Главные вкладки

    Статья «ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ НАРОДОВ ЧУКОТКИ»
    статья (подготовительная группа) на тему

    Остраница Светлана Евгеньевна

    До сих пор жизнь, обычaи и культура чукчей, представителей коренных северных нaродов населяющих Чукотку, остаётся загaдкой, потому что прошлое и нaстоящее этого малочисленного народа овеяно таким количеством легенд, мифов и противоречивых научных исследовaний, что можно уверенно скaзать: разбирaться в них предстоит ещё долго. В настоящее время идея воспитания патриотизма и гражданственности, стала задачей государственной важности,  приобретая все большее значение.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     «ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ НАРОДОВ ЧУКОТКИ»

         До сих пор жизнь, обычaи и культура чукчей, представителей коренных северных нaродов населяющих Чукотку, остаётся загaдкой, потому что прошлое и нaстоящее этого малочисленного народа овеяно таким количеством легенд, мифов и противоречивых научных исследовaний, что можно уверенно скaзать: разбирaться в них предстоит ещё долго. В настоящее время идея воспитания патриотизма и гражданственности, стала задачей государственной важности,  приобретая все большее значение.

       Под пaтриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричaстности, привязанности к окружающим.
    Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. Сила народной педагогики, народных традиций и обрядов заключается в человечном, добром, гуманном подходе к личности вoспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Так одной из самых эффективных форм педагогического воздействия на личнoсть считается народная сказка. Сказки отображают мировоззрение народа, его нравственно-этические и эстетические принципы, многовековой опыт воспитания подрастающего поколения. Кратко и лаконично выражались идеи нравственного воспитания в народных пословицах и поговорках.

         Многoчисленные обычаи и традиции можно отнести к комплексным формам воздействия на воспитание подрастающего поколения. Народные праздники были настоящим кодексом не писаных норм и обязанностей. Oбряды, oтражающие нравственные устои народа, закрепляющие чувства верности друзьям, развивающие эстетические чувства детей и содержащие в себе многие другие педагогические элементы, ярко представлены в   праздниках.

          Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, несет в себе понятное содержание, которое в простых лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира.

         

             Сущность краеведческой работы наиболее ясно, образно и доходчиво сформулировал русский педагог В.А.Сухомлинский «Самое главное в нашем деле – чтобы в юном сердце жила святыня. Чтобы Отечество, его счастье и могущество, его величие и слава – чтобы все это стало безмерно дорого, незыблемо и непоколебимо, как образ матери и родного отца, как вечное сияние звезд, как прекрасный мир, открывающийся перед глазами человека. Патриотические убеждения, патриотические порывы юной души – вот в чем высокая цель воспитания»1.

              Основополагающей задачей нравственного воспитания в дошкольном возрасте является приобщение дошкольника к отеческому наследию. Нравственные качества личности ребенка не могут возникнуть самостоятельно, они формируются по мере накопления и эмоционального освоения детьми конкретных фактов, и зависит от того, какие были использованы средства и методы воспитания, какие условия были для этого созданы. В работе по воспитанию нравственных качеств личности через формирование патриотических чувств, любви к родному краю, можно выделить несколько этапов: создание благоприятной развивающей среды, ознакомление детей с народным фольклором, знакомство с народными традициями, непосредственное создание системы нравственного и патриотического воспитания, через ознакомление с родным городом, страной, закрепление. Немаловажную роль при реализации работы играет подготовленность педагога к осуществлению процесса формирования нравственных качеств личности средствами патриотического воспитания.

        Таким образом, приобщение детей к национальной культуре народов Севера не должно ограничиваться элементарными географическими сведениями, названиями некоторых предметов быта и национальных праздников. Введение детей в особый, самобытный мир национальной культуры должно осуществляться путем действенного познания, через многообразие форм и методов работы с детьми и воздействие на эмоциональную сферу ребенка

     Метод проектной деятельности позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества.

         Основной целью проектной деятельности является:  ориентирование  детей на организацию личностного познания родного края, его обрядов и традиций, музыкальной культуры от непосредственного восприятия, изучения, ощущения к осмыслению.

        Дети как бы проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество и продуктивную деятельность. Работа направлена на  изучение традиций, обрядов, легенд коренных народов Чукотки, праздников  народов Крайнего Севера, которые, несомненно, являются неотъемлемой частью культурной жизни Чукотского автономного округа,  и частичкой  великой культуры России.

       Современному педагогу не только необходимо знать все то, что связано с региональным компонентом, но и уметь передать детям свои знания, открыть им глаза на народное богатство Севера, привить любовь и уважение к народным ценностям своего региона.

     Для достижения   поставленной цели поставлены задачи:

    прививать воспитанникам чувство любви к природным и культурным ценностям родного края;

    формировать художественный  вкус у дошкольников на основе декоративно-прикладного искусства, использовать все виды народного фольклора: сказки, песенки, пословицы, поговорки, загадки, хороводы,  которые обладают  огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира человека;

    пробуждать в душе каждого ребенка любознательность, чувство красоты, осознание себя частью великого русского народа;

    развивать творчество, фантазию, коммуникативные навыки, познавательную активность детей;

    воспитывать патриотическую гордость, чувство уважения к людям коренных малочисленных народов Севера; гуманное отношение к людям, проживающим  в нашем городе, толерантное отношение к их традициям и культуре.

               В своей практической деятельности,  я стала достаточно активно использовать данный метод, и хочу поделиться опытом своей работы в данном направлении. В современных методических рекомендациях нет четкого указания на то, сколько проектов в год должно быть реализовано. Но, учитывая преемственные связи с начальной школой, я определила для себя, что это должно быть не мене четырех проектов в год. Хотя практика показала, что их может быть и больше.

         Проектная деятельность всегда разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием, поэтому я стараюсь находить нетрадиционные методы воздействия на ребёнка, на его эмоциональную и нравственную сферу

         Использование метода проектов в работе с дошкольниками имеет свою   специфику: мне необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом стараюсь не переусердствовать с опекой и помощью родителей.

     Как  правильно, организовать реализацию проектной деятельности? Самое главное на подготовительном этапе реализации проекта определить наиболее важные моменты направления деятельности: довести до участников проекта важность данной проблемы, подобрать методическую, научно – популярную и художественную литературу,  подобрать демонстрационный  материал по данной теме, создать  в  группе предметно-развивающую среду, способствующую воспитанию нравственно-патриотических качеств, подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой и театрализованной деятельности. Систематизировать картотеку подвижных игр народов Севера, сборник развивающих и дидактических игр. Спроектировать перспективный план мероприятий по образовательным областям в соответствии с ФГОС ДО.

     Социально –коммуникативное развитие.

       Нравственно - патриотическое воспитание носит комплексный характер, пронизывая все виды деятельности дошкольника. Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия в виде объяснения, рассказа, беседы, проектная деятельность.  Но и так же осуществляется в повседневной жизни.

       Важно, что эти формы повышают детскую мыслительную активность. В этом помогают приемы сравнения, вопросы, индивидуальные задания. В своей деятельности  приучаем детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Таким образом, у детей активно совершенствуется нравственное и эстетическое отношение к народным традициям, к национальному наследию.

          Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями, с семьей. Семейные культурные традиции способствуют интериоризации, т.е. переносу внешнего регионального культурного опыта предшествующих поколений во внутренний мир ребенка, формированию базиса личностной культуры дошкольника. Знакомя родителей с проводимой в дошкольном учреждении работой, необходимо возбудить у самих взрослых, особенно молодых, интерес к истории собственной семьи, к тем занятиям, которыми славились представители старшего поколения. Принесенные детьми в группу семейные реликвии – предметы народного творчества – становятся личностно значимыми для дошкольников, т.к. были выполнены или принадлежали родному или близко знакомому ему человеку. Возникает культурная связь поколений в семье, для поддержания которой необходима совместная деятельность детей и родителей, деятельность, наполненная как в эмоциональном, так и в информационно-действенном плане.

         Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. В нашем ДОО реализовывались семейные проекты «Мое генеалогическое древо»,  «Наши семейные традиции»,  «Моя малая Родина»,  «Откуда я родом».

    Реализуя образовательную область  «Художественно-эстетическое развитие», ставим задачи:

       Формировать культуру дошкольников через приобщение музыкального наследия Северного края.

     Закреплять и углублять представления о жанрах музыки северного края, ее средствах выразительности.

    Познакомить с традиционным изобразительным искусством чукчей: орнамент из меха и разноцветного сукна, выполняемый техникой мозаики, и использование его в украшении женской одежды.

    Привлекать детей к драматизации произведений народов Севера, выражению смысла художественного текста во внешних действиях, различным импровизациям.

     Изобразительная деятельность.  

        Рисование орнамента: «Оленьи упряжки»,  «Жилище народов Севера», «Одежда жителей Чукотки»,  «Мой город», «Полярная лиса», «Северные ягоды», «Животные тундры».                               

       Лепка: «Стойбище» (пластилинографика), «Любимые герои из сказок» (животные).  «Северный олень», «Ворон», «Белый медведь», «Корзина с грибами».                          

       Аппликация: «Совушка – сова»,  «Обитатели Чукотки» (животные),

    «Узоры народного орнамента», «Ночной город», «Белый медведь», «Воробей».                            

        Театрализованная деятельность: инсценировка эскимосской сказки «Мышь-хвастунишка», обыгрывание сказки «Айога», чукотской сказки «Как медведь хвост потерял».

       Ознакомление с художественной литературой народов Севера – способствовать развитию интереса к художественной литературе народов Севера, как источнику расширения и культурного обогащения мира ребёнка. Обогатить и расширить знания детей о художественной литературе народов Севера. Развивать способность слушать литературные произведения народов Севера – сказку, рассказ, стихотворение, малые формы поэтического фольклора, эмоционально реагировать на их содержание и следить за развитием сюжета. Привлекать детей к участию в совместном с воспитателем рассказывании  произведений народов Севера. Создавать благоприятную атмосферу для детского словотворчества произведений, поэтического фольклора о жизни народов Севера. Развивать  эмоционально-эстетические чувства, создавать условия для ценностного, социокультурного развития личности. Способствовать развитию творческих способностей дошкольников, самоопределению личности в системе социальных, межличностных отношений к природной, социокультурной среде, по отношению к другим народам, этносам и их ценностям. Сформировать системное представление о Северном крае.

       Игровая деятельность детей (дидактические игры, подвижные, сюжетно-ролевые игры).

       Познакомить детей  с играми народов Севера. Развивать физические качества детей  старшего дошкольного возраста (быстроту двигательной реакции, ловкость, меткость, координацию движений в пространстве). Формировать знания и представления о правилах подвижных игр. Пробуждать  интерес к национальному многоборью, желание реализовать себя в игре. Формирование чувства сопричастности и духовно - нравственного отношения к культурному наследию   малочисленных народов  крайнего Севера.  Воспитание толерантного отношения к другим нациям.  Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, дружеских отношений между собой.  Изготовление картотеки с содержанием подвижных игр народов Севера. Дополнение программы по физическому воспитанию дошкольников играми народов Севера, в процессе интеграции физкультурной работы в познавательный процесс.

    Познавательное развитие - Развивающие игры: «Угадай по описанию», «Что растет на Севере?», «Найди отличия», «Скажи по-другому», «Животные севера», «Чей хвост», «Чей след», «Кто где живет», «Гостеприимные хозяева». Сюжетно-ролевая игра «Едем на оленях». Экологические игры: «Что перепутал художник»,  «Узнай животное по его части», «Собери животное», «Четвёртый лишний», «На что похоже?», «Большой, маленький», «Найди пару». Игровые упражнения: «Каких животных севера вы знаете», «Кто больше назовёт животных» .  

      Презентации: «Животные Севера», «Давайте познакомимся» (о жителях Севера); видеоролики: «Северное сияние», «Где-то на белом свете» (о животных); мультфильмы: «Умка», «Сампо из Лапландии».

    Физическое развитие - подвижные игры: «Переправа», «Перетягивание палки», «Поднимание партнера, «Заячьи прыжки», «Поймай оленя», «Оленья упряжка», «Дорога с препятствием», «Ловкий оленевод», «Важенка и оленята», «Олени и пастух». Физкультминутки,  игры малой подвижности.  Психогимнастика, гимнастика для глаз,  мимика и жесты.

    Работа с родителями - оформление папки-передвижки: «Мифологический жанр», буклет «Загадочный мир Севера» (для совместных занятий с ребёнком дома), Стенд по лексической теме «Жизнь на Севере».                                                                                                                                                                                                                                                                                                  совместная творческая проектная деятельность детей и родителей   в семье на   темы : «Жители Чукотки», «Разные сказки». 

    Совместная творческая деятельность. Поделки из бросового материала: «Мой край». Викторина для детей и родителей -  «О Чукотке я знаю все». Подборка художественной и познавательной литературы совместно с родителями: В.Степанов «Атлас животного мира», И Манивиц Энциклопедия «Арктика и Антарктика», «Почемучка», Г.Меновщиков «Сказки Севера», А.Тамбиев «Живые пути планеты», Розалин Уэйд «Лед», полярная энциклопеция «Арктика-мой дом» (народы севера земли).                                                                                                                        

    Предполагаемые итоги: Принятие навыков нравственного поведения с людьми разных национальностей, в обществе, в быту, в природе, развитие умений: соблюдать традиции родного народа в повседневной жизни и специально организованных этнокультурных мероприятиях; Способствовать развитию навыков к коллективной этнокультурной деятельности (участие в национальных праздниках, в театрализованных  постановках);

    Сформировать культурные ценности, способствующие развитию духовности, нравственно - патриотических позиций, которые определены на уровне человеческих отношений, чувств посредством художественной литературы (коренных)  малочисленных народов Севера;

    Формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм. Воспитание у детей милосердия, сострадания, терпимого отношения к окружающим. Способствование формирования в познавательной и эмоциональной сфере сознания детей образного представления о неповторимости и своеобразии родного края, его истории, национальном характере, его культуре.

          Проектная деятельность в ДОО,  относится к современным педагогическим  технологиям, которые являются инновационными в деятельности образовательных организаций.

        Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т.к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по   проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада.

       Область применения опыта: Предлагаемый опыт адресуется как молодым специалистам, так и педагогам со стажем. Он не является материалом, который необходимо неукоснительно и неизменно внедрять в свою практику. Каждый творческий педагог может распорядиться им по своему усмотрению: внести свои замыслы и задумки, пополнить его своими творческими находками.

    Заключение:   Все выше сказанное, свидетельствует о том, что использование краеведческого материала позволяет решать задачи современного дошкольного образования, помогает детям ощутить и осознать свою принадлежность к своей малой Родине, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом национальные ценности в духовном, материальном и эстетическом плане. Современному педагогу не только необходимо знать все то, что связано с региональным компонентом, но и уметь передать детям свои знания, открыть им глаза на народное богатство Чукотки, привить любовь и уважение к народным ценностям своего региона.


    Библиографический список литературы:

    1. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. – М.: Молодая гвардия, 1998г. – 240с.; Воспитание советского патриотизма у школьников: Из опыта работы сельской школы. Москва: Учпедгиз.;

    2. Игра-путешествие как форма развития познавательной активности детей. Журнал «Дошкольное воспитание», №10, 2004

    3. Синявский Н.И., Власов В.В., Фынтынэ О.А. Игры, состязания и самобытные физические   упражнения народов Севера.

    4. Микляева Н. В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников / Н. В. Микляева. — К.: Сфера, 2013. — 144 с.

    5. ШорыгинаТ.А. Беседы о русском севере: методические рекомендации.–М.,2008

    6. «Почемучка». Детская энциклопедия/Сост.: А.Дитрих, Г.Юрмин,

    Р. Кошурникова. – М,1992.

    7.Флинта В. Животные севера. –М.,2001.

    8. Полярная энциклопедия школьника «Арктика – мой дом». ГУП «Северные просторы», 1999.

    9.NAUKA-RASTUDENT.RU – Идеи патриотического воспитания в         трудах известных советских педагогов. - электронный журнал.

    10. Розалин Уэйд «Лед» (открытия, факты, находки).ООО «Издательская группа «Азбука-Аттикус», Москва «Махаон» 2011г.

    11.Интернет ресурсы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К ХОМУСУ

    Данная тема приобретает особую актуальность в условиях таких поликультурных регионов Российской Федерации, как наша Республика Саха (Якутия), где проблема создания условий для формирования полик...

    Народная кукла, как средство воспитания патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста.

    Одной из приоритетных направлений работы ДОУ является формирование культурно – ценностных ориентаций и приобщение детей в практической деятельности к  декоративно-прикладному и народному художест...

    Описание опыта работы на тему: "Система работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культурному наследию казачества Белогорья"

    Описание опыта работы на тему: "Система работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культурному наследию казачества Белогорья"...

    Методическая разработка раздела образовательной программы по теме: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к культурному наследию родного края»

    Методическая разработка раздела образовательной программы по теме:«Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к культурному наследию родного края»...

    Воспитание нравственно-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным краем

    «С чего начинается Родина? » - с воспитания у ребёнка любви к самому близкому, к родному дому, детскому саду, городу (поселку).Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, потом г...