Главные вкладки

    Организация работы с одаренными детьми в дошкольной образовательной организации
    консультация

    Трухтанова Юлия Александровна

    Одаренность - понимают как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл odaryonnye_deti.docx23.2 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3

    «Организация работы с одаренными детьми в дошкольной образовательной организации»

    Подготовила:

    воспитатель МБДОУ детский сад № 3

    Трухтанова Юлия Александровна

     «Организация работы с одаренными детьми в дошкольной образовательной организации»

    Одаренность - понимают как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

    Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

    В каждом ДОО есть такие дети, достижения которых необходимо отмечать на начальном и этапе и развивать в дальнейшем. Каждый воспитатель знает особенности «своего» ребенка, видит его сильные и слабые стороны. Учитывая «одаренность» воспитанников педагоги разрабатывают программы для работы с одаренными детьми и успешно их реализуют.

    Многие авторы считают, что каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.

         Выявление способных детей и работа с ними являются актуальной задачей дошкольного образования, особенно учитывая то, что работа с одаренными детьми особо выделяется в разряд приоритетных направлений образовательной политики государства.

         Как правило, среди дошкольников одного возраста всегда выделяются дети, которые:

    - на занятиях все легко и быстро схватывают;

    - знают многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не догадываются;

    - быстро запоминают услышанное или прочитанное;

    - решают сложные задачи, требующие умственного усилия;

    -задают много вопросов, интересуются многим и часто спрашивают;

    -оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения;

    - очень восприимчивы, наблюдательны быстро реагируют на все новое, неожиданное.

    Это типичные черты одаренных детей и их уровень развития способностей уже достаточно высок. Необходимо расширить сферу деятельности такие детей, создать условия для дальнейшего эстетического и интеллектуального развития. Главными союзниками и помощниками здесь становятся родители, а направить их, помочь  увидеть одаренность своего ребенка должен педагог.

    Работа с одаренными детьми в детском саду должна осуществляться по следующим направлениям:

    - реализация задач авторской программы составленной специально для работы с одаренными детьми. Такая программа не имеет открытых рамок, при освоении тех или иных разделов.

    - Программой достигается большая мыслительная логическая деятельность, в ней предусмотрено много задач, которые поощряют стремление ребенка к оформлению своих мыслей, суждений и предложений, у детей развивается наблюдательность, исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей действительности.

    - Содержание занятий содержит индивидуальные задания повышенной сложности для одаренных детей.

    - Студийно-кружковая работа, которая помогает в развитии творческих и индивидуальных способностей у детей дошкольного возраста

     Кружковая работа помогает решать следующие задачи:

    - создание условий для индивидуального развития способностей ребенка;

    - развитие предпосылок творческого продуктивного мышления – абстрактного воображения, образной памяти, ассоциативного мышления, мышления по аналогии;

    - формирование навыков коллективной мыслительной деятельности, необходимых современному человеку: готовность к совместному решению проблемы, умение вести спор, рассуждать и доказывать партнеру свою точку зрения;

    - формирование положительной самооценки и уверенности в собственных интеллектуальных силах.

    Кулагина Е.А. предлагает следующую систему работы с одаренными детьми:

    Систему работы с одаренными детьми можно поделить на

    несколько этапов:

    I этап – подготовительный.

    Цель: Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными детьми.

    На первом этапе необходима диагностика, независимо от того, каков источник одаренности. Различают общую и специфическую одаренность.

    Общая одаренность детей представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности.

    От специфической одаренности зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.

    Ребенок диагностируются по следующим направлениям:

    - творческое мышление;

    - уровень самооценки;

    - толерантность;

    - предпочтительные виды деятельности;

    - доминирование правого или левого полушария;

    - сила интуиции;

         

    II этап – аналитический.

    Цель: Выявление форм и методов организации работы с одаренными детьми.

    III этап - организационно -деятельностный.

    Цель: Организация целенаправленной работы с одаренными детьми.

         Систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми предусматривает  реализацию следующих направлений:

    1.Координационное направление:

    Внедрение системы наставничества над каждым одарённым ребёнком.

    2.Научно- исследовательское направление:

    Проведение диагностики одаренных детей.

    Диагностика условий обучения и развития одаренных детей.

    Создание банка данных одаренных детей.

    3.Научно-методическое направление:

    Создание банка образовательных программ и методических материалов для работы с одаренными детьми.

    4.Экспериментальное направление:

    Внедрение в образовательный процесс развивающих форм и методов обучения, направленных на выявление, развитие и поддержку интеллектуального и творческого потенциала детей. Организация работы с родителями одарённых детей с целью повышения их психолого-педагогической компетентности и оказания помощи в воспитании способных и одарённых детей.

    IV этап – Этап формирования, углубления и развития способностей одаренных детей.

    Цель: Апробация системы работы с одаренными детьми.

    Задачи: - Диагностика склонностей детей.

              - Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми.

             - Формирование отдела методической библиотеки по работе с талантливыми дошкольниками.

           - Адаптация учебных программ.

          - Повышение квалификации педагогов.

         Самая сильная потребность одаренных детей - накопление и усвоение знаний. Одаренный ребенок чувствует себя по-настоящему комфортно только тогда, когда он может спокойно приобретать знания.

    Каждый ребенок одарен по-своему и невозможно в рамках общей теории разработать подход, гарантирующий 100% успех в работе с одаренными детьми.

    И конечно, результаты совместной деятельности должны видеть и воспитанники и их родители. В нашем ДОО «одаренные дети» постоянно участвуют в различного уровня конкурсах и являются дипломантами. Дипломы вручаются в торжественной обстановке на родительских собраниях и праздничных мероприятиях. Кроме того, педагоги, подготовившие ребенка – победителя тоже получают дипломы и сертификаты, которые могут положить в свое портфолио.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

    Актуальность изучения проблемы одаренности, прежде всего, обусловлена своей сложностью и загадочностью, а также потребностью современного общества в неординарной творческой личности. Неопределенность ...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

    Актуальность изучения проблемы одаренности, прежде всего, обусловлена своей сложностью и загадочностью, а также потребностью современного общества в неординарной творческой личности. Неопределенность ...

    семинар-практикум "Одаренные дети": «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»

    Тема: «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»Актуальность темы.Не так давно, самым важным в воспитании и об...

    Организация системы выявления и работы с одаренными детьми в дошкольных образовательных учреждениях

    Статья для специалистов ДОУ и родителей о работе с одаренными детьми....

    Организация работы по патриотическому воспитанию в дошкольных образовательных организациях

    Патриотическое воспитание подрастающего поколения является актуальной задачей нашего времени, оно требует нового подхода к образовательному процессу....

    Круглый стол для педагогов «Современные подходы к организации работы с одаренными детьми в дошкольном образовательном учреждении»

    Для уточнения своих знаний педагогам предлагается использовать методические пособия, соответствующую литературу, рекомендованную старшим воспитателем и педагогом-психологом по данной теме....

    Организация работы консультативного пункта на базе дошкольной образовательной организации

    Организация работы консультативного пункта на базе дошкольной образовательной организации...