Экологическая работа с детьми в учебно-воспитательном процессе.
методическая разработка по окружающему миру на тему

 

     Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются самые лучшие человеческие качества. Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, она своей яркостью воздействует на его чувства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическая работа с детьми в учебно-воспитательном процессе.

     Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются самые лучшие человеческие качества. Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, она своей яркостью воздействует на его чувства.

     Ребенок должен не бездумно смотреть на природу, а видеть и понимать природные явления, связь между ними. В обучении этому неоценимую помощь оказала нам авторская программа С.Н. Николаевой «Юный эколог». В ней хорошо сбалансирована система научных знаний с уровнем развития дошкольника: экскурсии на природу, знакомство с живыми объектами, игра, уход за растениями – все это позволяет, на наш взгляд, приобщить ребенка к правильному восприятию и осознанию своего места и роли в окружающей среде.

     Экологическое воспитание детей в нашем саду проходит по всем разделам программы воспитания и обучения: знакомство с литературными произведениями о природе и животных, разучивание подвижных игр на занятиях по физкультуре, песен и загадок на музыкальных занятиях. Темы, связанные с экологическим воспитанием детей, включаются в работу по конструированию, рисованию, аппликации.

     Воспитатели подготовительной логопедической группы «Колокольчик» работают над темой «Использование изодеятельности в формировании начал экологической культуры у детей подготовительной группы». Проводя в начале года мониторинг экологической культуры у детей, воспитатели отслеживают успехи своих воспитанников: что ребенок уже умеет рисовать, к чему его больше тянет в изодеятельности, его способность к восприятию природы, его желание помочь больному животному или растению. В течении всего года Раиса Михайловна и Марина Александровна учат своих воспитанников замечать красоту, переносить ее на лист бумаги. Идет формирование экологической культуры у ребенка через практическую деятельность, которая очень нравится ему и которая является показателем его положительного отношения к объекту изображения. На прогулке или во время экскурсии детей учат фиксировать красивый пейзаж и затем, придя в группу, сделать зарисовку и составить рассказ по своему рисунку.

     Воспитатели подготовительной логопедической группы «Теремок» и воспитатели старшей группы «Рябинка» уделяют большое внимание опытно-экспериментальной деятельности. Опыты проводятся как на занятиях, так и на прогулке.

     Воспитатели средней группы «Сказка» работают с уклоном на кубанские традиции. В группе оформлена русская изба, собраны разработки занятий, сценарии кубанских праздников, картотека подвижных игр.

      Вторая младшая группа «Ромашка» работает над темой «Воспитание бережного отношения к природе».  В данный момент идет накопление в группе иллюстраций, фотографий, репродукций картин, где изображены животные, растения в разное время года.

     Огромную роль в экологическом воспитании детей и формировании представлений о временах года, о сезонных явлениях в природе имеет работа с календарем природы. Регулярные наблюдения детьми сезонных явлений в природе, их изменений несут огромную смысловую нагрузку: учат сравнивать, сопоставлять различные природные явления, устанавливать их причину и временную взаимосвязь. Чтобы восприятие природы вызывало у детей яркие впечатления, наши педагоги широко используют в работе стихотворения, рассказы о народных приметах, меткие народные названия природных явлений.  Для уточнения и закрепления впечатлений детей от общения с природой и ее обитателями в каждой группе имеется альбом, в котором дети делают зарисовки увиденного.

     Особое внимание уделяется труду на участке детского сада. В осенний период проводится очистка участка от опавших листьев. Перекапывается почва на огороде. Осенью собираются разные семена для зимней подкормки птиц. Дети вместе с родителями привлекаются к сбору сухих листьев, коряг, шишек, которые в течение всего года используются на занятиях и для украшения групповых комнат. В зимний период начинается подкормка птиц. Каждая группа имеет на своем участке кормушку. Дети могут свободно наблюдать, как птицы садятся на ветки и ждут семян, крошек хлеба. У педагогов много возможностей для воспитательной работы: детей приучают не выбрасывать кусочки хлеба, оставшиеся крупы. Дежурные все собирают в баночку с крышкой и птицы имеют возможность получать разнообразную пищу.

     В зимне-весенний период еженедельно проводится наблюдение за набуханием почек и появлением первых листочков на срезанных ветках в вазе с водой. Организуется посадка лука на подоконнике для наблюдения за его ростом и развитием в разных условиях. Например, в подготовительных группах выдерживается четыре условия: лук растет с водой, без воды, со светом, без света. В средней группе два условия: с водой и без воды.

     Весной организована работа на огороде. Каждая группа имеет свой огород. Совместно с родителями заготавливают рассаду, семена овощей. Воспитатели вместе с детьми перед посевом проводят проверку семян на всхожесть. Из овощных культур каждой возрастной группе подбирается 2-3 вида. Мы организуем педагогическую работу так, чтобы все дети могли удовлетворить свое желание трудиться, чтобы всем хватило места, рабочего инвентаря, посадочного материала. Наши дети заинтересованно видят в начале своей работы маленькое семечко, затем ухаживают за ним. Конечный результат - урожай, выращенный их руками.

     Работа по экологическому воспитанию ведется и за пределами дошкольного учреждения. Экскурсии имеют большое воспитательно-образовательное значение. Экскурсии проводим в то время, когда наступают в природе наиболее яркие изменения. Например, во второй половине осени, когда идет массовое опадание листвы. Зимой – посмотреть следы зверей и птиц на свежем снегу. Экскурсии важны еще тем, что сближают воспитателей, родителей и детей, способствуют созданию между ними дружеских отношений, взаимопонимания.

     Традиционными стали экологические праздники, где закреплялись результаты работы с детьми. При проведении праздников, опираемся на народный календарь, широко используем народные загадки, пословицы, поговорки, заклички. В праздниках участвуют интересные детям персонажи. Все эти роли выполняют сотрудники, как воспитатели, так и обслуживающий персонал. Это способствует тому, что сотрудники раскрывают свои актерские данные, раскрепощаются, овладевают умением использовать игровые ситуации в работе с дошкольниками.

     Очень сплотила коллектив детского сада фольклорная тематика. Душой этой работы и ее инициатором стала музыкальный руководитель. С помощью специальной подборки музыкальных произведений она старалась приобщить детей  к умению чувствовать, понимать красоту родной природы. Ею разработаны и проведены праздники: «Осенины», «Новый год около живой елки», «Масленица», «День Земли».

     Углубленная работа по экологическому воспитанию убедила нас в необходимости изготовления дидактических игр и пособий экологического содержания. С этой целью был проведен смотр-конкурс на лучший экологический уголок, в котором приняли участие все воспитатели. Для поддержания интереса к конкурсам используется механизм поощрения педагогов. Воспитатели получили «Сертификат» за победу в смотре-конкурсе.

     Важным аспектом в системе экологического воспитания является работа с родителями. Ежегодно в детском саду проводятся общие и групповые родительские собрания по вопросу экологического воспитания детей. На них мы разъясняем родителям, какую роль в развитии личности, нравственном воспитании ребенка играют навыки заботливого, бережного отношения ко всему живому, рассказываем об эколого-оздоровительной работе, о пользе экскурсий, об участии родителях в акциях. Привлекаем родителей к участию в проведении праздников. С большим удовольствием они шьют костюмы, изготавливают атрибуты, поделки из природного материала, пекут блины, делают фотографии праздников и записывают их на видео. С целью выявления отношения родителей к вопросам экологического воспитания в семье, было проведено анкетирование. Оно показало, что у большинства имеются дома животные. Ухаживают за ними взрослые, а дети помогают. Из анкет мы узнали, что многие проводят выходные дни на природе.

     За годы работы по экологическому воспитанию дошкольников наш детский сад достиг хороших результатов. Это стало возможно благодаря совместной работе всех сотрудников учреждения. Все мероприятия, семинары, праздники проходят при участии заведующего, старшего воспитателя, музыкального руководителя, старшей медсестры. В методической работе уделяется большое внимание индивидуальным особенностям воспитателей. Обратили внимание, что каждый из них имеет определенную направленность к той или иной деятельности с детьми. Желание и стремление педагогов повышать свой профессионализм и мастерство подтолкнуло к тому, что мы ежегодно занимаемся подборкой и приобретением литературы экологического содержания как для взрослых, так и для детей.

     Так шаг за шагом мы стремимся привить детям бережное, любовное отношение к окружающему миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Использование информационно – коммуникационных технологий в коррекционно–развивающей работе с детьми как способ оптимизации процесса коррекции устной речи и ознакомления ребенка с окружающим миром.

Компьютер может помочь интеллектуальному росту ребенка. Ученые уже доказали это. На экране дисплея оживают любые фантазии ребенка, герои книг и сказок и даже предметы окружающего мира, цифры и буквы. ...

Опыт на тему: "Организация работы с детьми и родителями в процессе адаптации в группе раннего возраста"

В  основе данной   работы  с  детьми  и  их родителями, которые  впервые  переступают  порог  дошкольного  учреждения  лежит  форм...

Конспект проведения психолого-педагогической работы с детьми младшей группы в процессе организации трудовой деятельности

проведения психолого-педагогической работы с детьми младшей  группы в процессе организации  трудовой деятельности(Мытье комнатных растений) Тема: «В мире комнатных растений»...

Информационная карта передового педагогического опыта: "Организация работы с детьми и родителями в процессе адаптации в группе раннего возраста"

Информационная карта передового педагогического опыта: "Организация работы с детьми и родителями в процессе адаптации в группе раннего возраста"1.     Белашова Татьяна Анатольевна ...

Консультация: «Антитеррористическая защищенность и усиление контроля за детьми вне учебно – воспитательного процесса»

Терроризм – опасность обществуТерроризм - это одно из самых страшных преступлений. Бандиты совершают его,чтобы добиться своих злых целей. Для этого они нагнетают страх в обществе исовершают насилие на...

Доклад(опыт работы): «Вовлечение родителей в участие в учебно-воспитательном образовательном процессе через совместное творчество педагогов, детей и родителей»

Наше образовательное учреждение работает с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). У большинства воспитанников отмечаются проблемы в развитии коммуникативной, познавательной, ...

Отчет о работе с детьми подготовительной группы в процессе проектной деятельности «Дерево здоровья»

Приобщение к здоровому образу жизни детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности....