Моделирование – как метод экологической работы с детьми 5-6 лет
методическая разработка на тему

Назарычева Татьяна Петровна

Моделирование – как метод экологической работы с детьми 5-6 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Моделирование – как метод экологической работы

с детьми 5-6 лет.

Моделирование  основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Сущность моделирования состоит в извлечении из объекта познания системы наиболее существенных в каждом конкретном случае отношений и представление данной системы в доступном для восприятия и осмысления виде.

Целью нашей работы явилось использование метода моделирования в экологической работе с детьми 5-6 лет: в  обеспечении усвоения детьми старшего дошкольного возраста знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях между ними.

Определили задачи: продолжать знакомить детей с процессом выращивания  хлеба, учить определять злаковые в системе растений. Знать, что из зерен ржи получается ржаной хлеб, а из зерен  пшеницы - пшеничный. Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол. При ознакомлении с хлебом использовать схемы-модели.

Работу по теме мы начали с    ОРГАНИЗАЦИИ  ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ.

 

Центр развития изобразительной деятельности

Рассматривали альбомы, репродукции картин И. Шишкина «Рожь» , Г. Мясоедова «Жатва» , А. Венецианов «На пашне. Весна» и др.

Вырезали по контуру сельскохозяйственные машины, хлебобулочные изделия, самостоятельно рисовали злаки, различные хлебные изделия, работали в раскрасках «Хлеб», «Злаки».

Центр развития экологических представлений

• Разместили для рассматривания гербарии злаков, набор емкостей с различной мукой, крупой, получаемой из злаков.

•Подготовили дидактические игры: «Угадай по описанию», «Что сначала - что потом?» «Назови злак», серии демонстрационных пособий «Злаки» «Хлебобулочные изделия», «Специальный транспорт».

• Подготовили иллюстрации с изображением полевых работах, людей разных профессий, выращивающих хлеб.

Выращивали злаки ржи и пшеницы. Вели дневник наблюдения, где отмечали всходы и рост ржи и пшеницы.

Подготовили схемы-модели «Откуда хлеб пришел», модель земли, модель поля, модель зернышка, модель дерева, модели составления пословиц, при ведении дневника наблюдения за ростом пшеницы и ржи использовали модель недели.

Центр знакомства с книгой

Внесли в уголок:

• Книги энциклопедического содержания

• Книги А. Маркуша «Что где растет»,  Л.Н. Извековой «Что всего дороже», К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла», «Хлеб», Л.Кузьмин «Заветное дело», сказки о хлебе: белорус. сказка «Легкий хлеб», стихи о хлебе.

Игровой уголок

• Пополнили игровой уголок новыми игрушками и муляжами хлебных изделий для игры в магазин «Хлебный», создавали условия для изготовления муляжей из соленого теста.

Центр развития речи

•Подготовили дидактическое пособие «Дерево нужных слов»: загадки, стихи, пословицы и поговорки о хлебе.

• Внесли схемы-алгоритмы «Хлеб печем», «Как хлеб делали»» для самостоятельного составления рассказов.

Разучивание пословиц по моделям.

Центр развития театральных способностей

Показали пальчиковый театр «Колосок», в игровой форме разыгрывали пословицы.

Была организована с детьми фотосессия «Золотое зёрнышко».

Работу продолжили в тесном     ВЗАИМОДЕЙСТВИИ  С РОДИТЕЛЯМИ .

1. Подборка и оформление рецептов домашней выпечки.

2. Подбор и разучивание пословиц о хлебе.

4. Беседы с детьми о том, что даёт село городу, а город селу.

5. Привлечение детей к изготовлению хлебобулочных изделий дома совместно с взрослыми.

6. Предлагали родителям сходить с детьми в хлебный отдел продуктового магазина, рассмотреть обилие хлебобулочных изделий, обратить внимание на запах свежего хлеба.

7. Составление совместно с родителями  рассказ о том, как хлеб пришел на наш стол.

8. Использование русского сарафана, который шила мама Мирры Ильинской, в игровой ситуации, в русском обычае «Традиции русского народа: встреча гостей с хлебом и солью».

9. Оформление стенда в родительском уголке «Золотое зернышко». Итоговая работа по теме.

10. Провели анкетирование родителей по вопросам экологического воспитания и здоровья дошкольников на тему «Экология и здоровье дошкольников».

В работе использовали различные модели:

Предметные (ствол дерева - модель дерева; игрушки - заместители реальных объектов, предметов; стеклянная банка с землёй как модель земли; модель зерна);

Предметно-схематические (паспорта растений, модель поля, модели злаков и растений, схемы-модели «Откуда хлеб пришел?» (где последняя схема-модель подчеркивает пользу хлеба, его силу и здоровье, т.е. мы решаем тему педсовета «Экологическое воспитание – путь к здоровому образу жизни»), модель заучивания пословиц);

Графические (модель ухода за растениями, модель недели).

Использование различных моделей  обеспечивало успешное  усвоение детьми старшего дошкольного возраста знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях между ними.

В дальнейшем мы решили использовать различные модели в разных видах непосредственно- образовательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

творческий отчет "Использование наглядного моделирования в психолого-педагогической работе с детьми дошкольного возраста"

Моделирование - это метод для самостоятельного открытия и осмысливания детьми заложенной информации. В историческом плане он зародился как идея вместе с принципами наглядности в теории  Я.А.Камен...

Консультация для воспитателей Использование нетрадиционных методов в работе с детьми дошкольного возраста. Метод – анималотерапия.

Консультация для воспитателей. Использование нетрадиционных методов в работе с детьми дошкольного возраста. Метод - анималотерапия....

"Применение наглядного моделирования в коррекционно - развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи"

   “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету&rdquo...

Консультация для воспитателей «Моделирование - ведущий метод экологического воспитания детей»

Руководя познанием природы и приобретением детьми навыков и умений, воспитатель применяет разнообразные методы и приемы....

"Возможности метода моделирования в коррекционно – логопедической работе с детьми дошкольного возраста".

В статье рассказано о широких возможностях применения  метода моделирования в коррекционно- логопедической работе с дошкольниками....