Консультация для педагогов:Проектный метод в работе с детьми дошкольного возраста
план-конспект урока по теме

Метод проектов как педагогическая идея, технология и практика появился в середине двадцатого века. В этом методе отразился подход к образованию американского философа и педагога Дж. Дьюи. Дьюи исходил из того, что роль детства не ограничивается подготовкой к будущей взрослой жизни. Детство само по себе полноценный период человеческого бытия. А это означает, что образование должно давать не только знания, которые понадобятся в будущем взрослому, но также знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребенку в решении его насущных жизненных проблем.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnyy_metod_-_konsultaciya_dlya_vospit.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Проектный метод в работе с детьми дошкольного возраста

Метод проектов как педагогическая идея, технология и практика появился в середине двадцатого века. В этом методе отразился подход к образованию американского философа и педагога Дж. Дьюи. Дьюи исходил из того, что роль детства не ограничивается подготовкой к будущей взрослой жизни. Детство само по себе полноценный период человеческого бытия. А это означает, что образование должно давать не только знания, которые понадобятся в будущем взрослому, но также знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребенку в решении его насущных жизненных проблем.

Иными словами, школа  это не место подготовки будущих взрослых, а место, где ребенка учат жить в окружающем мире, работать с другими людьми, и, в том числе, приобретать необходимые знания. Чтобы добиться этого, обучение должно ориентироваться на интересы и потребности детей и основываться на личном опыте ребенка. Одним из способов решения этой проблемы является метод проектов. Проект, который исполняют дети, должен вызывать в них энтузиазм, увлекать их, идти от сердца. Любое действие, выполняемое индивидуально, в группе, при поддержке педагога или родителей, дети должны самостоятельно:

  1. спланировать
  2. выполнить
  3. проанализировать
  4. оценить

Для этого они должны отчетливо понимать цель проекта. Поэтому, как правило, самыми удачными являются те проекты, которые инициированы самими детьми, соответствуют их запросам и интересам. То, что на первый взгляд кажется простым и неинтересным для взрослых, для ребенка представляет повышенный интерес.

В. Кильпатрик  сотрудник Дж. Дьюи, так определил три главных принципа новой педагогики:

  1. «внутренний» учебный материал (вытекающий из природы и интересов детей);
  2. целесообразная деятельность;
  3. обучение как непрерывная перестройка жизни и подъем ее на высшие ступени.

Метод [1] – дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это способ организации процесса познания. Под методом проектов подразумевается именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Он предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

Суть использования метода проектов заключается в том, что в процессе обучения дети создают некий проект игры, при работе над которым используют как теоретические знания, полученные на занятиях, так и практические, полученные ранее в процессе игры или личного опыта. Это существенно облегчает саму организацию игры, а также позволяет переносить некоторые действия в воображаемое «условное» пространство.

Проектный метод предполагает следующую последовательность действий педагога:

  1. Сначала некоторое количество времени на занятии посвящается теоретическому материалу, по которому будет создаваться проект.
  2. В процессе подачи теоретического материала следует уделять внимание формированию некой проблемы («что нужно сделать, чтобы отправить письмо?», «какие бывают музеи?», «как изготовить глиняную игрушку» «где живут саблезубые тигры?» в дальнейшем эти темы могут быть использованы при проектировании сюжетно-ролевой игры «Почта», «Идем в музей», «Мастерская глиняной игрушки», «Земля за миллион лет до нашей эры»), которую дети смогут разрешить при помощи полученных знаний.
  3. Когда задача сформулирована, она предлагается детям (лучше уже сложившейся паре) или одному ребенку вместе с родителями. Работа в паре предпочтительнее, так как в дальнейшем практически во всех видах деятельности детям придётся работать в коллективе, и полученный опыт работы в группе уже сам по себе полезен.
  4. Дальше группа, работающая над проектом, совместно с педагогом по возможности планирует работу и приступает к её выполнению. По ходу работы возникает потребность в дополнительной информации по предмету, которую дети могут получить самостоятельно из книг, Интернета, от родителей, от других специалистов работающих с группой или из иных источников. В этом случае мотивация очень высока. Практика показывает, что знания, добытые самостоятельно и с хорошей мотивацией наиболее прочны и эффективны.
  5. Созданный в результате проект является демонстрацией глубины усвоения предмета детьми. Дети, выполнившие некоторую серьёзную работу от начала и до конца, получают хороший стимул для дальнейшей учёбы, проходят очередной этап самоутверждения в жизни. И, конечно, они видят, как полученные знания находят практическое применение, что делает процесс обучения значительно более эффективным.

Тематика и содержание игровых проектов для детей старшего дошкольного возраста может быть очень разнообразной. В зависимости от степени развития игровой деятельности детей.

Ориентируясь на классификацию проектной деятельности предложенной Т.В. Фуряевой[2] можно выделить следующие виды проектов:

  1. исследовательско-познавательные проекты – совместное экспериментирование и последующее оформление результатов в виде газет, самодеятельных рукописных изданий, дизайнерских сооружений;
  2.  игровые проекты – предполагают использование элементов творческих игр, с вхождением в образ персонажей и решением поставленных проблем;
  3. информационно-практико-ориентированные проекты – сбор информации и её реализация (оформление и дизайн группы, разработка игровых модулей, составление планов схем, картотек и др.);
  4. творческие проекты  оформление результата деятельности в виде праздников, театрализованных представлений, презентаций продуктов совместного труда;
  5. досуговые проекты  спортивные и развлекательные мероприятия;
  6. комплексные проекты   смешанные типы по предметно-содержательному наполнению.

В качестве содержания совместной активности детей и взрослых могут выступать следующие тематические блоки: «Пространство», «Время», «Язык», «Деятельность».

I. В тематический блок «Пространство» могут входить следующие темы (выборочно по Фуряевой Т.В.): «Наш дом, или «территория любви»; «Мое и наше»; «Кто и что нас окружает»; «От дома до детского сада»; «Мы в таком большом мире».

П. В тематический блок «Время» входят такие дидактические единицы: «Как я родился»; «Бабушки, дедушки и другие родственники»; «Моя родословная»; «Мой день рожденья», «Что будет, когда...»; «Чей день длиннее».

III. Тематический блок «Язык» ориентирует на совместную деятельность детей и взрослых в рамках следующих тем: «Мы общаемся на «разных» языках»; «Язык чувств, язык слов и другие средства общения»; «Почему я тебя не понимаю»; «Я считаю до пяти, или как удержать своих драконов».

IV. Блок «Деятельность» представлен следующими дидактическими единицами: «Я сам и мы вместе»; «Правила нашей семьи»; «Традиции семьи»; «Мы играем, рисуем, поем»; «Вместе познаем мир»; «Работа по дому: кто в лес, кто по дрова?»; «Мама спит, она устала».

Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов.

1) постановка цели;

2) поиск формы реализации проекта;

3) разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;

4) организация развивающей, познавательной, предметной среды;

5) определение направлений поисковой и практической деятельности;

6) организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;

7) работа над частями проекта, коррекция;

8) коллективная реализация проекта, его демонстрация.

Используя метод проектов в работе со старшими дошкольниками, необходимо помнить, что проект  продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. На этапе разработки педагогами содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и организовать в ДОУ предметную среду таким образом, чтобы она являлась «фоном» к эвристической и поисковой деятельности.

Применяя этот метод, нужно учитывать, что все проекты в группе должны быть взаимосвязаны. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, самостоятельно или при участии педагога) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальный проект тот, для исполнения которого необходимы знания из различных областей, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. Разрешая конкретные жизненные задачи, строя отношения друг с другом, познавая жизнь, дети получают необходимые для этой жизни знания, причем не в дискретном виде, а в уже синтезированном, как это и бывает в реальной жизни, учатся самостоятельно учиться.

Для  дошкольного учреждения больше всего подходит не реализация реальных проектов, а игры[3], имитирующие реальные дела, литературные проекты, географические «путешествия» или «игровые проекты» по классификации Т.В. Фуряевой. Проекты являются методом комплексного изучения той или иной темы, вокруг которой мобилизуется и концентрируется внимание детей.

Важно:

- чтобы создался интерес и увлечение у детей,

- чтобы основные виды детской деятельности концентрировались на живом и жизненном материале.

Разберем организацию конкретного проекта в группе кратковременного пребывания на основе игры-путешествия. Игры-путешествия всегда привлекательны для детей, стремящихся совершить «путешествие» по неизведанным странам, испытать ряд приключений, почувствовать себя первооткрывателями, героями комиксов, фильмов. При проведении эксперимента по апробации программы «Мой мир»[4] для подготовки детей, не посещающих ДОУ к школе, в качестве краеведческого проекта было предложено совершить путешествие по улицам родного города. Целью этого проекта было познакомить детей с достопримечательностями родного города, расширить пространственные представления детей, дать детям возможность почувствовать сопричастность жизни родного города.

Вся группа была разбита на подгруппы по одному – два, три ребенка в зависимости от того, каким маршрутом ребенок добирался до здания детского сада, где проходили занятия с детьми. Каждая такая группа (вместе с родителями) должна была:

  1. составить карту маршрута от дома до детского сада, по каким улицам он идет;
  2. нарисовать маршрут на бумаге;
  3. определить выгоды и преимущества своего маршрута;
  4. отметить продолжительность движения;
  5. запомнить и описать достопримечательности, включая названия улиц, скверов, площадей.
  6. найти в специальной литературе, Интернете (совместно с родителями) историю возникновения названия той или улицы;
  7. узнать год и историю строительства наиболее известных зданий, памятников и т.д.
  8. изготовить макет известных зданий по своему маршруту.

Через месяц после начала занятий, в группе стоял макет мини-квартала, по которому шли «люди» (бумажные человечки), ехали пластилиновые и бумажные машинки, работали киоски, горели светофоры и т.д. Этот макет неоднократно использовался во время занятий, сюжетно-ролевой игры, пересказа, составления рассказа ребенком и т.д. Работа по данному проекту вполне удовлетворила педагога и родителей. У детей появилось умение пользоваться книгами, справочной литературой. Дети усвоили много новых сведений о родном городе, учились ставить вопросы и толково отвечать полными фразами. Проект вызвал интерес к собиранию вырезок и заметок о родном городе. Дети учились систематизировать полученный материал по степени важности, занимательности. Для этого было выделено несколько тематических папок, куда раскладывался полученный материал, включая детские рисунки.

Второй проект был более сложен, он стал реализовываться практически параллельно первому и получил название «Путешествие в тридесятое королевство». Сложность его была в том, что в данном проекте речь шла о том, чего на самом деле не существовало, поэтому он более соответствовал определению игры в проект. Целью проекта стало составление карты волшебной страны, знакомство с ее гражданами.

Сразу же встал вопрос о том, кто живет в этом королевстве. Детям пришлось вспоминать героев разных литературных произведений, кино - и мультгероев. Рисовать их, придумывать им дома, рисовать карту волшебной страны, размещать героев. Как только речь зашла о карте, вставал вопрос, а какие вообще бывают карты. Дети познакомились с физическими, политическими, географическими картами, картами на которых отмечались природные и минеральные ресурсы. Долго обсуждался вопрос о том, какую карту будут составлять они. Из дома дети приносили эскизы, рисунки, макеты волшебного королевства.

Говоря о тридесятом королевстве, как стране и о путешествии в эту страну был поднят вопрос, о том, каким способом дети будут туда добираться. Для этого пришлось искать в литературе все способы путешествия: волшебные зеркала, ковер самолет, серый волк, конек горбунок и т.д. Был создан специальный альбом, в котором были собраны рисунки детей со способами волшебных путешествий.

На музыкальных занятиях дети слушали музыку и песни из разных мультипликационных фильмов. Совместно с педагогом и родителями придумывали и рисовали одежду для любимых героев.

При реализации проекта активно использовался «уголок ряженья». Разыгрывались и использовались в сюжетно-ролевой игре сюжеты и сцены из известных и обсуждаемых в группе произведений.

На Новый год прошел бал-карнавал сказочных героев.

Подобные проекты часто являлись способом комплексного изучения той или иной темы, вокруг которой концентрировалось внимание детей. Особенно важно было, чтобы основные виды детских работ концентрировались на живом и жизненном материале; обращалось много внимания на совместную деятельность детей, на отношения между ними, на их умение разобраться в реальной жизни. Штанько И.В. предлагает следующую тематику игровых проектов, которые могут быть использованы в группе кратковременного пребывания по подготовке школе.

- игра-путешествие в подводное царство;

- сюжетно-ролевая игра «Театр»;

- игра «Строим город будущего»;

- «Путешествие в древний мир»;

- «Строим сказочный снежный городок».[5]

Применения и последовательность реализации метода проектов приводит Е.И. Казакова[6] рассматривая следующие проекты: «Театр», «Музей» и  «Научный журнал». Первоначальный выбор делают сами дети, отвечая на вопрос: «Что для меня интереснее  участвовать в постановке спектакля? Работать над созданием музейной экспозиции? Или издавать журнал?». Следует помнить том, чтобы выбор был сделан детьми полноценно, необходимо предложить им не менее трех тем. Как только выбор сделан, начинается следующий этап. Если ребенок решил принять участие в проекте «Театр», то педагог начинает обсуждение проекта с того, что надо сделать для постановки спектакля. Выбрать пьесу, а для этого прочитать несколько пьес. Понять выбранное, то есть читать, обсуждать, спорить. Узнать мнение специалистов. Понять характеры героев, ситуации в которых они оказались. Создать режиссерский замысел. Избрать режиссера и больше не мешать ему работать (работа режиссера обсуждается отдельно). Надо сформировать актерскую труппу. Надо научиться основам актерского искусства. Надо выучить роли и отрепетировать спектакль. Надо сконструировать декорации и сшить костюмы. Подготовить афиши, распространить билеты, пригласить гостей. Все шаги делаются последовательно, круг проблем постоянно расширяется, и по мере их решения расширяются знания и формируются умения детей в области литературы, истории, родного языка, психологии, живописи, драматического искусства, дизайна, актерского мастерства, рекламы и т. д. Конечно, можно было поступить и иначе заменить проект набором отдельных заданий. Педагог сам бы выбрал сценарий спектакля, распределил роли, музыкальный руководитель подобрал музыку и т. д. В данном случае задачи обучения подчинены целям созидания спектакля, музейной экспозиции или журнала. В этом суть метода в его прагматическом применении и полноте смысла. Конечно реализуя этот проект в группе кратковременного пребывания мы должны помнить о том, что мы не сколько реализуем сам проект «Театр», сколько проигрываем его в условно-игровом пространстве.

Например, работая над проектом организации экологического музея[7], в книжном уголке можно поставить яркие книги  энциклопедии для детей, альбомы с изображением растений, животных, птиц, «Красную Книгу» природы. На занятиях следует использовать дидактические игры на экологическую тему. В приемной можно повесить рисунки или плакаты экологического содержания (выполненные детьми совместно с родителями).

Содержание сюжетно-ролевых игр будет носить экологический характер: «Путешествие в подводное царство», «Зоологический магазин», «Зоопарк» и т.д.

К реализации проектов не зависимо от темы или сроков реализации необходимо подключать родителей, так как один ребенок с этой деятельностью не справится.

Последний этап проекта – обязательная презентация результатов, которая может быть представлена в разных вариантах:

  1. в виде газет, самодеятельных рукописных изданий, дизайнерских сооружений;
  2. творческих игр с вхождением в образ персонажей и решением поставленных проблем;
  3. оформление и дизайн группы;
  4. разработка игровых модулей;
  5. составление планов схем, картотек;
  6. в виде праздников, театрализованных представлений («День города», «Праздник десятого королевства»);
  7. презентации продуктов совместного труда;
  8. спортивных и развлекательных мероприятий;
  9. развлечения (чаепития);
  10. утренника (выпускной, новогодний бал);
  11. выставочной экспозиции, с обязательным проведением экскурсий.

На праздник приглашаются гости: родители, дети из групп детского сада, из класса начальной школы.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.



[1] Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие для студентов пед. вузов под редакцией д.п.н. Е.С. Полат - М. 2004.

[2] Фуряева Т.В., Старосветская Н.А. Детско-родительское сообщество: теория и практика социально-педагогического сопровождения: Учебное пособие к спецкурсу «Технология работы семьей. - Красноярск: РИО КГПУ, 2003.

[3] Эпштейн М. Метод проектов в школе двадцатого века. – Педагогический альманах, С-П., http://www.ort.spb.ru

[4] Колмогорова Л.С., Орлов А.Н., Никитина Л.А., Шварко Л.И., Давыдова О.И. Концепция предшкольного образования // Методические материалы предшкольной подготовки детей по программе «Мой мир». Барнаул: Изд-во БГПУ, 2005.

[5] Штанько И. В.Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста // Управление дошкольным образовательным учреждением.- №4.- 2004.

[6] Заир-Бек Е. С., Казакова Е. И. Педагогические ориентиры успеха. СПб., 1995.

[7] Штанько И. В.Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста // Управление дошкольным образовательным учреждением.- №4.- 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование арт-метода в работе с детьми дошкольного возраста

Арт – терапия относительно новый  метод психотерапии, получивший активное, бурное развитие в последнее время.Арт – метод в научно- педагогическом понятии – забота об эмоциональном самочувст...

Сказкотерапия как один из креативных методов в работе с детьми дошкольного возраста.

Есть еще немало людей, у которых термин "Сказкотерапия" вызывает улыбку и отношение как к "детскому" методу, но, познакомившись со сказкотерапией поближе, изменяют свое мнение. Сказкотерапия самый дре...

Консультация для воспитателей Использование нетрадиционных методов в работе с детьми дошкольного возраста. Метод – анималотерапия.

Консультация для воспитателей. Использование нетрадиционных методов в работе с детьми дошкольного возраста. Метод - анималотерапия....

Сказкотерапия как один из креативных методов в работе с детьми дошкольного возраста.

Не бойся сказок. Бойся лжи.А сказка? Сказка не обманет.Ребёнку сказку расскажи —На свете правды больше станет.Валентин Берестов...

«Сказкотерапия как один из методов в работе с детьми дошкольного возраста».

Сказкотерапия как один из методов в работе с детьми дошкольного возраста. «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, ...

Методы словарной работы с детьми дошкольного возраста .

Средний дошкольный возраст – это качественно новая ступень в развитии ребенка. На этом этапе происходит дальнейшее обогащение словаря, развивается способность к обобщению, это связано в первую очередь...