Прогулки-походы в природу в системе экологической работы с детьми старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа) по теме

Бакина Надежда Александровна

Формой экологической работы с детьми, которая  позволит в полной мере и объеме обеспечить удовлетворе­ние всего спектра когнитивных, аффективных и поведенческих по­требностей ребенка являются прогулки- походы в природу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Прогулки-походы в природу в системе экологической работы с детьми старшего дошкольного возраста

Бакина Н.А., МБДОУ№111,воспитатель

Объективно обусловленная потребность в модернизации всех ступеней системы образования и связанные с ней особенности государственной политики в области современного дошкольного образования (а именно, принятие Министерством образования и науки РФ «Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования») несомненно, требуют изменения подходов  как к определению содержания, так и способов организации педагогического процесса ДОУ.

Кардинальные перемены, произошедшие в последние годы в социокультурной жизни нашего общества, привели к тому, что современный ребёнок обладает максимумом возможностей для активного познания окружающей его действительности.

Особый интерес детей привлекает мир природы - такой яркий, необычный и загадочный. Более того, современных детей уже не столько интересуют отдельные предметы, объекты и явления природы, сколько те связи и зависимости, которые в мире природы существуют. Оценивая события и явления окружающей его жизни с разных точек зрения, современный дошкольник ориентирован на познание в том числе связей и зависимостей, обусловливающих процесс коэволюционного взаимодействия человека и природы. Его интересуют проблемы, связанные с охраной и преумножением природных богатств.

Вместе с тем, успешность реализации ребенком данных потребностей во многом зависит от тех условий, которые созданы в образовательном учреждении.

Наше образовательное учреждение - МБДОУ центр развития ребенка № 111 г. Нижнего Новгорода уже более 15 лет занимается проблемами экологического образования дошкольников. За этот период времени творческим коллективом нашего образовательного учреждения в рамках инновационно - экспериментальной деятельности была разработана программа эмоционально - познавательного развития дошкольников «Край родной» и методический комплекс к ней, отражающий не только содержательную, но и методико- технологическую составляющую организуемой нами системы экологической работы с детьми.

В рамках данной публикации  раскрывается содержание наработанного  опыта по использованию прогулок-походов в природу

как средства экологического развития детей старшего дошкольного возраста.

 Старший дошкольный возраст - это возрастной период кардинальных изменений, происходящих и в когнитивной, и в аффективной, и в поведенческой сферах детей. Произошедшее к 5 годам значительное расширение кругозора стимулирует проявление ребенком активного интереса к широкому спектру природных явлений. Более того, дети начинают осознавать себя как неотъемлемую часть природы, без общения, постоянного взаимодействия с которой жизнь человека не может быть полноценной. В данный возрастной период у детей сохраняется и потребность в активной деятельности в природе, реализовать которую ребенок может только лишь при условии целенаправленного планомерного и систематического отбора и использования в образовательном процессе специальных форм, методов и приемов работы.

Формой экологической работы с детьми, которая  позволит в полной мэре и объеме обеспечить удовлетворение всего спектра когнитивных, аффективных и поведенческих потребностей ребенка являются прогулки- походы в природу, которые

•        позволяют оптимально интегрировать экологическое содержание со всеми видами детской деятельности;

•        создают условия для реализации активной позиции ребёнка в процессе познания мира природы;

•        стимулируют самостоятельность детей в процессе организации наблюдений и экспериментирования в природе, направленных на решение ситуаций проблемного характера;

•        поддерживают активность ребёнка в познавательной и двигательной деятельности.

Кроме того, прогулки-походы в природу рассматриваются  как одна из форм организации активного отдыха детей, а также как форма организации комплексной тематической прогулки.

Первым этапом  деятельности стало проведение мониторингового исследования, ориентированного на изучение уровня познавательного и эмоционального развития детей в процессе  взаимодействия с миром природы.

Так, изучив уровень развития субъективной познавательной активности детей посредством методики Д.Б.Годовиковой, были получены следующие данные:

1.        65% детей находятся на высоком уровне развития интереса к миру природы. Детей интересуют новые связи и зависимости, существующие в природе, они готовы прилагать усилия и преодолевать трудности в познании новых свойств и качества  предметов, объектов, явлений мира природы. У них сформирована система представлений о плохих и хороших поступках по отношению к природным объектам. Дети адекватно оценивают как свои поступки по отношению к  природным объектам, так и поступки окружающих (как сверстников, так и взрослых).

2.        У 35% детей отмечается средний уровень развития познавательного интереса к природе, о чем свидетельствуют следующие факты: имеющиеся у детей знания, информация о мире природы не является активным стимулятором их познавательных потребностей, Дети или совсем не интересуются связями и зависимостями, существующими между предметами и явлениями природы, или затрудняются в их установлении. При возникновении трудностей, связанных с познанием природы или полностью утрачивают интерес к исследуемому предмету или объекту, или обращаются за помощью к взрослому. Сложности вызывает и оценка поведенческих проявлений, касающихся соблюдения правил взаимодействия с миром природы.

Изучение уровня эмоционального развития и характера отношения к миру природы детей старшего дошкольного возраста показало, что у 56% детей при взаимодействии с природными объектами доминируют эмоции положительной модальности. Они проявляют заботу, доброту отзывчивость, желание прийти нет помощь.

Вместе с тем, у 44% детей в ситуациях, связанных с взаимодействием с природой, зафиксированы эмоции отрицательной модальности. Из них у 21% отмечена склонность к агрессивному поведению, у 23% - повышенная тревожность.

Учитывая, что базовой формой экологической работы с детьми были определены походы-прогулки, как направление мониторинга стало и изучение физических данных детей, а именно - выносливости, быстроты реакций, уровень развития координации движений и некоторые другие показатели.

Полученные результаты мониторингового исследования позволили спроектировать план-программу второго этапа  деятельности, направленной на компенсацию познавательного и эмоционального развития детей в процессе организуемых прогулок - походов в природу.

Задачи работы:

1.        Развивать у детей интерес к природе, желание активно познавать  и взаимодействовать с природными объектами с учётом индивидуальных особенностей и предпочтений детей.

2.        Развивать самостоятельность детей при организации познавательно - исследовательской деятельности.

3.        Воспитывать основы гуманно - ценностного отношения к природе.

Опираясь на результаты исследований Глазыриной Л.Д., Пономарёвой Н.А. , Шишкиной В.А. ,  были определены требования к организации и проведению прогулок - походов.

1.        Каждый поход должен быть эмоционально значимым для ребёнка. Для этого разрабатывались интересные маршруты путешествий, обеспечивающие активное взаимодействие детей с разнообразными природными объектами.

2.        С учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, сезона года и дальности в прогулках-походах в природу  предусматривались соответствующие физические нагрузки.

3.        Каждая прогулка-поход предусматривал определённое туристическое снаряжение, которое менялось в зависимости от сезона года.

4.        Каждая прогулка-поход проходила по определённым правилам, которые разрабатывались совместно взрослыми и детьми.

5.        Прогулка-поход в природу будет успешным только в том случае, если будет соблюдена ее структура. Определяются структурные составляющие прогулок – походов: дорога до места назначения (конечный пункт); игры, наблюдения, отдых на конечном пункте; возвращение в ДОУ (обратная дорога).

6.        В зависимости от сезона года и состояния погоды структура прогулки-похода должна меняться.

Также, прежде чем отправиться в поход, необходимо провести соответствующую предварительную работу с детьми:

•        обговорить маршрут;

•        определить правила поведения  как во время прогулки - похода, так и правила взаимодействия с природными объектами, правила игр и т.д.;

•        подготовить необходимое снаряжение к походу (рюкзачки, фляжки для воды и т.д.).

 Была разработана и реализована система прогулок - походов в природу для детей старшего дошкольного возраста.

Тематика прогулок-походов в природу:

Осень: «Путешествие по осенним дорожкам»- сентябрь,

«Поход на берег Оки» - октябрь,

«Путешествие в парковую зону» - ноябрь;

Зима: «Путешествие по зимним дорожкам» - декабрь,,

«Река зимой» - январь,

«Зима в парке» - февраль;

Весна: «Путешествие по весенним дорожкам» - март,

«Ледоход на реке Оке» - апрель,

«Весна в парке» - май,

Лето: «Цветы на лугу» - июнь,

«Деревья в парке» - июль,

«Поход на берег Оки» - август.

Также, при опоре на результаты исследования Шалыгиной Г.В. ,  был разработан примерный план физических нагрузок по месяцам (см. табл.1).

Как было отмечено выше, физические нагрузки корректировались, во-первых, в зависимости от физического и эмоционального состояния детей и, во-вторых, - погодных условий. Также  учитывали, что физическое напряжение во время похода определяется не только расстоянием  и продолжительностью  пути. Большее значение имеет состояние дороги, темп и качество ходьбы, включение таких интенсивных движений, как бег, прыжки, частота и продолжительность отдыха.

Таблица 1

План физических нагрузок

Месяц

Общее расстояние (км)

Продолжительность

Сентябрь

1,0

1 ч.

Октябрь

1,5

1 ч.

Ноябрь

1,5

1 ч.

Декабрь

2,0

1 ч.15 мин

Январь

2,0

1 ч,15 мин

Февраль

2,5

1 ч.30 мин

Март

3,0

1 ч.45 мин

Апрель

3,0

2 ч.

Май

3,5

2 ч.30 мин.

Июнь

4,0

2 ч.45 мин

Июль

4,5

2 ч. 45 мин

Август

5,0                    

3 ч.

Чтобы избежать однообразия и монотонности, во время похода периодически меняли способы передвижения. Например,  предлагали детям сбежать с горки, по узкой тропинке проскакать на одной ножке, несколько раз перепрыгнуть через ручеёк, встретившийся на пути, часть пути пройти быстрее или, наоборот, медленнее и т.д. Исходя из принципа индивидуализации, детям, имеющим хорошую физическую подготовку, предлагали более сложные задания, чем детям, имеющим более низкий уровень физической подготовки. По дороге к условному месту  через каждые 15 -20 минут  организовывали кратковременный отдых, во время которого старались активизировать процесс взаимодействия детей с миром природы: проводили наблюдения за состоянием погоды, природными объектами, игры экологического содержания, игры-тренинги и т.д.

Одной из задач проулок - походов мы определяли активное познание детьми окружающей природы и воспитание внимательного, бережного отношения к ней. Для решения этой задачи, достигнув места назначения, детям предлагалось несколько вариантов деятельности:

•        провести исследование состояния природного объекта;

•        понаблюдать за состоянием неживой природы (небо, солнце, снег лужи, снежный наст и т.д.);

•        отправиться на поиски даров природы: найти камешки, жёлуди, коряжки, шишки и т.д.;

•        отметить что- то интересное, необычное в окружающей природе;

•        оказать посильную помощь природным объектам;

• обратиться к природе с добрыми словами и пожеланиями и

т.д.

Планируя отправиться в такой необычный поход,  заранее, совместно с детьми, изготавливали небольшие плакаты, имеющие природоохранную направленность, которые брали с: собой. Организуя эту работу с детьми,  обращали их внимание на то, что необходимо бережно обращаться с каждой травинкой, каждым кустиком, цветочком, любым живым существом, и даже придумали совместно с детьми такое стихотворение:

Если ты природе друг - будет зелено вокруг,

Ты природу уважай, птиц, зверей, не обижай.

     Пусть птенцам и маленьким зверятам

     Хорошо живётся с нами рядом.

Оно стало девизом нашей походной деятельности.

Во время прогулки-похода  обращалось внимание и на то, чтобы каждый ребёнок мог проявить своё «Я»: найди красивый камешек, выполнить необычное движение, самостоятельно организовать и провести игру со сверстниками, показать какое-то новое только что придуманное движение, рассказать красивое стихотворение, провести наблюдение за живыми объектами природы и т.д.

Поскольку дети сами разрабатывали правила, сами они и контролировали их выполнение. Например, расшумевшимся сверстникам они могут напомнить о том, что нужно соблюдать тишину около природных объектов, чтобы не спугнуть птиц. Или нельзя рвать всё то, что растёт, потому что это живое и т.д.

Организуя детскую деятельность в процессе взаимодействия с природными объектами, стремились к тому, чтобы она была эмоционально окрашена. Для этого использовались следующие приёмы: слушание звуков природы, тактильные контакты с природными объектами: почувствовать теплоту дерева, нежное прикосновение листьев, мягкость травяного покрова и т.д. А заканчивалось  каждое общение с природой своеобразным ритуалом, во время которого дети обменивались впечатлениями о том, какое интересное открытие они сегодня сделали для себя общаясь с природой  (например, «Я почувствовала, что дерево радо нашей встрече» - Маша К., «Я увидел, река уносит льдины, наверное, старается поскорее от них избавиться, потому что они её придавили» - Дима К., «Я услышала, как птицы разговаривают друг с другом, прямо по настоящему, по- птичьи» - Варя С. и т.д.).

По окончании каждой прогулки-похода проводится работа по закреплению представлений, полученных во время путешествия, обмен мнениями, отражение впечатлений в игровой, изобразительной, двигательной, поисково-исследовательской и других детской деятельности. Так, принесённые из похода дары природы, дети используют в непосредственно образовательной деятельности, рассматривая и составляя рассказы, дидактические игры, например «С какого дерева листок», «Угадай по описанию», «Найди сходство и различие двух одинаковых шишек, ракушек, желудей и т.д.».

После каждой прогулки-похода  определяли его результативность в соответствии со следующими критериями:

•        эмоциональное состояние детей - подавленное или бодрое и весёлое;

•        познавательный интерес - дети хотят узнать что-то новое, например, об облаках, за движением которых они наблюдали во время похода; или о природных барометрах, с которыми познакомились во время привала и т.д.

•        потребность поделиться впечатлениями со взрослыми и сверстниками: обсуждение увиденного, рассказы о походе;

•        бережное отношение к природному материалу, принесённому из похода;

•        отражение впечатлений в самостоятельной игровой деятельности дегтей;

•        стремление организовывать совместную двигательную деятельность в течение дня.

Проведение повторного мониторинга - после реализации выше описанной системы работы с детьми, показал, что для 87% детей типичен устойчивый интерес к познанию мира природы, связей и зависимостей, в ней существующих. Повысился и уровень эмоциональной отзывчивости детей, направленной на природные объекты. У детей сформированы не только понятия о плохих и хороших поступках в природе, но они могут и объяснить их последствия.

Таким образом, можно  сделать вывод, что разработанная  система прогулок-походов в природу обеспечила положительную динамику в плане развития не только познавательной сферы, но и личностных характеристик детей и может активно быть использована в системе экологической работы с детьми старшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционно-двигательных упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.

Данное пособие посвящено актуальной, но мало изученной  и разработанной в литературе  теме:  роли танцевально-ритмических движений в комплексе коррекционно-воспитательных мер по п...

Описание опыта работы на тему: "Система работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культурному наследию казачества Белогорья"

Описание опыта работы на тему: "Система работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культурному наследию казачества Белогорья"...

Педагогическая система работы «Использование здоровье сберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста »

quot;Болеет без конца ребёнок.Мать в панике, в слезах: и страх и грусть.- Ведь я его с пелёнокВсегда в тепле держать стремлюсь.В квартире окна даже летомОткрыть боится – вдруг сквозняк,С ним,...

Прогулки - походы в природу как одна из инновационных форм в системе экологической работы с детьми старшего дошкольного возраста

 Жизнь человека тесно связана с природой, которая для неё всегда была источником материальных и духовных сил. Но сегодня человечество столкнулось с множеством проблем, вызванных потребител...

Система коррекционно - развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста: Развитие речевой коммуникации у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста

Проблема речевого недоразвития является одной из актуальных в логопедии. Её значимость определяется не только распространённостью речевой патологии у детей, но и тем влиянием, которое оказывает речево...