Консультация для воспитателей Использование нетрадиционных методов в работе с детьми дошкольного возраста. Метод – анималотерапия.
консультация на тему

Павлова Марина Григорьевна

Консультация для воспитателей. Использование нетрадиционных методов в работе с детьми дошкольного возраста. Метод - анималотерапия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл animaloterapiya_dlya_pedagogov.docx22.37 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

Использование нетрадиционных методов в работе с детьми дошкольного возраста. Метод – анималотерапия.

          Анималотерапия (от латинского "animal" - животное) - вид терапии, использующий животных и их образы для оказания психотерапевтической помощи. Используются символы животных: образы, рисунки, сказочные герои, игрушки, а также настоящие животные, общение с которыми безопасно. 

         Одной из самых серьёзных социальных проблем, с которой сталкивается педагог ДОУ, является нарушение эмоционально-личностной сферы детей и недостаточное развитие коммуникативных навыков. Это обусловлено чрезмерной интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни. Именно поэтому необходимо использовать в работе нетрадиционные методы.  Одним из таких методов является анималотерапия . Как метод коррекции личностной сферы он существует давно и имеет глубокие корни, но на современном этапе развития теории анималотерапии разработок по практическому применению животных на занятиях с детьми мало.

Структура каждого занятия отражает различные коррекционно-развивающие цели:

  • совершенствование у ребёнка способности адаптироваться к жизненным различным ситуациям;
  • развитие активного отношения к жизни;
  • отработка механизмов межличностной коммуникации;
  • развитие воли и навыков самостоятельности;
  •  коррекция самооценки;
  • отработка механизмов психологической защиты в ситуации одиночества и разлуки;
  • снятие психо-мышечного напряжения;
  • обучение навыкам саморегуляции;
  • развитие эмоциональной сензитивности.

Задачи анималотерапии в работе с дошкольниками:

  • раскрытие дополнительных возможностей в поведении и личности ребёнка,
  • коррекционная работа с детьми, испытывающими страхи, трудности в адаптации и общении, имеющими неадекватную самооценку, нарушение в поведении.

Как у всякого метода, у анималотерапии есть свой инструментарий – это символы животных: образы, рисунки, сказочные герои, игрушки и настоящие животные, общение с которыми безопасно.

Функции анималотерапии:

  1. Психофизиологическая функция. Взаимодействие с животными может снимать стресс, нормализовывать работу нервной системы, психики в целом.
  2. Психотерапевтическая функция. Взаимодействие людей с животными может существенным образом способствовать гармонизации их межличностных отношений.
  3. Реабилитационная функция. Контакты с животными являются дополнительным каналом взаимодействия личности с окружающим миром.
  4. Функция самореализации. Одной из важнейших потребностей ребёнка является потребность в реализации своего внутреннего потенциала, потребность быть значимым для других, представленным в их жизни и в их личности.
  5. Функция общения. Одной из важнейших функций, которую могут осуществлять животные в процессе взаимодействия человека с ними – это функция партнеров общения.

Для организации НОД с элементами анималотерапии , важно определиться  как и с кем построить занятия:

  1. Группа  детей. Количество мальчиков и девочек предпочтительно одинаковое, число участников группы в оптимальном варианте 5-7 детей.
  2. Индивидуальная работа. Может быть любой ребёнок. Главное выбрать животное или игрушку животного учитывая индивидуальные особенности ребёнка. Чтобы ребенок не мог причинить вреда как себе, так и животному, вел себя адекватно заданной ситуации.

Следующая часть подготовки, это распланировать занятия:

  1. Вводная часть – это могут быть игры, упражнения направленные на положительное отношение к занятию, животному, педагогу, членам группы, на сплочение и эмоциональный настрой.
  2. Релаксационный тренинг – техники, снижающие психо-мышечное напряжение.
  3. Анималотерапевтические техники, игры, упражнения, сказки, инсценировки, связанные с использованием животных или их символов (образов, игрушек).
  4. Заключительная часть – арттерапевтические упражнения (рисунки, танцы, этюды) на выражение эмоционального состояния детей, рефлексии.
  5. Прощание – отработка механизмов расставания.

Приведённая схема не является жёстко обязательной и в соответствии с содержательной и целевой направленностью занятия может изменяться.

Использование методов анималотерапии в НОД:

  • Благотворно влияет на нервную систему: успокаивает, утешает, выравнивает дыхание и сердечный ритм.
  • Помогает неуверенным в себе детям преодолеть замкнутость и победить комплексы.
  • Тактильный контакт с маленькими мягкими зверьками расслабляет мелкую мускулатуру, снижает тревогу, эмоциональное напряжение и агрессию.
  • Дети учатся бережному и аккуратному отношению.

      Метод анималотерапии можно использовать в свободной деятельности или как часть НОД по рисованию, окружающему миру, физкультуры  и т.д. В процессе образовательной деятельности , дети принимают на себя роль какого-либо животного, копируют его поведение, повадки. При этом замкнутые, нерешительные, тревожные дети в образе собачки учатся быть активными, проявлять инициативу. И наоборот, активные, агрессивные, конфликтные дети в роли кошки, учатся сдерживать и контролировать свои эмоции и действия.  А так же сами воспитатели могут снять стресс наблюдая например за обитателями аквариума.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов:Проектный метод в работе с детьми дошкольного возраста

Метод проектов как педагогическая идея, технология и практика появился в середине двадцатого века. В этом методе отразился подход к образованию американского философа и педагога Дж. Дьюи. Дьюи исходил...

Использование арт-метода в работе с детьми дошкольного возраста

Арт – терапия относительно новый  метод психотерапии, получивший активное, бурное развитие в последнее время.Арт – метод в научно- педагогическом понятии – забота об эмоциональном самочувст...

Сказкотерапия как один из креативных методов в работе с детьми дошкольного возраста.

Есть еще немало людей, у которых термин "Сказкотерапия" вызывает улыбку и отношение как к "детскому" методу, но, познакомившись со сказкотерапией поближе, изменяют свое мнение. Сказкотерапия самый дре...

ТРИЗ- технологии в работе с детьми дошкольного возраста.Метод «Синектика» .

Учиться должно быть интересно. Сегодня это утверждение не требует доказательств. Главным условием развития личности ребенка является наличие привлекательных видов детской деятельности, предоставление ...

Сказкотерапия как один из креативных методов в работе с детьми дошкольного возраста.

Не бойся сказок. Бойся лжи.А сказка? Сказка не обманет.Ребёнку сказку расскажи —На свете правды больше станет.Валентин Берестов...

«Сказкотерапия как один из методов в работе с детьми дошкольного возраста».

Сказкотерапия как один из методов в работе с детьми дошкольного возраста. «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, ...