Главные вкладки

    использование нетрадиционных методов в работе с детьми дошкольного возраста
    методическая разработка на тему

    Гагарина Мария Юрьевна

    материал для воспитателей

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл animaloterapiya_dlya_pedagogov.docx22.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для воспитателей.

    Использование нетрадиционных методов в работе с детьми дошкольного возраста. Метод – анималотерапия.

              Анималотерапия (от латинского "animal" - животное) - вид терапии, использующий животных и их образы для оказания психотерапевтической помощи. Используются символы животных: образы, рисунки, сказочные герои, игрушки, а также настоящие животные, общение с которыми безопасно. 

             Одной из самых серьёзных социальных проблем, с которой сталкивается педагог ДОУ, является нарушение эмоционально-личностной сферы детей и недостаточное развитие коммуникативных навыков. Это обусловлено чрезмерной интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни. Именно поэтому необходимо использовать в работе нетрадиционные методы.  Одним из таких методов является анималотерапия . Как метод коррекции личностной сферы он существует давно и имеет глубокие корни, но на современном этапе развития теории анималотерапии разработок по практическому применению животных на занятиях с детьми мало.

    Структура каждого занятия отражает различные коррекционно-развивающие цели:

    • совершенствование у ребёнка способности адаптироваться к жизненным различным ситуациям;
    • развитие активного отношения к жизни;
    • отработка механизмов межличностной коммуникации;
    • развитие воли и навыков самостоятельности;
    •  коррекция самооценки;
    • отработка механизмов психологической защиты в ситуации одиночества и разлуки;
    • снятие психо-мышечного напряжения;
    • обучение навыкам саморегуляции;
    • развитие эмоциональной сензитивности.

    Задачи анималотерапии в работе с дошкольниками:

    • раскрытие дополнительных возможностей в поведении и личности ребёнка,
    • коррекционная работа с детьми, испытывающими страхи, трудности в адаптации и общении, имеющими неадекватную самооценку, нарушение в поведении.

    Как у всякого метода, у анималотерапии есть свой инструментарий – это символы животных: образы, рисунки, сказочные герои, игрушки и настоящие животные, общение с которыми безопасно.

    Функции анималотерапии:

    1. Психофизиологическая функция. Взаимодействие с животными может снимать стресс, нормализовывать работу нервной системы, психики в целом.
    2. Психотерапевтическая функция. Взаимодействие людей с животными может существенным образом способствовать гармонизации их межличностных отношений.
    3. Реабилитационная функция. Контакты с животными являются дополнительным каналом взаимодействия личности с окружающим миром.
    4. Функция самореализации. Одной из важнейших потребностей ребёнка является потребность в реализации своего внутреннего потенциала, потребность быть значимым для других, представленным в их жизни и в их личности.
    5. Функция общения. Одной из важнейших функций, которую могут осуществлять животные в процессе взаимодействия человека с ними – это функция партнеров общения.

    Для организации НОД с элементами анималотерапии , важно определиться  как и с кем построить занятия:

    1. Группа  детей. Количество мальчиков и девочек предпочтительно одинаковое, число участников группы в оптимальном варианте 5-7 детей.
    2. Индивидуальная работа. Может быть любой ребёнок. Главное выбрать животное или игрушку животного учитывая индивидуальные особенности ребёнка. Чтобы ребенок не мог причинить вреда как себе, так и животному, вел себя адекватно заданной ситуации.

    Следующая часть подготовки, это распланировать занятия:

    1. Вводная часть – это могут быть игры, упражнения направленные на положительное отношение к занятию, животному, педагогу, членам группы, на сплочение и эмоциональный настрой.
    2. Релаксационный тренинг – техники, снижающие психо-мышечное напряжение.
    3. Анималотерапевтические техники, игры, упражнения, сказки, инсценировки, связанные с использованием животных или их символов (образов, игрушек).
    4. Заключительная часть – арттерапевтические упражнения (рисунки, танцы, этюды) на выражение эмоционального состояния детей, рефлексии.
    5. Прощание – отработка механизмов расставания.

    Приведённая схема не является жёстко обязательной и в соответствии с содержательной и целевой направленностью занятия может изменяться.

    Использование методов анималотерапии в НОД:

    • Благотворно влияет на нервную систему: успокаивает, утешает, выравнивает дыхание и сердечный ритм.
    • Помогает неуверенным в себе детям преодолеть замкнутость и победить комплексы.
    • Тактильный контакт с маленькими мягкими зверьками расслабляет мелкую мускулатуру, снижает тревогу, эмоциональное напряжение и агрессию.
    • Дети учатся бережному и аккуратному отношению.

          Метод анималотерапии можно использовать в свободной деятельности или как часть НОД по рисованию, окружающему миру, физкультуры  и т.д. В процессе образовательной деятельности , дети принимают на себя роль какого-либо животного, копируют его поведение, повадки. При этом замкнутые, нерешительные, тревожные дети в образе собачки учатся быть активными, проявлять инициативу. И наоборот, активные, агрессивные, конфликтные дети в роли кошки, учатся сдерживать и контролировать свои эмоции и действия.  А так же сами воспитатели могут снять стресс наблюдая например за обитателями аквариума.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование арт-метода в работе с детьми дошкольного возраста

    Арт – терапия относительно новый  метод психотерапии, получивший активное, бурное развитие в последнее время.Арт – метод в научно- педагогическом понятии – забота об эмоциональном самочувст...

    Консультация для воспитателей Использование нетрадиционных методов в работе с детьми дошкольного возраста. Метод – анималотерапия.

    Консультация для воспитателей. Использование нетрадиционных методов в работе с детьми дошкольного возраста. Метод - анималотерапия....

    Использование нетрадиционных методик в работе с детьми дошкольного возраста: сказкотерапия.

    На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов обучения детей. С повышением внимания к развитиюличности ребёнка связывается возможность обновления и качественног...

    Мастер-класс «Использование кейс-метода в работе с детьми дошкольного возраста»

    Цель:- познакомить педагогов с одним из «продвинутых» активных методов обучения;- учить педагогов самостоятельно придумывать кейс-ситуации;- побуждать педагогов участвовать ...

    Мастер-класс «Использование кейс-метода в работе с детьми дошкольного возраста»

    ФГОС ДО и новый профессиональный стандарт требуют от воспитателей строить работу с детьми в современном формате. Одной из актуальных на сегодняшний день технологий является использование кейс-те...

    Мастер-класс «Использование кейс-метода в работе с детьми дошкольного возраста»

    Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Использование кейс-метода в работе с детьми дошкольного возраста»...