Описание опыта работы на тему: "Система работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культурному наследию казачества Белогорья"
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему

Заричанова Оксана Александровна

Описание опыта работы на тему: "Система работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культурному наследию казачества Белогорья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_opya_zarichanova_o._a.doc167.5 КБ

Предварительный просмотр:

Заричанова Оксана Александровна

Содержание:

Информация об опыте…………….……………………….3

Технология опыта………………………………………….6

Результативность опыта…………………………………...13

Библиографический список….............................................18

Приложение к опыту ……………………………………...19


Раздел I. Информация об опыте

Условия возникновения опыта.

Данный опыт работы был сформирован в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида «32 «Журавушка» города Губкин Белгородской области. Детский сад расположен в микрорайоне Журавлики в центре жилого массива, вблизи культурных и спортивных центров, кафедрального Спасо – Преображенского собора духовного центра города. Это молодой микрорайон. Большую часть населения города составляют молодые семьи, в возрасте до 40 лет. В дошкольном учреждении функционируют 10 групп. Дошкольное образовательное  учреждение осуществляет работу по духовно – нравственному воспитанию дошкольников через знакомство с историей родного края, его историческими корнями, которые являются одной из приоритетных задач.  

Автор опыта считает, что именно культура прошлого должна войти в душу каждого ребенка, положить начало возрождения интереса ко всему, что его окружает. Знакомство с историей нашего края, национальными особенностями помогают повысить интерес к народным истокам, познакомить с культурой казаков. Автор опыта считает, что прививать чувство любви к своей Родине, к краю, к дому, где родился, вырос и живешь, надо в дошкольном возрасте. Тогда, когда закладываются основы нравственности, формируются в процессе воспитания любовь к своим родным людям и к своей стране. Поэтому автор опыта считает что, необходимо разбудить у детей чувство любви к своей малой Родине, дать понять, что это их земля, их страна, бескрайние степи и поля, сады, реки – гордость нашего края – все принадлежит им, как потомкам первых переселенцев - казаков, приемникам их традиций.

Началом работы стало проведение диагностики знаний об истории родного края, об образе жизни людей в старину, их трудовой  деятельности, о различных видах труда народных ремесел, народной культуре. Были использованы методики П.В. Степанова, Д.В. Григорьева. Результаты диагностики показали, что у дошкольников недостаточно сформированы знания о культуре казачества. Полученные данные позволили отметить следующее:

1.Знания об истории родного края:

высокий – 11%, средний – 30%, низкий – 59%.

2.Знания об образе жизни людей в старину:

высокий – 15%, средний – 26%, низкий – 59%,

3.Знания о трудовой деятельности:

высокий – 10%, средний – 32%, низкий – 58%,

4.Знания о различных видах труда народных ремесел:

высокий – 10%, средний – 35%, низкий – 55%,

5.Знания о народной культуре:

высокий – 12%, средний – 31%, низкий – 57%.

Возникновение данного опыта связано, прежде всего, с тем, что дети дошкольного возраста хотят больше узнать о традициях казачества, об истории родного края, об образе жизни людей в старину, их трудовой деятельности, о различных видах труда народных ремесел, народной культуре, поближе познакомиться с обрядами, православными праздниками, народными, дидактическими, подвижными, хороводными играми, песнями.

Актуальность опыта.

Одной из важных задач нашего общества является воспитание подрастающего поколения готового к принятию ответственности за судьбу страны и ее безопасность. Это особенно важно в связи с существованием негативных тенденций в воспитании подростков и молодежи нашего общества. Рост децелерации (отсутствие цели в жизни) среди молодого поколения требует принятия адекватных ситуации решений, поиска организационных, педагогических средств, форм и методов воспитания молодежи, которой вскоре предстоит принять на себя ответственность за судьбу России. И, прежде всего, этот поиск осуществляется в осмыслении народных казачьих традиций, как исторически проверенным в опыте воспитания достойных граждан своего Отечества. Воспитание ребёнка в казачьих традициях способно привить детям дисциплину и чувство иерархии, внушить уважение к ценностям.

Автор опыта считает, что в период обновления дошкольного образования значительно возрастает роль народной культуры казачества как источника гармонизации деятельности ребёнка и развития его творческого потенциала. Обобщение опыта работы основано на изучении и внедрении в образовательный процесс различных форм народной культуры казачества. Таким образом, возрождение культурного наследия казачества начинается с воспитания чувства гордости и любви к своей Родине.

Важно с ранних лет научить ребенка понимать культуру своего народа, потому что именно в дошкольном возрасте повышается познавательная активность, интерес к миру, желание узнавать новое. Создается фундамент для последующего развития детей, потому что, только зная историю своего края, ребенок сможет, полюбит его. «Воспитать гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину» - задача особенно актуальна сегодня и не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа.

Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью повысить уровень знаний дошкольников о культуре и истории казачества и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях традиционного воспитания.

Ведущая педагогическая идея опыта  заключается в воспитании гражданина и патриота знающего о культурном наследии Белгородского казачества.

Длительность работы над опытом.

Работа по опыту включает специально организованную учебно-игровую деятельность и представляет собой систему работы с детьми цикличностью 3 года с поэтапным решением поставленных задач, и реализуется в условиях детского сада.

Работа над опытом охватывает период с сентября 2011 года по май 2013 года.

1 этап – начальный (констатирующий) сентябрь 2011 – ноябрь 2011этот период предполагал обнаружение проблемы, подбор диагностического, наглядного материала и выявление знаний дошкольников о жизни и традициях казаков.

2 этап – основной (формирующий) декабрь 2011 – март 2013, на котором осуществляется работа по формированию конкретных представлений о жизни и традициях казаков. Это осуществлялось с помощью внедрения игровых технологий, занятий, бесед, игр, упражнений.

3 этап – заключительный (контрольный) март 2013 –май 2013 повторная диагностика с целью выявления динамики сформированности знаний о жизни и традициях казаков.

Диагностика на заключительном периоде доказала успешность выбранной технологии для решения обозначенной педагогической проблемы.

Диапазон опыта представлен перспективным планированием, конспектами непосредственно-образовательной деятельности, дидактическими играми, хороводными играми, подвижными играми, консультациями для родителей.

Теоретическая  база  опыта.

Основные направления патриотического воспитания молодежи в казачьих обществах изложены в «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» и государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы», а также в региональных нормативных документах.

В одном из своих выступлений В.В. Путин дал высокую оценку казачеству, как феномену российской культуры. Он сказал: «История казачества связана с верным служением Родине. Казак всегда был государственным человеком, тружеником, воином, защищающим интересы Отечества. За последние годы много сделано для возрождения казачества, его вековых традиций и самобытной культуры. Уже сегодня можно уверенно констатировать, что российское казачество возродилось, сформировалось как движение, способное решать серьезные и значимые для страны задачи. Российское казачество, сочетая исторические, традиционные формы самоуправления с современными демократическими нормами, с особым укладом жизни и своими обычаями, вносит весомый вклад в строительство новой России».

Анализ современной социально-гуманитарной литературы показывает, что в исследовании казачества в основном превалируют историко-культурологический и политологический аспекты. Стараниями российских ученых-историков сделана немалая работа по становлению истории казачества, прослежены основные этапы и периоды отношений казачества и государства, казачества и российского общества. Свой неоценимый вклад в осмысление этой проблемы внесли А.В. Венков, В.В. Коваленко, И.А. Казарезов, С.А. Кислицын, А.И. Козлов, В.Н. Королев, А.П. Скорик, Р.Г. Тикиджиян, С.В. Черницын. Во многом их работы способствовали процессу культурного возрождения, актуализации социальной инициативы казачьего движения.

Интересные обобщения сделаны в работах Г.Г. Матишова, Н.А. Рыбловой, И.О. Тюменцева, В.П. Трута, в которых, несмотря на превалирование исторического аспекта, раскрываются условия становления современного казачества. Проблемы современного казачьего движения осмысливаются в трудах К.Н. Максимова, О.В. Матвеева, Т.А. Невской. Интересные эвристические выводы содержатся в работах А.А. Сазонова, Н.И. Сухановой, Т.С. Ткаченко.

В основе педагогического опыта лежат идеи М. Б. Кусмарцева. В его работе представлены концептуальные подходы к современному пониманию этнокультурного казачьего компонента в образовании, раскрыты его сущность, содержание и специфика реализации, в общем, и дополнительном образовании детей, деятельности учреждений культуры и молодежной политики, обоснован духовно-нравственный потенциал воспитания казачьей молодежи на героических традициях Сталинградской битвы. Раскрыты пути и средства воспитания на патриотических традициях казачества, актуализировано патриотическое содержание казачьей символики и образа жизни. На основе данного пособия автор опыта разработала перспективное планирование.  

Интересные обобщения сделаны в работахС.Е. Шишов, В.А. Кальней, Г.Н. Юлина, Р.С. Рабаданова, С. И. Артемьева. Сборник состоит из трех разделов и приложений. Первый раздел посвящен истории казачества, второй раздел быту, традициям, обычаям, символике, третий раздел посвящен военной тематике. В приложениях можно ознакомиться с казачьим разговорником, казачьими песнями, а также прочитать поучительные сказки.    Поэтому в работе по ознакомлению с историей и культурой казачества автор опыта на основе данного пособия систематизировала дидактические, подвижные, хороводные игры.

Поскольку главной целью образования является приобщение ребенка к культуре, то и исследование качества процесса приобщения может и должно осуществляться через исследование уровня усвоения личностью ценностей культуры. Проблема исследования ценностных ориентаций личности достаточно глубоко представлена в работах отечественных социологов и психологов: М.И. Бобневой, А.Г. Здравомыслова, Н.И. Лапина, И.О. Мартынюка, Н.Ф. Наумовой, В.Б. Ольшанского, А.А. Ручки. Неслучайно в современной педагогике обращаются к культуре и традициям казачества, а также к накопленному веками, богатейшему опыту народного образования и воспитания.

Новизна опыта.

Новизна опыта заключается в создании системы работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культурному наследию казачества Белогорья.

Раздел II.Технология описания опыта

Цель: формирование знаний о культурном наследии казачества Белогорья ориентированной на высокие нравственные ценности на основе изучения традиций, истории родного края, культурного наследия предков.

Задачи:

  • Повысить интерес детей к истории своего народа.
  • Развивать представления детей об истории развития края, казачества.
  •    Обогатить знания детей об образе жизни людей на Белгородчине в старину, их трудовой деятельности.
  • Знакомить с историей жилища казаков, их домашней утварью.
  • Познакомить дошкольников с одеждой казаков, её назначением, названием, украшением.
  • Приобщать детей к истокам народной культуры: фольклору, песням, танцам.
  • Знакомить детей с народным изобразительным творчеством, рукоделием.
  • Способствовать развитию познавательных способностей, любознательности детей.
  • Воспитывать чувство гордости и уважение к традициям своего народа и любви к родному краю.

Чтобы выполнить поставленную цель и задачи автор опыта начал работу в следующих направлениях:

  • пополнение предметно-развивающей среды в группе;
  • систематизация материала о казачестве, доступного для усвоения детьми дошкольного возраста, используя разнообразные методы работы;
  • привлечение и активизация родителей в духовно-нравственном воспитании дошкольников.

Большим вспомогательным материалом автору опыта по данной теме стали работы педагогов М. Б. Кусмарцева город Волгоград и С.Е. Шишов, В.А. Кальней, Г.Н. Юлина, Р.С. Рабаданова, С. И. Артемьева город Москва. Автором опыта были изучены материалы и проработаны.

Основными принципами работы по ознакомлению дошкольников с историей и культурой казачества стали:

  • учёт возрастных особенностей детей;
  • взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой;
  • принцип психологической комфортности – создание особой предметно – развивающей среды, обеспечивающей эмоционально – комфортные условия образовательного процесса;
  • принцип деятельности – каждое новое задание вводится не в готовом виде, а определяется ребёнком через поисковую деятельность;
  • сотрудничество детей и взрослых;

Началом работы стало проведение диагностики знаний об истории родного края, об образе жизни людей в старину, их трудовой деятельности, о различных видах труда народных ремесел, народной культуре. Были использованы методики П.В. Степанова, Д.В. Григорьева. Результаты диагностики показали, что у дошкольников недостаточно сформированы знания об истории родного края, об образе жизни людей в старину, их трудовой деятельности, о различных видах труда народных ремесел, народной культуре. Полученные данные позволили отметить следующее:

1.Знания об истории родного края:

высокий – 11%, средний – 30%, низкий – 59%.

2.Знания об образе жизни людей в старину:

высокий – 15%, средний – 26%, низкий – 59%,

3.Знания о трудовой деятельности:

высокий – 10%, средний – 32%, низкий – 58%,

4.Знания о различных видах труда народных ремесел:

высокий – 10%, средний – 35%, низкий – 55%,

5.Знания о народной культуре:

высокий – 12%, средний – 31%, низкий – 57%.

Поэтому для систематизации материала по ознакомлению дошкольников с историей казачества автор опыта разработал перспективный план работы, начиная со старшего возраста (Приложение №1).

Автор опыта определил формы работы по знакомству дошкольников с историей казачества:

В старшей группе автор опыта знакомил детей с историческим прошлым родного края, формировал первичные представление о жизни и быте первых переселенцев, развивал интерес к историческому прошлому. Знакомил с жизнью казаков, воспитывал уважение к старшему поколению, познакомил детей с символикой родного края, казачества (герб, флаг); воспитывал патриотизм, уважение к традициям и гордость за свою Родину, познакомил детей с предметами старины, казачьим костюмом, обрядовыми, православными праздниками, играми, народными традициями. Так же автор опыта познакомил детей с заповедями казачества, в которых отражаются воля, отвага, смелость, терпение казаков (Приложение №6).

Неоспоримое значение, имеет четкое построение предметно-развивающей среды. Автором опыта оформлен мини-музей «Казачок (Приложение №3), в котором представлены куклы в женском и мужском казачьих костюмах, макеты казачьей хаты и подворья, изготовлены альбомы, дидактические игры для ознакомления с историей и культурой казачества, бытом, утварью, интерьером казачьей избы. Для обобщения и систематизации знаний детей после бесед и непосредственно-образовательной деятельности автор опыта использует дидактические игры, просмотр видеофильмов. Дидактические игры представляют большие возможности для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. С помощью дидактических игр автор опыта не только передает определенные знания о культуре казачества, но и учит детей играть. Основой для игр детей служат сформированные представления о истории и культуре казачества, дети знакомятся с бытом, утварью, одеждой казаков. Педагог создает условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры. Знания об истории и  культуре казачества автор опыта даёт детям по определённой системе. Так, ознакомление детей с историей и  культурой казачества проходит в такой последовательности: дети знакомятся с символикой родного края, казачества (герб, флаг), с казачьим костюмом, с обрядами. С помощью дидактических игр, автор опыта приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Большую роль автор опыта отводит совместной досуговой деятельности с детьми. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в результате и посредством которого формируется чувство любви к Родине. В совместной деятельности автор опыта использует дидактические игры «Казачья горница», «Что лишнее», «Найди флаг казаков», подвижные «Заря», «Иголка, нитка и узелок», «Ляпка», хороводные игры «Игровая», «Во садике царевна», «Козел» (Приложение №4). С помощью этих игр автор опыта знакомил детей с предметами старины, казачьим обиходом, с казачьей культурой, традициями, обрядами, развивал интерес к историческому прошлому, вызывал желание у детей знакомиться с жизнью казаков, воспитывал уважение к старшему поколению. В повседневной жизни дети с удовольствием играют в народные казачьи  подвижные игры с пропеванием слов, что тренировало речь детей и параллельно знакомило с особенностями народной речи. Дети включались в игры, которые давали возможность им побыть в роли лидера-водящего. Эти игры способствуют раскрытию эмоциональных, интеллектуальных и творческих способностей, развивают гибкость характера, решительность, помогают справиться с трудными ситуациями. Игры развивают у детей коллективизм, чувство симпатии друг к другу, сострадание, дети научились радоваться успехам других.

Автор опыта знакомил дошкольников с православными и обрядовыми праздниками. Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы (Приложение №5). Казаки — активная часть нашего общества. Православие — духовный стержень этого сословия. Этот праздник обладает особой привлекательностью, так как в основе его лежит русский фольклор. Сколько живет человек, столько и живут сказки, пословицы, песни и прибаутки. Празднику предшествует большая подготовительная работа: икону Пресвятой Богородицы дети вместе с воспитателями украшают цветами. Ведущие и дети, одетые в казачьи костюмы поют казачьи  народные песни, водят хороводы, веселятся и играют. Основным содержательным компонентом праздника является рассказ ведущего о чудесной помощи Пресвятой Богородицы жителям Константинополя при нападении войска сарацинов в 910 году. По окончании праздника дети пьют чай из самовара с пирогами и бабушкиным печеньем. Так же дети знакомятся и с другими православными  праздниками  Рождество Христово (Приложение №5). Казаки – глубоко верующий народ. Казак без веры – не казак. Поэтому наше дошкольное учреждение тесно сотрудничает со Спасо – Преображенским  собором. Любим и незабываем для детей этот праздник. Он имеет в нашем детском саду особые давние традиции. Елка к этому празднику украшается по-особому: на ней и угощения, и подарки, и различные сюрпризы. Дети инсценируют Рождественскую сказку о доброй девочке, которая так ждет праздника и готовится к нему вместе с друзьями – лесными жителями. Детские сердечки наполняются радостью в этот день, тем более что под елкой каждого ждет свой «чудесный сапожок» со сладостями.

Народные праздники всегда рассматривались в тесной связи с историей, природой, жизнью казаков. При изучении музыкального фольклора первостепенную роль отводится освоению разнообразия его жанров: исторических, лирических, строевых, шуточных песен. Особое внимание заслуживает обрядовый фольклор, игры народных праздников. Обычаев и традиций много. Одни появляются, другие исчезают, остаются только те, которые наиболее полно отражают бытовые и культурные особенности казаков. Они сохраняются в памяти народа. Наиболее известные праздники, сохранившиеся в том или ином проявлении и до наших дней это «Святки» и «Масленица» (Приложение №5).

 Автор опыта познакомил детей с Казачьими национальными праздниками 17 Мая – День защитника Отечества (День создания казачьих вооруженных сил); 24 Июня – День Казачки Матери. Помня эти даты, отмечая их, казаки отдают Дань павшим, проявляют уважение к предкам, тем самым, сохраняют преемственность поколений, в неразрывной связи деяний,  к их именам. Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков.

Самым важным праздником для дошкольников стал «Посвящение в казачата». Готовились к этому празднику основательно. Разучивали казачьи народные песни, танцы, стихи. Дети произнесли заповеди казачества и получили благословление священнослужителя. В торжественной обстановке в присутствии родителей и казаков дошкольников посвятили в казачата. Как приятно и трогательно было наблюдать за ребятишками, которые старались продемонстрировать атаману свои знания и умения, проявить свои творческие способности, не скрывая чувства радости и восторга. Ещё долго мальчишки вспоминали и рассказывали родителям о том, что они стали настоящими казаками. Проведение данных праздников позволяет детям в полной мере окунуться в историю (Приложение №5).

Автор опыта в старшей группе проводил с детьми беседы, непосредственно-образовательную деятельность (Приложение №2), экскурсии в краеведческий музей, музей истории казаков Белогорья. На непосредственно-образовательной деятельности автор опыта знакомил дошкольников с жизнью, традициями и обычаями казаков, развивал познавательный интерес к истории своего народа, приобщал детей к народным традициям, воспитывал чувство уважения к старшим поколениям, расширял знания детей о казачестве Белогорья, развивал интерес к историческому прошлому, вызывал желание у детей знакомиться с жизнью казаков, знакомил с казачьей одеждой, её назначением, названием, развивал интерес у детей к национальным костюмам, воспитывал желание следовать старинным народным традициям. В процессе непосредственно – образовательной деятельности дети учатся не только понимать и любить свой край, но и заботиться о природе, быть её защитником. Полученные знания ребята отражали в продуктивной деятельности.

Экскурсии в краеведческий музей и в музей истории казаков Белогорья–одно из основных средств развития эмоционально-чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним. При посещении музея дети много узнали нового и интересного о истории и культуре казачества, познакомились с бытом, костюмами казаков, с их песнями, с орудием труда, обычаями, традициями, рассматривали фотографии с изображением семей казаков. В музее истории казаков Белогорья собраны материалы для ознакомления с жизнью казаков. Много интересных фотографий и видеороликов по истории казачества, которые дети с удовольствием смотрели. В настоящее время проводится большая работа по возрождению казачьих традиций, по приобщению детей к культуре своего народа, воспитанию любви к малой Родине. Потеря народных традиций невосполнима: они являются нравственной опорой, служат живительным источником. Только ребёнок с его чистой душой, творческим мышлением, может освоить традиционную культуру своего народа.

Выбранная тема опыта работы подразумевает патриотическое воспитание, любовь к малой Родине, поддержание строгого интереса к прошлому своего народа, привитие патриотических чувств. Каждый день тесно связан с жизнью и культурными традициями былых поколений. Дошкольники хранят старинные вещи. Благодаря национальной культуре, дошкольники узнают, что на кухне должны быть яркие рушники, к празднику – особый наряд. А за столом – хорошее радостное пение застольных песен. Народная культура – полноводная река, из которой проистекают многие наши поступки, мысли и желания. Возрождение обычаев и традиций не возможно без реставрации прежних моральных устоев. Каждый день – день, созданный веками. Он достраивается и украшается прошлым. Все, что нас окружает в настоящем, имеет свои корни в прошлом. Это наша история, наша культура. Это и старался донести до своих воспитанников автор опыта и старался заложить основы отношения  к миру, любовь к своим близким, к родным местам, позже эти чувства перерастут в любовь к Родине.

Автор опыта  в доступной, занимательной, игровой  форме  знакомил своих воспитанников с красотой родного края, с народными традициями и обрядами, давал представление об истории развития края, его заселении казаками, знакомил с интерьером хаты, с казачьей одеждой, с предметами быта и народными ремёслами. В процессе работы развивал детскую любознательность, наблюдательность и интерес к условиям жизни в старину. Дети вначале лишь пассивные слушатели, уже спустя короткое время стали стремиться самостоятельно, находить ответы на возникающие вопросы, сами активно задавали вопросы о том, что их заинтересовало, проводили сравнение. Кроме того тема работы позволяла развивать познавательные и творческие способности детей. До наших дней сохранились обряды, связанные с временами года, с культом урожая, трудом. Они передавались от старших поколений к младшим, от родителей к детям, от дедов к внукам. В них – уклад жизни народа, его доброта, щедрость, почитание отцов и дедов. Не менее важным аспектом работы было развитие творческих способностей детей на непосредственно-образовательной деятельности по изобразительной деятельности, ручному труду, аппликации. Дошкольники знакомились с разнообразными способами плетения, рассматривали и лепили глиняную посуду и предметы обихода, украшали их росписью. На непосредственно-образовательной деятельности по аппликации обогащались знания детей о народных орнаментах, способах создания узора, традиционных элементах народных росписей. Обогащался и музыкальный опыт детей.  Автор опыта  с детьми беседовал о народных песнях, слушал фонограммы,  исполнял некоторые песни на праздниках и развлечениях.

В подготовительной группе автор опыта знакомил детей с пословицами и поговорками, учил понимать их смысл; знакомил детей с фольклорным и музыкальным наследием казачьего народного творчества, расширял словарный запас новыми словами; углублял знания детей о казачьей одежде, её назначении, названии, разных ее частях. Воспитывал уважение к народным традициям, расширял знания детей о казачестве Белогорья.

Реализуя задачи работы, автор опыта решил в подготовительной группе наиболее важно обогатить опыт детей, предоставить им возможность исследовать предметы казачьего быта. Первые шаги в этом направлении показали, насколько это было интересно детям. Держа в руках глиняную посуду: чугунок, крынку, горшок, расписные деревянные ложки, дети с интересом знакомились с ними, рассматривали, удивлялись. А позже и сами приобщились к изготовлению и украшению этих предметов: лепили игрушки, посуду из глины и соленого теста, расписывали ложки, изготавливали бусы, пироги, булки для кукол. Работы детей выставлялись на выставке, что привлекло внимание родителей. Дети с гордостью показывали мамам свои работы, относили их домой. Родные и близкие тоже проявили интерес к рисункам и лепке. Автор опыта считает, что взаимодействие с родителями необходимо, поскольку семья играет весомую роль во всех аспектах воспитания. Дети, получившие знания по краеведению, стремясь удивить родных,с удовольствием и интересом делились новыми впечатлениями дома. Родные включались в обсуждение, рассказывали о чем-то своем. Таким образом, родители становились единомышленниками. Были разработаны консультации для родителей (Приложение №7). Автором опыта и родителями была проделана работа по оформлению макета казачьего подворья, собрана коллекция глиняной посуды. Руками мам была сшита национальная одежда для кукол казака и казачки. Родители, замечая какой интерес и любознательность проявляют дети, старались поддержать их во всех начинаниях, вовлекая бабушек и дедушек. В семейных архивах нашлись старинные фотографии, предметы вышивки, у кого-то имелись книги с красивыми иллюстрациями – родители охотно приносили эти вещи на время в детский сад, чтобы дать возможность познакомиться с ними и другим детям. На развлечениях и досугах родители не только присутствовали, но и принимали непосредственное участие, даже исполняли роли. После ознакомления детей с символикой казаков, автор опыта предложила родителям вместе с детьми придумать герб своей семьи или поселка, где они родились, и где жили их родители. Родители с увлечением и энтузиазмом откликнулись на инициативу. Так же автор опыта познакомил детей с пословицами и поговорками (Приложение №8). В них можно найти взгляд на правду и ложь, на быт и труд. В них отразилась поэтическая история народа. Дети с удовольствием заучивали народные казачьи пословицы, поговорки и затем использовали в своей речи, делая её более яркой и эмоциональной.

Родители с удовольствием рассказывали, что дома дети повторяют пословицы и поговорки, объясняя их смысл, и даже просят самим их придумать. Такая связь с семьей автора опыта очень радовала, знания данные детям на занятиях и в совместной деятельности, находили свое закрепление, расширялись и обогащались в семье. Кроме того укреплялись семейные связи, появлялись общие семейные увлечения, что благоприятно сказывалось на нравственном воспитании детей. Так же в подготовительной группе автор опыта познакомил детей с православным праздником «Святая Пасха». Дети и родители участвуют в выставке яиц «Пасхальная радость». Праздник производит яркое впечатление, как на детей, так и на взрослых, так как полон общей радости и ощущения чуда. Дети христосуются, дарят друг другу крашеные яички, маленькие сувениры, сделанные накануне вместе с воспитателями своими руками. А участники православного кружка радуют всех зрителей Пасхальной сказкой. Конкурсы, викторины, песни, хороводы – всё в этот день веселит участников праздника.

Таким образом, автор опыта  еще раз убедился, что ведет работу в правильном направлении. И задача работы автора опыта – учить детей помнить, на какой земле мы живем, беречь и уважать наследие своего народа – действительно очень важна.

3. Результативность опыта

С целью выявления результативности проведенной автором опыта работы по теме: «Система работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культурному наследию казачества Белогорья» повторно проведена диагностика по методике П.В. Степанова, Д.В. Григорьева.

Уровень усвоения предлагаемого материала по этим критериям определяются на основе бесед с детьми, анализа детских работ, наблюдения за детьми во время непосредственно-образовательной деятельности, свободных видов деятельности.

 Результаты диагностики показали, что уровень знаний детей по ознакомлению с культурой и историей казачества Белогорья 2011-2013 годов значительно вырос. Отмечена положительная динамика показателей. Дети многое узнали об истории родного края, об образе жизни людей в старину, их трудовой деятельности, о различных видах труда народных ремесел, о народной культуре.

Уровень знаний об истории и культуре казачества Белогорья

 2011, 2011 – 2012, 2012 – 2013 учебные годы.

Уровень знаний об истории и культуре казачества Белогорья

2011 - 2012 и 2012 – 2013 учебные годы.

2011

2011-2012

2012-2013

Уровень, %

Уровень, %

Уровень, %

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Знания об истории родного края

11

30

59

20

41

39

32

62

6

Знания об образе жизни людей в старину

15

26

59

25

40

35

32

58

10

Знания о трудовой деятельности

10

32

58

20

35

45

30

58

12

Знания о различных видах труда народных ремесел

10

35

55

22

35

43

32

58

10

Знания о народной культуре

12

31

57

20

40

40

29

60

11

В своей работе автор опыта научил детей восхищаться красотой окружающего мира, заложил ростки любви к родному краю, научил их самостоятельно решать проблемы, возникающие в жизни, познакомил с историей родного края, с образом жизни людей в старину, их трудовой деятельностью, с различными видами труда народных ремесел, с народной культурой, воспитал чувство настоящего патриота, который знает исторические корни своего народа. 

Таким образом, систематическая работа по теме: «Система работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культурному наследию казачества Белогорья» дала положительные результаты, а современное дошкольное учреждение выступает той социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира», воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей « малой Родине».

Библиографический список

1.Абакумов Ю.Н. Методика использования традиций донского казачества в учебно-воспитательном процессе: [При изучении эксперим. блока «Дом-семья» в курсе «Технология» в 5-9 и 10-11 кл. сред. шк.] // Психолого-педагогический сборник. М., 2000. Вып.1. С. 3-16

2.Бажанов Е.А. Казаки. Истоки традиций // Москва. 2010. №2. С. 140-167.

3.Башкатова Н.П. Система патриотического воспитания в народной педагогике казачества: история и современность: автореф. дис…. канд. пед. наук: 13.00.01. Владикавказ, 2005. 22 с.

4.Бондарева Н.И. «Проснулась да станица»: культурно-бытовые традиции чарышского казачества. Барнаул, 2006. С. 11.

5.Борисова Т. Вековые традиции казачества основа воспитания социальной ответственности молодого поколении // Социальная педагогика в России. - 2010. №2. C.33-39.

6.Бородина Е.М. Культура сибирского казачества как субкультура национальной русской культуры // Актуальные проблемы социокультурных исследований: межрег. сб. науч. ст. молодых ученых / КемГУКИ. Кемерово, 2006. Вып. 2. С. 170-175.

7.Визер В.Г. Военно-патриотическое воспитание учащихся на основе этнокультурных традиций русского казачества в России. М.: Интеграция, 2005. 219 с.

8.Возрастносихологический подход консультировании детей и подростков: учебное пособие / Бурменская Г.В. [и др.] Издательство: МПСИ, 2007. 480 с.

9.Володина О. Книга о брате - книга о казачестве // Красная Шория. 2010. 14 октября. С. 8

10.Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк / Выготский Л.С. Психология развития ребенка М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2003. С. 235-327.

11.Воспитательное пространство культуры казачества: реалии XXI века: учеб. - метод. пособие / Краснод. краев. обществ. фонд культуры Куб. казачества; под общ. ред. С.Н. Лукаша. Армавир, 2007. 228 с.

12.Выготский Л.С. Детская психология // Собр. соч.: в 6 т. - М. 1984.-Т. 4.

13.Гавря А.Б. Военно-патриотическое воспитание подростков на традициях казачества Кубани: автореф. дис… кан. пед. наук. СПб.: ВМИРЭ, 2006. 24 с.

14.Глинский Г. Казаками рождаются и становятся // РИО. 2009. №4 (29 января) С. 6

15.Давыдова О.А. Воспитание казака-воина // Русский язык в школе. 2010. №3. С. 60-63.

16.Даньшов С.Н. Духовно-нравственное воспитание учащихся на основе приобщения к традициям казачества Южного Урала: автореф. дис…. канд. пед. наук: 13.00.01. Оренбург, 2006. 25 с.

17.Дорина Л. Край ты мой казачий!: из опыта работы // Дошкольное воспитание. 2008. №8. С. 119-120

18.Жигляева О. В союзе с казачеством // Кемерово. 2010. №26. 25 июня. С. 12

19.Жигунова М.А., Золотова Т.Н. Характерные черты праздничной культуры сибирских казаков // Русский вопрос: история и современность: сб. науч. тр. / под ред. В.М. Бельдиян. Омск: ОмГПУ, 2000. 285 с.

20.Истоки: опыт работы детских казачьих общественных организаций и объединений. Ставрополь: Ставрополь сервис школа, 2001. 230 с.

21.Кабин В. Возрождение казачества. Новокузнецк: Держава, 2010. 83 с.

22.Казачество в истории России: материалы всеросс. науч.-практ. конф. (3-4 окт. 2007 г., Москва) М.: Аспект, 2007. 254 с.

23.Казачество: энциклопедия / редкол.: А.П. Федотов [и др.]. М.: ИНФРА-М, 2003. 396 c.

24.Калашников В. В пространстве казачьего мира // Слово. 2009. №4. С. 76-79. Мациевский Г.О. Основные этапы реализации государственной политики по возрождению российского казачества // Федерализм: Прошлое. Настоящее. Будущее. 2009. №3. С. 163-180.

25.Кусмарцева М. Б. «Сботник образовательных программ и методических рекомендаций»  – Т.1. – Волгоград: Изд-во Волг ГМУ, 2012. – 304 с.

Приложение к опыту

  1. Приложение №1 – Перспективное планирование.

2. Приложение №2 - Разработки непосредственно – образовательной деятельности.

3. Приложение №3 – Мини – музей «Казачок».

4. Приложение №4 – Описание дидактических, подвижных, хороводных игр.

5. Приложение №5 – Сценарии праздников.

6. Приложение №6 – Заповеди казачества.

7. Приложение №7. – Консультации для родителей.

8. Приложение №8. Пословицы и поговорки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела образовательной программы по теме: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к культурному наследию родного края»

Методическая разработка раздела образовательной программы по теме:«Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к культурному наследию родного края»...

Статья «ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ НАРОДОВ ЧУКОТКИ»

До сих пор жизнь, обычaи и культура чукчей, представителей коренных северных нaродов населяющих Чукотку, остаётся загaдкой, потому что прошлое и нaстоящее этого малочисленного народа овеяно таким коли...

ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры».

ВЫСТУПЛЕНИЕ  ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры»....

Презентация обобщения опыта работы по теме «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством расширения представлений о родном крае».

Цель:воспитание патриотических чувств детей дошкольного возраста  на основе  воспитания любви к родному краю, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой св...

Материал из опыта работы конспект коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста «Праздник радости».

Данный конспет коррекционно-развивающей работы поспособствует снижению агрессивности дошкольников, тревожности. Также идёт тренировка  умения распознавать эмоциональное состояние по мимике;поможе...

Доклад воспитателя, сообщение из опыта работы Тема: «Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок»

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знан...