Организация системы выявления и работы с одаренными детьми в дошкольных образовательных учреждениях
статья на тему

Заводских Кристина Валерьевна

Статья для специалистов ДОУ и родителей о работе с одаренными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zavodskih_2.docx19.9 КБ

Предварительный просмотр:

Организация системы выявления и работы с одаренными детьми в дошкольных образовательных учреждениях

Одной из задач российской образовательной политики  является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе вызывают потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи. На сегодняшний момент чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одаренных детей. Раскрытие и реализация способностей и талантов важно не только для ребенка, но и для общества в целом. Одаренные дети и молодежь - это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи.

В последние годы отмечается повышение интереса к вопросам раннего выявления и раскрытия детских дарований. Организуется работа различных образовательных центров раннего развития. Глубокие преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества - социальной, политической, культурной, - не могли не затронуть и систему образования, определяющую интеллектуальный и творческий потенциал страны в будущем и являющуюся условием ее процветания и развития. В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи дошкольного образования,  которое стало первой ступенью всего образовательного процесса человека.

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Талант - сочетание способностей, дающее возможность самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность.

Способности - это личностные образования, включающие знания и умения, которые сформированы на базе врожденных задатков человека и определяют его возможности в успешном освоении тех или иных деятельностей.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что такие ребята не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо однообразной процедуры  невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск  в  процессе их развития по специальным программам. Необходимо предельно снизить вероятность ошибки, которую можно допустить в оценке одаренности ребенка, как по положительному, так и по отрицательному критерию высокие значения того или иного показателя не всегда являются свидетельством особенных качеств, низкие значения того или иного показателя также не доказательство их отсутствия. Данное обстоятельство особенно важно при интерпретации результатов.

        Следует выделить принципы выявления одарённых детей:

  • Комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;
  • Длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);
  • Анализ поведения воспитанника в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.);
  • Использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные психологические «преграды» и т.п.;
  • Оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для каждого собственной индивидуальной траектории развития);

Специальную область составляют экспериментально-психологические исследования, которые проводятся с целью получения новых теоретических и эмпирических данных о природе детской одаренности. Эти исследования могут использовать самые разнообразные психологические методики, направленные на выявление структуры разных видов особенностей, а также закономерностей взаимоотношений воспитанников с окружающей социальной средой. Без таких исследований невозможен прогресс в практической деятельности, связанной с выявлением, воспитанием и развитием. Проявление особых способностей у детей начинается уже на ранней ступени образовательного процесса – в дошкольных учреждениях. Поэтому одной из приоритетных задач педагогических коллективов ДОУ в реализации деятельности, является создание и сопровождение условий по выявлению природных задатков воспитанников. С педагогической и психологической точки зрения в данном вопросе наиболее актуальным является направление интеллектуальной одаренности детей. Для успешности работы с данной категорией предусматривается несколько принципов работы: максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; возрастания роли игровой деятельности; индивидуализации и дифференциации развития; создания условий для совместной работы воспитанников  при минимальном участии педагога; свободы выбора разнообразных видов детской деятельности, помощи, наставничества.

        Развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои возможности. Вот почему формы работы педагога должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны методы работы: исследовательский; частично-поисковый; проблемный; проективный, которые дают возможность одарённым воспитанникам выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности. Выявление таких детей проводится  в дошкольном учреждении на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями. Педагог уделяет внимание особенностям развития ребенка в познавательной сфере. Признаки одаренности ребенка важно наблюдать и изучать в развитии. Для их оценки требуется достаточно длительное прослеживание изменений, наступающих при переходе от одного возрастного периода к другому.  Изучение жизненного пути стало распространяться как весьма эффективный подход к выяснению особенностей испытуемого в данный период, а отчасти и к прогнозу на будущее, что является важной составляющей в процессе дальнейшей социализации воспитанников, способствующей формированию гармонично развитой личности.

Список использованной литературы

  1. Богоявленская Д.Б. /ред. Основные современные концепции творчества и одаренности. М., 2009.
  2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2012
  3. Клименко В. В. Как воспитать вундеркинда // СПб., «Кристалл», 2010.
  4. Чудновский В.Э., Юркевич В.С. «Одаренность дар или испытание?". - М.: Просвещение 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

"Работа с одаренными детьми в дошкольном учреждении"

Одаренность человека-это маленький росточек,едва проклюнувшийся из земли и требующий к себеогромного внимания. Необходимо холить и лелеять,ухаживать за ним, сделать его благороднее,чтобы он вырос и да...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Актуальность изучения проблемы одаренности, прежде всего, обусловлена своей сложностью и загадочностью, а также потребностью современного общества в неординарной творческой личности. Неопределенность ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Актуальность изучения проблемы одаренности, прежде всего, обусловлена своей сложностью и загадочностью, а также потребностью современного общества в неординарной творческой личности. Неопределенность ...

Круглый стол для педагогов «Современные подходы к организации работы с одаренными детьми в дошкольном образовательном учреждении»

Для уточнения своих знаний педагогам предлагается использовать методические пособия, соответствующую литературу, рекомендованную старшим воспитателем и педагогом-психологом по данной теме....

Организация работы с одаренными детьми в дошкольной образовательной организации

Одаренность - понимают как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах де...

Из опыта работы МБДОУ "Детский сад № 12 г. Красноармейска" по теме: Выявление детских талантов и одаренности в условиях дошкольного образовательного учреждения".

Одним из условий ФГОС ДО является поддержка индивидуальности и инициативы детей. Этот подход обозначен в принципах дошкольного образования: построение образовательной деятельности на основе ...