"Работа с одаренными детьми в дошкольном учреждении"
опыты и эксперименты на тему

Лузина Ирина Анатольевна

Одаренность человека-это маленький росточек,

едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе

огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,

ухаживать за ним, сделать его благороднее,

чтобы он вырос и дал обильный плод».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odarennyy_rebenok.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Работа с одаренными детьми. Из опыта работы МБДОУ «Крутинский детский сад «Светлячок»» Крутинского муниципального района Омской области, И.А.Лузина, старший воспитатель

Одаренные дети в доу

Одаренность человека-это маленький росточек,

едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе

огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,

ухаживать за ним, сделать его благороднее,

чтобы он вырос и дал обильный плод».

В.А. Сухомлинский.

 В любой группе детского сада может оказаться ребенок, который будет заметно отличаться от других детей группы. Он задает много вопросов, проявляя интерес к окружающему, как правило, успешен в деятельности, знает больше, чем его сверстники, отвечает на вопросы раньше, чем воспитатель успел их полностью сформулировать; приносит в детский сад новые интересные книги, увлекательно пересказывает их содержание, придумывает необычные истории и сказки, строит удивительные постройки, экспериментирует с предметами, пытаясь понять различные закономерности. С таким ребенком интересно общаться, но он иногда не «удобен» в общей работе с детьми: перебивает, стараясь быстрее дать ответ, задает вопросы, которые ставят Вас в тупик, навязывает свое мнение, мешает воспитателю заниматься с другими. Возможно, что это одаренный ребенок.

Одаренность — это высокий уровень развития способностей ребенка, сопровождающийся также значительной познавательной активностью. Способности всегда проявляются в деятельности, следовательно, и одаренность может проявляться и развиваться только в конкретной деятельности. Выполняя ее, ребенок испытывает удовольствие, радость. Чем больше дошкольник занимается этим видом деятельности, тем больше ему хочется это делать, ему интересен не результат, а сам процесс. Больше всего это относится к специальным способностям: музыкальным, изобразительным, математическим.

Одаренность, также как и способность, может быть общей и специальной. Существует одаренность, которая влияет на успешность во многих видах деятельности, и тогда она может быть названа общей одаренностью. Общую одаренность принято подразделять на умственную и художественную.

Умственно одаренные дети способны правильно решать очень разнообразные познавательные задачи. Дети четко видят условие, выделяют в задаче существенные отношения, находят решение через переструктурирование условий. Задача часто решается в уме, легко и быстро. Ребенок может придумать совершенно неожиданный, оригинальный ход решения задачи.

Умственно одаренные дети обладают также не насыщаемой познавательной активностью, потребностью приобретать новые знания, любознательностью, стремлением находить и решать разнообразные познавательные задачи. Развитие умственных способностей является основным содержанием умственного развития ребенка. В нашем детском саду организован математический кружок «Волшебные фигуры». Руководитель кружка через игры, головоломки, развивающие задачи развивает у детей креативность и гибкость мышления, любознательность, наблюдательность, оригинальность умозаключений. Также развивается воображение, память, внимание. На занятиях воспитатель воспитывает находчивость, активизируем мыслительную деятельность.

Общая художественная одаренность обнаруживается, если ребенок проявляет себя успешно в нескольких видах художественной деятельности, например, изобразительной, музыкальной, литературной.

Можно выделить особенности, дающие возможность предположить высокий уровень развития способностей, одаренность. Они проявляются в повседневной жизни, в самостоятельных занятиях детей, при выполнении различных заданий дома, в детском саду, в кружке.

Эти особенности можно обнаружить, непосредственно наблюдая за ребенком и в беседах с взрослыми, окружающими ребенка.

Первая из них — любознательность, познавательная активность, направленная на знакомство с окружающим миром, на понимание этого мира. Познавательные интересы могут проявляться в разных сферах и разных формах. Это и экспериментирование с различными механизмами, стремление разбить и собирать сложные устройства. Или задавание детьми взрослым вопросов, в которых дети пытаются выявить закономерности, лежащие в основе каких-либо наблюдаемых явлений. Однако постоянные «Почему?» могут иметь разный смысл. Дети иногда задают вопросы, чтобы привлечь внимание взрослого, наладить с ним общение. Одаренный ребенок задает вопрос с познавательной целью, заинтересован в получении обоснованных, неформальных ответов. О наличии познавательных интересов свидетельствует также поведение ребенка на занятиях, направленное на получение новой информации, решение познавательных задач. Однако может оказаться, что содержание занятий неинтересно одаренному ребенку, так как он проявляет интерес к другой сфере окружающего мира или просто знаком с предлагаемым материалом.

Особенностью мышления одаренного ребенка с высоким уровнем развития умственных способностей является логичность и последовательность рассуждений, которая не свойственна большинству людей этого возраста.

Одно из ярких проявлений одаренности в дошкольном возрасте — богатство фантазии. Одаренные дети, как правило, чаще других что-нибудь придумывают, сочиняют. Процесс фантазирования идет легко, взрослому не надо создавать ситуацию, которая провоцировала бы ребенка — он сам охотно сочиняет. Персонажи, о которых идет речь в придуманной истории, чаще всего необычны, нестандартны, фантастичны. Так, если ребенок со средним уровнем развития фантазии, придумывая сказку про зверей, чаще всего говорит о лисе, медведе, волке, зайце, то в сказках одаренного ребенка появляются такие персонажи как Жар-птица, бобер, черепаха, бабочка и т.п. Действия, которые совершают эти герои, тоже необычны, редко встречаются в рассказах и сказках других детей. (Работа данной направленности проводится в кружке «Ритмичный язычок» руководитель Курганская Ю.Н.)

И, наконец, центральным проявлением одаренности, в котором фокусируются все особенности одаренных детей, можно считать характер детских замыслов, относящихся к разным видам деятельности дошкольников. То, как ребенок задумывает игру, как он сочиняет рассказ, как планирует будущую постройку, рисунок или аппликацию помогает определить уровень развития его способностей. Для одаренных детей характерно богатство первоначального замысла, продуманность последовательности выполняемых действий, создание предварительного образа того, как будет разворачиваться сюжет игры или рассказа, как будет выглядеть задуманная конструкция или рисунок. Помимо развернутости и продуманности замысла детей может отличать высокая степень оригинальности — несоответствия общепринятому, что, как правило, передается детям от взрослых путем направленного или стихийного обучения при придумывании кем-то из детей детского коллектива и передается от ребенка к ребенку. Во всем, что придумывает одаренный ребенок, отражается его индивидуальность, его внутренний мир и своеобразие восприятия окружающего мира. Иногда дети дошкольного возраста создают такие замыслы, которые остаются нереализованными, да и не могут быть реализованы из-за их не реалистичности, несоответствия возможностям детей (если речь идет о детской деятельности типа рисования и конструирования). Создавая такие замыслы, дети не исходят из реальной ситуации, не включают планирования предстоящей деятельности, продумывания последовательности ее выполнения и представления конечного результата, а ограничиваются «пустым», как правило, чисто словесным фантазированием. Наличие таких замыслов нельзя считать проявлением детской одаренности. Выделяемые обычно родителями и воспитателями в качестве признаков умственной одаренности высокое речевое развитие, запоминание большого количества стихов и сказок, сами по себе о такой одаренности свидетельствовать не могут. Большой объем знаний также часто основывается на хорошей памяти ребенка, а хорошая память, хотя и характерна для многих умственно одаренных детей, однако не является определяющим в их развитии. Часто хорошая механическая память оказывается чисто возрастной характеристикой дошкольников, ее уровень значительно меняется на протяжении дальнейшей жизни ребенка. Знания, приобретенные на основе запоминания, могут усваиваться формально, без достаточного осмысления, и вовсе не сказываться на уровне умственного развития дошкольника. Хороший уровень развития речи также не служит сам по себе достоверным показателем одаренности ребенка. Нужно различать случаи так называемого «вербализма», когда развитая речь является единственным «достижением» ребенка и маскирует недостаточное развитие необходимых для этого возраста наглядно — образного мышления, воображения, слабое владение детскими видами деятельности.

У одаренных детей, особенно это проявляется у детей со специальной одаренностью (в области математики, изобразительной деятельности, музыки и других), могут по-разному проявляться различные познавательные процессы. В деятельности, связанной с одаренностью, дети гораздо лучше запоминают, дольше могут быть внимательными, сосредоточенными, дольше сохраняют работоспособность, легче усваивают материал, чем в других видах деятельности.

Часто одаренные дети обладают также рядом сходных личностных черт. Для них характерно упорство в достижении цели, сопровождающееся тем, что ребенок несколько часов подряд может быть поглощен делом, возвращаться к нему в течение нескольких дней, если что-то очень заинтересовало ребенка или его не устраивает результат. Это нередко связано со стремлением ребенка к совершенству, желанием сделать что-то очень хорошо, достигнуть высшего уровня выполнения задания (рисунка, постройки, прочтения стихотворения, сочинения истории и т.п.).

Дети часто обнаруживают обостренное чувство справедливости, возникающее за счет опережающего нравственного развития. Они остро реагируют на несправедливость окружающего мира, предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

Часто для них характерны повышенная уязвимость и преувеличенные страхи, они чрезвычайно чувствительны к неречевым сигналам окружающих, таким как взгляд, жест, поза.

Одаренным детям свойственен высокий энергетический потенциал: они рано перестают спать днем, активны в течение всего времени пребывания в детском саду.

Умственно одаренных детей, как правило, характеризуют также неравномерность развития: опережение умственного развития по сравнению с эмоционально-личностным. Такое расхождение создает в жизни одаренного ребенка много проблем. Повышенная восприимчивость, чувствительность к окружающему приводит к уязвимости, ранимости психики, не способной адекватно отреагировать на такое количество воздействий. Дети многое воспринимают на свой счет, чувствуют вину, даже когда их ни в чем не обвиняют.

Критичность к себе часто приводит к тому, что ребенок начинает плохо относиться к самому себе, плохо себя оценивает, становится неуверенным. Взрослые не могут понять, почему ребенок с такими большими возможностями так не уверен в себе, чувствителен, раним. Однако часто они сами способствуют этому. Успехи детей со средними, низкими способностями поощряются, их хвалят, замечают их достижения. Успехи же одаренного ребенка считаются чем-то само собой разумеющимся, его не поощряют, боясь перехвалить.

И ребенок начинает сомневаться в своих возможностях, считая, что его не отметили, потому что он сделал что-то недостаточно хорошо. Бывают и такие одаренные дети, которые очень высокого мнения о своих возможностях, и взрослые также, чтобы не перехвалить, стараются не отмечать успехи ребенка. Но ребенок нуждается в оценке своих достижений. И поэтому следует давать ему понять, что успехи действительно есть. Но лучше сравнивать результаты деятельности одаренного ребенка не с результатами других детей, а с его собственными прежними достижениями.

Одаренные дети часто находятся в сложных взаимоотношениях с другими детьми группы. Повышенная активность и инициатива ребенка в образовательной деятельности, стремление привлечь внимание взрослого, подкрепленное возможностями ответить на вопросы воспитателя раньше других детей, приводит к тому, что другие дети начитают отрицательно относиться к проявлениям одаренного ребенка. Да и сам одаренный ребенок нередко бывает, нетерпелив по отношению к другим детям, часто не может принять то, что предлагают дети, стоящие ниже его в развитии. Он делает им замечания, перебивает, всячески выражает нетерпение, досаду. Следует учить одаренного ребенка принятию окружающих. В общении с одаренным ребенком важно быть особенно терпеливым и не забывать хвалить его, когда он проявляет терпение, дает возможность другим детям и взрослым выразить свою мысль полностью, закончить предложение.

Уже в дошкольном возрасте следует учить одаренных детей стараться не наносить обиды другим детям, постоянно поправляя, уточняя, а иногда и высмеивая их высказывания и поступки. Важно объяснить ребенку, что когда-то лучше подождать с ответом, замечанием, чтобы дать возможность и другим детям проявиться, а не просто все время быть первым и добиваться утверждения своего мнения.

Часто родители и воспитатели создают вокруг одаренного ребенка «эффект ореола», ожидая от него высоких результатов буквально во всем. Однако вполне возможно, что способности ребенка высоки только в отдельных сферах. Одаренному дошкольнику полезно сталкиваться с ситуациями, в которых он не блещет, не достигает вершин. Ребенок может принимать участие и получать удовольствие от занятий, в которых он не преуспевает. Следует дать понять ребенку, что неудача — нормальная вещь, случающаяся со всеми.

Выявление одаренных детей возможно различными путями. Самый простой и доступный для воспитателей — это наблюдение. Результаты наблюдения могут быть использованы при заполнении специальных анкет, разрабатываемых для родителей и воспитателей.

Еще один возможный путь — это тестирование при помощи специальных заданий. Выявление умственно одаренных детей предполагает использование «тестов интеллекта» — методик, направленных на оценку общих умственных способностей детей, «креативных тестов» — методик, направленных на оценку уровня развития творческого мышления и воображения, и методик, направленных на оценку познавательной активности.

Уровень выполнения детьми «тестов интеллекта» и «креативных тестов» часто не совпадает: те, кто успешнее по первому типу методик, могут не выделяться при выполнении заданий второго типа, и наоборот. Однако возможно и сочетание высокой успешности по обоим видам тестов. Такое сочетание и будет наиболее достоверно свидетельствовать о высоком уровне общей умственной одаренности ребенка.

Проведение тестирования, оценка полученных результатов, их интерпретация должны проводиться только квалифицированными специалистами — психологами.

Возможен также отбор детей в процессе их обучения по специальной программе, когда успевающие дети оцениваются как одаренные.

Обучение одаренных детей можно проводить как в обычных группах, так и специально для них создаваемых (кружках). Если ребенок посещает обычную группу, воспитателю следует подбирать для занятий материал повышенной сложности, который обеспечивал бы и его развитие. Можно также предлагать такому ребенку проделать не один, а два или несколько вариантов решения, например,  по изобразительной деятельности, конструированию, художественной литературе. Чтобы ребенок не мешал другим детям, следует договориться с ним, что свои варианты ответа он не будет стараться выкрикивать первым, а постарается сдержаться и сказать воспитателю «на ухо».

Для одаренных детей  в нашем дошкольном учреждении воспитателями организована работа кружков: «Маленький актер», «Волшебная тестопластика», «Очумелые ручки», «Родничок», «Калейдоскоп», «Чудеса дымковской росписи», «Волшебные краски» «Чудеса в решете»,  кружок по речевому развитию. Деятельность кружков направлена на развитие творческих, коммуникативных, музыкальных способностей дошкольников.  Работы детей выставляются на сайте детского сада, на родительских собраниях, на конкурсах различных уровней. Результаты работы танцевального, фольклорного, театрального кружков представляются на различных праздниках, развлечениях и на сцене районного РДК.

Работы наших воспитанников принимают участия в областных, районных, муниципальных конкурсах, где занимают призовые места.

Работу с одаренными детьми лучше проводить с привлечением игровой мотивации, позволяющей осмысливать ситуации, создавать проблемные ситуации, предлагать задачи и загадки. Целесообразно также использовать на занятиях соревновательную мотивацию, отвечающую стремлениям к первенствованию.

Педагоги, привлекаемые к работе с одаренными детьми, должны также обладать рядом специальных качеств. Это, прежде всего, высокий уровень собственного интеллектуального развития, позволяющий общаться с одаренными детьми, отвечать на их многочисленные вопросы; это так называемая психологическая зрелость, предполагающая положительную реализацию себя в жизни и дающая возможность принятия за счет этого других людей, принятия нового; это положительная оценка самого себя. Человек с непринятием себя закрывается от других, боясь нанести урон себе. Это также эмоциональная стабильность, позволяющая контролировать эмоции, не реализовывать их на детях; это способность воспитателя работать по новой, необычной программе.

Выявление, обучение и воспитание одаренных детей с учетом их особенностей — залог их дальнейшего благополучного развития.

Список использованных источников:

1. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. — М., 1991.

2. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 1971.

3. Одаренные дети. Под редакцией Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. — М., 1991.

4. Матюшкин A . M . Загадки одаренности. М.,1992 .

5. Лейтес Н.С. «Возрастная одаренность» учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [текст]Н.С.Лейтес-М.:Издательский центр «Академия», 2003-320 с.

6. Ю.П.Семянникова «Выявление и развитиеодаренных детей» [текст] Ю.П.Семянникова.-М.:Педагогика 2003,-115 с.

7. Ковалькова О.Н.«Одаренность»:проблемы, испытания[текст]М. академия,2010.

8. Ю.П.Семянникова«Выявление и развитие одарённых детей»[текст]Ю.П.Семянникова.-М:Педагогика2003,115 с.

9. АвдееваН.И. «Одарённые дети» [Текст] Н.И. Авдеева -М.издательский центр «Академия»2008.-176 с.

10. В.В.Чурсина«Одарённые дети в детском саду и в семье» [текст] В.В.Чурсина. -М.Издательство«Преент»,2006.-176с

Приложение

Карта выявления одаренных детей

Группа ______                               Воспитатели:________________________________

                                                                                   ________________________________

критерии оценки

список детей

Дети с признаками специальной умственной одарённости в определённой области наук и конкретными академическими способностями.

Дети с высокими творческими (художественными) способностями

  • С ранних лет проявляет склонность к рисованию или музыке.
  • В свободное время охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски; не находя слов или «захлебываясь» ими, прибегает к рисунку или лепке, чтобы выразить свои чувства или настроение;
  • стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение (украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное);
  • серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и серьезным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;
  • не робеет высказать собственное мнение даже о классических произведениях, причем может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.  .

Дети с литературными  способностями

  • Любят фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;
  • рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
  • выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета (изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными);

Дети с артистическими способностями. 

  • Часто , когда ребенку  не хватает слов, он выражает свои чувства мимикой, жестами, движениями; стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает,
  • меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает, кроме того, с легкостью «передразнивает» чьи-то привычки, позы, выражения;
  • пластичен и обладает способностью передавать эмоциональные образы средствами двигательной выразительности;
  • с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрителями были взрослые;

Дети, имеющие спортивный талант. 

  • Предпочитают книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования;  
  • физически развиты, энергичны и все время хотят двигаться;
  • смелы и не боятся синяков и шишек;
  • почти всегда берут верх в потасовках или выигрывают в какой-нибудь спортивной игре;
  • двигаются легко, пластично, грациозно; обладают высокой координацией движений;
  • ловко управляются с коньками и лыжами, мячами и клюшками;
  • у них есть свой герой-спортсмен, которому они подражают.

Музыкально  одаренные дети.

Ребенок имеет музыкальный талант, если:

  • любит музыку, всегда стремится туда, где можно ее послушать;
  • быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко запоминает;
  • сочиняет мелодии;
  • научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте;
  • если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение.

Дети, обладающие коммуникативными и организаторскими  способностями.

Дети с преимущественным преобладанием контактности, потребности в общении и лидерстве отличаются

  • инициативностью.
  • высокими организаторскими способностями,
  • их обычно легко выбирают на главные роли в играх и занятиях, они уверенно чувствуют себя среди сверстников и взрослых

Дет,  с выраженными  техническими способностями.

У ребенка отмечают технические способности, если он:

интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;

  • любит и умеет рисовать («видит») чертежи и эскизы механизмов;
  • сам «докапывается» до причин неисправностей и «капризов» механизмов и аппаратуры, любит «загадочные» поломки или сбои в работе механизмов, способен чинить испорченные приборы и механизмы;
  • может использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения;
  • любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;
  • интересуется специальной, даже взрослой технической литературой.

Карта одаренного ребенка

  1. ФИО ребенка ____________________________________________
  2. Возраст ребенка (год, месяц)__________________________________
  3. Сведения о родителях________________________________________

                _________________________________________________________

  1. Состав семьи_______________________________________________
  2. Статус семьи________________________________________________
  3. Результаты психологической диагностики________________________

               __________________________________________________________

               __________________________________________________________

  1. Результаты педагогической диагностики________________________

               __________________________________________________________

               ___________________________________________________________

  1. Область одаренности_________________________________________

               __________________________________________________________

  1. Признаки одаренности_______________________________________

               _________________________________________________________

               __________________________________________________________

  1. Диагностика одаренности_________________________________

               __________________________________________________________

               ___________________________________________________________

  1. Выводы и рекомендации _________________________________

               __________________________________________________________

              __________________________________________________________

Тест: «Насколько вы разбираетесь в проблеме воспитания одаренности?»

Действительно ли вы можете судить об одаренности ребенка, понимать причины недостаточного развития способностей у здорового ребенка?

Все это может показать тест Юркевич В. С. , который мы вам предлагает выполнить

Дайте на каждый вопрос один из трех ответов: да, нет, не знаю.

  1. Нельзя слишком рано учить ребенка читать, даже если он сам к этому стремится.
  2. Память - это самое главное для развития способностей.
  3. Пока ребенок мал, никаких жестких требований к нему нельзя предъявлять.
  4. Нельзя одаренного ребенка учить точно так же, как обычного.
  5. Одаренные дети иногда с трудом усваивают знания и навыки, не соответствующие их способностям.
  6. Ребенку с ранних лет необходимо предоставить выбор везде, где это только можно: в еде, одежде, прогулках и даже выборе друзей.
  7. Чувство долга нельзя воспитывать слишком рано, нельзя предъявлять маленькому ребенку слишком строгие требования - от этого страдает личность.
  8. Любой урок в школе должен быть интересен ребенку - без этого не будут развиваться способности.
  9. Одаренный ребенок часто имеет трудности в общении.
  10. Математику до 12-13 лет должны достаточно полно изучать все дети, вне различий в способностях.
  11. Нужно, чтобы с первых дней обучения в школе ребенок был ориентирован только на отличные отметки.
  12. Нельзя к ребенку, пусть даже маленькому, постоянно проявлять свою любовь - можно избаловать.
  13. Детей до 11 лет нельзя обучать в профилированных классах - математических, гуманитарных. ..
  14. Нельзя наказывать ребенка за сломанную игрушку.
  15. Ребенка нельзя заставлять читать, особенно художественную литературу.
  16. Ребенка с малых лет необходимо приучать к обязанностям по дому.
  17. У каждого ребенка должна быть уверенность в своих силах.
  18. Нужно постоянно проявлять свою любовь, когда ребенок мал, любовью избаловать невозможно.
  19. Нельзя наказывать ребенка за плохое выполнение интеллектуальной деятельности - плохо прочитал, неправильно сосчитал и т. п.
  20. Если ребенок обыкновенный, нельзя чтобы он считал себя способным, это будет мешать ему в жизни.
  21. Одаренность только от Бога.
  22. Одаренного ребенка можно сразу определить - он поражает всех своими знаниями и суждениями.
  23. Маленького ребенка нельзя постоянно брать на руки - этим его можно избаловать.
  24. Хороший учитель - тот, на уроке которого детям всегда интересно и они не замечают, как идет время.
  25. Нужно, чтобы с самого раннего детства ребенку поменьше запрещали, тогда он вырастет настоящей личностью.
  26. Маленького ребенка нельзя наказывать, это ведет к подавлению личности.
  27. От оценок в школе желательно совершенно избавляться.
  28. Когда взрослые читают ребенку, очень важно, чтобы он сидел тихо и прислушивался к каждому слову.
  29. Одаренным детям ни в коем случае нельзя говорить, что они - одаренные, они могут зазнаться.
  30. Для того чтобы ребенок вы рос способным, с ним обязательно надо заниматься еще до школы чтением, счетом, иностранным языком.
  31. Для развития способностей от ребенка необходимо требовать, чтобы он ежедневно читал хотя бы две-три страницы.

А теперь подсчитайте количество правильных ответов.

Итак, если у вас более половины ответов неправильных, то вам необходимо заняться своим самообразованием (либо сочинить свою педагогическую теорию). Работать с одаренными детьми вам пока рановато.

Если неправильных ответов всего 5-7 - очень неплохо, в целом вы чувствуете, что называется, истину, остается только реализовать ее на практике.

Если неправильных ответов всего 2-3 - это просто замечательно, вы настоящий гений педагогической интуиции - вам необходимо срочно найти себе дело, соответствующее вашим недюжинным педагогическим способностям.

Ответы:

верно - (+, не верно - (-) .

1. (-) 6. (+) 11. (-) 16. (+) 21. (-) 26. (-) 31. (-)

2. (-) 7. (-) 12. (-) 17. (+) 22. (-) 27. (-)

3. (-) 8. (-) 13. (-) 18. (+) 23. (-) 28. (-)

4. (-) 9. (+) 14. (+) 19. (+) 24. (-) 29. (-)

5. (+) 10. (+) 15. (+) 20. (-) 25. (-) 30. (-)