкольных образовательных учреждениях

Статья для специалистов ДОУ и родителей о работе с одаренными детьми....

Организация работы с одаренными детьми в дошкольной образовательной организации

Одаренность - понимают как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах де...