ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В СОВРЕМЕННОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
статья на тему

В данной статье обобщен опыт моей работы с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samooanaliz_po_rabote_s_roditelyami.doc881 КБ

Предварительный просмотр:

Кабакова Алла Ивановна

воспитатель первой

квалификационной категории

МБДОУ детский сад № 9

«Ромашка»

 

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В СОВРЕМЕННОМ

ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Общеизвестно, что детство – это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека.

За многовековую историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Сегодня уже не ведется спор о том, какое из них важнее.

Современная наука единодушна в том, что без ущерба для развития личности невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным общественным воспитанием.

В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни – родители. Благодаря их заботе, любви, эмоциональной близости и поддержке ребенок растет и развивается, у него возникает чувство доверия к миру и окружающим его людям.

На определенном этапе жизненного пути, ребенок поступает в детский сад. Теперь его окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал и которые составляют иную общность, чем его семья. Если родители и воспитатели объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь, если детский сад будет способствовать его развитию, умению общаться со сверстниками, поможет подготовиться к школе, тогда можно с уверенностью сказать, что произошедшее изменение в жизни ребенка – ему на благо.

В дошкольном учреждении малыш получает всестороннее образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность.

Основной же особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат семьи, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, определяющее его чувство самооценки. Другая важная роль семейного воспитания – влияние на ценностные ориентации и мировоззрение ребенка в целом. Одной из важнейших характеристик семьи является связь ее членов с окружающим миром.

В основе новой философии взаимодействия семьи и детского сада лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

Итак, активный курс на создание единого пространства развития ребенка должны поддерживать как детский сад, так и семья.

Участие родителей в жизни малыша поможет им:

- преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка;

- относиться к ребенку как к равному;

- понять, что недопустимо сравнивать его с другими детьми: если он что-то сделал сегодня лучше, чем вчера, нужно радоваться его личному росту;

- знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их;

- проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовыми к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей;

- установить хорошие доверительные отношения с ребенком.

Но очень часто между семьей и детским садом возникает недопонимание, не хватает терпения, такта, чтобы понять друг друга. Как трудно порой бывает объяснить родителям, что ребенка надо научить думать, размышлять, общаться, а не только красиво «модно» одеть и накормить.

Передо мной встали вопросы:

- Как же вовлечь родителей в совместную работу по воспитанию ребенка?

- Как сделать родителей участниками воспитательно-образовательного процесса?

Набрав группу малышей, я начала работу по вовлечению родителей в совместную работу.

Для этого провела анкетирование родителей «Сотрудничество детского сада и семьи». Проанализировав данные, я получила реальную картину семейного воспитания дошкольника и выработала тактику общения с каждым из родителей.

 Часть родителей группы – это «активисты», которым небезразличен их ребенок, которые принимают самое активное участие в жизни детского сада и группы. Я выделила для себя такие качественные показатели этих родителей, как ответственность, инициативность, заинтересованность в успешности своих детей.

Другая часть родителей (небольшая) – это люди пассивные, равнодушные, живущие по принципу «не трогайте меня».

Также, в ходе анкетирования я выявила интересы родителей по проблемам воспитания детей дошкольного возраста и определила цели в своей работе:

- Взаимопомощь в совместной работе по воспитанию дошкольников.

- Установление взаимного доверия во взаимоотношениях с родителями.

Для достижения этих целей я использую в работе с родителями разные формы и методы:

- родительские собрания;

- посещение семей на дому;

- беседы, консультации;

- выставки совместного творчества детей и их родителей;

- участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений;

- вовлечение родителей в создание развивающей среды в группе.

Свое первое собрание в группе «Будем знакомы» я провела в нетрадиционной форме. Создала в группе атмосферу уюта: подобрала музыку, изготовила пригласительные билеты, украсила группу шарами, выпустила стенгазету «Наши дети», накрыла столы для чаепития. Собрание начала с игры «Рады познакомиться», где родители рассказали немного о себе – это помогло снять напряжение, расслабиться. Далее был проведен тренинг «Хочу знать», во время которого родители получили ответы на волнующие их вопросы. В конце собрания я раздала памятки «Советуем прочитать…», «Советуем поиграть…».

 Хочется сказать, что обычно родители предпочитают получать небольшие по объему памятки и рекомендации. Поэтому я готовлю емкие  по содержанию памятки. Например: «Дети и правила дорожного движения», «Развивающие игры», «Роль прогулки в жизни ребенка», «Пожарные предупреждают…» и другие.

На каждом собрании я выражаю благодарность всем родителям, особенно тем, которые оказывают помощь.

Родители стали принимать активное участие во всех наших начинаниях: оформление группы, благоустройстве участка детского сада.

При подготовке детей к школе была проделана большая работа. Я провела интервью с детьми «Хочу ли я в школу», анализ рисунков «Я – будущий школьник». Организованы консультации для родителей «Семья на пороге школьной жизни», «Скоро в школу».

 Были подготовлены и розданы памятки «Режим дня будущих первоклассников», «Будущие первоклассники», «Безопасная дорога в школу». Проведены встречи с педагогами школы, психологами, медицинскими специалистами.

Я считаю, что педагогическая помощь родителям должна основываться на тщательном и всестороннем изучении каждой семьи, каждого ребенка. Работа с родителями будет иметь действенный характер, способствовать взаимопониманию, если будут реализованы следующие задачи:

- ознакомление с психологическим климатом семьи, условиями жизни семьи, особенностями поведения ребенка в семье;

- определение уровня педагогической культуры родителей;

- выявление трудностей, испытываемых родителями.

Методы изучения я использую разнообразные: посещение детей на дому, индивидуальные беседы с родителями, целенаправленные наблюдения за детьми в условиях детского сада и семьи.

При посещении на дому семьи ребенка я ставила перед собой следующие цели и темы бесед: «Условия для развития предметной деятельности ребенка», «Соблюдение режима дня ребенком», «Подбор игрушек», «Воспитание интереса к книге» и другие.

На основе бесед со всеми членами семьи, наблюдений я могу четко определить дальнейшие задачи по конкретному вопросу воспитания. Например, после посещения семьи Насти Г., целью которого была беседа о воспитании трудолюбия у ребенка, я предложила родителям, во-первых, поручить Насте (5 лет) полностью уход за несколькими комнатными растениями, во-вторых, поощрять разного рода помощь девочки в хозяйственных делах, следить за тем, чтобы она доводила начатое дело до конца. Я посоветовала отмечать любое трудовое усилие, развивать интерес к труду родителей, знакомых. Одновременно в детском саду я наметила конкретные изменения в индивидуальных воздействиях на Настю с учетом особенностей ее воспитания в семье.

Кроме посещений на дому, при изучении семьи использую индивидуальные беседы с родителями, повседневные и специально организованные. Все это способствует повышению эффективности педагогического просвещения родителей, повышению качества воспитания детей.

В результате повысилась инициативность, творчество, образовательный уровень родителей.

Осуществляя педагогическую пропаганду, я использую сочетание разных видов наглядности:

- папки-передвижки «Здоровый образ жизни», «Семья на пороге школьной жизни», «Мы – читающая семья» и другие;

- родительский уголок;

- фотовыставку «Наш день в саду»;

- информационные стенды;

- информационный материал о жизни группы на сайте детского сада.

Для того, чтобы работа родительских уголков была действенной, я использую рубрики «Это интересно», «Спрашивали – отвечаем», «Природа и дети» и другие. Это позволяет знакомить родителей с вопросами воспитания, показать воспитательно-образовательный процесс, доступно и убедительно давать родителям нужную педагогическую информацию.

Сочетание всех форм наглядной пропаганды способствует повышению педагогических знаний родителей, побуждает их пересматривать методы и приемы домашнего воспитания.

Развлечения и праздники в детском саду – это торжество, веселье, радостное настроение, которые разделяют и дети, и взрослые. Поэтому я стараюсь привлечь родителей к изготовлению костюмов, украшению зала, подготовке сюрпризных моментов для детей. И спустя многие годы, я уверена, в памяти и взрослых, и детей сохранятся добрые воспоминания о проведенных совместных праздниках.

В группе проводились праздники  «День рождения», «День смеха», спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья».

Родители принимали активное участие в  экскурсиях  в городскую детскую библиотеку, парк. Итогом экскурсий, эмоциональных впечатлений являются детские рисунки, поделки из природного и бросового материала, которые дети изготавливают совместно с родителями и затем оформляются выставки совместного творчества  «Руки папы, руки мамы и мои ручонки», «Природа и фантазия», «Осеннее настроение», «Зимушка хрустальная» и другие.

Проведение таких выставок воспитывает в детях трудолюбие, усидчивость, аккуратность, уважение к труду, укрепляет детско-родительские отношения.

Совместно с родителями в группе проведены акции «Вторая жизнь игрушки», «Подари книгу детям», которые прививали детям бережное отношение к книгам, игрушкам, учили детей делать подарки от всего сердца.

Я считаю, что каждый человек нуждается в оценке своего труда. Поэтому я всегда хвалю своих родителей при любом удобном случае и они платят мне взаимностью. Ведь сейчас очень трудно обойтись без поддержки родителей. И многое у нас в группе сделано руками пап и мам. При  помощи родителей в группе создана соответственно возрасту развивающая среда: книжный уголок, развивающий уголок, изготовлено и приобретено много дидактических, сюжетно-ролевых игр. Совместно с родителями мы стремимся создавать в группе тепло, уют, удобство.

Благодаря слаженной работе родительского комитета сообща решаем проблемы, обговариваем каждое мероприятие. Как итог – у нас отремонтированная, красивая группа, с  удобной мебелью.

Итак, можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями и, этот привело к повышению психолого-педагогической грамотности родителей, к заинтересованности родителей в совместной работе.

Сочетание семьи и детского сада создают условия для вхождения ребенка в большой мир. Взаимодействие детского сада и родителей – это очень большой труд, требующий системности, терпения, достижения поставленных целей. И я продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями.

                                      Литература

1. Воспитатели и родители: Из опыта работы/ Загик Л.В. и другие.- М.,    

     1989.

2. Детский сад и семья./ Под ред. Марковой Т.А.- М., 1986.

3. Дошкольное учреждение и семья – единое образовательное

    пространство детского развития: Методическое руководство для

    работников дошкольных образовательных учреждений / Доронова

   Т.Н. и другие.- М.,2001.

4. Родительские собрания: Подготовительная группа/ Авт.-сост.

    Чиркова С.В.- М., 2008.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями в специальном дошкольном образовательном учреждении

Взаимодействие с родителями по развитию речи в специальном дошкольном образовательном учрежденииВ помощь специалисту     В представленной работе рассматривается проблема взаимодейс...

« Сотрудничество с родителями в современном дошкольном образовательном учреждении»

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. ...

Организация коррекционной предметно – развивающей среды современного дошкольного образовательного учреждения.

Как известно, дошкольное детство – это начало всех начал и то, что ребенок приобретает в этом возрасте, во многом определяет его дальнейший жизненный путь....

Круглый стол для педагогов «Современные подходы к организации работы с одаренными детьми в дошкольном образовательном учреждении»

Для уточнения своих знаний педагогам предлагается использовать методические пособия, соответствующую литературу, рекомендованную старшим воспитателем и педагогом-психологом по данной теме....

Сообщение из опыта работы на тему: «Воспитатель современного дошкольного образовательного учреждения как профессионал и личность в экологическом воспитании детей»

Воспитатель дошкольного учреждения - одна из массовых современных педагогических профессий. Функции современного педагога - помогать воспитанникам приспособиться к меняющейся социокультурной ситуации ...

Публикация статьи "Особенности работы с родителями педагога - психолога дошкольного образовательного учреждения"

Стаья опубликована в сборнике "Детскиц сад как среда развития ребенка". Под ред. проф. Ю.С. Мануйлова. - Нижний Новгород: Центр научных иныестиций, 2018. - 366с.:ил....

Организация коррекционной предметно – развивающей среды современного дошкольного образовательного учреждения.

Организация коррекционной предметно – развивающей среды современного  дошкольного образовательного учреждения....