Сообщение из опыта работы "Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста"
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа) на тему

Клейменова Марина Викторовна

Сообщение из опыта работы  "Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obogashchenie_slovarnogo_zapasa.docx19.7 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы

 Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста

Воспитатель Клейменова М.В.

Введение

В основу программы и материалов для занятий в младшей и средней группах положены результаты исследований, проведенных в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания АПН (ныне - Институт психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования) под руководством ФА. Сохина и О.С. Ушаковой.

В создании конспектов занятий принимали участие Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, Е.М. Струнина, Г.П. Белякова, А.И. Максаков, АГ. Там-бовцева, ГА. Тумакова. Игры и упражнения создавались на основе проведенных исследований сотрудниками и соискателями лаборатории развития речи — АИ. Лаврентьевой, Г.И. Николайчук, АА Сма-гой, Л.Г. Шадриной, Т.М. Юртайкиной, Н.В. Гавриш.

Структура занятий по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы: обогащения и активизации словаря, работы над смысловой стороной слова, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи, развития элементарного осознания языковых явлений. Именно взаимосвязь разных речевых задач создает предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков.

В основе предлагаемой системы лежит комплексный подход, при котором на одном занятии и чаще всего на одном материале решаются разные речевые задачи. Следует особо подчеркнуть мысль о едином материале, поскольку в современной практике считается, что сочетание задач необходимо, а единое содержание совсем необязательно.

Важность принципа единого содержания состоит в том, что внимание детей не отвлекается на новые персонажи и пособия, и грамматические, лексические и фонетические упражнения с ними проводят на уже знакомых словах и понятиях. Поэтому переход к построению связного высказывания становится для ребенка естественным и нетрудным.

Каждое занятие решает и воспитательные задачи. У детей развиваются культура речевого общения в широком смысле этого понятия, нравственные качества, формируются этические представления и нравственные чувства.

Словарная   работа во второй младшей группе

Основное внимание уделяется накоплению и обогащению словаря на основе расширения знаний и представлений из окружающей ребенка жизни; активизации разных частей речи, не только существительных, но и прилагательных, глаголов.

Необходимо научить различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, отвечая на вопросы: что это? кто это?, видеть их особенности, выделять характерные признаки и качества (какой?), а также действия, связанные с ними, их состоянием и возможными действиями человека (что делает? что с ним можно делать?). Такое обучение проводится в играх «Что за предмет?», «Кто что умеет делать?».

От называния видимых и ярких признаков предмета (игрушки) нужно переходить к перечислению его свойств и качеств (игра «Кто больше скажет слов о яблоке, какое оно?» и др.).

При назывании действий объекта ребенка учат видеть начало и конец действия (игра с картинками «Что сначала, что потом?» и др.).

Детей знакомят с обобщающими понятиями («одежда», «посуда», «игрушки») и учат употреблять эти понятия в речи. На наглядной основе дошкольники учатся различать слова с противоположным значением (большой — маленький, высокий — низкий), сравнивать предметы (игрушки, картинки).

В целом словарная работа направлена на подведение ребенка к пониманию значения слова, обогащение его речи смысловым содержанием, т.е. на качественное развитие словаря.

Словарная   работа в средней группе

Особое внимание на этом возрастном этапе уделяется правильному пониманию ребенком значений слов, дальнейшему обогащению активного словаря.

В активный словарь дошкольников вводят названия предметов, их качеств, свойств, действий (существительные, прилагательные, глаголы). Уточняются обобщенные понятия: «игрушки», «одежда», «мебель», «овощи», «посуда». Проводятся упражнения на подбор к заданным словам определений.

Дети учатся понимать смысл загадок, сравнивать предметы по размеру, цвету, величине, подбирают действия к предмету и предметы к действию. Параллельно осуществляется работа, ориентированная на правильное употребление ребенком слов, обозначающих пространственные отношения.

Необходимо также воспитывать у ребенка интерес к слову, потребность узнавать значение новых слов, умение замечать незнакомые слова в чужой речи, составлять из слов словосочетания и предложения (игры «Какое что бывает», «Что умеет делать... ветер вьюга, солнце» и др.). Одновременно можно развивать у детей представление о многозначности слова (идет можно сказать про человека, автобус, часы, мультфильм).

Важное место в системе речевой работы занимают упражнения на узнавание и подбор слов, близких и противоположных по смыслу (синонимы и антонимы) (дети, мальчики и девочки, ребята; сладкий горький).

При ознакомлении с многозначными словами (лапка, ручка) целесообразно использовать наглядные пособия (рисунки, иллюстрации). Важно, чтобы многозначные слова были представлены разными частями речи (лежит, льет, бьет; ножка, нос, молния; сильный, слабый). Кроме того, дошкольников можно знакомить и с происхождением некоторых слов («Почему гриб, растущий под березой, называют подберезовиком, а цветок — подснежником!»).

В разнообразных играх («Кто (что) может быть легким, тяжелым, добрым, веселым?», «Продолжи цепочку слов» и др.) ребенок учится не только соотносить слова по смыслу, но и давать толкование слова, словосочетания.

Усложнение учебных задач осуществляется постепенно. От объяснения отдельных слов дети переходят к составлению словосочетаний, затем предложений и, наконец, выполняют задания на составление рассказов с многозначными словами, т.е. переносят усвоенные лексические навыки в связную речь.

Литература

  1. Развитие речи детей 3-5 лет. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. О.С. Ушаковой. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 192 с. - (Развиваем речь).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ на тему:«Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».

Консультация предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по развитию словарного запаса у дошкольников....

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».

Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со ...

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, тел...

Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста

Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок долже...

Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста

Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста...

Консультация для педагогов «Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок долже...

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».

Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок долже...