Главные вкладки

    Методы словарной работы с детьми дошкольного возраста .
    методическая разработка (средняя группа) на тему

    Баскакова Анна Владимировна
    Средний дошкольный возраст – это качественно новая ступень в развитии ребенка. На этом этапе происходит дальнейшее обогащение словаря, развивается способность к обобщению, это связано в первую очередь с расширением жизненного опыта ребенка и его круга общения со взрослыми и другими детьми.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya-2_baskakova.docx19.12 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методы словарной работы с детьми  дошкольного возраста .

    Средний дошкольный возраст – это качественно новая ступень в развитии ребенка. На этом этапе происходит дальнейшее обогащение словаря, развивается способность к обобщению, это связано в первую очередь с расширением жизненного опыта ребенка и его круга общения со взрослыми и другими детьми.

    В течение года словарь детей увеличивается особенно заметно возрастает количество употребляемых существительных и глаголов, происходит углубление понятий и связанное с ним усвоение значений слов. Появляются ярко выраженное критическое отношение к речи окружающих, а иногда и к собственной, попытки осмыслить значения слов, наблюдается подъем интереса к слову, что проявляется в многочисленных вопросах.

    Дети начинают пользоваться более точными наименованиями предметов, более разнообразно определяют предмет за счет уточнения его качеств (яблоко – сочное, вкусное, спелое), дифференцируют понятия (хороший, умный, ласковый, красивый – раньше все эти качества они называли универсальным словом хороший), используют больше глаголов для наименования однотипных действий (бежит, мчится, несется).

    Несмотря на увеличивающийся словарный запас, рост словаря отстает от роста представлений, появляется разрыв между пассивным и активным словарем, отсюда обилие в речи детей указательных местоимений и наречий (тот, этот, туда, такой).

    Главная  задача состоит в наполнении конкретным содержанием имеющихся у детей слов, уточнении их смысла, активизации в речи, также следует уделять внимание и правильному пониманию слов, точному употреблению их по смыслу, расширению активного запаса слов. Детей учат использовать антонимы для обозначения величины, цвета (большой – маленький, длинный – короткий, светлый – темный) \ продолжают развивать понимание и навыки употребления слов, выражающих видовые и родовые понятия, формируют умение использовать обобщающие слова (овощи, посуда, мебель, игрушки, одежда). Дети среднего дошкольного возраста легче замечают различия, поэтому сравнение начинается с выявления различий, а затем устанавливается сходство.

    Рассматривание предметов сопровождается беседой о материале, из которого они сделаны, о том, кем сделаны, усложнение занятий состоит и в том, что они, как правило, включают описание, загадывание и отгадывание загадок описательного характера, на этой основе постепенно вводятся загадки более сложного характера.

    Еще один вид занятий – беседа по игрушкам, для бесед лучше брать игрушки, изображающие животных (не более 3–4). Вначале внимание детей привлекают к тому, что они уже знают, далее рассматривается и обсуждается незнакомое (грива, копыта у лошади). Привлекается детский опыт (где видели животное, что читали о нем). В процессе беседы целесообразно использовать загадки, песенки, стихи. Более сложно для детей описание игрушек и составление загадок по ним. Описание может проводиться в форме игр «Найди и опиши», перед составлением загадок воспитатель рассматривает с детьми игрушки, выделяет их признаки, затем загадывает в качестве образца загадку об одной из них. Предлагает детям придумать свои загадки, если дети затрудняются, то педагог прибегает к наводящим вопросам. Средством закрепления и активизации словаря в средней группе является картина, дети пятого года жизни дают более разнообразную характеристику изображенного, их учат понимать общий смысл картины («О чем картина?»), составлять описание, классифицировать картинки по родам и видам.

    В средней группе проводят те же дидактические игры, но материал для них подбирают в соответствии с лексическим запасом детей, увеличивается количество предметов (картинок) и их признаков, которые выделяются в игре. Игры «Угадай, что спрятали», «Посмотри и запомни», «Чудесный мешочек», могут содержать разные дидактические задачи: закрепление наименований предметов и игрушек; описание их на основе зрительного восприятия и без опоры на наглядность; сравнение по цвету, размеру, форме, назначению; классификация; закрепление грамматических форм слова; употребление слов, обозначающих пространственные отношения.

    Таким образом, усложнение словарной работы связано, в первую очередь, с расширением и углублением знаний об окружающем мире. Большое внимание уделяется обогащению словаря словами, которые придают речи ребенка точность и выразительность, помогают выражать впечатления и переживания: кудрявая стройная береза, солнечный денек, березовая роща, еловая чаща, узкая тропинка, зеленый луг, любоваться красивым цветным ковром, поляна.

    В процессе наблюдений, рассматривания предметов, игрушек, картин обращается внимание на само слово, поощряется интерес детей к названиям предметов, их признаков, действий с ними. Перед детьми ставится задача выбора наиболее точного слова. Ее решение сопровождается пояснениями воспитателя, как лучше сказать.

    Постепенно педагог начинает предлагать задания на подбор эпитетов, антонимов, синонимических рядов без наглядного материала, в словесных играх «Какое что бывает», «Кто больше слов скажет про куклу, мяч», «Назови ласково». Важно, чтобы материалом для этих игр служили слова, относящиеся к разным частям речи, и главное – хорошо знакомые детям. В играх развиваются внимание детей к слову, умение выбирать подходящее по смыслу слово в определенном словосочетании, предложении.

    Большее место, занимает работа над многозначными словами, внимание детей продолжают привлекать к многозначным словам; выделяют новые значения в уже известных им словах, при этом многозначное слово выделяется голосом (ручка у куклы; ручка у двери; ручка, которой пишут). Детям предлагают подумать, про что, например, можно еще сказать слово идет: идет мальчик, идет поезд, идет время.

    Для ознакомления детей с многозначными словами в средней группе используют наглядность (предметы, игрушки, картинки, рисунки, фотографии), а также драматизации и инсценировки такие занятия носят сюжетный характер, они объединены одним персонажем – куклой Таней. В игровой форме дети учатся пользоваться многозначным словом погладить (котенка, собачку, зайчика, утюгом одежду). На последующих занятиях подбирают антонимы к прилагательным и глаголам (котенок убежал – Таня печальная, грустная, загрустила; котенок вернулся – Таня повеселела, обрадовалась,) и придумывают рассказы про Таню, как она сначала была грустной, а затем стала веселой. Словарные игры и упражнения могут содержать задания на использование многозначных слов, синонимов, антонимов, словосочетаний в связных высказываниях о предметах и игрушках, картинках, а также в высказываниях на темы из личного опыта.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для педагогов ДОУ на тему:«Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».

    Консультация предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по развитию словарного запаса у дошкольников....

    Методы и приемы словарной работы с детьми раннего возраста

    Словарная работа в каждой группе проводится на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей словаря, психического развития в целом, а также текущих воспитательных задач....

    Сообщение из опыта работы "Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста"

    Сообщение из опыта работы  "Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста"...

    Методы и приёмы словарной работы в ДОУ.

    Методы и приёмы словарной работы в ДОУ....

    Методы формирования словарной работы в старшем дошкольном возрасте.

    Ребенок старшего дошкольного возраста существенным образом отличается от ребенка 4 – 5 лет. Ребенок начинает мыслить на основе общих представлений, его внимание становится более целенаправленным, усто...

    Метод.объединение. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОСОБИЯ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ. СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

    В данном материале представлено выступление на метод.объединение "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОСОБИЯ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ. СЛОВАРНАЯ РАБОТА". А так же показано многофункцио...